Говорящие фамилии в творчестве А. Островского. Презентация на тему "«Бедность нее порок» А.Н. Островский - имена героев" Характеристика героя Гордей Торцов




Работа с эпиграфом урока «Вы один достроили здание, в основу которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «театр Островского». А.И.Гончаров






Отец будущего драматурга, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Мать из семьи духовного сословия, умерла при родах, когда Александру было четыре года. Младший брат государственный деятель М. Н. Островский. Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье. Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье


С детства он рос к среде купеческого и чиновничьего Замоскворечья, потому жизнь и быт людей этих социальных слоев Москвы были ему хорошо знакомы. Детские и юношеские наблюдения легли в основу сюжетов пьес А. Н. Островского, а впечатления от быта, полученные в отцовском доме помогли точнее и ярче описать жизнь героев его пьес. Интерьер дома-музея А.Н.Островского в Москве


Этапы творческого пути А. Н. Островского Ранний (1847 – 1851), период поиска путей и вступления литературу пьесой « Свои люди – сочтемся!» « Москвитянский » (1852 – 1854), когда создаются народные комедии « Не в свои сани не садись », « Бедность не порок » Предреформенный (1855 – 1860), когда окончательно определяется самостоятельная литературная и мировоззренческая позиция Островского, создаются пьесы « В чужом пиру похмелье », « Доходное место », « Бесприданница » « Гроза » Пореформенный (1861 – 1886) А.Н.Островский (сидит крайний справа) в кругу сотрудников журнала «Современник»


О чем говорят фамилии в пьесах А. Н. Островского Одним из приемов образования фамилий у А. Н. Островского является метафоризация. Так, фамилия Беркутов (« Волки и овцы ») и Коршунов (« Бедность не порок ») образованы от названий хищных пород птиц: беркут – сильный горный орел, зоркий и кровожадный; коршун – хищник послабее, способный схватить добычу поменьше. Если персонаж с фамилией Беркутов из породы « волков » (что подчеркнуто названием пьесы) и « проглатывает » целое крупное состояние, то Коршунов в пьесе мечтает украсть, как цыпленка, из отчего дома слабое, хрупкое существо (Любовь Гордеевну).


Многие фамилии у Островского образованы от общенародных слов (названий зверей, птиц, рыб) с ярко выраженным отрицательным значением: он как бы характеризует людей по тем свойствам, которые присущи животным. Баранчевский и Переярков глупы, как бараны; Ласовкий хитер, как лиса; Кукушкина эгоистична и бессердечна, как кукушка.


Фамилия может указывать: на внешний вид человека: Пузатов, Бородавкин, Плешаков, Курчаев, Белотелова; на манеру поведения: Гневашев, Громилов, Лютов, Грознов; на образ жизни: Баклушин, Погуляев, Досужин; на социальное и материальное положение: Большов, Великатов … В фамилиях Мальцов, Тугина, Мыкин, Кручинина указывается на трудную, полную лишений и нужды жизнь их хозяев.




Пьеса « Бедность не порок » Пьеса была задумана автором 10 июля 1853 года, а начата 22 августа того же года. В первоначальном варианте пьеса должна была называться « Гордым бог противится » и состоять всего из 2 актов. К концу 1853 г. « Бедность не порок » была закончена. 2 декабря Островский после первых публичных чтений пьесы в литературных кружках Москвы писал М. П. Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только мои ожидания, но и даже мои мечты». Напечатана впервые комедия была в 1854 году отдельной книжкой.


Критика о комедии « Бедность не порок » Ни одна из пьес А. Н. Островского не вызывала после своей публикации таких горячих и принципиальных споров, как « Бедность не порок ». Представители демократической критики вступили по поводу ее в острую полемику с славянофилами, которые увидели в этой комедии, и прежде всего в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих общественных идеалов. А.Н.Островский (второй слева) в кругу писателей и критиков Москвы


Предназначая « Бедность не порок » для сцены Малого театра, драматург задолго до окончания комедии распределил ее роли между артистами этого театра. В Петербургском Александриинском театре « Бедность не порок » была впервые поставлена 9 сентября 1854 года. На сцене Малого театра комедия « Бедность не порок » ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой пьесы участвовали лучшие силы « дома Островского » (в том числе О. О. Садовская – Пелагея Егоровна, М. Н. Ермолова – Любовь Гордеевна и др.; в роли Любима Торцова гастролировал один из лучших ее исполнителей – артист Александриинского театра Павел Васильев). Неизменной любовью пользовалась пьеса « Бедность не порок » и на сценах провинциальных театров. Эта пьеса из года в год занимала в репертуарах театров одно из самых первых мест. Александр Евстафьевич Мартынов – актер Малого театра Михаил Семенович Щепкин Пров Михайлович Садовский – ведущий актер Малого театра





­Коршунов Африкан Савич - персонаж комедии А. Н. Островского «Бедность не порок», богатый фабрикант из Москвы, друг Гордея Карпыча . Фамилия героя говорит сама за себя. Это деловитый купец, который словно коршун готов захватить не только свою добычу, но и чужую. Когда-то он разорил Любима Карпыча , а теперь водил дружбу с его братом. Африкан Савич - старый сластолюбец. Он любит выпивать в компании со своим английским директором, а теперь и с Гордеем Карпычем. Он любит окружение молодых девиц и пытается всячески добиться их благосклонности. Он уже был однажды женат, но загубил свою супругу ревностью и всякими придирками. Обо всем этом неизвестно Гордею Карпычу, который желает выдать за этого старого лиса свою единственную дочь.

Хитрый фабрикант дал обещание содержать Любовь Гордеевну в шелках и мехах, а самого Торцова обещал вывести в московский свет. Именно об этом и мечтает Гордей Карпыч, которому надоело жить в провинции среди «невежд». Пелагея Егоровна против этого брака. Она умоляет мужа не отдавать их дочь этому старому сластолюбцу, но Гордей Карпыч непреклонен. Напуганную Любовь Гордеевну, Коршунов уверяет, что быть замужем за таким стариком как он довольно выгодно. Ведь ему многого не надо: он будет осыпать ее деньгами, а взамен просить только любви. К счастью, в эту ситуацию вмешался брат Торцова - Любим Карпыч. Он открыл брату глаза на личность Коршунова и попросил старого хитреца вернуть ему долг, а заодно и огромный выкуп за племянницу. Оскорбленный Коршунов, покинул дом Торцова и отказался жениться на Любови Гордеевне. Таким образом, девушка избежала нежеланного брака.

Cлайд 1

Презентацию подготовила Ученица 9 класса МБОУ «Лицей г. Отрадное» Смирнова Роксана 2012 год

Cлайд 2

А.Н.Островский Бедность не порок Содержание пьесы Анализ произведения Герои пьесы

Cлайд 3

Островский родился 31 марта 1823 года в семье воспитанника духовной академии. Отец выбился в чиновники, дед был священником. В 1831 году, когда ему не было еще 9 лет, умерла мама. В 1835 году отец пишет в московскую гимназию письмо-прошение о принятие молодого Островского в гимназию. Поступил он сразу в 3 класс и учился с умеренным успехом. Островский успешно занимался с учителем музыки, умел читать ноты, что помогло ему в дальнейшей жизни. В его семье все любили читать и ему это чувство прививалось с самого раннего детства. Получив доступ к отцовской библиотеке он стал заядлым читателем. Больше всего он люби читать Пушкина, Грибоедова. В 40-м году закончил гимназию и получил право поступать в университет без экзаменов.

Cлайд 4

Скрепя сердце, Островский написал прошение о поступлении в Императорский Московский университет на юридическое отделение. Первый год учился старательно и с увлечением, к концу второго курса перестал посещать занятия. Деканат университета решает оставить его для повторного курса. Но в это время он уже работал в своем театре. Сам театр его вдохновлял. Островский считал, что в театре его жизнь. Едва ли не все деньги перепадающие от отца, он тратил на билеты в театр. В 43-ем году он провалил экзамены в университете и был отчислен. 19 сентября 1843 года был зачислен в Московский совестной суд канцелярским служителем. Находясь в суде, разбирая различные дела, он написал первый рассказ «От великого до смешного один шаг».

Cлайд 5

И впервые в конце поставил дату. В 1849 году было написано произведение Островского «Свои люди - сочтемся!». Затем, невзирая на цензуру, было выпущено множество пьес, книг Островского. Для Островского сочинения являются способом правдиво изобразить жизнь народа. Пьесы Островского «Гроза», «Бесприданница», «Лес» являются одними из величайших его произведений. Пьеса Островского «Бесприданница», как и другие психологические драмы, нестандартно описывает характеры, внутренний мир, терзания героев. В биографии Александра Николаевича Островского почетное место занимает театральное дело. Вместе с Артистическим кружком он значительно реформировал, развил русский театр.

Cлайд 6

Бедность не порок» (первоначальное название «Гордым Бог противится») - комедия в трёх действиях Александра Николаевича Островского. Написана в 1853 году. Это гимн русскому купечеству – содержит в себе все приметы патриархального быта: крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой среде, цельность и ясность мировоззрения, не омраченного никакими новшествами. Премьера состоялась в Малом Театре 25 января 1854 г при деятельном участии Островского.

Cлайд 7

Проблемы выбора жизненного пути, власть денег, зависимость от внешних обстоятельств Герои преодолевают препятствия, совершают поступки, приводят аргументы, отстаивая свою позицию, терпят временные неудачи, но надеются на лучшее. Слабый герой становится сильным, самодостаточным.

Cлайд 8

Гордей Карпыч Торцов, богатый купец. Пелагея Егоровна, его жена. Любовь Гордеевна, их дочь. Любим Карпыч Торцов, его брат, промотавшийся. Африкан Савич Коршунов, фабрикант. Митя, приказчик Торцова. Яша Гуслин, племянник Торцова. Гриша Разлюляев, молодой купчик, сын богатого отца. Анна Ивановна, молодая вдова. Маша и Лиза подруги Любови Гордеевны. Егорушка, мальчик, дальний родственник Торцова. Арина, нянька Любови Гордеевны.

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Объемная, яркая, зрелищная завязка всего предстоящего действия В первом акте звучат важные для развития действия слова Любима Торцова о брате: «Ему, дураку, наука нужна», «Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство - зло!», « А я с братом смешную штуку сделаю». Конфликт намечен. В тайном письме, адресованном Мите, обозначена и любовная интрига: «И я тебя люблю. Любовь Торцова».

Cлайд 12

Действие стремительно развивается, вовлекая новых персонажей, причем все они играют свою роль в ходе драмы и развитии конфликта. Атмосфера общей молодой влюбленности, праздника и веселой кутерьмы с песнями и музыкой разрушается с появлением Гордея Карпыча и Коршунова. Возможность счастья для молодых героев становится иллюзорной. «Зятюшка Африкан Савич» уверен, что у него нет повода беспокоиться, заказывает девушкам «свадьбишную» песню. Любовь Гордеевна в тревоге, подруги окружают взволнованную девушку.

Cлайд 13

Конфликт драмы, столкновение действующих лиц завершается. Несмотря на то, что развязка логически вытекает из развития действия, она все-таки носит неожиданный характер: это действительно счастливый конец, потому что развитие действия было драматическим. «Штука», которую придумал Любим, выручает молодую пару. Спасает эта «штука» и Гордея от разорения, которое грозило ему, породнись он с нечестным в денежных делах Коршуновым. Таким образом, развязка непосредственно связана с развитием действия во втором акте, она является заключительным моментом в развитии конфликта и интриги.

Cлайд 14

Новая комедия господина Островского "Бедность не порок" была его новым сценическим триумфом и в то же время сигналом жесточайших обвинений, какие только выпадали на долю нашему автору. Комедия эта, в свое время служившая предметом таких сильных споров, принадлежит к числу недостаточно оцененных даже друзьями г. Островского, даже теми людьми, которые... ни на шаг не отступали в своей симпатии к его светлому дарованию. Поэтому мы приглашаем всех внимательных и беспристрастных судей перечитать ее сызнова, на свободе, медленно и не увлекаясь никакими наперед составленными воззрениями. В произведении этом они найдут неоспоримые недостатки постройки, слишком крутую и прихотливую развязку, некоторую бедность комических положений, но погрешности эти с избытком выкупятся разительными, первоклассными красотами. ...По крайней мере изо всех его произведений подобную поэзию находим мы лишь в трех, кроме комедии нами названной, то есть в комедии "Бедная невеста", в драме "Не так живи, как хочется" и в "Воспитаннице".

Cлайд 15

Во множестве сцен и подробностей разлита поэзия, нами указанная, поэзия здоровая и сильная, от которой Русью пахнет, в самом лучшем смысле этого выражения. Она сказывается в отношениях Любима Торцова к бедному мальчику, его пригревшему, в раздирающем душу прощании молодых любовников под глазами плачущей матери в отдаленном уголку дома, в милом и симпатическом лице бойкой вдовы Анны Ивановны и наконец в капитальной сцене всего произведения, которая обнимает собою святочный вечер в доме Торцова, устроившийся в отсутствии грозного хозяина. Святочный вечер в "Бедность не порок" у нас как будто перед глазами. До сих пор, вспоминая его, словно переносишься в детские годы и оттого испытываешь сладкую теплоту на сердце. Как мила и приветлива старушка хозяйка, которая сама когда-то любила плясать и хорошо пела песни, покуда суровый муж не полез в бары, и старушки гостьи, так весело глядящие на поющих девушек, и хлопотунья Анна Ивановна, всегда веселая и покладистая, и эти девушки с подблюдными песнями, и коза с медведем, и все эти чистые радости, оттененные страхом, что вот сейчас все кончится и наступит неожиданная катастрофа...

Cлайд 16

Откинемте же рутинную высокомерность, которая гнездится во всех нас, как бы мы просты ни были, позабудем то, что до сей поры в изображениях купеческого быта видали мы лишь грязь и безнравственность, постараемся взглянуть на участников этой святочной беседы, как следует русскому человеку глядеть на хороших русских людей, и тогда, может быть, с глаз наших спадет завеса, скрывающая от нас такую простую и так близкую нам поэзию! О недостатках разбираемой комедии мы уже сказали вкратце, и ввиду красот, какими они выкупаются, на них сетовать невозможно, но тем не менее мы считаем долгом указать на один из сказанных недостатков, ибо он мелькает в нескольких последующих трудах г. Островского и тем заставляет предполагать в даровании нашего автора одну складку, от которой он может и должен освободиться. Погрешность, о которой идет речь, есть крутое и прихотливое обращение с интригой пьесы; обращение, может быть, еще имеющее некоторое значение на театре, но неприятно поражающее в чтении. Гордей Карпыч Торцов, столько времени занятый дурными делами и промыслами, столько лет мучивший свою семью, пренебрегавший родным братом и грубо попрекавший Митю его бедностью, вследствие небольшой побранки и просьб Любима вдруг обращается на путь добрый, раскаивается в своем прошлом, наконец дает неожиданно благополучный поворот всей истории любовников.

Cлайд 17

В другом, даже очень даровитом писателе, мы могли бы отнести такой грех к бедности драматического соображения, но можно ли подумать что-нибудь подобное про автора "Бедной невесты" и комедии "Свои люди - сочтемся". Есть заслуги, после которых непозволительна тень сомнения в ценителе; есть успехи, после которых малейшее слово осуждения должно быть взвешиваемо десять раз и потом только выговариваться. Погрешность художественной отделки? Но как обвинить в нехудожническом деле того писателя, у которого в малейших произведениях, ускользающих от нас по своему объему и объему статьи нашей, всюду виден ум сильного мастера и ряд неожиданных сценических соображений? Вернее будет предположить, что пьеса, нами разбираемая, поступила на сцену и в печать слишком скоро, не прочитанная лишний раз автором. Небольшая подготовка развязки, несколько приготовительных фраз Гордея Торцова, несколько заранее высказанных объяснительных черт его характера, могли бы сгладить всю шероховатость, на которой мы теперь поневоле останавливаемся. Такое нетрудное дело мог бы выполнить драматург только что талантливый - у г. Островского, быть может, самая сказанная подготовка явилась бы рядом метких выражений и мастерских подробностей.

Cлайд 18

Гордей Карпыч Торцов Пелагея Егоровна Торцова Любовь Гордеевна Митя Любим Торцов Африкан Савич Коршунов Яша Гуслин Гриша Разлюляев

Cлайд 19

Значение фамилии Торцов: «Торец” в словаре Ефремовой 1) Деревянный брусок, бревно со стороны своего поперечного разреза. 2) Поперечная - короткая - сторона, грань чего-л. 3) Короткий, обычно шестигранный брусок поперечно разрезанного бревна для мощения улиц. 4) разг. Мостовая из таких брусков. 5) Поперечный разрез бревна, бруса, а также вообще поперечная грань балки, доски, стола, книги (боковой, верхний или нижний срез её листов). 6) Жарг. Лицо Значение имени Гордей Толковый словарь Ожегова: Гордость – завышенное чувство собственного достоинства, самоуважения, высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, осознание своего превосходства над другими.

Cлайд 20

Пелагея Егоровна – жена Гордея Торцова. Имя ее издавна было распространено на Руси, оно и является ее главной характеристикой. Пелагея – приверженка старорусских традиций, «закидоны» мужа она не понимает и не принимает.

ГОВОРЯЩИЕ ФАМИЛИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО. 2010 - 2011 уч. год. Работу выполнила учащаяся 9б класса МБОУ ЧСОШ им. А. А. Яковлева Коржева Алина Руководитель Меньшикова Е. В. АВТОР ПРОЕКТА Работа была выполнена учащейся 9б класса Коржевой Алиной с целью изучить прием «говорящих фамилий» в пьесе Островского «Бедность не порок». Для работы частично использовались материалы учащегося 9б класса Голубева Ильи. ГЕРОИ ПЬЕСЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО «БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК» Гордей Карпыч Торцов  Пелагея Егоровна Торцова  Любовь Гордеевна  Митя  Любим Торцов  Африкан Савич Коршунов  Яша Гуслин  Гриша Разлюляев  ГОРДЕЙ КАРПЫЧ ТОРЦОВ.  Значение фамилии Торцов: «Торец” в словаре Ефремовой 1) Деревянный брусок, бревно со стороны своего поперечного разреза. 2) Поперечная - короткая - сторона, грань чегол. 3) Короткий, обычно шестигранный брусок поперечно разрезанного бревна для мощения улиц. 4) разг. Мостовая из таких брусков. 5) Поперечный разрез бревна, бруса, а также вообще поперечная грань балки, доски, стола, книги (боковой, верхний или нижний срез её листов). 6) Жарг. Лицо Значение имени Гордей Толковый словарь Ожегова: Гордость - завышенное чувство собственного достоинства, самоуважения, высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, осознание своего превосходства над другими. ПЕЛАГЕЯ ЕГОРОВНА ТОРЦОВА  Пелагея Егоровна - жена Гордея Торцова. Имя ее издавна было распространено на Руси, оно и является ее главной характеристикой. Пелагея - приверженка старорусских традиций, «закидоны» мужа она не понимает и не принимает. ЛЮБОВЬ ГОРДЕЕВНА  Ее имя - словно неоновый указатель на ее чувства к Мите. Впрочем, отчество тоже играет важную роль - как ни крути, от отца в ней тоже немало. Да-да, та самая гордость, но не возведенная в ранг гордыни, в отличие от ее отца. МИТЯ  Митя. Просто Митя. Примечательно, что автор не дает нам ни его имени, ни отчества. Этим он словно подчеркивает простоту и скромность данного персонажа. В комедии никто не называет его полным именем, все используют именно это уменьшительное. ЛЮБИМ ТОРЦОВ  У этого персонажа говорящими являются как имя, так и фамилия. Любим - потому что его все любят, уважают, сочувствуют. Торцов - потому, что ранее он был очень похож на брата Гордея, вел такой же образ жизни. Таким образом, через фамилию автор подчеркивает сходство братьев. АФРИКАН САВИЧ КОРШУНОВ    Здесь наблюдается очевидная дисгармония между его именем и отчеством. Савва - исконно русское имя. Значение имени Савва Имя Савва - теплое, мягкое, и его обладатель тоже щедр на душевное тепло, которое он дарит и родным, и друзьям, и просто незнакомым людям, нуждающимся в этом тепле. Маленький Савва обычно растет крепышом, ни его здоровье, ни поведение не доставляют родителям никаких проблем: это жизнерадостный, добрый и спокойный ребенок. Савва получает неплохое образование, но реализовать свои способности до конца не может. Савва - прежде всего цельная натура, духовно чистый человек. Он чужд мелочности, интриг и склок. Он тянется к знаниям, рано проявляет интерес к литературе, но не дешевым детективам, а к той, что дает пищу его уму. Свою цельность он сохраняет и в браке, не размениваясь на мимолетные интрижки. Бескомпромиссность этих мужчин, верность принципам нередко оборачиваются им во вред - их карьера никогда не движется по накатанной дороге. Там, где не мешало бы пригнуться, чтобы гроза прошла мимо, Савва будет стоять во весь рост. Есть у Саввы еще одна черта, выделяющая его среди прочих, - тяга к одиночеству. Это не ""хоровой" человек. ЯША ГУСЛИН  Островский не обидел своим вниманием и второстепенных персонажей. Фамилия Яши говорит нам об его главном увлечении - музыке. Имя же его подчеркивает его простоту и свойский характер. ГРИША РАЗЛЮЛЯЕВ  Гриша обладает, пожалуй, самой нелестной фамилией во всей комедии. Его фамилия говорит о том, что он любит поболтать, но болтовня его пустая, за ней ничего не стоит - ни смысла, ни готовности к действиям. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Толковый словарь Ожегова  Малый академический словарь  Словарь Ефремовой  Великий и могучий Google  http://www.maly.ru/  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!