Выставка «Династия Мин: сияние учености» в Музеях Московского Кремля. В музеях Московского Кремля пройдет выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель Новые выставки в музеях кремля март

«Icons of Modern Art. The Shchukin Collection»

Фонд Louis Vuitton, Париж
22.10.2016 - 05.03.2017
_ Если до 5 марта вы окажетесь в Париже, непременно посетите Фонд Louis Vuitton - проект архитектора Фрэнка Гери (автора музея Гуггенхайма в Бильбао), расположенный в Булонском лесу. На выставке Icons of Modern Art собраны произведения из коллекции Сергея Щукина - русского коллекционера и мецената XX века. Он был большим поклонником французской живописи, но после революции эмигрировал, а в 1948 году его коллекция была расформирована и с тех пор не выставлялась как единое целое. Посетителям предлагают совершить путешествие по воссозданному особняку Щукина - прежде чем увидеть сами произведения, они попадают в зал с фотографиями щукинского дома в Москве, а на первом этаже даже построены арочные своды, как в его вестибюле. Выставка занимает все четыре этажа Фонда, начинается она с зала «Первая коллекция» с произведениями XIX века. Здесь собраны прерафаэлиты, английские художники и даже один из первых французских реалистов Гюстав Курбе. Главные залы сосредоточены вокруг основных имен: «Розовая гостиная. Анри Матисс», «Кабинет Пикассо», «Большой иконостас» с произведениями Винсента ван Гога и Поля Гогена. В остальных залах произведения расположены по жанрам, здесь и пейзажи, и портреты. Так зритель может проследить развитие живописи на рубеже XIX–XX веков - времени больших перемен в искусстве. Но это еще не все: несколько залов посвящены русским художникам начала ХХ века и их диалогу с французскими живописцами. Малевич здесь соседствует с Матиссом, а рядом с Пикассо размещены работы Татлина. В 1911 году в доме Щукина была открыта галерея, и многие русские художники вдохновлялись там произведениями французских импрессионистов. Специально к выставке была подготовлена видеоинсталляция Питера Гринуэя и Саскии Боддеке «Щукин - Матисс: танец и музыка» - история о взаимодействии русского и французского искусства. А после просмотра всех залов приятным завершением выставки станет прогулка по открытым террасам, откуда можно полюбоваться видами на Эйфелеву башню, современный район Дефанс и сам Булонский лес.

Выставка понравится тем, кто интересуется русской живописью и творчеством постимпрессионистов. Рекомендуем почитать «Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена» Джона Ревалда. А для того чтобы лучше понять русское искусства начала ХХ века, стоит обратить внимание на книгу Екатерины Бобринской «Русский авангард: границы искусства» - автор учитывает роль русских художников не только в формировании отечественного искусства, но и в зарубежном художественном процессе. Сайт: fondationlouisvuitton.fr

Visions of the Hispanic World

Национальный музей Прадо, Мадрид
04.04.2017 - 10.09.2017
_ В музее Прадо в апреле откроется выставка коллекции Испанского общества Америки, которая объединит произведения испанского, португальского и латиноамериканского искусства, собранного за пределами Иберийского полуострова. В экспозицию войдут самые значительные предметы искусства: археологические находки, произведения исламского и средневекового искусства Испании, шедевры Золотого века - периода с XVI до XVII века, когда страна переживала великий культурный расцвет, живопись XIX и XX веков, а также искусство Латинской Америки со времен колонизации до XX века. Выставка разделена на секции, в первых двух будет размещаться искусство Испании и Латинской Америки - римская скульптура, керамика и стекло, ткани и ювелирные изделия (и христианские, и исламские), а также произведения эпохи Ренессанса и барокко. Особое внимание уделят испанской и колониальной живописи. Этажом выше разместится зал с испанской живописью XIX и XX веков и большая портретная галерея. Испанское общество Америки было основано в 1904 году в Нью-Йорке Арчером Хантингтоном, коллекционером и поклонником испанской культуры. Оно было одновременно публичной библиотекой, музеем и образовательным учреждением, а его задачей стало распространение испанской и португальской культуры, изучение языков, истории, литературы и искусства.

Эта выставка - отличная возможность познакомиться с испанским искусством от древности до наших дней. И конечно, чтобы его понять, нужно повторить историю, ведь именно на Иберийском полуострове греческое, римское и византийское наследие вступили в противостояние с арабскими традициями, и в результате сформировалось яркое и самобытное искусство. Сайт: museodelprado.es

Открытие музея Лувр Абу-Даби, Абу-Даби

В этом году в Абу-Даби откроется свой Лувр - настоящий музейный город на воде. Он состоит из 55 небольших секторов под куполом с сияющей иллюминацией. «Город-музей» архитектора Жана Нувеля - это улицы, площади и каналы, а выставочное пространство располагается не только внутри, но и снаружи павильонов. Коллекция для музея собирается с 2012 года и включает в себя не только предметы арабского искусства, но и классическую европейскую живопись. Сотрудничество французских музеев с эмиратом позволило создать новый центр культурного притяжения, который будет открыт для всех. Лувр станет местом открытий и образования в Арабских Эмиратах, а также будет играть важную социальную роль. Диалог между арт-объектами, скульптурой и живописью позволит посетителям найти исторические связи между культурами по всему земному шару. А на первых выставках в музее покажут коллекции Пита Мондриана, Ива Сен-Лорана и Пьера Берже и других.

Так что тем, кто соберется в отпуск в ОАЭ, представится отличная возможность совместить безмятежный отдых на пляже и знакомство с актуальными трендами мира искусства. Сайт: louvreabudhabi.ae

«За звездами. Мистический пейзаж от Моне до Кандинского»

Музей Орсе, Париж
14.03.2017 - 25.06.2017
_ Художники на протяжении всей истории пытались убежать от реальности и приблизиться к тайнам мироздания. Явление мистицизма существовало во всех религиях и объединяло людей всех континентов. Рубеж XIX–XX веков отмечен ростом урбанизации и популярностью материализма, поэтому многие художники, разочарованные в традиционной религии, обращались к мистике, и в это время сформировалась европейская символическая живопись. В экспозицию вошли произведения из Европы, Скандинавии и Северной Америки. Одна из главных и известных картин - «Звездная ночь в Арле» Винсента ван Гога. Также здесь собраны другие европейские художники рубежа XIX–XX веков (Гоген, Дени, Ходлер, Мунк, Климт и ван Гог) и мастера канадской школы 1920–1930-х (Лорен Харрис, Том Томсон и Эмили Карр и даже Джорджия О’Кифф).

Перед посещением можно почитать французских символистов, например Шарля Бодлера и Лотреамона. Как и любое искусство, живопись символистов - это сообщение, процесс расшифровки которого может быть очень увлекательным. Сайт: musee-orsay.fr

«Де Кирико. Ностальгия по бесконечности»

Третьяковская галерея на Крымском Валу
19.04.2017 - 23.07.2017
_ Выставка Джорджо де Кирико в Москве станет его первой масштабной ретроспективой в России. Де Кирико - один из самых ярких художников итальянского авангарда и изобретатель метафизической живописи, предвестницы сюрреализма. Художник помещал обыденные предметы в ирреальное пространство, создавая контраст между реалистичным изображением, искаженной перспективой и выдуманным миром. Именно его работы вдохновляли Сальвадора Дали и Рене Магритта. В Москву привезут около 100 произведений живописи, графики, скульптуры и театральные костюмы, которые художник создал для постановки Сергея Дягилева к балету «Бал» в 1929 году. В экспозицию также войдут архивные материалы и фотографии. Своими экспонатами поделились Фонд Джорджо и Изы де Кирико, парижский Центр Помпиду, лондонский Музей Виктории и Альберта и другие.

Ретроспектива Такаси Мураками

Музей современного искусства «Гараж», Москва
Сентябрь 2017 года
_ Осенью в Москву привезут первую ретроспективу Такаси Мураками, одного из самых известных современных японских художников. Такаси изучал традиционную японскую живопись нихонга в Токийском университете изобразительных искусств. В своем творчестве он обращается к более современным продуктам японской поп-культуры - аниме и манге. Именно ему принадлежит изобретение стиля Superflat - японской живописи свойственна плоскостность, и эту особенность он использует. В экспозицию также войдет традиционная японская живопись и графика из собрания Пушкинского музея и Музея искусства народов Востока. В «Гараже» будут представлены работы Мураками с 1990-х годов, а сама выставка покинет пределы музея и разместится на Площади искусств в парке Горького.

Перед посещением стоит почитать о классическом японском искусстве, чтобы разглядеть намного больше смыслов за яркими арт-объектами. Также рекомендуем познакомиться с японской литературой - например, «Похвалой тени» Дзюнъитиро Танидзаки, где автор сравнивает японскую и европейскую культуры.

Венецианская биеннале современного искусства

13.05.2017 - 26.11.2017
_ Темой 57-й Биеннале в Венеции станет «Viva Arte Viva» («Да здравствует живое искусство»). Выставка последовательно раскрывается перед зрителем и увлекает его в путешествие, где каждый павильон рассказывает свою историю. Россию здесь будут представлять художники Гриша Брускин, Саша Пирогова и арт-группа Recycle. Тема павильона - «Театр жизни и смерти». Recycle мастерски обыгрывают «мусор» цивилизации, превращая его в произведения искусства. Также они работают с брендами и символами, например в Paradise Network буква F (от Facebook) становится изваянием в форме креста, а разнообразные барельефы напоминают о Древней Греции, только тема у них другая - общество потребления. Художники Recycle сочетают классические приемы и провокационные темы в своих работах и наверняка смогут удивить даже искушенного зрителя.

Перед поездкой в Венецию, кроме путеводителей, рекомендуем почитать «Историю искусства» Эрнста Гомбриха - в ней очень простым и увлекательным языком дается объяснение самых сложных тем изобразительного искусства. А также внимания заслуживает книга «Измы. Как понимать современное искусство» Сэма Филлипса, который помещает произведения в нужный контекст и тем самым дает ключ к их пониманию. Биеннале определенно стоит посетить хоть раз, чтобы стать участником самой актуальной дискуссии. А еще там будут проходить «открытые столы», где каждый сможет узнать больше о творчестве художников и разделить обед с друзьями. Сайт: labiennale.org

Christian Dior

Музей декоративного искусства, Париж
06.07.2017 - 07.01.2018
_ В доме Dior продолжаются мероприятия в честь 70-летнего юбилея, и одним из значительных событий 2017 года станет ретроспективная выставка Christian Dior в Музее декоративных искусств в Париже. Она будет построена по классическому принципу: главными темами станут жизнь и творчество одного из последних великих модельеров ХХ века. За годы работы Кристиан Диор возвел моду в ранг искусства, стал настоящим художником и сотрудничал и дружил с самыми талантливыми современниками, среди которых были Ман Рэй и Жан Кокто. Диор начинал свою карьеру в качестве иллюстратора для модных журналов - после кризиса 1929 года молодой галерист остался без средств. Первая коллекция произвела фурор в 1947 году. Зрители как будто снова оказались в Belle Époque, забыв о послевоенной экономии и дефиците тканей. Возрождение уже знакомых силуэтов и абсолютно новый, архитектурный подход к крою сделали модельера известным на весь мир, а изобретенный им new look популярен до сих пор.

Выставка понравится всем поклонникам моды и тем, кто интересуется ее историей. Она обещает быть одной из самых подробных в этом году. Перед посещением рекомендуем полистать альбомы Dior для вдохновения, а также почитать о нем - например, книгу «Dior: The New Look Revolution» или «Кристиан Диор» Шарлотты Синклер.

Самые интересные выставки Москвы 2017 года по версии редакции

К концу подходит 2017 год, ставший в области культуры очень насыщенным. В 2017 году мы отмечали 100-летие Октябрьской революции, перекрестный год туризма Австрия-Россия, XIX Международный фестиваль молодежи и студентов, год Японии в России, 130-летие со дня рождения Марка Шагала, 140-летие «Лебединого озера» Чайковского и другие юбилейные даты. В этом году прошли такие важные события как 7-я Московская международная биеннале современного искусства, Триеннале российского современного искусства, 5-ая юбилейная ярмарка современного искусства Cosmoscow, 6-ая Московская международная биеннале молодого искусства.

2017 год оказался годом масштабных и ретроспективных выставок великих художников. В Москву впервые привезли таких знаменитых художников, как Хаим Сутин, Эгон Шиле, Густав Климт, Такаси Мураками, Цай Гоцян.

ArtTube составил список лучших московских выставок уходящего года. Некоторые из них можно будет посетить и в новом 2018 году!

  1. Константин Бранкузи . Скульптуры, рисунки, фотографии, фильмы из собрания Центра Помпиду

Эта выставка – первая попытка показать наиболее полно феномен Константина Бранкузи (Брынкуши) и все аспекты его наследия: скульптуру, рисунки, фотографии и фильмы. Работы Константина Бранкузи стали символом нового модернистского подхода в искусстве.

Важная часть проекта - рисунки автора, в том числе знаменитые портреты Джеймса Джойса, а также зарисовки животных, карандашные наброски скульптур, портреты и автопортреты. Кроме того, Бранкузи был фотографом и автором фильмов. Фотография занимала огромное место в его творчестве. Начиная с 1914 года, он сделал несколько тысяч фотографий, на многих из которых были запечатлены его скульптуры и мастерская.

Незадолго до смерти Константин Бранкузи выразил желание передать свое наследие в дар Франции - стране, ставшей для него второй родиной. На выставке в Мультимедиа Арт музее работы художника из собрания Центра Помпиду впервые будут продемонстрированы за рубежом.

Константин Бранкузи. Спящая муза, 1910

  1. Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)

Выставка Густава Климта и Эгона Шиле, открывшаяся осенью, это совместный масштабный проект российского Пушкинского музея и венской Альбертины. Плодотворное сотрудничество Альбертины и ГМИИ им. А.С. Пушкина позволило впервые представить россиянам около 100 работ: этюды, эскизы к живописным работам, автопортреты, обнаженная натура.

Густав Климт, главный художник венского модерна, обладал талантом превосходного рисовальщика, благодаря которому стал мировым классиком. Его графичный стиль оказал огромное влияние на последующие поколения, в том числе на Эгона Шиле, который начинал карьеру, когда Климт стал уже корифеем модерна. Шиле усвоил опыт своего знаменитого учителя и вскоре обрёл свой неповторимый и уникальный стиль, который ознаменовал переход от модерна к экспрессионизму.

Работы художников попали в коллекцию Альбертины ещё при их жизни. Последующие поступления осуществлялись за счет пожертвований и завещаний коллекционеров, таких как Август Ледерер, Артур Рёсслер, Генрих Бенеш и другие. За последующие сто лет общее количество произведений Климта и Шиле составило около 350.

Выставка даёт возможность зрителю проследить стилистическую эволюцию в графике обоих художников, а также понять насколько сильно искусство стремилось к собственному раскрепощению.

Выставка рисунков Густава Климта и Эгона Шиле из собрания музея Альбертина (Вена) © ArtTube

  1. Некто 1917

Названием выставки стали слова, которыми Велимир Хлебников закончил свои вычисления о времени падения государств, опубликованные в 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу».

Эту выставку, приуроченную к годовщине революции, Третьяковка готовила три года! Тут представлены в основном произведения, созданные как раз в 1917 году. Выставка ставит вопрос о месте искусства в переломную эпоху. Целью этого масштабного проекта является попытка приближения к пониманию всей сложной обстановки, общей картины этого важного в истории России времени. «Искусство перед неизвестной реальностью» – таков выбранный кураторами девиз проекта.

В духе весеннего проекта про оттепель «Некто 1917» поделен на структуралистские разделы: «Мифы о народе», «Город и горожане», «Эпоха в лицах», «Прочь от этой реальности!», «Смутное», «Утопия нового мира», «Шагал и еврейский вопрос». Среди 147 экспонатов - большие имена: Петров-Водкин, Серебрякова, Родченко, Попова, Малевич, Кандинский, Шагал, Альтман, Юон и другие. Создатели выставки демонстрируют весь срез того времени, то, как представители разных направлений реагировали на изменения в мире. Именно это многоголосье и являлось характерной и одной из главных черт этой эпохи.

Выставка “Некто 1917” в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу

  1. Хаим Сутин . Ретроспектива

Выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива» – первая в России, максимально полно представляющая творчество художника. «Сутин – художник одновременно счастливой и чрезвычайно трудной судьбы. Творчество мастера высоко ценилось при жизни, он не был забыт и после своего раннего ухода. С каждым годом имя Сутина привлекает все больше внимания как исследователей, так и коллекционеров» , – говорит директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Эта выставка стала примером плодотворного российско-французского межмузейного сотрудничества последних лет. Хотя ГМИИ им. А.С. Пушкина и Музей Орсэ связывает многолетняя дружба, для московского и парижского музеев выставка Сутина – первый масштабный совместный проект.

Уникальность проекта состоит в том, что организаторы представили публике не только работы Хаима Сутина, но и работы старых мастеров, которые повлияли на его художественный гений, и современных художников, которые испытали его влияние – в целом, более 60 произведений. По мнению куратора выставки Сурии Садековой, Сутин обладал уникальным умением выбрать все самое революционное в каждой из эпох и каждой из школ. Невероятная экспрессивность живописи Сутина и драматизм его цветовой палитры вдохновляли художников последующих поколений американской и британской школ.

Российским зрителям предоставлена возможность увидеть шедевры классического, модернистского и новейшего искусства из крупнейших французских музеев: Музея Оранжери, Центра Помпиду, Музея современного искусства города Парижа, Лувра, Музея Пикардии.

Выставка “Хаим Сутин. Ретроспектива” в ГМИИ им. А.С. Пушкина © kudamoscow.ru

  1. «Будет ласковый дождь» Такаси Мураками

Хулиган и представитель стиля нео-поп Такаси Мураками впервые представил свой масштабный проект на территории нашей страны. Выставка охватывает несколько периодов его творчества - с начала 1990-х годов до наших дней. Впервые помещая произведения Мураками в более широкий контекст японской культуры, выставка отдает должное многолетней работе художника, который переосмысляет и объединяет художественные традиции Востока и Запада.

Выставка состоит из пяти разделов, каждый из которых посвящен одному из феноменов японской культуры, освоенному в художественной практике Мураками. Проект демонстрирует результаты исследования художником некоторых особенностей национальной культуры и коллективного сознания: в его работах стирается граница между «высоким» и «низким», «элитарным» и «массовым», а различные медиа существуют в едином потоке образов.

Всего на выставке представлено более 80 работ художника - живопись, графика, полнометражные фильмы и анимация из музеев Токио и Канадзавы, японская гравюра и живопись из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, различные артефакты из студии Мураками, а также фотографии и манги из Мемориального музея мира в Хиросиме.

Открытие выставки “Будет ласковый дождь” Такаси Мураками в ЦСИ “Гараж” © The Art Newspaper Russia

  1. Оттепель: лицом к будущему . Искусство Европы 1945–1968

Эта выставка была приурочена к фестивалю «Оттепель», в рамках которого были организованы выставки еще в Государственной Третьяковской галерее и Музее Москвы. Кураторы представили колоссальную передвижную выставку, приехавшую в Россию из Германии, где была создана известными кураторами Петером Вайбелем и Экхартом Гилленом. Именно благодаря этой выставке произошло долгожданное событие – признание советского андерграундного искусства как европейского. В Россию выставка приехала в немного измененном виде, уменьшилось число экспонатов, но тем не менее, под крышей Пушкинского собрали более 200 произведений ведущих художников, творивших в 1940-1960-х гг. – Герхарда Рихтера, Георга Базелица, Марка Шагала, Александра Дейнеки, Пабло Пикассо, Ива Кляйна, Люсьена Фрейда, Фернана Леже, Отто Дикса, Вадима Сидура, Отто Мюля, Элия Белютина, группы Zero, Ханса Рихтера, Армана, Макса Бекмана, Анри Матисса и др.

Выставка была посвящена одной из сложных и событийно насыщенных вех в мировой истории – первым десятилетиям после Второй мировой войны. Экспозиция была поделена на семь разделов, которые раскрывают основные этапы развития послевоенного искусства: «Конец войны», «Скорбь и память», «Холодная война», «Борьба за мир», «Новый реализм», «Новый идеализм», «Конец утопии?».

Выставка “Лицом к будущему” в ГМИИ им. А.С. Пушкина © Daily.afisha.ru

  1. Эль Лисицкий. Ретроспектива

Еврейский музей и центр толерантности + Государственная Третьяковская галерея / 16 ноября 2017 – 18 февраля 2018

Выставка «Эль Лисицкий» – первая масштабная ретроспектива художника в России и совместный проект Еврейского музея и центра толерантности и Государственной Третьяковской галереи. Эль Лисицкий – один из ведущих художников русского и европейского авангарда, во многом определивший развитие архитектуры и дизайна XX века, изобретатель нового направления в искусстве, названного им «проуны» (проун - Проект утверждения нового). Выставочный проект состоит из двух частей и проходит одновременно на двух площадках – Еврейском музее и центре толерантности и в Новой Третьяковке. Зрителям представлено около 400 экспонатов из собраний российских и зарубежных музеев, частных коллекций. Выставка воссоздает творческий путь художника и знакомит со всеми этапами и направлениями в творчестве Лисицкого.

Доавангардный период творчества Лисицкого и работы, связанные с его деятельностью в Культур-Лиге представлены в Еврейском музее. Помимо них туда вошли его графические работы, например, знаменитый плакат «Клином красным бей белых», а также проуны, фотоколлажи, типографика, фотомонтажи, рукописи и документальные фотографии.

В залах Третьяковcкой галереи выставлено около 200 работ, среди которых проуны и архитектурные проекты, эскизы проектов выставочного дизайна, фотографии из коллекции галереи. Здесь впервые в России показаны шесть живописных проунов Лисицкого из крупнейших зарубежных собраний – в отечественных музеях нет ни одной живописной работы художника. Эти произведения Лисицкий создал в Германии в начале 1920-х годов, куда он был направлен для налаживания художественных контактов, где, кстати, подружился с дадаистом Куртом Швиттером, который создавал похожие объемные коллажи.

Выставка на двух площадках представляет зрителям Лисицкого как художника-универсума, сочетающего в себе живописца, книжного графика, дизайнера, архитектора, типографа и фотографа.

Выставка “Эль Лисицкий. Ретроспектива” © Еврейский музей и центр толерантности

  1. Система дизайна в СССР

Сейчас тема советского дизайна очень актуальна, и одним из популяризаторов этой темы в России и за рубежом выступает Московский музей дизайна во главе с Александрой Саньковой. 22 ноября в Центре моды и дизайна открылась выставка «Система дизайна в СССР». Экспозиция рассказывает посетителям о деятельности различных конструкторских бюро и дизайн-служб в 1960-1980-х годах. В состав экспозиции вошли редкие фотографии из архива МИА “Россия сегодня”, выступившего генеральным информационным партнером мероприятия.

Это первая выставка, которая показывает, как функционировала система дизайна в СССР в 1960-1980-е годы, рассказывает о деятельности важнейших институтов, конструкторских бюро и дизайн-служб на заводах и фабриках, работавших в области художественного конструирования и технической эстетики, их взаимодействии и роли в развитии промышленного производства.

На выставке представлено более 500 экспонатов: мебель, посуда, одежда, книги, чертежи, плакаты, открытки, альбомы, этикетки, созданные на известных предприятиях – «Зенит», ЗИЛ, ВАЗ, ЛОМО и многих других, а также архивные материалы (фото, видеохроника, рукописи, автографы).

Выставка “Система дизайна в СССР” © МИА “Россия Сегодня”

  1. Цай Гоцян. Октябрь

Пушкинский музей в этом году был очень щедр на масштабные проекты. Выставка китайского художника Цая Гоцяна не исключение. Вдохновившись 100-летием Великой революции Цай Гоцян создал серию работ специально для Пушкинского музея. В них художник размышлял о роли личности отдельного человека в мировой истории, а также о взаимосвязях между личными мечтами и коллективными идеалами. Этот проект оказался действительно очень грандиозным, и не только потому, что художник впервые в России представил свое «пороховое» искусства. Причина в другом – академический музей позволил художнику распространить свое искусство по всему выставочному пространству, но и, в прямом смысле, вне его. Инсталляция «Осень» - первое, что видел посетитель выставки. Она располагалась у входа в музей. Это метафорическая гора, основа которой - детские кроватки и коляски, из которых прорастают десятки молодых берез. Музей выращивал деревья в питомнике специально для выставки, а кроватки и коляски музею пожертвовали жители Москвы. «Эти детские коляски символизируют мечты, детство, социалистическую утопию в сердцах людей», - говорил художник. Это был своеобразный эксперимент и очень смелый, на который пошло руководство музея.

Над главной лестницей музея Цай Гоцян растянул шелковое полотно, на котором порохом была выведена цитата из «Интернационала»: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой». Дальше художник представил инсталляцию «Земля», которая была создана из сухих растений. Советские символы были скрыты среди колосьев, но они отражались в зеркальной поверхности над ними. Эта инсталляция символизировала русскую ниву, художник хотел воссоздать ощущение тайны, которое возникало у него в детстве при просмотре советских фильмов.

По бокам от инсталляции находились два полотна, выполненные художником в его знаменитом «пороховом стиле» – «Река» и «Сад». Черно-белая «Река» символизирует поток ушедших воспоминаний. Красные маки и гвоздики на цветном полотне «Сад» расположены рядом с советскими пропагандистскими плакатами – это воплощение идеалов прошлого.

Кульминация выставки - видеопроект «Октябрь. Дневные фейерверки на Красной площади»: в небе над главной площадью страны один за другим взрываются огни под музыку Петра Чайковского. Завершался перформанс 100 секундами залпов, которые оставили после себя огромное белое облако, медленно уносимое ветром.

Выставка “Цай Гоцян. Октябрь” в ГМИИ им. А.С. Пушкина © Ведомости

Текст: Анастасия Бойе

Из Дворца правосудия в Париже через сводчатый переход можно попасть в Святую капеллу, Сент-Шапель , - жемчужину готической архитектуры. Она была построена королем Франции Людовиком IX (Святым) в 1242–1248 гг. как монументальный реликварий для величайших святынь христианского мира, и прежде всего Тернового Венца Спасителя.

Состоящая из двух церквей, расположенных одна над другой, увенчанная стрельчатыми башенками капелла напоминает драгоценную шкатулку. Заполненный потоками окрашенного света верхний храм представляет собой ансамбль из витражных окон высотой 15 м.

Открывающаяся в Одностолпной палате Патриаршего дворца выставка в рамках перекрестного года культурного туризма России и Франции будет сосредоточена на трех важнейших темах: личности Людовика Святого, реликвиях Страстей Христовых и Сент-Шапель, созданной королем Франции как достойное место хранения обретенных им святынь.

«Идея совместного проекта во многом исходила от наших французских коллег из Центра национальных памятников , - уточняет куратор выставки, доктор исторических наук Ольга Дмитриева . - Они были вдохновлены собственным опытом. В 2014 году масштабной выставкой в Консьержери Франция отметила 800-летие со дня рождения Людовика IX . Акцент тогда делался на фигуре одного из самых известных и любимых королей Франции, которого наша публика знает гораздо меньше. Поэтому в Москве было решено концепцию парижского проекта буквально не повторять ».

Куратор выставки Ольга Дмитриева
Фото: Валентин Оверченко/Музеи Московского Кремля

Зрителя ждет захватывающий рассказ, касающийся любопытных страниц мировой истории, одна из которых посвящена судьбе реликвий.

Терновый Венец Спасителя Людовик Святой приобрел в 1239 году вместе с другими реликвиями Страстей Христовых, что превратило французского монарха из династии Капетингов в «наихристианнейшего короля».

«Во время Четвертого крестового похода (1202–1204) войско крестоносцев захватило Константинополь - столицу христианского государства, получив в свое распоряжение не только город, но и Большой дворец, главную резиденцию византийских императоров, где в часовне много веков хранились реликвии: Терновый Венец, фрагмент Истинного Креста, камень Гроба Господня, копье сотника Лонгина, губка, на которой Иисусу подавали уксус с желчью. Крестоносцы вполне осознавали степень ценности обретенных святынь , - рассказывает куратор. - Однако новые власти Латинской империи, пребывая в плачевном состоянии, лишенные ресурсов, начинают продавать и закладывать реликвии, что само по себе шокирует. Латинский император Балдуин II отправляется во Францию на переговоры. Причем Венец к тому времени уже заложен венецианцам. Людовик , человек искренней веры, решает спасти святыни ».

Разумеется, во Франции это событие вызвало огромный резонанс. Когда приобретенный за немалые деньги Венец прибыл из Венеции, король и его брат босыми вышли его встречать и на своих плечах несли реликварий. Построенная вскоре часовня Сент-Шапель становится центром формирования нового национального самосознания, король же Франции воспринимается как прямой наследник византийских императоров. На ланцетных витражных окнах капеллы последовательно разворачивается библейская линия, при этом вычленяется одна тема - генезис власти. Композиция, начавшись с истории библейских королей, завершается окном, посвященным самому Людовику.

Двенадцать витражей из Сент-Шапель, демонтированные в XIX веке и ныне хранящиеся в Центре национальных памятников, впервые покинут Францию, дабы занять центральное место на выставке в Музеях Московского Кремля.

«Двойная помолвка»
Витраж из Сент-Шапель
1230-1248
© Patrick Cadet / Centre des monuments nationaux

«Витражи - материал хрупкий. Первые попытки их реставрировать или заменить предпринимались уже XIV веке, когда техника производства стекла была той же, что и в XIII веке , - продолжает рассказ Ольга Дмитриева. - Даже Великая французская революция не нанесла стеклу большого урона. Возбужденные народные массы больше покушались на скульптуры и сбивали со стен королевские лилии. Впоследствии, уже после реставрации монархии, в Сент-Шапель был устроен архив, и для установки шкафов световые проемы заложили кирпичом. Демонтированные стекла, попавшие на антикварный рынок, с течением времени оказались в музейных коллекциях ».

Среди семидесяти пяти экспонатов будущей выставки - множество любопытнейших артефактов, которые прибудут из Лувра, Музея Средневековья (Клюни), Национальных архивов Франции, Национальной библиотеки. Но не все вещи транспортабельные. Хрупкими шедеврами поделился Государственный Эрмитаж. Речь идет о лиможских эмалях XIII века, алтарях и складнях из слоновой кости.

Ларец с изображением Христа во славе, распятия и святых
Франция, Лимож
первое десятилетие XIII в.
Государственный Эрмитаж
Фото: С.В. Суетова, К.В. Синявский

«Мадонна с Младенцем», конец XIII - начало XIV в. Государственный Эрмитаж. Фото: А. М. Кокшаров
Навершие посоха с изображением сцены Благовещения, вторая четверть XIII в. Государственный Эрмитаж. Фото: С. В. Суетова, К. В. Синявский

Створка диптиха с изображением Страстей Христовых
середина XIII в.
Государственный Эрмитаж
Фото: А.М. Кокшаров

Время правления Людовика Святого было эпохой расцвета книжного дела. Куратор выставки обращает особое внимание на манускрипты и иллюминированные рукописи. Весьма любопытны документы, связанные с почитанием самого Людовика и процессом его канонизации, в том числе рукописи с описанием расследования о его святости, проведенного римской курией.

«На выставке будут и портреты самого Людовика. Очень редкая полихромная деревянная скульптура из местечка Пуасси, откуда он родом и где находится некрополь его шестерых детей, в том числе любимой дочери Изабеллы », - продолжает Ольга Дмитриева.

«Чудо Людовика Святого». Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен Патю «Житие и чудеса Святого Людовика», 1330-1340,
«Людовик IX вершит правосудие». Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен Патю «Житие и чудеса Святого Людовика», 1330-1340, Национальная библиотека Франции (BNF)

«Людовик IX и Маргарита Прованская вступают на корабль». Миниатюра из рукописной «Книги деяний его величества Людовика Святого», 1401-1500, Национальная библиотека Франции (BNF)
Нижняя крышка переплета Евангелия Сент-Шапель, 1260-1270?, Национальная библиотека Франции (BNF)

8 сентября 2017 года одновременно в двух городах России, Калининграде и Салехарде, откроются выставочные проекты из собрания Музеев Московского Кремля .

В Калининградском Музее Мирового Океана пройдет выставка «Покровители мореплавателей, небесные и земные» . Выставка проходит в год 320-летия начала Великого посольства и пребывания в Кенигсберге царя Петра Алексеевича , основателя российского флота, и призвана познакомить посетителей с уникальными произведениями XV - начала XIX веков из Музеев Кремля.

На выставке представлены предметы из царской казны, среди которых дипломатические дары, привезенные царю Михаилу Федоровичу от королей Англии Карла I и Якова I , от короля Дании и Норвегии Кристиана IV. Особую ценность имеют портреты императоров Петра I и Александра I , выполненные на Санкт-Петербургской шпалерной мануфактуре в XVIII-XIX вв., а также уникальный, вырезанный на янтаре портрет императрицы Екатерины II . Посетители увидят иконы XV-XIX вв., в том числе образ Богоматери «Одигитрии», который датируется последней третью XV в. В экспозиции представлены иконы, награды, холодное оружие, драгоценная посуда, монеты, медали, а также предметы из кабинета императора Александра I . Один из разделов выставки посвящен эпохе славы российского флота. Всего на выставке представлено 86 экспонатов. Более трети из них показываются публике впервые, значительная часть была специально отреставрирована для проекта.

Выставка обещает стать важным культурным событием не только для Калининграда, но и в целом для региона, и позволит посетителям познакомиться с подлинными шедеврами отечественного и зарубежного искусства, запечатлевшими становление морской славы России.

Выставка проводится в рамках совместной программы с ПАО «ЛУКОЙЛ» .

В Ямало-Ненецком окружном музейно-выставочном комплексе имени И.С. Шемановского представят выставку «Охота царей и императоров в России в XVII-XVIII вв. из собрания Музеев Московского Кремля» , посвященную одному из излюбленных развлечений русских царей и императоров - охоте, являющейся важной частью дворцового церемониала, призванного демонстрировать подданным и иноземным гостям блеск и величие, авторитет и могущество правителей.

Более восьмидесяти уникальных экспонатов выставки расскажут о разных видах охоты, о вкусах и личных предпочтениях русских царей и императоров XVII-XVIII столетий. Выставка познакомит зрителей с Оружейной палатой и Конюшенным приказом , где на протяжении нескольких столетий изготавливались и хранились церемониальные доспехи, парадное оружие и драгоценное конское снаряжение. На выставке представлено оружие, принадлежавшее правителям России, - лучшие образцы работы мастеров ведущих российских и западноевропейских оружейных центров. Экспозиция включает редкое оружие из коллекции императора Петра III , экспонаты, связанные с «парфорсной» охотой, ружья с вензелями императриц Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II . Впервые посетители смогут увидеть полосу кортика и гарду, принадлежавшую князю А.Г. Долгорукому - участнику охот императора Петра II . Сокровища государевой Оружейной и Конюшенной казны, дорожное снаряжение, лучшие образцы охотничьего оружия, принадлежавшего российским правителям, сопровождает портретная галерея царей-охотников.

Выставка представляет интерес для всех, кто увлекается русской историей, культурой и искусством, она познакомит зрителя с миром русской придворной жизни XVII-XVIII веков и уникальными экспонатами Музеев Московского Кремля .

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 15:00 7 января до 15:00 8 января

Успенский собор закрыт для посещения.

С 1 октября по 14 мая

Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00, Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:30. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 14 мая

экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.