Путешествие по сказкам шарля перро. Произведения шарля перро Литературная игра по сказкам шарля перро

(1628 - 1703) остается одним из самых популярных писателей-сказочников во всем мире. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Красная Шапочка», «Золушка» и другие произведения автора, входящие в сборник «Сказки матушки Гусыни», всем нам хорошо знакомы с детства. Но мало кто знает реальную историю этих произведений.

Мы собрали 5 интересных фактов о них.

Факт №1

Существует две редакции сказок: «детская » и «авторская » . Если первую родители читают малышам на ночь, то вторая поражает своей жестокостью даже взрослых. Так, Красной Шапочке и ее бабушке никто не приходит на помощь, мать принца в «Спящей красавице» оказывается каннибалом и приказывает дворецкому убить своих внуков, а Мальчик с пальчик хитростью заставляет Людоеда перерезать своих дочерей. Если вы не читали авторскую версию сказок, то никогда не поздно наверстать упущенное. Поверьте, оно того стоит.

«Мальчик с пальчик». Гравюра Гюстава Доре

Факт №2

Не все «Сказки матушки Гусыни» были написаны Шарлем Перро . Лишь три истории из этого сборника полностью принадлежат ему - «Гризельда», «Потешные желания» и «Ослиная шкура» («Ослиная кожа»). Остальные сочинил его сын - Пьер. Отец же отредактировал тексты, дополнил их нравоучениями и помог опубликовать. До 1724 года сказки отца и сына печатались по отдельности, однако впоследствии издатели объединили их в один том и приписали авторство всех историй Перро-старшему.

Факт №3

У Синей Бороды был реальный исторический прототип . Им стал Жиль де Ре - талантливый военачальник и сподвижник Жанны д’Арк, которого казнили в 1440 году за занятия колдовством и убийство 34 детей. Историки до сих пор спорят, что это было - политический процесс или же очередной эпизод «охоты на ведьм». Но все единогласно сходятся в одном - Ре этих преступлений не совершал. Во-первых, ни одного вещественного доказательства его вины так и не удалось найти. Во-вторых, современники отзывались о нем исключительно как о честном, добром и очень порядочном человеке. Однако святая инквизиция сделала все возможное, чтобы людям он запомнился как кровожадный маньяк. Никто не знает, когда именно народная молва превратила Жиля де Ре из убийцы детей в убийцу жен. Но его начали называть Синей Бородой еще задолго до публикации сказок Перро.

«Синяя Борода». Гравюра Гюстава Доре

Факт №4

Сюжеты сказок Перро не оригинальны . Истории о Спящей красавице, Мальчике с пальчик, Золушке, Рике с хохолком и других персонажах встречаются как в европейском фольклоре, так и в литературных произведениях предшественников. Прежде всего, в книгах итальянских писателей: «Декамероне » Джованни Боккаччо, «Приятных ночах » Джованфранческо Страпаролы и «Сказке сказок » («Пентамероне») Джамбаттисты Базиле. Именно эти три сборника оказали наибольшее влияние на знаменитые «Сказки матушки Гусыни».

Факт №5

Перро назвал книгу «Сказками матушки Гусыни», чтобы позлить Никола Буало . Самой матушки Гусыни - персонажа французского фольклора, «королевы с гусиной лапкой», - в сборнике нет. Но употребление ее имени в заглавии стало своего рода вызовом литературным противникам писателя - Никола Буало и другим классицистам, считавшим, что детей нужно воспитывать на высоких античных образцах, а не на простонародных сказках, которые они считали ненужными и даже вредными для подрастающего поколения. Таким образом, выход этой книги стал важным событием в рамках знаменитого «спора о древних и новых ».

«Кот в сапогах». Гравюра Гюстава Доре

Сказочные истории Шарля Перро известны всем. Они вдохновили многих композиторов на создание музыкальных произведений. Режиссеры и сценаристы также не оставили без внимания удивительные сказки этого автора, и по мотивам его произведений создано немало замечательных фильмов. Сказочные персонажи Перро оживают в парках аттракционов, на сценах театров, в компьютерных играх и остаются в числе самых любимых, как и сотни лет назад.

История французских сказок

Во Франции XVII столетия господствующим направлением в искусстве был классицизм. В том числе и в литературе. Произведения античных авторов считались образцом для подражания. Во времена короля Франции Людовика XIV в искусстве процветал культ античности.

Мифологические сюжеты и герои древних историй преобладали в творчестве живописцев и поэтов. Они прославляли торжество разума и долга над чувствами и, конечно, воспевали власть монарха, якобы объединяющего все силы нации. Вскоре интересы буржуазии пришли в противоречие с интересами облеченного властью монарха, и оппозиционные настроения усилились по всей территории Франции.

Настроение общества, естественно, отразилось и в искусстве. В среде французских литераторов завязался спор о превосходстве античных и современных авторов. Немногочисленные противники классицизма утверждали, что писать прекрасные произведения можно и без подражания древним авторам. К тому же новые авторы превосходят античных уже тем, что они обладают лучшими знаниями и кругозором.

В числе инициаторов этого исторического спора о необходимости перемен был и Шарль Перро - королевский чиновник и член Французской академии. В своем произведении «Сравнение древних и новых авторов» он призывал авторов отображать современную жизнь, черпать образы и сюжеты из окружающей действительности, а не из античной литературы.

Об авторе

Шарль Перро был известен в первую очередь как поэт и публицист, один из основателей Академии наук и Академии живописи. Даже сочиняя для детей сказочные истории, он оставался моралистом и использовал свои произведения для обучения и развития личности. Но прежде чем перечислить труды, в том числе и список сказок Шарля Перро, хотелось бы познакомить читателей с историей жизни писателя.

Шарль Перро появился на свет 12.01.1628 года в семье судьи. Его родители были озабочены образованием детей и в восьмилетнем возрасте мальчика отправили в колледж, как и его братьев. Все они прекрасно учились и ни разу не были наказаны розгами, что совершенно не типично для того времени. Еще в колледже Шарль занимался литературными исследованиями, но после разногласий со своим учителем решил оставить учебу.

Он изучал библейские тексты, произведения отцов Церкви и светских писателей, историю Франции и занимался переводами. Одновременно Шарль посещал уроки права и вскоре стал дипломированным юристом. Купив лицензию, Перро некоторое время занимает должность адвоката. Но это ему быстро надоедает. Шарль решил закрепиться при дворе и, оставив адвокатскую практику, он устроился клерком к своему брату, занимавшему должность главного сборщика налогов.

В 1663 году Шарль занимает должность секретаря в Академии надписей и служит под руководством Жана Кольбера - министра финансов Франции. Шарль Перро также работал в качестве контролера в Инспекции королевских зданий. Мастер на все руки, Перро принимал непосредственное участие в создании Версаля, он же написал первый путеводитель по лабиринту Версальских садов.

Будучи довольно плодовитым писателем, Шарль писал как легкую поэзию, такую как галантный «Диалог любви и дружбы», так и «внушительные» произведения на тему архитектуры. Многие его работы забыты, хотя и представляют довольно обширный перечень. Зато навечно вошел в историю литературы и, кроме того, принес своему автору всемирную славу небольшой список сказок Шарля Перро.

Основатель сказочного жанра

Перро, чтобы доказать правоту своих слов, решил собственным примером показать, что мораль можно извлечь и из сюжетов, отображающих народный быт и современную жизнь. Он занялся обработкой народных сказок, которые в то время вообще не рассматривались как отдельный литературный жанр. В результате в 1697 году издает Шарль Перро сказки. Список в алфавитном порядке вошедших в первый сборник «Сказки матушки Гусыни» произведений выглядит так:

  • «Золушка»;
  • «Кот в сапогах»;
  • «Красная Шапочка»;
  • «Мальчик-с-пальчик»;
  • «Рике с хохолком»;
  • «Синяя Борода»;
  • «Спящая красавица»;
  • «Феи».

Сказка «Рике с хохолком» принадлежит перу самого автора. Семь других произведений сборника представляют народные сказки, услышанные им от кормилицы сына. Писатель облагородил известные народные сюжеты с присущим ему юмором и талантом. Некоторые детали опустил, добавил новые. И сказки, ограненные великим мастером, стали известны широко за пределами литературного круга.

Произведения носили поучительный характер, что автор отметил и в названии сборника - «Истории с моральными наставлениями». Шарль Перро показал своим соотечественникам-литераторам, что народная сказка ничуть не хуже античных произведений может нести поучительный характер.

В светском обществе появилась мода на сказочные истории. Постепенно стали появляться и произведения других авторов - философские сказки, старинные истории в современном изложении и сказки собственного сочинения. В следующие издания сборника «Матушки Гусыни» входят еще три сказки Шарля Перро. Список в алфавитном порядкенебольшой:

  • «Гризельда»;
  • «Ослиная шкурка»;
  • «Потешные желания».

Благодаря всему этому начал развиваться самостоятельный литературный жанр.

Список сказок Шарля Перро невелик, как адвокат, академик и сановник, он опасался, что такое несерьезное занятие бросит на него тень. Поэтому первый сборник он издал, указав имя одиннадцатилетнего сына П. Д’Арманкура. Тем не менее правду, что автор сказок не кто иной, как Шарль Перро, Париж узнал очень быстро.

Произведения автора

В 1653 г. Шарль Перро издал «Стену Трои». В написании пародийной поэмы он опирался на свои многолетние исследования. Перро, как и его братья Клод и Пьер, отстаивал превосходство новых писателей перед древними. На трактат Буало «Поэтическое искусство» он написал произведения «Век Людовика Великого» и «Параллели древних и новых».

В доказательство своего утверждения, что его современники ничуть не хуже античных авторов, он выпускает впечатляющий том «Знаменитых людей Франции XVII века», где собрал биографии известных историков, художников, поэтов, ученых XVII столетия.

В философском исследовании «Апология женщины» отец рассказывает сыну о необходимости жениться. Красивым языком автор рассказывает о добродетели женщины, о любви, о серьезных и нежных чувствах, о милосердии и сострадании. Одним словом, учит сына искать идеальную жену - «жемчужину» в житейском море. Другие произведения автора:

  • Portrait d"Iris («Портрет Ирис», 1659);
  • Ode sur la paix («Ода миру», 1660);
  • Ode aux nouveaux convertis («Ода новообращенным», 1685);
  • La Création du Monde («Создание мира», 1692).

В 1755 году Шарль пишет «Воспоминания о моей жизни», в которых рассказал о важных вехах своей жизни: службе у Кольбера, редактировании первого Французского словаря, посвященных королю произведениях, переводах, трехтомнике, посвященном сравнению древних и современных авторов. Но ни словом не упомянул о сборнике «Матушки Гусыни», а ведь именно этот список сказок Шарля Перро стал шедевром мировой культуры.

О чем его сказки?

Произведения автора, написанные для детей, пользуются огромной популярностью во всех странах. Несмотря на несколько французскую грацию, сказочные истории Шарля Перро заняли достойное место в литературе. Веселые, занимательные, с налетом народной поэзии, они непринужденно раскрывают основы человеческой морали. Дети намного легче воспринимают эти волшебные и чудесные истории, чем нравоучительные беседы.

Шарль Перро прекрасно показал на примере своих сказочных историй, что дети способны замечать хорошее и плохое, доброе и злое. Забавляясь красотой и миловидностью сказки, они извлекают нужные уроки. Бесспорно, сказки оставляют простор для воображения, и дети верят чудесам сказки. Но, как только настанет время, они научатся отличать воображаемое от действительного. А уроки, извлеченные из первых книжек, останутся с ними навсегда.

Первый сборник на русском языке

«Волшебные сказки» Перро были переведены на русский язык известным писателем И. С. Тургеневым и изданы в Санкт-Петербурге в 1867 году. Тургенев работал над переводом почти 2 года и, судя по его статьям, остался недоволен его качеством. Но, несмотря на это, его перевод уже сто с лишним лет считается одним из лучших. Особую прелесть первому изданию придали иллюстрации Густава Дорэ.

Еще раз перечислим сказки Шарля Перро. Полный список ихвыглядит так:

  • «Гризельда» (1691);
  • «Золушка» (1697);
  • «Кот в сапогах» (1697);
  • «Красная Шапочка» (1697);
  • «Мальчик-с-пальчик» (1697);
  • «Ослиная шкурка» (1694);
  • «Рике с хохолком» (1697);
  • «Синяя Борода» (1697);
  • «Смешные желания» (1693);
  • «Спящая красавица» (1696);
  • «Феи» (1697).

Сборник имел оглушительный успех и был переведен на многие языки мира. По мотивам сказок создано немало музыкальных произведений, мультипликационных и художественных фильмов и даже шедевров классического балета.

Сказки Шарля Перро список представляет собой полное собрание всех произведений автора. Сказки Шарля Перро читать детям очень поучительно, так как они учат добру и погружают в мир волшебства и фантазий. Все сказки Шарля перро мы собрали на этой странице.

На русском языке сказки Шарля Перро впервые вышли в Москве в 1768 году под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями».

Сказки Шарля Перро список, названия

  • Золушка, или хрустальная туфелька
  • Ослиная шкура
  • Мальчик-с-пальчик
  • Синяя Борода

Биография Шарля Перро

Родился в семье судьи Парижского парламента Пьера Перро и был младшим из его семи детей (вместе с ним родился и брат-близнец Франсуа, умерший через 6 месяцев). Из его братьев, Клод Перро был известным архитектором, автором восточного фасада Лувра (1665-1680).

Учился Шарль Перро в университетском колле́же Бовэ, который, однако, бросил, не доучившись. Купил лицензию адвоката, но вскоре, наскучив судейской должностью, поступил клерком к своему брату архитектору Клоду Перро и вошел в доверие к Жану Кольберу, так что в 1660-х годах он во многом определял политику двора Людовика XIV в области искусств. Благодаря Кольберу, он в 1663 году назначен секретарем вновь образованной Академии надписей и изящной словесности; он также был генеральным контролером Сюринтендатства королевских строений. После смерти Кольбера (1683) Шарль Перро впал в немилость и потерял выплачивавшуюся ему как литератору пенсию, а в 1695 году лишился и места секретаря.

Сказки Шарля Перро

В 1697 г. Шарль Перро опубликовал сборник «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Сборник содержал 9 сказок, представлявших собой литературную обработку народных сказок (как полагают, услышанных от кормилицы сына Перро) - кроме одной («Рике-хохолок»), сочиненной самим Перро. Эта книга широко прославила Шарля Перро за пределами литературного круга. Фактически Шарль Перро ввел народную сказку в систему жанров «высокой» литературы.

«Сказки» способствовали демократизации литературы и оказали влияние на развитие мировой сказочной традиции (братья В. и Я. Гримм, Л. Тик, Г. Х. Андерсен). Интересно, что свои сказки Шарль Перро издал не под собственным именем, а под именем своего 19-летнего сына Перро д’Арманкура, пытаясь уберечь свою уже сложившуюся репутацию от обвинений в работе с «низким» жанром. Сын Перро, прибавивший к своей фамилии название купленного отцом замка Арманкур, пытался устроиться секретарем к «Мадемуазель» (племяннице короля принцессе Орлеанской), которой и была посвящена книга.

На сюжеты сказок Шарля Перро созданы оперы «Золушка» Дж. Россини, «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока, балеты «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева и др.

Известно ещё что Шарль Перро собирал народные сказки пытаясь их «уберечь» и сохранить. Источники, к сожалению, мало известны. Возможно известная проблема сходств различных сказок так и решается: разные cобиратели сказок увлеклись одной сказкой и взяли её в свой сборник. Так и получилось такое сходство сказок. Например: «Спящая красавица» Шарля Перро и «Шиповничек» братьев Гримм. Эти писатели были собирателями сказок и взяли для сборника одну народную сказку. Так и вышли данные сходства.

Сценарий литературной игры для 4 класса по сказкам Шарля Перро "По следам сказок Шарля Перро".

Литературная игра предназначена для детей младшего школьного возраста. Это мероприятие можно провести как итоговое по сказкам Ш. Перро.

Цели:

*познакомить учащихся с жизнью и творчеством знаменитого писателя - сказочника Ш. Перро;

Задачи:

*воспитывать нравственные качества личности каждого ученика;

*приобщиться к чтению сказок Ш. Перро;

*развивать фантазию, воображение;

Оборудование: выставка книг «Творчество Ш. Перро», выставка рисунков «Герои знаменитых сказок Ш. Перро», атрибуты и костюмы для сказочных героев: Красная шапочка, Добрая волшебница.

Ход мероприятия

Биб-рь – Здравствуйте ребята! Сегодня вы узнаете много нового, интересного о жизненном и творческом пути известного писателя Ш. Перро, мы отправимся в путешествие, в страну сказок. Вас ждут интересные и увлекательные задания. А чтобы веселее и быстрее решать задания мы разделимся с вами на две команды. Еще нам нужны капитаны команд.

Пожалуйста, ребята, представьтесь:

1 команда «_____» и ее капитан ___,

2 команда «_____» и ее капитан ___.

Биб-рь – Сейчас я расскажу вам о великом писателе - сказочнике. Родился Ш. Перро во Франции в семье адвоката Парижского парламента 12 января 1628 года (17 век). Отец стремился детям дать хорошее образование. Да и мать была женщиной образованной, она сама учила сыновей читать и писать. Упорные занятия сделали Ш. Перро адвокатом.

Ш. Перро собирал налоги и писал стихи. В 1653 г. они уже появились в печати. Поэту в то время было 25 лет. Старшие братья, увлекавшиеся литературой, ввели его в великосветский салон, где бывали именитые авторы.

Ш. Перро гордился своими современниками. Хотел, чтобы и другие восхищались своим веком, великими людьми, поэтому выпустил огромный том «Знаменитые люди Франции ХVII столетия». Здесь он собрал более 100 биографий великих людей.

В 1696 г., когда Шарлю было уже 68 лет, в журнале «Галантный Меркурий» без подписи появилась сказка «Спящая красавица». А на следующий год вышла книжка «Сказки матушки Гусыни». Книга была небольшая, с простенькими картинками. И вдруг – невероятный успех! Этот успех сохранился и до наших дней. Сказки Шарля Перро читают и любят наши современные дети.

Звучит легкая музыка. В класс входит Красная шапочка.

Кр. шапочка - Ну вот, так и думала, что заблужусь... И как я могла перепутать тропинки, ведь дорогу к дому моей любимой бабушки я очень хорошо знаю? Теперь бабушка будет беспокоиться за меня, да и пирожки горяченькие остынут. (Оглядывается по сторонам) Ой, как много здесь ребят! Кажется, я знаю куда попала. Это школа! Хорошо, что к вам, ребята, тропинка привела, а не в замок к страшному людоеду или к злой мачехе с ее ленивыми дочками. Здравствуйте, девочки и мальчики! Вы меня узнали?

Ответы детей.

Правильно, я - Красная шапочка. И про беду мою знаете, что я заблудилась? Может, поможете обратно в сказку вернуться?

Биб-рь - Конечно, Красная шапочка, мы постараемся тебе помочь, Только я читала в одной старинной книге сказок, что есть добрая волшебница, которая знает заклинание. Оно так и называется "Все на своих местах". А чтобы она услышала и пришла, нам надо дружно, очень громко назвать имя сказочника, который написал сказку «Красная шапочка». Давайте на счет «три» громко крикнем:

Дети хором произносят: Шарль Перро!

Появляется добрая волшебница.

Доб. волшебница - Здравствуйте, друзья! На мой сказочный телефон пришло сообщение, что кто-то нуждается в моей помощи. И вот я здесь. (Обращаясь к Красной шапочке) Кажется, я тебя знаю. Ты – Красная шапочка, ты заблудилась. Я и ребята – мы сможем тебе помочь вернуться обратно в сказку.

Кр. Шапочка – Спасибо, добрая волшебница. Мы тебя тоже знаем. Ребята, давайте скажем из какой сказки Шарля Перро наша гостья.

Ответы детей. («Спящая красавица»)

Доб. волшебница – Ну а теперь за дело, нельзя терять ни минуты, иначе моя волшебная сила будет таять. Ребята, вы должны вспомнить сказки писателя и решить, предложенные вам, задания.

1 задание – «Вспомни название сказки»

За каждый правильный ответ команда получает по 1 фишке. Команды отвечают по очереди.

Кот …………. (в сапогах );

Красная ……….. (шапочка );

Мальчик ……….. (с пальчик );

Ослиная …………(шкура );

Пряничный ……… (домик );

Рике ……….. (хохолок );

Синяя ……… (борода )

Спящая ……. (красавица )

Кр. шапочка – Молодцы, ребята. Вы справились с заданием (раздает жетоны).

2 задание – « Почта»

Здесь нас ждут телеграммы, нужно отгадать, от кого они.

1. «Всем! Всем! Всем принцам и королевичам! Убедительная просьба в ближайшие сто лет не беспокоить. Хочу поспать!» (Спящая красавица)

2. « Приглашаю всех девушек на примерку хрустальной туфельки. Женюсь на той, кому окажется впору». (Принц)

3. «Для прогулки по лесу срочно нужны друзья. Вкусный чай с пирогом гарантирован».

(Красная шапочка)

4. « Срочно нужен волшебник для маленькой мышки. Очень хочу снова стать бо-о-ольшим и богатым!» (Великан-людоед)

3 задание – « Вы - нам, а мы - вам»

Доб. волшебница – Сейчас капитаны команд возьмут в моей корзиночке задания – вопросы, на которые тоже нужно поскорее ответить. Но вопросы будут задавать не своей команде, а команде сопернице.

Капитаны достают вопросы из корзинки.

Вопросы первой команде :

    Сколько волшебниц было приглашено на обряд крещения маленькой принцессы из сказки «Спящая красавица»? (Семь).

    Кто подарил девочке красную шапочку? (Бабушка).

    Что говорила бабушка волку, чтобы дверь открылась? (Потяни щеколду, задвижка и отскочит).

    Сколько лет проспала принцесса, пока не разбудил ее принц? (100 лет).

    Как звали детей прекрасной принцессы и принца? (Заря, День).

Вопросы второй команде :

    Что оставил мельник в наследство своим трем сыновьям? (Мельницу, осла, кота).

    Что попросил кот у своего хозяина, отправляясь в город? (Мешок, да пару сапог).

    Что Красную шапочку удивило в «новом» виде бабушки? (Голос, руки, ноги, уши, глаза, зубы).

    Сколько лет было принцессе, когда она уколола себе руку веретеном и уснула крепким сном? (15 или 16 лет.)

    Превращение в какого зверя стало трагическим для людоеда? (В мышку).

Кр. шапочка – Молодцы, ребята. Вы правильно ответили на вопросы. (Раздает жетоны).

Сейчас я предлагаю командам вместе со мной поиграть.

Физкультминутка для детей.

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Руки - вверх, хлопок над головой,

И медведя мы встречаем.

Руки на голову кладём

И вразвалочку идём.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках пробежим.

Зайчик скачет быстро в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы – шалунишки.

Но закончилась игра

В класс вернуться нам пора.

Доб. волшебница

У меня корзина есть,

В ней вещей не перечесть.

Тяжела и велика, вес ее полпуда.

Поспешите угадать,

Что в ней и откуда?

Следующее задание для ребят. Из какой сказки и кому принадлежат эти вещи? Какая команда быстрее ответит.

Веретено - («Спящая красавица»);

Волшебная палочка - («Спящая красавица»);

Шапка с пером - («Кот в сапогах»);

Мышка - («Кот в сапогах»);

Очки – («Красная шапочка»);

Горшочек масла – («Красная шапочка»);

Семимильные сапоги – («Спящая красавица»);

Сапоги - («Кот в сапогах»).

Доб. волшебница – Вы, ребята, и с этим заданием отлично справились. (Раздает жетоны).

Биб-рь – Пришла пора подвести итоги нашей игры. Прошу капитанов команд сосчитать количество жетонов. Участники команды – победителя получают призы.

(Добрая волшебница достает клубок ниток) Ну, а этот клубочек ниток тебе, Красная шапочка. Он волшебный, доведет тебя до бабушкиного дома и поможет тебе избежать встречи с серым волком. А после взмаха волшебной палочки время вернется назад и никто не заметит, что тебя долго не было.

Весь мир, удивись! Волшебство, проявись! Раз! Два! Три! Красной шапочке помоги!

Кр. шапочка – Спасибо, добрая волшебница. И вам, ребята, тоже спасибо за помощь. Меня ждут в сказке. Я вас всех буду вспоминать. До свидания!

Доб. волшебница – Мне тоже пора в сказку. Спасибо за помощь. Я рада, что вы много читаете и много знаете, а значит, на свете будет больше добра. До свидания!