Почему ваня поверил что соколов его отец. Все сочинения на ОГЭ по литературе на тему «Судьба человека. Вопросы к обсуждению

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» богат мужественными и одновременно трогательными образами. Основное внимание сосредоточено на личности главного героя – Андрее Соколове. Но его образ был бы неполным без маленького, но уже такого сильного человечка – Ванюшки.

Рассказ построен от имени повествователя и главного героя. Первый рассказчик знакомится с Андреем случайно, на переправе. Когда он ожидает свой транспорт, к нему подходит мужчина с маленьким мальчиком лет пяти. принимает ошибочно рассказчика за коллегу, такого же простого шофера, как и он сам. Поэтому разговор завязывается непринужденный и откровенный. Мальчик тоже смело протягивает свою тоненькую ручонку повествователю. Тот ее дружески пожимает и спрашивает, отчего она у него такая холодная, ведь на улице теплынь. В обращении к мальчику он допускает шуточное обращение «старик». Ванечка обнимает дядю за колени и восклицает, что он вовсе не старик, а еще мальчик.

Портретная характеристика Вани не очень большая, но красноречивая. Ему около 5-6 лет. Волосики у мальчишки русые кудрявые, а ручонки розовые, холодные. Особенно запоминаются глаза Ванюши – «светлые, как небушко». Его образ – воплощение душевной чистоты и наивности. Именно такой маленький человечек сумел отогреть душу Андрея Соколова, которому довелось так много выстрадать на своем веку.

Главный герой рассказывает свою непростую историю: как он жил в молодости, как выживал во время войны и то, какой стала его жизнь сегодня. Вначале войны его забрали на фронт. Дома он оставил свою немаленькую семью – жену и трех детишек. Старшему уже шел 17 год, а значит, ему тоже скоро предстояло идти на войну. Герой говорит, что в первые месяцы щадила его война, но после удача отвернулась и он попал в плен к немцам. Благодаря сильному характеру, принципиальности и ловкости он выбирается из плена, хоть и не с первой попытки.

К сожалению, он узнает ужасную новость, что в его дом попала бомба, когда там были жена и дочки. Он надеялся на встречу с оставшимся старшим сыном, но перед самой их встречей его тоже уничтожают враги. Так Соколов остался одиноким без единой близкой ему души. Он выжил, прошел всю войну, но не мог радоваться жизни. Но однажды герой встретил маленького мальчика возле чайной. У Вани тоже никого не осталось, он даже спал, где попало. Судьба ребенка очень взволновала Андрея, и он решил, что не даст ему пропасть.

Очень трогательная сцена в рассказе, когда Андрей говорит Ване, что он его отец. Ребенок не опровергает сказанное, а искренне радуется. Возможно, он и понимает, что это ложь, но он так соскучился по человеческой теплоте, что сразу принимает Андрея Соколова как отца.

Ваня не принимает активного участия в действиях произведения, но само его существование делает рассказ более трогательным. Мальчик мало говорит, почти не участвует в разговоре отца и рассказчика, но внимательно ко всему прислушивается и присматривается. Ванечка – светлый образ в жизни героя.

Ванюшка – мальчик-сирота лет пяти-шести из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Автор не сразу дает портретную характеристику этого персонажа. Он совершенно неожиданно появляется в жизни Андрея Соколова – человека, прошедшего всю войну и потерявшего всех родных. Его и не заметишь сразу: «он лежал на земле смирнехонько, прикорнув под угловатой рогожей». Затем постепенно раскрываются отдельные детали его внешности: «русая кудрявая головка», «розовая холодная ручонка», «глаза, светлые, как небушко». Ванюшка – это «ангельская душа». Он доверчив, любознателен и добр. Этот маленький ребенок уже успел многое испытать, научился вздыхать. Он – круглая сирота. Мать Ванюшки умерла во время эвакуации, была убита бомбой в поезде, а отец погиб на фронте.

Андрей Соколов сказал ему, что он и есть его отец, чему Ваня сразу же поверил и несказанно обрадовался. Он умел искренне радоваться даже мелочам. Красоту звездного неба он сравнивает с роем пчел. У этого обездоленного войной ребенка рано сложился мужественный и сострадательный характер. При этом автор подчеркивает, что всего лишь маленький уязвимый ребенок, который после смерти родителей ночует, где попало, завалялся весь в пыли и грязи. Его искренняя радость и восклицательные предложения свидетельствуют о том, что он истосковался по человеческому теплу. Несмотря на то, что он почти не участвует в разговоре «отца» и рассказчика, он внимательно ко всему прислушивается и приглядывается. Образ Ванюшки и его появление помогают лучше понять сущность главного героя – Андрея Соколова.

В самом начале 1957 года на страницах «Правды» Шолохов опубликовал рассказ «Судьба человека». В нем он рассказал о полной лишений и тяжких испытаний жизни рядового, обыкновенного русского человека Андрея Соколова. Жил он до войны в мире и достатке, делил со своим народом его радости и горести. Вот как он рассказывает о своей довоенной жизни: «Работал я эти десять лет и день, и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали: все трое учились на «отлично», а старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике,

Что про него даже в центральной газете писали… За десять лет скопили мы немножко деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке».

Война разрушила счастье его семьи, как разрушила она и счастье многих других семей. Ужасы фашистского плена вдали от родины, гибель самых родных и близких людей тяжело легли на душу солдата Соколова. Вспоминая тяжелые годы на войне, Андрей Соколов говорит: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее

Рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, – сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать… Били за то, что ты русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь… Били запросто, для того чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев…»

Все выдержал Андрей Соколов, так как одна вера поддерживала его: война кончится, и он вернется к своим близким и родным людям, ведь его так ждала Ирина с детьми. Из письма соседа Андрей Соколов узнаёт, что Ирина и дочери погибли во время бомбежки, когда немцы бомбили авиазавод. «Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс», – вот что осталось от былого семейного благополучия. Одна надежда оставалась – сын Анатолий, который успешно воевал, получил шесть орденов и медалей. «И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю, и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить…» – говорит Андрей. Но и этим мечтам Андрея Соколова не суждено было сбыться. Девятого мая, в День Победы, убил Анатолия немецкий снайпер. «Так похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось…» – рассказывает Андрей Соколов.

Остался он совсем один на целом белом свете. Тяжелое неизбывное горе, казалось, навсегда поселилось в его сердце. Шолохов, познакомившись с Андреем Соколовым, обращает внимание на его глаза: «Видали вы когда-нибудь, глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной, смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Так и смотрит на окружающий мир Соколов глазами, «словно присыпанными пеплом». С его губ срываются слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!»

Глубоким лиризмом проникнут рассказ Соколова о событии, которое перевернуло всю его жизнь – встрече с одиноким, несчастным мальчиком у дверей чайной: «Этакий маленький оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки – как звездочки ночью после дождя!» А когда Соколов узнает, что у мальчика отец погиб на фронте, мать убило во время бомбежки, и никого у него нет и жить негде, закипело у него на душе и решил он: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети. И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло».

Так нашли друг друга два одиноких, несчастных, покалеченных войной человека. Они стали нужны друг другу. Когда Андрей Соколов говорит мальчику, что он его отец, то тот кинулся к нему шею, стал целовать в щеки, в губы, в лоб, звонко и тонко кричать: «Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Всё равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» Забота о мальчике стала самым главным в его жизни. Сердце, которое закаменело от горя, стало мягче. На глазах изменился мальчик: чистый, подстриженный, одетый в чистую и новую одежду, он радовал глаза не только Соколова, но и окружающих. Ванюшка старался быть постоянно с отцом, не расставался с ним ни на минуту. Горячая любовь к приемному сыну переполняла сердце Соколова: «Проснусь, а он у меня под мышкой приютился, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того становится радостно на душе, что и словами не скажешь!»

Встреча Андрея Соколова и Ванюши возродила их к новой жизни, спасла от одиночества и тоски, наполнила жизнь Андрея глубоким смыслом. Казалось, после понесенных потерь, кончена его жизнь. Но жизнь «исказнила» человека, но не смогла его сломить, убить в нем живую душу. Уже в начале рассказа Шолохов дает почувствовать, что мы повстречались с человеком добрым и открытым, скромным и нежным. Простой труженик и солдат, Андрей Соколов воплощает в себе лучшие человеческие черты, обнаруживает глубокий ум, тонкую наблюдательность, мудрость и гуманность.

Рассказ вызывает не только сочувствие и сострадание, но и гордость за русского человека, восхищение его силой, красотой его души, веру в необъятные возможности человека, если это настоящий человек. Именно таким и предстает Андрей Соколов, и автор отдает ему и свою любовь, и уважение, и мужественную гордость, когда с верой в справедливость и разум истории он произносит: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемей воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Ответ оставил Гость

Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Ранней весной 1946 года, то есть в первую послевоенную весну, встретил случайно М. А. Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили в прошлое, а потребность высказаться все увеличивалась. И вот в 1956 году он написал повесть "Судьба человека". Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа - Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.
Андрей Соколов – мужчина высокого роста, сутуловатый, руки его большие и тёмные от трудной работы. Одет он в прожжённый ватник, который был заштопан неумелой мужской рукой, и общий вид у него был неухоженный. Но в облике Соколова автор подчеркивает «глаза, словно присыпанные пеплом; наполненные такой неизбывной тоской» . Да и исповедь Андрей начинает со слов: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» . И не может он найти ответ на этот вопрос.
Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. . С детства узнал, почем «фунт лиха» , в гражданскую войну сражался против врагов советской власти. Затем он уезжает из родной воронежской деревни на Кубань. Возвращается домой, работает плотником, слесарем, шофером, создает семью.
С сердечным трепетом вспоминает Соколов довоенную жизнь, когда имел семью, был счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди -- он попадает в фашистский плен.
Соколову пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытался бежать, но неудачно, расправился с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира.
Не уронил Андрей достоинство советского человека в поединке с комендантом концлагеря. Хотя Соколов был измучен, истощён, обессилен, но всё-равно был готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что поразил этим даже фашиста. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. Но беды по-прежнему преследуют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом, живет теперь Соколов лишь надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась. В последний раз стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны.
Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. История с Ванюшкой – это как бы окончательная черта в истории Андрея Соколова. Ведь если решение стать Ванюшке отцом означает спасение мальчика, то последующее действие показывает, что и Ванюшка спасает Андрея, дает ему смысл дальнейшей жизни.
Я думаю, что Андрей Соколов не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы, и несмотря на все тяготы и невзгоды все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Что сближает образы «маленьких людей» - Акакия Акакиевича и портного Петровича? (По повести Н. В. Гоголя «Шинель».)

И Акакий Акакиевич, и Петрович - «маленькие люди», униженные и оскорбленные. Жизнь их ничего не стоит, они словно гости в этой жизни, не имеющие в ней ни своего места, ни определенного значения. Шинель - образ, с которым так или иначе связаны все герои повести: Башмачкин, портной Петрович, сослуживцы Башмачкина, ночные грабители и «значительное лицо». Так, и для Акакия Акакиевича, и для Петровича появление новой шинели – поворотное событие в жизни. Петрович «чувствовал в полной мере, что сделал немалое дело и что вдруг показал себе бездну, разделяющую портных, которые подставляют только подкладки и переправляют, от тех, которые шьют заново». Новенькая шинель, в которую облачается Башмачкин, символически означает как евангельскую «ризу спасения», «светлые одежды», так и женскую ипостась его личности, восполняющую его неполноту: шинель - «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость».

2.2. Каким предстает лирический герой в поэзии А. А. Фета?

Поэзия А.А. Фета отражает мир «летучих настроений». В ней нет места политическим, гражданским мотивам. Основными темами являются природа, любовь, искусство.

Лирический герой Фета тонко ощущает переливы и переходы состояний природы («Шепот, робкое дыханье», «Учись у них - у дуба, у березы», «Ласточки»).

В раздумьях о гармонии и противоречиях человека и природы лирический герой находит свое предназначение - служить красоте, которую понимают только «посвященные» («Одним толчком согнать ладью живую», «Как беден наш язык!..», «Мелодия», «Диана»)… Противоречия составляют и основную черту любовной лирики. Любовь - «борьба неравная двух сердец», вечное столкновение индивидуальностей, это «блаженство и безнадежность» («Она сидела на полу», «Последняя любовь», «С какою негою, с какой тоской влюбленной»),

2.3. Какова роль женских образов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

Женские образы романа, яркие и самобытные, служат, прежде всего, для того, чтобы «оттенить» натуру Печорина. Бэла, Вера, княжна Мери… На разных этапах жизни героя они сыграли для него важную роль. Это совершенно разные по характеру женщины. Но у них есть одна общая черта: судьба всех этих героинь складывалась трагично. В жизни Печорина была женщина, которую он любил по-настоящему. Это Вера. Кстати, стоит задуматься над символичностью ее имени. Она была его верой в жизнь и в себя. Эта женщина поняла Печорина полностью и приняла его целиком. Хотя ее любовь, глубокая и серьезная, принесла Вере одни лишь страдания: « …я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву…убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было!»

А что же Печорин? Он любит Веру, как умеет, как позволяет ему его искалеченная душа. Но красноречивее всех слов о любви Печорина говорит его попытка догнать и остановить любимую женщину. Загнав в этой погоне лошадь, герой падает рядом с ее трупом и начинает безудержно рыдать: «… я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие - исчезли как дым».

Каждый из женских образов романа по-своему уникален и неповторим. Но у всех них есть нечто общее - пагубная страсть к таинственному, неизведанному - к Печорину. И лишь одна девушка не поддалась обаянию героя романа. Это ундина из повести «Тамань».

Все женщины в романе «Герой нашего времени» просто хотели быть счастливы. Но счастье - понятие относительное, сегодня оно есть, а завтра…

2.4. Какое значение для Андрея Соколова имела встреча с Ваней? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».)

Андрей Соколов обладает удивительным мужеством и душевной крепостью, пережитые ужасы не делают его озлобленным. Главный герой ведёт непрерывную борьбу внутри себя и выходит из нее победителем. Этот человек, потерявший родных ему людей в годы Великой Отечественной войны, находит смысл жизни в Ванюше, который также остался сиротой: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя!» Именно этот мальчик со «светлыми, как небушко, глазами» и становится новой жизнью главного героя.

Встреча Ванюши с Соколовым была значимой для обоих. Мальчик, у которого отец погиб на фронте, а маму убило в поезде, все еще надеется, что его найдут: «Папка, родненький! Я знаю, что ты меня найдёшь! Всё равно найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь». У Андрея Соколова просыпаются отцовские чувства к чужому ребёнку: «Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся…» Славный герой рассказа снова совершает какой-то душевный, а, возможно, и нравственный подвиг, когда берёт мальчишку себе. Он помогает ему встать на ноги и почувствовать себя нужным. Этот ребёнок стал своеобразным «лекарством» для искалеченной души Андрея.