Раскольников и его двойники в романе достоевского преступление и наказание. Раскольников и его двойники в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание Двойник раскольникова в романе преступление наказание

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников. Двойники Раскольникова - это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них «все дозволено», хотя и по разным причинам.

Аркадий Иванович Свидригайлов дворянин, прослужил два года в кавалерии, затем жил в Петербурге. Это «отлично сохранившийся человек» лет пятидесяти. Лицо походит на маску и поражает чем-то «ужасно неприятным». Взгляд ярко-голубых глаз Свидригайлова «как-то слишком тяжел и неподвижен». В романе он самая загадочная фигура: прошлое его не прояснено до конца, намерения и поступки трудно определимы и непредсказуемы, нестандартны для подлеца, для такого зловещего персонажа, каким он выглядит поначалу (например, в письме матери Раскольникова). Образ Свидригайлова, поставленный рядом с образом Раскольникова, раскрывает одну из сторон философской идеи, которая заключается в следующем. Под влиянием определенных обстоятельств в человеке может исчезнуть нравственное чувство, но общий нравственный закон от этого не исчезнет. Свидригайлов поставил себя вне морали, у него нет мук совести, и, в отличие от Раскольникова, он не понимает, что его действия и поступки безнравственны. Так, например, в различных интерпретациях повторяются слухи о причастности Свидригайлова к нескольким преступлениям; ясно, что они небезосновательны. Покончила жизнь самоубийством «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Характерно, что Свидригайлов находит между собой и Раскольниковым «какую-то общую точку», говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды». Свидригайлов воплощает в себе одну из возможностей претворения в жизнь идеи главного героя. Как нравственный циник, он - зеркальное отражение идейного циника Раскольникова. Вседозволенность Свидригайлова становится страшна в конце концов и Раскольникову. Свидригайлов страшен и самому себе. Он лишает себя жизни.

Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности. В лице его, «осторожном и брюзгливом», было нечто «действительно неприятное и отталкивающее». Главную жизненную ценность для Лужина представляют деньги, добытые «всякими средствами», так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе. В нравственном отношении он руководствовался теорией «целого кафтана». Согласно этой теории, христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются «наполовину голы». Мнение Лужина состоит в том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, «ибо все на свете на личном интересе основано». Все поступки Лужина - прямое следствие его теории. По мысли Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что и «людей можно резать» ради собственной выгоды. Образ Петра Петровича Лужина служит живым примером того, к чему мог бы прийти Раскольников, постепенно осуществляя свой принцип всесилия и могущества, «бонапартизма». Различие между Раскольниковым и Лужиным состоит в том, что взгляды Раскольникова сформировались как результат решения гуманистических задач, а взгляды его двойника служат оправданием крайнего себялюбия, основаны на расчете и выгоде.

Такой прием, как создание систем двойников, используется автором для раскрытия образа Раскольникова, всестороннего анализа и развенчания его теории.

План

1.Тема «двойничества» в романах Достоевского

2.Образ двойников Раскольникова в романе

а)Разумихин

б)Лужин

в)Свидригайлов

г)Соня Мармеладова

3.Значение двойников для понимания внутреннего мира героя

Тема «двойничества» в романах Достоевского Тема раздвоения личности всегда занимала особое место в мировой литературе. Ее истоки прослеживаются еще у представителей западного романтизма конца восемнадцатого века. В русской литературе тему двойничества активно развивали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский . Особая заслуга в раскрытии данной темы принадлежит Достоевскому.

Еще в своей ранней повести «Двойник» Достоевский изображает мелкого чиновника Голядкина, сталкивающегося со своей точной копией. В романе «Преступление и наказание » читатель знакомится с бедным студентом Родионом Раскольниковым, загорающимся идеей доказать правильность своей теории. Раскольников, считающий, что «люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда», решается на убийство старухи-процентщицы, которая, согласно его теории, относится к низшим людям.

Одинокая старуха, доживающая остаток своей жизни, обладает некоторым состоянием, которое больше пригодилось бы бедному студенту, за которым стоит будущее. Раскольников настолько убежден в силе своей теории, что ставит целью непременно осуществить ее. Несмотря на уникальность Раскольникова как персонажа, на протяжении всего романа читатель знакомится с двойниками главного героя.

Иногда они напоминают Раскольникова внутренними качествами (например, Соню и Родиона объединяет склонность к самопожертвованию во благо других). В ином случае, в них в полной мере выражается та негативная черта, тень которой едва заметна у Раскольникова (Свидригайлов, в отличие от Раскольникова, не раскаивается в своих грехах, совершив преступление, ведь ради хорошей цели, по его мнению, можно пренебречь моралью).

Студент Разумихин - друг Раскольникова. Именно он предлагает Раскольникову статьи для перевода, чтобы заработать на жизнь. В противовес главному герою Разумихин очень деятелен. В нем еще не угасла надежда, и он пытается поправить свое материальное положение, чтобы продолжить учебу в университете. Однако отчаявшийся Раскольников не ищет способа вернуться в университет. Несмотря на такую разительную непохожесть характеров, у Раскольникова и Разумихина есть объединяющая черта - оба они готовы на все ради помощи ближнему.

Лужин, являющийся женихом сестры Родиона Дуни, тоже становится двойником Родиона. Раскольников и Лужин схожи в своем желании достигнуть намеченной цели. Лужин, как и Раскольников, создает теорию. Теория «целого кафтана», согласно которой каждый человек должен руководствоваться лишь собственными интересами, не похожа на теорию Раскольникова, которая высшей ценностью ставит благо общества. Таким образом, Лужин являет собой версию Раскольникова, показанную в негативном свете.

И Свидригайлов , и Раскольников совершают преступления. Раскольников испытывает раскаяние после содеянного, а Свидригайлов, напротив, не испытывает ничего. Свидригайлов - бесчестный человек, и на протяжении всего романа читатель видит только темную сторону героя. Однако в конце романа Свидригайлов совершает благородный поступок, подарив Соне три тысячи рублей. Раскольников также помогает семье Мармеладовых, отдав им часть своих денег.

Как и Родион, Соня готова принести себя в жертву. Оба героя в своем желании доходят до преступления. Раскольников убивает старуху-процентщицу, так как ее деньги нужнее бедным студентам, а Сонечка решается на «нравственное преступление» - идет по желтому билету, чтобы накормить детей мачехи.

В романе Достоевского каждый персонаж играет важную роль, важную в том числе и для понимания природы сил, движущих главным героем. Многочисленные двойники, с которыми читатель сталкивается на протяжении романа, являют собой отражение чувств и мыслей героя в определенный момент времени.

По мнению М. Бахтина, Раскольников должен преодолеть в себе какую-то слабость (наиболее выраженную в образе его двойника), для того чтобы «возродиться», очиститься от своих грехов и ступить на праведный путь.

Урок литературы в 10 классе

Теория Раскольникова о праве сильной личности

Идейные «двойники» героя

Учитель русского языка и литературы

Ильина Екатерина Ивановна

Цели урока:

    начать рассматривать систему персонажей, окружающих Раскольникова;

    определить значение образа Лужина для понимания образа главного героя;

    показать, как в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, что отрицательные элементы идеи Раскольникова отражаются в сознании его двойников.

Задачи урока

Развивающие:

    формировать логическое мышление путем сопоставления героев;

    развивать речь учащихся;

    развивать творческое мышление.

Образовательные:

    универсальные: формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и факты);

    специальные: формировать литературоведческую компетентность (умение оперировать терминами).

Воспитательные:

    расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту учащихся, к произведениям современной литературы, к киноискусству;

    формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.).

Тип урока: урок-семинар

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести. И ужаснее всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы

Д.С. Мережковский

1. Организационный момент :

Зачем человек рождается на свет? Какова цена человеческой жизни? В чем заключается истина, где ее следует искать? Ответы на эти вопросы мы пытаемся найти в романе «Преступление и наказание». Федор Михайлович Достоевский помогает нам ответить на вопрос, который зародился одновременно с жизнью на Земле. Может ли человек ставить себя выше себе подобных? Ответ на этот вопрос мы попытаемся дать в конце занятия. А пока обратимся к эпиграфу урока.

Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова?

Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя?

Кто же он – тварь дрожащая или право имеющий… Право убивать… (демонстрация видеоролика из сериала «Преступление и наказание» - сцена убийства старухи-процентщицы)

Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же - убийство.

Что такое преступление? И что есть наказание для убийцы?

Что есть преступление Раскольникова? И что есть его наказание? Сегодня определите вы сами.

    Актуализация знаний учащихся.

Скажите, пожалуйста, каким компонентом в композиции романа является сцена убийства? (Кульминация )

Перед тем, как решится на подобный шаг, главный герой испытал на себе колоссальное давление, которое происходило с внешней стороны и с внутренней. Поэтому, чтобы преступить к основному этапу урока, мы должны актуализировать свои знания, ответив для себя, на два вопроса.

- Какую роль играет Петербург в романе? (Описание Петербурга в романе Ф.М.Достоевского играет очень большую роль. Оно даёт нам полное представление о том, как выглядел город, какими были люди, живущие в нём. " «Раскольников не мог там находиться. Этот город его угнетал и раздражал. Ему хотелось вырваться оттуда, но это было невозможно, так как у него было слишком мало денег»)

- Каковы отношения Раскольникова с окружающими его людьми? (С семьей его связывают теплые отношения, с Разумихиным он дружит, но он ненавидит свою квартирную хозяйку, которой должен, он испытывает отвращение к «мерзкой старушонке», он сочувствует Мармеладову, он раздражен тем, что вокруг бедность, нищета, нет социальной справедливости. И, наконец, он влюбляется в Соню)

4. Работа по теме урока. Работа с текстом художественного произведения.

Итак, ребята, прояснив для себя эти два вопроса, мы переходим к основному этапу урока. Давайте, сначала поразмышляем над смыслом двух слов, которые составляют основу всего романа. Они обозначены в заглавии. Это преступление и наказание. ( Преступление - преступить, переступить через что-то. А что значит – преступил? (перешагнул)

Наказание - 1) от казнь, получить казнь, 2) получить наказ на будущее)

Ребята, мы выяснили, что если человек совершил преступление, значит, он преступил черту. А как вы думайте, какие три черты преступил Раскольников с точки зрения нравственности, философии и социологии? (Он преступил нравственную черту – убил человека, он преступил философскую черту –создал свою теорию, делящую людей на 2 разряда, он преступил социальную черту – он нарушил закон)

Чтение отрывков из Нагорной проповеди Иисуса Христа, которую он произнёс близ города Капернаум

    Не убий

    Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

    Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду

Словам этим 2 тысячи лет, но они живы и актуальны, т.к. говорят о вечном – любви и милосердии к человеку.Время Достоевского, как и наше, достаточно резко делит мир на две части: мир души и мир денег. Совместить их почти невозможно. Если руководствоваться душой и верой, любовью и состраданием, как учил Достоевский, то мы будем испытывать вечные муки совести. Напротив, если взять за основу деньги, то все становится проще, ощутимей, материальней.

Мы говорим о преступлении Раскольникова, совершенное по его же теории. Соотносится ли теория с проповедью? Если нет, в чем разница? Обратитесь к распечатке № 1

О сути наказания героя мы будем говорить позже. Теперь нам предстоит большая работа по анализу теории Раскольникова .

Начинаем работу по первой части. Давайте обратимся к тексту № 1. (ч.3, гл.5) Читают текст, отвечают на вопрос.

В чем же смысл этой теории? (делит людей на обыкновенных и необыкновенных.)

- Нет, нет, не совсем потому,- ответил Порфирий. - Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на "обыкновенных" и "необыкновенных". Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.

Итак, значит, в теории есть обыкновенные и необыкновенные люди. Кто они? Разделитесь, пожалуйста, по парам. Я предлагаю первой паре проанализировать, какие по теории Раскольникова люди обыкновенные , в вторая пара исследует людей необыкновенных. Поработайте, пожалуйста, с текстом и сделайте закладки в тексте, указывающие на суть теории.

Закладки 1 группы:

    Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных…

    Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.

    Первый разряд всегда - господин настоящего,

    Первые сохраняют мир и приумножают его численно

Закладки 2 группы:

    и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

    Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь,- смотря, впрочем, по идее и по размерам ее,- это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.

Молодцы, ребята. Приступаем к работе в тетрадях. Вам предстоит изложить суть теории Раскольникова. (см. вторую колонку Приложения 1)

Приложение 1

Нагорная проповедь Иисуса Христа (изречения)

Теория Раскольникова

Теория Лужина

Не убий!

Возлюби ближнего своего, как самого себя

Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся

Общество и человек как его единица преступны, а значит «преступление» не существует по определению

Чтобы помочь другим людям, можно использовать «простую арифметику»: убить одного ради спасения многих

«Необыкновенные» могут «для своей идеи перешагнуть… через кровь»

«Необыкновенные» люди – господа будущего, они двигают мир и ведут его к цели

Мне жизнь однажды дается, и никогда её больше не будет: я не хочу дожидаться всеобщего счастья

Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником. Вот цель!

Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять её

Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано

Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел

Чем более в обществе устроенных частных дел и… целых кафтанов, тем более для него твердых оснований

Приобретая единственно и исключительно себе, я … приобретаю и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана

Мысль эта раньше была заслонена мечтательностью и восторженностью, а сейчас реализуется

В жены взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение;… муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за благодетеля

Итак, в центре романа “Преступление и наказание” – Раскольников и его “наполеоновская” теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели. Писатель показывает нам зарождение этой идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать раскольниковскую мысль, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности. Вследствие этого центральные персонажи романа интересны нам не только сами по себе, но и в их безусловной соотнесенности с Раскольниковым – именно как с воплощенным существованием идеи. Раскольников является в этом смысле как бы общим знаменателем для всех персонажей. Естественный композиционный прием при таком замысле – создание духовных двойников и антиподов главного героя, призванных показать гибельность теории – показать как читателю, так и самому герою.

Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его “теории” отражают так называемые “двойники”, а положительные – антиподы.

Кого же можно отнести к первой группе?

Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин, Лебезятников, Свидригайлов. Докажите это.

Кто такой Лужин ? Что мы знаем о нем?

Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории (“а доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать... ,”. Согласны ли вы с ним? (1. 2, гл. 5)

Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова, почему?

Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?

Умный и, кажется, добрый”, “положил взять девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение”, и “муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля”.

Рассуждения Раскольникова о “доброте” Лужина, допускающей что “невеста и мать мужичка подряжают, в телеге, рогожей крытой! Ничего! Только ведь девяносто верст... ”, усиливают складывающееся о Лужине впечатление, как о человеке черством, сухом, равнодушном, расчетливом, пробуждают чувство неприязни к этому герою.)

Впечатление о Лужине усугубляются при анализе сцены “объяснения” между ним и Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения. Какие мысли рождает в вас это сопоставление?

(Поведение Лужина в этой сцене раскрывает его мелкую, себялюбивую, низкую душу, отсутствие искренности, истинной любви, уважения к своей невесте, готовность оскорбить и унизить Дуню. Докажите текстом. В поведении Дуни – искренность, большое чувстве такта, благородство, желание рассудить беспристрастно: «... если брат виноват, то он должен и будет просить у вас прощения”, уважение к человеку, которому дано «великое обещание», гордость и чувство собственного достоинства).

Что превыше всего ценил Лужин в жизни? Почему его раздражал разрыв с Дуней?

(«Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его. Лужина раздражал разрыв с Дуней потому, что это разрушало его мечту о существе, которое “будет рабски благодарно ему всю жизнь... а он-то будет безгранично... владычествовать»)

Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин свое решение? (Сцена с Соней на поминках у Мармеладовых.)

(Лужин для достижения своей эгоистической цели, «для себя одного», готов «преступить все препятствия», живет по принципу «все позволено». В этом его теория близка с теорией Раскольникова. Единственный бог для Лужина – деньги.

Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других).

В чем схожи и различны Раскольников и Лужин?

Лужин впитывает в себя теорию “разумного эгоизма”, которая лежит в основе «арифметических» построений Раскольникова. Будучи приверженцем «экономической правды», этот дeлeц весьма рационально отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность «единичных щедрот» и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота и о «всеобщем преуспеянии». В расчетах Лужина вполне уловимы интонации гoлoca Раскольникова, который как и его двойник, не удовлетворяется “единичной” и ничего не решающей в цeлом помощью (в данном случае – своей семье). Оба они “разумно” находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчемная старуха. Как полагает Раскольников, все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно – рано или поздно украдет. Правда, идея Лужина замораживается на точке рассуждений и не приводит его к топору, Раскольников же, прошедший такой путь в реальности, легко достраивает здание к фундаменту концепции своего двойника: “А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”.

Позаимствовав рационалистические основы теории Раскольникова, Лужин превращает их в идейное оправдание своих хищнических устремлений. Так же, как и главный герой романа, он оставляет за собой право решать участь другой личности, например, Сони, но очищает “арифметику” Раскольникова от деятельного сострадания и альтруистической, в конечном счете, направленности.

В чем совпадают Раскольников и Лужин?

Лужин – предприниматель средней руки, это разбогатевший “маленький человек”, которому очень хочется стать человеком “большим”, превратиться из раба в хозяина жизни. В этом корни его “наполеонизма”, но как они похожи на социальные корни раскольниковской идеи, ее пафос социального протеста угнетенной личности в мире униженных и оскорбленных! Ведь Раскольников – нищий студент, которому тоже хочется подняться над своим социальным состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении, несмотря на свое социальное положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и другому остается лишь проверить свою принадлежность к высшей категории. Таким образом, Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин – погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами. Только понимание самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее, чем у Раскольникова. Но это единственная разница между ними. Лужин опошляет, а тем самым и дискредитирует теорию “разумного эгоизма”. По его мнению, лучше желать блага себе, чем другим, надо стремиться к этому благу любыми средствами, и каждый должен делать то же – тогда, достигнув каждый своего блага, люди и образуют счастливое общество. И получается, что Дунечке Лужин “помогает” из лучших побуждений, считая свое поведение безукоризненным. Но поведение Лужина да и вся его фигура столь пошлы, что он становится не только двойником, но и антиподом Раскольникова.

Заполняем третью колонку таблицы (см. Приложение 1)

В результате система образов разбивается на три ряда с отрицательной (Лужин, Лебезятников, Свидригайлов) и положительной (Разумихин, Порфирий Петрович, Соня) подсистемами. Через сознание Раскольникова, как сквозь прозрачную дверь, герои могут смотреть друг в друга.

К какому выводу мы пришли в ходе урока?

Раскольников, человек совестливый и благородный, не может вызывать у читателя одну лишь неприязнь, отношение к нему сложное (у Достоевского редко встретишь однозначную оценку), но приговор писателя беспощаден: права на преступление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этому выводу Родион Раскольников, и ведет его Достоевский, сталкивая с различными людьми и идеями. Вся стройная и логическая система образов в романе подчинена именно этой цели. Ответы на “проклятые” вопросы писатель ищет не вокруг человека, а внутри него. И в этом отличительная черта Достоевского-психолога.

Домашнее задание (раздаю на листочках)

1. Пересказ: ч. 3, гл.5 (первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем),

ч. 4, гл. 5 (вторая встреча со следователем),

ч. 3, гл. 6 (размышления после встречи с мещанином),

ч. 4, гл. 7 (разговор с Дуней о преступлении), эпилог.

2. Ответить на вопросы:

Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? В чем он себя упрекает?

Почему Порфирий Петрович уверен, что Раскольников сделает “явку с повинной”?

3. Краткий пересказ эпизодов: первый день Раскольникова после убийства (ч.2, гл.I-2); блуждание по Петербургу в первый день после болезни (ч.2, гл. 6); разговор с матерью и Дуней (ч.3, гл.3).

4. Ответить на вопрос: почему герой сделал “явку с повинной”?

Заключение учителя

Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это роман-предупреждение. Человечество постоянно страдает от безумных идей, которые также как и идеи Раскольникова приводят к страданиям и смерти невинных людей. История разных веков доказывает нам это.

Наполеон Бонапарт хотел завоевать и подчинить себе весь мир. «Осталась одна Россия, но я раздавлю и её»

В 1917году, чтобы не дать возможности восстановления монархии, большевики расстреливают всю царскую семью. Во имя этой идеи не один раз покушались и на царя Александра II .

Владимир Ленин был одержим идеей установления Советской власти. В итоге произошел раскол общества на белых и красных, что привело к братоубийственной гражданской войне.

Адольф Гитлер создал человеконенавистническую идею о превосходстве арийской нации над другими народами.

Исламские радикалы ежегодно совершают десятки террористических актов по всему миру, бессовестно и неоправданно прикрываясь своей верой.

Нациналисты совершают преступления против памяти и оскверняют памятники и кладбища. Их идея основана на уникальности одной нации и выраженнной агрессии против всех.

Следовательно, роман Достоевского не теряет актуальности, а потому нам следует научиться извлекать из него нравственные уроки!

Саморефлексия на уроке.

Ребята, вам понравился урок?

Какая работа на уроке была для вас самой сложной?

Есть ли моменты, которые вы не смогли понять, осмыслить?

Оценки за работу над таблицей будут выставлены мной после проверки тетрадей.

Считается достаточно сложной. В центре романа - образ Родиона Раскольникова и его теория. По ходу повествования появляются и другие герои. Особое значение имеют в произведении "Преступление и наказание" двойники Раскольникова. Зачем Достоевский вводит их в сюжет? Чем похожи Раскольников и его двойники? Чем они отличаются? Каковы их идеи? Что собой представляют двойники Раскольникова - Лужин и Свидригайлов? Об этом далее в статье.

Петр Петрович Лужин - двойник Раскольникова

Автор характеризует его достаточно отрицательно. Лужин богат, является блестящим дельцом. Он приехал в Петербург устраивать свою карьеру. "Выбившись в люди", Петр высоко ценил собственный ум, свои способности, привык любоваться собой и наслаждаться этим. Главной мечтой его было жениться. Петр стремился облагодетельствовать какую-нибудь девушку, возвысив ее до себя. Ей непременно надлежало быть образованной и красивой. Он знал, что в Петербурге можно "много выиграть женщинами". Его болезненное самолюбование, все его мечты говорят об определенной неуравновешенности в характере, о наличии в нем цинизма. При помощи денег "пробившись из ничтожества", он остался низким внутри. Далее выясним, что указывает на то, что Лужин и Раскольников - двойники.

Теория Петра Петровича

Лужин представлен человеком деловым, больше всего на свете ценящим деньги, которые добыты "всякими средствами и трудом". Сам себя он считает умным, трудящимся на благо людей, прогрессивным и очень себя уважает. Есть у Петра Петровича своя собственная теория, которую он с большим удовольствием развивает перед Родионом Раскольниковым. Его идея "разумного эгоизма" предполагает любовь в первую очередь к себе, поскольку все происходящее на свете основывается, по его мнению, на своем собственном интересе. Если все люди будут поступать согласно его теории, в обществе станет намного больше преуспевающих граждан. Таким образом, человек, приобретая все исключительно себе, трудится во благо всего общества и во имя экономического прогресса. В жизни Лужин руководствуется этой теорией. Мечта о женитьбе на Авдотье тешит его самолюбие. Кроме всего, этот брак может поспособствовать его дальнейшей карьере. Раскольников, между тем, против этой женитьбы. Но Петр Петрович достаточно быстро находит способ исправить положение. Чтобы очернить Родиона перед родными и вернуть расположение Дуни, он подкладывает Соне ассигнацию и обвиняет ее в воровстве.

Почему Лужин - двойник Раскольникова?

Проводя анализ теории Петра Петровича, можно найти немало аналогий с идеей Родиона. И в первой, и во второй приоритетным остается собственный, личный интерес. Раскольников утверждает, что "Наполеонам дозволено все". По мнению Петра Петровича, идея Родиона также призвана спасать человечество от зла и направлена на достижение прогресса в развитии. Двигать мир и вести его к цели могут только люди, которые способны разрушить настоящее во благо будущего.

Схожесть во мнениях - причина ненависти

Следует, между тем, сказать, что идея Лужина очень не нравилась Раскольникову. Вероятно, на интуитивном уровне Родион ощущал сходство со своими идеями и мыслями. Он указывает Петру Петровичу, что по его, "лужинской", теории дозволено "людей резать". По всей видимости, сходство в мыслях и видении ситуации в мире обуславливает безотчетную ненависть Родиона к Петру Петровичу. В итоге проявляется некая "опошленность" теории Раскольникова. Петр Петрович предлагает "экономический" ее вариант, тот, который, по его мнению, применим в жизни и направлен на достижение целей материальными в основном средствами. Таким образом, можно сделать вывод, что Лужин - двойник Раскольникова в житейско-бытовом плане.

Другой персонаж с аналогичной теорией

По ходу повествования появляется еще один герой - Аркадий Иванович Свидригайлов. Этот достаточно сложный персонаж всем своим существом выражает некую "неоднотонность". Он "не однолинеен нигде", но в его образе прослеживается философский контекст выражения идеи Родиона. Благодаря действиям Свидригайлова (именно он раскрыл подлинное положение дел Марфе Петровне) восстанавливается доброе имя сестры Раскольникова. Аркадий Иванович оказывает также помощь семье Мармеладова, организовывая похороны умершей Катерины Ивановны и пристраивая осиротевших малолетних детей в приют. Помогает он и Соне, снабжая ее средствами на поездку в Сибирь.

Краткая характеристика Аркадия Ивановича

Этот человек умен, проницателен, в нем есть своя особая "тонкость". Он обладает способностью прекрасно разбираться в людях. Благодаря этому своему умению он сразу смог определить, что собой представляет Лужин. Аркадий Иванович решает предотвратить женитьбу Петра Петровича на Авдотье. По мнению некоторых авторов, Свидригайлов потенциально представляется человеком большой силы и совести. Однако все эти его задатки губятся общественными российскими устоями, образом жизни. У героя отсутствуют какие-либо идеалы, нет четкого нравственного ориентира. Кроме всего прочего, Аркадий Иванович от природы обладает пороком, бороться с которым он не только не может, но и не хочет. Речь в данном случае идет о его склонности к разврату. Жизнь героя протекает в подчинении собственным страстям.

В чем схожесть Родиона и Аркадия Ивановича?

Свидригайлов при встрече с Раскольниковым отмечает некоторую "общую точку" между ними, говоря о том, что они "ягоды одного поля". Сам Достоевский в определенной степени сближает этих персонажей, изображая их, развивает один мотив - детской невинности, чистоты. В образе Раскольникова присутствуют черты ребенка - у него "детская улыбка", а в своем первом сне он предстает перед собой семилетним мальчиком. В Соне, с которой все больше сближается Родион, также прослеживаются черты невинности и чистоты. Раскольникову она напоминает ребенка. На лице Лизаветы было тоже детское выражение в тот момент, когда Родион напал на нее. Для Аркадия Ивановича, между тем, дети являются напоминанием о злодействах, совершенных им, приходя к нему в кошмарных снах. Именно этот общий мотив, сам факт его присутствия позволяет говорить о том, что Свидригайлов и Раскольников - двойники.

Различия в образах Аркадия Ивановича и Родиона

По ходу повествования отличия героев становятся все более явными. Преступление, которое совершил Раскольников, являлось неким символом протеста против жестокости и несправедливости окружавшего его мира, невыносимости жизненных условий. В качестве вторичного мотива выступает бедственное положение семьи и его самого. Кроме того, он стремился проверить свою теорию. Однако после преступления Родион жить по-другому уже не в состоянии, как будто "отрезал себя ото всех ножницами". Говорить с окружающими ему теперь не о чем, и его охватывает ощущение мучительного отчуждения от всех людей. Несмотря на это, до и после преступления в образе Раскольникова сохраняются идеалы - для него весьма значимы понятия зла и добра. Так, после злодеяния он оказывает помощь Мармеладовым, отдает последние 20 рублей на организацию похорон Семена Захаровича. В образе Свидригайлова не проявляется ничего подобного. Аркадий Иванович предстает совершенно опустошенным и духовно мертвым человеком. В нем безверие и цинизм соседствуют с тонким умом, самодостаточностью, жизненным опытом. Он настолько "мертв", что оживить его не способны даже чувства к Дуне.

Любовь к ней пробудила благородные порывы и проявление истинной человечности в Аркадии Ивановиче лишь на короткий миг. Свидригайлову скучно жить, он не верит ни во что, его сердце и ум ничто не занимает. Вместе с этим, он потакает своим желаниям: и плохим, и хорошим. Аркадий Иванович не чувствует угрызений совести, погубив совсем молодую девочку. И только единожды ее образ является ему в кошмаре - в предсмертную ночь. При этом создается представление, что это его преступление - не единственное злодеяние героя: о нем много слухов и сплетен. Впрочем, сам персонаж к ним весьма равнодушен и, собственно, не считает свои действия чем-то выходящим из ряда вон.

Воплощение теории Родиона в образе Аркадия Ивановича

Говоря о том, что Свидригайлов - двойник Раскольникова, следует обратить внимание на их личные отношения. Вначале Родиону кажется, что Аркадий Иванович имеет какую-то власть над ним. Раскольникова тянет к Свидригайлову. Но впоследствии Родион ощущает какую-то "тяжесть", ему становится "душно" от этой приближенности. Постепенно Раскольников начинает считать, что Свидригайлов самый ничтожнейший и пустейший на земле злодей. Аркадий Иванович, между тем, идет намного дальше Родиона по пути зла. В этом отношении прослеживается даже некоторая символичность имени Аркадий. Оно имеет греческое происхождение и переводится буквально как "пастух". В православной культуре слово это употребляли в значении "пастырь" - руководитель, наставник, учитель в духовной жизни. В некотором роде, Свидригайлов для Раскольникова таковым и является: в своем безверии и цинизме он превосходит Родиона во многом. Аркадий Иванович демонстрирует постоянно свое "мастерское", в определенной степени "высшее" владение теорией Родиона, практически воплощая ее.

Значение персонажей в произведении

Двойники Раскольникова близки ему по духу, но имеют разное назначение. Каждый из них по-своему воплощает теорию Родиона. Своим собственным внутренним обликом двойники Раскольникова в романе дискредитируют его идеи. Образ Петра Петровича представляется примитивным воплощением теории на житейско-бытовом уровне. Аркадий Иванович - персонаж более глубокий. Применение Свидригайловым "раскольниковской" теории отличается большей глубиной. Он воплощает ее на философском уровне. Когда проводишь анализ образа и поступков Аркадия Ивановича, в некотором роде обнажается дно пропасти, куда приводит "идивидуалистическая" идея главного героя.

Соня Мармеладова

Если описанные выше персонажи - духовные двойники Раскольникова, то эта героиня похожа на Родиона исключительно по "жизненному положению". Во всяком случае, так считал главный герой произведения. Она, так же как и остальные персонажи, смогла перейти ту черту, за которой заканчивается нравственность. Будучи активной и деятельной натурой, Софья Семеновна старается спасти семью от гибели. В своих действиях она в первую очередь руководствуется верой, добротой, кротостью. Соня притягивает Родиона, он начинает отождествлять ее с собой. Однако, как и другие двойники Раскольникова, Мармеладова вскоре становится на него совсем не похожа. Родион замечает, что перестает понимать ее, она даже кажется ему "юродивой" и странной. Впоследствии различия между ними становятся более явными.

"Злодеяние" Сони Мармеладовой

Следует сказать, что ее "преступление" имеет отличие от действий Раскольникова. Превратившись в проститутку, спасая детей от голодной смерти, она приносит вред себе. В то время как остальные герои причиняют его еще и другим, губят чужие жизни. Родион может свободно выбирать между злом и добром. Соня же изначально этого выбора лишена. Ее поступок безравственен, однако оправдан в некотором роде мотивом. В отличие от других персонажей, душа Сони наполнена любовью, верой, милосердием, она "жива" и ощущает свое единение с окружающими.

Заключение

На страницах произведения перед читателем предстает достаточно много личностей. Все они в той или иной степени похожи на главного героя - Раскольникова. Безусловно, эта схожесть не случайна. Теория Родиона настолько кошмарна, что простого описания его жизни оказалось недостаточно. В противном случае изображение его судьбы и краха его идей свелось бы к простому описанию криминальной истории о полупомешанном студенте. В своем произведении Достоевский попытался показать, что эта теория не является такой уж новой и вполне воплотима в жизнь. Ее развитие и преломление пронизывает человеческие судьбы, жизни людей. В итоге зарождается понимание того, что необходимо вести борьбу против этого зла. Для противостояния безнравственности у каждого свои средства. При этом не следует забывать о том, что борьба с противником при помощи его же оружия становится бессмысленной, поскольку возвращает снова на тот же путь безнравственности.

Двойники Раскольникова в романе 8220 Преступление и наказание 8221

Кульминацией романа «Преступление и наказание», мыслью, которая вызывает в читателе больше всего размышлений, является теория Раскольникова о вседозволенности, теория деления людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Суть этой теории, в двух словах, можно выразить так: цель оправдывает средства. То есть, чем большую ценность представляет собой идея, тем меньше должны волновать способы ее достижения.

Казалось бы, Раскольников в романе единственный, выдвигающий эту идею и пытающийся ей следовать. Однако это не правда. То, что автор использовал прием антитезы, не является ни для кого секретом; но между Раскольниковым и другими персонажами проводятся также и параллели, создающие своеобразную систему двойников. Это те, кто в той или иной мере разделяют мысль о вседозволенности, о возможности позволить своей совести обойти христианские заповеди «не убий», «не укради» и т.д.

Лужин и Свидригайлов – а это именно они являются двойниками героя – отличаются от него даже по происхождению, но, тем не менее, присутствует удивительное сходство их мировоззрений.

Свидригайлов родом из дворян, служил в кавалерии и сейчас ему около пятидесяти лет. Это, собственно, все, что мы знаем о его, так сказать, биографических данных. Свидригайлов – очень загадочный персонаж, и делать о нем выводы приходится только по впечатлению, которое он производит на других героев романа. Его взгляд «как-то слишком тяжел и неподвижен», его действия нестандартны и непредсказуемы, автор специально не приводит в романе его мыслей дословно, подчеркивая, что было бы неправильно видеть в нем типичного подлеца.

На примере Свидригайлова, думается, Раскольников увидел самого себя в одном из вариантов дальнейшего развития и прогрессирования своей теории. Свидригайлов – нравственный циник, для него не существуют понятия морали, он не терзается муками совести (заметим, что у Раскольникова они присутствуют). Он также считает, что для достижения своей цели можно использовать любые способы. Вот только цели его «помельче» в общежизненном понимании, нежели цели Раскольникова. Свидригайлов живет, чтобы получать удовольствие – как уже говорилось, любой ценой. Интересно отметить, что все слухи о нем, которые встречаются на страницах романа, фактически не подтверждены, они так и остаются на уровне слухов. Так, например, говорили о причастности Свидригайлова к ряду преступлений: покончила с собой «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Потому-то Раскольников столь яростно отрицает схожесть их натур, на которую тот указывает. А ведь она действительно есть, они «одного поля ягоды». Только Раскольников циничен в идеологическом плане, практическое же осуществление его теории, как известно, провалилось. В какой-то степени, его можно назвать мечтателем. Для Свидригайлова же цинизм – это стиль жизни, он заменяет ему нравственность.

Достоевский очень тонко разрешает обе ситуации, развенчивая теории обоих. Раскольников к концу романа раскаивается и отказывается от подобного мировоззрения. Сразу было заметно, что Свидригайлов ему крайне неприятен и даже страшен. И, очевидно, позже он все же понял то сходство между ними, он как бы увидел себя со стороны. Сам же Аркадий Аркадьевич лишает себя жизни. Четкого объяснения этого в романе нет, нам остается лишь догадываться, что он, скорее всего, также ужаснулся себе и посчитал ненужным и невозможным дальнейшее существование.

Другая сторона Раскольникова в увеличенном виде показана на образе Петра Петровича Лужина. Этот персонаж обладает таким же тщеславием, болезненной гордостью и самовлюбленностью, как и Раскольников. Его теория «целого кафтана» весьма заметно перекликается с некоторыми высказываниями и размышлениями Родиона Романовича. Например, когда тот уговаривал блюстителя порядка проводить до дома пьяную девушку, на которую покушался «жирный франт»; был момент, когда, задумавшись, он пытался крикнуть: «А зачем вам это все надо?!». То есть его теория предполагала равнодушие к окружающим.

А что же такое – теория «целого кафтана»? Она сводится к следующему: христианская мораль предполагает выполнение заповеди любви к ближнему, то есть нужно порвать свой кафтан, отдать половину ближнему, и в результате оба окажутся «наполовину голы». По мнению же Лужина, возлюбить нужно прежде всего себя, «ибо все на свете на лично м интересе основано» (так говорил он сам). Раскольников, поняв стиль мышления Петра Петровича, решает, что по лужинской теории и «людей можно резать» ради личной выгоды – интересно то, что данный факт самого Раскольникова возмущает. Напрашивается вопрос: а что же сам Раскольников? Разве он не мыслит так же? Нет, разница все же существует. Он видел в практическом осуществлении своей теории помощь всему человечеству, своего рода гуманизм, хотя и очень странный. Он хотел таким образом дать свободу действий для гениев, которой так им не хватает для того, чтобы творить, раскрывать свои потенциалы. Действия же Лужина основаны исключительно на личной выгоде и расчете.

Опять же, Петр Петрович Лужин – наглядный пример вероятного будущего для Раскольникова, если бы его теория получила дальнейшее развитие.

Естественно, наличие этих героев обусловлено тем, что на схожести их мировоззрений глубже раскрывается личность Раскольникова, более понятными становятся причины краха его теории для него самого (видно, что она еще не настолько прочно засела в его душе, не так бесповоротно извратила его сознание, как у Свидригайлова и Лужина). Думается, что в этом сопоставлении присутствует и еще одна цель – Достоевский хотел в какой-то степени оправдать действия Раскольникова, показать, что на самом-то деле, если бы не обстоятельства, до практики его теория скорее всего не дошла.