Памятники сталинградской битвы. Памятник-ансамбль защитникам Сталинграда (1967 г.) Памятник мирным жителям Сталинграда

Памятник-ансамбль защитникам Сталинграда

Немецко-фашистская армия сосредоточила под Сталинградом около миллиона солдат, стремясь прорваться к Волге и захватить важный промышленный и стратегический район страны. Около двух месяцев шли бои на подступах к городу, в сентябре они развернулись на улицах. В одном из писем защитников города говорилось: «Сражаясь сегодня под Сталинградом, мы понимаем, что деремся не только за город Сталинград. Под Сталинградом мы защищаем нашу Родину, защищаем все то, что нам дорого, без чего мы не можем жить…»

Символом мужества защитников Сталинграда стал знаменитый Дом Павлова, в котором 58 дней группа воинов держала оборону, отбивая атаки врага.

Крылатой стала фраза одного из защитников Сталинграда, снайпера В. Г. Зайцева: «За Волгой для нас земли нет!»

В боях на Волге Советская Армия выдержала такой натиск врага, который не приходилось испытать ни одной армии мира.

Мамаев курган возвышается над Сталинградом на 102 метра. Более четырех месяцев (сентябрь 1942 г - январь 1943 г.) шли кровопролитные бои за эту высоту. Много раз вершина кургана переходила из рук в руки. Много раз эту высоту брали самоотверженные советские воины, но через день-два фашисты сосредоточивали превосходящие силы пехоты, танков, авиации, артиллерии и снова овладевали вершиной. Только 26 января 1943 года все окрестности Мамаева кургана, все прилегающие к нему высоты были очищены от врага.

Но сколько своих товарищей похоронили советские воины в священной земле Мамаева кургана, густо усеянной осколками от мин, бомб, снарядов: на каждый квадратный метр их приходилось от 500 до 1250…

Бессмертные образы защитников Сталинграда воскресают в монументальном памятнике Победы, воздвигнутом на Мамаевом кургане. Авторы ансамбля - творческий коллектив во главе с народным художником СССР скульптором Е. Вучетичем и архитектором Я. Белопольским.

Открытый в 1967 году памятник-монумент включает в себя целый комплекс архитектурных и скульптурных сооружений. Вот что писал в дни открытия памятника, в октябре 1967 года, народный художник СССР скульптор Евгений Вучетич: «…В сталинградской эпопее с необычайной силой раскрылись благородство души и прекрасные качества советских людей. Здесь жизнь торжествовала над смертью, и ушедшие из жизни не уходили в небытие - они словно оставались в строю, и пример их подвига звал на подвиг других.

Героизм сталинградцев - это героизм не только отдельных лиц, но, прежде всего, массовый героизм, порожденный великой целью борьбы. Здесь все личное было не то что потеряно, нивелировано - нет, отнюдь нет, но отдано во имя общего. Все мысли и поступки людей слились воедино, каждый ежесекундно сознавал себя неразрывной частицей огромного боевого коллектива. Здесь все воины знали, что от успеха действий каждого из них зависела судьба родной страны, судьба всего человечества…

Все годы, пока созревал в сознании художественный образ, разрабатывался проект и сооружался ансамбль, все мы, скульпторы и художники, архитекторы и строители, люди многих профессий - мои дорогие друзья, работавшие над созданием памятника на Мамаевом кургане, несли в своем сердце память о героях великого сражения…

Памятник героям Сталинградской битвы - это памятник величайшего исторического события. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволяли бы наиболее полно передать размах массового героизма. Ведь совершенно ясно, что понятие героизма народа несоизмеримо более широкое, нежели понятие героизма отдельной личности. Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль, как высшая форма монументального искусства, открывал пути к раскрытию смысла и значения Сталинградской битвы, много планово, разносторонне воплотив конкретные художественные образы в различных видах скульптуры, в ее синтезе с архитектурой, природой.

Так родилась композиция „Стоять насмерть“, в которой мы стремились дать обобщенный образ героя Сталинграда. Так возник образ стены-руины, где мы хотели, как бы сквозь дымку времени, показать возникающие в памяти эпизоды сражения, клятву советских воинов и наступление наших войск. Так решалось содержание шести двухфигурных композиций на площади Героев или нанесенные сильно врезанной линией рисунки, посвященные борьбе и торжеству сталинградцев, на подпорной стене в конце этой площади.

Высокие цели борьбы вели наших воинов на подвиги. Каждый день гибли герои, и каждый день давал примеры нового самопожертвования. Вечным сном заснули в братских могилах воины, породнившиеся в битве. Они и сейчас рядом, как и в бою. Их имена сияют на приспущенных пурпурных мозаичных знаменах в зале Воинской славы на площади Скорби.

Тему неутешного материнского горя должна была воплотить 12-метровая аллегорическая скульптурная композиция на другом конце площади.

Воины сложили свои головы во имя торжества жизни, во имя победы над силами зла, насилия и смерти. В этом был смысл самопожертвования и подвигов. Это составляет и основное содержание памятника, которое мы попытались воплотить в венчающем курган главном монументе - „Родина-мать зовет!“»

Памятник-ансамбль начинается вводной композицией - горельефом у подножья Мамаева кургана - «Память поколений».

Ступени широкой лестницы приводят посетителей к аллее пирамидальных тополей. Перед взором открываются скульптурные композиции памятника-ансамбля. По авторскому замыслу все это подготовляет зрителя к осмыслению главной темы памятника.

Композиция «Стоять насмерть» отражает самый трудный период битвы на Волге. Как бы из самой великой русской реки поднимается воин-богатырь и становится на защиту своего родного города. Мужественное и волевое лицо Губы тронула презрительная улыбка. В глазах решимость, неугасимая ненависть к врагу, жажда победы, которая сильнее смерти. Воин-богатырь - это глубоко эмоциональный, обобщенный образ советского народа.

За композицией «Стоять насмерть» расположены как бы сходящиеся в перспективе две разрушенные городские стены.

Стены-руины - каменная книга, героическая летопись. «Каждый дом - это крепость». Эта и множество других надписей рассказывают волнующую историю борьбы за жизнь. Осколком снаряда, штыком, куском металла оставляли солдаты в перерывах между боями свои автографы.

Тема солдатской клятвы и верности ей проходит через все изображения левой стены. Во весь свой богатырский рост встал на сталинградской земле воин, закрыв собою город. Огромная рана в его груди. Но сколько силы, сколько гнева, презрения к смерти, призыва к отмщению в этом лице! Он боролся стойко до конца. Несмотря на драматическое содержание, скульптура воспевает жизнеутверждающую красоту подвига. В конце левой стены символичное изображение. Из камня, как из глубины времен, выступают шеренги бойцов. Их лица неподвижны.

Правая стена - вторая часть каменной книги - рассказывает о героической борьбе на улицах города. Она начинается с изображения солдата, грозного и решительного, который с гордостью произносит: «Я из 62-й!» - и устремляется в бой. Десятки надписей, сделанных разными почерками, разными людьми. Они не выдуманы автором, они перенесены со стен разрушенного города, из документов тех лет.

«Автомат на шее, 10 гранат под рукой, отвага в сердце - действуй!» - писал командующий знаменитой 62-й армии В. И. Чуйков в инструкции для штурмовых групп.

На следующей террасе площадь Героев. Шесть скульптурных композиций изображают подвиги воинов: солдат и командиров, женщин-бойцов, отважных моряков. Последняя, шестая, символическая: два советских воина разбивают свастику и умерщвляют змею. Это символ победы советского народа над фашизмом.

На подпорной стене площадью около тысячи квадратных метров - рельеф, изображающий наступление советских войск под Сталинградом, пленение гитлеровцев, митинг победителей.

Сурово и строго оформлен вход в зал Воинской славы. Нависшие потолки, серые бетонные плиты напоминают блиндаж. Но вот крутой поворот - и перед глазами великолепный, сверкающий золотом зал. Он имеет форму цилиндра. Его внутренние размеры: высота 13,5 метра, диаметр 41 метр. На фоне золотой смальты по всему периметру стены свисают красные знамена, они тоже из смальты. На мозаичных знаменах начертаны имена воинов, павших в Сталинградской битве. Список погибших заполняет зал снизу доверху. Над знаменами широкая лента и на ней надпись: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг до конца перед священной Матерью-Родиной!» В центре потолка, украшенного изображениями орденов, сделан проем диаметром в одиннадцать метров.

На площади - склонившаяся фигура женщины-матери. Перед тем как похоронить своего погибшего сына, она обняла его и погрузилась в безграничную скорбь. Лицо воина покрыто знаменем. Композиция выполнена в бетоне, но скульптор словно превращает его в эластичный и почти прозрачный материал, сквозь который как бы просвечивают очертания лица погибшего солдата.

Выше площади Скорби поднимается насыпной курган - святая святых памятника - братские могилы защитников города. Украшенные надгробными плитами могилы расположены по обеим сторонам серпантинной дорожки, ведущей от площади к главному монументу. Венчает весь ансамбль скульптура Родины-Матери. Высоко подняв меч, она призывает к борьбе: победа на Волге - это ещё не окончательная победа над фашизмом, впереди были годы войны. Родина звала воинов изгнать фашистских захватчиков с советской земли, освободить народы Европы от гитлеровского ига. Монумент, как и весь памятник-ансамбль, выполнен в бетоне. Сам материал подчеркивает суровый характер борьбы и подвига советского народа.

Монумент Матери-Родины виден со всех концов города, и с парохода, плывущего по Волге, и из окна проходящего поезда. С вершины кургана открывается широкая панорама возрожденного цветущего города-героя.

Представители иностранных государств, приезжавшие сюда после великой битвы, считали, что город оживить невозможно. Бывший посол США в Советском Союзе Дэвис, увидев развалины улиц и заводских корпусов, сказал: «Этот город мертв, и вы его не восстановите. Что умерло, то умерло. Я не знаю, чтобы кто-либо воскрес из мертвых». Западные дипломаты советовали обнести развалины проволокой и оставить как огромный исторический музей.

Но советские люди решили иначе. Их усилиями город-герой возрожден. Он стал крупнейшим промышленным и культурным центром и портом пяти морей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Ансамбль Ансамбль (ensemble) – обозначает в архитектуре главную массу здания, а иногда под А. разумеют отношение частей здания к целому или пропорциональность частей; А. в планировке состоит в симметрии внутренних частей, а также в пропорциональном расположении комнат для

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) автора Кузнецов Александр

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 автора Кузнецов Александр

«За оборону Сталинграда» Величайшим сражением Второй мировой войны была Сталинградская битва. Она началась 17 июня 1942 года и продолжалась более 7 месяцев – до 2 февраля 1943 года. Во время боев за Сталинград фашистские армии потеряли убитыми, ранеными и пленными около 1,5

Из книги 100 великих театров мира автора Смолина Капитолина Антоновна

Берлинер Ансамбль „Берлинер Ансамбль“ - один из ведущих немецких театров послевоенного времени. Он был основан в Берлине (в ГДР) писателем Б. Брехтом и актрисой Е. Вейгель в 1949 году. В состав театра входили актеры берлинского Немецкого театра, а также Цюрихского

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

В окопах Сталинграда Повесть (1946)Действие начинается в июле 1942 г. с отступления под Осколом. Немцы подошли к Воронежу, и от только что вырытых оборонительных укреплений полк отходит без единого выстрела, а первый батальон во главе с комбатом Ширяевым остается для

БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Урбанистика. часть 3 автора Глазычев Вячеслав Леонидович

Городской ансамбль С выхода в свет в 1889 г. книги Камилло Зитте «Художественные основы градостроительства» внимание урбанистов-исследователей было надолго приковано к теме, которая означала закрепление особой мыслительной конструкции. Во-первых, город оказался сведен

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

Из книги Борьба с диверсантами автора Потапов С М

В ПОМОЩЬ ЗАЩИТНИКАМ ТЫЛА Предательское нападение гитлеровской Германии на СССР вызвало огромный взрыв возмущения советского народа, грудью вставшего на защиту социалистического отечества, на защиту своей свободы, чести и достоинства.В то время, как Красная Армия

В Волгограде поставлен памятник погибшим в Сталинграде румынским солдатам и офицерам Мемориальный памятник с надписью: «В память о румынских военнопленных Второй мировой войны, умерших в России» открыла в Красноармейском районе делегация из Румынии вместе с чиновниками администрации Волгограда и администрации Волгоградской области. Установка памятника связана с инициативой Румынии увековечить память своих солдат и офицеров, погибших в Сталинградской битве, рассказали V1.ру в администрации Волгоградской области. - Между Россией и Румынией ещё в 1995 году было заключены соглашения об обеспечении сохранности и порядке содержания российских воинских захоронений за рубежом и иностранных воинских захоронений в Российской Федерации, - сообщили в администрации. - В рамках этих соглашений в 1996 году по обращению ассоциации «Военные мемориалы» администрацией Волгограда был предоставлен в бессрочное пользование участок в посёлке Сакко и Ванцетти в Красноармейском районе. Его передали для обустройства кладбища иностранных военнопленных 1 отделения 108 Бекетовского лагеря. В 2005 году между правительствами России и Румынии заключено соглашение о том, что военнослужащие, в том числе попавшие в плен, и люди, погибшие или умершие во время Первой и Второй мировых войн и в послевоенный период, захороненные на территории двух стран, имеют право на достойное место покоя, создание и уход за которым должны быть надлежаще обеспечены. На этом основании румынская стороны и «Военные мемориалы» изъявили желание поставить памятный знак в период с 10 по 15 мая этого года. Представитель ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» Сергей Чихирев рассказал V1.ру, что установка мемориального камня в Красноармейском районе связана с тем, что на территории кладбища покоятся останки 35 румынских военнопленных. - Инициатива установки принадлежит консульству и властям Румынии, а также организациям, занимающимся уходом за военными захоронениями. Кого-то одного выделить трудно. Скорее это была общая идея. Памятник изготовили заранее и привезли его в Волгоград, - пояснил Сергей Чихирев. - Со стороны Румынии на открытии памятника присутствовал посол вместе со своей семьёй, консул с Ростова-на-Дону, работники посольства. Всего около 10 человек. От Волгограда присутствовали сотрудники комитета по международным связям областной администрации и заместитель главы Красноармейского района. Все встретились на кладбище, и румыны поблагодарили волгоградские власти за возможность установить монумент и конструктивное сотрудничество. Всё мероприятие заняло 20-30 минут. Посол в своей речи упомянул, что на территории Румынии около 300 захоронений и памятников советским воинам. Они гарантируют уход за ними. Потом румыны поехали в Астрахань для открытия небольшого памятника. В ближайшем будущем они планируют открыть сборное кладбище в городе Апшеронске Краснодарского края. Там собираются увековечить память не только солдат и военнопленных, но и мирных жителей, проживавших на юге России. В Румынии существует специальная программа, в рамках которой выделяются средства для установки таких монументов. По словам представителя «Военных мемориалов» открытие памятника на сборном венгерско-немецко-румынском кладбище объясняется, в первую очередь, прагматичными причинами. - На кладбище в посёлке Сакко и Ванцетти захоронены в основном немцы. Там их около 120 и 35 румын. Венгров там меньшее количество. Установка монумента именно там связана с тем, чтобы за могилами и памятником было легче ухаживать. Открытие монумента поможет сохранить память о пленных и солдатах, чтобы современники видели кто захоронен в этом конкретном месте. Если здесь лежат румынские солдаты, то логично указать это памятным знаком. Ничего больше. Причина проста - здесь захоронено 35 румынских военнопленных. Поэтому и надпись на камне говорит об этом. Ещё один памятник уже много лет стоит на старом кладбище в городе Урюпинске Волгоградской области, где в годы войны был госпиталь для военнопленных. «Военные мемориалы» уже давно занимаются в Волгоградской области поиском, эксгумацией и установлением судеб иностранных солдат, воевавших под Сталинградом. - За последние годы удалось обнаружить и перезахоронить останки более 1000 румынских солдат, - рассказал Сергей Чихирев. - Они захоронены на Мемориальном кладбище в Россошках. Румынам в России установлено два памятника и открыто одно сборное кладбище в Россошках. Венгерским солдатам и военнопленным на территории России стоит около 300 памятников и два сборных кладбища. За ними ухаживает наше государство. В рамках паритетного партнёрства, те же немцы и румыны поддерживают в надлежащем виде захоронения советских солдат в своих странах. Наша организация выделяет финансирование и находит людей, которые ухаживают за иностранными захоронениями. Открытие памятника в посёлке Сакко и Ванцетти провели

Памятник Славы поколений

Памятник Славы поколений установлен на центральной площади Волгограда - площади Павших борцов, с которой связаны героические страницы истории.

В дни великой битвы на Волге площадь стала ареной жесточайших сражений. 31 января 1943 г. гитлеровцы выбросили над ней белый флаг капитуляции, и из подвала полуразрушенного универмага - своего последнего штаба - вышел сдавшийся в плен фельдмаршал Паулюс.

Площадь Павших борцов была свидетельницей торжественного митинга, посвященного разгрому фашистских полчищ под Сталинградом. Там рядом с братской могилой рабочих были похоронены и защитники города, погибшие в боях 1942 - 1943 гг.

В 1957 г. на братских могилах сооружен единый гранитный памятник - обелиск и надгробие.

На Мамаевом кургане

Мамаев курган - господствующая над городом высота. В период Сталинградской битвы он был местом самых ожесточенных боев, ключевой позицией обороны города.

Защитники Сталинграда хорошо понимали значение кургана и образно называли его главной высотой России. Там они дали клятву: «Ни шагу назад!», «За Волгой земли для нас нет!», «Стоять насмерть!» Почти 140 дней и ночей над Мамаевым курганом свирепствовали свинцовые ливни, фашисты остервенело рвались на эту высоту, но так и не смогли захватить ее полностью. Почернел, будто обуглился, от жестокого огня курган, земля на нем за время боев густо перемешалась с железными осколками и кровью. Вершина кургана много раз переходила из рук в руки, а северо-восточные его склоны прочно удерживали советские воины на протяжении всего периода боевых действий.

Жители города вернули к жизни Мамаев курган. Вынули из его израненной земли мины, неразорвавшиеся снаряды и бомбы, разбили на нем скверы и парки, укрыли зеленым ковром травы. На Мамаевом кургане сооружен грандиозный скульптурный ансамбль, увековечивший подвиг героев Сталинградской битвы.

Перед лестницей на курган - вводная композиция «Память поколений». На ней изображены люди разных возрастов, несущие венок на могилу погибших героев. Аллея пирамидальных тополей приводит на первую площадь ансамбля. В центре площади будто вырастает из скалы 12-метровая фигура русского воина-богатыря, окруженная бассейном. У подножия скульптуры надписи: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть!»

Примыкающие к площади стены-руины создают впечатление улиц разрушенного города. На стенах проступают фигуры и лица защитников города, рельефные сцены, рассказывающие о фронтовой жизни и подвигах воинов. Стены расписаны выдержками из боевых приказов, протоколов партийных и комсомольских собраний, клятвами воинов.

Следующая терраса ансамбля - площадь Героев. В центре ее - огромный водяной партер. В спокойной глади воды отражаются шесть скульптурных композиций, рассказывающих о подвигах воинов, эпизодах битвы.

Другую сторону водяного партера окаймляет 112-метровая стена, выполненная в виде развернутого и сильно удлиненного знамени. На стене слова: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!»

Гранитные ступени ведут с площади Героев в зал Воинской славы. Вход, оформленный серыми бетонными плитами, напоминает блиндаж. Круглое здание зала с легким навесным потолком выполнено в стиле древнегреческого пантеона. По высоким стенам, выложенным золотой смальтой, свисают 34 символических красных знамени. На них начертаны фамилии 7201 павшего в Сталинградской битве. Над знаменами - широкая лента с надписью: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью-Родиной».

В центре зала размещена мраморная рука с пылающим факелом священного Вечного огня.

Спиральный пандус выводит из зала Воинской славы на площадь Скорби, главная скульптурная композиция которой - фигура женщины-матери. В глубокой скорби склонилась она над погибшим воином. Безграничное горе матери усиливают плакучие ивы, растущие над водоемом перед скульптурой.

От площади Скорби поднимается насыпной курган. Во время строительства памятника туда были перенесены останки погибших воинов из братских могил, располагавшихся на территории города.

На 34 гранитных символических плитах, расположенных вдоль серпантинной дорожки по склону кургана, высечены фамилии наиболее отличившихся участников великой битвы, погибших при защите города и умерших уже после войны.

Венчает памятник-ансамбль 52-метровая скульптура Матери-Родины, в гневе поднявшей карающий меч. Мать-Родина зовет своих сынов на борьбу с врагами.

Над ансамблем работал талантливый коллектив скульпторов, архитекторов, инженеров под руководством Героя Социалистического Труда Е. Вучетича.

Весь памятник-ансамбль выполнен в бетоне. Его строительство велось с января 1961 по май 1967 г. Открыт памятник 15 октября 1967 г.

М. Алещенко, В. Матросов, Л. Майстренко, А. Мельник, В. Морунов, А. Новиков,

А. Тюренков; руководитель инженерной группы Н. Никитин; военный консультант Маршал Советского Союза

В. Чуйков.

Музей-панорама

На крутом берегу Волги, на месте жестоких сражений за Сталинград, создан мемориальный ансамбль - музей-панорама «Сталинградская битва». Панорамная часть комплекса «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» открыта 8 июля 1982 г. Это монументальное художественное произведение о Великой Отечественной войне.

В комплекс музея входят 7 экспозиционных, 4 диорамных и триумфальный залы. На полотнах изображены наиболее яркие страницы истории великой битвы на Волге. К художественному полотну ведет вестибюль панорамы, потолок которого украшает геральдика - знаки родов войск, участвовавших в битве. Они выполнены из смальты и размещены по вьющейся ленте медали «За оборону Сталинграда». В центре зала - орден Победы.

Кульминационный момент изображаемых на панораме событий - прорыв вражеской обороны войсками 21-й армии генерала И. Чистякова с запада и силами 62-й армии генерала В. Чуйкова с востока с целью расчленения группировки противника. Панорама передает грандиозный размах Сталинградской битвы. На полотне представлены боевые действия войск, принимавших участие в окружении и разгроме немецко-фашистских соединений. Художникам удалось создать обобщенный образ битвы и отразить наиболее яркие и характерные эпизоды героического сражения. Показаны события как на поле боя, так и в ближайшем тылу частей: стягивают резервы, подвозят снаряды, оказывают помощь раненым.

Полотно воспроизводит не только отдельные эпизоды сражения и героические подвиги воинов, но и стратегический план завершающего удара советских войск под Сталинградом. Размеры панорамы, одной из крупнейших в мировой художественной практике, позволили свободно разместить, не искажая исторической правды, всю общую картину битвы, раскинувшуюся на большом пространстве.

Смотровая площадка панорамы условно находится на вершине Мамаева кургана. Главная тема панорамы - величие подвига советского народа. Воплощению этой идеи подчинены все художественные средства.

П. Жигимонт, П. Мальцев,

Г. Марченко, М. Самсонов, Ф. Усыпенко.

Проект уникального комплекса разработан группой архитекторов и инженеров под руководством архитектора В. Масляева.

«Соединение фронтов»

В ходе ожесточенных оборонительных боев на подступах к Сталинграду советские войска остановили врага на фронте протяженностью более 800 км. Основные силы немецко-фашистских войск были втянуты в тяжелые кровопролитные бои в междуречье Дона и Волги.

Ставка Верховного Главнокомандования разработала план окружения Сталинградской группировки противника под кодовым наименованием «Уран». Войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов должны были соединиться в районе Калач - Советский и окружить части и соединения 6-й полевой и 4-й танковой армий противника.

19 и 20 ноября 1942 г. войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов после мощной артиллерийской подготовки перешли в решительное наступление. В результате смелых действий 26-й танковый корпус генерала А. Родина форсировал Дон и 23 ноября с боем занял Калач.

В тот же день части 4-го танкового корпуса генерала А. Кравченко Юго-Западного фронта и 4-го механизированного корпуса генерала В. Вольского Сталинградского фронта соединились в районе Советского. В кольце оказались 22 вражеские дивизии и более 160 отдельных частей.

В ознаменование этого события в 1953 г. в Калачевском районе у шлюза №13 Волго-Донского судоходного канала сооружен монумент «Соединение фронтов». Многофигурная 16-метровая композиция отображает встречу воинов двух фронтов. На постаменте установлены две мемориальные доски с текстами:

«23 ноября 1942 г. в районе Калача советские войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов во взаимодействии с войсками Донского фронта завершили оперативное окружение противника, что привело к последующему разгрому 330-тысячной группировки немецко-фашистских войск, прорвавшихся к Волге».

«Потомки наши не забудут никогда величия духа и сказочной крепости русских солдат у берегов Дона и Волги. В боях по окружению немецко-фашистских войск отличились 19-я, 45-я, 69-я, 157-я, 102-я танковые, 14-я мотострелковая и 36-я механизированная бригады».

И прилегающих населенных пунктов и во время городских боев, и позже, когда восстанавливали Сталинград по новому генеральному плану, часто не обращая внимания, что навсегда теряются исторические реликвии. Но вместе с тем, памятники Сталинградской битвы, созданные после войны, отразили в себе величие страны, победившей в мировой войне, и горечь по миллионам погибших и искалеченных советских граждан.

Памятники в Волгограде

Самые известные из них:

  • Монумент Родина-мать зовет! и другие памятники на Мамаевом кургане .
  • Музей-Панорама Сталинградской битве.
  • Мельница Гергардта

Помимо общеизвестных в России и мире памятников, в Волгограде памяти Сталинградской битвы посвящено:

  • не восстановленное здание директора завода у берега Волги, свидетель обороны плацдарма 138 гвардейской дивизии (Остров Людникова).
  • «Гаситель » - пожарный катер Волжской военной флотилии .
  • «Линия обороны» - линия из 17 башен танков Т-34-76 , символизирующих линию обороны Сталинграда (Волгограда), протяженностью составляет около 30 километров. Идея создания памятника появилась сразу после окончания войны. Решение о строительстве комплекса было принято в феврале 1948 года, автором проекта стал московский архитектор Ф. М. Лысов. Первый постамент был установлен 3 сентября 1951 года, последний - через три года, 17 октября 1954. Танковые башни собирались здесь же, из погибшей в Сталинградской битвы техники. Выбирались башни танков Т-34 разных модификаций со следами боев, пробоинами. Расстояние между башнями - несколько километров.
  • Аллея Героев - широкая улица соединяет набережную им. 62-й Армии у реки Волги и площадь Павших Борцов . 8 сентября 1985 года здесь был открыт мемориальный памятник, посвящённый Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы, уроженцам Волгоградской области и героям Сталинградской битвы. Художественные работы выполнены Волгоградским отделением художественного фонда РСФСР под руководством главного художника города М. Я. Пышты. В авторский коллектив вошли главный архитектор проекта А. Н. Ключищев, архитектор А. С. Белоусов, конструктор Л. Подопригора, художник Е. В. Герасимов. На памятнике имена (фамилии и инициалы) 127 Героев Советского Союза , получивших это звание за героизм в Сталинградской битве в -1943 годах , 192 Героев Советского Союза - уроженцев Волгоградской области , из которых трое дважды Герои Советского Союза, и 28 кавалеров ордена Славы трёх степеней
  • Здание Центрального Универмага (вид на довоенный фасад здания на ул. Островского) - в его подвале произошло пленение штаба 6-ой немецкой армии и Ф. Паулюса. В подвале открыт музей «Память».
  • Тополь на площади Павших борцов - исторический и природный памятник Волгограда, расположенный на Аллее Героев. Тополь пережил Сталинградскую битву и имеет на своем стволе многочисленные свидетельства военных действий.

Памятники в Волгоградской области


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Список особо охраняемых природных территорий Томской области
  • Проект:США/Памятники техники в США

Смотреть что такое "Памятники сталинградской битвы" в других словарях:

    Волгоград - У этого термина существуют и другие значения, см. Волгоград (значения). Запрос «Сталинград» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Волгоград … Википедия

    Сталинградская битва - Великая Отечественная война, Вторая мировая война … Википедия

Был такой "выдающийся политический деятель" , один из "строителей демократической России" - Анатолий Александрович Собчак . Сейчас славу отца затмила слава дочки, но может быть, кто-то ещё помнит и папашу. Так вот он, будучи уже мэром Санкт-Петербурга, продвигал идею установки мемориала немецким солдатам, погибшим под Ленинградом. Момориал по замыслу должен был стоять в городе Пушкинe.

И он был не одинок. Несколько лет назад в Волгограде хотели установить памятник немцам погибшим в Сталинграде. Германия выделила деньги, власти дали согласие... и только угрозы взорвать этот памятник, исходившие от простых людей, вынудили отказаться от его установки...

Список, конечно, неполный, но картина в общих чертах ясна, да? Какие памятники теперь нужно возводить, а какие - сносить.
Пройдёт ещё немного времени и в мире будут вполне обоснованно говорить, что немцы во Вторую Мировую в СССР совсем не зверствовали: "видите, как их уважают до сих пор - памятники им ставят и ухаживают за ними. Разве такое может быть, если речь идёт о злодеях?..."

Upd. :
Меня нисколько не раздражает памятник погибшим французам на Бородинском поле. И памятник погибшим немцам в I мировую не раздражал бы. Не знаю, может быть, и есть где-то такой.
Я не историк и историю знаю в школьном объёме, а так же по рассказам непосредственных её участников и потому считаю, что со Второй мировой ситуация принципиально иная: во-первых, в предыдущих войнах у агрессоров не было планов уничтожения людей просто за то, что они "не той национальности" уродились и во-вторых, не было попыток эти планы реализовать. И ставить памятники погибшим ради реализации этой идеи я считаю кощунственным.