Разница между деловыми и личными отношениями. Межличностные отношения: виды и особенности

Отношения представляют собой целостную систему избирательных, индивидуальных и сознательных взаимосвязях личности с объективной действительностью, которая включает в себя три основных компонента: отношение к людям, к предметам внешнего мира и к себе.

Межличностные отношения

Термин «межличностные» несет в себе понимание того, что отношения человека и другого индивида имеют взаимную направленность. Межличностные отношения - это система установок ожиданий и ориентаций членов определенной группы относительно друг друга, обусловленных организацией совместной деятельности и базирующиеся на общих представлениях о ценностях и общественных нормах.

Основа межличностных отношений - это усилия партнеров, которые направленные на то, чтобы сделать свое поведение и свои чувства наиболее понятными и приемлемыми для друг друга. Именно действия и чувства создают матрицу отношений, благодаря которой происходит непосредственное общение.

Иногда межличностные отношения следует рассматривать как систему традиционных общепринятых шаблонов поведения, которые не только структурируют общение, но и обеспечивают его обоюдную преемственность между двумя партнерами.

В таких отношениях каждому человеку присуще играть свою межличностную роль, которая влечет за собой четко определенный статус - ряд устойчивых прав и обязанностей. В большинстве случаев, начало внедрения этой роли происходит несознательно: без предварительного анализа и четких решений, партнеры начинают подстраиваться друг под друга. Таким образом, суть явления межличностных отношений - взаимные ориентации индивидов, которые находятся в длительном контакте между собой.

Отношения деловые и личные

Деловые отношения - это такие отношения, общение в которых определяется строго в рамках определяемых задач общего дела и установками руководства. Деловые отношения строго направлены на результат, главной их мотивацией выступает не сам процесс общения, а конечная цель.

Вступая в деловые отношения, человек руководствуется в первую очередь внутренней и внешней дисциплиной, которую может выработать только взрослый сформировавшийся человек. Поэтому дети не вступают в деловые отношения, даже взаимоотношения ребенка и учителя в начальной и средней школе представляют собой личные отношения. Если партнеры установили неформальный характер деловых отношений, то со временем они могут трансформироваться в личные.

Не следует считать, что подобный вид отношений присущ только в работе с коллегами, начальством и т.д. Деловые отношения могут быть установлены и с близкими людьми. Однако предшествует этому диалог, следует обсудить с матерью, мужем, ребенком, почему вы считаете, что установление с ними таких отношений актуально и какая взаимная выгода будет от этого для двух сторон.

Личные отношения - это отношения между близкими людьми, они лишенные оттенка официоза. Такие отношения не подкреплены документально, как часто это бывает в деловых отношениях. Личные отношения - это отношения между родителями и детьми, друзьями, одноклассниками вне стен школы, братьями и сестрами.

Чем различаются деловые и личные отношения? Многим. Форматом общения, его главной целью, задачами и даже возрастными особенностями. Отличий на самом деле очень много. И все они знакомы людям, имеющим даже базовый, минимальный опыт общения.

Особенности деловых отношений

В первую очередь это ясность, точность, а также структурированность речи. Деловое общение осуществляется с определённой целью, а значит и разговор должен вестись по теме - без эмоций, выражений лишних чувств и неуместных взглядов.

Также имеет место быть чужое мнение. В рамках официального общения выслушивают каждого человека и потом уже решают, целесообразно ли использование его идей в работе.

Важнейшим нюансом является пунктуальность. Если человек опаздывает, то он заставляет коллег и партнёров ждать. Это показывает его как безответственного сотрудника и к тому же тормозит весь рабочий процесс, сказывается на деятельности всей команды.

Соответствие статусу - вот ещё чем различаются деловые и личные отношения. Таков этикет. Работник солидной организации должен приходить в офис в костюме, но никак уж не в пляжных сланцах, шортах или короткой юбке.

О личных отношениях

Теперь можно вкратце рассказать и о них. Особый эмоциональный контакт - вот чем различаются деловые и личные отношения. В первом случае он, как правило, отсутствует. А вот в личном аспекте без него никак не обойтись. Сюда можно отнести дружбу, любовь, отношения между детьми и родителями, приятелями по виртуальной переписке и т. д.

На характер личных отношений влияет огромное количество факторов. Вот лишь малая их часть:

  • Индивидуальные особенности каждого оппонента.
  • Специфика мировоззрения.
  • Ценностные ориентиры.
  • Принадлежность к определённой культуре.
  • Коммуникативные навыки и предрасположенность к социальному контакту.
  • Обстоятельства.

Всё это формирует отношение людей друг к другу, взаимную симпатию или неприязнь, а также определяет перспективу их связи. Здесь всё естественно. Личные отношения устанавливаются словно сами по себе, не нарушая внутреннего комфорта человека. Если люди не ладят, они могут закончить общение. А вот деловым партнёрам и коллегам в большинстве случаев приходится продолжать контакт вне зависимости от их неприязни.

Примеры

Они встречаются повсеместно. Примеры деловых и личных отношений сопровождают нас постоянно. Начальник вызывает подчинённого к себе в кабинет, чтобы пообщаться по поводу его повышения - вот и ситуация, демонстрирующая первый случай. На лицо деловые отношения. Сюда же можно отнести и процесс заключения партнёрства или трудового контракта. Даже покупатель в магазине, общаясь с продавцом-консультантом, осуществляет деловые отношения. Потому что у их диалога есть цель - осуществление купли-продажи товара. Каждый деловой контакт приводит к конкретному результату.

У личных отношений тоже есть цель. Но она более возвышенная, поскольку речь идёт о получении участниками подобного контакта радости от взаимного общения. Две подруги встречаются вечером в баре, чтобы обсудить события последних дней - это уже личностный аспект. Точно так же, как и общение мужа и жены, парня и девушки, родителей и детей.

Заключение

Итак, выше было вкратце сказано о том, чем различаются деловые и личные отношения. Теперь можно подытожить выводы. Удобным способом станет краткая сравнительная таблица «Деловые и личные отношения». В ней тоже отмечены лишь основные, наиболее значимые нюансы.

Деловое общение - форма коммуникационного взаимодействия во имя получения взаимовыгодных результатов. Личное носит избирательный характер, при котором на первое место выходит эмоциональное отношение к партнёру.

Каждый человек – это личность, которая отличается от остальных индивидуумов системой жизненных ценностей, принципов, моральных устоев, взглядами на жизнь и приоритетами. Человек является личностью только тогда, когда он обитает в социуме, общается, встречается, знакомится и развивается вместе с другими людьми, которые его окружают. Взаимосвязь человека с другими личностями и умение читать людей по невербальным признакам , устанавливать контакт с ними (какие-то чувства, эмоции, вызывать интерес и т.д.) называется межличностными . Другими словами, межличностные отношения – это взаимосвязь одного человека с другим, или с целой группой людей.

Классификация межличностных отношений

Жизнь каждого человека многогранна, из-за чего и взаимоотношения в социуме бывают разные. В зависимости от ситуации и других многочисленных факторов межличностные связи классифицируют по нескольким признакам и разделяют их на такие типы межличностных отношений:

  • формальные и неформальные;
  • личные и деловые (профессиональные);
  • эмоциональные и рациональные (практичные);
  • паритетные и субординационные.

Перед тем как подробно изучить каждый тип отношений, мы хотим порекомендовать современные техники достижения психологии в построении взаимоотношений в различных сферах. Овладев этими психологическими техниками вы сможете легко взаимодействовать с людьми и выстраивать взаимоотношения.

Личные отношения

Особую нишу в жизни человека занимают личные взаимосвязи. В первую очередь — любовь. Бестселлер Марины Комисаровой «Любовь. Секрты разморозки» помог сотням людей выйти из кризиса личных отношений.

Также к личным отношениям следует отнести:

  • приязнь;
  • неприязнь;
  • дружбу;
  • уважение;
  • презрение;
  • симпатию;
  • антипатию;
  • вражду;
  • любовь;
  • влюбленность и др.

К этой категории межличностных связей относят те, которые складываются между индивидуумами помимо сферы их совместной деятельности. Например, человек может нравиться как специалист и в своем деле, но как личность он вызывает неприязнь и осуждение со стороны его коллег. Или же наоборот, человек – душа компании, его все любят и уважают, но на работе он безответственный и несерьезно относится к своим обязанностям, за что вызывает волну негодования у начальства и в коллективе.

Деловые отношения

Под деловыми (профессиональными) контактами понимают те, которые складываются на почве совместной деятельности и профессиональных интересов. Например, люди вместе работают и общий интерес у них – их работа. Ученики учатся в одном классе – общее у них школьная программа, одноклассники, учителя и школа в целом. Такие взаимосвязи складываются независимо от личных межличностных контактов, то есть можно даже никак не контактировать с человеком (не общаться и не испытывать никаких чувств по отношению к нему), но при этом наличие деловых связей не исключается, поскольку эти люди продолжают вместе учиться или работать. Особенно ценится умение поддерживать отношения в стрессовых ситуациях, когда общаться приходится с неадекватными людьми, ведь никто из нас не застрахован от этого. Есть прекрасная книга Марка Гоулстона о том, что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни . В ней вы найдете методики и советы, которые помогут вам контролировать общение с неадекватными людьми, исключить ненужные конфликты.

Основой делового типа взаимосвязей является распределение обязанностей между каждым членом коллектива (рабочего, творческого, учебного и др.).

Рациональные отношения

Рациональные взаимоотношения выстраиваются тогда, когда одна из сторон, или обе стороны имеют цель извлечь определенную пользу из этих отношений. Основой рациональных связей является здравый смысл, расчет. При этом можно использовать различные техники и знания. Например такие как сторителлинг.

Эмоциональные отношения

Эмоциональные контакты складываются в компании или группе людей на почве эмоций и чувств, которые возникают у них друг к другу. Только в редких исключительных случаях в таких взаимосвязях присутствует объективная оценка личностных качеств, поэтому эмоциональные и рациональные взаимоотношения индивидуумов часто не совпадают. Можно испытывать неприязнь к человеку, но при этом «дружить» с ним ради определенной выгоды.

Паритетные и субординационные взаимоотношения

Контакты двух или группы людей, которые выстраиваются по принципу равноправия, называются паритетными . Полной противоположностью таковых являются субординационные связи. Под ними понимают такие, в которых одна сторона имеет более высокое положение, социальный статус, должность, а также больше возможностей, прав и полномочий по отношению к другой стороне. Данный тип взаимосвязей складывается между начальником и подчиненными, между учителем и учениками, родителями и детьми и т.д. В то же время межличностные контакты внутри коллектива (между работниками, учениками, братьями и сестрами) относятся к паритетному типу.

Формальные и неформальные взаимоотношения

Можно разделить на два типы межличностных отношений: формальные и неформальные. Формальные (официальные) связи складываются на правовой основе и регламентируются законодательством, а также всевозможными уставами, порядками, инструкциями, указами и т.д. Такие взаимосвязи строятся независимо от личных чувств и эмоций. Как правило, такие отношения оформляются договором или соглашением в установленном законодательством письменном виде. Формальные взаимоотношения могут быть паритетными (между членами коллектива) и субординационными (между начальством и подчиненными), деловыми и рациональными.

Неформальные (неофициальные) межличностные отношения складываются без всяких законодательных ограничений и на основе личных интересов и предпочтений. Они могут быть как рациональными, так и эмоциональными, а также паритетными, субординационными, личными и даже деловыми. По сути официальные и неформальные межличностные контакты это практически то самое, что и личные и деловые взаимоотношения. Но здесь проходит тонкая грань, которую в большинстве случаев сложно определить, поскольку один тип связей накладывается на другой, третий и так дальше. Например, взаимоотношения между начальником и подчиненным. Между ними могут в одночасье быть такие виды контактов:

  • деловые (работодатель и работник);
  • формальные (работник обязан выполнять свои должностные обязанности, а работодатель оплачивать ему его труд, что регламентировано договором о приеме на работу);
  • субординационные (работник находится в подчинении своего работодателя и обязан выполнять его указания);
  • личные (приязнь, дружба, симпатия);
  • паритетные (работодатель может быть родственником или близким другом своего работника);
  • рациональные (работник вступает в эту взаимосвязь ради собственной выгоды – заработной платы);
  • эмоциональные (начальник хороший человек и очень нравится работнику).

Все типы личностных связей в реальной жизни между конкретным человеком и окружающими тесно переплетаются, чем усложняют процесс проведения четких границ между ними.

Чувства и их роль в отношениях

Каждые взаимоотношения выстраиваются на основании определенных чувств, которые могут быть как положительными (симпатия), так и отрицательными (антипатия). Сначала формируется чувства и эмоции, вызваны внешними данными нового знакомого, и только потом начинают формироваться определенные чувства к его , его внутренней сущности. Неформальные отношения между людьми часто складываются на чувствах, которые далеки от объективности. Искажают мнение одного индивидуума о втором, что может существенно повлиять на набор чувств, являются следующие факторы:

  • отсутствие способности различать истинные намерения и мотивацию других людей;
  • неумение объективно и трезво оценивать положение дел и самочувствие своего собеседника или просто нового знакомого в момент наблюдения за его поведением;
  • наличие у человека предубеждений, установок, навязанных самостоятельно или обществом;
  • наличие стереотипов, которые мешают разглядеть истинную натуру человека (он нищий – он плохой, или все женщины меркантильны, а мужчины полигамны и что-то в этом роде);
  • форсирование событий и стремление сформировать окончательное мнение о человеке так и не разобравшись до конца и не узнав, какой он на самом деле;
  • неумение принимать и считаться с чужим мнением и нежелание это делать в принципе.

Гармоничные и здоровые межличностные взаимосвязи выстраиваются только в том случае, когда каждая сторона способна отвечать взаимностью, сочувствовать, радоваться за другого, сопереживать. Такие контакты отдельных личностей достигают наивысших форм развития.

Формы межличностных отношений

Все отношения начинаются с общения. Умение договариваться с другими людьми в современном мире – залог успеха в любой сфере жизни. Искусство общения основано на четырех законах. Книга «Мастер коммуникации: четыре важнейших закона общения» поможет вам обучиться эффективному взаимодействию с людьми в самых разных ситуациях.

Испытывает человек симпатию или антипатию к другому человеку или группе людей, зависит исключительно от его способности принять их такими, какими они являются, и понять их мотив и логику.

Существует несколько стадий (форм) формирования межличностных контактов:

  • Знакомство друг с другом. Данный этап состоит из трех уровней: 1 – человек узнает другого в лицо; 2 – обе стороны узнают друг друга и приветствуются при встрече; 3 – приветствуются и имеют общие темы и интересы.
  • Приятельство (проявление симпатии с обеих сторон и взаимного интереса);
  • Товарищество (деловые отношения, выстроенные на наличии общих целей и интересов (работа, учеба));
  • Дружба;
  • Любовь (является наивысшей формой межличностных взаимосвязей).

Человек – личность, которая рождается, в социуме. Каждое общество имеет свои моральные устои, определенные правила, предрассудки и стереотипы. На формирование личности в первую очередь оказывает влияние то общество, в котором человек обитает. От этого зависит и то, как складываются отношения в обществе.

Важными факторами в определении типа взаимоотношений в компании из двух и больше личностей являются не только их принадлежность к определенному обществу, но и пол, возраст, профессия, национальность, социальный статус и другие. В тоже время по системе Эрика Берна , человек в зрелом возрасте в состоянии управлять природой своего общения. И это является интересным психологическим развитием, помогающим понять себя и других.

Личные отношения - это чувства которые испытывают люди друг к другу. В основном чувства при общении бывают положительные (симпатии) или отрицательные (антипатии).
Симпатия (греч. sympatheia- «внутреннее расположение, влечение») - чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности человека к другим людям.
Антипатия (греч. antipatheia, от anti против, и pathos страсть) - чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо. Противоположно симпатии. Антипатия, как и симпатия, является во многом безотчётным чувством и не обусловливается волевым решением, но она может возникать и сознательно, в результате моральной оценки по отношению к тем людям, существам или явлениям, которые порицает принятая в данном обществе система взглядов.
Антипатия имеет своим источником представление о вредности, опасности, уродстве, неполноценности объекта антипатии, приобретённое личным или наследственным опытом или же привитое воспитанием. В основе этого чувства может лежать также особая возбудимость нервной системы индивидуума (см. Идиосинкразия).
Наследственная или приобретённая антипатия человека и животных к тем или иным предметам часто имеет инстинктивную или рефлекторную природу и, по мнению некоторых авторов, связана с задачей самосохранения индивидуума, биологического вида, группы или этноса.
В социологии и психологии антипатия, как и симпатия, служит одним из мотивационных регуляторов межличностных и межгрупповых взаимоотношений. При этом чувства приязни и неприязни могут быть более или менее независимыми или даже взаимодополнительными, то есть закономерно сочетаться в эмоциональном отношении к другому человеку (выраженность одного полюса с одновременной выраженностью противоположного)[Википедия].
Возникновение симпатий или антипатий зависит от:
* привлекательности физической;
* сходства и похожести;
* характера, умения, успешности в различных видах деятельности;
* совместного труда, действия на пользу другого;
* уважительного отношения к другому.
Внешность, физическая привлекательность
Если внешние черты человека нам приятны, то мы невольно симпатизируем ему. Он воспринимается нами за внешние физически красивые качества, а люди неряшливые, неопрятные чаще вызывают антипатию.
Сходство, похожесть
Сходство и похожесть бывает внешняя и внутренняя.
Сходство внешнее - тот же возраст, пол, культурный уровень, материальная обеспеченность.
Внутреннее сходство - общность интересов, взглядов, ценностей, норм поведения, черт характера.
"Непохожесть" человека на других мешает нам понять его и почувствовать к нему симпатию. За "непохожесть" человека, ему часто навешивают обидные прозвища и ярлыки.
Качества характера, умения
При вступлении в отношения с другими на закрепление симпатий влияют различные качества характера, успешность в различных видах деятельности, умения, увлечения. Они делают человека привлекательным для окружающих. Если человек расположен к другим, отзывчив, внимателен, добр и умеет иногда уступать другим, то он вызывает у них наибольшую симпатию.
Антипатию и настороженность, напротив, вызывают скованные, робкие, застенчивые, не уверенные в себе люди.
Психологи попросили школьников описать, какие ребята вызывают у них наибольшую антипатию. И вот, что получилось.
"Победитель" - тот, кто без всяких веских оснований считает. что он всегда и во всем должен быть первым.
"Самый красивый" ("первая красавица") - тот, кого больше всего на свете занимает вопрос: "Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?"
"Богач" - тот, кто считает: "Могу всё купить и продать. Я лучше всех, потому, что у меня больше денег".
"Хулиган" - "Мне нравится чувствовать беззащитность других".
"Самоуверенный" - "Я всегда прав!"
"Подлиза" - "Я буду делать только то, что нравится другим!"
" Слабак, тихоня" - "Не трогай меня, я маленький и слабый!"
"Плакса, ябеда" - "Я буду жаловаться взрослым"
Все описанные ребята сосредоточены на себе, думают только о себе, не считаются с окружающими, ради достижений своих целей могут использовать других людей. Они постоянно
демонстрируют, что они лучше других - умнее\. красивее; другие - что они хуже (слабее, беззащитнее), чем другие. И то и другое окружающим не нравится, вызывают антипатию.
Совместный труд, действия на пользу другого
Общее дело лучше всего объединяет людей. Общие, совместные и особенно деловые отношения создают благоприятные условия для формирования у людей умения согласовывать свои действия, помогать друг другу особенно если они полезны лично каждому.
В мультфильме "Зима в Простоквашино" кот Матроскин объясняет так:"Потому что совместный труд - для моей пользы - объединяет".
Ленивые и неумехи вызывают у нас антипатию.
Уважительное отношение к другому
Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального.
Уважение - одно из важнейших требований нравственности. В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям. Уважение предполагает свободу, доверие. Подавление этих требований является нарушением уважения. Однако смысл этих качеств, из которых складывается уважение, определяется характером общества и принятыми парадигмами. Понимание прав человека, свободы, равенства в разные века было совершенно разным. Согласно словарю по этике под редакцией И. Кона наибольшие возможности для глубокого уважения, устранения эксплуатации, а также условия для наивысшей меры реальной свободы личности даёт коммунистическая формация.
По Канту уважение устанавливает норму человеческих отношений даже в большей мере, чем симпатия. Только на основе уважения может появиться взаимопонимание.
Также уважение - это моральный долг и единственная правильная позиция человека перед лицом всего ценного, перед лицом любого человека (Википедия).
Доброжелательность - осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность - то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага...
Если люди относятся к нам доброжелательно, уважительно. Если всё это проявляется у человека в мимике, поведении, поступках - это вызывает у нас симпатию.
Антипатию вызывают у нас люди безразличные, недоброжелательные.
При доброжелательности человек:
* смотрит прямо на человека, взгляд выражает приветливость;
* тепло сердечно улыбается;
* садится близко;
* выражает заинтересованность в том, что нравится и чем увлечен человек;
* возможны дружеские потасовки;
* слушает внимательно;
* высказывает одобряющие, понимающие суждения;
* лицо доброжелательное открытое;
* жесты спокойные, приветливые, выражающие отношение к собеседнику (1,с.110-111).
Литература:
1. Психология. 4 класс. А.Д.Андрева, И.В.Дубровина,Д.В.Лубовская, А.М.Прихожан. Воронеж: Модек,2001.

Дружба
Материал Каждому из нас нужны друзья, каждый ценит дружеские отношения, но в науке феномен "дружба" и "дружеские отношения" изучен пока плохо. Лучше всего его разобрал, пожалуй, Игорь Семенович Кон, который даже написал книгу, под названием «Дружба». Она вышла ещё в 70-ых годах.
Если говорить в целом, то дружба - это «неполовой брак». В том смысле, что люди не женятся друг на друге, но все остальные отношения, за вычетом сексуальных, у них остаются. Это помощь, поддержка, преданность, интерес друг к другу, совместное времяпрепровождение. При этом в браке этого бывает больше, а в дружбе часто интереснее и лучше. Дружба - это удовлетворение наших потребностей в участии, поддержке, в разделении своих впечатлений.
Дружеские отношения могут быть между людьми близкими и нет, друзьями и приятелями. А могут между ними - и не быть.

Разные люди вкладывают в слово Друзья и Друг разное содержание. Друзей не стоит путать только с приятелями. Приятели - это люди с которыми можно весело провести
время, но не более того. Они отличаются от друзей тем, что у друзей можно попросить помощи в трудную минуту, а у приятелей - нет. Нужные люди нужны, полезные контакты полезны, но это совсем не то же, что друзья. Отдельный разговор о том, что такое Настоящий друг в отличие от просто друга. Одно можно сказать с уверенностью: хорошие друзья достаются тому, кто сам умеет быть хорошим другом.
Почему люди дружат и Зачем люди дружат?
У большинства людей их дружба отвечает на вопрос "Почему": они дружат потому что… Смотри Основы дружбы. Некоторые люди дружат для того, чтобы, у их дружбы есть смысл и цель.
Дружбы бывают правильные, перспективные и лишние.
Отсутствие друга или дружбы с кем-либо вообще обычно говорит о личностном неблагополучии и создает предпосылки для личностного неблагополучия.
Круг друзей

Круг друзей - это вопрос и о количестве, и о качестве друзей. Выбор друзей - важнейшая жизненная задача, от которой зависит очень многое в судьбе каждого. «Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты».
Дружба между мужчиной и женщиной

Дружба между мужчиной и женщиной возможна, но очень часто мужчина рядом с женщиной только прикидывается ее другом, имея на нее совсем другие виды;. Если вы любите друг друга, то учитесь при этом дружить. Трудно говорить, что люди любят друг друга, если отношения между ними нельзя назвать дружескими. Хорошая дружба - основа настоящей любви.
Если вы дружите, то много раз подумайте, прежде чем вносить в ваши отношения любовь и секс. Традиционное представление о дружеских отношениях исключает выраженность сексуального влечения, и в нашей культуре внесение любовных и сексуальных отношений в дружеские является опасным моментом.
Женская дружба
То, что между женщинами не может быть дружбы - миф. Другое дело, что если между женщинами встает мужчина, который нравится обеим, это женская дружба обычно не выдерживает.
Друзья и деньги
Как решить с друзьями денежные вопросы? Можно ли использовать друзей?
Дружба: глупости и мифы

Глупости и мифы, связанные с понятием «дружба»:
«Настоящая, верная, мужская дружба» (это понятие легло в основу многих литературных произведений), в основе которой лежат доверие и верность обязательствам до самопожертвования. Дружба между мужчинами противопоставляется отношениям между женщинами, где, как считается, настоящая дружба невозможна.
Противопоставление «дружбы» и «любви». Считается, что любовь исключает дружбу, а дружба исключает любовь

Целесообразность: на что работает дружба

Целесообразность дружбы - отношение дружбы к жизненным целям. Как, например, дружба с конкретным человеком (или, например, с группой одноклассников) работает на цели моей жизни?
У вас уже есть ваши цели на год, три и пять лет. Ваши цели записаны. Посмотрите, в какую графу, под какую цель и задачу подходит дружба с этим человеком? А с этим? Если не подходит ни под одну из целей, у вас по крайней мере два варианта: либо сформулировать это как самостоятельную цель: «продолжать дружить с N в том объеме и с той периодичностью, какая нужна N», либо пересмотреть необходимость этой дружбы.
Возможно, хотя бы изменить ее характер: продолжать приятно встречаться, но не в баре, а в спортзале.

Везде, где живет и трудится человек, где он общается с другими людьми, у него возникают с ними самые разнообразные отношения: от случайных, незначительных до длительных, устойчивых, от сугубо формальных до дружеских, интимных. Взаимоотношения можно разделить на две группы: официальные (служебные, деловые) и личные (приятельские, товарищеские, дружеские). Деловые отношения обусловлены производственной, учебной, общественной деятельностью и ее социальными рамками: учитель- ученик, начальник-подчиненный, врач - пациент и т. п. Личные взаимоотношения также могут возникать на основе какой-нибудь конкретной деятельности.

Отношения первой группы регулируются правовыми и (в меньшей мере) моральными нормами. Среди моральных здесь играют роль прежде всего те, которые вытекают из требований служебного долга. Личные же отношения регулируются главным образом моральными нормами и обусловлены, как правило, общностью интересов, взаимными симпатиями, чувством уважения. В значительной мере они зависят от личностных особенностей людей.

В реальной жизни эти две группы взаимоотношений резко не разграничены. Так, например, в любом классе существуют две системы отношений между учащимися. Во-первых, система ответственной зависимости , или деловые взаимоотношения (староста, комсорг и т. п.), и, во-вторых, система дружеских, или просто приятельских, взаимоотношений. Эти две системы взаимосвязаны, переплетаются между собой, но полностью не совпадают.

Различны и требования, которые предъявляют друг другу участники того или иного вида отношений, различны и мотивы выбора, например старосты класса или приятеля. Так, староста обязательно должен быть исполнительным, организованным и в достаточной мере требовательным. Популярность же ученика в классе в системе личных взаимоотношений определяется обычно теми качествами и свойствами личности, которые высоко ценятся в данной группе.

От чего зависит популярность ученика в системе личных взаимоотношений класса? Исследования психологов позволили выявить разные параметры, которые влияют на степень популярности того или иного ученика в классе. Это прежде всего особенности личности и характера детей. Так, например, «коллективисты», т. е. ученики, имеющие общественную, коллективистическую направленность, более признаны в классе вне зависимости от занимаемого ими положения в системе деловых взаимоотношений, чем «эгоисты», ученики с эгоистической направленностью. Люди более уравновешенные, спокойные, доброжелательные могут рассчитывать на большее признание себя в коллективе. Естественно, что значимость того или иного критерия меняется с возрастом учеников, неодинакова у девочек и мальчиков. В младших классах большое влияние на положение ученика в классе оказывает его успеваемость, дисциплина, а также внешний вид. В старших классах- это интеллектуальные качества, эрудиция, а иногда сила и ловкость (у мальчиков), внешние данные (у девочек), наличие (или отсутствие) модных и престижных вещей.

Психологами выявлена еще одна закономерность: чем больше ученик ценит свой класс, тем более высокое место он занимает в системе личных отношений, т. е. коллектив как бы возвращает ему его высокую оценку класса. Часто по тому, кто популярен в данной группе, можно судить о ценностях, принятых в ней. Так, в классе, не ориентированном на духовные ценности, могут быть популярны ученики, обладающие престижными вещами.

В основе личных (приятельских, дружеских) взаимоотношений лежит прежде всего симпатия (антипатия) людей, вступающих в такие избирательные, неофициальные отношения. С чем же связана и на основе чего возникает взаимная привлекательность людей?

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень,
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились, потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Ну, а что же говорит сейчас наука по этому поводу? Воспользуемся некоторыми данными, которые приводит в своей книге «Межличностные отношения» ленинградский психолог Н. Н. Обозов. Прежде всего следует сказать, что возникновение межличностной привлекательности - это только первая фаза отношений между людьми. Такие отношения называют «приятельскими», они ни к чему не обязывают и могут долго сохраняться, не переходя в более глубокие, интимные отношения - дружеские, любовные. А на вопрос, что притягивает - отталкивает двух людей: подобие, сходство или различие,- нет (и, наверное, не может быть) однозначного ответа; смотря в чем сходство, в чем различие, какова ситуация общения. Результаты многочисленных исследований позволяют выделить некоторые факторы, которые могут способствовать возникновению симпатии - антипатии. Во-первых, большое значение имеет, в какой «обстановке» происходит взаимодействие людей - в ситуации сотрудничества или соперничества. Первая ситуация ведет к росту привлекательности другого человека, способствует возникновению более глубокой и устойчивой симпатии, вторая ситуация, соответственно, снижает вероятность появления межличностной привлекательности. Далее, существенное влияние оказывает совпадение ценностных ориентаций (т. е. центральных, главных интересов, взглядов, принципов, установок). Очень большая роль принадлежит характеру представления человека о самом себе и о другом: это и правильное восприятие положительных и отрицательных черт характера, сходство в оценке главных и различия в оценке второстепенных качест в в представлениях о себе и т. п. О том, насколько неоднозначно влияние сходства - различия для возникновения и сохранения чувства симпатии - антипатии говорят следующие данные.

Сочетания в дружеских парах Сочетания во взаимоотвергающих парах, испытывающих неприязнь и антипатию
1 Нормативный и слабо ориентированный на нормы 1 Пара одинаково нормативных
2 Пара с одинаковой мотивационной напряженностью 2 Пара с разной мотивационной напряженностью
3 Озабоченный и озабоченный или беспечный и беспечный 3 Озабоченный и беспечный
4 Пара с одинаковой утонченностью или реалистичностью 4 Утонченный и реалистичный Тревожный и уверенный в себе
5 Пара с одинаковой степенью тревожности 5
6 Пара с одинаковой эмоциональной и поведенческой неустойчивостью 6 Эмоционально зрелый и эмоционально неустойчивый в поведении

Так же неоднозначно влияние сходства - различия в темпераментах людей. Как известно, особенности нервной системы и, соответственно, особенности темперамента существенно влияют на характер общения. Так, например, свойство подвижность - инертность следующим образом сочетается с особенностями общения.

С подвижным типом нервной системы С инертным типом нервной системы
1. Быстрота установления социального контакта 1. Медленность установления социального контакта
2. Изменчивость, неустойчивость контактов 2. Постоянство отношений
3. Быстрота реагирования на поведение общающегося человека 3. Замедленность реакций на поведение общающегося человека
4. Инициативность в образовании отношений и в общении 4. Низкая активность, инертность в установлении контактов
5. Широта круга общения 5. Узость круга общения

Если сравнить соотношение особенностей темперамента людей в дружеских парах (т. е. там, где симпатии друг к другу устойчивы и глубоки) и взаимоотвергающих парах (с устойчивой антипатией), то выявится достаточно сложная и неоднозначная зависимость. Наиболее широкий диапазон сочетаний с другими типами темперамента дают меланхолики: они могут хорошо дружить и с сангвиниками, и с флегматиками, и с себе подобными меланхоликами. Антипатии чаще возникают в парах холерик - холерик, сангвиник - сангвиник, но ее практически не бывает в парах флегматик- флегматик.

Таким образом, даже эти краткие сведения показывают, что межличностная привлекательность, которая является необходимым условием появления и сохранения приятельских, дружеских взаимоотношений, возникает в силу весьма разнообразных причин, находящихся друг с другом в сложных сочетаниях. Поэтому можно твердо сказать, что ни одна из особенностей человека (и тем более ни одна из сторон его темперамента) не является препятствием для установления дружеских взаимоотношений, для нормального, удовлетворяющего человека общения с другими людьми.