Параллелизм в литературе: развитие и формы. Примеры параллелизма в русской литературе Словарь медицинских терминов

Художественный прием параллелизм используется в литературе и означает одинаковое строение одного или нескольких предложений с точки зрения синтаксиса. Он помогает образно и ярко передать мысль автора, его переживания и настроение.

Параллелизм - это один приемов стихосложения , использующийся наряду с другими риторическими фигурами, такими как эпифора, градация, анафора или инверсия. Часто для усиления эффекта используются также риторические вопросы.

Происхождение параллелизма

В название этой фигуры речи положено греческое слово parallelos, которое можно перевести как «идущий рядом». Его значение становится более понятно, если вспомнить об аналогичном математическом термине.

Древнегреческие философы и ораторы активно использовали прием сопоставления или повторения в своих речах и сочинениях для придания им большей выразительности. Параллелизм был одним из приемов древнегреческой риторики.

Постепенно он проник во многие естественные науки для обозначения математических правил, физических и биологических законов. В литературе прием сравнения или сопоставления двух различных явлений помогает сделать поэтическое произведение более эмоциональным. Он подчеркивает различия или совпадения предметов или обстоятельств, усилия выразительность произведения.

Существует несколько определений параллелизма, которые включают разное применение этого художественного приема в связи с контекстом самого произведения. Найти информацию можно как в словаре Ожегова, так и в Википедии.

В целом параллелизм определяется как группа слов, заключающая в себе смысл, который автор также относит ко второй группе слов для создания поэтического образа. Параллелизм может быть разным по форме и смыслу.

Параллелизм тематический

Многие поэты используют для иллюстрации своих внутренних переживаний тематический параллелизм, находя в окружающих явлениях отзвуки собственных мыслей и чувств. В этом случае сопоставляются явления, аналогичные по содержанию . Этот прием филигранно отточила в своем творчестве Анна Ахматова.

…А там мой мраморный двойник,

Поверженный под старым кленом,

Озерным водам отдал лик,

Внимает шорохам зеленым.

И моют светлые дожди

Его запекшуюся рану…

Холодный, белый подожди,

Я тоже мраморною стану.

В этом стихотворении она сравнивает себя с мраморной статуей «мой мраморный двойник» в стремлении обрести такое же хладнокровие и невозмутимость.

Синтаксический параллелизм

Еще один литературный прием заключается в построении предложений по одной и той же схеме, соблюдая одинаковое чередование частей текста. Это синтаксический параллелизм, который одинаково активно используется и в прозе, и в стихах. Например, у Сергея Есенина находим отрывок:

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

Алексей Толстой так начинает свою книгу «Детство Никиты» : Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светила солнце. Свет в комнате был снежно-белый.

Это примеры неполного синтаксического параллелизма. Если в составе произведения больше двух фраз подряд имеют одинаковое количество и чередование синтаксических элементов, то этот прием называется полный синтаксический параллелизм.

Сергей Есенин использует полный и неполный синтаксический параллелизм в разных частях произведениях:

Где обсыпан розами порог.

Там живет задумчивая пери.

В Хороссане есть такие двери,

Но открыть те двери я не мог.

В волосах есть золото и медь.

У меня в руках довольно силы,

Но дверей не смог я отпереть.

Андрей Белый использует этот прием легко и изящно:

Пролетаю: так пусто, так голо…

Пролетают - вон там и вон здесь -

Пролетают - за селами села,

Пролетают - за весями весь; -

И кабак, и погост, и ребенок,

Засыпающий там у грудей, -

Там - убогие стаи избенок,

Там - убогие стаи людей.

Параллелизм в народной песне

Параллелизм имеет глубокие корни, которые прослеживаются в устном народном творчестве, в былинах, сказках, песнях и колядах.

Чаще всего в них используются наиболее простые художественные приемы, сопоставления с тем, что было близко и привычно простым людям: природа, смена времен года, события из жизни. В былине об Алеше Поповиче находим:

Из славного Ростова красна города

Как два ясные сокола вылетывали —

Выезжали два могучие богатыря.

Отрицательный параллелизм

Параллелизм может быть не только прямым, но и отрицательным. Гораздо чаще он встречается в фольклоре, но этот прием настолько выразителен, что его охотно используют поэты и писатели. Отличить отрицательный параллелизм легко - обороты речи при сравнении явлений или действий в этом случае начинаются с частицы «не».

Ах, дверь не запирала я,

Не зажигала свеч,

Не знаешь, как, усталая,

Я не решалась лечь.

Анна Ахматова

Не жалею, не зову, не плачу —

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Сергей Есенин

…а мне

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Владимир Маяковский

ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ - (от греч. - находящийся или идущий рядом) - композиционный прием, подчеркивающий связь обычно двух или трех элементов речи в художественном произведении. Эти элементы располагаются параллельно в смежных фразах, стихах, строфах, благодаря чему выявляется их общность, создается единый поэтический образ. Принято выделять несколько типов параллелизма.

Синтаксический параллелизм встречается чаще всего и заключается в том, что в смежных стихах соблюдается одинаковая структура предложений. Например:

Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор. Только в мире и есть этот чистый Влево бегущий пробор. (А.А. Фет)

Строфический параллелизм состоит в том, что в смежных строфах стихотворения повторяется одинаковое синтаксическое, а порой и лексическое построение. Например:

Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой! (А.К. Толстой)

Ритмический параллелизм выражается в том, что мотивы стихотворения подчеркиваются соответствующим повтором ритмического рисунка. Например:

Сад весь в цвету, Вечер в огне, Так освежительно-радостно мне! Вот я стою, Вот я иду, Словно таинственной речи я жду. Эта заря, Эта весна Так непостижна, зато так ясна! Счастья ли полн, Плачу ли я, Ты - благодатная тайна моя. (А.А. Фет)

Кроме прямого, в поэзии встречается отрицательный параллелизм:

Не ветра шумят холодные, Не пески бегут зыбучие, - Снова горе подымается, Словно злая туча черная.

Такая форма параллелизма часто встречается в фольклоре, хотя нередка она и в авторских стихах.

В литературе и риторике нередко используется прием под названием "параллелизм". Далее рассмотрим подробнее, что такое параллелизм и какую роль он выполняет в поэтической речи.

Что такое параллелизм: определение и виды

Параллелизм - это прием речи, в котором сопоставляются два или более явления или предмета с помощью их параллельного изображения. Это сопоставление позволяет подчеркнуть различия или сходства сравниваемых явлений/предметов.

  • Чаще всего сопоставляются явления, которые похожи по содержанию. Пример: "Тучки небесные - вечные странники" (М. Ю. Лермонтов). Тучки сопоставляются со странниками - можно провести параллель-сравнение между этими понятиями.
  • Распространен также синтаксический параллелизм, когда сопоставляются однородные члены в синтаксическом строении фразы (например, строки в стихах, которые строятся по одной и той же схеме).
  • Выделяют также звуковой параллелизм, который широко употребляется в стихах. Проявляется такой параллелизм в рифме, единоначатии, окончании, а также в повторении частей речи в разных формах.

Также параллелизм используют в народном творчестве - так, его можно найти в частушках, народных песнях.

Для достижения яркости впечатления и усиления эмоционального воздействия в художественной литературе применяются различные приёмы — фонетические, лексические, синтаксические. Одним из таких средств является синтаксический параллелизм — художественный прием, при котором элементы речи, несущие единую идею, следуют в определённой последовательности и создают единый образ.

Вконтакте

Этот способ выражения использует принцип повтора и симметрии. Таким образом, явление общности, однородности синтаксических конструкций и расположение их в сочинительной связи и есть синтаксический параллелизм.

Существует несколько видов расположения элементов речи. Если синтаксические конструкции полностью тождественны — это полный параллелизм , если аналогия частична — неполный .При смежности конструкций можно говорить о контактном параллелизме , если они разделены другими — о дистантном .

Параллелизм как выразительное средство языка известен с давних времён. Достаточно вспомнить библейские тексты, древние былины, думы и сказы, народные песни, а также молитвы, заклинания, заговоры. Этот приём прослеживается и в загадках, поговорках, пословицах. Очевидно, что данное явление характерно для устного народного творчества, а также для стилизованных под старину литературных произведений.

Пела, пела пташечка и затихла ;

Знало сердце радость и забыло .

В данном случае наблюдается сопоставление одного, главного действия с другим, второстепенным, что является характерной особенностью фольклора.

Виды параллелизма

В русском языке, особенно в художественной литературе, используются разные виды синтаксического параллелизма:

  • двучленный;
  • многочленный;
  • одночленный;
  • формальный;
  • отрицательный;
  • обратный (хиазм).

Наиболее часто употребляемым является двучленный параллелизм. Обычно такой приём изображает явления природы, затем описывает какую-либо жизненную ситуацию.

Зашумели над затоном тростники.

Плачет девушка-царевна у реки.

При использовании многочленного варианта действующее лицо сравнивается с несколькими образами:

Мы — два грозой зажжённые ствола,

Два пламени полуночного бора,

Мы — два в ночи летящих метеора,

Одной судьбы двужалая пчела.

В русской литературе, в частности, в народном творчестве встречается и одночленный параллелизм. При этом человеческие персонажи фигурируют лишь в образах растений, животных, птиц, однако, понятно, что образ «ясный сокол» подразумевает юношу — жениха, возлюбленного. Девушка, невеста обычно предстаёт в образе «лебёдушки», «павы», или берёзки, рябины и т. д.

В некотором роде сходен с одночленным и формальный вариант данного приёма. Однако он не сразу заметен, так как между элементами нет очевидной логической связи. Чтобы понять его смысл, нужно представлять всё произведение целиком или определённый период.

Синтаксический параллелизм порой сочетается с другими формами данного выразительного средства, например, с фонетическим, который характеризуется употреблением одинаковых слов в начале строки или же одинаковой концовкой строк. Такое сочетание усиливает выразительность текста, придаёт ему особое звучание:

Имя твоё — птица в руке,

Имя твоё — льдинка на языке,

Широко употребляемым в устном народном творчестве и произведениях художественной литературы является отрицательный параллелизм.Такой способ выразительности встречается в народных сказках, песнях, загадках, используют его и авторы.

Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной —

Моей души коснулась ты…

Говоря об этом синтаксическом средстве выражения, нельзя не упомянуть о таком ярком выразительном приёме, как его обратный вид, хиазм. Суть его в том, что последовательность элементов меняется крестообразно или зеркально. Примером так называемого «чисто синтаксического» хиазма может служить изречение: «Не народ для власти, а власть для народа».

Стремясь достигнуть эффекта, остроты, убедительности своих публичных выступлений, хиазм использовали ораторы ещё с античных времён. Данное выразительное средство встречается в творчестве русских писателей и поэтов «золотого» и «серебряного» века, не обходятся без него и современные авторы.

Фольклор и художественная литература являются отражением действительности, они тесно связаны с историей общества, раскрывают суть явлений и внутренний мир человека с помощью многочисленных выразительных приёмов. Являясь способом усиления эмоционального воздействия, синтаксический параллелизм часто содержит в себе различные виды художественной выразительности.

Не просто так во всех учебниках по русскому языку и литературе можно встретить фразу: «Русский язык красив и богат». Конечно, этому есть доказательства, и вполне весомые. Во-первых, в русском языке существует огромное количество средств выразительности, которые украшают речь, делают ее столь мелодичной. Русские писатели и поэты щедро добавляют различные тропы в свои произведения. Их нужно уметь видеть и отличать. Тогда произведение заиграет новыми красками. Часто с помощью выразительных средств авторы акцентируют внимание читателей на конкретных вещах, вызывают определенные эмоции или помогают понять, как стоит относиться к персонажам. Одним из таких приемов является параллелизм. Он делится на несколько видов и используется для разных целей. В данной статье будет разобрано, что такое параллелизм, на примерах литературных произведений.

Что такое параллелизм?

Согласно Большому энциклопедическому словарю, параллелизм - сходное расположение речевых элементов в смежных частях текста. В переводе с греческого языка это слово означает «расположение рядом».

Легко сделать вывод, что данный прием был известен еще грекам и широко использовался в риторике, был предметом ее исследования. В целом параллелизм является характерной чертой античной литературы. В русском языке примеры параллелизма очень часто встречаются в фольклоре. Причем во многих старинных произведениях это был основной принцип построения строф.

Виды параллелизма

Существует несколько форм параллелизма, которые встречаются в литературе чаще всего.

Параллелизм тематический. В данном случае происходит сопоставление явлений, которые близки по содержанию.

Синтаксический параллелизм. В этом случае предложения, следующие по порядку, строятся согласно одному синтаксическому принципу. Например, в нескольких идущих друг за другом предложениях соблюдается один и тот же порядок расстановки главных членов.

Звуковой параллелизм. Этот прием характерен для поэтической речи и часто встречается в стихотворных произведениях. Стихотворение обретает свою мелодию и звучание.

Но чтобы понять, что означает каждый этот вид, лучше разобраться с примерами параллелизма.

Синтаксический параллелизм

Как уже было упомянуто в начале статьи, русские литературные произведения богаты различными средствами, делающими речь более выразительной. Поэтому и разбирать стоит примеры синтаксического параллелизма из литературы. Такой прием встречается в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.

Одно из таких стихотворений - «Когда волнуется желтеющая нива».

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

В первых двух строчках соблюдается один и тот же порядок главных членов предложения. Сначала идет сказуемое, за ним следует подлежащее. И снова: сказуемое, подлежащее. Причем очень часто параллелизм встречается вместе с анафорой или эпифорой. И это стихотворение как раз тот случай. В начале предложений повторяются одинаковые элементы. А анафора - повтор одинаковых элементов в начале каждого предложения/строки.

Тематический параллелизм. Примеры из художественной литературы

Этот вид средства выразительности, пожалуй, встречается чаще всего. И в прозе, и в поэзии можно увидеть различные сопоставления явлений. Особенно распространенный пример параллелизма - сопоставления состояний природы и человека. Для наглядности можно обратиться к стихотворению Н. А. Некрасова «Несжатая полоса». Стихотворение - диалог колосьев и ветра. И именно через этот диалог становится известно о судьбе пахаря.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге - не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли как петли…

Параллелизм звуковой

Примеры параллелизма звукового искать можно не только в художественной литературе. Он нашел очень неплохое применение в современном мире. А именно - в телевидении и в радиовещании.

С помощью повторения частей речи или отдельных частей слова можно создавать различные эффекты, которые воздействуют на слушателей. Ведь человек очень часто ассоциирует акустические представления со смысловыми. Этим пользуется реклама. Пожалуй, каждый замечал, как хорошо запоминаются рекламные слоганы. Они интересные, необычные, но самое главное - хорошо звучат. И именно это звучание западает в память. Услышав один раз рекламный слоган, сложно его забыть. Он прочно ассоциируется с определенным товаром.

Отрицательный параллелизм

Отдельно следует упомянуть примеры параллелизма отрицательного. С ним точно сталкивался каждый еще на школьной скамье. Этот пример параллелизма в русском языке встречается часто, особенно в поэзии. А пришел этот прием из народных песен и прочно закрепился в стихотворениях.

Не ветра шумят холодные,

Не пески бегут зыбучие, -

Снова горе подымается,

Словно злая туча черная…

(Народная песня двенадцатого века).

И таких примеров в русском фольклоре много. Неудивительно, что писатели стали использовать этот прием и в своих произведениях.

Это были четыре самых распространенных вида параллелизма, которые встречаются в художественной литературе и не только. В основном, как видно из примеров, они употребляются, чтобы произвести некое впечатление на читателя/слушателя. Вызвать у него определенные чувства или ассоциации. Особенно это важно для поэзии, где чаще всего используются лишь образы, но не говорится ни о чем прямо. А параллелизм позволяет сделать эти образы еще ярче. Он также может добавить мелодичность срокам, что сделает их более запоминающимися. И, как видно из примеров, художественные приемы - это не только черта классической литературы. Напротив, они живы и употребляются до сих пор. Только в новом ключе.