Дневники светлого гения. Правила самосовершенствования от льва толстого

О творческом процессе

1884 год, 28 мая. Все, что я делаю, дурно, и я страдаю от этого дурного ужасно. Точно я один не сумасшедший живу в доме сумасшедших, управляемом сумасшедшими.

1889 год, 1 февраля. Встал в 8. Много работал, записал, иду завтракать. Сейчас после завтрака заболел живот. Очень болел, но прожил не хуже здоровых дней.

О самообразовании

1852 год, 3 июня. Сколько времени я стараюсь образовать себя! Но много ли я улучшился? Пора бы отчаяться; но я еще надеюсь и рассчитываю на случай, иногда на провидение. Надеюсь, что что-нибудь возбудит во мне еще энергию и не навсегда я погрязну с высокими и благородными мечтами о славе, пользе, любви в бесцветном омуте мелочной, бесцельной жизни. Ложусь.

1847 год, 17 апреля. Теперь я спрашиваю. Какая будет цель моей жизни в деревне в продолжение двух лет? 1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете. 2) Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3) Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4) Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое. 5) Изучить историю, географию и статистику. 6) Изучить математику, гимназический курс. 7) Написать диссертацию. 8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9) Написать правила. 10) Получить некоторые познания в естественных науках. 11) Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать.

1847 год, 18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел им всем следовать; но силы мои были слишком слабы для этого.

1909 год, 5 июля. Самый трудный, критический возраст - это когда человек перестает телесно расти, сильнеть… я думаю, около 35 лет. Развитие, рост тела кончается, и должно начинаться развитие, рост духовный. Большей частью люди не понимают этого и продолжают заботу о росте телесном, и ложное взятое направление бывает губительно.

О школе и учении

1901 год, 22 апреля. Учение есть не что иное, как усвоение того, что думали до нас умные люди.

1905 год, 6 марта. Подумал о том, что преподается в наших школах, гимназиях: главные предметы: 1) древние языки, грамматика - ни на что не нужны; 2) русская литература, ограничивающаяся ближайшими, то есть Белинский, Добролюбов и мы, грешные. Вся же великая всемирная литература закрыта. 3) История, под которой понимается описание скверных жизней разных негодяев королей, императоров, диктаторов, военачальников, то есть извращение истины, и 4) венец всего - бессмысленные, глупые предания и догматы, которые дерзко называют Законом Божиим.

Это в низших школах. В низших школах отрицание всего разумного и нужного. В высших школах, кроме специальностей, как техника, медицина, сознательно уже преподается матерьялистическое, то есть ограниченное, узкое учение, долженствующее объяснять все и исключать всякое разумное понимание жизни.

1909 год, 2 апреля. Еще думал, как губительна, развращает детей гимназия (Володенька Милютин - Бога нет), как нельзя преподавать рядом историю, математику и Закон Божий. Школа неверия. Надо бы преподавание нравственного учения.

1910 год, 12 мая. 1) Как легко усваивается то, что называется цивилизацией, настоящей цивилизацией и отдельными людьми, и народами! Пройти университет, отчистить ногти, воспользоваться услугами портного и парикмахера, съездить за границу, и готов самый цивилизованный человек. А для народов: побольше железных дорог, академий, фабрик, дредноутов, крепостей, газет, книг, партий, парламентов - и готов самый цивилизованный народ. От этого-то и хватаются люди за цивилизацию, а не за просвещение - и отдельные люди, и народы. Первое легко, не требует усилия и вызывает одобрение; второе же, напротив, требует напряженного усилия и не только не вызывает одобрения, но всегда презираемо, ненавидимо большинством, потому что обличает ложь цивилизации.

1884 год, март. Я сейчас перечел среднюю и новую историю по краткому учебнику.

Есть ли в мире более ужасное чтение? Есть ли книга, которая могла бы быть вреднее для чтения юношей? И ее-то учат. Я прочел и долго не мог очнуться от тоски. Убийства, мучения, обманы, грабежи, прелюбодеяния, и больше ничего. Говорят - нужно, чтобы человек знал, откуда он вышел. Да разве каждый из нас вышел оттуда? То, откуда я и каждый из нас вышел со своим миросозерцанием, того нет в этой истории. И учить тому меня нечего.

1910 год, 29 сентября. Какой ужасный умственный яд современная литература, особенно для молодых людей из народа. Во-первых, они набивают себе память неясной, самоуверенной, пустой болтовней тех писателей, которые пишут для современности. Главная особенность и вред этой болтовни в том, что вся она состоит из намеков, цитат самых разнообразных, самых новых и самых древних писателей. Цитируют словечки из Платона, Гегеля, Дарвина, о которых пишущие не имеют ни малейшего понятия, и рядом словечки какого-нибудь Андреева, Арцыбашева и других, о которых не стоит иметь какого-нибудь понятия; во-вторых, вредна эта болтовня тем, что, наполняя головы, - не оставляет в них места, ни досуга для того, чтобы познакомиться с старыми, выдержавшими проверку, не только десяти, ста, тысячи лет писателями.

О науке и искусстве

1847 год, 19 марта. Во мне начинает проявляться страсть к наукам; хотя из страстей человека эта есть благороднейшая, но не менее того я никогда не предамся ей односторонне.

1889 год, 11 марта. Искусство говорит: солнце, свет, тепло, жизнь; наука говорит: солнце в раз больше земли. Иду обедать.

О смерти

Последний лист записной книжки Толстого. Такъ ч[то] нѣтъ зла, если есть зло, то только то, к[оторое] чел[овѣкъ] самъ себѣ дѣлаетъ. Нѣтъ и смерти.

В мире все движется, изменяется, и мы то же. Поэтому необходимо найти свое место в жизни, определиться с моральными ценностями и принципами, развить таланты, самореализоваться, научиться противостоять негативным факторам.

В динамичной жизни лишь тот обретет себя, кто будет постоянно меняться, самосовершенствоваться. А благодаря самовоспитанию можно выработать такие черты характера, как сила воли, целеустремлённость, уверенность в себе, терпение. Именно об этом и поговорим в нашей статье.

Значение термина «самовоспитание»

Это осознанная работа индивида, направленная на совершенствование положительных характеристик и устранение отрицательных черт характера.

Сущность самовоспитания заключается в целенаправленной реализации, заложенного генетически потенциала. Чтобы достать его наружу, необходимо хорошо знать особенности своего нрава. И не только положительные черты характера, но и отрицательные, которые не хотим признавать и не умеем выявлять. Для этого необходимо научиться мыслить критически, анализируя свои поступки.

Случившиеся неприятности, как правило, списываются на что угодно, жизненную ситуацию, на окружающих людей, непогоду и даже плохое самочувствие. Цель самовоспитания и заключается в том, чтобы научиться отыскивать проблему в себе, нести за все ответственность.

Этапы самовоспитания

Мы выяснили, что его целью является избавление от недостатков и приобретение достоинств. Главное, избавиться от лени, которая мешает достижению поставленной задачи. Итак, этапы:

  1. Принятие решения. Это не что иное, как осознание образа жизни, и понимание того, что даст самовоспитание.
  2. Познание себя и оценка уровня саморазвития своих качеств и личности в целом. Обретение навыков самостоятельной работы в той области, в которой человек желает добиться успеха.
  3. Составление плана самовоспитания.
  4. Его реализация. Работа над собой в избранной деятельности. Без нее желание самосовершенствоваться не реализуется.

Необходимо ставить барьер факторам, которые отвлекают от процесса самосовершенствования. Рассмотрим это на примере самовоспитания из жизни. Допустим, ребенок решил делать уроки, открыл учебник, звонит друг и зовет к себе поиграть в компьютер. Первый думает, сделать домашнее задание на перемене или опробовать новую игру с приятелем. Затянувшееся принятие решение - это нерешительность, от которой необходимо избавляться. Как ее преодолеть?

Он предлагал наглядное сопоставление всех «за» и «против» события. Рассмотрим на примере решения вопроса «Играть в компьютер или нет?». Мы сопоставим доводы, оценивая их по трёхбалльной шкале. Наиболее важные аспекты по высшей оценке, менее одним или двумя баллами.

Доводы за игру в компьютер:

  1. Очень увлекательная новая игра - 3.
  2. Крайне неудобно отказать другу - 3.

Доводы против игры:

  1. Не смогу подготовить уроки - 1.
  2. Отхвачу единицу за невыполненное задание - 3.
  3. Придется краснеть перед классом - 3.
  4. Не совестно перед преподавателем - 3.
  5. Плохая отметка разочарует маму с папой - 3.

Итого - 13.

Расставив приоритеты, делаем вывод: необходимо сначала сделать уроки.

Л. Н. Толстой

Приведем примеры самовоспитания из жизни великих людей. Л. Н. Толстой, будучи юнцом, вел дневник, в котором излагал моральные принципы и следовал им, записывал правила для воспитания воли. Поначалу они были простыми, такими как режим дня, а далее усложнялись. Некоторые из них:

  • Сосредоточение на одном предмете.
  • По возможности справляться самостоятельно.
  • Исполнять все написанное.
  • Только при необходимости, начинать новое дело, не окончив старое.
  • Всегда думать о главной цели.

Толстой и другие великие люди понимали, что свободу и нрав можно воспитать в борьбе с самим собой, преодолевая трудности, выполняя ряд упражнений, проходя все препятствия, свершая поступки. Он был счастлив, когда удавалось внести пометку, о проделанной работе. Дневник помог великому писателю избавиться от недостатков.

Его пример самовоспитания из жизни показывает, как он добивался этого. Толстой был крайне самокритичен, серьезен и беспощадно требователен к себе.

Феномен самовоспитания замечательного педагога- просветителя К. Д. Ушинского

Будущий известный преподаватель серьезно трудился над воспитанием своей личности. Он разработал специальный план по самовоспитанию. Ставил перед собой задачи по улучшению характера, укреплению силы воли, развитию настойчивости. Впоследствии в учебном пособии Л. Н. Яковенко на основе его трудов студентам предлагалось составить самостоятельно план самовоспитания и следовать ему. Рассмотрим его требования к себе:

  • Полное умиротворение, пусть и внешнее.
  • Прямолинейность во всем.
  • Бесстрашность.
  • Благоразумность в поступках.
  • Использование времени с выгодой, делать что хочется, а не придется.
  • Не хвастаться.
  • Каждый день подводить итог о проделанной работе и другие.

Его пример самовоспитания из жизни - образец для подражания молодому поколению и педагогам.

Поговорим немного о методах самовоспитания

Намечая собственный план, необходимо определиться с методами:

  1. Самоубеждение. Метод заключается в выявлении недостатков и убеждении себя в их устранении. Причем найденную отрицательную черту характера, над которой ведется работа, нужно проговаривать вслух. Самовнушение. Ученик самостоятельно обязуется воздействовать на свою психику и чувства. Закрепившись в сознании эти установки, будут определять его действия.
  2. Самообязательство. Метод схож с предыдущим. Его суть в том, чтобы взять на себе определенные обязательства в достижении цели по устранению недостатка.
  3. Самокритика. Ученик в работе над собой подвергается самокритике, чтобы активировать целеустремлённость к скорейшему преодолению.
  4. Эмпатия. Это умение сопереживать, ставить себя на место другого человека. Видя, как люди с враждебностью воспринимают бездушность, злобу, чёрствость, сопереживая им, ребенок задумывается над тем, чтобы искоренить их у себя.
  5. Самоприказ. Эффективный метод, позволяющий воспитывать волевые качества, которые помогают, заставляют прорабатывать и выполнять написанные правила.
  6. Самонаказание. Тут все ясно, в случае невыполнения или отступления от намеченных правил поведения, по отношению к себе необходимо подобрать и применить определенное наказание.

Наличие педагога, который будет следить за правильностью выполнения составленной программы, конечно, облегчит процесс самовоспитания личности. Но самостоятельная работа приносит все же больше плодов, потому что воспитывается сила воли. Итак, мы рассмотрели примеры самовоспитания из жизни великих людей, его методы и этапы.

Поговорим об известных людях, занимающихся самовоспитанием

Гениальный русский путешественник В. К. Арсеньев также занимался самовоспитанием себя и сына. Чтобы развить силу воли он прописал ребенку такие рекомендации:

  • Не откладывать дела на следующий день.
  • Никогда не медлить.
  • Не ждать подходящего времени, действовать.
  • Необходимо постоянно упорно трудиться.
  • Быть смелым в принятии решения.
  • Не тратить силы понапрасну.
  • Избавляться от вредных привычек нужно сегодня, а не завтра.
  • Уважать себя и другие.

Примеры самовоспитания из жизни известных людей - это некая памятка для создания собственной программы самосовершенствования. И только каждодневная упорная работа над собой позволит добиться цели.

Какой можно подобрать пример самовоспитания из жизни для сочинения?

Образцом воспитания воли станет великий русский полководец А. В. Суворов. Будучи маленьким ребенком, был слабым и болезненным. Мечтал о военной карьере, причем пошел против воли родителей. И ему удалось стать примером мужественности, стойкости, упорства. Суворов обрел сильный характер, добился выдающихся достижений в военном деле. Примеров из жизни про самовоспитание великих людей множество, каждая история будет уникальной и интересной.

Если ваш ребёнок не обладает качествами, присущими Суворову?

Когда малыш не в состоянии ставить такие великие цели, да и вообще ему не хочется ничего менять, единственный действенный метод - пример родителей. Ребенок на подсознательном уровне будет впитывать модель вашего поведения: здоровый образ жизни, аккуратность, самообразование и так далее. Вот еще один пример самовоспитания из жизни человека.

Ученик седьмого класса самостоятельно стал вести дневник, в котором делал записи - обязательства, чтобы выработать силу воли и желаемые положительные черты характера. Вот некоторые из них:

  • Когда приходит время для уроков, оставляет все дела.
  • Не пойдет к другу, пока не сделает домашнюю работу.
  • Каждое утро занимается физкультурой.
  • Доводит все до конца.
  • Не хвалится успехами.

Этот список обязательств он закрепил на видном месте. Постепенно менял правила по мере обретения определенных достоинств. До тех пор, пока не выработал привычку следовать им. И еще, запомните: успешность работы над собой будет зависеть напрямую от правильного распорядка дня.

Итак, в нашей статье мы привели примеры из жизни на тему «Самовоспитание», узнали, что обозначает термин и зачем человеку самообразовываться. Самовоспитание имеет начало, но не имеет конца. Примеры из жизни показывают, что изменить себя можно в любом возрасте, главное - найти свой подход.

38 НОВОСТЕЙ

Тема номера:

Нравственные уроки Л.Н. Толстого

Нравственная картина мира Л.Н. Толстого

Льва Николаевича Толстого (1828-1910) часто упрекали в противоречивости, а между тем, кажется, не было в мире человека, который бы с такой последовательностью пронес через всю жизнь одну и ту же идею - идею о нравственном самоусовершенствовании. Со временем он приходит к идее о нравственном самоусовершенствовании.

Нравственное совершенствование состоит в борьбе человека с пороками. В начале книги «Путь жизни» Л.Н.Толстой выделяет следующие грехи: чревоугодие, блуд, праздность, корыстолюбие (жадность), зависть, страх, осуждение, враждебность, гнев, гордость, тщеславие (славолюбие).

Основные добродетели группируются в этике Л.Н.Толстого вокруг ее базовых, основных нравственных ценностей - счастья, любви, смирения и мужества.

Нравственное совершенствование приводит к высшему благу - любви, единению с людьми. Слава, почет, богатство и т.п. блага - ничто по сравнению с любовью. Только она приносит высшее благо - счастье.

Главная же обязанность человека - служить другим. Л.Н.Толстой писал: «Высшее благо человека в этом мире есть единение с себе подобными. Гордые люди, выделяя себя из других, лишают себя сами этого блага. Смиренный же человек уничтожает в самом себе все препятствия для достижения этого блага».

Без смирения, считал Л.Н.Толстой, невозможно нравственное совершенствование, ибо «ничто так не вредно для нравственного совершенствования, как довольство собой".

Нравственность - вот главная ценность Л.Н. Толстого. Всю жизнь он стремился укреплять в себе и в других стремление день ото дня становиться лучше.

Елизавета Сёмина, 6 класс



Л.Н. Толстой о самосовершенствовании

Среди множества книг Толстого несколько затерялись его заметки в дневнике – в них автор сам для себя определяет правила по развитию и укреплению силы воли и умственных способностей.
Хоть они и были составлены более полутора веков назад, но до сих пор имеют право находиться на виду среди многочисленной литературы по самосовершенствованию. Вот некоторые из этих советов:

  • Чтобы развить и укрепить свое здоровье, старайся «делать движение как можно регулярнее».
  • Будь верен своему слову. В первую же очередь – слову, данному себе.
  • Будь хорошим и старайся, чтобы никто не знал, что ты хороший. Быть мастером в определенном деле или делать много полезного людям – это прекрасно! Но все легко обесценивается, если об этом кричать на каждом шагу.
  • Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не плохую.
  • Заведи себе блокнот, в котором ты будешь определять свои цели не только на день, но и на все более длительные периоды жизни.
  • Когда ты занимаешься, старайся, чтобы все умственные способности были направлены на этот предмет.
  • Сила воли во многом похожа на мышечную – она ​​так же растет и укрепляется благодаря регулярным упражнениям, при которых тебе приходится пересиливать себя.

Максим Усков, 6 класс

Л.Н. Толстой говорит с нами

Афоризмы Л.Н. Толстого

"Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай".

"Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть".

"Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать".

"Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли".


"Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: "Все так делают".

"Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. Так же и в книгах".

"Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь".

"Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни".

"Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня, и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим".

Дмитрий Антюфеев, 6 класс

Случай на вокзале

Лев Толстой считал, что все люди должны честно трудиться, жить скромно и просто. Сам он тоже старался придерживаться этих правил. Одна дама, приехав на привокзальную площадь на извозчике, оказалась в безвыходном положении. У нее вещи. Рядом, как назло, ни одного носильщика. А поезд должен скоро отойти от перрона. И тут дама увидела мужичка - в сапогах, в опоясанной косоворотке, который тоже направлялся в сторону перрона.

Голубчик, - обратилась она к нему, - не поможешь ли поднести вещи к вагону. Я заплачу.

Мужичок согласился. Взял вещи и поднес их к поезду. Он внес их в вагон, помог даме разместиться, и она, довольная, дала ему двадцать копеек. Мужичок взял монетку, поблагодарил и перешел в свой вагон, классом пониже.

Минул год. Дама присутствовала на благотворительном собрании в одном из московских институтов. Выступали разные влиятельные лица - профессора, попечители, члены общественного совета при институте. Вот председательствующий объявил, что сейчас перед собравшимися выступит граф Лев Николаевич Толстой. Лев Николаевич говорил с кафедры по-французски, а дама, глядя на него, то краснела, то бледнела и чувствовала страшное сердцебиение. В выступающем она узнала… того самого мужичка, который поднес ей за двугривенный вещи к вагону. В перерыве, сама не своя от волнения, она подошла к Толстому.

Лев Николаевич… ради Бога… извините меня. Я вас тогда на вокзале так оскорбила своим действием…

Толстой узнал ее и сказал:

Успокойтесь, голубушка. Ничего страшного не произошло. Я тогда честно заработал, а вы честно расплатились…

Дмитрий Соболев, 7Б класс

Самовоспитание будущего учителя

1. “Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло; будь благодатной почвой для развития человеческих чувств; сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах. Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками нравственного становления для каждого твоего воспитанника”. / Ш.А. Амонашвили /

2. “Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь” / Л.Н. Толстой /

3. “Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже”. / Л.Н. Толстой /

4. “ Есть русская интеллигенция. Вы думаете - нет? Есть.

Не масса индифферентная, а совесть страны и честь…” / А.Вознесенский /

5. “Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд” / Аристотель /

6. “Знания в руках безнравственного человека то же самое, что сабля в руках сумасшедшего” / Д.И.Менделеев /

7. “ Педагогика есть искусство делать человека нравственным”. / И.Ильин /

Появилось осознанное ощущение необходимости самовоспитания и самосовершенствования. Во всём этом мне помогает мой друг, спутница жизни и основной вдохновитель - жена Шутилова Александра Алексеевна.

во-первых, чтобы состояться как человеку,

во-вторых, чтобы состояться как учителю,

в-третьих, чтобы состояться как мужу и отцу,

в-четвёртых, чтобы состояться как специалисту,

в-пятых, чтобы состояться как другу.

Пункты даны от широкого к узкому, от более отдалённой перспективы к ближайшей.

Теоретическая проработка проблемы даст возможность шире и глубже взглянуть на неё и осознать её суть; подобрать ключи к составлению программы самовоспитания.

Первоначальный путь осмысления проблемы пролегает через изучение творчества Л.Н. Толстого, великого гуманиста - педагога, Учителя, воплотив- шего жизнью своей найденную Истину, а также работ Ш. А. Амонашвили, ру-ководителя Лаборатории Гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете, и Л.В. Шапошниковой, учёного и автора книг по философии, истории, искусству.

Самовоспитание будущего учителя” … Два ключевых слова в данной проблеме: учитель и самовоспитание. Начну с раскрытия понятия “ Учитель”.

Л.В. Шапошникова, академик РАЕН, Российской академии космонавтики, Российской экологической академии, писатель, индолог, искусствовед, автор книг по философии, истории, искусству, культуре Индии, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, в одной из своих публичных лекций так говорит об учителе, учительстве и его роли: “С момента возникновения человека, с момента возникновения его сознания всё, что он в последствии достиг, он достиг только с помощью учителя и учителей. Без учителя нет человека и нет эволюции”.

“Маугли”- романтическая сказка Киплинга, где и ребёнок, и животные привлекательны. Но в реальной жизни всё не так. Науке известны около 100 фактов, когда ребёнок попадал к животным и выживал с их помощью.

И вот отсутствие учителя по отношению к ребёнку, причём того учителя, который должен соответствовать его энергетическому уровню, привело к тому , что ребёнок, воспитанный среди животных, не говорил, ибо говорить нас учат. Этот ребёнок не ходил на двух ногах, а ходил на четвереньках, как ходили его собратья из другого мира, потому что на двух ногах ходить нас тоже учат. Нас учат говорить, нас учат ходить, нас учат писать, нас учат читать, нас учат мыслить, учат уметь многое делать, но если нас этому не учат, мы превращаемся в некое подобие животных. Этот момент очень интересен и объясняет необходимость учительства, причём разных уровней “.

При рождении ребёнка мать формирует его детскую энергетику, и она же обучает его говорить, ходить и многому тому, без чего развитие ребёнка остаётся неполноценным. Мать и есть наш первый учитель. Брошенные дети - это люди, которые не прошли самого первого учительства - матери, и потому судьбы их так печальны. После матери - школьные учителя, затем учителя институте, техникуме, училище, учителя в производстве.

Практически без учителя мы не разовьёмся в человека полноценного и без учителя мы не сможем делать то, что мы делаем, не замечая того, как нас научили и не испытывая даже благодарности к тем, кто нас научил”.

/ Л.В. Шапошникова “ Энергетическая роль Учительства в духовно - культурной эволюции человечества”/

Итак, после матери - следующая ступень учительства - школьный учитель, т.е. тот уровень, к которому готовлюсь в будущем присоединиться и я. Чтобы осознать суть этого понятия, поглядим на него с высоты идеала совершенного учителя. Л.Н. Толстой так определяет его сущность:

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель, если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совер- шенный учитель”.

/ Л.Н. Толстой “ Общие замечания для учителя”,с.292/

Позже Лев Николаевич Толстой добавляет к данному определению:

Необходимо постоянное стремление к совершенствованию в любви”.

/ Л.Н. Толстой “Из письма П.И. Бирюкову”, май 1901г., с.446 /

Перекликаясь с Л.Н. Толстым, Ш.А. Амонашвили, современный учёный и практик с огромным педагогическим стажем работы в школе, пишет, обращаясь к школьному учителю:

“ Сказано: “ Иди путём Любви, иди путём Сердца, иди путём Твор- чества, иди путём щита Веры”.

“ 45. Установил я для себя три закона.

1.Любить любого ребёнка, ибо Любовь есть преображающая сила Духа

и Сердца.

2.Понимать ребёнка и принимать его таким, какой он есть, ибо нет воли Творца, чтобы погиб один из малых сих.

3.Восполниться оптимизмом в отношении любого ребёнка, ибо Вера в будущее есть творец настоящего.

46. Задал я самому себе три принципа.

1. Одухотворять среду вокруг ребёнка.

Основание: Среда есть сила, проявляющая Тайну Творца.

2.Утверждать в ребёнке его личность.

Основание: Личность есть устремлённость к проявлению своей Сути.

3.Проявлять творческое терпение, помогая ребенку в самопознании.

Основание: Творящее терпение не даст огню Духа погаснуть.

47. Устремлен я к раскрытию своего характера в трёх качествах .

1. Доброта.

Доброта учителя к ученику есть матерь доброты сердца

ученика ко всему миру.

2. Искренность.

Учительская искренность есть условие духовного единения с учеником.

3. Преданность .

Преданность учителя умножает в ученике надежду на спасение и дарит ему убежище.

48. Развиваю в себе профессиональное мастерство в трёх аспектах.

1.Изящное исполнение педагогических процессов.

Основание: Бытие в прекрасном откроет в ученике чувство прекрасного.

2.Непрерывное обновление.

Основание: Обновление есть зов из Будущего и устремлённость к Будущему.

3.Творчество.

Основание: Творчество делает учителя Свет дарящим.

50. Дам торжествовать в себе законам Прекрасного, т. е. Искренности, т.е. Сердца, т.е. Блага, т.е. Света.

Если спешишь помочь, помоги красиво.

Если спешишь проявить сострадание, сострадай красиво.

Если любишь, люби красиво.

Если даришь, дари красиво.

И если всё это касается ребёнка, то делай ещё прекраснее.

Воспитывай красиво.

Учи красиво.

Наставляй красиво.

Если благо дарится красиво, дар будет принят.

Если благо дарится безобразно, оно будет отвергнуто.

Если совершенствуешься сам, устремишь к совершенствованию других.Говорят Мудрецы: “Осознание Красоты спасёт мир”.51. Спросят: Вы - учитель?

Отвечу: Я - ученик своих учеников.

“ Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорит: “ Столь знакомое нам слово “школа” связано в своих смысловых истоках с церковью. Русское “школа” восходит к латинскому “скале” - “лестница” … Речь идёт прежде всего о лестнице духовного восхождениячеловека”.

Итак, Школа - это лестница для духовного восхождения человека .

Где эта лестница, т.е. школа, может находиться? Лестница для восхождения души и духовности ученика находитсяв учителе, и только.

Я - учитель - есть носитель этой Божественной лестницы. Я пости- гаю духовный мир каждого своего ученика и каждому подаю свою ступень- ку, помогаю подняться и закрепиться на ней, а потом возведу на другую ступеньку. Ученик растёт, взрослеет, развивается, крепнет, окрыляется, в целом, образовывается. И это восхождение происходит в нём через меня, через своего учителя. Я - путь для ученика. Но и он есть мой путь, ибо тоже подаёт мне ступеньку для совершенствования моей учительской интуиции и искусства. Я - учитель - есть школа”./ Ш.А. Амонашвили “ Почему не прожить нам жизньгероями духа”, стр.40-42, 48-50 /

Вывод. Высшая древняя мудрость изображается змием, закусившим свой собственный хвост. Эта мудрость здесь наличествует: “ Я - учитель - ученик своих учеников”. “Я - учитель - путь для ученика. Но и он есть мой путь… совершенствования моего учительского искусства”.

Роль учителей в эволюции человека раскрывается в высказывании

Н.К. Рериха: “ Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель - я употребляю это слово в самом широком смысле -- может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создавать новое воображение и освободить скрытые силы человечества”.

/ Н.К. Рерих “Пути Благословения” /

“След учительства более высокого уровня мы находим в мифах, в кото- рых культурный герой, полубог, получеловек учит людей сеять, собиратьурожай, обучает ремёслам, обучает социальному обустройству челове-ческого общества”.Л.В. Шапошникова “ Энергетическая роль Учительства в духовно - культурной эволюции человечества”/

Имена таких Учителей человечества зафиксированы Историей: Моисей, Сократ, Кришна, Эпиктет, Будда, Марк Аврелий, Конфуций, Христос, Иоанн - апостол, Магомет, Руссо, Кант, Вивекананда, Эмерсон, Рескин… те, которых Л.Н. Толстой называет “лучшими мыслителями мира”, “мудрейшими среди нас”.

Этот ряд имён, данных Л.Н. Толстым, можно продолжить, включив в него и самого Льва Николаевича, и Циолковского, и Вернадского, и Флоренского, и Чижевского, и семью Рерихов, и учителя современных учителей Ш.А. Амонашвили. Перечитывая работы Л.Н. Толстого о воспитании и образовании, обратил внимание на то, как он относится к Учителям человечества и их Учениям. Величайший мыслитель XIX века считает, что “основой”, “основанием” всякого образования для детей и юношества должны стать именно Учения этих Учителей и вытекающее из них учение о нравственности.

Одно нужно знать, в чём смысл человеческой жизни, чем она должна быть руководима и что думали об этом вопросе и как решили его мудрей -шие люди всех времён и всего мира … И потому я полагаю, что первое и главное знание, которое свойственно прежде всего передавать детям и учащимся взрослым, - это ответы на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первое : что я такое и каково моё отношение к беско-нечному миру? И второй , вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим и что всегда, и при всех возможных условиях, дурным?

И потому полагаю, что главная и единственная забота людей, занятых вопросами образования, может и должна состоять прежде всего в том, чтобы выработать соответственное нашему времени религиозное и нравственное учение и, выработав таковое, поставить его во главе образования “. / Л.Н. Толстой “Ответ на письмо В.Ф. Булгакова”,с. 457 /

В этих словах мечта Л.Н. Толстого и завещание его будущему поколению людей XX века: дать синтез всех философских, научных и религиозных учений Учителей человечества, очистив их от предрассудков времени, и на основе выработанного, нового, современного нравственного учения, как на фундаменте, строить всё здание Образования. XX век выполнил первую часть завещания Л.Н. Толстого. К середине XX столетия Е.И. и Н.К. Рерихи сделали такое очищение и синтез всех Учений Востока и Запада и дали миру “ Учение Живой Этики ”.

Вторая часть завещания - создание педагогической системы образования на основе такого Учения - начала осуществляться в конце XX и начале XXI веков в Лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете под руководством Почётного академика Российской академии Образования, доктора психологических наук

Ш.А.Амонашвили.

Такую педагогическую систему образования Ш.А.Амонашвили и его сотрудники назвали Гуманной педагогикой. Вот в чём её суть:

64. Гуманная Педагогика - это очень просто, - думает наивный учитель, - надо любить учеников, быть к ним добрым, ласковым. Чем больше любишь их, тем больше будет у тебя гуманной педагогики”.

Слово Human слагается из двух санскритских основ: Hu - означает - высшее начало, Душа, Man - это обычный смертный человек.

Гуманный - значит: человек смертный, ищущий в себе бессмертия.

Вот и разберёмся: что есть Гуманная Педагогика ?

Детей, конечно надо любить. Надо знать ещё, как их любить, чтобы они приняли наш дар.

Но суть Гуманной Педагогики не в этом.

Суть в следующем :

Гуманная Педагогика ведёт ребёнка (ученика, воспитанника) к постижению в себе своей Бессмертной сущности и смысла Жизни.

Она есть сокровенная наука о заботе и озабоченности по поводу судьбы каждого пришедшего в земную жизнь ребёнка и через него - о судьбе человечества”./ Ш.А. Амонашвили “ Почему не прожить нам жизнь героями духа”, стр.56 / Лаборатория Гуманной педагогики разработала “Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики”. Читателям он известен под названием “ШКОЛА ЖИЗНИ”. Идёт экспериментальная проверка принципов гуманной педагогики среднего и старшего звена школьного образования. (Москва, школа №200 ). На очереди - высшее гуманное образование.

Вывод. Будущий учитель-это учитель-гуманист, знающий “УЧЕНИЕ ЖИВОЙ ЭТИКИ ” и творящий по законам Гуманной педагогики. Вторая часть проблемы заключена в понятии “самовоспитание”. Л.Н.Толстой категоричен в определении данного понятия: “ Стоит заняться воспитанием, чтобы увидеть все свои прорехи.

А увидав, начинаешь исправлять их. А исправлять самого себя и есть наилучшее средство воспитания своих и чужих детей и больших людей “. “ Воспитание других включается в воспитание себя, и другого ничего не нужно”.

/ Л.Н. Толстой “Мысли о воспитании”, из писем и дневников 1895 - 1902гг, с.449, 450 /

Таким образом, самовоспитание по сути своей является одновременно орудием и средством воспитания, т.е. нет проблемы воспитания других при наличии самовоспитания себя. Хочется привести целую страницу из “Мыслей о воспитании” Л.Н. Толстого, подтверждающую этот вывод.

“Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймёшь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос жизни: как надо самому жить? Потому что не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включалось бы в воспитание себя. Как одевать, как кормить, как класть спать, как учить детей? Точно так же, как себя. Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают и учатся, то дети будут то же делать.

Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей. Лучше, чтобы дети знали про слабые стороны своих родителей, чем то, чтобы они чувствовали, что есть у их родителей скрытая от них жизнь и есть показная. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть этих недостатков в детях. В этом вся трудность и вся борьба с детьми. Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков - лицемерие родителей и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям.

Лицемерие родителей при воспитании детей есть самое обычное явление, и дети чутки и замечают его сейчас же, и отвращаются, и развращаются. Правда есть первое, главное условие духовного влияния, и потому она есть первое условие воспитания. А чтобы не страшно было детям видеть всю правду своей и родителей жизни, надо сделать свою жизнь хорошей или по крайней мере менее дурной. И потому воспитание других включается в воспитание себя, и другого ничего не нужно”.

“ Оба вопроса о воспитании и об отношении к людям сводятся в один вопрос, именно в последний: как относиться к людям не на словах только, а на деле. Если этот вопрос решён и жизнь отца идёт по такому или другому решению, то в этой жизни отца и будет всё воспитание детей. А если решение правильно, то отец не введёт соблазна в жизнь детей; если же нет, то будет обратное”.

“ Родители, живя развратно, невоздержанно в пище, праздно - в неуважении к людям - жизнью, всегда требуют от детей воздержания, деятельности, уважения к людям. Но язык жизни, примера далеко слышен и виден и ясен и большим, и малым, и своим, и чужим”.

“ Ужасно смотреть на то, что богатые люди делают со своими детьми.

Когда он молод и глуп и страстен, его втянут в жизнь, которая ведётся на шее других людей, приучат к этой жизни; а потом, когда он связан по рукам и по ногам соблазнами, не может жить иначе, как требуя на себя труда других, тогда откроют ему глаза (сами собой откроются глаза), и выбирайся, как знаешь: или стань мучеником, отказавшись от того, к чему привык и без чего не можешь жить, или будь лгуном”.

“ Для того чтобы воспитывать хорошо, надо жить хорошо перед теми, которых воспитываешь”.

/ Л.Н. Толстой “Мысли о воспитании”, с. 448-450 /

Таким образом, Л.Н. Толстой проблему воспитания упрощает, можно сказать, упраздняет, поворачивает проблему воспитания других в плоскость самосовершенствования, самовоспитания. На основании чего делается такой вывод? Ответ на этот вопрос даётся в “Письме неизвестной”.

“ Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого воспитываем.

Воздействовать же на сердце можно только гипнотизацией, которой так подлежат дети, - гипнотизацией, заразительностью примера. Ребёнок увидит, что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других делать то, что сам могу сделать, что я потворствую своей жадности, похотям, что я горжусь и тщеславлюсь своим положением, говорю про других злое, говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что

верю тому, во что не верю, и тысячи и тысячи таких поступков или поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия, самопожертво- вания, воздержания, правдивости, и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями.

И поэтому все или 0,999 воспитания сводится к примеру, к исправлению и совершенствованию своей жизни.

Так что то, с чего вы начали внутри себя, когда мечтали об идеале, т.е. о добре, достижении которого несомненно только в себе, - к тому самому вы приведены теперь при воспитании детей извне. То, чего вы хотели для себя, хорошенько не зная зачем, то теперь вам уже необходимо нужно для того, чтобы не развратить детей.

От воспитания обыкновенно требуют и слишком много, и слишком мало. Требовать того, чтобы воспитываемые выучились тому - то и тому - то, образовались - как мы разумеем образование, - это невозможно, так же невозможно и то, чтобы они сделались нравственными, как мы разумеем это слово. Но совершенно возможно то, чтобы не быть самому участником в развращении детей (и в этом не может помешать ни жене муж, ни мужу жена), а всею своей жизнью по мере сил своих воздействовать на них, заражая их примером добра.

Я думаю, что не только трудно, но невозможно хорошо воспитать детей, если сам дурен; и что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети.

Как смешны требования людей, курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни, как смешны требования людей научить их, как, продолжая вести жизнь не - нравственную, можно было бы дать нравственное воспитание детям.

Всё воспитание состоит в большем и большем сознании своих ошибок и исправлении себя от них. А это может сделать всякий и во всевозможных условиях жизни. И это же есть и самое могущественное орудие, данное человеку для воздействия на других людей, в том числе и на своих детей, которые всегда невольно ближе всего к нам ”. / Л.Н. Толстой “Письмо неизвестной от 5 марта 1894 ” (Роль примера и подражания в воспитании), с. 511-512 /

Ответ очевиден и вытекает из той роли примера и подражания, которые играют в воспитании, т.к.

“Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого воспитываем. Воздействовать же на сердце можно только заразительностью собственного примера. И поэтому всё воспитание или 0,999 воспитания сводится к примеру, к исправлению и совершенствованию своей жизни”.

Самовоспитание, самосовершенствование есть воспитание детей.

Воспитание детей есть самовоспитание, самосовершенствование.

Древний символ Мудрости, змий, закусивший собственный хвост, присутствует и здесь. С мудростью Л.Н.Толстого перекликается мудрость Ш.А.Амонашвили, нашедшего красивый и ёмкий образ той же проблемы:

“Спросят: Кто же вы есть для своих учеников?

Отвечу: Я половина каждого из них.

Спросят: Вы их знаете?

Отвечу: Так же, как знаю Беспредельность.

Спросят: Как вы их воспитываете?

Отвечу: Как яблоко растит в себе семя.”

Однако Ш.А.Амонашвили, положив в основание разрабатываемой им новой системы образования, Гуманной педагогики, “Учение Живой Этики”, наполняет понятие “воспитание” священным и возвышенным смыслом:

“59. Священное Слово воспитание.

Все говорят о воспитании детей, но редко кто серьёзно занят им

Слово само говорит о своей сути: В - ОС - ПИТАНИЕ, т.е. питание

О какой Оси идёт речь?

О духовной, конечно.

Ребёнок устремлён к духовному восхождению по скале.

Чем же нужно питать духовную Ось?

Здесь нам поможет загадочное и действительно таинственное понятие Образ.

В ребёнке заключён Образ Творца. Помочь ему в раскрытии этого Образа в себе и есть суть ОБРАЗ ования. Это не процесс освоения суммы регламентированных знаний или результат этого процесса, а процесс раскрытия в нём того, ради чего он вообще и существует как Вселенская сущность и ради чего он явился в мир земной. Учитель призван для того, чтобы помочь ребёнку в проявлении своей сути через питание его духовной оси образами . Ибо образ, существующий в ребёнке, может проявиться не иначе, как через заселение его духовного мира добрыми, прекрасными, возвышенными образами. Образами добра, любви, страдания и сострадания, радости и сорадости, духовности, героизма, познания. Образами красоты знаний и наук. Образование совершается сегодня, но дышит оно Будущим, в него вовлечено Будущее. Вот что есть воспитание - питание духовной оси прекрасными, Божественными образами” . / Ш.А. Амонашвили “ Почему не прожить нам жизнь героями духа”, стр.51,52 /

В заключение реферата хочу привести фрагмент из итогового произведения великого русского писателя и мыслителя Л.Н.Толстого, произведения, которое он сам особенно ценил, - из книги “Путь Жизни”:

“В молодых годах люди верят, что назначение человечества в постоянном совершенствовании и что возможно и даже легко исправить всё человечество, уничтожить все пороки и несчастья. Мечты эти не смешны, а, напротив, в них гораздо больше истины, чем в суждениях старых, завязших в соблазнах людей, когда эти люди проведшие жизнь не так, как это свойственно человеку, советуют людям ничего не делать, не искать, а жить, как животное. Ошибка исканий молодости только в том, что совершенствование себя, своей души юноши переносят на других . Делай своё дело жизни, совершенствуя и улучшая свою душу, и будь уверен, что только этим путём ты будешь самым плодотворным образом содействовать улучшению общей жизни.

Если ты видишь, что устройство общества дурно, и ты хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы все люди стали лучше; а для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому сделаться лучше”. / Л.Н. Толстой “Путь Жизни”, с.431 /

Вывод. Самосовершенствование, самовоспитание имеет общечеловеческое значение. Это единственный плодотворный путь к исправлению, улучшению, преображению и себя, и людей, и мира.

Список используемой литературы

1. Ш.А. Амонашвили “Почему не прожить нам жизнь героями духа”, М., Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2003г.

2. Ш.А. Амонашвили “ Школа Жизни ”,М., Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000г.

3. Ш.А. Амонашвили “ Педагогическая симфония ”, М., МЦР, 2002г.

4. Л.Н.Толстой “Педагогические сочинения” , М., “Педагогика” 1989г.:

а) Л.Н.Толстой “Мысли о воспитании”, из писем и дневников 1895-1902гг.

б) Л.Н.Толстой “Ответ на письмо В.Ф. Булгакова”.

в) Л.Н. Толстой “ Из письма П.И. Бирюкову, май 1901г.”

г) Л.Н. Толстой “ Общие замечания для учителя”.

е) Л.Н. Толстой “ М.Л.Толстому” (неотправленное).

ё) Л.Н. Толстой “О воспитании”.

5. Л.Н. Толстой “Путь Жизни” М., “Республика”, 1993г.

6. Н.К. Рерих “Пути Благословения”, М.,”Сфера”, 1999г.

7. Л.В. Шапошникова “ Энергетическая роль Учительства в духовно - культурной эволюции человечества”, М., МЦР, 1994г.

Льва Толстого, одного из величайших русских писателей, сложно назвать типичным образцом серьезного и старого помещика и графа, который пишет объемные, нравоучительные и сложные книги. Толстой был знаменит тем, что совершенно не соответствовал своему графскому статусу – был простым, работоспособным и приветливым человеком, любил природу и не имел склонности к роскошной жизни.

Были у него и свои недостатки – ветреный и тщеславный характер, страсть к азартным играм, даже легкомыслие были присущи еще молодому Льву, которого дважды отчисляли из казанского университета.

Но его живой ум вместе с потрясающей силой воли сделали его талантливым писателем и мыслителем, книги которого сегодня знают и любят по всему миру. По-видимому, человеку с таким характером непросто было заставить себя продуктивно и постоянно работать, но нам известны методы развития воли Льва Толстого.

Среди многочисленных книг писателя были найдены его дневники, в которых он для себя записывал правила развития воли и совершенствования умственных способностей. С тех пор эти правила не потеряли актуальности, хотя записаны были полтора века назад. Возможно, в начале своего творческого пути Толстому не хватало силы воли, но с помощью этих установок, которые он поставил для себя, он достиг больших успехов.

Писатель разделял три вида воли: телесную, чувственную и разумную. Самым главным видом считался последний, но развивать их, по мнению Толстого, необходимо одновременно. Когда человек совершенствует все три вида воли, он открывает перед собой огромные возможности и может выбирать любой путь в жизни, какой захочет.

1 ЭТАП – РАЗВИТИЕ ТЕЛЕСНОЙ ВОЛИ

Толстой упоминал, что именно этот вид – телесная воля – лучше всего развит у человека, так как благодаря этому человек отделился от остального животного вида. Поэтому зачатки телесной воли есть у каждого, ведь она составляет существенную часть нашей жизни – нужно и только немного развить. Единственные исключения из этого правила – это люди в младенческий или дряхлый период, когда человек еще или уже не контролирует свое тело.

1 правило. Толстой советует для развития телесной воли заранее записывать задачи на день – с утра или накануне. Просто составьте список дел, которые необходимо выполнить в течение дня, и за этот день обязательно исполните все назначенное. Более того, Лев Толстой указывает, что даже если исполнение какого-либо дела нанесет вред, все равно желательно его исполнить.

Это правило не только отлично тренирует волю, но и развивает ум, который поможет разумнее подходить к составлению списка задач. После прожитого дня человек обычно анализирует свои поступки, и на основе результатов может составить более продуктивный план на следующий день.

2 правило. Необходимо научиться контролировать сон. Рекомендуемая длительность сна около 7-9 часов, но каждый человек индивидуален, одному достаточно семи часов, другой хорошо себя чувствует только после продолжительного сна. Поэтому нужно выяснить, какое количество времени сна оптимально для вас, и с этого момента спать ежедневно именно столько часов, не больше и не меньше.

Помните, что «еще полчасика» по утрам, конечно, приятны, но, во-первых, ослабляют телесную волю, а во-вторых, лишают заряда бодрости по утрам. Толстой считал, что во сне телесная воля человека совершенно не работает, поэтому сам он по минимуму сокращал время сна и всегда вставал еще до восхода.

3 правило. Очень важно часто испытывать физические неприятности и трудности, и при этом не показывать внешне, как они тяжелы. Толстой писал, что необходимо «регулярно делать движения», то есть больше двигаться, делать зарядку, физические упражнения каждый день.

Можно заняться бегом или другим видом спорта – главное, не позволять себе весь день провести в относительном покое. Писатель рекомендовал заниматься движением на воздухе. Он не только регулярно занимался упражнениями, но и выполнял тяжелую работу – например, во время Крымской войны считался выносливым и сильным офицером.

Кроме того, в мирное время Толстой посещал бальные танцы и заставлял себя танцевать, хотя не очень любил это занятие. Но результат такого подхода просто великолепен – Лев Толстой прожил больше восьмидесяти лет, и даже в конце жизни его нельзя было назвать дряхлым, слабым и немощным. Рассказывали, что когда писателю было больше восьмидесяти, он ежедневно катался рысью на лошади по несколько верст.

4 правило. Это правило звучит кратко – будь верен своему слову, в том числе, если ты дал его себе. Казалось бы, ничего сложного, но именно оно часто подводит человека, решившего заняться развитием силы воли.

5 правило. Не бросать начатые дела. Это тренирует не только силу воли, но и осознанность действий. Когда у человека вырабатывается привычка доводить все до конца, он начинает заранее перед любым действием представлять себе результат. Это помогает делать все спокойно, целостно и по порядку, без суеты и суматошности. Это правило Лев Толстой вывел, исходя из собственного опыта – в юности он пытался посвятить себя множеству различных дел.

6 правило. Составить таблицу, которая включает в себя все мелочи повседневной жизни. Толстой вносил в эту таблицу все аспекты жизни: сколько трубок выкуривать в день, сколько есть, что есть, когда заниматься физическими упражнениями, какие упражнения в какой день выполнять и так далее. Такая таблица поможет планировать время, вести учет расходам, успевать выполнять все дела.

Ученые давно доказали пользу установленного распорядка дня: важно вставать в одно и то же время, принимать пищу в определенные часы – при таких привычках организм существует без резких изменений и стрессов, а при переменах становится как будто «дезориентированным». Подобный совет можно встретить не только у Льва Толстого, например, Кант тоже считал, что жизнь должна быть тщательно рассчитана по дням и часам.

Этот немецкий философ жил четко по хронометру: целыми десятилетиями вовремя вставал, делал все в одно и то же время, так что даже жители Кенигсберга часто проверяли по нему часы. У него было расписано все до таких мелочей, как например, в какой день что есть, какого цвета одежду надеть. Конечно, это крайность, и вряд ли кто-нибудь захочет повторить этот опыт. Но ввести в свою жизнь распорядок все же стоит.

2 ЭТАП – РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВОЛИ

Эмоциональная воля, как видно из названия, контролирует эмоции человека, подчиняет их его целям. Писатель считал, что все чувства вызываются любовью, которая может принимать различные формы: есть самолюбие, любовь к окружающему миру, страстная любовь. Важно развивать все стороны любви, не отдавая предпочтения какой-либо одной.

Когда Толстой придумал для себя это правило, он находился в неопределенном состоянии: то пытался отрешиться от своих желаний и посвятить себя любви к миру, то пускался в душевные искания и позволял себе любые развлечения. Но уже через некоторое время он нашел равновесие в своих эмоциях. Хотя дальнейшая его жизнь показывает, что самоотрешение проявлялось чаще, чем самолюбие.

Таким образом, общее правило для развития воли эмоций гласит: все чувственные дела не должны идти на поводу у чувств, а быть следствием воли. Кроме того, чувства человека не должны исходить исключительно из любви к себе.

1 правило. Не стараться угодить людям, которых вы не знаете или не любите. Этим правилом будет сложно руководствоваться в жизни, ведь почти каждый человек заботится о том, чтобы его уважали, любили и принимали окружающие. И зачастую это доходит до того, что нас начинает волновать мнение совершенно посторонних людей – мы забываем, что нужно нам самим и начинаем подстраиваться под общественные стандарты. Уходить в другую сторону тоже не стоит – гипертрофированное самолюбие и уход от окружающих ведет к потере контакта с другими людьми и вызывает неспособность к любви.

Нужно просто постоянно помнить, что как и вас, других людей в первую очередь волнуют чужие мысли. Они также волнуются из-за того, как их воспринимают со стороны, как к ним относятся, уважают ли их, а ваши собственные мотивы и побуждения не видны для них. Поэтому не стоит забивать себе голову подобными мыслями. Толстой советовал выполнять такое упражнение: регулярно спрашивать себя «Что бы я сейчас сделал, если бы мне было все равно, что подумают и скажут люди?» и «Что бы я перестал делать, если бы мне было безразлично мнение других людей?». В соответствии с ответами на эти вопросы нужно скорректировать свою жизнь.

2 правило. Заниматься самосовершенствованием для себя, а не для других. Хорошо, когда человек стремится стать лучше и имеет план для достижения цели. Но главное при этом – мотивы должны исходить от себя, а не от других людей. Как показывает практика, это приносит лучшие результаты.

Например, Толстой, который, наряду со многими другими великими людьми, имел трудности в получении стандартного образования, но сумел достичь многого самообучением и саморазвитием. Когда он открыл в Ясной Поляне народную школу, то не вводил никаких обязательных предметов, оценок, учета посещений – тем не менее, дело успешно продвигалось, и немало учеников получило образование.

3 правило. Стараться быть хорошим, но не показывать это остальным. Не стоит, конечно, скрывать от всех, что вы хорошо разбираетесь – но даже если этот так, все ваше мастерство может обесцениться, если кричать об этом на каждом углу.

4 правило. Находить в других людях достоинства и не искать недостатки. Настройка на позитив хороша не только в оценке других людей, но и всей жизни. Толстой призывал всех говорить правду, а самому не оправдываться.

5 правило. Жить хуже, чем можно себе позволить. Это правило как нельзя лучше тренирует силу воли: даже если вы разбогатели и можете позволить себе гораздо больше, не меняйте образа жизни. Как показывает история и практика, лишний комфорт и роскошь на корню убивают стремление к самосовершенствованию.

Даже великая Римская империя развалилась скорее из-за слишком изнеженной, роскошной жизни, а не из-за варваров. Нужно точно знать, какие вещи действительно необходимы в жизни, а какие просто приносят ненужный комфорт, убивают время, вредят телу или характеру.

6 правило. Десятую часть своего имущества жертвовать другим людям. Толстой на протяжении всей своей жизни занимался благотворительностью и призывал окружающих тратить часть своего богатства на полезные для общества дела. Главное, говорил он, не отдавать деньги на абстрактные блага и не подавать милостыню, важно выполнять действительно полезные, конкретные дела.

3 ЭТАП – РАЗВИТИЕ РАЗУМНОЙ ВОЛИ

Высшей степени совершенствования человек достигает, когда его воля становится способна контролировать разум. Толстой писал о том, что наши мысли влияют на наши действия, на то, что с нами происходит. Если овладеть разумной волей, объединив ее с эмоциональной и телесной, то можно достичь высоких результатов развития различных способностей человека, в том числе памяти, ума, обдуманности и других.

1 правило. Назначать умственные занятия на каждый день. Утром или с вечера, составляя список задач на день, вы не должны обходить стороной и умственные дела: например, чтение книг, изучение науки, мыслительную деятельность и тому подобное. Для таких дел нужно выделять специальное время, также примерно раз в неделю необходимо отвести время для составления планов и анализа произошедшего.

Толстой, например, занимался этим по субботам. Подчинение умственной деятельности строгому распорядку дисциплинирует ум и заставляет его работать продуктивнее, вследствие чего можно добиться больших результатов. Постепенно можно начать планировать свою жизнь не только по дням, но и большим отрезкам времени. Также Толстой советовал вести письменный самоанализ и сам следовал этому совету.

2 правило. При изучении какого-либо дела или при любой деятельности все умственные силы должны быть направлены на этот предмет. Это значит, что в любом деле очень важно уметь полностью сосредотачиваться, концентрировать свое внимание, не давать разуму отвлекаться. Сложная задача, особенно в неблагоприятной или шумной обстановке, но в этом и состоит контроль воли. Сначала будет трудно не отвлекаться и посвящать весь свой ум одной проблеме, но это быстро входит в привычку.

3 правило. Не мечтайте. Это правило может показаться странным и даже не полезным. Толстой предупреждал о вреде мечтания. Но важно разграничивать два понятия – мечты и цели. Цели – важная и полезная часть жизни человека, они позволяют сосредотачивать свои силы на определенном пути и быстро прокладывать себе путь вперед. Мечты же, наоборот, возвращают человека назад, расслабляют волю, снижают внимание и сосредоточенность. Несбыточные мечты, бесполезные желания не приведут ни к чему хорошему, поэтому важно вдумчиво и сосредоточенно планировать свою жизнь, не мечтая.

4 правило. Нельзя позволять чувствам и эмоциям захватывать разум. Справиться со своими чувствами порой нелегко, сильные эмоции толкают людей на неразумные поступки, вызывают неадекватное поведение. Позже мы начинаем сожалеть об этом, так как в спокойной обстановке имеем возможность обдумать ситуацию и найти лучший выход. Поэтому нужно научиться даже в такие эмоциональные моменты перехватить контроль над разумом и не давать чувствам управлять им.

5 правило. Не бросать любые начатые умственные занятия. Развитие силы воли можно сравнить с укреплением мышечной массы – если регулярно заниматься, она растет, а если забросить, то сходит на нет.

Не стоит кардинально менять свою жизнь и пытаться ввести в нее сразу все правила, иначе еще не развитая сила воли не позволит жить в таком режиме, что принесет только разочарования. Лучше следовать этим правилам постепенно, и главное, не забывать основного совета Льва Толстого: перед тем, как бездумно следовать правилу, нужно его испытать.