Конспект занятия "Дифференциация согласных ч-щ. Правописание ча-ща". Тема: дифференциация согласных сь, щ Дифференциация ч и щ конспект занятия
Елена Лесникова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Щ], [Ч]»
Тема : «Дифференциация звуков [Щ] , [Ч].
Задачи :
1. Упражнять в дифференциации звуков [Щ] , [Ч] в словах; упражнять в умении изменять слова с помощью суффиксов –чк и –ищ;
2. Развивать чувство ритма.
3. Воспитывать активность, дружелюбие.
Место проведения : группа.
Количество детей : 8 человек.
Методы :
Словесный (рассказ, диалог)
Наглядный (демонстрационный материал, игрушки)
Игровой (игровая ситуация)
Практический (самостоятельная деятельность детей, действия с предметами)
Приёмы :
Организация детей на занятие ;
Активизация умственной деятельности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность, проблемная ситуация) ;
Активизация словарного запаса математическими терминами;
Использование ТСО;
Оптимальное использование демонстрационного материала.
Материал :
демонстрационный : Игрушки, буквы.
раздаточный : картинки со звуками .
Дети встали в круг.
Игра «Доброе утро»
В : Ребята посмотрите кто пришел к нам сегодня в гости. Тихонько присаживайтесь и не только послушайте одну историю, но и поучаствуйте в ней.
Жил был в одном городе мальчик. У него было необычное имя - Чук. На день рождение Чуку подарили щенка.
Пока мальчик радуется своему новому другу мы с вами определим первые звуки в словах Чук и щенок. Назовите эти звуки ?
В : Саша?
С : Это звуки[ Ч ]и [Щ] .
В : Правильно это звуки[ Ч ]и [Щ] .
Дайте характеристику звука [ Ч ]
Какой он? (гласный или согласный)
Почему он согласный Миля?
М : Потому что при произношении согласных при выходе воздушной стуи мешает язык и зубы.
В : Скажите ребята звук [Ч] твердый или мягкий Сережа?
С : Он всегда мягкий, глухой.
В : правильно (вывешивают на доску звук [Ч] )
В : А сей час дайте характеристику звуку [Щ] .
В : Какой он Никита?
Н : Согласный.
В : Почему?
Катя : Потому что при произношении звука [Щ] при выходе воздушной стуе мешает язык и зубы.
В : Какой он твердый или мягкий Вова Д. ?
В : Всегда мягкий, глухой.
В : Ребята скажите а что у них общего?
Д : Они согласные, всегда мягкие, глухие.
В : Молодцы.
В : Чуку очень хотелось показать вам своего щенка и он пригласил вас в гости. Пока он прихорашивал своего щенка и при этом говорил :
Взял я щетку и растческу
Расчешу щенку я шерстку.
В : Ребята давайте вместе с Чуком повторим стишок (дети повторяют все вместе, а затем попросить повторить 2 детей индивидуально, на слайде стих)
В : Кто внимательно слушал и назовет мне 2 слова со звуком [Щ] , 2 слова со звуком[Ч] .
Дети : Щенок, щетка, расчёску, расчешу.
В : правильно.
В : Ребята щенок маленький и многого боится, поэтому надо вести себя спокойно. А самое главное он хочет с вами познакомиться, но вы должны называть свои имена так, чтобы в них слышался звук [Ч] . например : не Лена, а Леночка. (Дети называют свои имена) .
В : Посмотрите щенок веляет хвостиком, значит ему приятно с вами познакомиться.
В : А сейчас щенок хочет с вами поиграть в игру «Доскажи словечко» :
Обру, Мя, сила., труба., ово., клю., вра., гра., кули., кала., мат.
В : Хорошо
В : Ребята, а Щенок то у Чука еще и очень внимательный и хочет проверить вы тоже внимательные.
Я буду называть слоговой ряд, а вы должны повторять за мной.
Ча-ща-ща, ща - ча- ща, ща-ча-ча, щя-щя-щя, ча-ча-ча.
В : Молодцы.
В : Сейчас я предлагаю вам немножко поиграть :
Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Ч] , топни тожкой, если услышишь звук [Щ]
Щ, ча, Ща, Чайник, ач, ощ, щенок, очки, щу, ч, ч, чу.
В : Молодцы.
В : Пока мы с вами играли наш щенок вырос из маленького щенка в большого пса. Теперь у него не глаза, а глазище.
Ответы детей : Не носик, а носище, не хвостик, а хвостище, не лапки, а лапище, не шерстка, а шерстище, не зубки, а зубище, не язычок, а язычище, не спина, а спинище, не хвост, а хвостище.
В : Ребята, а сейчас Чук хочет с вами поиграть. Он предлагает вам выполнить задание из данный букв нужно найти и обвести в кружок девочкам обвести все буквы Ч, а мальчикам все буквы Щ.
(Детям предлагается лист бумаги с букавами и карандаши)
В : Молодцы. Я сейчас предлагаю вам выйти по одному и взять картинку.
Внимательно посмотрите и составьте предложение.
В : Хорошо. Ребята мальчик Чук и его щенок с нами сегодня играли, давайте и мы поблагодарим их и подарим им картинки.
Дети дарят картинки. Саша почему ты подарила Чуку картинку с изображением чемодана.
С : потому что в этом слове слышится звук Ч .
В :Ребята, Чук и его щенок прощаются с вами, им было очень интересно с вами.
Рефлексия : С кем вы сегодня познакомились? В какие игры играли? Что понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение?
А сейчас встанет тот кто назовет мне слово со звуком Ч , Щ.
Дети называют слова и уходят).
Публикации по теме:
Дифференциация звуков Н-М. Подготовительная группаЗадачи: 1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М. 2. Учить детей.
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) 1 Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2 Вид деятельности детей Игровая,.
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Цель: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш].
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [З] и [Ж] в тексте» Образовательные задачи: - Продолжать учить дифференцировать звуки з и ж в тексте; - Закреплять умение делать сравнительный анализ артикуляции.
Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик» Задачи:.
Елена Устинова
Логопедическое занятие в старшей группе. Тема: «Дифференциация звуков С - Щ»
Цель : Активизировать мышцы языка, губ. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков С – Щ . Продолжать учить правильно определять первый и последний звуки в слове , совершенствовать аналитико-синтетической деятельность. Упражнять в произнесении фраз с различной интонацией. Развивать моторику руки. Учить работать в командах дружно, слаженно.
Оборудование : Игрушки и предметы для определения позиции звука в слове . Схема позиции. Картинки : водичка, зубная щетка. Карточки с символами для игры «Прочитай строчку» . Картинки со звуком с , щ. Фишки. Мольберт, магнит.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Артикуляционная сказка на звуки с , щ.
Поспорили как-то два звука «с» и «щ» , кто из них нужнее и важнее. Так и спорят до сих пор. Что можно сделать в этой ситуации? (помирить) . Как это можно сделать? (произносить звуки во всех словах правильно, различать их).
Мы сегодня будем учиться различать эти звуки .
2. Закрепление артикуляции звуков с , щ.
Дети вспоминают артикуляцию звуков «с» , «щ» .
Звук «с» - песенка водички, звук «щ» - песенка зубной щетки.
Игра «Будь внимателен» . Инструкция : «Когда услышишь звук «с» - умывай лицо (имитация, на звук «щ» - «почисти зубки» (имитация) .
Разделиться на команды. Предлагаю выбрать название командам : первая команда выбирает название со звуком «щ» , вторая со звуком «с» . После каждого конкурса логопед подводит мини итог и выдает выигравшей команде фишку.
Задание командам. Игра «Прочитай строчку» . О – звук «с» , о – звук «щ» . Каждая команда читает свою строчку.
ООооОоооОО оооООоОооООО
3. Дифференциация звуков в словах . Развитие фонематического слуха.
Игра «Разложи картинки» .
Работа командой за столами. На столах картинки со звуками с , щ. Задание : разложить на две группы .
Игра «Где живет звук ?» (определение позиции звука в слове ) . Для одной команды слова со звуком «с» , для другой «щ» . Дети подходят к столу, на котором лежат предметы и игрушки, определяют позицию и отмечают на схеме магнитом.
Игра «Назови первый звук в слове » . Для 1 команды слова : пенал, лось, ракета, дом, гроза, вата, банан.
Игра «Назови последний звук в слове » . Для 2 команды слова : ветер, автобус, стол, сок, альбом, карандаш, палец.
Игра «Цепочка слов» . 1 команда со слова «щенок» , 2 команда со слова «сок» .
4. Пальчиковая игра. «В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Руки согнуты перед собой, ладони направлены друг к другу, большие пальцы вверх.
Приходили прямо к дому
Соединить под углом кончики пальцев обеих рук (крыша домика) .
Указательный и средний,
Называемые пальцы поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно.
Сам мизинчик – малышок
Пальцы в кулак, выставить вверх только мизинцы.
Постучался на порог.
Все пальцы сжаты в кулаки, постучать кончиками друг о друга.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
Ритмичное сгибание-разгибание пальцев на обеих руках.
5. Дифференциация звуков в предложении .
Игра «Произнеси предложение с разной интонацией» (вопросительная, восклицательная, повествовательная) .
Щавель нужен для супа.
Щенок грызет кость.
Игра «Повтори скороговорки» .
Ты нас мама не ищи, ищем щавель мы на щи.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Побеждает в этом конкурсе та команда, которая произнесет скороговорку без ошибок и в быстром темпе.
6. Подведение итогов. Поощрение.
Какие звуки поспорили ?
Как мы их мирили?
Для чего мы их учились различать?
Победила команда. Молодцы!
Щ – СЬ №1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ
ЩА – СЯ СЯ - ЩА АСЬ – АЩ АЩ - АСЬ
ЩУ – СЮ СЮ – ЩУ ЯЩ – ЯСЬ ЯСЬ - ЯЩ
ЩЁ – СЁ СЁ – ЩЁ ОСЬ – ОЩ ОСЬ - ОЩ
ЩИ – СИ СИ - ЩИ ЕЩ – ЕСЬ ЕСЬ - ЕЩ
ЩЕ – СЕ СЕ - ЩЕ УСЬ – УЩ УЩ – УСЬ
ЩА – СЯ – ЩА СЯ – ЩА – СЯ СЯ – СЯ – ЩА ЩА – ЩА – СЯ
ЩУ – СЮ – ЩУ СЮ – ЩУ – СЮ СЮ – СЮ – ЩУ ЩУ – ЩУ – СЮ
ЩЁ – СЁ – ЩЁ СЁ – ЩЁ – СЁ СЁ – СЁ – ЩЁ ЩЁ – ЩЁ – СЁ
ЩИ – СИ – ЩИ СИ – ЩИ – СИ СИ – СИ – ЩИ ЩИ – ЩИ – СИ
ЩЕ – СЕ – ЩЕ СЕ – ЩЕ – СЕ СЕ – СЕ – ЩЕ ЩЕ – ЩЕ – СЕ
АСЬ – АЩ – АСЬ АЩ – АСЬ – АЩ АСЬ – АСЬ - АЩ АЩ – АЩ - АСЬ
ЯСЬ– ЯЩ – ЯСЬ ЯЩ – ЯСЬ – ЯЩ ЯСЬ – ЯСЬ – ЯЩ ЯЩ – ЯЩ - ЯСЬ
ОСЬ – ОЩ – ОСЬ ОЩ – ОСЬ – ОЩ ОСЬ – ОСЬ – ОЩ ОЩ – ОЩ - ОСЬ
ЕСЬ - ЕЩ – ЕСЬ ЕЩ – ЕСЬ – ЕЩ ЕСЬ – ЕСЬ – ЕЩ ЕЩ – ЕЩ - ЕСЬ
УСЬ – УЩ – УСЬ УЩ – УСЬ – УЩ УСЬ – УСЬ – УЩ УЩ – УЩ - УСЬ
ЮСЬ – ЮЩ– ЮСЬ ЮЩ – ЮСЬ– ЮЩ ЮСЬ – ЮСЬ– ЮЩ ЮЩ – ЮЩ -ЮСЬ
Щ –СЬ №2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ
Лес – лещ Роса – роща
Сели – щели Плюс – плющ
Пласт – плащ Вес – вещи
Писать – пищать Хвост - хвощ
Вещество, существо, сообщение, носильщик, стекольщик, сварщик, обещание, совещание, освещение, просвещение, спящий, блестящий, висящий, отстающий, строящий, хвостище, усищи, носище, сгущенный, настоящий, восхищение.
Дайте полные ответы на вопросы:
Что делает стекольщик?
Чем вытаскивают гвозди?
Что делает носильщик?
Кто защищает родину?
Что делают из свиной щетины?
Слова для справок: клещами, носит вещи, солдаты, вставляет стекла, щетки.
Щ – СЬ №3 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ
У Сени ящик. Сима варит щи. В сетях караси и лещи. Возле села роща. Осенью созревают овощи. В норе пищат лисята. На стене висит плащ. В сенях пищит щенок. У Сони щетка. У Васи клещи. Носильщик несет пассажиру вещи. Стекольщик режет стекло. На осине щегол. Был сильный мороз, щипал щеки и нос. Пролетел сверкающий самолёт. Соня собирает в роще щавель. Свиная щетина идет на щетки. В костер подбросили сухие щепки. В сетях билась зубастая щука. Часовщик починил испорченные часы. Чистильщик вычистил щеткой сапоги. В роще защелкал голосистый соловей. Сеня часто навещает больного товарища. В классе рассказывали сказку про Кощея Бессмертного.
Шура и Миша – товарищи. Они нашли щенка. Щеночек был маленький и жалобно пищал. Детям стало жаль щенка. Они взяли щеночка домой. Дома они положили в ящик ваты, а потом уложили в ящик щеночка. Зоя и Валя напоили щеночка молоком и он скоро уснул в ящике.
Щ – СЬ № 4 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ТЕКСТЕ И ПОСЛОВИЦАХ
Я возвращался с охоты и шел по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно растопырил свои едва прораставшие крылышки. Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал свое детище. Каким громадным чудовищем должна была казаться собака. Он пищал и дрожал от страха. И все-таки он не усидел на ветке… Я поспешил отозвать смущенного пса и ушел. Я восхищался героизмом маленькой пташки.
Пословицы:
На то и щука в море, чтоб карась не дремал.
Всякой вещи своё место.
Не учи козу: сама с воза стащит.
Друзья узнаются в несчастье.
Гостю щей не жалей, а погуще лей.
Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз.
Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище. (Кот)
Щ – СЬ №5 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТАХ
Летит, пищит, Я, как зонт, не промокаю, Хвостик из кости,
Ножки длинные тащит. От дождя вас защищаю А на спинке щетинка.
Случай не упустит - И от ветра вас укрою. (Щетка)
Сядет и укусит. Ну так что же я такое?
(Комар) (Плащ)
КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Трех неприятных вещей Смех для злодея – помеха.
Боится Бессмертный Кощей: От добрых и ласковых слов
Во-первых – бесстрашного взгляда, Кощей разреветься готов,
Смелых Кощею не надо. И нет ни желанья, ни радости
А также – веселого смеха, Устраивать прежние гадости.
Щ – СЬ №6 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СТИХОТВОРЕНИЯХ
1)Притащили мы в грозу Расшвыряла часть вещей,
Щуку тощую в тазу. Пролила кастрюлю щей,
Щекотали щуку щепкой, А потом как даст «леща»!
Прищемили хвост прищепкой. Мы помчались, трепеща,
Мыли щеки щуке щеткой, На щеколду дверь закрыли,
Довели ее щекоткой. Щели щебнем завалили,
Щука – щетку за щетину, Удивляясь сообща:
Отщипнула половину, Сколько слов на букву Щ!
2) Месяц заблудился СОВЕСТЬ
У косматой чащи. Я кошку выставил за дверь,
Рогом зацепился Сказал, что не впущу.
За сучок торчащий… Весь день ищу ее теперь,
Понял, что попался… Везде ее ищу.
И над спящим лугом Из-за нее вторую ночь
До утра качался, Все повторяется точь-в-точь,
Бледный от испуга. Во сне, как наяву:
Я прогоняю кошку прочь,
Потом опять зову.
Дифференциация Щ-Сь
- Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики.
Послушай загадку.
- Из горячего колодца через нос водица льётся (чайник).
- Мне неженки - сандалии доверчиво сказали:
«Боимся мы щекотки большой сапожной …» (щётки).
Выделение первых звуков в словах – отгадках. Уточнение произношения, артикуляции.
С и Щ - Характеристика звуков. Сравнение. Назвать сходство, отличие.
- Игра «Хитрые звуки»
Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).
Измени слово так, что бы в нем звук С заменил звук Щ
- Отгадайте загадку:
Хвостом виляет, зубаста, а не лает
(щука).
Сейчас мы отправимся на озеро и узнаем кое-что о щуке.
Картинка
Физкультурная пауза.
ЩА – ЩА – ЩА | (3 хлопка, |
Коля ходит без плаща | шаги на месте) |
СИ-СИ-СИ | (3 хлопка, |
Ты скорее унеси | руки в стороны) |
ЩИ – ЩИ – ЩИ | (3 хлопка, |
Щиплем щавель мы на щи | присесть, встать) |
СОК – СОК – СОК | (3 хлопка, |
Тянем свой носок | руки на пояс, поднимать ноги) |
Закрепление звука [Щ] чистоговорки:
АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.
ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: кому нужна поомоЩЬ?
УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.
ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.
ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА: это пояс от плаЩа.
ЩУ-ЩУ-ЩУ, ЩУ-ЩУ-ЩУ: шапочку иЩу.
ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ, ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ: наш малыш в плаЩе.
ЩИ-ЩИ-ЩИ, ЩИ-ЩИ-ЩИ: мама варит ЩИ.
Скороговорки
Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Ты нас, мама, не ищи: щиплем мы щавель на щи.
Игра «Большущие слова». Доскажи словечко
У кошки – усы, а у тигра – усиЩи.
У птички глаза, у дракона – глазиЩи.
У гномика дом, у КаЩея – домиЩе.
В баночке сомик, а в речке – сомиЩе.
Если большие, значит – зубиЩи.
Ими скрежеЩет злюЩий волчиЩе.
А динозавр здоровуЩим хвостиЩем
ТЩетно в пеЩере сметает пылиЩу.
Выучить стихотворение со звуком [Щ].
Помощник Щен
ПомоЩь требуется Жучке:
У ЩИПЦОВ сломались ручки.
В ЩЁТКЕ вылезла ЩЕТИНА.
Жучка иЩет в роЩе сына.
У собаки сын – ЩЕНОК.
ТаЩит ЩЕПОК он мешок:
От жары рассохся дом,
ЩЕЛИ ЩЕН закроет в нем.
Взял ЩЕНОК ЩИПЦИ и клеЩи,
Починил все в доме веЩи,
Для борЩа почистил овоЩи…
«Ну, какое ты сокровиЩе!-
Не нахвалится им Жучка. -
Вот тебе ЩЕРБЕТА кучка.
Ведь за помоЩь, без сомнения,
Ты достоин угоЩения!»
Работа с перфокартами
- давай вместе вставим буквы и посмотрим, что обозначают эти слова? (Профессии).
Точильщик точит ножи.
Часовщик чинит часы.
Чистильщик чистит обувь.
Дрессировщик дрессирует зверей.
Продавщица продаёт овощи.
Стекольщик вставляет стекло.
Скрипач играет на скрипке.
- У каких звуков мы с вами побывали в гостях?
- Чему мы научились? (Четко произносить и различать звуки С-Щ).