Идеал материнства в искусстве разных эпох сообщение. Презентация на тему "священный идеал материнства". «Мадонна Литта» – жемчужина коллекции Эрмитажа. Н картине юная Мария бережно держит на руках младенца. Её склоненный профиль

Раньше всех открыл красоту лиц сельских женщин и создал поэтический идеал красоты русской матери известный русский художник А.Г. Венецианов. Ему были близки и понятны человечность, нравственность и спокойная красота человека, особенно русской женщины-труженицы. И он создает полотна, где запечатлены образы крестьянок, которые

С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили...

Картина «На жатве. Лето» вместила в себя и бездонное небо, и ширь земли русской, и глубокие человеческие чувства. Это полотно написано на извечную тему, которая прошла через всю историю искусства. К ней столетиями обращались сотни художников разных веков, стран, художественных направлений. Эта сцена - мать кормит грудью ребенка - всегда выражала животворную силу материнства. На минуту оставила свой серп молодая мать, чтобы покормить принесенного старшими детьми грудного ребенка. Ну как тут не вспомнить стихотворение Некрасова.

В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!

Молодая, стройная красавица-крестьянка в длинном сарафане, белой рубахе и русском национальном головном уборе легко и плавно ступает по вспаханному полю, ведя двух запряженных в борону коней. Венецианов рисует «тип русской славянки», позже воспетой Некрасовым.

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц...

Тема женственности и материнства занимает значительное место в творчестве одного из крупных и оригинальных художников начала XX века - К. Петрова-Водкина. Картина «Мать» представляет собой завершенное, отлично скомпонованное произведение, в котором художник добился полного, свежего и поэтического раскрытия темы. Картина отличается особой ясностью и прозрачностью красок, среди которых доминируют пылающе-красная и различные оттенки ультрамариново-синих. Это - гимн семейному счастью, радости и святости материнской любви. В этом живописном полотне Петров-Водкин преследует одну из основных целей - раскрыть средствами живописи сущность и красоту жизни во всех ее проявлениях. Это - возвышенный образ матери, непреходящий в своей душевной чистоте и нравственной силе. Молодая мать, прижимающая к себе спящего младенца, своим общим обликом, силуэтом напоминает мадонну.

Тему материнства воспел художник Б.М. Кустодиев в своих лирических картинах «Утро», «Сирень», «На террасе». Картины пронизаны светом и воздухом и воспринимаются как гимн материнству и простым человеческим радостям. Материал для своих произведений он черпал из воспоминаний детства и воссоздавал с любовью характерные материнские образы.

Женские портреты художника О. Кипренского занимают достойное место в творчестве, отражая его понимание идеала материнской красоты. На картине «Мать с ребенком» показано привлекательно доброе, отзывчивое лицо матери и взгляд ее теплых глаз.

Самым сильным воплощением в развитии искусства выдающегося советского художника Александра Дейнеки стала картина «Мать». Спокойная, уверенная в себе молодая женщина с гордой осанкой - таким предстает образ матери. Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души. Ребенок, заснувший у нее на руках, мягко клонит к материнскому плечу отяжелевшую головку. Весь облик женщины исполнен счастья и веры в бу-дущее. Полотно, выполненное в сдержанных, теплых тонах, напоминает настенную фресковую живопись. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве.

В образе, созданном А. Дейнекой, нерасторжимо сли-лись доброта и твердость характера, лиризм и мужество. Художник сумел воплотить не только непреходящее оба-яние материнства, но и духовную красоту советской женщины, сознающей свое человеческое достоинство.

В своих произведениях создает полнокровный образ женщины-матери, труженицы, созидательницы и берегини Юрий Петрович Кугай - представитель династической семьи талантливых художников. Особенно известна картина «В субботу» (1964 г.). Во многих российских семьях суббота традиционно считается днем уборки дома, стирки и банного купанья. На картине блестят чистотой выскобленные полы и скамейки, свежевыстиранные половики и занавеска на печи. А сами женщины только вернулись из бани. Молодая мама, которая является композиционным и идейным центром, расчесывает волосы. Ее младшая сестра несет самовар. Маленькая девочка, пьет из кружки молоко, а пожилая женщина заплетает косичку внучке. В другой работе Ю. Кугача «В семье» композиция составлена как бы в форме треугольника, вершинами которого являются три женщины разного возраста: юная, молодая и самой высокой точкой композиции является мудрая, полная достоинства пожилая женщина. В центре картины маленькая девочка, делает первые шаги, боясь потерять равновесие, протягивает руки к матери (второе название картины «Первые шаги»). Та в любой момент готова подхватить ребенка. В работе показаны четыре поколения, зримо воплощающие четыре важных этапа в жизни женщины: детство, юность, зрелость и старость. Связующим звеном является именно семья, которая позволяет радоваться каждому проявлению жизни, первым шагам маленького человечка, и которая поведет этого малыша по жизни, научит его добру, культуре поведения, пониманию и трудолюбию. Женские образы картин этого автора включают в себя извечные представления человечества о животворности материнского начала, источника всего сущего, символа жизни, тепла и любви.

ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ СКВОЗЬ ВЕКА

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдётся художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал её по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребёнком. От скульптур первых художников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных гимнов женщине-матери до произведений современных художников - таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

«Венеры» первых художников Земли

Во время археологических раскопок в разных странах мира было найдено более ста пятидесяти маленьких женских статуэток, которым учёные дали условное название «палеолитические Венеры». Не грацию и стройность женского тела воплощали в себе эти каменные изваяния высотой 5-10 сантиметров, напротив, они выглядели крайне примитивными и даже грубыми. Их лица были заменены гладкой выпуклостью без прорисовки отдельных черт, руки и ступни ног были едва намечены или отсутствовали вообще, туловище излишне вытянуто. Особое внима­ние уделено изображению всего, что подчёркивает женское начало: непомерно большие груди и бёдра, огромный выпуклый живот, в котором зреет новая жизнь. Тщательно прорисованы сложные узоры жен­ской причёски.

В чём же тут дело? Почему за этими статуэтками всё же закрепилось такое поэтичное название? Не будем торопиться с выводами и оценками. Попробуем понять себе подобных, мысленно приняв их точку зрения. Дело в том, что в первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым ореолом надежд и идеальных помыслов. В обществе существовал культ женщины, воплощавшей в себе идею материнства и продолжения рода. С женщиной также были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага. Так что в палеолитических Венерах заключались не только маги­ческое и культовое значения, но и эстетический идеал наших далёких предков. Каждое из подобных изображений - настоящий гимн женщине-ма- тери, продолжательнице рода человеческого.

Священный лик Богоматери

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатлённого образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси - с Богородицей, ко­торая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.

Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирской Богоматери», созданная в Константинополе в XII веке. Тогда же она была привезена на Русь и с тех пор не покидала пределов русской земли. Множество легенд связано с этой иконой. По ста­ринному обычаю, её везли на санях летом. В нескольких верстах от Вла­димира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла их сдвинуть с места. Заменили коней - они стояли как вкопанные. С тех пор и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Ус­пенский собор и поместили в нём эту удивительную икону. Много раз вы­ручала и охраняла она русских людей на полях сражений и в трудовых деяниях.

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определя­ли как «радость святой печали». Эти слова очень точно передают её глав­ный смысл. Свершится то, что предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и об­вивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у неё защиты. Левой рукой Мария придерживает ребёнка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На её строгом лице, полном душев­ного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в её облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

«Владимирская Богоматерь» - одно из лучших произведений сред­невекового искусства, которое художник И.Э. Грабарь справедливо на­звал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».

В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли; обеим были присущи общие начала святости и материнства. «Первая мать - Пресвятая Богородица; вторая мать - сыра земля», - гласит народная мудрость. В сознании русского человека образ Богоматери всегда был окружён ореолом чистоты, святости и жертвенной любви.

Древнерусская иконопись насчитывает множество изображений Богоматери, но все они восходят к четырём основным типам: Богоматери

Знамение (знаменующей рождение Спасителя, воплощение новой жиз­ни), Богоматери Оранте («молящейся» с воздетыми к небу руками), Одигитприи («путеводительнице», указывающей на младенца Иисуса, сидящего у неё на руках) и Елеуса («умиления», ласкающей и обнимающей своего Сына).

К подлинным шедеврам древнерусской иконописи относится «Бого­матерь Донская», созданная в XIV веке Феофаном Греком. Такое назва­ние она получила в связи с победой войска князя Дмитрия Донского на Куликовом поле.

Согретая глубоким человеческим чувством, «Донская Богоматерь», как и Владимирская, является выражением безграничной материнской любви к Сыну, которого в будущем ждёт мученическая смерть во имя спа­сения человечества. А пока она бережно и ласково держит его на руках. Скупая красочная гамма, в которой преобладают неяркие, тёмные тона, всё же создаёт ощущение спокойствия, тихой и светлой радости.

Мадонны титанов Возрождения

Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных сво­их чертах к началу XVI века, принесёт иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан - стремятся к соз­данию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится ма­донна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом - возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из лучших произведений на эту тему станет «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи - жемчужина коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склонённый профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику мадонны не­обыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материн­ским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось пере­дать своё представление о счастье, чисто земной радости бытия и свято­сти лучших человеческих чувств.

Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1517-1519), в которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери.

Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво. Создаётся впечатление, что она не идёт, а парит в облаках, и в этом её движении нет ничего торопливого и пред­намеренного. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям. В этом про­тиворечивом жесте матери мы ощущаем глубокий трагизм происходящего.

Глаза мадонны смотрят доверчиво и открыто. Лёгкая, просветлён­ная грусть окрашивает её божественные черты. Да, она прекрасно понимает, какие суровые и тяжкие испытания жизни уготованы судьбой её сыну. Младенец прижимается к матери, он немного удивлённо и испуган­но смотрит на расстилающийся перед ним мир. Что ждёт его впереди? В детской непосредственности и чистоте взгляда - предчувствие грядущих страданий.

Исключительное обаяние этой картины Рафаэля заключается в естественном сочетании простоты и торжественности, нежной женственности и царственного величия. В ней человеческое поднимается до божественного, а божественное становится земным.

Величавая славянка в творчестве А.Г. Венецианова

Признанный портретист, академик живописи А.Г. Венецианов (1780-1847) в 44 года, почувствовав неудовлетворённость и необходимость работать по-другому, неожиданно уезжает из Петербурга и поселяется в тверской глуши. В автобиографических записках он так позднее объяснит свой шаг: «Чтобы полнее посвятить себя живописи с оригиналов натуры. уехал в деревню свою, там занялся безусловным вниманием природы. »

Он действительно почувствовал себя свободным художником, неза­висимым от требований и желаний заказчиков. Он стал писать простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелёгкой работой. Вдали от шумной городской жизни у художника складывалось своё представление об идеале женской красоты, во многом отличное от общепринятых норм. Он писал «Жницу», «Кормилицу с ребёнком», «Девушку с васильками», «Пелагею (девушку с косой и граблями)», «Девушку в платке» - множество картин, где в облике величавой славянки им подчёркнуты одухотворённое начало и яркая индивидуальность. Выбор подобных тем можно было объяснить желанием автора подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и оставалась хранительницей лучших традиций крестьянской жизни.

Ранним утром художник отправлялся в поле, где особенно чувство­вался запах свежевспаханной земли, от которой поднималась лёгкая дым­ка. Босая крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике ведёт под уздцы двух впряжённых в борону коней. От ещё непрогретой земли поднимается лёгкий пар, и кажется, словно она не идёт, а плывёт в этой дымке, едва касаясь мягкой земли. А в стороне от пашни на траве сидит играющий ребёнок, на которого с любовью и нежностью посматривает молодая мать. Позади женщины - необъятный простор полей, высокое небо, подёрнутое лёгкими облаками, редкая прозрачная листва тоненьких деревьев - неоглядная русская даль.

Это действительно настоящий праздник весны, торжествующей и обновлённой жизни, в котором яркий наряд крестьянки не выглядит неестественным и надуманным («На пашне. Весна». Первая половина 20-х гг.).

А вот другое полотно А.Г. Венецианова, созданное в те же годы, - «На жатве. Лето», на котором он запечатлел крестьян во время лет­них полевых работ. Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы золотистой ржи, зеленеют холмы на горизонте. В центре картины - женщина-жница с ребёнком на руках. Расположившись отдохнуть на высоком помосте, она ласково обнимает малютку, забыв об усталости. Смотришь на эту картину и вспоминаешь строки известного стихотворения Н.А. Некрасова:

В полном разгаре страда деревенская.
Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная - Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!
Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда - растрепалися косынъки, - Надо ребёнка качать.

Женщина-мать в искусстве XX века

В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина (1878-1939). Созданию лучших произведений на эту тему предшествовало знакомство с полотнами итальянских мастеров эпохи Возрождения, и в особенности с шедеврами древне­русской иконописи. Истинно русские, национальные традиции находят отражение в таких картинах, как «Мать» (1913; 1915), «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915).

После 1917 года Петров-Водкин стремится осознать новые взаимоотношения человека и мира, ощутить гармонию «планетарного бытия». В бурном, стремительном потоке жизни с надеждой прозвучали для художника слова:

Будет прекрасная жизнь.
Прекрасная жизнь будет.

Убеждённый в том, что «русский человек, несмотря на все муки, устроит вольную, честную жизнь», художник пытается найти её главную опору. Своё осмысление происходящих исторических событий он воплотит в прославленной «Петроградской мадонне» (1920). Как похожа и непохожа на привычные изображения мадонн героиня картины художника! Кто она? Работница революционного Петрограда, Богоматерь с древнерусских икон или мадонна Возрождения? Наверное, и то, и другое, и третье. Она действительно вбирает в себя прошлые, настоящие и будущие времена, воплощает многие облики известных мадонн.

Молодая женщина с ребёнком на руках изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий, чтобы обсудить расклеенные декреты новой власти. Но всё это лишь временный фон для основного изображения женщины-матери. Не случайно она повёрнута спиной к городу. Её главные заботы - заботы о ребёнке, о его настоящем и будущем.

Интересно воплощена эта тема в картине «Мать» художника А.Л. Дейнеки (1899-1969). Её композиция удивительно проста: на гладком тёмном фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребёнком на руках. В облике матери передана величавая осанка венецианских крестьянок, нежные, трепетные чувства к прильнувшему к её плечу малышу. Противопоставляя хрупкое, разморённое сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребёнка от любых жизненных невзгод.

По-новому прозвучит эта тема в художественных произведениях, созданных в годы Великой Отечественной войны. Старинное изречение «Когда грохочут пушки, музы молчат» художники и актёры, поэты и музыканты опровергли уже с первых дней войны. Они действительно не могли молчать, они вели в бой, становились мощным и грозным оружием, разящим врагов. В самом начале войны появились стихи:

Не победить страну, в которой мирных нет,
Где каждый бьёт врага - трудом или снарядом,
Где музыкант, артист, художник и поэт
С поэмой и штыком идут с бойцами рядом.

Нет, вероятно, в нашей стране человека, который не знал бы проникновенного и мобилизующего плаката И.М. Тоидзе «Родина-мать зовёт!». В суровые годы военных испытаний прозвучал материнский призыв к защите Отечества. Невозможно забыть прямой и открытый взгляд женщины, устремлённый на зрителя. «Родная земля в опасности, она нуждается в вашей защите» - так был воспринят этот плакат современниками. Жест поднятой вверх руки многим напомнил известный образ Богоматери Оранты, молящейся за спасение человечества.

Lady-international.com
по изданию Г.И. Данилова,
"Мировая художественная культура".

Образ женщины - матери сквозь века

(интегрированный урок МХК + ИЗО + музыка)

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любимая» - слово святое,

То трижды священное –женщина-мать!»

Л. Рогожников

Цели и задачи : дать представление о едином образе матери в искусстве разных народов; разных эпох истории человечества; воспитывать уважение к женщине, к матери; укреплять межпредметные связи (МХК, ИЗО, музыка, литература).

Зрительный ряд: репродукции картин: Рафаэль «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», К.С. Перов-Водкин «Петроградская мадонна», А.Г Венецианов «На жатве. Лето», Икона «Владимирская Богоматерь», В. Васнецов «Богоматерь с младенцем», К.Л. Хетагуров «Горянка, идущая за водой».

Дополнительный материал: репродукции картин, (презентация по теме ), стихи, клип с песней «Милая мама», песня «Милая мама», «Ave Maria» Ф. Шуберта в исполнении Робертино Лоретти (запись)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы урока .

Работа по теме урока.

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования.

Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему.

Главными и неизменными в этом постижении оставались идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком.

От скульптур первых художников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше – около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» – фигурки женщин высотой 10-15 см., обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во мн. др. мира. Возможно, они символизировали плодородие, либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу.

Показ женских статуэток.

Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т.е. человекоподобными изображениями

«Палеолитические Венеры» - образ подчёркивающий женское начало, созревание новой жизни. Воплощение идеи материнства и продолжения рода.

Они выглядят крайне примитивными. Их лица были заменены гладкой выпуклостью без прорисовки отдельных черт, руки, ступни ног были едва намечены, туловище излишне вытянуто. Особое внимание было уделено всему тому, что подчеркивает женское начало: большие грудь и бедра, огромный выпуклый живот, в котором зреет жизнь…

Следующая культурно-историческая эпоха, о которой мы поговорим на уроке, - это средневековье.

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери.
В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси – с Богородицей, (показ иконы) которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.

Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирской Богоматери», созданная в Константинополе в XII веке. Тогда же она была привезена на Русь и с тех пор не покидала пределов русской земли.

Сын тянется к матери, обнимает её, вопрошает по-взрослому осмысленным взглядом. Мать отвечает спокойным наклоном головы, она прильнула к его щеке, но не смотрит на сына. Она смотрит на зрителя, как бы обращая его внимание на того, кого она боготворит своей любовью, но не в силах спасти.

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». На ее строгом, полном душевного благородства и немой укоризны лице, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.

Склоняся к юному Христу,

Его Мария осенила,

Любовь небесная затмила

Её земную красоту.

А он в прозрении глубоком,

Уже вступая с миром в бой,

Глядит вперёд - и ясным оком

Голгофу видит пред собой.

Эта икона - величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.

Множество легенд связано с этой иконой. По старинному обычаю, ее везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла их сдвинуть с места. Заменили коней – и они стояли как вкопанные. С тех пор и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Успенский собор и поместили в нем эту удивительную икону. Много раз выручала и охраняла она русских людей на полях сражений и в трудовых деяниях.

Русская икона… В мировом искусстве это явление уникальное. Русская иконопись имеет огромное художественное значение. Это источник света и радости, который вызывает у зрителя ощущение внутренней лёгкости, ощущение гармонии. Иконы исцеляют, спасают…

Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесло иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты.

Титаны Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан стремились к созданию обобщенного образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится Мадонна, Дева Мария с Младенцем – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из лучших произведений на эту тему станет «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи.

(показ картины) – жемчужина коллекции Эрмитажа.

На картине изображена юная Мария, деожащая на руках младенца. Ее склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют ее светлым материнским чувством.

В прохладных залах Эрмитажа,
Среди героев и дриад,
На фоне мирного пейзажа

Она к ребенку клонит взгляд.

Была ль та женщина земная,
Простой моделью для него,
Иль, краски легкие втирая,
Он видел в смертной божество.

Не все ль равно?

И вот, ничем не знаменита,
Ткача иль медника жена,
Живет теперь Мадонна Лита

В глазурной дымке полотна.

С ней столько душ вошло в единство,
Она пленила столько глаз,
И вечный светоч материнства,
Зажженный ею, не угас.

Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна», в которой гениально воплощены идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери.

Да, это одна из самых прекрасных картин на земле.

В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).

Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.

Давайте послушаем “Аве Марию” австрийского композитора Франца Шуберта в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.

Ребята, вам понравилась музыка? Какие чувства возникли у вас, проникли в вашу душу при слушании этой музыки? А сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые Богоматери.

ДОСТОИНСТВО

ПРОСТОТА

БЛАГОРОДСТВО

СПОКОЙСТВИЕ

Нас всегда восторгали и вдохновляли художники XV–XVI веков, поскольку они отличались тем, что у них было свое видение на написание Мадонн. Они отличались гармонией, формой, красотой линейного и цветового ритма и главное – глубиной материнской, нежной любви, поднятой на уровень высокого, прекрасного идеала.

И в русской православной церкви есть подобные молитвы, обращённые к матери. Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения и русские художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария , Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Всепетая.

Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной, чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель-

Она с величьем, Он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и лучах… (А.Пушкин)

В.Васнецов «Богоматерь с младенцем».

Художник изобразил Богоматерь, идущей по облаку. Лицо ее вдумчивое и серьезное, дышит всей прелестью молодости. Младенец, схожий лицом с матерью, слегка наклонился вперед, властным движением как бы хочет обнять Вселенную. В его глазах горит огонь неземного вдохновения.

Работу эту можно поставить вровень с «Сикстинской мадонной» Рафаэля, на которую она похожа по построению.

Давайте послушаем тропарь – гимническое песнопение, посвященное Богородице.

Аве, Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей –

В тихом предстань сновидении ей!

Аве, Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

А. Фет

Пречистая – вот эталон женственности, сосредоточие благодетелей, образец для подражания… Её чарующий облик – вершина совершенства и гармонии

Не только художники эпохи Возрождения, но и русские художники в своем творчестве не обходили стороной образ женщины – матери. Признанный портретист, академик живописи Алексей Венецианов, он создает совершенно иные образы, во многом отличные от принятых норм. Он писал простых русских женщин – крестьянок, занятых нелегкой работой, подчеркивая тем самым, что именно крестьянская женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и оставалась лучшей хранительницей традиций материнства.

«На жатве. Лето»

Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы, зеленеют холмы. В центре картины женщины – жница с ребенком на руках, она ласково обнимает его, забыв об усталости. Глядя на картину, вспоминаются строки стихотворения Н.А. Некрасова:

В полном разгаре страда деревенская,

Доля ты! –русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать…

Знай нетерпимый: равнина безлесая,

Нивы, покосы да ширь поднебесная.

Солнце нещадно палит…

В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина.

Свое осмысление происходящих исторических событий он воплотил в прославленной «Петроградской мадонне»

На картине молодая женщина с ребенком изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории.

Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий. Но все это лишь временный фон основного изображения женщины-матери. Не случайно она повернулась спиной к городу. Ее главная забота – это забота о ребенке, о его настоящем и будущем.

Самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская . Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом говорят картины разных художников.

Вот, например, картина русского художника Александра Дейнеки. Она написана более семидесяти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.

Величие и целомудрие, достоинство и женская гордость ощущаются в облике матери с картины А. А. Дайнеки. Эта картина выполнена спокойными, пастельными тонами.

К теме материнства обращались в своем творчестве и осетинские художники. Возьмем работу Коста Хетагурова «Горянка, идущая за водой.

В картине художник изображает тяжелый труд женщины - горянки.

Она многократно в день должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной ношей и в тоже время присматривать за бегущим мальчуганом-сыном, который, того и гляди, сорвется в пропасть.

ЛЕГЕНДА О МАТЕРЯХ. (на фоне музыки Глюка «Мелодия» учитель рассказывает легенду)

Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.

Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел – стрел счастья. Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом – стрелял в сторону стада, а если пахарем – в сторону поля.

Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная – из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:

– Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.

Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье на море.

Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда. В какую ярость пришёл Нептун!

– Я всех вас похороню в пучине морской! – взревел он.

Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море. Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины – сильные, красивые, никогда не стареющие. Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям.

Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.

Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:

– Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!

Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав. Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя.

Они, как и отец, были некрасивы. Вышли дочери Нептуна и сказали:

– Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца. Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.

Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей.

Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.

Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.

Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.

Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут - пождут матери – не возвращаются сыновья. Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.

– Не дождаться вам теперь сыновей! – хохотал Нептун. – Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.

И опять он закатился в страшном смехе. Тогда женщины воскликнули:

– Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.

Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.

Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели.

Учитель: Понравилось ли вам произведение?

Что вы чувствовали, когда слушали его? (радость, что страшный и сильный царь Нептун не победил моряков, грусть, потому, что матери отдали всё самое лучшее своим сыновьям)

Почему моряки сильны и непобедимы? (потому, что матери отдали им всё самое лучшее)

Можно ли поступок матерей назвать героическим? Да!

Ребята, сегодня мы говорили о материнском образе в музыке, литературе, живописи. А почему эта тема так близка и в прошлом, и в настоящем, и в будущем для всех людей и для нас с вами? У нас у всех есть мама – самый близкий, родной и любимый человек на Земле.

Ребята, а теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?

Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, не причиняйте ей боли своими словами и поступками.

Практическая часть урока.

Итог урока:

Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Но именно образ женщины – матери являлся идеалом женской красоты.

Идеалом, главным и неизменным, является идеал материнства.

Красота женщины – это красота материнства.

Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.

«Урок-игра по МХК» - Малый театр. Французский архитектурный стиль. Создание Русского национального гимна. Визуальный конкурс. Произведение скульптора. Блиц. Бурлаки. Этапы игры. Социальный статус артистов. Цари. Название памятника Александру I. Томский собор. Картина «Гумно». Министр юстиции. Архитектор храма Христа Спасителя.

«Задания по МХК» - Выберите признаки, отличающие первобытное изобразительное искусство. Архитектурный комплекс Древнего Египта. Отметьте виды искусства, зародившиеся в первобытном обществе. Тест по МХК. У каких народов древних цивилизаций была развита письменность. Каким правителям посвящен храмовый комплекс Абу-Симбел.

«Уроки искусства» - Методы работы: Работы детей. Награждение. Главная идея моей педагогической системы работы: Кабинет ИЗО. Сдала зачеты по основным дисциплинам и программам: Типы уроков: 6б класс. Итоги внеклассной работы. Гадкий утенок. Урок изобразительного искусства. Показатели эффективности моей деятельности по обучению школьников:

«Электронные учебники по МХК» - Русский музей. Кузьма Петров – Водкин. Учимся понимать архитектуру. Василий Суриков (1949-1916). Библейские образы в искусстве. Россия 20 век. Учимся понимать музыку. Учимся выступать публично. Современное российское искусство. Русские императорские дворцы. Симоне Мартини. Шедевры архитектуры. История искусства.

«Школа искусств» - Проектная деятельность детской школы искусств. Развитие вариативности образовательных программ художественного образования. Инвестиционная привлекательность художественного образования. Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития художественного образования. С.В.Рахманинова» www.dmsh7.ru.

«Проекты по МХК» - Мультимедийная презентация. Основные требования к проекту. Проект в рамках курса МХК. Проектная компетентность. Творческий проект на уроках мировой художественной культуры. Культурная адаптация школьников. Творческий проект. Проект. Планирование. Искусство.

Всего в теме 14 презентаций

Cлайд 1

Образ женщины-матери сквозь века. От скульптур первых художников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 2

«Венеры» первых художников Земли. Палеолитическая Венера - обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 3

Существовал культ женщины, воплощавшей в себе идею материнства и продолжения рода. С женщиной связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 4

Священный лик Богоматери По церковному преданию, её написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Согласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в 5 в. н. э. при императоре Феодосии. Владимирская Богоматерь. 12 век Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 5

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 6

Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 7

Типы изображений Богоматери Ора нта - один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 8

Знаменует рождение Спасителя, воплощение новой жизни Богоматерь Знамения Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 9

Одиги трия. Путеводи тельница - один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит свиток. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты или изображения в рост. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 10

Изображение Елеуса сложилось в Византии в XI в. Особенно распространился вариант, в котором Богоматерь, представленная по пояс, держит на руках сына, припавшего к ее щеке. Склонив голову, Мария поддерживает младенца, порывисто обхватившего ее шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка». Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 11

«Богоматерь Донская» Она относится к иконографическому типу «Умиление». Исполнена для Успенского собора г. Коломны в конце 14 века Феофаном Греком. Такое название получила в связи с победой войска князя Дмитрия Донского в Куликовской битве 1380. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 12

Мадонны титанов Возрождения. Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль – стремятся к созданию обобщенного образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится Мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 13

«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи Основной смысл, идейное содержание произведения: человечность, любовь к подлинным, живым чувствам людей пронизывает все произведение. Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 14

«Сикстинская мадонна» Рафаэль Полотно было создано Рафаэлем в 1512-1513 годах для алтаря церкви монастыря Святого Сикста по заказу Папы Юлия II в честь победы над французами. На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II, носящего сходство с Папой Юлием II, и Святой Варвары. Фигуры образуют треугольник, поднятые занавеси лишь подчеркивают геометрическое построение композиции. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО