Биография зураба соткилавы. Поющий защитник. Как Зураб Соткилава попал в оперный театр с футбольного поля Грузинский оперный певец зураб

Соткилава Зураб Лаврентьевич - выдающийся современный солист оперы и педагог. Его жизнь - пример целеустремленности и невероятной силы воли.

Юность. Восходящая звезда футбола СССР

Зураб Соткилава появился на свет в марте 1937 года в городе Сухуми (сейчас - Сухум), который тогда входил в Грузинскую Советскую Социалистическую республику.

Певец вспоминает, что его мама и бабушка очень хорошо пели и играли на гитаре. Иногда садились около дома и начинали петь старые песни и грузинские романсы, а будущий солист оперы им подпевал.

Зураб Соткилава, спорт в жизни которого сыграл тоже важную роль, в детстве и юности не думал о музыкальной стезе. Он увлекался футболом и сумел неплохо себя проявить. Молодой человек попал в команду города Сухуми «Динамо». Зураб Соткилава играл в нем на позиции крайнего защитника, но часто поддерживал атаки на ворота противника. В 1956 году молодой спортсмен стал капитаном юношеской сборной Грузинской ССР. В том же году грузинские футболисты выиграли чемпионат страны. А в 1958 году Зураба пригласили играть в команду «Динамо» из Тбилиси.

Родители не разделяли увлечения сына футболом и пытались направить его на путь музыки. Однажды семье Соткилава подарили скрипку, и родители нашли для ребенка учителя. Зураб месяц пытался учиться игре на этом инструменте. Потом в доме появилось пианино, но учиться игре на нем в 12 лет было поздно. Родители хотели определить Зураба в музыкальную школу по классу виолончели, но он вновь отказался. Его приняли туда в класс пения, но подросток учился не очень прилежно и любил убегать с учебы на стадион.

Самой памятной встречей для Зураба стал его последний матч за «Динамо», в котором его команда сцепилась с «Динамо» из Москвы. В том матче ворота москвичей охранял легендарный Лев Яшин, а одним из нападающих был Валерий Урин. Этот матч команда Тбилиси проиграла со счетом 1:3. Со Львом Яшином Зураб Соткилава по-настоящему познакомился уже позже, когда стал солистом оперы. Молодой футболист получил травму во время игры в Югославии, а в 1959 году еще одна травма положила конец его карьере в спорте.

Начало пути в театре

В 1958 году футболист тбилисской команды «Динамо» Зураб Соткилава ненадолго приехал навестить родных в Сухуми. В это время в гости к ним зашла пианистка Валерия Разумовская, всегда считавшая, что юноша может стать талантливым певцом. Она убедила его сходить на прослушивание к профессору Тбилисской консерватории, который как раз был в Сухуми.

Сначала голос Зураба профессора не впечатлил. Но вмешался случай. Профессор любил футбол, а достать билеты на матчи «Динамо» было сложно, и Зураб стал их ему добывать. В качестве платы музыкант согласился давать ему уроки. Всего после нескольких уроков профессор сказал Зурабу, что у него есть будущее в опере. Сначала молодой человек не воспринял это всерьез, но после второй травмы задумался о музыке.

В 1960 году Зураб Соткилава окончил Тбилисский политехнический институт, горный факультет, и через день после защиты диплома сдал вступительные экзамены в консерваторию столицы Грузии.

Грузинский театр оперы и балета

Соткилава вспоминал, что однажды до занятий музыкой услышал по радио трансляцию выступления Марио дель Монако в опере «Кармен», которое потрясло его. В консерватории Зураб Соткилава начинал петь баритоном. Но профессор Давид Ясонович Андзуладзе исправил эту ошибку. Молодой человек стал тенором. В 1965 году певец Зураб Соткилава дебютировал на сцене крупнейшего театра его республики - Грузинского театра оперы и балета. В произведении «Тоска» Джакомо Пуччини он спел партию Каварадосси. Певец входил в состав труппы этого театра до 1974 года.

Динаро Барра

Через год после дебюта он отправился на стажировку в Миланский театр La Scala, которая заняла два года. В то время на миланской сцене пели многие выдающиеся артисты, среди них уже начинал свой творческий путь Паваротти. Учителем грузинского певца был маэстро Динаро Барра.

После стажировки Зураб с триумфом выступил и занял первое место на болгарском конкурсе молодых певцов «Золотой Орфей». В 1970 году стал вторым на московском конкурсе имени П. И. Чайковского и победителем в Испании. Певец получил признание на родине - в 1970 году ему вручили звание заслуженного артиста Грузинской ССР, а через три года - народного артиста.

Мировое признание

Впервые в 1972 году Зураб Лаврентьевич оказался на сцене Большого театра на концерте, посвященном столетию выдающегося солиста оперы Леонида Сабинова. В конце 1973 года Зураб Соткилава вновь выступил на сцене Большого театра, где спел партию Хосе в опере «Кармен». После спектакля к артисту подошел директор театра Кирилл Молчанов и предложил войти в постоянный состав.

В следующем году Зураб стал постоянным артистом Большого театра. Он вспоминает, что в этом ему помогла поддержка коллег из Москвы. В 1974 году в Москве состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Отелло», где певец исполнил главную роль. Следом за ней - «Сельская честь» Пьетро Масканьи, где Зураб Соткилава пел партию Туридду.

Европа и США

В 1970-е годы грузинский оперный певец стал фигурой, которую узнали любители оперы всего мира. Он пел в театрах Парижа, Милана, городов США. В прессе Соединенных Штатов о нем писали восторженные отзывы. В 1979 году певец Зураб Соткилава получил звание В эти годы маэстро пел партии Радамеса из «Аиды» Верди, Хосе из «Кармен», Манрико из «Трубадура», Водемона из «Иоланты», Самозванца из «Бориса Годунова». Не забывает он и о своих корнях: на сцене театра в Тбилиси он пел в операх «Абессалом и Этери» Захария Палиашвили и «Похищение луны» Отара Тактакишвили.

Педагог

В середине 1970-х годов Зураб Соткилава начал преподавать. С 1976 по 1988 г. он читал оперное пение в Московской консерватории и стал профессором в 1987 году. В 2002 году он новь вернулся к преподаванию в консерватории. Среди учеников маэстро - тенор Владимир Богачев, который сотрудничает с La Scala и другими театрами мирового уровня. Другой ученик, баритон Владимир Редькин, уже тридцать лет выступает на сцене Большого театра. Среди более молодых учеников Зураба Лаврентьевича - тенор Большого театра Алексей Долгов.

Болезнь и преодоление

Зураб Соткилава, биография которого включает много трудных страниц, в начале 2015 года узнал о страшном диагнозе - раке поджелудочной железы. Чуть раньше маэстро заметил, что начал резко терять вес. 19 января он вынужден был отменить концерт, а 20-го диагноз получил подтверждение. Певца прооперировали в Германии 30 января, а затем он прошел курс химиотерапии в Москве. Певец и члены его семьи (с Элисо Турманидзе они поженились в 1965 году и родили двух дочерей - Тею и Кети) долгое время не хотели говорить о болезни, и достоянием общественности это стало уже весной 2015 года.

Зураб Соткилава тренировал голос, чтобы вернуть прежние вокальные данные. Возобновил занятия со студентами в консерватории. В 2015 году он вновь вышел на сцену. В конце октября 2015-го Зураб Лаврентьевич выступил на концерте, посвященном ему, который прошел в Московском В начале 2016 года Зураб Лаврентьевич выступил на концерте памяти Елены Образцовой, певицы, с которой его связывала многолетняя дружба и совместные выступления.

Наш герой говорит о себе, что осуществил все свои мечты. При этом он продолжает выступать и отмечает, что, когда поет, счастливее человека на всем свете не найти. Своим вторым домом считает сцену Большого театра.

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии Грузинской ССР имени З. Палиашвили, лауреат Государственной премии Грузии имени Ш. Руставели

Родился 12 марта 1937 года в городе Сухуми. Отец – Соткилава Лаврентий Гутуевич (1905–1975), историк. Мать – Карчава Ксения Виссарионовна (1917–1975), врач. Супруга – Турманидзе Элисо Максимовна (1940 г. рожд.), пианистка, концертмейстер Тбилисской консерватории. Дочь – Соткилава Теа Зурабовна (1967 г. рожд.), окончила Московский государственный университет, филологический факультет, романское отделение, живет в Испании. Дочь – Соткилава Кетино Зурабовна (1971 г. рожд.), окончила Московский государственный университет, исторический факультет, отделение истории искусств, работала режиссером ТВ, затем в журнале «Интерьер + Дизайн».
Как многие мальчишки, Зураб любил спортивные игры – плавание, легкую атлетику, но страстью его был футбол. Играли во дворе, а вместо мяча, который трудно было достать в послевоенное время, гоняли пучок травы, переплетенный корнями. Позднее появились американские каучуковые мячи, но с очень сильным отскоком, потому играли на гаревой дорожке. Несмотря на эти неудобства, Зураб к 16 годам настолько преуспел в этом виде спорта, что вошел в состав команды юниоров сборной Грузии, вскоре стал ее капитаном. В 1956 году команда одержала победу во Всесоюзных соревнованиях, после этого успеха Зураба приняли в основной состав тбилисского «Динамо». Однако спортивная карьера оборвалась после двух серьезных травм во время международных игр в Югославии и Чехословакии. В это время Соткилава уже учился в Грузинском политехническом институте на горном факультете, куда он поступил в 1955 году (окончил в 1960 г.).
А как же пение? В грузинских семьях пение – дело обычное, как говорится, «музыка в крови». В семье Зураба пели под гитару и бабушка, и мать, собираясь с соседями теплыми вечерами во дворе. В команде «Динамо» были игроки с прекрасными голосами и тоже часто пели. Зураб лишь подпевал в домашнем кругу, а с приятелями по команде не пел никогда. Однако соседка, пианистка, обратила внимание именно на его голос и устроила ему встречу с профессором Тбилисской консерватории Н.В. Бокучавой.
В 22 года студент 5-го курса Горного института становится студентом 1-го курса консерватории. Зураб покорил комиссию красотой голоса и необычайной музыкальностью. Интерес к серьезной музыке всё больше захватывал Соткилаву. Он познакомился с искусством выдающихся певцов по зарубежным музыкальным фильмам с участием Б. Джильи и М. Ланца; услышал по трансляции из Большого театра оперу «Кармен» Ж. Бизе с участием М. дель Монако; побывал на спектакле «Фауст» Ш. Гуно в тбилисской опере, где партию Мефистофеля спел солист Большого театра А.П. Огнивцев.
Однако собственные занятия вокалом не приносили Зурабу полного удовлетворения: его считали баритоном, но по собственным ощущениям певца с голосом что-то было неладно. На 3-м курсе Соткилава попадает в класс выдающегося певца и педагога Д.Я. Андгуладзе, который обнаружил у молодого певца великолепный лирико-драматический тенор, повел его в этом направлении, и вскоре началось стремительное восхождение Зураба в вокальной карьере.
В 1964 году Соткилава становится лауреатом первой премии в Закавказском конкурсе музыкантов-исполнителей. В 1965 году он оканчивает консерваторию (в 1972 г. окончит аспирантуру) и получает приглашение в Тбилисский театр оперы и балета имени З. Палиашвили, причем сразу на ведущие партии. Здесь он успешно дебютирует в опере «Тоска» Дж. Пуччини в партии Каварадосси, поет Хозе в «Кармен»; Турриду в «Сельской чести» П. Масканьи; Герцога в «Риголетто» Дж. Верди; Рудольфа в «Богеме» Дж. Пуччини. В национальных операх «Абесалом и Этери»
З.П. Палиашвили и «Миндия» О.В. Тактакишвили, исполнил главные партии.
Как подающего большие надежды, Зураба Соткилаву посылают на стажировку в Миланский театр «Ла Скала». В 1966 – 1968 годах под руководством известного педагога Д. Барра и дирижера, бывшего помощника А. Тосканини, Э. Пьяцца певец одержимо работает над ведущими партиями в операх, которые уже пел в своем театре – «Богема», «Сельская честь», «Кармен», учит новую партию – Эдгара в опере «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, работает над «Реквиемом» Дж. Верди и готовит концертные программы из произведений итальянских авторов.
Глубокое погружение в музыку на занятиях, а также яркие впечатления от спектаклей театра «Ла Скала» с известными в мире певцами способствовали развитию его собственного незаурядного дарования. По возвращении из Милана он добивается новых успехов, которые открывают имя Соткилавы для широкой публики, – это его блистательные победы на вокальных конкурсах.
В 1968 году он получает Гран-при и приз «Золотой Орфей» на IХ Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии. «…У него красивый голос, хорошая школа и сердце, какого не может дать никакой даже самый гениальный педагог», – скажет о З. Соткилаве председатель жюри конкурса Христо Брымбаров.
В 1970 году Зураб становится обладателем второй премии и серебряной медали на
IV Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве и Гран- при Международного конкурса вокалистов имени Франсиско Виньяса в Барселоне. Тогда же он был удостоен специального приза «Покровительница Барселоны» за исполнение произведений Дж. Верди. Его успех определился уже в первом туре. Исполнение арии из оратории «Родина» Г. Кокеладзе, «Пимпинеллы» Чайковского и «Импровизации» из «Андре Шенье» У. Джордано вызвало такой энтузиазм публики и жюри, что вопреки правилам, запрещающим аплодисменты на конкурсе, аплодировали все. Более того, в третьем туре по просьбе жюри Соткилава исполнил «Импровизацию» еще раз. Такой же успех выпал и на долю еще одной участницы из Советского Союза
Е. Образцовой, и этот успех сопровождал советских певцов на концерте лауреатов, и на специально организованном для них концерте. Общество друзей Гранадоса наградило их памятными медалями за исполнение нескольких произведений этого испанского композитора.
А после концерта последовал ряд предложений выступить в спектаклях Барселонской оперы, с концертами и произвести запись.
Испанская критика писала: «Зураб Соткилава – это прекрасный тенор, которого по объему, широте и силе выражения можно приравнять к голосам великих оперных певцов. Он – один из тех артистов, из-за которых оперные театры спорят, чтобы в качестве “звезды” показать в репертуаре “бельканто”».
В 1971 году З. Соткилава впервые появился на сцене Большого театра в составе труппы Тбилисской оперы на гастролях в Москве. Он пел партию Абесалома. Публика уже знала певца по конкурсу и встретила его горячо. В 1972 году он принял участие в концерте, посвященном 100-летию Л.В. Собинова. Дирекция театра не прочь была иметь этого певца у себя, и в 1973 году предоставила ему дебют в опере «Кармен». Это событие было омрачено lдвумя трагедиями: незадолго до этого спектакля умерли мать Зураба и его педагог Д.Я. Андгуладзе.
Успех этого выступления, а также сольного концерта в рамках фестиваля «Русская зима» подвели певца к решению вступить в труппу Большого. В это же время случился пожар в Тбилисском театре, певцу нужна была постоянная сцена.
С первых дней в Большом театре Соткилава был окружен вниманием, чуткой заботой руководителя оперной труппы А.И. Орфенова, дирижеров Б.Э. Хайкина, Е.Ф. Светланова, А.М. Жюрайтиса. При помощи великого мастера, режиссера Б.А. Покровского, замечательного концертмейстера Л.А. Могилевской, старших коллег по сцене И.К. Архиповой, И.И. Петрова, имея таких партнеров, как Е.В. Образцова, М.Ф. Касрашвили, Т.И. Синявская, Ю.А. Мазурок, Е.Е. Нестеренко и другие. Соткилава быстро осваивал ведущий репертуар, достигая вокального совершенства, и усиленно работал над актерским мастерством, которого ему еще недоставало.
При наличии сильной теноровой группы в Большом певец стал признанным исполнителем партий особенно близкого ему зарубежного репертуара – помимо Хозе, Каварадосси, Турриду, также партий в операх Верди – Манрико в «Трубадуре», Радамеса в «Аиде», Ричарда в «Бале-маскараде», Отелло в одноименной опере и Исмаила в опере «Набукко».
Его репертуар пополнился и партиями в русских операх: Водемона в «Иоланте» Чайковского, Индийского гостя в «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, Самозванца в «Борисе Годунове» и Голицына в «Хованщине» М.П. Мусоргского. И здесь он был по-своему интересен.
В 1977 году, ориентируясь на З. Соткилаву, была поставлена опера «Похищение луны» О.В. Тактакишвили, где певец ярко, темпераментно исполнил партию героя Арзакана. В опере «Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло в партии барона Каллоандра певец показал, что он не только исполнитель драматических и лирических партий, но может исполнять и юмористические. Это говорило о богатстве его вокальной палитры и о том, что проблем с актерским мастерством у него больше нет. Последней работой в Большом была партия Исмаила в опере «Набукко» Верди.
З. Соткилава достиг вершины в творческой карьере – стал признанным певцом современной мировой музыкальной сцены. Начиная с 1970-х годов он гастролирует во многих странах, поет на крупнейших сценах мира. Так, одну из своих коронных и любимых партий – Каварадосси – пел в Лондоне в «Ковент- Гарден», затем в Глазго в Шотландской Королевской опере, в Осло в театре «Норск-опера», там же спел в опере, которая уже не шла в Большом театре, – в «Доне Карлосе» Верди. В новой для себя опере «Плащ» Дж. Пуччини (партия Луиджи) выступил в Барселоне в театре Лисео.
В Мадридской опере – в партии Турриду – одной из лучших в его репертуаре. Шумный успех сопровождал его выступления в партии Радамеса в Италии – на сценах Флоренции, Болоньи, Венеции.
Самой высокой вершиной в его творчестве стала партия Отелло. Он долго мечтал о ней, но когда опера в 1978 году вошла в репертуар Большого театра, не сразу решился ее исполнить. Объясняя свои сомнения, певец говорил: «Партия Отелло – вершина тенорового репертуара. Она ставит перед исполнителем задачи высочайшей трудности. Был страх перед потерей голоса, тревога о том, хватит ли в моей палитре выразительных красок для воплощения этого труднейшего образа».
Но все же он спел ее и получил признание у публики и критики. Газета «Московская правда» писала после выступления: «В облике Зураба Соткилавы – Отелло есть всё, что видится в шекспировском герое. – мужественность и чуть тяжеловатая грация, внутренняя эмоциональная наполненность и внешняя сдержанность. Его тенор, сильный, свободно льющийся, богатый нюансировками, способен к драматическому звучанию, в то же время нежен и лиричен».
В 1980 году З. Соткилава выступил в Болонье и имел подлинный триумф. Это подтвердил звонок и теплые слова легендарного исполнителя этой партии Марио дель Монако, которого с таким восторгом слушал Зураб в далеком 1959 году в опере «Кармен». Еще большим подтверждением этого необычного успеха стал тот факт, что Болонская музыкальная академия, одна из старейших в мире, созданная в XVII веке, приняла его в число своих почётных членов. В дипломе сказано, что певец удостоен этой чести «за тонкую и глубокую интерпретацию произведений Дж. Верди». Соткилава спел партию Отелло в 12 театрах – не только в Италии, но и в Германии, Испании, Венгрии, в общей сложности более 60 раз.
Исполнял он за рубежом и русскую оперу. Так в ФРГ, в Висбадене, впервые выступил в партии Андрея Хованского в «Хованщине» Мусоргского (в редакции
Д.Д. Шостаковича); в Большом театре он пел Голицына; партию Самозванца в «Борисе Годунове» впервые исполнил во время гастролей Большого в театре «Ла Скала» (1973); партию Владимира Игоревича в опере «Князь Игорь» А.П. Бородина в концертном исполнении – в Лондоне в зале Альберт-холл.
Раньше, чем в опере, З. Соткилава стал выступать за рубежом с концертами. Певец абсолютно владеет концертным стилем исполнения. В его репертуаре произведения разных эпох. Он совершал большие концертные турне по городам США, Японии, Индии, у него были концерты в Израиле, в странах Европы.
В Большом зале Миланской консерватории Соткилава исполнил 22 произведения итальянских авторов, в Германии участвовал в исполнении двух месс А. Брукнера. «Реквием» Дж. Верди пел в разных странах и с разными оркестрами. Особенно ему запомнилось выступление с Филадельфийским оркестром под управлением дирижера Юджина Орманди. Часто исполняет грузинские песни, вокальные циклы композитора О.В. Тактакишвили, с которым его связывала большая дружба.
В Финляндии в программе «Неделя советской музыки» с Московским камерным хором под руководством В.Н. Минина он исполнял вокальный цикл «С лирой Церетели».
В Японии он в Токио и во многих других городах сполнил вокально-симфонические сюиты «Лирические песни» и «Мегрельские песни».
В Большом зале Венгерской музыкальной академии имени Ф. Листа исполнил грузинские песни с Будапештским оркестром и Венгерским народным хором. Выступал Соткилава и в Париже в Театре Елисейских полей, где ему аплодировал даже оркестр. Дирижеру Пьеру Мишелю Ле Конту принадлежат слова: «Такой триумф случается не часто. Работа с таким выдающимся певцом мирового класса – настоящее счастье. Он великолепно поет в стиле итальянского бельканто, превосходя итальянских певцов эмоциональностью и мастерством игры на сцене». Пресса назвала его «Карузо из Большого театра».
Соткилава выступает с концертами в разных залах Москвы в самых разных программах. Не раз был участником фестиваля «Майские звёзды» и «Русская зима». Участвовал в первом исполнении в Советском Союзе «Маленькой мессы» Россини с М.Ф. Касрашвили, Е.В. Образцовой, Е.Е. Нестеренко с Камерным хором под управлением В.Н. Минина. В Большом зале Московской консерватории он исполнял вокальный цикл композитора
К.В. Молчанова на слова Ф. Петрарки (кстати, цикл посвящен певцу, аккомпанировала
Л. Могилевская), там же участвовал в концерте «Новый век – музыка России»; в Камерном зале Дома музыки с камерным оркестром «Времена года» (руководитель В. Булахов) – с концертом, посвященным 190-летию со дня рождения
Дж. Верди, в музее А.С. Пушкина – в «Званых вечерах в русской усадьбе», в Георгиевском зале Кремлёвского дворца – в концерте «Звёзды в Кремле» (1997), в Концертном зале имени П.И. Чайковского – дуэты из опер Верди, Масканьи, Бизе, Пуччини со своей любимой партнершей, тоже солисткой оперы Большого театра – М. Касрашвили, на фестивале грузинской культуры в Российской Федерации (2003).
Он гастролировал во многих городах бывшего Советского Союза со спектаклями и концертами, но с особым настроением едет в родную Грузию – в Сухуми, Кутаиси, Тбилиси. Так в Тбилисской опере он пел в «Кармен», «Трубадуре», «Бал-маскараде», «Отелло».
Дал концерт, посвященный памяти Д. Андгуладзе из произведений, которые он разучивал когда-то со своим учителем. Был участником авторского вечера О.В. Тактакишвили, где исполнил вокально- симфонические сюиты «Лирические песни» и «Мегрельские песни» (написанные для певца). Не раз выступал с известным ансамблем «Рустави». Зураб Соткилава – участник и один из организаторов фестиваля искусств, называвшегося ранее «Мелодии Советского Закавказья», а позднее – «Мастера оперной сцены». Невозможно перечислить имена русских, зарубежных и современных композиторов, произведения которых исполняет Соткилава. Наиболее любим певцом С.В. Рахманинов, о котором он говорит: «Какая глубина, экспрессия, любовь к человеку».
Концертная деятельность З. Соткилавы носит особый гражданский характер: его многочисленные благотворительные концерты или участие в таковых поражают: концерты в Фонд мира, в Фонд помощи Чернобылю, пострадавшим от землетрясения в Спитаке, в Фонд помощи воинам-афганцам, в Фонд спортсменов-инвалидов, памяти Андрея Сахарова и другие.
В расцвете своего творчества З. Соткилава начал педагогическую деятельность сначала в аспирантуре Тбилисской консерватории по совету Андгуладзе, позднее – на кафедре сольного пения в Московской консерватории. И в этом он достиг прекрасных результатов, о чем свидетельствуют блестящие успехи его учеников – высокие награды, полученные ими на международных конкурсах, и их успешная работа на разных сценах. За рубежом работают бывшие солисты Большого театра В.В. Богачев и А.Н. Федин. Одним из ведущих баритонов театра является В.Н. Редькин. Из других –
В. Абносов – солист Казанского оперного театра и И. Джалилов – солист Ташкентского театра. У профессора Соткилавы снова и снова появляются ученики, из которых он воспитывает замечательных певцов, к примеру тенор
А. Долгов – ныне солист Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
По инициативе З. Соткилавы в 1991 году состоялось выступление Тбилисского оперного театра на Летнем фестивале Дж. Вреди в городе Буссето. Он пел в опере «Отелло» (дирижер Дж. Кахидзе). В течение нескольких лет Соткилава являлся постоянным членом жюри конкурса «Вердиевские голоса», проходящего в этом городе.
В 1994 году З. Соткилава возглавлял жюри Х Международного конкурса П.И. Чайковского по специальности «сольное пение». В 1996 году он – член жюри Первого Международного конкурса теноров имени Д.Я. Андгуладзе (Батуми).
Зураб Соткилава по натуре своей – просветитель. Он – создатель и ведущий телевизионных циклов «Мастера оперной сцены» и «Клуб любителей оперы». Широкий кругозор, художественный вкус, большие знания – все это проявилось в его рассказах о певцах, дирижерах, художниках, а живые встречи с коллегами по искусству проникнуты уважением к ним и душевным теплом. Эти передачи привлекли многочисленную аудиторию любителей оперного искусства разных поколений.
З. Соткилава – народный артист СССР (1979), народный артист Грузинской ССР (1973), лауреат Государственной премии ГССР имени З.Палиашвили (1983), лауреат Государственной премии Грузии имени Ш. Руставели (1998). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2001), Трудового Красного Знамени (1976), «Знак Почёта» (1971), орденом Чести Республики Грузия (за большие заслуги в развитии грузинского музыкального искусства, 1997, 2007). Среди его наград - орден Петра Великого I степени (2007). Певец избран академиком Российской академии творчества (1992; с 2000 г. Международная академия творчества), профессором Московской консерватории (1987).
Судьба наградила Зураба Соткилаву ещё одним бесценным сокровищем – дала ему настоящее семейное счастье. Со своей супругой он познакомился в Тбилисской консерватории, которую она окончила по классу фортепиано. Была его концертмейстером в сольных концертах. Глубоко понимая всю сложность профессии своего мужа, она является неизменным его хранителем и опорой в жизни, мудрым, доброжелательным советчиком и нелицеприятным критиком в творчестве.
Младшая дочь Кетино была соавтором некоторых его музыкальных передач. А что касается интересов помимо творчества, то это неизменная любовь и лучший отдых – футбол.

Народный артист СССР, оперный певец Зураб Соткилава.

Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми (Абхазская АССР; ныне - Сухум, Абхазия) в семье Лаврентия Гутуевича Соткилавы и Ксении Виссарионовны Карчава. Отец был директором школы, мать - врачом-рентгенологом.

В 1960 году Зураб Соткилава окончил горно-геологический факультет Тбилисского государственного политехнического института (ныне - Грузинский технический университет) по специальности "инженер-маркшейдер", в 1965 году - Тбилисскую государственную консерваторию им. Вано Сараджишвили (класс Давида Андгуладзе), в 1972 году - аспирантуру консерватории.

В детстве учился в музыкальной школе по классу скрипки и фортепиано. Увлекался футболом, с 16 лет выступал за сухумское "Динамо" на позиции защитника. В 1956 году стал капитаном сборной Грузинской ССР в возрасте до 20 лет. Через два года начал играть в основном составе тбилисского "Динамо".

Параллельно занимался вокалом с профессором Тбилисской консерватории Николаем Бокучавой. В конце 1950-х гг. , завершив вследствие травмы спортивную карьеру, сосредоточился на музыкальной деятельности. Певческий голос - тенор.

В 1965-1974 гг. являлся солистом Грузинского театра оперы и балета им. З. Палиашвили (Тбилиси). Исполнял партии Герцога в опере Джузеппе Верди "Риголетто", Хозе в опере Жоржа Бизе "Кармен", Турриду в опере Пьетро Масканьи "Сельская честь", Рудольфа в "Богеме" Джакомо Пуччини и др.

В 1966-1968 гг. проходил стажировку в театре "Ла Скала" (Милан, Италия).

В 1973 году дебютировал в Москве в Государственном академическом Большом театре в партии Хозе (опера Жоржа Бизе "Кармен"), в следующем году был приглашен в оперную труппу. Исполнял партии Водемона ("Иоланта" Петра Чайковского), Абесалома ("Абесалом и Этери" Захария Палиашвили), Каварадосси ("Тоска" Джакомо Пуччини), Манрико ("Трубадур" Джузеппе Верди), Радамеса ("Аида" Джузеппе Верди), Отелло ("Отелло" Джузеппе Верди) и др.

В 1976-1988 гг. преподавал в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, в 2002 году возобновил там же преподавательскую деятельность. Среди учеников Соткилавы - оперные певцы Владимир Богачев, Александр Федин, Владимир Редькин и др.

В 1995 году участвовал в премьере первой в истории Большого театра постановки оперы Модеста Мусоргского "Хованщина" в редакции Дмитрия Шостаковича, исполнив партию Голицына. На протяжении карьеры выступал с гастролями в США, Италии, Германии, Франции, Великобритании и др.

Возглавлял жюри Международного конкурса им. П. И. Чайковского в номинации "вокальное искусство" (1994), жюри кинофестиваля стран СНГ и Балтии "Киношок" (2000). В 2011 году входил в состав жюри телевизионного проекта "Призрак оперы" (Первый канал).

Являлся почетным членом Болонской музыкальной академии (Италия).

В последние годы жизни страдал от онкологического заболевания.

Народный артист СССР (1979). Лауреат орденов "Знак Почета" (1971), Трудового Красного Знамени (1976), "За заслуги перед Отечеством" I (2017), II (2007) и III (2001) степени, Чести (1997, 2007, Грузия).

Был награжден почетной грамотой президента РФ (2012).

Был отмечен Государственной премией Грузинской ССР им. З. Палиашвили (1983) и Государственной премией Грузии им. Шота Руставели (1998).

Лауреат IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1968, София, Болгария), IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1970, Москва), Международного конкурса вокалистов Франциско Виньяса (1970, Барселона, Испания), российской музыкальной премии "Овация" (2008).

Был женат на пианистке Элисо Турманидзе. Дочери Теа (род. 1967) и Кетеван (род. 1971) - выпускницы Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Имя певца известно сегодня всем любителям оперного искусства и в нашей стране, и за рубежом, где он гастролирует с неизменным успехом. Их захватывают красота и сила голоса, благородная манера, высокое мастерство, а главное, эмоциональная самоотдача, которая сопровождает каждое выступление артиста и на театральной сцене, и на концертной эстраде.


Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми. «Вначале, наверное, следует сказать о генах: мои бабушка и мама здорово играли на гитаре и пели, - говорит Соткилава. - Помню, они садились на улице возле дома, исполняли старые грузинские песни, а я им подпевал. Ни о какой певческой карьере ни тогда, ни позже не думал. Интересно, что много лет спустя отец, у которого слуха нет вообще, поддержал мои оперные начинания, а мама, обладающая абсолютным слухом, была категорически против».

И все же в детстве главной любовью Зураба было не пение, а футбол. Со временем у него обнаружились неплохие способности. Он попал в сухумское «Динамо», где в 16 лет считался восходящей звездой. Соткилава играл на месте крайнего защитника, много и удачно подключался к атакам, бегая стометровку за 11,1 секунды!

В 1956 году Зураб стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет. Через два года попал в основной состав тбилисского «Динамо». Самой памятной для Соткилавы стала игра с московским «Динамо».

«Я горжусь тем, что выходил на поле против самого Льва Яшина, - вспоминает Соткилава. - Мы познакомились с Львом Ивановичем поближе, уже когда я был певцом и дружил с Николаем Николаевичем Озеровым. Мы вместе ездили к Яшину в больницу после операции... На примере великого вратаря я лишний раз убедился в том, что чем большего человек достиг в жизни, тем он скромнее. А матч тот мы проиграли со счетом 1:3.

Это, кстати, была моя последняя игра за «Динамо». В одном из интервью я сказал, что певцом меня сделал нападающий москвичей Урин, и многие решили, будто он меня покалечил. Ни в коем случае! Он меня просто вчистую переиграл. Но это было полбеды. Вскоре мы полетели в Югославию, где я получил перелом и вылетел из состава. В 1959 году попытался вернуться. Но окончательно поставила точку в моей футбольной карьере поездка в Чехословакию. Там я получил очередную серьезную травму, и через какое-то время меня отчислили...

В 58 м, когда я играл в тбилисском «Динамо», на неделю приехал домой в Сухуми. Однажды к родителям заглянула пианистка Валерия Разумовская, которая всегда восхищалась моим голосом и говорила, кем я в конце концов стану. Я тогда никакого значения ее словам не придавал, но все-таки согласился прийти к какому-то заезжему профессору консерватории из Тбилиси на прослушивание. Особого впечатления мой голос на него не произвел. И тут, представляете, опять решающую роль сыграл футбол! В «Динамо» в ту пору уже блистали Месхи, Метревели, Баркая и достать билет на стадион было невозможно. Так вот, на первых порах я стал для профессора поставщиком билетов: он приезжал за ними на базу «Динамо» в Дигоми. В благодарность профессор приглашал меня к себе домой, мы начали заниматься. И вдруг он говорит мне, что всего за несколько уроков я сделал большие успехи и у меня есть оперное будущее!

Но и тогда подобная перспектива вызывала у меня смех. Всерьез я задумался о пении только после того, как был отчислен из «Динамо». Профессор выслушал меня и сказал: «Ну что ж, кончай в грязи пачкаться, давай чистым делом заниматься». И через год, в июле 60 го, я сначала защитил диплом на горном факультете Тбилисского политехнического института, а день спустя уже сдавал экзамены в консерваторию. И был принят. Учились мы, кстати, в одно время с Надаром Ахалкаци, который предпочел Институт железнодорожного транспорта. У нас были такие битвы в межинститутских футбольных турнирах, что стадион на 25 тысяч зрителей был битком!»

В Тбилисскую консерваторию Соткилава пришел как баритон, но вскоре профессор Д.Я. Андгуладзе исправил ошибку: конечно, у нового студента великолепный лирико-драматический тенор. В 1965 году молодой певец дебютирует на тбилисской сцене партией Каварадосси в пуччиниевской «Тоске». Успех превзошел все ожидания. В Грузинском государственном театре оперы и балета Зураб выступал с 1965 по 1974 год. Талант перспективного певца на родине стремились поддерживать и развивать, и в 1966 году Соткилаву отправили на стажировку в знаменитый миланский театр «Ла Скала».

Там он стажировался у лучших специалистов бельканто. Работал без устали, а ведь могла и голова закружиться после слов маэстро Дженарро Барра, который писал тогда: «Молодой голос Зураба напомнил мне теноров былых времен». Речь шла о временах Э. Карузо, Б. Джильи и других чародеев итальянской сцены.

В Италии певец совершенствовался два года, после чего принял участие в фестивале молодых вокалистов «Золотой Орфей». Его выступление было триумфальным: Соткилава завоевал главный приз болгарского фестиваля. Через два года - новый успех, на этот раз на одном из самых ответственных Международных конкурсов - имени П.И. Чайковского в Москве: Соткилава удостоен второй премии.

После нового триумфа, в 1970 году, - Первая премия и «Гран-при» на Международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне - Давид Андгуладзе сказал: «Зураб Соткилава - одаренный певец, очень музыкален, его голос, необычайно красивого тембра, не оставляет слушателя равнодушным. Вокалист эмоционально и ярко передает характер исполняемых произведений, полно раскрывает замысел композитора. И самая замечательная черта его характера - это трудолюбие, желание постичь все тайны искусства. Он занимается каждый день, у нас почти такое же «расписание уроков», как и в студенческие годы».

«На первый взгляд, - вспоминает он, - может показаться, что я быстро привык к Москве и легко вошел в оперный коллектив Большого театра. Но это не так. Поначалу мне было трудно, и огромное спасибо людям, которые в то время были рядом со мной». И Соткилава называет режиссера Г. Панкова, концертмейстера Л. Могилевскую и, конечно, своих партнеров по спектаклям.

Премьера «Отелло» Верди в Большом театре стала заметным событием, Отелло в исполнении Соткилавы - откровением.

«Работа над партией Отелло, - рассказывал Соткилава, - открыла мне новые горизонты, заставила пересмотреть многое из сделанного, родила иные творческие критерии. Роль Отелло - это та вершина, с которой хорошо видно, хоть до нее и трудно дотянуться. Теперь, когда в том или ином предлагаемом партитурой образе нет человеческой глубины, психологической сложности, мне он не так интересен. В чем счастье артиста? Тратить себя, свои нервы, тратить на износ, не думая о следующем спектакле. Но работа должна вызывать желание так себя тратить, для этого нужны большие задачи, которые интересно решать...»

Другим выдающимся достижением артиста стала партия Туридду в «Сельской чести» Масканьи. Сначала на концертной эстраде, потом в Большом театре Соткилава добился огромной силы образной выразительности. Комментируя эту свою работу, певец подчеркивает: «Сельская честь» - веристская опера, опера высокого накала страстей. Это возможно передать в концертном исполнении, которое, разумеется, не должно сводиться к отвлеченному музицированию по книжечке с нотным текстом. Главное - позаботиться об обретении внутренней свободы, которая так необходима артисту и на оперной сцене, и на концертной эстраде. В музыке Масканьи, в его оперных ансамблях присутствуют многократные повторы одних и тех же интонаций. И здесь исполнителю очень важно помнить об опасности однообразия. Повторяя, например, одно и то же слово, нужно найти подводное течение музыкальной мысли, окрашивающее, оттеняющее различные смысловые значения этого слова. Нет надобности искусственно себя взвинчивать и неизвестно что наигрывать. Патетический накал страсти в «Сельской чести» должен быть чистым, искренним».

Сила искусства Зураба Соткилавы в том, что оно всегда несет людям искреннюю чистоту чувства. В этом секрет его неизменного успеха. Не стали исключением и зарубежные гастроли певца.

«Один из самых сверкающе-прекрасных голосов, которые существуют где-либо сегодня». Так отозвался рецензент о выступлении Зураба Соткилавы в парижском Театре Елисейских Полей. Это было начало зарубежных гастролей замечательного советского певца. Вслед за «шоком открытия» последовали новые триумфы - блистательный успех в США и затем в Италии, в Милане. Оценки американской прессы также были восторженны: «Большой по объему голос превосходной ровности и красоты во всех регистрах. Артистизм Соткилавы исходит непосредственно из сердца».

Гастроли 1978 года сделали певца знаменитостью мирового масштаба - последовали многочисленные приглашения участвовать в спектаклях, в концертах, в грамзаписях...

В 1979 году его художественные заслуги были отмечены высшей наградой - званием народного артиста СССР.

«Зураб Соткилава - обладатель редкого по красоте тенора, яркого, звонкого, с блестящими верхними нотами и крепким средним регистром, - пишет С. Саванко. - Голоса такого масштаба встречаются нечасто. Прекрасные природные данные были развиты и усилены профессиональной школой, которую певец прошел на родине и в Милане. В исполнительской манере Соткилавы преобладают признаки классического итальянского bel canto, что особенно ощущается в оперной деятельности певца. Ядро его сценического репертуара составляют лирико-драматические партии: Отелло, Радамес («Аида»), Манрико («Трубадур»), Ричард («Бал-маскарад»), Хозе («Кармен»), Каварадосси («Тоска»). Поет он и Водемона в «Иоланте» Чайковского, а также в грузинских операх - Абесалома в спектакле Тбилисского оперного театра «Абесалом и Этери» З. Палиашвили и Арзакана в «Похищении луны» О. Тактакишвили. Соткилава тонко ощущает специфику каждой партии, не случайно в критических откликах отмечалась широта стилистического диапазона, присущая искусству певца.

«Соткилава - классический герой-любовник итальянской оперы, - считает Э. Дорожкин. - Все «Дж.» - заведомо его: Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини. Однако есть одно существенное «но». Из всего набора, необходимого для образа ловеласа, в полной мере Соткилава обладает, как справедливо заметил в своем послании юбиляру восторженный российский президент, лишь «удивительной красоты голосом» и «природным артистизмом». Для того чтобы пользоваться такой же любовью публики, как жоржсандовский Андзолетто (а именно такого рода любовь окружает сейчас певца), этих качеств маловато. Мудрый Соткилава других, однако, и не стремился приобрести. Он взял не числом, а умением. Совершенно не обращая внимания на легкий неодобрительный шепоток зала, он пел Манрико, Герцога и Радамеса. Это, пожалуй, единственное, в чем он был и остается грузином, - делать свое дело, несмотря ни на что, ни секунды не сомневаясь в собственных достоинствах.

Последним этапным бастионом, который взял Соткилава, стал «Борис Годунов» Мусоргского. Самозванца - самого русского из всех русских персонажей русской оперы - Соткилава спел так, как голубоглазым белокурым певцам, ожесточенно следившим за происходившим из пыльных кулис, спеть и не снилось. Вышел абсолютный Тимошка, - а собственно, Тимошкой Гришка Отрепьев и был.

Соткилава - человек светский. Причем светский в лучшем смысле слова. В отличие от многих своих коллег по артистическому цеху певец удостаивает присутствием не только те мероприятия, за которыми неизбежно следует обильный фуршет, но и те, которые предназначены для настоящих ценителей прекрасного. На банку оливок с анчоусами Соткилава зарабатывает и сам. А жена певца к тому же замечательно готовит.

Соткилава выступает, хотя и не часто, и на концертной эстраде. Здесь его репертуар составляет в основном русская и итальянская музыка. При этом певец стремится сосредоточиться именно на камерном репертуаре, на романсовой лирике, сравнительно редко обращаясь к концертному исполнению оперных отрывков, что довольно распространено в вокальных программах. Пластическая рельефность, выпуклость драматургических решений сочетаются в интерпретации Соткилавы с особой интимностью, лирической теплотой и мягкостью, нечастыми у певца с таким масштабным голосом».

С 1987 года Соткилава ведет класс сольного пения в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Но, несомненно, и сам певец еще подарит слушателям много приятных минут.

Зураб Соткилава — это великий оперный певец, ставший популярным далеко за пределами родины. Поэтому, биография тенора, как и факты о его семье, интересны многим. Далее в статье мы как раз и расскажем вам о том, как рос, чем увлекался и где работал этот талантливый человек.

В 1937 году 12 марта в городе Сухуми был рождён Зураб Соткилава. Любовь к музыке мальчику с ранних лет прививала мама, которая вместе с бабушкой пела ему национальные песни.

Но несмотря на такое воспитание, Соткилава в юности бредил исключительно спортом, а точнее футболом. И вместо того, чтобы изучать ноты, он всё своё свободное время уделял тренировкам, гоняя мяч с друзьями по полю. А уже в возрасте 16 лет Зураб попал в местный клуб “Динамо”.

Он был универсальным игроком, поскольку мог легко переключиться с роли защитника в атакующего нападающего. За это в 19 лет его назначили капитаном команды. В 1958 году Соткилава уже был в основном составе “Динамо”, в чём вы тоже можете убедиться, просмотрев архивные фото, представленные в нашей подборке.

И всё бы ничего, если бы Зураб на одном из матчей в том же 1958 году не получил серьёзную травму ноги. После реабилитации он возвращается в большой футбол, но ненадолго, так как вновь травмирует ногу и уже навсегда вылетает из команды.

Соткилава возвращается на родину, где жил у родителей, к которым на тот момент часто наведывалась Валерия Разумовская. Пианистка, случайно услышав голос Зураба, предложила ему попробовать свои силы в пении и прийти на прослушивание к профессору, работавшему в консерватории.

Интересно! Соткилава буквально подкупил профессора, поскольку тот увлекался футболом и Зураб, ради приглашения на прослушивание, по своим старым связям, с лёгкостью достал ему билеты на желаемый матч.

На первых же репетициях профессор разглядел какой самородок попался ему в руки, так как голос юноши был необычайно красив. Он настоял на том, чтобы Соткилава развивал свой истинный талант и поступал в консерваторию, что Зураб и сделал.

Карьера

После окончания консерватории Зураб был принят в тбилисский оперный театр, где как раз и произошёл его дебют. Карьера Соткилавы росла стремительно и вскоре юному певцу доверили исполнение ведущих партий.

Помимо пения в театре, Зураб ещё нередко выступал на различных фестивалях и конкурсах, на которых занимал преимущественно призовые места.

В 1970 Соткилава отправился в свой первый гастрольный тур, который сделал из него буквально звезду мирового масштаба. За такие достижения на родине он получил звание народного артиста.

В 1976 году Соткилаве предложили должность преподавателя в консерватории, а в 1987 году он уже стал заведующим кафедрой. При этом, Зураб не бросил основное своё призвание — оперное пение и умело совмещал его с преподаванием в ВУЗе.

Личная жизнь

У Зураба Соткилавы была лишь одна возлюбленная — Элисо, с которой он познакомился во время учёбы в консерватории. Девушка моментально покорила сердце тенора. Зураб, как истинный влюбленный, всем рассказывал о том чувстве, которое его постигло, но вот своей избраннице признаться боялся.

Сама же Элисо неоднократно слышала о теноре-новичке с прекрасным голосом. Она посетила одну из репетиций Зураба, а после подошла к нему, дабы выразить своё восхищение. Этот случай и стал судьбоносным, поскольку Зураб официально познакомился со своей возлюбленной. Их роман развивался настолько стремительно, что вскоре пара узаконила свои отношения.

Соткилава начал выступать вместе с женой: он пел, а она играла на пианино. Пара гастролировала до тех пор, пока у них не появилось пополнение в семье. Элисо подарила мужу двух дочерей: Тею и Кэти. Зураб буквально души не чаял в своих детях.

Со временем у тенора появились внуки, которые стали для него самыми дорогими критиками.

Несмотря на то, что Зураб Соткилава не слишком часто давал интервью, нам всё-таки удалось найти несколько интересных фактов об этом оперном певце.

  • На протяжении 9 лет был ведущим солистом грузинского театра.
  • 2 года был на стажировке в Милане в известном на весь мир театре La Scala.
  • Безмерно любил свою семью и старался всё своё свободное время проводить с близкими.

  • Был любимым профессором у студентов, а в особенности у девушек, так как вызывал у них восхищение своим шармом и джентльменскими повадками.
  • Пел не только в родной Грузии и России, но и в США, Италии и Франции.
  • Соткилава, будучи на учёбе в Италии, регулярно играл в футбол со своими меценатами. Благодаря этому увлечению, певец смог в совершенстве овладеть итальянским языком.

  • В течение двух долгих лет Зураб буквально преследовал свою будущую жену и отгонял возможных конкурентов.
  • Вначале педагоги консерватории у Соткилавы определили баритон, но после ещё нескольких прослушиваний они пришли к выводу, что у юноши теноровый голос.
  • В день официального знакомства Элисо, за хорошее выступление, подарила Соткилаве конфету.
  • Зураб, в отличие от других оперных певцов, неоднократно солировал в опере “Отелло”.

Смерть

Последним пунктом в биографии Зураба Соткилавы, к сожалению, стала информация о смерти артиста из-за серьёзной болезни.

О том, что тенор болен стало известно в 2015 году. Певец сам признался, что у него была обнаружена опухоль поджелудочной железы.

Такой тяжёлый диагноз не сломил Соткилаву и он, пройдя несколько курсов химиотерапии, вновь вернулся к любимому занятию — пению. Недуг не ушёл и вскоре уже явно начал давать о себе знать. Зураб, превозмогая боль и далее продолжал работать. Он даже мечтал дать концерт в честь своего 80-летия. Но этого ему так и не удалось сделать. 18 сентября 2017 года великий тенор ушёл из жизни. Похоронили его в Тбилиси, после прощания, которое состоялось в здании Большого театра.

Подробности биографии, в том числе и личной жизни, Зураба Соткилавы будут ещё не один год интересовать общественность. Ведь его заслуги в искусстве стали неоценимым вкладом в развитие подрастающего поколения.