Картотека дидактических игр по декоративному рисованию. Материал (старшая группа) на тему: Дидактические игры и упражнения на занятиях по нетрадиционному рисованию

«УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ»

Цель игры : развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).

Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

Примечание: При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.

Например:

« РАДУГА»

Цель игры : научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят.

Оборудование: образец рисования радуги на листе формата А2, альбомные листы для детей, кисточки, гуашевые или акварельные краски разных цветов, баночки с чистой водой, тряпочки, палитра для смешивания красок (если понадобится). После того как дети ответят на поставленные вопросы, воспитатель показывает всем образец рисования радуги и просит ребят назвать цвета, которые они увидели. Затем все хором разучивают фразу, которая помогает запомнить расположение цветов в радуге: каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленый) где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый).

«ЧЁРНОЕ_БЕЛОЕ»

Цель игры: развивать внимательность, ловкость, быстроту, умение быстро действовать в зависимости от ситуации.

Оборудование : картонный диск диаметром 30–40 см, одна сторона которого окрашена в белый цвет, другая – в черный.

Ход игры: воспитатель делит всех игроков на 2 команды: «черных» и «белых», которые выстраиваются вдоль прочерченных линий друг против друга. Одна команда должна ловить другую, но делать это можно только после полученного сигнала и только на игровом поле, которое ограничивается начерченными линиями. Воспитатель бросает диск, и все смотрят, каким цветом вверх он упал. Если это черный, то команда «черных» начинает ловить команду «белых», которые в свою очередь стараются проскочить за противоположную линию, считающуюся теперь их домиком. Все пойманные участники выходят из игры. Побеждает та команда, в которой осталось большее количество игроков.

«РАЗНОЦВЕТНОЕ ДОМИНО»

Цель игры : научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.

Оборудование : детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов).

Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол. Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход. Выигрывает человек, у которого раньше остальных закончатся карточки домино.

«ВЕСЁЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ»

Цель игры : формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.

Оборудование : маски обезьянок для каждого участника, 2 мяча, 2 обруча, 2 гимнастические палки.

Ход игры : воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть 8-10 человек, и просит участников надеть маски обезьянок. Для игры требуется еще один ребенок, который будет исполнять роль водящего. Условия игры заключаются в том, что водящий отворачивается от обезьянок, называет цвет, и просит выполнить определенное задание. Если участник игры с легкостью справился с полученным заданием, то он остается в команде, но если не справился, то выбывает. Победителем становится та обезьянка, которая смогла выполнить все задания. Задания для участников могут звучать следующим образом:1) отгадай, в какой руке я спрятал конфету;2) ты должен присесть на месте 10 раз; 3) ответь на вопрос, как кричит петух, и продемонстрируй это 3 раза; 4) расскажи самую смешную историю, которая происходила с тобой в жизни; 5) пробежать 2 круга вокруг стола; 6) другие (в зависимости от возраста участников.

Цель игры : закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь детей.

Игровой материал : круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.

Ход игры: Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски. Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

«ПОДВОДНЫЙ МИР»

Цель игры : закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.

Ход игры: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

«ПРИДУМАЙ ПЕЙЗАЖ»

В игре могут принимать участие от 3-6 детей.

Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию. Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".

«

Цель игры: научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета. Упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете.

Ход игры: Детям раздаются карточки с силуэтными изображениями. На подносе лежат объемные предметы: игрушки, строительный материал. Педагог предлагает подложить под каждый силуэт предмет соответствующей формы. Выигрывает тот, кто скорее заполнит все клетки.

Цель : упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.

Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.

Ход занятия : Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется – слева - направо, а другая рисуется - справа – налево.

«КАКАЯ!,КАКОЕ! КАКОЙ!»

Дети встают в круг, передают из рук в руки какой-либо природный объект. Познакомившись с ним, ребенок должен выразить свои ощущения в слове. Передвигаясь по кругу, природный объект постепенно раскрывает перед нами свои новые грани. Например, желудь - овальный, гладкий, твердый и т. д.

«НА ЧТО ПОХОЖЕ»

Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Например, колосок – на дерево, перышки птички, метелочку, косичку, хвост и т. д.

«СОБЕРИ УЗОР»

Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм – семян тыквы, арбуза, дыни и т. д. Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.

«ПРЕВРАЩАЛОЧКИ»

Воспитатель предлагает детям, используя различные природные материалы, выложить на листе бумаги любой, знакомый образ, а затем из тех же деталей создать совсем другое изображение.

«КАМУШКИ НА БЕРЕГУ»

Цель: научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.

Материал : большая картинка, на которой изображены морской берег, несколько камушков (5 – 7) разной формы (каждый камень имеет сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком).

Ход игры : взрослый показывает детям картинку и говорит: « По этому берегу прошел волшебник и все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу и придумать историю про каждый камушек. Что это такое? Как он оказался на берегу? И т. д.»

«ВЕСЁЛЫЙ ГНОМ»

Цель : научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.

Материал : картина на которой изображен гном с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.

Ход игры : взрослый показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать сами. Придумайте историю про один из подарков и про ребенка, который его получил.

«НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ»

Цель: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.

Материал : набор из 10 карточек; на каждой карточке нарисована одна фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение отдельного предмета.

Ход игры : взрослый показывает картинку из набора и спрашивает на что это похоже. Важно поддерживать инициативу детей, подчеркивать, что каждый ребенок должен дать свой оригинальный ответ.

«ЧУДЕСНЫЙ ЛЕС

Цель : научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал : одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.

Ход игры : взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.

«ПЕРЕВЁРТЫШИ»

Цель : учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Материал : Карандаши, наборы из 8 – 16 карточек. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.

Ход игры : взрослый предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения на занятиях по нетрадиционному рисованию

«УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ»

Цель игры : развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).

Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

Примечание: При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.

Например:

« РАДУГА»

Цель игры : научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят.

Оборудование: образец рисования радуги на листе формата А2, альбомные листы для детей, кисточки, гуашевые или акварельные краски разных цветов, баночки с чистой водой, тряпочки, палитра для смешивания красок (если понадобится). После того как дети ответят на поставленные вопросы, воспитатель показывает всем образец рисования радуги и просит ребят назвать цвета, которые они увидели. Затем все хором разучивают фразу, которая помогает запомнить расположение цветов в радуге: каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленый) где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый).

«ЧЁРНОЕ_БЕЛОЕ»

Цель игры: развивать внимательность, ловкость, быстроту, умение быстро действовать в зависимости от ситуации.

Оборудование : картонный диск диаметром 30–40 см, одна сторона которого окрашена в белый цвет, другая – в черный.

Ход игры: воспитатель делит всех игроков на 2 команды: «черных» и «белых», которые выстраиваются вдоль прочерченных линий друг против друга. Одна команда должна ловить другую, но делать это можно только после полученного сигнала и только на игровом поле, которое ограничивается начерченными линиями. Воспитатель бросает диск, и все смотрят, каким цветом вверх он упал. Если это черный, то команда «черных» начинает ловить команду «белых», которые в свою очередь стараются проскочить за противоположную линию, считающуюся теперь их домиком. Все пойманные участники выходят из игры. Побеждает та команда, в которой осталось большее количество игроков.

«РАЗНОЦВЕТНОЕ ДОМИНО»

Цель игры : научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.

Оборудование : детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов).

Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол. Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход. Выигрывает человек, у которого раньше остальных закончатся карточки домино.

«ВЕСЁЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ»

Цель игры : формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.

Оборудование : маски обезьянок для каждого участника, 2 мяча, 2 обруча, 2 гимнастические палки.

Ход игры : воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть 8-10 человек, и просит участников надеть маски обезьянок. Для игры требуется еще один ребенок, который будет исполнять роль водящего. Условия игры заключаются в том, что водящий отворачивается от обезьянок, называет цвет, и просит выполнить определенное задание. Если участник игры с легкостью справился с полученным заданием, то он остается в команде, но если не справился, то выбывает. Победителем становится та обезьянка, которая смогла выполнить все задания. Задания для участников могут звучать следующим образом:1) отгадай, в какой руке я спрятал конфету;2) ты должен присесть на месте 10 раз; 3) ответь на вопрос, как кричит петух, и продемонстрируй это 3 раза; 4) расскажи самую смешную историю, которая происходила с тобой в жизни; 5) пробежать 2 круга вокруг стола; 6) другие (в зависимости от возраста участников.

" «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ»(ЦВЕТОВОЙ КРУГ)

Цель игры : закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь детей.

Игровой материал : круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.

Ход игры: Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски. Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

«ПОДВОДНЫЙ МИР»

Цель игры : закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.

Ход игры: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

«ПРИДУМАЙ ПЕЙЗАЖ»

В игре могут принимать участие от 3-6 детей.

Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию. Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".

« ПОДБЕРИ ИЗОБРАЖЕНИЕ К ИГРУШКЕ»

Цель игры: научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета. Упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете .

Ход игры: Детям раздаются карточки с силуэтными изображениями. На подносе лежат объемные предметы: игрушки, строительный материал. Педагог предлагает подложить под каждый силуэт предмет соответствующей формы. Выигрывает тот, кто скорее заполнит все клетки.

«КТО БОЛЬШЕ И БЫСТРЕЕ НАРИСУЕТ КРУЖОЧКИ»

Цель : упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.

Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.

Ход занятия : Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется – слева - направо, а другая рисуется - справа – налево.

«КАКАЯ!,КАКОЕ! КАКОЙ!»

Дети встают в круг, передают из рук в руки какой-либо природный объект. Познакомившись с ним, ребенок должен выразить свои ощущения в слове. Передвигаясь по кругу, природный объект постепенно раскрывает перед нами свои новые грани. Например, желудь - овальный, гладкий, твердый и т. д.

«НА ЧТО ПОХОЖЕ»

Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Например, колосок – на дерево, перышки птички, метелочку, косичку, хвост и т. д.

«СОБЕРИ УЗОР»

Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм – семян тыквы, арбуза, дыни и т. д. Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.

«ПРЕВРАЩАЛОЧКИ»

Воспитатель предлагает детям, используя различные природные материалы, выложить на листе бумаги любой, знакомый образ, а затем из тех же деталей создать совсем другое изображение.

«КАМУШКИ НА БЕРЕГУ»

Цель: научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.

Материал : большая картинка, на которой изображены морской берег, несколько камушков (5 – 7) разной формы (каждый камень имеет сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком).

Ход игры : взрослый показывает детям картинку и говорит: « По этому берегу прошел волшебник и все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу и придумать историю про каждый камушек. Что это такое? Как он оказался на берегу? И т. д.»

«ВЕСЁЛЫЙ ГНОМ»

Цель : научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.

Материал : картина на которой изображен гном с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.

Ход игры : взрослый показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать сами. Придумайте историю про один из подарков и про ребенка, который его получил.

«НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ»

Цель: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.

Материал : набор из 10 карточек; на каждой карточке нарисована одна фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение отдельного предмета.

Ход игры : взрослый показывает картинку из набора и спрашивает на что это похоже. Важно поддерживать инициативу детей, подчеркивать, что каждый ребенок должен дать свой оригинальный ответ.

«ЧУДЕСНЫЙ ЛЕС

Цель : научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал : одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.

Ход игры : взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.

«ПЕРЕВЁРТЫШИ»

Цель : учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Материал : Карандаши, наборы из 8 – 16 карточек. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.

Ход игры : взрослый предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.


Марина Зябова

При работе в первой младшей группе я столкнулась с такой проблемой,что многим детям очень сложно дается рисование даже самых простых линий,поэтому у них пропадает к этому интерес. Для того,что бы заинтересовать детей я изготовила это пособие (его я использую в индивидуальной работе с некоторыми детьми) .Это карточки с изображением разных видов линий и круга. На одной половине карточки объемное изображение (дождик,солнышко,заборчик,лесенка,мостик с речкой) .Это как первый этап. Ребенок водит пальчиком по линиям и одновременно запоминает как нужно рисовать эту линию и в каком направлении. А на второй половине карточки нарисована сама линия которую нужно повторить карандашом. Ребенок, глядя на пособие , запоминает и рисует на листке линии или круги из которых получается рисунок. А когда ребенок видит,что у него получился заборчик или солнышко,например,это вызывает восторг и желание рисовать еще и еще . А это и есть цель этого пособия . Вызвать желание рисовать ,научить детей изображать разные виды линий и их пересечения,развивать мелкую моторику рук.

Прошу прощения!Карточка на которой нарисована тучка случайно оказалась перевернута вверх ногами. На ней дождик и наклонные линии!Еще раз извиняюсь.

РАДУЖНЫЙ ХОРОВОД

Цели : закреплять знания детей о цветах радуги и последовательности их расположения. Обратить внимание детей на постепенный переход цвета от красного к фиолетовому. При характеристике цветных изображений развивать навык быстрого и правильного нахождения требуемого слова.

Материал . Демонстрационный : длинный конверт с семью матрешками, у которых прорезаны силуэты сарафанов и платков. Семь прямоугольников из бумаги всех цветов спектра. Картинка с изображением радуги.

Ход работы . Педагог ставит перед детьми на фланелеграфе конверт с изображениями матрешек и предлагает им вставить в прорези цветные прямоугольники, чтобы матрешки в сарафанах были расположены в порядке следования цветов в спектре. Дети по очереди вставляют в конверт по одному цветному прямоугольнику. Для проверки педагог показывает картинку с изображением радуги и просит рассказать, как одеты матрешки. Подводя итог, педагог обращает внимание детей на постепенный переход цвета о т красного к фиолетовому.

РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ

Цели : накапливать опыт детей в умении ориентироваться в соотношениях светлот нескольких объектов. Учить на глаз определять самый темный (светлый) объект из пяти объектов оранжевого цвета, добиваться последовательности действий при сериации объектов по светлоте на основании правила выбора: «Выбирай каждый раз самый темный (светлый) объект из оставшихся». Упражнять в одновременном установлении взаимно обратных отношений. Учить контролировать свои действия и действия своих товарищей.

Материал . Демонстрационный: силуэтные изображения апельсинов пяти оттенков оранжевого цвета. Раздаточный: тот же.

Ход работы. Педагог раздает детям силуэтные изображения апельсинов пяти оттенков оранжевого цвета и предлагает разложить их в порядке увеличения светлоты. Предварительно дети вспоминают правило: «Выбираю каждый раз из всех предметов самый темный по цвету». После самостоятельного выполнения задания дети осуществляют взаимопроверку. Затем им предлагается перестроить ряд, выкладывая его от самого светлого. Выполнив задание, дети рассказывают о своих действиях, определяют направление ряда в первом и во втором случаях.

ЦЫПЛЯТА

Цели: учить определять на глаз самый темный объект из пяти объектов желтого цвета, добиваться последовательности действий при сериации объектов по светлоте на основании правила выбора. Упражнять в установлении разницы между смежными объектами по светлоте. Формировать умение пользоваться словарным запасом для обозначения разных оттенков желтого цвета: самый темно-желтый, чуть светлее, ещё светлее, более светлый, самый светло-желтый. Учить достраивать ряд в порядке уменьшения светлоты.

Материал . Демонстрационный: силуэтные изображения цыплят пяти оттенков желтого цвета. Раздаточный: силуэтные изображения цыплят пяти оттенков желтого цвета; карточки с изображениями двух цыплят разных оттенков желтого цвета (первое изображение светло-желтого цвета, второе – чуть темнее).

Ход работы . Педагог раздает детям силуэтные изображения цыплят пяти оттенков желтого цвета и предлагает расставить их в ряд на индивидуальном фланелеграфе от темного цвета к светлому. Предварительно дети рассказывают правило ранжирования объектов по светлоте в порядке её усиления. После этого детям раздаются карточки с изображениями двух цыплят разных оттенков желтого цвета. Детям предлагается достроить ряд, выложив ещё три силуэтных изображения нужных оттенков. Дети выполняют задания, объясняют свои действия, аргументируют их.

НАРИСОВАТЬ РЯД

Цели : развивать способность детей различать пять оттенков розового цвета. Продолжать формировать понятие «отношение порядка» и его свойств при ранжировании объектов, отличающихся по светлоте. Учить обозначать точным словом эти отношения. Закреплять умение получать оттенки розового цвета способом разбеливания. Развивать перц ептивную активность в процессе получения оттенков розового цвета и выполнения действий ранжирования полученных цветов в порядке увеличения светлоты.

Материал . Раздаточный: силуэтные изображения бабочек пяти оттенков розового цвета; красная и белая краски, кисточка баночка с водой, тряпочка; листок бумаги с контурными изображениями пяти бабочек.

Ход работы . Детям раздаются силуэтные изображения бабочек пяти оттенков розового цвета, которые они должны выложить в ряд, начиная с самого темного оттенка. Дети выполняют задание, комментируя свои действия. После этого им предлагается нарисовать построенный ряд. Педагог спрашивает детей о способах выполнения задания. Если дети затрудняются дать ответ, педагог рассказывает о последовательности действий (в случае необходимости и демонстрирует их): сначала на палитру накладывается красная краска, к ней добавляется немного белой, их хорошо смешивают и закрашивают первый объект, потом на палитру добавляют ещё белой краски и полученным цветом закрашивают второй объект. Подобные действия выполняются ещё три раза. После объяснения дети приступают к работе. Педагог оценивает подбор и постепенность перехода от темного к светлому.

КЛОУНЫ И ШАРЫ

Цели : учить дифференцировать красный, розовый и бордовый цвета, идентифицировать объекты по цвету, выделяя нужный цвет из нескольких разных оттенков красного цвета. Формировать умение контролировать свои действия, используя при идентификации цвета способ приложения. Учить различать два оттенка красного, розовогои бордового цветов, называть их точным словом.

Материал : Демонстрационный: изображения трех клоунов в костюмах красного, бордового, розового цветов; «шары» - силуэтные изображения кругов двух оттенков таких же цветов.

Ход работы . На фланелеграфе изображения трех клоунов в разноцветных костюмах, на столе разложены «шары» для клоунов двух оттенков красного, бордового, розового цветов. Дети рассматривают костюмы клоунов, называют их цвет. Затем внимание детей переключается на силуэтные изображения кругов. Педагог предлагает детям положить рядом с каждым клоуном «шары» точно такого же цвета, как его костюм. После выполнения задания дети рассматривают оставшиеся «шары», и педагог сообщает, что они такого же цвета, но отличаются оттенком – остались «шары» светло-розового, светло-красного и светло-бордового цветов. Дети объединяют «шары» вы пары, уточняют их цвет, например темно-бордовый и светло-бордовый и т.д.

ВАЗЫ И ЦВЕТЫ

Цели : учить дифференцировать красный, розовой, малиновый и бордовый цвета, идентифицировать объекты по цвету. Выделяя нужный цвет из нескольких разных оттенков красного цвета. Формировать умение контролировать свои действия, используя при идентификации цвета способ приложения.

Материал . Раздаточный : карточки с изображениями ваз красного, розового, бордового, малинового цветов; набор силуэтных изображений цветков такого же цвета.

Ход работы . У детей карточки, на которых изображены вазы красного, розового, бордового, малинового цветов. Педагог предлагает выбрать из набора силуэтных изображений цветков такого же цвета только малиновые и разместить их у вазы соответствующего цвета.

СОСТАВЬ БУКЕТ

Цели : учить дифференцировать теплые и холодные цвета, закреплять в активном словаре их названия.

Материал . Демонстрационный: две картинки. На каждой нарисована цветочная ваза. В вазах зеленые стебли. На концах стеблей наклеены кружки нейтрального цвета (серые, белые) из фланели или бархатной бумаги. На одной вазе узор теплого цвета, на другой – холодного. Головки цветов, вырезанные из бумаги разного цвета: красного, оранжевого, желтого, голубого, синего, фиолетового – разных оттенков. С обратной стороны цветки подклеены бархатной бумагой или фланелью.

Ход работы. Педагог показывает детям картинки с вазами и предлагает составить два букета: один из цветов теплого цвета, который напоминает цвет огня, а другой – холодных тонов, которые похожи на цвет неба, воды, льдин. Педагог ставить фланелеграф, на котором хаотично прикреплены головки цветов. Дети находят нужные цветы и прикрепляют их на концы стеблей, затем рассказывают о своих букетах, например: «Я составил букет из красных, оранжевых и желтых цветков разных оттенков. Мой букет из цветов теплых тонов». Или: «Мой букет из цветов холодных тонов – голубых, синих, фиолетовых и их оттенков».

НАЙДИ ДОМИК

(обратный контраст)

Цели : формировать умение идентифицировать объекты по цвету; находить парные объекты в микропространстве способом зрительного соотнесения, совмещая силуэтные изображения одинакового цвета (наложение силуэтных объектов, вырезанных из цветной бумаги, на силуэты соответствующего цвета, изображенные на листе бумаги). Учить понимать светлотный контраст: обратный (слабый) – розовый на красном.

Материал . Раздаточный : карточки красного цвета, на которых изображены силуэты домиков розового цвета пяти оттенков; силуэты домиков розового цвета таких же оттенков, вырезанных из бумаги.

Ход работы. Педагог раздает детям карточки красного цвета, на которых изображены силуэты домиков розового цвета пяти оттенков. Предлагается рассмотреть домики, просит наложить на изображения силуэты домиков таких же оттенков. Контролирует правильность выполнения задания.

НАЙДИ ДОМИК

(прямой контраст)

Цели : формировать умение идентифицировать объекты по цвету; находить парные объекты в микропространстве способом зрительного соотнесения, совмещая силуэтные и контурные изображения одинакового цвета (наложение силуэтных объектов, вырезанных из цветной бумаги, на контуры соответствующего цвета, изображенные на листе бумаги).

Материал: Раздаточный : карточки, на которых изображены контуры домиков красного, розового, бордового, малинового цветов двух оттенков; силуэты домиков таких же цветов, вырезанных из бумаги.

Ход работы . Педагог раздает карточки, на которых изображены контуры домиков красного, розового, бордового, малинового цветов двух оттенков. Предлагает наложить на них силуэты домиков таких же цветов. После выполнения задания дети осуществляют взаимопроверку.

РЫБКИ В АКВАРИУМЕ

Цели: закреплять знания о цветах спектра. Учить узнавать, называть, выделять из нескольких соответствующий цвет спектра. Формировать умение соотносить цвет т его название. Развивать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству предметов.

Материал . Раздаточный: карточки с контурным изображением рыб красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего и фиолетового цвета (толщина контура 3-4 мм); силуэты рыбок соответствующего цвета.

Ход работы . Дети рассматривают карточки, на которых изображен аквариум с контурным изображением рыбок. Затем по заданию педагога дети подбирают силуэты к контурам и совмещают их: что к чему подходит.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ

Цели : формировать у детей интерес к игре. Продолжать упражнять в различении цветов. Учить узнавать и правильно называть черный, белый и серый цвет. Формировать отношение к цвету как к значимому признаку. Учить ориентироваться на цвет, запоминать его; активизировать внимание, стимулировать активное употребление названий цвета на практике. Развивать зрительные возможности детей в процессе соотнесения контурных и силуэтных изображений ахроматических цветов.

Материал. Раздаточный : карточка желтого (зеленого) фона с контурными изображениями кругов белого, черного и серого цвета разной величины; набор кругов черного, белого и серого цвета такой же величины.

Ход работы . Детям раздают по одной карточке. Они должны ответить на вопросы: «Какого цвета карточка?», «Что на ней изображено?», «Какого цвета контурные изображения кругов?». Затем детям предлагается отобрать из набора силуэтов те кружки, которые есть на карточке, но они должны быть такого же цвета и размера, как и цвет контуров. Дети, отобрав силуэты, накладывают их на контурные изображения на карточке, проверяют правильность своего выбора.

ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК

Цели: совершенствовать знания детей о цветах спектра. Учить применять полученные знания на практике, сопровождать свои действия объяснением. Развивать внимательность детей.

Материал. Раздаточный: индивидуальные фланелеграфы, набор лепестков 7 цветов спектра.

Ход работы. Детям предлагается разложить лепестки цветка вокруг сердцевины в порядке следования цветов в спектре. Свои действия дети должны сопровождать объяснениями. Можно использовать действия детей «по цепочке», т.е. один ребенок, например, выкладывает 2-3 лепестка, потом по указанию педагога продолжает другой и т.д.

РАБОТА СО СВЕТОФИЛЬТРАМИ

Цели: расширять знания детей о предметах, имеющих постоянный признак оранжевого цвета. Познакомить со способом получения оранжевого цвета с помощью светофильтров.

Материал. Раздаточный : карточка с вырезанным силуэтом моркови; светофильтры: красный, желтый.

Ход работы. Детям предлагаются вспомнить предметы, которые имеют постоянный признак – оранжевый цвет. Затем им раздаются конверты с вырезанными силуэтами моркови и светофильтры. Дети рассматривают светофильтры, называют их цвет, вставляют поочередно по одному в конверт, называют цвет моркови: красная, желтая. После этого им предлагается вложить в конверт сразу 2 светофильтра. Дети убеждаются, что на этот раз у морковки оранжевый цвет.

РЫБКИ В АКВАРИУМЕ

Цели: закреплять знания о фиолетовом цвете. Учить узнавать, называть и выделять три оттенка фиолетового цвета. Формировать умение выкладывать сериационный ряд по светлоте в порядке её убывания. Познакомить с новым правилом ранжирования объектов по цвету: «Каждый раз выбираю самый светлый объект из оставшихся».

Материал . Карточки с контурным изображением рыбок трех оттенков фиолетового цвета (толщина контура 3-4 мм); силуэты рыбок таких же оттенков.

Ход работы. Дети рассматривают карточки, на которых изображен аквариум с контурным изображением рыбок. По заданию педагога дети подбирают силуэты к контурам. После этого предлагает выложить сериационный ряд из рыбок фиолетового цвета (от самой светлой до самой темной). Предварительно знакомит детей с новым правиломя6 «Каждый раз нужно выбирать самый светлый объект из оставшихся».

Дети выкладывают сериационный ряд, называют цвет и оттенок рыбок (светло-фиолетовый, чуть темнее, темно-фиолетовый).

НАЗОВИ ЦВЕТ ПРЕДМЕТА

Цели : закреплять знания о голубом цвете. Учить узнавать, называть и выделять три оттенка голубого цвета. Формировать умение выкладывать сериационный ряд по светлоте в порядке ее возрастания. Обогащать речь детей словосочетаниями: «предмет светло-голубого цвета», «предмет ярко-голубого цвета», «предмет темно-голубого цвета».

Материал . Раздаточный: шесть силуэтов предметов разного цвета, среди них изображения предметов трех оттенков голубого цвета.

Ход работы . По заданию педагога дети находят и отбирают картинки голубого цвета, затем составляют из них сериационный ряд в порядке возрастания светлоты, рассказывают о правиле ранжирования: «Когда я выкладываю в ряд предметы от самого светлого к темному. Всегда выбираю из оставшейся группы самый светлый по цвету предмет». Дети называют цвет и оттенки предметных изображений (светло-голубой, ярко-голубой, темно-голубой).

НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ

Цели: закреплять умение узнавать и правильно называть голубой цвет, различать четыре оттенка голубого цвета. Закреплять понятия «цвет», «оттенок». Обогащать речь словосочетаниями «предмет голубого цвета», «темный (светлый) оттенок голубок цвета». Формировать умение осуществлять последовательный выбор оттенков голубого цвета в порядке убывания светлоты. Формировать умение на глаз определять объект указанного оттенка голубого цвета, выделяя его из группы однородных объектов разных оттенков.

Материал. Демонстрационный: 4 цветка разных оттенков голубого цвета. Раздаточный: карточка с изображением вазы и четырех стеблей цветков; 4 цветка разных оттенков голубого цвета.

Ход работы . Детям предлагается приложить к концам стеблей цветки голубого цвета, выкладывая их поочередно слева направо, начиная с самого светлого. Выполнив задание, дети рассказывают о своих букетах, например: «Я составил букет из голубых цветков Сначала идет светло-голубой цветок, потом чуть темнее, затем еще темнее, а последний самый темно-голубой».

После этого с детьми проводится игровое упражнение: педагог показывает детям цветок (из своего набора) какого-либо оттенка голубого цвета, а дети находят цветок такого же оттенка, проверяют правильность выбора, прикладывая его к образцу

ШОКОЛАДНЫЕ КОНФЕТЫ

Цели : учить выделять объекты коричневого цвета из множества разноцветных. Формировать умение устанавливать тождество однородных предметов по цвету способом зрительного соотнесения.

Материал. Раздаточный: карточка, на которой изображены конфеты в разноцветных обертках (7 цветов спектра и коричневого цвета).

Ход работы . У детей карточки, на которых изображены конфеты в разноцветных обертках. Педагог предлагает «собрать» все шоколадные конфеты в коричневых обертках, соединив их линией. Работы анализируются, дети отвечают на вопрос, сколько конфет в коричневой обертке у них на карточке.

ПЕРЕСТРОЙ РЯД

Цеиы: закреплять умение узнавать и правильно называть коричневый цвет, различать три оттенка коричневого цвета. Учить правильно называть оттенки коричневого цвета, сопоставляя и противопоставляя их друг другу. Обогащать речь детей словосочетаниями: «предмет светло-коричневого цвета», «предмет ярко-коричневого цвета», «предмет темно-коричневого цвета». Учить одновременно устанавливать взаимно-обратные отношения объектов по светлоте.

Материал. Раздаточный: силуэтные изображения медведей коричневого цвета трех оттенков.

Ход работы . Педагог раздает силуэтные изображения медведей коричневого цвета трех оттенков и предлагает выложить сериационный ряд в порядке убывания светлоты. Дети выкладывают сериационный ряд по правилу, называют цвета и оттенки предметных изображений, обращая внимание на последовательное расположение объектов, отличающихся светлотой, направление ряда. После выполнения задания им предлагается перестроить ряд, т.е. выложить объекты в порядке возрастания светлоты, от светлого к темному.

УГАДАЙ, ГДЕ ПРОПУЩЕНО

Цели: учить создавать упорядоченный ряд по светлоте из пяти объектов коричневого цвета. Закреплять умение правильно отражать в речи правило ранжирования объектов по оттенкам светлоты. Учить действовать при обследовании цветовых свойств предметов, не только прикладывая объекты друг к другу при сравнении, но и сопоставляя смежные объекты, выбирая нужный. Формировать умение находить в сериационном ряду место пропущенного элемента.

Материал . Демонстрационный: силуэты грибов, шляпки которых пяти оттенков коричневого цвета. Раздаточный: тот же.

Ход работы . Педагог раздает детям силуэты грибов, шляпки которых пяти оттенков коричневого цвета, и предлагает выставить в г от самого светлого до самого темного. Дети самостоятельно создам сериационный ряд по правилу, называют оттенки шляпок грибов. После этого дети приглашаются к фланелеграфу, на котором выложен ряд из грибов, но в другой последовательности, от темного к светлому. Дети рассматривают его, рассказывают о направлении ряда, последовательном расположении объектов по светлоте. Педагог просит детей отвернуться, в это время он убирает какой-либо грибок, сдвигает ряд. Дети поворачиваются и находят место грибка ряду, объясняют свое решение. Игровое упражнение повторяете 3-4 раза, каждый раз из ряда педагог убирает по одному объекту.

ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ

Цели: познакомить детей с теплыми и холодными цветами спектра. Сформировать представление о том, что красный, оранжевый и желтый цвета и их оттенки - это теплые цвета; синий, голубой, фиолетовый и их оттенки - холодные цвета, зеленый цвет - это нейтральный цвет.

Материал. Демонстрационный: картинка с изображением радуги. Раздаточный: красные и синие листы бумаги с изображениями чайника и чашки; набор разноцветных кружков всех цветов радуги.

Ход работы . Дети рассматривают изображение радуги, называют все цвета радуги. Педагог сообщает: «Цвета радуги подразделяются на теплые и холодные цвета. Теплые цвета связываются с представлением об огне, солнечном свете - это красный, оранжевый, желтый и все оттенки этих цветов, а холодные - с представлением о воде, снеге и т.п. - это синий, голубой, фиолетовый и все цвета, полученные от смешения с этими цветами. Зеленый цвет считается нейтральным, его мы не будем относить ни к теплым, ни к холодным цветам». Предлагает повторить названия теплых и холодных цветов и показать их на радуге. Затем детям раздаются листики с изображениями чайника и чашки и набор с цветными кружками. Педагог сообщает задание: «Украсить чайник и чашку, которые изображены на красном листе бумаги кружками теплых цветов, а на листе синего цвета – холодных». Дети повторяют задание и приступают к его выполнению. В конце занятия педагог дает оценку выполненной детьми работы.

Дидактические игры и упражнения на занятиях по нетрадиционному рисованию

«УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ»

Цель игры: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).

Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

Примечание: При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.

Например:

« РАДУГА»

Цель игры: научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят.

Оборудование: образец рисования радуги на листе формата А2, альбомные листы для детей, кисточки, гуашевые или акварельные краски разных цветов, баночки с чистой водой, тряпочки, палитра для смешивания красок (если понадобится). После того как дети ответят на поставленные вопросы, воспитатель показывает всем образец рисования радуги и просит ребят назвать цвета, которые они увидели. Затем все хором разучивают фразу, которая помогает запомнить расположение цветов в радуге: каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленый) где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый).

«ЧЁРНОЕ_БЕЛОЕ»

Цель игры: развивать внимательность, ловкость, быстроту, умение быстро действовать в зависимости от ситуации.

Оборудование: картонный диск диаметром 30–40 см, одна сторона которого окрашена в белый цвет, другая – в черный.

Ход игры: воспитатель делит всех игроков на 2 команды: «черных» и «белых», которые выстраиваются вдоль прочерченных линий друг против друга. Одна команда должна ловить другую, но делать это можно только после полученного сигнала и только на игровом поле, которое ограничивается начерченными линиями. Воспитатель бросает диск, и все смотрят, каким цветом вверх он упал. Если это черный, то команда «черных» начинает ловить команду «белых», которые в свою очередь стараются проскочить за противоположную линию, считающуюся теперь их домиком. Все пойманные участники выходят из игры. Побеждает та команда, в которой осталось большее количество игроков.

«РАЗНОЦВЕТНОЕ ДОМИНО»

Цель игры: научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.

Оборудование: детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов).

Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол. Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход. Выигрывает человек, у которого раньше остальных закончатся карточки домино.

«ВЕСЁЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ»

Цель игры: формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.

Оборудование: маски обезьянок для каждого участника, 2 мяча, 2 обруча, 2 гимнастические палки.

Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть 8-10 человек, и просит участников надеть маски обезьянок. Для игры требуется еще один ребенок, который будет исполнять роль водящего. Условия игры заключаются в том, что водящий отворачивается от обезьянок, называет цвет, и просит выполнить определенное задание. Если участник игры с легкостью справился с полученным заданием, то он остается в команде, но если не справился, то выбывает. Победителем становится та обезьянка, которая смогла выполнить все задания. Задания для участников могут звучать следующим образом:1) отгадай, в какой руке я спрятал конфету;2) ты должен присесть на месте 10 раз; 3) ответь на вопрос, как кричит петух, и продемонстрируй это 3 раза; 4) расскажи самую смешную историю, которая происходила с тобой в жизни; 5) пробежать 2 круга вокруг стола; 6) другие (в зависимости от возраста участников.

" «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ»(ЦВЕТОВОЙ КРУГ)

Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь детей.

Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.

Ход игры: Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски. Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

«ПОДВОДНЫЙ МИР»

Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.

Ход игры: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

«ПРИДУМАЙ ПЕЙЗАЖ»

В игре могут принимать участие от 3-6 детей.

Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию. Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".

«ПОДБЕРИ ИЗОБРАЖЕНИЕ К ИГРУШКЕ»

Цель игры: научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета. Упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете.

Ход игры: Детям раздаются карточки с силуэтными изображениями. На подносе лежат объемные предметы: игрушки, строительный материал. Педагог предлагает подложить под каждый силуэт предмет соответствующей формы. Выигрывает тот, кто скорее заполнит все клетки.

«КТО БОЛЬШЕ И БЫСТРЕЕ НАРИСУЕТ КРУЖОЧКИ»

Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.

Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.

Ход занятия: Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется – слева - направо, а другая рисуется - справа – налево.

«КАКАЯ!,КАКОЕ! КАКОЙ!»

Дети встают в круг, передают из рук в руки какой-либо природный объект. Познакомившись с ним, ребенок должен выразить свои ощущения в слове. Передвигаясь по кругу, природный объект постепенно раскрывает перед нами свои новые грани. Например, желудь - овальный, гладкий, твердый и т. д.

«НА ЧТО ПОХОЖЕ»

Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Например, колосок – на дерево, перышки птички, метелочку, косичку, хвост и т. д.

«СОБЕРИ УЗОР»

Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм – семян тыквы, арбуза, дыни и т. д. Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.

«ПРЕВРАЩАЛОЧКИ»

Воспитатель предлагает детям, используя различные природные материалы, выложить на листе бумаги любой, знакомый образ, а затем из тех же деталей создать совсем другое изображение.

«КАМУШКИ НА БЕРЕГУ»

Цель: научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.

Материал: большая картинка, на которой изображены морской берег, несколько камушков (5 – 7) разной формы (каждый камень имеет сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком).

Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит: « По этому берегу прошел волшебник и все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу и придумать историю про каждый камушек. Что это такое? Как он оказался на берегу? И т. д.»

«ВЕСЁЛЫЙ ГНОМ»

Цель: научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.

Материал: картина на которой изображен гном с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.

Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать сами. Придумайте историю про один из подарков и про ребенка, который его получил.

«НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ»

Цель: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.

Материал: набор из 10 карточек; на каждой карточке нарисована одна фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение отдельного предмета.

Ход игры: взрослый показывает картинку из набора и спрашивает на что это похоже. Важно поддерживать инициативу детей, подчеркивать, что каждый ребенок должен дать свой оригинальный ответ.

«ЧУДЕСНЫЙ ЛЕС

Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.

Ход игры: взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.

«ПЕРЕВЁРТЫШИ»

Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Материал: Карандаши, наборы из 8 – 16 карточек. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.

Ход игры: взрослый предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.


Баулина Светлана Николаевна

1. «Нарисуй теплую картинку» Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.
Творческие задания :
A) нарисуй «теплый» натюрморт;
Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);
B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

2. «Кто нарисует больше предметов овальной формы?» Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.
Материал: карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.
Правила игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.
Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.

3. «Составь ежа из палочек» Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры.
Действия детей: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.

4. «Портреты» Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет

5. «Кто играет с нами в прятки» Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.
Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.
Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.
Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.

6. Панно «Осень праздничная» Цель: передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности.
Игровые задания:

    Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе (деревни); отмечают, как это выражается в цвете.

    На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «художников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы.

    «Главные художники» комментируют коллективные работы. Участники игры (жюри) решают, кому присудить первое (второе, третье) место.

    После игры из сделанных панно может быть подготовлена общая композиция.

Оборудование : 2-3 листа бумаги для фона, цветная бумага, природный материал, клей, ножницы, кисти, дипломы победителям.

7. «Тепло-холодно» Цель: закреплять представление о цветовом круге.
Игровые задания:
1. Построение с ленточками:
А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг;
Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др
.
2. Хоровод цветов (плясовые движения под музыку).
Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница», муз. Т.Ломовой; «Дружат дети всей Земли», муз. Д.Львова-Компанейца и др.), вместо ленточек могут быть шапочки с разноцветными полосками (ободочками).

8. « Узнай и дорисуй».

Цель: развивать внимание детей, чувство симметрии; обнаружить уровень знаний в выборе цвета предмета и последующей его заштриховки.

Ход игры: на листах бумаги нарисована половина какого-то предмета (цветок, избушка, елка.). Нужно дорисовывать вторую часть рисунка и закрасить его.

9. « Так или не так».

Цель: учить детей в композиции картины замечать ошибку, нарушение целостного сочетания цветов.

Ход игры: в композиции картины, выполненной например в холодной гаме, вводится яркий цвет (накладывается лоскуток бумаги, которая нарушает целостное сочетание цветов). Дети должны найти ошибку, определить цветовую гамму и объяснить, почему стало некрасиво.

10. « Закончи картинку».

Цель: обнаружить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.

Ход игры: на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.