Война и сострадание. В. П. Астафьев считает, что человек, вопреки всему, даже смерти товарищей и ненависти к врагу, способен сохранить веру в людей, сострадание и не потерять человеческий облик. Ведь и русский врач, и немец из военных

  • Поступки, совершенные из милосердия, на первый взгляд могут показаться нелепыми и бессмысленными
  • Человек может проявлять милосердие даже в самых сложных для него ситуациях
  • Поступки, связанные с помощью сиротам, можно назвать милосердными
  • Проявление милосердия часто требует от человека жертв, но эти жертвы всегда чем-то оправданы
  • Люди, проявляющие милосердие, достойны уважения

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Наташа Ростова проявляет милосердие – одно из важнейших человеческих качеств. Когда все начинают уезжать из захваченной французами Москвы, девушка распоряжается отдать подводы раненым, а не везти на них свои собственные вещи. Помощь людям для Наташи Ростовой гораздо важнее материального благополучия. И ей совершенно не важно, что среди вещей, которые должны были быть увезены, приданое – часть ее будущего.

М. Шолохов “Судьба человека”. Андрей Соколов, несмотря на тяжелые жизненные испытания, не потерял способности проявлять милосердие. Он потерял семью и дом, но не смог не обратить внимание на судьбу Ванюшки – маленького мальчика, родители которого погибли. Андрей Соколов сказал мальчику, что является его отцом, и забрал к себе. Способность к милосердию сделала ребенка счастливым. Да, Андрей Соколов не забыл свою семью и ужасы войны, но он не оставил в беде Ваню. А значит, сердце его не очерствело.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Судьба Родиона Раскольникова тяжела. Он живет в жалкой, темной комнате, недоедает. После убийства старухи-процентщицы вся жизнь его напоминает страдание. Раскольников по-прежнему беден: взятое из квартиры он прячет под камень, а не забирает себе. Однако последние герой отдает вдове Мармеладова на похороны, не может пройти мимо случившегося несчастья, хотя самому ему не на что существовать. Родион Раскольников оказывается способным на милосердие, несмотря на убийство и созданную им ужасную теорию.

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. На что угодно готова пойти Маргарита, чтобы увидеть своего Мастера. Она идет на сделку с дьяволом, соглашается быть королевой на страшном балу у сатаны. Но когда Воланд спрашивает, что она желает, Маргарита просит лишь о том, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она заткнула рот собственному ребенку и закопала его в землю. Маргарита желает избавить совершенно чужого для нее человека от страданий, в этом и проявляется милосердие. Она уже не просит о встрече с Мастером, потому что не может не позаботиться о Фриде, пройти мимо чужого горя.

Н.Д. Телешов “Домой”. Маленький Семка, сын умерших от тифа переселенцев, больше всего хочет вернуться в свое родное село Белое. Мальчик сбегает из барака и отправляется в путь. По дороге он встречает незнакомого дедушку, они идут вместе. Дедушка тоже идет в родные края. В дороге Семка заболевает. Дедушка относит его в город, в больницу, хотя знает, что ему нельзя туда идти: оказывается, он уже третий раз сбегает с каторги. Там дедушку и ловят, а потом отправляют снова на каторгу. Несмотря на опасность для самого себя, дедушка проявляет милосердие по отношению к Семке – он не может бросить больного ребенка в беде. Собственное счастье становится для человека менее значимым, чем жизнь ребенка.

Н.Д. Телешов “Елка Митрича”. Семен Дмитриевич в канун Рождества понял, что у всех будет праздник, кроме восьми детей-сирот, живущих в одном из бараков. Митрич во что бы то ни стало решил порадовать ребят. Хотя ему было тяжело, он принес елку, купил конфет на полтинник, выданный переселенческим чиновником. Семен Дмитриевич отрезал каждому из ребят по кусочку колбаски, хотя для него колбаса была любимым лакомством. Сочувствие, сострадание, милосердие подтолкнули Митрича на этот поступок. И итог оказался действительно прекрасным: радость, смех, восторженные крики наполнили прежде мрачную комнату. Дети были счастливы от устроенного им праздника, а Митрич от того, что сделал это доброе дело.

И. Бунин “Лапти”. Нефед не мог не осуществить желание больного ребенка, который все время просил какие-то красные лапти. Несмотря на непогоду, он отправился за лаптями и фуксином пешком в Новоселки, находившиеся за шесть верст от дома. Для Нефеда желание помочь ребенку было важнее, чем обеспечение собственной безопасности. Он оказался способным на самопожертвование – в каком-то смысле высшую степень милосердия. Нефед погиб. Его привезли домой мужики. За пазухой у Нефеда нашли пузырек с фуксином и новые лапти.

В. Распутин “Уроки французского”. Для Лидии Михайловны, учительницы французского языка, желание помочь своему ученику оказалось важнее сохранения собственной репутации. Женщина знала, что ребенок недоедал, из-за чего и играл на деньги. Поэтому она предложила мальчику играть на деньги с ней. Это недопустимо для учителя. Когда обо всем узнал директор, Лидия Михайловна была вынуждена уехать на Родину, на Кубань. Но мы понимаем, что ее поступок вовсе не плох – это проявление милосердия. Недопустимое, казалось бы, поведение учительницы на самом деле несло добро и заботу о ребенке.

Война - бесспорно, ужасная трагедия, выпавшая на долю русского народа. Она заставила нашу огромную страну объединиться против неприятеля. А.П. Платонов в данном тексте говорит о том, что только благодаря отзывчивости, милосердию простых людей Россия пережила этот страшный период. Писатель ставит проблему проявления сострадания во время войны, помощи ближнему.

Позиция А.П.

Платонова четко прослеживается в приведенном тексте. Автор считает, что только вместе люди могут противостоять врагу. Отзывчивость и любовь помогают человеку пройти даже самые сложные испытания. Писатель рассказывает о двух мальчиках, которые занимаются тяжелой для из возраста работой. Они мягчат почву под огород, чтобы прокормить тех, кто остался в деревне, кого не забрали немцы. А не нужны были фашистам лишь старики и маленькие дети, мальчиков оставили только из-за болезни: «Мы одни и можем еще терпеть работу, а у других силы нету - они маленькие дети». Герои чувствуют ответственность за жизнь остальных людей, поэтому, несмотря на возраст, работают за всех. А главное, что маленькие трудяги не противятся, ими движет желание помочь ближним: «У нас желание есть: видишь - пашем вот вдвоем да ветер нам на помощь».

Ведь только вместе люди смогут пережить любые трудности.

В произведении «Прощание славянки» Наталья Сухинина описывает тяжелую жизнь в условиях Великой Отечественной Войны. Детей, отца которых забрали на фронт, приютила у себя крестная. У нее самой было пятеро ребятишек, но она все равно с нежностью и любовью приняла шестерых детей, которым больше некуда было идти. Милосердие, сердечность этой женщины спасла жизнь шестерым людям.

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» поднимается проблема не только героизма простого советского солдата на войне, но и проблемы сохранения человеческих чувств, готовности помогать тем, кто в этом нуждается, сердечности и внимательности к слабым и беззащитным. Андрей Соколов является примером настоящего героя, способного совершить не только военный, но и нравственный подвиг. Усыновив мальчика, он, тем самым, спас ему жизнь, подарил надежду и настоящую отцовскую любовь. Я думаю, что благодаря таким людям наша страна одержала победу в столь страшной и кровавой войне с фашистами.

Таким образом, я считаю, что отзывчивость и чуткость по отношению к окружающим надо сохранять в любых, даже самых трудных ситуациях.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-01-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

1 вариант рссуждение, 2 вариант по литературе

В нашем мире у каждого из нас есть периоды, когда в жизни наступает чёрная полоса: все вокруг кажутся злыми, агрессивными и недоброжелательными. Поддаваясь влиянию окружающих, человек сам может стать раздражительным, нервным и неправильно реагировать на происходящие события. В такое время каждому необходимо добро – маленький лучик солнца, который осветит душу и подарит понимание и положительные эмоции. И одним из самых важных качеств доброго человека является милосердие.

Милосердие… Какой же смысл таит в себе это простое на первый взгляд слово? Милосердие – это умение отрывать часть себя тем людям, которые в чём-то нуждаются, которым требуется наша помощь.

Судьба может завести каждого в довольно трудную жизненную ситуацию, и когда человек просит о помощи, нужно уметь откликнуться ему и протянуть руку.

Милосердие – это умение помочь человеку в беде, и не просто помочь, а сделать это безвозмездно, не ожидая взамен никакой благодарности. Часто, человек, которому ты даришь добро, может не знать даже твоего имени. Это относится, например, к благотворительным акциям для детей из детских домов, сборам денег на лечение смертельно больных детей и так далее.

Зачем же человеку необходимо такое качество, как милосердие? Не зря говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь». Во Вселенной существует баланс, и к человеку возвращается абсолютно всё, что он делает в жизни. Никто из нас не застрахован от того, что в жизни может случиться что-то непредсказуемое, когда помощь потребуется нам. В этом случае то добро, которое мы сделали, когда была возможность, обязательно вернётся к нам сторицей.

Главная проблема милосердия заключается в том, что сейчас его, к сожалению, не хватает на всех. Многие люди замкнутые, злые, несдержанные. Они боятся или не хотят делать добро другим, быть открытыми и милосердными. Это совершенно не красит их, а наоборот, отталкивает от них других людей.

Развить в себе милосердие не так и сложно, как кажется. Для этого нужно ловить себя на злых мыслях и сразу же отгонять их. Если вы видите повод для совершения доброго дела, здесь не должно быть вариантов – нужно однозначно сделать его, тем самым делая лучше не только окружающий мир, но и себя.

Сочинение на тему Проблема милосердия (с примерами из литературы)

Размышляя над данной темой, можно выделить два основных вопроса: что значит милосердие, и чем является по своей природе? И какова роль милосердия в современном обществе. В этих вопросах я попробую разобраться с помощью нескольких примеров и рассуждений.

Многие авторы в своих произведениях поднимали проблему милосердия. Одним их ярчайших примеров является рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека ”. Главный герой-Андрей Соколов потерял во время войны то, что незабвенно дорого каждому человеку-семью. Казалось бы, нет смысла жить, нет сил воевать, но Андрей смог проявить милосердие. Оно заключалось в том, что он притворился, а в последствии стал самым настоящим отцом,осиротевшего мальчика и забрал его к себе. Соколов пожалел ребенка, проявил по отношению к нему доброту, нежность-это есть милосердие. Также стоит отметить, что милосердие-это то, что должно сопровождать человека всегда, потому что “милое сердце”-это один из самых ценных и прекрасных даров, которые есть на Земле. А все потому что милосердие-это не только хорошо или правильно, но и иногда это путь к спасению других.

Нельзя не упомянуть и о другом прекрасном произведении - “Война и мир ” Льва Толстого. Наташа Ростова проявила самое что ни на есть настоящее милосердие, когда отдала подводы, на которых ее семья могла вывезти свое имущество, для раненых. Она поняла, что помощь другим-важнее всего. Таким образом, мы пришли к выводу, что милосердие-это так же способность к самопожертвованию, бескорыстию, потому что иногда, чтобы помочь кому-то нужно самому лишиться.

Мы узнали о том, что такое милосердие, но какую роль оно играет в современности, имеет ли оно место быть и нужно ли оно современному человеку?

Можно сказать, что милосердие в современном обществе присуще одним из самых сильных духом людей, все потому что на данный момент в мире преобладает равнодушие и жестокость, сопротивляться им и каждый раз, жертвовать чувствами, благами - это удел сильной личности. Милосердие играет важнейшую роль в нашем ритме жизни, потому что оно делает человека человеком. Пройдешь ли Ты мимо равнодушно смотря на того, кто нуждается в Твоей помощи или раскроешь для него своей сердце? Вот, что отличает настоящего человека. Милосердие определяет лучших.

Несомненно, милосердие так много значит не только поэтому, а еще и потому, что без него мир превратится в хаос, где не будет больше взаимопомощи, где править будут равнодушие, алчность, корысть. Милосердие дает нам веру в то, что люди не утратили способность верить друг другу и сочувствовать, быть вместе, один за другого. Милосердие оправдывает звание “Человек”.

Таким образом, из рассуждений выходит то, что милосердие-это жертвенность, доброта, искренность, сочувствие. Это, что должно существовать в людях всегда, как бы не плохо им самим. И в конце концов, милосердие-это то, что спасает нас и то, чем мы можем спасти других.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по повести Живи и помни Распутина

    Повесть Валентина Распутина Живи и помни приковывает к себе особое внимание. В этой повести показано важность человеческого выбора. Особенную важность выбор наблюдается в сложные для всего народа времена

  • Рылов А.А.

    Аркадий Иванович Рылов родился 29 января 1870 г. Отец мальчика был простым сельским нотариусом. В юном возрасте его отправили в Петербург, обучатся искусствам. Его обучали известные мастера искусства

  • Сочинение Образ Валека в рассказе В дурном обществе Короленко

    Валек это один из главных героев по вести Короленка «В дурном обществе». Точнее сказать это один из интересных образов повести, то есть Валек это лучший друг самого главного героя произведения.

  • Образ и характеристика Юрия Живаго в Докторе Живаго Пастернака сочинение

    Юрий Живаго является главным героем всем известного романа Пастернака. У него довольно успешная карьера и благополучная жизнь. Он работает медиком, также у него есть жена Антонина. Юрий является сводным братом Ефграфа.

  • Сочинение по картине Ракши Проводы ополчения 8 класс (описание)

    Одна из частей триптиха «Поле Куликово» Юрия Ракши – полотно «Проводы ополчения», посвященная событиям, предстоявшим Куликовской битве

Летом 2011 года мне выпало счастье познакомиться с двумя необыкновенными людьми - Кириллом Васильевичем Захаровым и Михаилом Федоровичем Худолеевым, ветеранами войны. Кирилл Васильевич пережил блокаду, затем воевал, освобождал Украину, войну закончил в Берлине. Михаил Федорович во время войны был матросом, участвовал в легендарном Таллиннском переходе, его танкер (№ 12) разбомбили, но ему удалось спастись: два часа он плыл до острова Гогланд.

В их рассказах меня поразило многое. И страшное страдание, пережитое ими вместе с нашим народом во время войны. И их несгибаемое мужество. Но более всего - удивительное милосердие.

У Кирилла Васильевича во время Таллиннского перехода погиб брат - Михаил Васильевич Захаров, служивший на эсминце. Самые страшные месяцы блокады Кирилл Васильевич провел в Ленинграде. Он вспоминает, как был сбит немецкий самолет и упал прямо в Таврический сад; помнит трупы немецких летчиков. Он рассказывал о голоде, испытанном им осенью-зимой 1942 года. Спасло его то, что он пошел на завод работать. В конце зимы 1942 года его удалось вывезти на Большую землю по льду Ладожского озера. Он рассказывал, как погрузили их в машины, как отправившаяся перед ними машина попала под немецкую бомбежку и провалилась под лед, как в ледовой каше плавали вещи и люди, пытаясь спастись, но увы…

Все это он помнил: и погибшего брата, и умерших от голода друзей и родственников, и утонувших в Ладоге. И всю войну его жгла одна мысль и желание: он представлял себе, как будет мстить, дойдя до Берлина.

И вот он в Берлине. 20-е числа апреля 1945 года. Идут бои за каждую улицу, каждый дом. Гибнут наши солдаты. В один из дней, когда огонь на время стих, Кирилл Васильевич решил подкрепиться: с утра во рту не было ни крошки - такими напряженными были бои. Он зашел в подворотню одного дома, развернул свой паек… И вдруг видит, как поднимается крышка канализационного люка, перед ним предстает изможденный от голода пожилой немец и показывает на рот: есть, мол, хочу. И Кирилл Васильевич… отломил кусок от своего пайка и отдал ему. Потом откуда-то взялся еще один немец, молодой, тоже изнемогавший от голода. Поделился Кирилл Васильевич и с ним. В общем, в этот день он остался без обеда.

Месть не состоялась. И нисколько он об этом не жалеет.

Сейчас, несмотря на весьма преклонные годы, Кирилл Васильевич еще работает. Занимается увековечиванием памяти погибших во время Таллиннского перехода. В прошлом году стараниями оставшихся в живых участников на стене Фрунзенского военно-морского училища (Санкт-Петербург) была установлена мемориальная доска - на средства ветеранов и родственников погибших: у государства, как часто сейчас бывает, денег на это не нашлось.

В настоящее время Кирилл Васильевич и его сподвижники стремятся установить памятник участникам Таллиннского перехода в Санкт-Петербурге.

Слушая его, я вспоминал слова Л.Н. Толстого из романа «Война и мир»: «Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью». И таких случаев было очень много. Почему немцы столь ожесточенно сопротивлялись, когда война была уже очевидно проиграна? Они боялись, что наши будут поступать с ними так же, как они обходились с нами. И как они были потрясены, когда встречали человеческое и милосердное отношение со стороны советских солдат и офицеров, когда после взятия Берлина было приказано кормить всех (на оккупированной территории СССР немцы принципиально кормили только тех, кто на них работал). И вот ответ на вопрос: почему мы победили? Благодаря воле и вере, силе духа русского народа, укорененного в столетиях православной жизни. Вспоминаются слова Шамиля в письме Александру II: «Государь, ты победил меня не только силой оружия. Ты победил меня своим великодушием и милосердием». И не случайно Ольга Берггольц говорила о спасенной на войне от смерти человечности. Пройдя тяжелейшие испытания, мы все же остались людьми, внутренне дорожившими православными ценностями, несмотря на их внешний временный запрет. Этот парадокс четко определил Александр Твардовский в своей поэме «Василий Теркин»:

В бой, вперед, в огонь кромешный ,
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.

В романе Александра Сергеевича Пушкина раскрывается проблема милосердия на примере центрального образа Емельяна Пугачёва через взаимоотношения с Петрушей Гринёвым. В начале своего самостоятельного пути Пётр в буран встречает Пугачёва – безвестного беглого казака. Встреча в стихии стала символичной. Восстание, которое позже возглавит Пугачёв, объявивший себя Петром III, тоже окажется стихией, из которой выйти целым и невредимым поможет Гринёву милосердный поступок. Подаренный когда-то тулупчик станет тем шагом милосердия, который впоследствии спасёт Петра от виселицы. Милосердие Пугачёва не в пример масштабней, чем добро молодого барина. Сначала самозванец дарит Петруше жизнь, а потом спасает его невесту. Так добрые дела становятся проявлением милосердия.

2. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Роман Михаила Александровича Шолохова повествует о самом жестоком и кровавом времени, в водовороте которого гибнут люди. Остервенение противоборствующих сторон кажется безграничным. Подтёлков расправляется без суда и следствия с Чернецовым, расстреливает пленных. Затем таким же образом поступают казаки с ним. Мишка Кошевой убивает Петра Мелехова – брата своего друга, казачьего атамана. Казаки сопровождают красного командира Лихачёва и издеваются над конвоируемым пленным самым жестоким образом: вырезают глаза, отрубают конечности, и только потом зарубают насмерть. Цепь кровопролитий пытается остановить Григорий Мелехов. Он стремится прервать цепь жестокостей: спасает пленных, спешит вслед за отправленными через все казачьи станицы большевиками, желая избежать кровопролития и спасти Мишку и Ивана Алексеевича. Но он не успевает. Мольбой о милосердии звучат строки, когда пленные обращаются к конвоиру с просьбой попить. Он наливает им воды в корыто, из которого пьёт скотина, пасущаяся в степи. Встав на колени, Иван Алексеевич поднимает глаза к небу, к этому бездонному вечному небу, словно вопрошая о милосердии. Но небо молчит. Нет милосердия в такое жестокое время. Однако на милосердие способны только старики и дети. Об этом свидетельствует поступок казачки, подобравшей пленного молодого большевика, прикинувшегося сумасшедшим; плачущий ребёнок да старик, наливший воды в корыто для страждущих. Лишь проявивший милосердие способен на звание человека.

3. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Тема милосердия одна из главных в романе М.А. Булгакова. Она проходит через все временные пласты. В Ершалаимских главах в истории Иешуа вопрос о милосердии является главным: заслуживает бедный философ казни или прощения? Для Понтия Пилата этот вопрос оказывается неразрешимым. Желая спасти бродячего нищего, он неспособен принять верное решение, обрекая Иешуа на смерть, а себя на страдания. Вопрос милосердия актуален в любое время. Воланд, пришедший на землю Москвы, пытается найти милосердие в сердцах граждан «нового» социалистического государства. Ничего не меняется, несмотря на декларацию других ценностей: они также жадны, корыстны и завистливы, как две тысячи лет назад. Однако Воланд делает вывод, что милосердие стучится и в их сердца. Только когда жестокость становится слишком явной: в тот момент, когда конферансье Бенгальскому отрывают голову в театре Варьете. Даже на балу у сатаны Маргарита просит милосердия для Фриды, задушившей собственного сына, которая страдает столько лет. Каждый достоин сочувствия и милосердия. Именно милосердие спасает людей в самых страшных жизненных ситуациях.

4. В. Тендряков «Хлеб для собаки»