Какую общественную среду описывает островский. Контрольно-измерительные материалы. Тест по творчеству А.Н.Островского. Феклуша как антипод М.И.Кабановой
А.Н.ОСТРОВСКИЙ
Задание 1.
А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды, какой именно:
1. Помещичье-дворянской. 3. Аристократической
2. Купеческой 4. Народной
Задание 2.
В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856 года) сотрудничал А.Н.Островский:
«Москвитянин». 3. «Современник»
«Отечественные записки» 4.»Библиотека для чтения»
Задание 3.
Высшим критерием художественности А.Н.Островский полагал реализм и народной в литературе. Как вы понимаете термин «народность»:
Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа.
Литературные произведения, рассказывающие о жизни народа.
Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях.
Задание 4.
Статью «Темное царство» написал»:
Н.Г.Чернышевский 2. В.Г.Белинский 3.И.А.Гончаров 4. Н.А.Добролюбов
Задание 5.
Творчество А.Н.Островского можно условно разделить на 3 периода. Найдите соответствие названий произведений и основных конфликтов, положенных в их основу.
1 период: создание резко отрицательных образов, обличительные пьесы в духе гоголевской традиции.
2 период: пьесы, отражающие жизнь послереформенной России, - о разорившихся дворянах и дельцах нового типа.
3 период: пьесы о трагической судьбе женщины в условиях капитализирующейся России, о разночинцах, актерах.
« «Бешенные деньги» «Свои люди сочтемся!»
«Бесприданница»
Задание 6.
Яркими представителями «темного царства» в пьесе «Гроза» являются (найдите лишнее):
Тихон. 2. Дикой. 3. Кабаниха. 4.Кулигин
Задание 7.
Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «темного царства» в предреформенные годы:
Тихон. 2. Варвара 3. Феклуша 4.Кабанова
Задание 8.
Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новых сил, поднимающихся на борьбу за человеческие права. На кого из героев пьесы возлагает надежды
Катерину Кабанову 2. Тихона Кабанова 3. Варвару Кабанову 4. Бориса
Задание 9.
Кого Н.А.Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»:
1.Варвару 2. Катерину 3. Тихона 4.Кулигина
Задание 10.
Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Н.А.Добролюбова, является проявлением:
Духовной силы и смелости. 3. Моментального эмоционального взрыва.
Духовной слабости и бессилия
Задание 11.
Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы:
«Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле!»., «Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску».
«Бла-алепие, милая, бла-лепие!... В обетованной земле все живете! И купечество все народ благочестивы, добродетелями многими украшенный».
«Не слыхала, мой друг. Не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».
Кабаниха Екатерина Феклуша
Задание 12.
В речи героев пьесы присутствует (найдите соответствие)::
Церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием.
Народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика.
Мещанско-купеческое просторечие, грубость.
Литературная лексика ХVIII века с ломоносовско-державинскими тенденциями.
Катерина Кулигин Кабаниха Дикой
Задание 13.
Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы:
«Кто уж… угодит, коли у … вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится… А беда, коли по утру… кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».
«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом [заел (-а)] совсем».
Дикой Кабаниха
Задание 14.
Кому из героинь пьесы принадлежат слова, ярко ее характеризующие:
«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы! Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
Варвара 2. Катерина 3. Глаша 4. Феклуша
Задание 15.
А.Н.Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр:
1.Художественный театр. 3. Театр «Современник
2. Малый театр». 4. Большой театр
Ответы к тексту:
1-«Свои люди – сочтемся!» 2- «Бешеные деньги» 3- «Бесприданница» |
1-Катерина 2-Феклуша 3-Кабаниха |
1-Кабаниха 2-Катерина 4-Кулигин |
1. А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно: 1. Помещечье-дворянской 2. Купеческой 3. Аристократической 4. Народной 2. В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856) года сотрудничал А.Н.Островский: 1. «Москвитянин» 2. «Отечественные записки» 3. «Современник» 4. «Библиотека для чтения» 3.Высшим критерием художественности А.Н.Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «народность»: 1.Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа 2. Литературные произведения, рассказывающие о жизни народа 3. Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях. 4.Выберите точную формулировку, характеризующую роль пейзажа в пьесе «Гроза»: 1.Пейзаж создаёт ощущение правдоподобия описываемых событий 2.Пейзаж «автономен» по отношению к описываемым событиям 3.Пейзаж помогает подчеркнуть дикость и невежество жителей города Калинова 5.К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора): 1.Комедия 2.Драма 3.Трагедия 4.Лирическая комедия 5.Трагикомедия 6. Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза»: 1.Это конфликт между поколениями (Тихон и Марфа Игнатьевна) 2.Это внутрисемейный конфликт между деспотической свекровью и непокорной невесткой 3.Это столкновение самодуров жизни и их жертв 4.Это конфликт между Тихоном и Катериной 7. Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько затянутой экспозиции для того, чтобы: 1.Заинтриговать читателя 2.Представить героев, непосредственно участвующих в интриге 3.Создать образ мира, в котором живут герои 4.Замедлить сценическое время 8. Действие пьесы «Гроза происходит в городе Калинове. Все ли герои принадлежат (по рождению и по воспитанию) калиновскому миру? Назовите героя, не относящегося к их числу: 1.Кулигин 2.Шапкин 3.Дикой 4.Борис 5.Варвара 9. Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными в пьесе: 1.Борис и Катерина 2.Катерина и Тихон 3.Дикой и Кабаниха 4.Марфа Игнатьевна Кабанова и Катерина 5.Борис и Тихон 10. Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» назвал Бориса «образованным Тихоном» потому, что: 1.Борис и Тихон принадлежат одному сословию 2.Борис лишь внешне отличается от Тихона 3.Борис очень резко отличается от Тихона 11. Островский использовал многие литературные приёмы, введённые в драму его предшественниками. Можно утверждать, что писатель объединил в пьесе «Гроза» реализм и: 1.Романтизм 2.Классицизм 12. В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его: 1.Кулигин 2.Кудряш 3.Варвара 4.Борис 5.Катерина 1.Феклуша 2.Кулигин 3.Кудряш 4.Борис 5.Катерина 14. Почему события в пьесе «Гроза» происходят в вымышленном городе? 15. Савёл Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего Островский ввёл это действующее лицо? 1.Чтобы противопоставить Марфе Игнатьевне Кабановой 2.Чтобы создать целостный образ «тёмного царства» 3.Чтобы оживить пьесу 4.Чтобы подчеркнуть удаль и размах русского купечества 16. Какой литературный критик наиболее полно (статья «Тёмное царство») охарактеризовал «самодурство» как социальное явление? 1.Н.Г.Чернышевский 2.Д.И.Писарев 3.А.И.Герцен 4.А.И.Гончаров 5.Н.А.Добролюбов 17. С.П.Дикой однажды признался М.И.Кабановой, что «мужику в ноги кланялся… тут на дворе, в грязи ему и кланялся, при всех ему кланялся». Что же заставило Дикого просить у мужика прощения? 1.Дикой почувствовал себя неправым 2.Мужик разжалобил Дикого 3.Угрызения совести – зря человека обидел 4.Страх перед наказанием Божьим 18. Какая сцена в пьесе «Гроза» даёт ключ к пониманию всего произведения (по Добролюбову)? 1.Сцена свидания Катерины и Бориса в саду 2.Сцена с ключом (Катерина и Варвара) 3.Сцена, в которой Тихон оплакивает умершую Катерину 4.Сцена признания Катерины в совершённом грехе 5.Сцена прощания Катерины с Тихоном перед его отъездом 19. Каково значение образа Феклуши в пьесе «Гроза»? 1.Пародия на «странничество» 2.Углубление характеристики «тёмного царства» 3.Феклуша как антипод М.И.Кабановой 4.Феклуша – протестующая против самодурства личность 20. Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» и Д.И.Писарев в статье «Мотивы русской драмы» весьма противоречиво оценили поступок Катерины. Это было вызвано: 1.Различием во взглядах: Писарев был либералом, Добролюбов – демократ 2.Изменением обстановки в России: статья Писарева была написана в 1864 году, после спада революционной ситуации 3.Непониманием Писаревым идеи произведения 21. К какому сословию принадлежали родители Катерины Кабановой? 1.Дворяне 2.Мещане 3.Крестьяне 4.Купцы 5.Разночинцы 22. Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это? 1.Чувство стыда 2.Страх перед свекровью 3.Желание признанием искупить вину перед Богом и муки совести 4.Желание уехать с Борисом 23. Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом света в тёмном царстве». Это: 1.Кулигин 2.Марфа Игнатьевна 3.Катерина 4.Тихон 5.Борис 24. Кульминацией пьесы «Гроза» можно считать эпизод: 1.Расставание Катерины и Тихона 2.Признание Катерины перед жителями города Калинова в неверности мужу 3.Встреча с Борисом 4.Прощание с Борисом 5.Эпизод с ключом Ответы 1 - 2 13. – 2 2. – 1 14. – 3 3. – 1 15. – 2 4. – 3 16. – 5 5. – 2 17. – 4 6. – 3 18. – 3 7. – 3 19. – 2 8. – 4 20. – 2 9. – 4 21. – 4 10. –2 22. – 3 11. –2 23. – 3 12. – 5 24. – 2 Использованная литература 1.Алиева Л.Ю. Тесты. Контрольные вопросы. Подготовка к экзаменам. Вторая половина XIX века. 10 класс. М.: «Издат-Школа», 1998 2.Тесты. Литература. 9-11 классы. М.: «Дрофа»,1997 Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Слайд 1 и 2. Задачи урока: познакомить учащихся с новым автором; определить своеобразие его творчества, выражающееся в отражении проблем эпохи; показать новаторство и традиции в творчестве А.Н. Островского, своеобразие его стиля. Слайд 3. Ход урокаI . Лекция учителя с презентацией.Слайд 4. 1. Страницы истории русского театра до А.Н. Островского (информация). Своеобразие тем драматических произведений; особенности героев (сословия); принципы раскрытия характеров. Предшественники А. Островского: Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь. Слайд 5. 2. Особенности пьес Островского. Новый герой, которого до него не знала русская литература. "Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в тройке, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз" – писал В.Г. Маранцман. Новый герой Островского определяет своеобразие проблем и тематику пьес, особенности характеров героев. Слайды 6-13 3. Страницы биографии драматурга: семья, Замоскворечье, учеба, служба. Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные "клиенты" – купцы, позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского, герои которых как будто взяты из жизни. Невероятная трудоспособность писателя способствовала рождению 48 произведений, в которых действуют 547 героев. Слайды 14-19 4. Начало литературной деятельности. Творческий путь А. Островского. Первое произведение – пьеса "Несостоятельный должник" – появилась в 1847 году в газете "Московский городской листок". В 1850 году это же произведение, доработанное автором, напечатано в журнале "Москвитянин". Потом оно 10 лет находилось под арестом, потому что в нем, по словам Добролюбова, "…повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда". "Этим-то я теперь занимаюсь, соединяя высокое с комическим", – писал Островский в 1853 году, определяя появление нового героя, героя с "горячим сердцем", честного, прямодушного. Одна за другой появляются пьесы "Бедность не порок", "Не в свои сани не садись", "Доходное место", "Лес", "Горячее сердце", "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые" и другие. "И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю", – говорит героиня пьесы "Воспитанница". "Ничего я не боюсь" – вот главное в новом герое Островского. Слайд 20 "Гроза" (1860) – пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность. Слайд 21 "Лес" (1870) – пьеса ставит вечные вопросы человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного. Слайд 22 "Снегурочка (1873) – взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха). Слайд 23 "Бесприданница" (1879) – взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме "Гроза". II . Выступления учащихся. Индивидуальные задания к уроку.Слайды 24-38 1. Особенности стиля Островского (Индивидуальные задания)
Итоговые вопросы Слайд 39
III. Итог урока .Слайды 40-42 А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах. Домашнее задание: Драма "Гроза". История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия. Группа 1. История создания пьесы. Сообщения учащихся (домашняя работа с дополнительной литературой). Группа 2. Смысл названия пьесы "Гроза". Группа 3. Система действующих лиц пьесы Группа 4 . Особенности раскрытия характеров героев. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
Контрольная работа по творчеству А.Н.Островского
10. Кто из героев драмы А. Н. Островского «Гроза» носит «говорящую» фамилию,
б) Психология самоубийцы Тест по творчеству А.Н.Островского Задание 1 А. Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды, какой именно: 1. Помещичье-дворянской. 2. Купеческой. 3. Аристократической. 4. Народной. Задание 2 В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856 года) сотрудничал А. Н. Островский: 1. «Москвитянин». 2. «Отечественные записки». 3. «Современник». 4. «Библиотека для чтения». Задание 3 Высшим критерием художественности А. Н. Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «народность»: 1. Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа. 2. Литературные произведения, рассказывающие о жизни народа. 3. Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях. Задание 4 Статью «Темное царство» написал: 1. Н. Г. Чернышевский. 2. В. Г. Белинский. 3. И. А. Гончаров. 4. Н. А. Добролюбов. Задание 5 Творчество А. Н. Островского можно условно разделить на 3 периода. Найдите соответствие названий произведений и основных конфликтов, положенных в их основу. 1 период: создание резко отрицательных образов, обличительные пьесы в духе гоголевской традиции. 2 период: пьесы, отражающие жизнь послереформенной России, - о разорившихся дворянах и дельцах нового типа. 3 период: пьесы о трагической судьбе женщины в условиях капитализирующейся России, о разночинцах, актерах. «Бешеные деньги» «Свои люди - сочтемся!» «Бесприданница» Задание 6 Яркими представителями «темного царства» в пьесе «Гроза» являются (найдите лишнее): 3. Кабаниха. 4. Кулигин. Задание 7 Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «темного царства» в предреформенные годы: 2. Варвара. 3. Феклуша. 4. Кабанова. Задание 8 Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новых сил, поднимающихся на борьбу за человеческие права. На кого из героев пьесы возлагает надежды 1. Катерину Кабанову. 2. Тихона Кабанова. 3. Варвару Кабанову. 4. Бориса. Задание 9 Кого Н. А. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве »: 1. Варвару. 2. Катерину. 3. Тихона. 4. Кулигина. Задание 10 Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Н. А. Добролюбова, является проявлением: 1. Духовной силы и смелости. 2. Духовной слабости и бессилия. 3. Моментного эмоционального взрыва. Задание 11 Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы: 1. «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле!», «Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску.». 2. «Благалепие, милая, благалепие!.. В обетованной земле все живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный». 3. «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала». 1. Кабаниха 2. Катерина 3. Феклуша Задание 12 В речи героев пьесы присутствует (найдите соответствие): 1. Церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием. 2. Народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика. 3. Мещанско-купеческое просторечие, грубость. 4. Литературная лексика XVIII века с ломоносовско-державинскими тенденциями. 1. Катерина 2. Кулигин 3. Кабаниха Задание 13 Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы: 1. «Кто ж... угодит, коли у... вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится... А беда, коли по утру... кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается». 2. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом [заел(-а)] совсем». Кабаниха Задание 14 Кому из героинь пьесы принадлежат слова, ярко ее характеризующие: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». 1. Варвара. 2. Катерина. 4. Феклуша. Задание 15 А. Н. Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр: 1. Художественный театр. 2. Малый театр. 3. Театр «Современник». 4. Большой театр. |