Изучение слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе. Этапы усвоения слов с непроверяемыми написаниями

Модель урока «“Слова с непроверяемым написанием” (2 класс) – автор-составитель Псарева С.В. учитель начальных классов МБОУ СОШ №7__________________________ 1

Модель занятия «Овощи. Игра со словами» (2 класс) – авторы-составители Емельянова Л.Г., Псарева С.В., учителя начальных классов МБОУ СОШ №7_____________________ 7
Модель урока «Употребление имён прилагательных в речи» (2 класс) – автор-составитель Емельянова Л.Г., учитель начальных классов МБОУ СОШ №7______________________11

Тема “Слова с непроверяемым написанием” 2 класс

Задачи:


  1. Образовательные: актуализировать и обогатить субъективный опыт детей при работе со словами с непроверяемым написанием.

  2. Воспитательные: создать условия для воспитания коммуникативной потребности каждого, воспитывать бережное отношение к здоровью каждого.

  3. Развивающие: на основе выявления индивидуальных особенностей детей содействовать развитию каждого ребёнка (индивидуальных познавательных процессов, темпа учебной деятельности в ситуации выбора, творческих способностей).
Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Чтоб на уроке не устать,
Чтобы здоровыми оставаться,
В игры спортивные будем играть,
Будем мы в классе всем улыбаться!

Улыбнитесь друг другу, мне, настройтесь на рабочий лад.

2. Актуализация имеющегося опыта.

На информационном поле класса помещены иллюстрации спортивных снарядов и принадлежностей (мячей, коньков, гантелей, гирь и др.). На эти иллюстрации крепятся слова из словаря, в которых орфограмма представлена в виде яркого, запоминающегося образа.


Например:

Перечень слов:

Рябина

Русский

Ресницы

Ребята

Родина

Ракета

Рецепт

Работа

Учитель: - Найдите в классе предметы, связанные со спортом. Рассмотрите внимательно слова, помещённые рядом. Что можете сказать об этих словах?

Дети: - Это слова из словаря.

Большинство имён существительных, “русский” - имя прилагательное.

Все слова начинаются на букву “Р”.

Большинство имён существительных в единственном числе, во множественном – “ребята” и “ресницы”. Слова “русский” и “рецепт” - двусложные, а в остальных словах по 3 слога.

Я вижу одушевлённое имя существительное – “ребята”.

Слово “Родина” можем писать с большой буквы не только в начале предложения.

Учитель: - Молодцы! Вы очень много знаете! Есть желание углубить свои знания, работая со словами из словаря? (Дети охотно соглашаются ).

3. Минута чистописания.

Учитель: - Вы правильно подметили, что все слова начинаются с буквы “Р”. Минута чистописания будет связана именно с этой буквой. Выберите понравившуюся вам “буквенную цепочку” и продолжите закономерность в тетрадь.

На мультимедийном экране появляются цепочки букв разного уровня сложности:

1) Рра Рре Ррё… (продолжить Рри Рро Рру Рры Ррэ Ррю Рря)

2) Ра рб рв рг… (продолжить рд ре рё рж рз и т.д.)

3) Рр Ррр Рррр… (продолжить Ррррр Рррррр и т.д.)

Ученики делают свой выбор.

4. Повторение и закрепление пройденного материала.

1) Игра “Третий лишний”.

Учитель: В спорте есть игра “Третий лишний”, которую мы прекрасно знаем. Я предлагаю поиграть в одноимённую игру сегодня на уроке. Выпишите “лишнее” слово с непроверяемым написанием в тетрадь, объяснив свой выбор.

а) Ао бзац, а\о лфавит, б а\о льшой.

б) полотенц е\э , б и\е лет, рец е\э пт.

(У детей разные варианты: “большой”, потому что начинается на “Б”, имя прилагательное, пропущена буква “О”. “Алфавит”, потому что 3 слога и т.д.)

5). Физминутка с офтальмологическим тренажёром.

6). Работа в группах. Игра “Футбол”.

Дети поделены на 2 команды . Задание предлагается на листах, оформленных виде футбольного мяча .

Учитель: Хочется поиграть в футбол? (Детям, особенно мальчикам, хочется )

Но игра необычная! Я отправляю в ваши ворота мяч, а вы отбейте его, выполнив задание.

Задание для 1 команды

Диск. Папка №4, задание 4.2. Три буквы «О»!

Вставь слова с непроверяемым написанием, прочитав определения.

Пропущенное слово, составь из букв, которые есть внизу.

Начало формы

Белая питательная жидкость, продукт коровы -
Участок земли под овощами, там стоит чучело - .
Инструмент для забивания гвоздей - .
Драгоценный металл жёлтого цвета - .
Славно, здорово, неплохо, одним словом - .

Конец формы

б г д з к л м н о р т х ш

Задание для 2 команды.

Диск. Папка №4, задание 4.3 . ДВЕ БУКВЫ "Е" !

Внимательно прочитай определение и запиши слово

Пропущенное слово, составь из букв, которые есть внизу.

Фрукты, пирожное, конфеты, которые подают в конце обеда - .
Разговор, обмен мнениями, диалог - .
Стол, диван, шкаф, кресло, одним словом - .
Крупное хищное млекопитающее, любит малину и мёд - .
Одна из четырёх сторон света, где живут белые медведи - .

Конец формы

а б в д е к л м р с т ш ь

Самостоятельная работа в группах и проверка. При подведении итогов самостоятельной работы ученики сигналят карточками обратной связи (красный цвет – не согласен, зелёный – согласен с ответом говорящего).

7). Повторение слов с непроверяемым написанием через кроссворд.

Дети совместно отгадывают загадки и самостоятельно вписывают в индивидуальный кроссворд свои слова из словаря. После работы – проверка. Приложение


1. Привезли во двор песок –
Золотую гору:
Без гвоздей и без досок
Можно строить… (Город)

2.Если дождик, мы не тужим,
Бойко шлёпаем по лужам.
Станет солнце припекать,
Нам под вешалкой стоять. (Сапоги)

3.Есть в обёртке угощенье –
Не конфеты, не печенье.
Очень вкусное оно, а зовётся … (Эскимо)

4. Ходит он вперёд, назад,
Стережёт он ночью склад. (Сторож)

5. Слово это называем,
Когда пищу принимаем,
Утром отправляем в рот
Вкусный чай и бутерброд. (Завтрак)

6.Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки)

7. Утром, вечером вещает,
Новости все сообщает.
Он мультфильмы нам покажет,
Про животных всё расскажет. (Телевизор)

8). Зрительный диктант.

Учитель: Прочитайте зашифрованное слово по вертикали (ДИКТАНТ). Хотите проверить, насколько прочно вы усвоили слова с непроверяемым написанием?

Запишите в тетради пропущенные буквы.

На доске открывается запись:

*рбуз, вдру* , за*ц, здра*ствуй, *рех, п*льто, лес*ница, четв*рть, *зык, ящ*рица.

Идёт самостоятельная работа. По окончании её предлагается сделать, по желанию, самопроверку или взаимопроверку. Дети сверяют результат работы с открывшимся образцом: а г я в о а т е я е

9). Физминутка.

(Звучит приятная медленная мелодия). Детям предлагается закрыть глаза и расслабиться. Учитель говорит слова:

Мы здоровье укрепляли,
Очень много повторяли.
Мы писали и читали,
А сейчас мы все устали.
Шея не напряжена
И расслаблена она.
Ресницы плотно мы сомкнули.
Выдохнули и вдохнули.
Ноги спокойно под партой стоят,
Руки спокойно на парте лежат.
А сейчас все потянитесь,
Окончательно проснитесь.

10). Рефлексия.

Учитель: В конце урока предлагаю побывать альпинистами. Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор ). У каждого на парте фигурка своего альпиниста и рисунок горы.

Поместите своего человека на горе. Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на средину горы. Если вам непонятно написание слов с непроверяемым написанием, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов ).

Молодцы!

11). Домашнее задание.

Откройте Словарь в конце учебника. Придумайте себе задание по желанию, связанное с работой со словами с непроверяемым написанием.

Тема занятия: Овощи. Игра со словами.

Цели:

1. Уточнить представление об овощах.

2. Расширить и активизировать словарь по теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи.

4. Развивать фонематическое восприятие.

5. Развивать связную речь, зрительное внимание.

Оборудование : Словарь «Овощи»; карточки: слова и картинки на тему «Овощи»; презентация; раскраски, диск «Русский язык « (электронный ресурс для школы с полиэтническим составом уч-ся»)

Ход занятия

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Скажите человеку.

Здравствуйте! И улыбнётся он в ответ.

Здравствуйте! И не пойдёт в аптеку.

И будет жить здоровым целый век!

Учитель: А кто – нибудь из вас может поприветствовать всех на своём родном языке?

Учитель: А знаете ли вы, что поприветствовать друг друга можно и без слов?

Приветствие «Зайчики»

Учитель: Встаньте в круг. Сейчас я буду посылать по кругу зайчиков – рукопожатие.

- Ваша задача передать моего зайчика – рукопожатие следующему, и т. д. пока зайчик не добежит до меня. (Игра)

Учитель: Вот мы и поприветствовали друг друга без слов.

2. Работа над новым материалом.

Учитель: будем играть в различные игры. Ребята, а вы любите играть? Отлично, так вот сегодня на занятии мы с вами будем играть в различные игры.

Игра «Расшифруй словечко»


5

1

3

2

4

и

о

о

в

щ

Игра «Расставь на свои места»

Учитель: Назови, что изображено на картинке?

(картошка, капуста, морковка, горох, петрушка, свёкла)

Учитель: Расставь картинки рядом со словами.

(На доске слова: картошка, капуста, морковка, горох, петрушка, свёкла)

Учитель: А сейчас я вам прочитаю стихотворение Юлиана Тувима «Овощи», а вы мне поможете. По моему знаку будете называть овощи, пользуясь сначала картинками, а затем по первой букве.

Учитель: Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох

Петрушку и свеклу. Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле.

(Учитель показывает картинки, дети говоря вслух)

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!..

Хозяйка тем временем

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала

(Учитель показывает первую букву слова, дети говорят вслух название овощей)

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..

Накрытые крышкою,

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(Дети вспоминают порядок слов и произносят их вслух)

Картошка, капуста,

Морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!

И суп овощной оказался неплох!

Учитель: А кто знает, как называется овощной суп?

Игра «Добавь словечко»

Учитель : Я буду называть овощ (выставлять картинку на панно), а вы будете мне будете называть как можно больше слов про него, какой он.

Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….

Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок) - (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький

Учитель : Молодцы. Справились с заданием. Следующая игра.

«Отгадай загадку»

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки – дробинки.

(Горох, бобы)

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли пол мешка.

(Капуста)

3. Физкультминутка.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту трём, трём.

Мы капусту жмём, жмём.

Игра «Какое слово лишнее?»

Лимон , репа, баклажан, капуста, редис.

Учитель: Почему?

Игра «Не ошибись»

Учитель: Если я называю слово (овощ) – хлопните, а в остальных случаях молчите.

Груша, чеснок, лук, помидор, яблоко, свёкла и т. д.

Игра «Собиралки»

Дорпоми (помидор)

Гуцоре (огурец)

Сольфа (фасоль)

Учитель : Перед вами раскраски. Раскрась только овощи.

4. Самостоятельная работа.

Диск. Папка №1, задание 1.2.

«ОВОЩИ»

Поставь слова в алфавитном порядке

ГОрох
ОгурецкАпуста

кАртофЕльмОркоВь

пОмИдор OK

Рефлексия.

Учитель: Если бы ваше настроение было цветом, то каким?

Итог занятия.

Тема: Употребление имён прилагательных в речи
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Дидактическая цель: создать условия для формирования новых знаний у всех учащихся в полиэтническом классе, с учетом разного уровня владения ими русским языком.
Цели и задачи урока:
Образовательные:

Формирование знаний о роли имён прилагательных в речи;

Формирование умения употреблять в речи имена прилагательные;

Расширение кругозора
Развивающие:

Развитие речи учащихся, творческой мыслительной деятельности;

Развитие орфографической зоркости;

Развитие фантазии, воображения;

Развитие интереса к предмету
Воспитательные:

Воспитание языковой культуры;

Воспитание уважительного отношения и интереса к русскому языку и литературному творчеству;

оспитание бережного отношения к окружающему миру;

Формирование толерантных установок
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, игровой, проблемно-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Средства обучения: учебно-методическая и учебная литература, диск «Русский язык» (для школ с полиэтническим составом учащихся), мультимедийный проектор, экран
Охрана здоровья : физминутка с использованием звукозаписи «Песенки паровозика из Ромашково» (во время демонстрации презентации), гимнастика для глаз (во время демонстрации презентации), корректировка посадки учащихся за рабочим столом (в течение всего урока)

Ход урока
1. Организационный момент
-Догадайтесь, о какой части речи мы поведем сегодня разговор:
Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам нужно знать, беречь. (Имя прилагательное)
2. Актуализация знаний об имени прилагательном
- А как вы думаете, можно ли нам обойтись без имён прилагательных?

Для доказательства используйте подсказку на доске.

В лесу расцвел ландыш.

В лесу расцвел душистый ландыш.

Продолжим размышления…

(И да, и нет. Всё зависит от наших чувств, восприятия окружающего мира, от некоторых предметов, значение которых без имён прилагательных невозможно понять.)
- Например, возьмём слово утро. Какие имена прилагательные вы подберёте к нему?

(Дети предлагают свои варианты имен прилагательных.)
- Когда мы приходим в школу, мы говорим: «Доброе утро», когда нам хочется узнать утреннее время, мы используем другие прилагательные: раннее, позднее утро. А когда мы хотим выразить своё настроение, употребляем опять другие прилагательные: прекрасное, чудесное, хмурое, мрачное, весёлое, солнечное утро. Если нам нужны температурные ощущения, то мы используем прилагательные: тёплое, холодное, морозное, ветреное, туманное утро.
Вывод: имена прилагательные уточняют значение имён существительных.

Все прилагательные на доске (прекрасное, доброе, хмурое, солнечное, мрачное, морозное, теплое, туманное). (Все время опора на зрительные образы).

Составьте своё предложение со словом утро и любыми прилагательными, которые определяют это слово (устно).
В…сну наро… называет ч…десным утром года.

Почему так говорят?

Задание: объяснить орфограммы на месте пропуска букв, списать предложение, найти главные члены предложения, второстепенные, определить, какими частями речи они выражены. (Работа в тетрадях, один ученик у доски.)
3. Усвоение новых знаний
- С паровозиком из Ромашково мы отправимся в путь и на остановках будем пополнять свои знания о значении имён прилагательных в нашей речи.
Физминутка под «Песенку паровозика из Ромашково»
1). Отгадайте загадки. Запись отгадок в тетради.


  • Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел.

  • В лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички.

  • Золотое решето чёрных домиков полно.

  • Носик стальной, хвостик льняной.
- По каким признакам вы легко догадались о задуманном предмете?

Назовите имена прилагательные.

(Детям, отгадавшим загадки, вручаются «медали»)

(Включить загадки других народов, из тех, кто есть в классе.)

Отгадайте загадки других народов:


  • Маленькая печка

  • С красненькими огоньками. (гранат) (армянская)

  • Дорогой атлас

  • Дорогой атлас

  • А посередине –

  • Золотистый таз. (небо, солнце) (азербайджанская)

Что общего, чем отличаются загадки?

Как это связано с жизнью людей.

Почему употребляются эти прилагательные?)

Вывод: по характерным именам прилагательным, определяющим предмет, можно догадаться о самом предмете. Это часто используется в составлении загадок, логических игр.

2). Задание. ДИСК. Папка №4, задание 4.3 Получи связный текст, заполнив пропуски подходящими по смыслу именами прилагательными. Пропущенное слово, составь из букв, которые есть внизу.

Начало формы

Я стою на ножке Определение ,
я стою на ножке Определение ,
под Определение шапкой
с Определение подкладкой.

Конец формы

а б в г д е и й к л н о р с т х ч

3). Словарь.

Золотой, жёлтый, чёрный, сиреневый, фиолетовый, голубой.

Прочитайте слова, какой частью речи они являются?

Что они обозначают? (оттенки цвета).

Кто знает, с какими гласными надо писать эти слова?

Проверка правильности ответов.

А теперь по памяти правильно запишите эти слова в тетрадь. Взаимопроверка.
4). Задание. ДИСК. Папка №1, задания 1.1, 1,2

Составь предложение.

Перенеси слова в правильном порядке, чтобы составить предложение.

стрекоза

травинке

качается

большая OK

Составь предложение.

Перенеси слова в правильном порядке, чтобы составить предложение.

румяное

солнышко.

OK
5). Определи признаки предмета.

– Очень часто в сочинениях, изложениях, да и просто в разговоре нам нужно описать какой-то предмет. И здесь никак не обойтись без имён прилагательных. Вот перед вами земляника, дерево, ландыш. (Работа по группам)

Выберете одно из изображений и подберите как можно больше имён прилагательных - определений.

Земляника (какая?)… красная, спелая, сочная, ароматная, лесная, вкусная …

Дерево (какое?)… высокое, могучее, зелёное, стройное, одинокое …

Ландыш (какой?) … нежный, белый, лесной, душистый …
Вывод : каждый предмет можно охарактеризовать большим количеством имен прилагательных, что придает предмету яркость, выразительность и точность.
свет.

Конец формы

а в ге ё з й к л м н о п р с т у ы я

7). Игра «Кто быстрее»

По признакам догадайтесь, что это за предмет и впишите в клеточки. После коллективной работы выдаются каждому учащемуся индивидуальные карточки и по команде дети выполняют в них подобное задание. Кто быстрее отгадает слова, тот победитель.
Спелое, сочное, круглое… яблоко

Зелёный, зубастый, хищный… крокодил

Круглое, умное, весёлое… лицо

Многоводный, Тихий, Индийский… океан
Гимнастика для глаз.
8). Творческая работа.

Прочитайте текст. Как он выглядит? (Сухо, бедно, неинтересно, невыразительно, научно).

Почему?

Что нужно сделать, чтобы это стало художественным произведением?

Добавьте имена прилагательные.

(Дети выполняют это задание на диске Папка №4, задание.4.6.

Получи связный текст, заполнив пропуски подходящими по смыслу именами прилагательными. Пропущенное слово, составь из букв, которые есть внизу. 4. Домашнее задание.

Диск. Папка №5, задание 5.3. Найди подходящие по смыслу варианты.

Выдели правильные ответы.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы
5. Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

Пригодятся ли вам знания, полученные на этом уроке, в будущем? В каких случаях?

Чьи ответы на уроке вам особенно понравились? Почему?

Мильто Ирина Анатольевна

учитель начальных классов МБОУ «СШ № 15»

г. Нижневартовск ХМАО – Югра

публикация материала по теме: « Работа над словами с непроверяемыми написаниями».

Работа над словами с непроверяемыми написаниями.

Учить словарные слова легко и интересно! – это мой девиз.

Много хлопот доставляет учителям начальных классов изучение словарных слов. Зачастую они, обратив внимание детей на особенности написания слова и подчеркнув нужные буквы, предлагают записать его в словарик и запомнить, как оно пишется. Но память нередко подводит маленьких школьников, так как никакими методами запоминания они ещё не владеют, и не каждый учитель может их этим методам научить. Конечно, есть немало творчески работающих учителей, которые стараются разнообразить процесс изучения словарных слов: подбирают стихи, пословицы и поговорки, вводят эти слова в контекст занимательного содержания и т.п. Но, к сожалению, результаты и в этих случаях не всегда соответствуют ожиданиям.

А между тем есть метод, который поможет справиться с данной проблемой. Основан он на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания.

В этой статье представлены два варианта работы со словарными словами и указаны некоторые хитрости, которые могут быть полезны учителям начальных классов, работающим по различным УМК..

I вариант

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, то есть оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.

Кроме того, следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

1) установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
4) образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Все эти условия соблюдаются при запоминании словарных слов предлагаемым способом. Суть его состоит в том, что ребёнок, для того чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.

Указания для учителя.

1. Назвать слово, которое необходимо запомнить, записать его на классной доске.
2. Выяснить, понятен ли смысл слова детям.
3. Дать установку на запоминание.
4. Отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании.
5. Записать слово печатными буквами.
6. Предложить детям в тетрадях сделать рисунки на "трудных" буквах, опираясь на смысл слова.

II вариант

Словарные слова запоминаются при помощи системы "связей", которая заключается в следующем:

1) запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
2) объединенные в группы предметы должны "оживать", "двигаться".




Мой товарищ вскопал лопатой грядки, посадил ягоды, будет хороший урожай.

Голова человека, лопата и корзина с ягодами напоминают букву о.

Был месяц июнь. Заяц положил на язык землянику.

Перевернутая буква я – голова зайца с ушами, ягода земляники.

И последнее, о чём хотелось бы сказать. Желательно такие задания давать не очень часто (примерно 3-4 раза в год), в остальное время можно использовать другие эффективные игровые задания. Лучше предлагать детям не все сразу картинки, а только одну. Тогда она воспринимается как праздник. И конечно, выполненное задание необходимо проверить и оценить (при этом отметка не всегда нужна).

В этой работе предлагается несколько "Волшебных картинок", в приложении - то, что должно получиться.



Я старалась использовать разные находки, постоянно экспериментировала. Делала всё для того, чтобы ребята лучше запомнили орфограмму. Использовала разные приёмы, целью которых было «усилить орфограмму».

«Усилить орфограмму» - значит сделать более ярким, или «уярчить» то место в слове, которое трудно запоминается или легко забывается. «Усиление» требует большой творческой активности учащихся.

Этапы работы по «усилению».

1)Выделение трудной орфограммы.

2) Постановка перед учащимися проблемы: как «уярчить» орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти?

3) Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления».

4) Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.

5) Выбор каждым учащимся индивидуального приёма запоминания.

Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму, привлечь к ней особое внимание.

Поговорим подробнее о некоторых эффективных способах «усиления» орфограммы.



Заучивание обобщённым способом;

Возвращением в забытую этимологию слова.

БОГАТЫЙ – слово связано со словом БОГ. Прежнее значение слова было таково: «наделённый свыше всякими благами счастливец».

Никогда нельзя оставлять без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встретившегося в учебнике «Русский язык». Необходимо учить видеть такие слова в рассказе, стихотворении, притче, научной статье, находить им объяснение, записывать в индивидуальные словарики. Коротко о последнем. Индивидуальный словарик есть у каждого ученика, только у одного он посолиднее (слов больше), а у другого – потоньше. Откуда записывают ученики слова? Из учебника, из журнала, книги из библиотеки, из любого текста, прочитанного ими, из стихотворений и т.д. Слова можно записывать коллективно и индивидуально, иногда дети могут работать парами или в группах. В нашем классе практикуется работа в библиотеке. Для написаний сочинений дети собирают материал из детских журналов, выписывают стихотворения, различные образные сравнения. При выполнении такой работы у ребят появляется множество вопросов по поводу объяснения непонятных слов. Все вопросы разбираются, толкование слов записывается или зарисовывается. Главное, чтобы такая работа была систематической или хорошо организованной. Ведь всем известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

За индивидуальными словариками всегда слежу, проверяю, иногда поощряю лучших учеников. Один раз в неделю дети обязательно работают с карточкой, на которой написаны слова с пропущенной гласной, взятые из индивидуального словарика.

При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа проводится в такой последовательности: чтение слова с доски, обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, проговаривание слова вслух. Письмо слова в тетрадях или словариках, разбор слов, этимологический анализ (если есть возможность и необходимо), составление с данными словом словосочетания, предложения (устно или письменно).

Работу по учебнику увязываю с изучением трудного слова. Сначала ученики под моим руководством, а потом и сами находят в тексте трудные слова, подбирают к ним родственные, составляют предложения.

На уроках русского языка ежедневно несколько минут уделяется словарной работе. По мере возникновения трудностей происходит работа, направленная на то, чтобы объяснить детям значение слов. Для этого используются иллюстрации, материал из словаря.

Как и другие учителя, широко использую словарные диктанты, состоящие из отдельно взятых слов и словосочетаний, обязательно включаются слова изученные ранее. Диктую или дети сами подбирают слова, словосочетания по темам, охватывающим многие стороны жизни людей, животных: птицы, овощи, город, магазин, столовая, сад, библиотека, завод, одежда, огород, мебель, комната и т.д. Например, по теме «Птицы»: сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, дятел, свиристель; по теме «Магазин»: молоко, творог, масло, макароны, мясо, сахар, компот; по теме «Школьная жизнь»: девочка, дежурный, завтрак, карандаш, классная комната, календарь, коллектив, ребята, тетрадь, товарищ, ученик, ученица, экскурсия и др.

В классе есть стенд «Запомни эти слова». На нём помещаются слова, соответствующие теме урока или те слова, в которых дети допускают больше ошибок.

Для активизации словарной работы использую загадки. Множество загадок принесли для уроков ребята. С помощью совместного творческого труда мы оформили папку, в которую вошли самые интересные. Например:

В сенокос – горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка? (Рябина).

Зимой спит,

Летом ульи ворошит. (Медведь).

Непоседа пёстрая

Птица длиннохвостая.

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока).

Порой на помощь приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами. Вот учатся дети писать правильно слово «лимон». На доске – стихотворная шутка Г. Сапгира «Ли-мон».

Что за ли?

Что за мон?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут:

Лимон… -

Сразу станет кисло.

Две первые строчки легко и быстро запоминаются, и в перемену только и слышно: «Что за ли? Что за мон?» Значит, в этом слове ошибок не будет.

Можно предложить детям собрать слова:

СОРО ЯЦ

МЕД КА

ЗА БЕЙ

ВОРО ВЕДЬ

ВОРО НА

Ребята собирают слова, обозначают ударение, определяют безударную гласную, составляют с полученными словами предложения.

Чем больше я изучала педагогическую литературу по данному вопросу, тем больше открывала для себя нового и интересного. Это позволяло разнообразить работу над словами с непроверяемыми написаниями. Можно, например, выписать все слова с непроверяемыми написаниями, сгруппировав их по написанию на: о. а, и, е, я и др. С этими словами отдельно на каждую вышеуказанную букву можно составить (нарисовать) сюжетные картинки. Каждая картинка включает в себя предметы, обозначенные словами с « о», с «а», с «и», с «е», с «я» и т.д. Все предметы, обозначенные словами, включены в композицию.

Я старалась, чтобы было охвачено как можно больше слов. Например, в одной из картинок нарисована портниха. С ней связаны слова на «о»: пуговица, портниха, костюм, одежда, косынка, голубая, колени, коричневый. Текст может быть примерно такой:

Нарисована портниха. На голове у неё голубая косынка. Она в лёгкой одежде, на коленях у неё коричневый костюм. Портниха пришивает к костюму пуговицу.

Все слова группируются вокруг слова портниха, она для них является как бы главным, но и между собой.

Считаю, что нет необходимости придерживаться в работе над словами с непроверяемыми написаниями того количества и только тех слов, которые намечены программой в каждом классе. Такой подход будет только препятствовать составлению композиции и, следовательно, развитию речи младших школьников.

Предлагаемая работа с картинкой развивает у детей наблюдательность, зрительную память, трудолюбие, воспитывает интерес к рисованию, к поиску нового.

Как же проводить работу с картинкой? По сюжетной картинке, опираясь на зрительную память, дети должны были запомнить расположение предметов и определённое количество слов (количество слов для запоминания устанавливается с учётом уровня подготовленности учащихся). К уроку я приготовила картинку, плакат с напечатанными словами. Учащиеся читали слова из первой части списка слов, помещённых на плакате. После каждого прочитанного слова дети находили на картинке предмет, выраженный этим словом. В начале работы обращала внимание на связь слов (предмет), на то, что является главным. Затем проводилось запоминание слов на плакате и предметов, расположенных на картинке. На это отводилась одна минута.

После такой работы ученик становился перед классом спиной к картинке и списку слов, называл предметы. При назывании предметов ученик чётко произносил в словах выделенную букву. Все дети внимательно следили за ним. При закреплении учащиеся свою работу дети заканчивали дома. Эта работа велась в течение всего учебного года.

Сюжетные картинки и слова к ним висели в классе до конца учебного года. Какие же виды работ я проводила в классе? Приведу их: дети называли слова, писали в тетрадях слова, называющие данными словами по содержанию картинки, составляли связные рассказы по картинке, включая в них слова с непроверяемыми написаниями и др.

При выполнении всех видов работ дети не отклонялись от содержания данной картинки и стремились к тому, чтобы лучше запомнить и содержание, и слова, называющие предметы на картинке.

На рисунке, например, изображены предметы, обозначенные словами с буквой «я»: заяц, земляника, лягушка, ягнёнок, язык. По картине, используя данные слова, дети составляют рассказ.

Ночь. На небе месяц. Лягушка высунула язык. Она охотится. Заяц испугался. Бродит заблудившийся ягнёнок. В траве растёт земляника.

Аналогичная работа проводится и по картинке, где изображены предметы, обозначенные буквой «а»: базар, баранина, вагон, галоши, газета, завод, завтрак, запад, канава, календарь, квартира, капуста, карандаш, карман, картинка, картофель, кастрюля, комната, магазин, малина, машина, народ, пальто, пианино, плакат, платок, работа, рабочий, растение, салат, сапоги, стакан, тарелка, трамвай.

Успешность усвоения младшими школьниками правописания словарных слов зависит от того, насколько внимательно учитель относится к орфографической работе в классе, умеет ли он выстроить систему словарно-орфографической работы и своевременно проконтролировать её результативность.

Я провела систематизацию упражнений, с помощью которых эффективно проводится работа над словами с непроверяемыми написаниями. У меня получился следующий перечень упражнений:

Упражнения на толкование (или уточнение) значений слова. Чтобы получить желаемый результат, необходимо убедиться, что ребёнок понимает значение изучаемого слова.

Упражнения, направленные на работу с рядами однокоренных (родственных) слов, их толкование и активизацию.

Упражнения, цель которых наблюдение за правильным написанием слова, выявление «ошибкоопасных» мест: чтение, звуко-буквенный анализ, устное проговаривание, комментирование и т.д. Эти упражнения нацелены на создание у учащихся зрительного образа словарного слова.

Упражнения, направленные на запоминание словарных слов: заучивание скороговорок, рифмованных строчек, вставка пропущенных букв, подчёркивание орфограмм, списывание, проверка по словарику и др.

Упражнения с тематическими группами слов, например, названиями дней недели, месяцев года, названия овощей, фруктов и др. Такая работа направлена не только на выработку орфографических навыков, но и развитие логического мышления, расширение лексикона детей.

Упражнения, в которых содержатся грамматические задания (определить род, число, падеж имён существительных и прилагательных; время, спряжение, число, лицо глаголов).

Отгадывание загадок, отгадками которых являются изучаемые словарные слова, самостоятельная запись этих слов.

Занимательные упражнения в виде кроссвордов, головоломок, ребусов. Такие упражнения помогут оживить, разнообразить уроки, сделать их более интересными, тем самым активизировать внимание учащихся.

Упражнения на исправление неправильных написаний. Учащимся предлагается попробовать себя в роли учителя, найти неправильные написания и исправить их.

Упражнения, направленные на контроль за усвоением учащимися орфографических навыков.

Там, где это возможно, широко используются задания на обогащение словарного запаса учащимися различными лексическими средствами русского языка – синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами.

Для меня очень важно, чтобы большая часть упражнений носила комплексный характер, т.е. направлена на отработку умения ставить и решать орфографические задачи.

Обращение к истории слова нередко позволяет мотивировать его современное написание. Этимологическая справка, информация о происхождении слова помогает детям запомнить слова с непроверяемыми написаниями.

Учителю следует помнить, что умение сознательно, путём рассуждений решать орфографические задачи – это лишь необходимая предпосылка грамотного письма. Для того, чтобы стать фундаментом речевой деятельности, письмо без ошибок должно достичь автоматизма. Автоматизм навыка формируется в результате многократных повторений действия, другими словами, в результате многократных практических упражнений.

Выбрав тему для творческого отчёта, я чётко понимала, что работу придётся начинать с «нуля». Если для работы со словами с непроверяемыми написаниями, указанными в конце учебника, у меня был собран определённый материал, то слова православной лексики мы постигали вместе с детьми. Порой, творческие идеи возникали по ходу объяснения значения того или иного слова. Я старалась нарисовать «слово», придумывала свои небольшие хитрости. Буквально по крупицам собирала нужную информацию. В методике работы с православным словарём мало материала, так необходимого учителю. Правда, существуют словари, но информация в них чаще всего рассчитана на взрослого человека. Много новых идей я взяла из детских православных журналов, приходилось много времени проводить в библиотеках. Теперь у меня накопилось немало интересного и полезного, но останавливаться на достигнутом я не собираюсь.

Организуя всю эту работу, я преследовала следующие цели: сделать работу над словами с непроверяемыми написаниями основой для развития речи учащихся и повышения их грамотности, связать её с различными видами работ по развитию речи и по изучению грамматики, сделать её более интересной, привлекательной.

Систематическая словарно-орфографическая работа в начальных классах, организованная с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, не только обеспечивает повышение орфографической грамотности детей, но и способствует развитию их словарного запаса, усвоению норм лексической сочетаемости слов русского языка, развивает логическое мышление, прививает интерес к процессу обучения и воспитывает. К такому выводу я пришла в ходе огромной и кропотливой работы по развитию речи в данном направлении.

Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся, так как механическое запоминание слов малоэффективно.

Условия, обеспечивающие эффективность этой работы следующие:

  • активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;
  • обучающий характер учебной деятельности;
  • регулярность в работе над словарными словами.

Все непроверяемые написания можно разделить на три группы:

  • непроверяемая безударная гласная в корне слова (например, “февраль , иней ”);
  • двойные согласные (например, “класс , расстояние ”);
  • непроверяемые согласные в корне слова (например, “чувствовать , космонавт ”).

В обучении письму непроверяемых слов я применяю следующие методы и приемы:

а) метод языкового анализа - приемы звуко-буквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания;

б) зрительное запоминание - приемы зрительного диктанта, списывания с различными заданиями, проверки слов по словарику, использования плакатов или таблиц, выделения орфограмм другим цветом, подчеркивания их в тетрадях, повторного письма слов;

в) сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий домашних животных: “корова ”, “лошадь ”, “собака ”), однокоренных слов (“рабочий , работа , работать ”), форм слова (“стакан - стаканы ”) сравнение по значению (“машина - машинка ”, “деревня - город ”, “мороз - жара ”), пример противопоставления (“учебник , ученик ” - “учитель ”) и т.п.;

г) сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов : различные виды слуховых диктантов. В слуховом диктанте пишущий воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в буквенный, графический комплекс и записывает;

д) составление словосочетаний (синтез) с трудными словами , выработка словесных ассоциаций: “пальто ” - “осеннее пальто ”, “надел пальто ”, “пальто велико ”; “сорока ” - “сорока-болтунья ”, “белобокая сорока ”, “заметили сороку ”, “сорока улетела ” и т.п.;

е) составление предложений с трудными словами , включение их в сочинения и изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи;

ж) занимательные формы работы : включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы; отгадывание загадок; проведение викторин, конкурсов: кто знает больше слов на букву С, на букву К, больше слов с безударными гласными и т.п.

На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом его предшествовала показу написания этого слова на карточке, доске. Нельзя забывать и об упражнениях в подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести как с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах, так и с целью обогащения словарного запаса учеников. Знакомство учащихся с изучаемым словом желательно в начале урока, для того чтобы в дальнейшем включить его в упражнения.

Приведу пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся при ознакомлении с правописанием изучаемого слова.

1. Учитель предлагает учащимся рассмотреть картинку с изображением предмета (например, облако). Ученики называют видимый предмет словом, осознают его значение. Можно избрать и другой вариант начала работы над словом: учитель читает одну из загадок, дети отгадывают ее, объясняют отгадку к загадке. Изучаемое слово может быть выделено из написанного текста или текста, воспринятого детьми на слух.

2. Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.

3. Затем учащиеся изучают написанное на доске слово. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.

4. Учитель предлагает решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверять при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова? Далее школьники записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.

5. Под руководством учителя дети подбирают к изучаемому слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом.

6. С любым из однокоренных слов учащиеся составляют свое предложение.

Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих.

    Вид работы:

    Педагогика

  • Формат файла:

    Размер файла:

Работа со словами с непроверяемыми написаниями. Приемы ассоциативной связи при работе со словарными словами

Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.

Помощь в написании работы, которую точно примут!

Муниципальное образование Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №12 села Киевского

Работа со словами с непроверяемыми написаниями. Приёмы ассоциативной связи при работе со словарными словами

Винокурова Наталья Викторовна

Введение

В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыка функциональной грамотности. От того, насколько полно будут сформированы эти навыки в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.

Написание словарных слов - это одна из проблем, с которой сталкиваются ученики в начальной школе.

Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают в словарь. Наблюдения показывают, что учащиеся, переходя из класса в класс, допускают ошибки в написании слов с непроверяемыми гласными.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.

Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Поэтому в работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

Работу по усвоению строю в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

Виды работы над новым словом

Первым шагом в этой работе является введение нового слова. На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы.

Предъявление слова.

В настоящее время использую следующие способы:

чтение загадки, отгадывание её учащимися (Приложение 1);

рассматривание предметной картинки (из набора «Картинный словарь»);

описание признаков предмета или предъявление слова-синонима;

зачитывание значения слова из «Толкового словаря» (Приложение 2).

Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем учащиеся начинают работать над так называемым «слуховым» образом слова.

Работу над слуховым образом слова я провожу с участием детей. Ученики проговаривают слово хором, затем по одному, без выделения слогов, определяют «трудное» место.

Считаю это важным элементом для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Как известно, дети лучше запоминают то, что, каким кажется они нашли сами. Если дети умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс написания становится для них более осознанны.

Затем слово произносится по слогам, определяется ударный слог.

Запись слова с «окошком».

После определения ударного и безударного слогов, слово записывается в тетрадь. При этом дети должны показать «трудное» место точкой или «окошком»: б.рёза.

Работа над «зрительным» образом слова

Ученики могут определить нужную букву, обратившись к орфографическому словарику. Это будет способствовать накоплению опыта работы со словарями, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы использую элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).

Как пишет М.Р.Львов, «иногда написание, считающееся традиционными непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка» (Львов М.Р. - Правописание в начальных классах. - М. - 1990).

Думаю, что обращение к истории слов помогает детям в изучении орфографии отдельных слов (Приложение 2).

Таким образом, на этапе введения нового слова работа над непроверяемым написанием включает в себя: устное предъявление слова, постановку орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы, выбор способа решения и собственно задачи, в том числе с использованием этимологического анализа. Завершающий шаг -запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.

Работа над запоминанием слова

При работе над «словарными» словами определённую трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова. Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Следовательно, упражнения должны опираться на различные виды памяти. Для закрепления правильного написания словарных слов, в своей работе использую различные виды упражнений.

Запись слов по алфавиту.

Знание детьми алфавита использую при работе со словами с непроверяемыми написаниями. Записываю на доске несколько словарных слов и предлагаю записать эти слова в тетрадь, расположив их по алфавиту. Например, на доске даются слова: город, работа, карандаш, ученик, молоко. Дети записывают, подчёркивая непроверяемые орфограммы: город, карандаш, молоко, работа, ученик.

Постепенно задания усложняются. Детям предлагается записать слова, придерживаясь алфавитного расположения не только первой, но и последующих букв. Например, на доске предложены слова: багаж, батон, билет, берёза. Учащиеся записывают: багаж, батон, берёза, билет.

Затем детям предлагаются более сложные задания. На доске записываю слова: азбука, газета, герой, пенал, апельсин, помидор, автобус, горох, пирог. Дети должны записать слова в три столбика, расположив в каждом слова по алфавиту:

Автобус газета пенал

Азбука герой пирог

Апельсин горох помидор

Выборочный диктант или выборочное списывание (Приложение 3).

Исходный этап в работе над словами с непроверяемыми написаниями - обучение учащихся умению находить эти слова в тексте. Поэтому на уроках часто провожу выборочные диктанты или выборочное списывание. Для этого использую тексты из учебников, или специально подбираю небольшие тексты, предложения и группы слов, в которых встречаются словарные слова.

При проведении выборочного диктанта, читаю вслух текст, а ученики записывают слова с непроверяемыми написаниями. При проведении выборочного списывания текст читается детьми (из учебника, с доски) и словарные слова записываются из текста.

Этот вид работы можно усложнить. Предлагаю детям записать в один столбик слова с непроверяемыми безударными гласными, а в другой с проверяемыми безударными гласными, написав в скобках проверочные слова.

В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми написаниями, но и закрепляют правописание тех и других.

Выборочный ответ (Приложение 4).

Недавно я стала использовать в своей работе элементы программированного обучения, в частности выборочный ответ. Предлагаю ученикам карточки со словарными словами, в которых пропущены буквы. Здесь же есть несколько ответов, один из которых правильный, а остальные неправильные. Ученик должен выбрать правильный ответ.

Группировка и запись слов по орфографическим признакам

Этот приём состоит в том, что учащиеся должны записать слова по группам в соответствии с орфографическими особенностями слова. Например: предлагаю ученикам слова: берёза, берег, воробей, малина, город, вагон. Дети должны записать их столбиками: в один столбик слова с безударной гласной а, в другой - с безударной гласной о, в третий - с безударной гласной е.

Ученики записывают

а о е

малина город берёза

вагон воробей берег

Подбор однокоренных слов - других частей речи (Приложение 5).

При изучении и повторении частей речи предлагаю учащимся задания на образование одних частей речи от других. При этом использую слова с непроверяемыми написаниями. Например, дети получают карточку с именами существительными. Они должны написать рядом однокоренные имена прилагательные.

Сопоставление и запись слов с «противоположными» орфограммами.

Здесь имеются в виду слова типа рассказ - посуда (сс - с).Учащиеся получают перфокарту с написанными словарными словами и должны вставить одну или две согласных (Приложение 6).

Подбор и запись синонимов и антонимов.

Одним из эффективных приёмов словарно-орфографической работы является подбор учащимися слов, близких и противоположных по значению.

Например, предлагаю детям подобрать синонимы к существительным метель, граница, Отечество. Дети подбирают синонимы и подчёркивают непроверяемые гласные:

Метель - вьюга, пурга, буря.

Граница - рубеж, край, предел.

Отечество - Родина, Отчизна.

Аналогично подбираем антонимы. При изучении глаголов ученики записывают:

Работать - отдыхать, праздновать.

Мешать - помогать.

Образцы такой работы даю в классе, а дома дети завершают работу.

Составление предложений с данными словами

Сочинение по опорным словам.

Близко к предыдущему виду работы стоит сочинение по опорным словам. Оно может быть использовано в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Ученики получают задание написать сочинение на тему «Мой класс», используя слова: ученик, учительница, тетрадь, дежурный, весело, хорошо.

Замена описательных оборотов словами-синонимами (Приложение 7).

При использовании этого приёма предлагаю вместо описательного оборота подобрать соответствующее ему по значению словарное слово. Описательные обороты читаю вслух, дети записывают словарное слово в тетрадь. Иногда записываю на доске описательные обороты, а рядом с ними словарные слова. Дети выбирают соответствующие слова и записывают их рядом с описательными оборотами.

Для закрепления правописания слов с непроверяемыми орфограммами использую кроссворды. Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала, в частности важнейших орфограмм начального курса русского языка. При работе с кроссвордами за ребёнком всегда остаётся право заглянуть в словарь и вспомнить написание слова.

Дети очень любят разгадывать кроссворды. Это позволяет повторить написание большого количества слов за короткое время.

Игра «Слово-змейка».

При повторении словарных слов, предлагаю детям записать 5-7 слов в таком порядке, чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего. Например, берёза, арбуз, завод, деревня, яблоко, обед

Игра «Угадай слово» (Приложение 9).

Дети с большим интересом работают со словарными словами, если задание предлагать в виде игры. При закреплении написания словарных слов использую игру «Угадай слово».

Детям предлагаю слова с пропущенными гласными или согласными буквами. Иногда даю набор букв, из которых можно составить словарное слово. Ученики определяют слово и записывают его в тетрадь. Например, чтль (учитель), ао (завод, народ), ооомлк (молоко).

Картинный диктант

слово непроверяемое написание методика

Этот вид работы использую на всех этапах работы со словарными словами: при знакомстве с новыми словами, для закрепления написания изученных слов, при проверке усвоения учащимися слов с непроверяемыми написаниями.

Для запоминания слов использую разные формы проведения картинного диктанта. Например, записываю на доске несколько слов с непроверяемыми написаниями и предлагаю детям их прочитать. Затем слова закрываю и показываю картинки из набора «Картинный диктант». Если название изображённого предмета совпадает с записью на доске, ученики записывают слово в тетрадь. После этого слова открываются и проверяется написанное детьми.

Провожу картинный диктант в виде игры «Что лишнее?» Вывешиваются картинки на какую-либо тему («Овощи», «Птицы», «Мебель» и т.д.), а одна картинка этой теме не соответствует. Учащиеся должны определить лишнее слово и записать все слова в тетрадь.

Мои ученики любят устный картинный диктант. Показываю картинку. Дети поднимают карточку с гласной буквой, которую надо писать в этом слове.

Диктант-игра «Кто больше запомнит»

Для повышения орфографической грамотности учащихся провожу словарный диктант «Кто больше запомнит», предложенный Л.П.Федоренко. Методика его проведения такая; читаю один раз цепочку из 2-3 словарных слов или демонстрирую её на доске в течение 9-15 с. Затем делаю паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читаю новую цепочку из 3 слов и опять делаю паузу. Так происходит несколько раз, пока дети не запишут 10-12 слов. После написания учащиеся подсчитывают друг у друга количество слов. За правильно написанное слово начисляется по одному баллу, а за пропущенное или заменённое слово и за каждую орфографическую ошибку по штрафному баллу. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

Систематическое проведение данного вида работы со словами с непроверяемыми написаниями способствует развитию памяти учащихся. При этом совершенствуется речевая память школьников, что сказывается не только на запоминании цепочек слов, но и на увеличении длины предложений в сочинениях и изложениях.

Работа со «Словарём».

При работе со словами с непроверяемыми написаниями, учу детей работать со «Словарём», помещённым в учебнике «Русский язык». Предлагаю детям следующие задания:

Выписать слово на тему «Птицы», «Школьные вещи» и др.;

Выписать слово, состоящее из одного корня и окончания, слово к схеме;

Найти 5-6 слов с безударной гласной о (е, и, я) в корне;

Выписать слова с парной согласной на конце;

Выписать слово, состоящее из двух (трёх) слогов;

Выписать самое длинное (самое короткое) слово;

Выписать слова, в которых есть только мягкие (только твёрдые) согласные звуки;

Выписать слова с сочетаниями -оло-, (-оро-, -ере-);

Выписать слова, к которым можно подписать имена девочек (мальчиков);

Выписать слова с ударением на первом (втором, третьем) слоге;

Выписать имена прилагательные (глаголы);

Выписать слова, к которым можно подобрать однокоренные имена прилагательные (глаголы).

Для проверки усвоения написания слов использую индивидуальные карточки с пропущенными буквами и словарные диктанты, которые провожу каждую неделю в специальных блокнотах.

Приём ассоциативной связи при работе со словарными словами

Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.

Для организации эффективной деятельности учащихся по запоминанию написания словарных слов я предлагаю использовать приём ассоциативного запоминания словарных слов, как один из действенных приёмов, дающий прекрасные результаты.

Идею использования приёма ассоциативного запоминания я разработала на основе рекомендаций А. Погодиной, О.Л.Соболевой, В. Агафонова.

Работа по усвоению слов с непроверяемым написанием приёмом ярких ассоциаций способствует прочному запоминанию словарного слова и развитию творческих способностей учащихся. Алгоритм ассоциативного запоминания работает на развитие альтернативного мышления ребенка, развивает его способность к самоанализу, учит понимать самого себя, прислушиваться к себе.

Для обеспечения результативности использования данного приёма необходимо соблюдать следующие педагогические условия, способствующие развитию орфографической зоркости в ходе словарной работы на основе подбора ассоциативных образов:

систематичность (от урока к уроку, от класса к классу);

использование заданий проблемно-поискового характера и игровых форм, направленных на усвоение и углубление знаний учащихся по лексическому значению и составу слова;

систематическое применение опорных таблиц, составленных на основе вариантов ассоциативных образов.

Данная методика включает традиционные приемы работы со словарными словами, дополненные приемами создания и использования ассоциативных образов. Основу ассоциативной методики запоминания составляет активная учебная деятельность младших школьников.

Суть приёма: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Ассоциативное запоминание помогает согласовывать различные каналы восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический.

При знакомстве с новым словарным словом работу на основе приёма ярких ассоциаций рекомендую проводить в определённой последовательности:

)предъявление словарного слова;

)объяснение лексического значения слова;

)постановка ударения;

)подчеркивание слога, который вызывает трудности при написании;

)запись в словарь с выделением (размером, цветом, рисунком) сомнительной орфограммы;

)нахождение ассоциативного образа, связанного со словарем, и запись его напротив словарного слова в словаре с выделением (размером, цветом, рисунком) одинаковых букв;

)изображение словарного слова, объединенного с ассоциативным образом (рисунок, пересечение слов через сомнительную орфограмму), т.е. работа по опоре;

)прочитывание словарного слова и четкое воспроизведение вслух найденного ассоциативного образа (по словарю и по опоре) с представлением их объединения и связывающей их сомнительной орфограммы;

)составление и запись предложений с новым словарным словом с выделением в словарном слове цветом сомнительной орфограммы, подбором родственных слов.

К ассоциативному образу предъявляются следующие требования:

)Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-либо признаком.

Сл. слово ↔ Ас. образ

Ассоциативная связь может быть по:

действию;

материалу;

количеству;

месту расположения;

звучанию;

назначению и т.д.

Ассоциативная методика имеет также и другие виды:

Приём графических ассоциаций (запоминание на основе ярких рисунков, которые опираются на смысл и орфограмму слова).

Приём фонетических ассоциаций (метод В. Агафонова). Приём графических ассоциаций просто не может не понравиться детям. Для того, чтобы запомнить словарное слово, ребенок выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудности в написании, либо надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву.

Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.

Приём графических ассоциаций больше других нравится детям. При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слово Магнит, то на картинке должны быть и сам магнит, и буква "А".

Эта картинка хорошо запоминается и легко вспоминается. Не стоит бояться, что каждый раз придется повторять этот путь; сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и лишь затем правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно, без промежуточного вспоминания картинки.

Приём фонетических ассоциаций предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. Например, слово завтрАк. Созвучное ему слово рАк. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится - на завтрак раки. Придуманная фраза хорошо звучит и хорошо представляется, также может сопровождаться рисунком. Или, например, инженер - Женя - инженер, тарелка - тарелка-это тара.

Можно воспользоваться чудесной образной памятью детей и придумать для словарных слов свои правила - «неправильные». А можно это сделать с помощью ассоциаций, чтобы активно заработала эмоционально-образная память.

Принцип работы заключается в следующем: запоминаемое слово связываем с другим, в котором «проблемная» буква сомнений не вызывает. И по звучанию это слово должно быть похоже на словарное. Ассоциативная связь обыгрывается в стихотворении, сказке, загадке или шараде, и у словарного слова появится «приемный родственник», который поможет выделить и прочно запомнить нужную орфограмму. Чем такая связь между словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания.

Возьмем, например, слово газета. Как запомнить, что оно пишется через «а», а не «о»? Подберем для него «приемного родственника» - слово газ. В этом слове звук «а» - ударный и написать здесь «о» просто невозможно. А само слово совпадает с первой частью слова газета. Осталось только связать их между собой.

При таком подходе дети легко запомнят словарные слова, будут правильно использовать их в речи, расширят свой словарный запас, будут развивать ассоциативное мышление. Кроме того, работая по этой методике, учащиеся будут получать удовлетворенность от проделанной работы.

Предлагаю несколько приёмов ассоциативной связи составленной в совместной деятельности с детьми на уроках русского языка. (Приложение 9).

автомобиль - машина тоже, две буквы о - как два колеса, на них она встанет, и ехать сможет.

алфавит - В азбуке есть алфавит,

Первым аист там стоит.

В алфавите буква «А»

Самой первой быть должна…

В греческом алфавите первая буква- альфа.

Результативность использования данной методики работы со словарными словами

С 2007 года я в своей работе регулярно использую данную методику.

С каждым годом возрастает безошибочность написания словарных слов.

Диагностика запоминания словарных слов

2 класс (2007-2008гг)3 класс (2008-2009гг)4 класс (2009-2010гг)Написали без ошибок83 %87 %93 %Допустили ошибки17 %13%7 %

Наблюдается стабильность успеваемости учеников по русскому языку

2 класс (2007-2008гг)3 класс (2008-2009гг)4 класс (2009-2010гг)качество525655СОУ505250

В процессе такой работы над словарными словами у учеников формируются УУД.

Познавательные:

)умения перерабатывать информацию для получения нового продукта;

)преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

)умения доносить свою позицию до других;

)умения понимать другие позиции (пытаться принимать другую точку зрения);

Регулятивные:

)решение проблемы творческого и поискового характера.

Таким образом, метод ярких ассоциаций позволяет осуществлять яркое, образное изложение материала, активизировать воображение учащихся, способствует развитию познавательного интереса. Запоминание слова с непроверяемой орфограммой на основе подбора ярких образов позволяет быстрее и без перегрузки добиться более высоких показателей.

Метод ярких ассоциаций отвечает требованиям проблемного обучения, так как организуется активная мыслительная работа, требующая установления сходства и различия, выявления причинно-следственных связей.