Дагестанская сказка: Храбрый мальчик. Театрализованное представление в средней группе. Дагестанская народная сказка «Храбрый мальчик» Видео

(cредняя группа)

Программное содержание:

Познакомить детей с дагестанской народной сказкой «Храбрый мальчик». Учить определять жанр произведения. Развивать связную речь. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, смелость, любовь к Родине. Учить передавать эпизод из прочитанной сказки. Доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения. Совершенствовать технические приёмы и навыки рисования карандашами.

Материалы к занятию:

Книга с иллюстрациями, альбомный лист, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о сказках. Кто знает, что такое сказка?

Ответы детей.

Воспитатель: Назовите сказки, которые вы знаете.

Ответы детей.

Воспитатель: В сказочных историях случаются разные необыкновенные события. А герои бывают трусливые и наоборот храбрые. Ребята, а кто из вас считает себя храбрым и почему? Какой храбрый поступок вы когда ни будь совершали?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте дети обсудим одну проблемную ситуацию. Вот представьте себе: вы гуляли на улице и вдруг увидели птенца, выпавшего из гнезда. Как вы с ним поступите?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете, что есть дагестанская народная сказка про храброго мальчика. Она так и называется « Храбрый мальчик». И сегодня мы познакомимся с ней. Воспитатель читает сказку.

Физминутка.

Воспитатель: Ребята, о ком говорится в этой сказке?

Ответы детей.

Воспитатель: Кто главный герой?

Ответы детей.

Воспитатель: Что произошло с мальчиком в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: Что он увидел, когда лёг отдохнуть?

Ответы детей.

Воспитатель: Какое чувство испытал мальчик, когда увидел змею?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему он решил помочь птенцам?

Ответы детей.

Воспитатель: Как мальчик помог птенцам?

Ответы детей.

Воспитатель: Кто может напомнить мне и рассказать эту историю?

Рассказы детей.

Воспитатель: Что можно сказать о мальчике? Какой он был?

Ответы детей.

Воспитатель: Легко ли досталась победа мальчику?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему чудо-птица не убила мальчика?

Ответы детей.

Воспитатель: Как чудо-птица отблагодарила мальчика?

Ответы детей.

Воспитатель: В каких словах выражена главная мысль сказки: «Будь….» (всегда таким, как сейчас, т.е будь всегда храбрым).

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а вам понравилась эта сказка и чему она нас учит?

Ответы детей.

Воспитатель: А все-таки хорошо, что сказка так закончилась, как мы прочитали. А теперь я вам предлагаю взять карандаши и нарисовать наиболее понравившийся вам сюжет из сказки про храброго мальчика.

Ответы детей.

Воспитатель: А Когда вы нарисуете, т.е в конце нашего занятия, мы все вместе рассмотрим ваши рисунки и подводя итог определим выраженные вами сюжеты из этой сказки. Все готовы? Тогда приступайте к работе.

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня на занятии вы познакомились с дагестанской народной сказкой « Храбрый мальчик». Нарисовали к ней замечательные рисунки. Все очень старались и хорошо работали на занятии. Вы молодцы! На этом наше занятие окончено.

Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»

2 класс Кубасова О.В.

Цель урока: научить детей различать жанры сказки и рассказа.

Задачи:

1. Продолжить знакомство с видами сказки.

2. Расширение словарного запаса учащихся.

3. Совершенствовать навык чтения учащихся.

4. Воспитывать чувство сострадания.

5. Расширение кругозора учащихся.

6. Воспитание уважения к чужой культуре.

Оборудование:

1. Презентация учителя.

2. Компьютер.

3. Экран.

4. Учебник.

5. Тетрадь у учащихся.

Задание к уроку.

Вспомнить, что такое сказка, виды сказки.

План-конспект.

Сегодня мы с вами прочитаем произведение. В нем вам встретятся сложные слова. Для этого, пожалуйста, откройте учебник на странице 107, мы посмотрим, какие слова нам встретятся.

1. читай 1 раз плавно, по слогам, затем целыми словами.

ЗА-БЛУ-ДИЛ-СЯ -----ЗАБЛУДИЛСЯ

РАС-ПРО-СТЁРЛА ----- РАСПРОСТЕРЛА

Ребята, как вы понимаете слово распростерла? (широко раздвинула в стороны)

2 Посмотрите задание 2. Кто может прочитать слова, которые получились?

КРИЧ

ЗА + + АЛИ

ПЛАК

ЗАКРИЧАЛИ

ЗАПЛАКАЛИ

Хором прочитаем эти слова.

№3. Читаем слитно.

Гулял-гулял Несколько раз

Чудо-птица эти слова.

Ребята, прочитав эти слова, подумайте, произведение, которое мы будем читать – это сказка, или рассказ? (сказка)

Ребята, скажите, с каких слов обычно начинается сказка? Кто может вспомнить начало сказки? (жили-были, в некотором царстве…)

Слайд презентации

4 Читай внимательно.

крыльями -- крылами

сломал -- сломил

странным -- страшным

Как вы понимаете эти слова?

Крыльями (обычная птица, маленькая)

Крылами (большая птица, могучая)

Сломал (сломать ветку, игрушку)

Сломил (сломить палку, что-то большое)

Странным (непонятным, необычным)

Страшным (пугающим)

Слайд презентации

Первичное чтение сказки (читает учитель)

«Чудо-птица», «Храбрый мальчик», «Спасение птенцов».

(Как вы думаете, кто главный герой сказки? Кто спас птенцов?)

Слайд презентации

Записать название сказки в тетрадь.

Дагестанская сказка «Храбрый мальчик».

Слайд презентации

Дагестан- республика в составе России. Поговорить о природе Дагестана (горы, леса, море). Может кто-то из детей знает об этом городе.

1) ребята, как вы думаете, это сказка волшебная (есть какое-то чудо) или о животных (какие животные присутствуют).

Волшебная О животных

В основе сюжета - Главными героями

повествование о выступают животные,

преодолении потери птицы, рыбы.

или недостачи при Человек:

помощи чудесных 1) играет второстепенную роль,

средств или 2) занимает положение,

волшебных равноценное животным

помощников.

Итог: сказка о животных. (Человек занимает положение, равноценное животным. Присутствуют такие животные, как птица и птенцы, змея).

Запишем в тетрадях, что это сказка о животных.

Вдруг зашумел лес от ветра, ночные звери в норы попрятались, звезды тучами укрылись.

3) Почему это была чудо-птица? Какой она была?

(птица больше человека, птица разговаривала, птица отнесла мальчика домой на спине).

Слайд презентации

4) Ребята, как вы поняли слова клёкотом заклекотала? (клекотать-издавать прерывистые горловые звуки)

Слайд презентации+звук

5) Как вы поняли слова чудо-птицы « Будь всегда таким, как сейчас!» ?

А как бы вы поступили на месте мальчика?

Итог урока: Сегодня мы с вами познакомились с дагестанской сказкой «Храбрый мальчик». Давайте еще раз вспомним, чем отличается сказка от рассказа?

Рассказ – это произведение, в котором сообщаются подлинные, действительно бывшие события.

Сказка - это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное и доброе всегда побеждает. Она всегда несет в себе элемент нравоучения.

Вид нашей сказки?

Сказка о животных.

Домашнее задание. Нарисовать запомнившийся фрагмент (восстановить текст сказки по фрагментам)

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема : Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»

Цели : 1. Познакомить с дагестанской сказкой «Храбрый мальчик», учить детей работать с текстом, определять жанр произведения.

2. Развивать навык чтения, связную речь, расширять кругозор учащихся.

3. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, смелость, любовь к Родине.

Оборудование:

1. Аудиозапись сказки «Храбрый мальчик»

2. Напечатанные слова: сказка, народная, волшебная; добрый, смелый, отважный, мужественный, храбрый.

План урока

  1. Организация .

Придумано кем–то просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок.

2. Проверка домашнего задания. Чтение по ролям и пересказ рассказов В.Голявкина.

4. Постановка учебной проблемы:

Сегодня мы прочитаем произведение без названия. Наша задача: поработать над этим произведением, выяснить жанр этого произведения и озаглавить его.

5. Подготовка к чтению учащимися .

Выполнение заданий с 162-163

6. Знакомство со сказкой . Прослушивание аудиозаписи.

7. Выявление первичного восприятия произведения .

Кому понравилось произведение?

Чем оно понравилось?

8. Чтение сказки учащимися «цепочкой ».

9. Работа с текстом .

Что произошло с мальчиком в лесу? (Мальчик гулял в лесу и заблудился, искал дорогу, устал, лег под куст отдохнуть.)

Что он увидел, когда лег отдохнуть?

Какое чувство испытал мальчик, когда увидел змею? (испугался)

Почему он решил помочь птенцам? (пожалел птенцов)

Как он помог птенцам? (Взял палку, размахнулся и ударил змею)

Легко ли досталась победа мальчику?

Почему чудо – птица не убила мальчика? (Потому что он спас ее птенцов от смерти)

Как чудо – птица отблагодарила мальчика? (Чудо – птица принесла мальчика прямо к его дому и опустила на крышу)

В каких словах выражена главная мысль сказки? (будь всегда таким, как сейчас), т.е. будь всегда храбрым.

10. Физкультминутка.

11. Характеристика мальчика .

(Слова, характеризирующие мальчика, учитель вывешивает на доску)

Какой этот мальчик? (храбрый, смелый, отважный, мужественный, добрый)

А какая чудо – птица? (благодарная)

- Как бы вы ее озаглавили?

12. Три типа упражнений из системы Федоренко – Пальченко на развитие оперативной памяти и артикуляционного аппарата.

1). Жужжащее чтение в течение 1 минуты. Дети отмечают, до какого места дочитали простым карандашом.

2). Повторное чтение этого же отрывка текста в течение минуты.

Кто прочитал больше, чем в первый раз?

3).Чтение в течение 30 секунд в темпе скороговорки (для развития артикуляционного аппарата)

4). Повторное выразительное чтение этого же текста в течение 1,5 минут. Чтение с повышенной скоростью незнакомой части текста.

13. Чтение по ролям. Игра «Радиотеатр » с. 165-166 (автор, чудо – птица, птенцы, мальчик)

14. Работа над жанром произведения .

Какие литературные жанры знаете?

Что мы сейчас прочитали? К какому жанру мы отнесем это произведение? (сказка)

Почему? (Сказка, это рассказ, в котором говорится о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны.)

Какие бывают сказки? (народные и авторские) (волшебные, бытовые, о животных)

Как вы думаете, а наша сказка, какая? (волшебная)

Почему мы можем назвать ее волшебной?

Как бы вы ее озаглавили?

Почему именно это название больше всего подходит к сказке? (Говорится о мальчике, который совершил храбрый поступок)

Как мы можем проверить свои предположения относительно названия сказки? (мы можем посмотреть в оглавление с. 163)

Что еще узнали об этом произведении из «Содержания» учебника? (Это указание говорит о том, что сказка создана народом Дагестана)

15. Сообщение о Дагестане.

Наша страна Россия – многонациональное государство. Всего в России живет около 160 народностей.

А Республика Дагестан расположена на Северном Кавказе (показ на карте России)

Отличается Дагестан от других регионов России многоязычием. Коренное население говорит на 30 языках. Народы Кавказа высоко чтут храбрость, гостеприимство и это отразилось в их многочисленных произведениях, в том числе и в этой сказке.

16. Обобщение учителя :

Что мы узнали о дагестанском народе?

Какие качества человека ценит дагестанский народ?

Как вы думаете, только ли дагестанский народ ценит храбрость?

Вывод учителя : Такие качества человека, как доброта, храбрость, отвага, умение быть благодарным – это ценности, которые ценятся у каждого народа, передаются они из поколения в поколение. Каждый человек должен воспитывать в себе эти качества.

Работа в паре «Собери пословицу»

У вас на парте конверты. Там пословицы. Вы должны собрать пословицу и объяснить, подходит она к нашему произведению или не подходит. (На парту одна пословица)

Жизнь дана на добрые дела.

Смелого и страх не берет.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Где смелость, там и победа.

Как аукнется, так и откликнется.

За добро добром и платят.

17. Подведение итога урока.

С каким произведением познакомились на уроке?

– Как бы вы поступили на месте этого мальчика?

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Чему учит нас эта сказка?

– Как вы представляете себе чудо-птицу? Опишите ее словами.

19. Рефлексия

А сейчас возьмите карточку и покажите, какое настроение у вас в конце урока?

Объясни свое настроение.