Верещагин василий. Василий Верещагин — вдохновленный ужасом войны

Творчество Василия Васильевича Верещагина (1842-1904), знаменовавшее торжество реализма и демократических идей в русской батальной живописи, заслужило мировую известность.

Сам Верещагин называл себя не баталистом, а художником военных сцен. Действительно, в его искусстве картины сражений очень редки. Художника волновали не кровавые зрелища, не эффектные картины сражений, а великое геройство и великое страдание народа. В своих произведениях он рассказывал зрителю о войне как о величайшем зле, как об огромной человеческой драме.

Верещагин происходил из мелкопоместной дворянской среды. Юношей в чине гардемарина он блестяще окончил Морской корпус в Петербурге, но сменил карьеру морского офицера на профессию художника, поступив в Петербургскую Академию художеств в 1860 году. Однако, не удовлетворенный старыми методами преподавания, он в 1863 году оставляет Академию, продолжая впоследствии занятия в Париже у известного художника Жерома (1864-1867).

Кавказ

Первые самостоятельные выступления Верещагина, как художника относятся ко времени его путешествия на Кавказ (1863-1865 с перерывами). Здесь все, что открывается глазам, одинаково приковывает его внимание. Он зарисовывает характер местность, жилье, архитектурные памятники, утварь, одежду. Но особенно много и с интересом рисует местное население: калмыков, казаков, лезгин, ногайцев.

Туркестан

В 1867 году Верещагин отправляется в Туркестан, где в то время шли боевые действия. Ему пришлось не только увидеть войну, но и принять в ней активное участие. В 1868 году художник в составе небольшого русского гарнизона оборонял от войск бухарского эмира цитадель Самаркандской крепости. За проявленный героизм от был награжден Георгиевским крестом 4-й степени, который присуждался за особые боевые заслуги. В 1869-1870 годах Верещагин вновь путешествует по Туркестану. В результате этих полных опасностей и приключений путешествий художник создал большую серию рисунков и живописных этюдов с натуры, которые использовал для создания Туркестанской серии картин. В окончательном виде Туркестанская серия включала тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка - в таком составе она была показана на выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году.

Туркестанская серия отличается разнообразием тематики произведений и широким охватом многих сторон жизни народов Азии. Военные темы здесь соседствуют с бытовыми, картины среднеазиатской природы переплетаются с этнографически точным изображением народных типов, национальных костюмов и своеобразием местных нравов.

Индия

В 1874 году Верещагин совершил поездку в Индию, длившуюся до 1876 года. Здесь он работает с азартом и одержимостью, не боясь опасностей и риска. В результате была создана новая большая серия этюдов и картин, явившаяся своеобразной художественной энциклопедией жизни и быта народов Индии. Мастерство художника в передаче величественной архитектуры, голубого южного неба, солнечного освещения, воздуха, проявившееся в Туркестанской серии, еще более окрепло в его индийских произведениях. К числу лучших произведений Индийской серии относятся: "Буддийский храм в Дарджилинге" (1874-75), "Ледник по дороге из Кашмира в Ладак" (1875), "Жители Западного Тибета" (1875), "Мавзолей Тадж-Махал в Агре" (1874-76).

Еще в начале путешествия у Верещагина возникает замысел создать ряд картин, обобщающих его впечатление от Индии, размышления о прошлом и настоящем этой страны. Замысел окончательно оформляется уже в Париже в 1876 году: художник задумывает написать две серии картин, или, как он их называет, две "поэмы": "малая" или "коротенькая" поэма должна была включать сцены современной жизни, национальные типы, пейзажи Индии. "Большая" серия или "Историческая поэма" задумана как цикл из двух-трех десятков монументальных картин, где будет представлена вся история покорения Индии англичанами. Этот грандиозный замысел остался неосуществленным. Работе помешала русско-турецкая война.

Балканы

По собственной просьбе Верещагин сразу же причислен к штабу русских войск и в апреле 1877 года выезжает из Парижа в действующую армию, где находится до окончания военных действий. В самом начале войны он был тяжело ранен. Не дождавшись выздоровления, направляется в Плевну, где оказывается участником ее третьего штурма. В зимние месяцы вместе с отрядом М.Д.Скобелева совершает переход через Балканы и участвует в решающем бою на Шипке у деревни Шейново. В конце войны Верещагин представлен к награждению Золотой шпагой, однако от награды решительно отказался. Все это время художник не перестает работать: делает зарисовки и наброски в альбомах, пишет маленькие этюды к будущим полотнам, в которых точно и неотступно фиксирует зимние Балканы, переходы войск через горные перевалы, места сражений, военные укрепления, солдатские лагеря, братские могилы, фигуры убитых, трупы замерзших - все те страшные и обыденные подробности войны, которые с этих пор стоят перед его глазами и неумолимо требуют своего воплощения. "Лишь бы только не струсить в откровенности", - заклинает себя художник.

Балканская серия создавалась в Париже в 1878-1879 годах. В нее входит около тридцати картин. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: "Александр II под Плевной 30 августа 1877 года", "Перед атакой. Под Плевной", "Атака" (не окончена), "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", "Турецкий лазарет".

Балканская серия - кульминация творчества Верещагина. Показанная вместе с Индийской серией впервые в Лондоне и Париже в 1879 году, а затем, демонстрировавшаяся на протяжении 1881-1891 годов в Петербурге, Москве, во многих городах Европы и Америки, она вновь вызвала огромный интерес к художнику во всем мире.

После Петербургской выставки 1883 года, в течении двух лет Верещагин не выступает перед публикой. Нервное напряжение, каким сопровождалась работа над Балканской серией и ее показ, отозвалась душевной опустошенностью. "Не думайте, чтобы все пройденное было лишь как с гуся вода: все, все оставило следы", - пишет он в 1882 году Стасову. - "Силенки в 40 лет сильно опустились, цель жизни утерялась". Верещагин снова ищет творческого обновления в путешествиях: осенью 1882 года совершает второе путешествие в Индию, а в конце 1883 года едет в Сирию и Палестину.

Палестина

В Палестине метод работы Верещагина остается тот же, что в Туркестане и Индии: он всерьез погружается в изучение исторических источников, пишет этюды, собирает этнографическую утварь, задумывает серию картин. Здесь написано около пятидесяти этюдов, главным образом, виды природы, памятники библейской истории, которые Верещагин не поэтизирует, не стилизует, но стремится зафиксировать с абсолютной достоверностью в их нынешнем состоянии. Он пишет Святую землю исключительно с реальной исторической точки зрения. В этом ключе решены несколько картин из Священной истории, входящих в Палестинскую серию: "Святое семейство", "Воскресение", "Пророчество" и другие.

Впервые показанные на выставке в Вене в 1885 году евангельские картины произвели небывалый скандал. Показ Палестинской серии в России был запрещен.

Россия

С Середины 1880-х годов Верещагин остро чувствует потребность работать на родине, чаще приезжает в Россию. Особенное значение для него имеет поездка в 1888 году в Москву, Ярославль, Ростов, Кострому. Он глубоко увлечен миром национальной старины, погружен в изучение древнерусского зодчества, приступает к собиранию русских древностей и в течении короткого времени создает коллекцию, выдающуюся по художественности и историческому интересу.

В 1891 году Верещагин поселяется в Москве, строит на окраине города в Нижних Котлах по собственному проекту дом-мастерскую. В начале 1890-х годов он посещает родные места - едет в Вологду и ее окрестности, летом 1894 года предпринимает с семьей путешествие на барже по Северной Двине, на Белое море, Соловки. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей".

Это оригинальное создание Верещагина, существующее как бы в двух изводах: живописном и литературном. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне. Верещагин относится к своим персонажам-простолюдинам, встреченным на дорогах России, со своей обычной сдержанностью, уважительно, но без народнического жаления. Живописные этюды - это уже не типажные изображения, но портреты, за которыми проступают индивидуальные судьбы. Среди них выделяются своей экспрессией и яркой психологической характеристикой "Отставной дворецкий" и "Старуха нищенка 96 лет".

Русская серия насчитывает около сотни этюдов, но не включает ни одной картины. Объяснение, по-видимому, в том, что Верещагин параллельно работает над большой серией полотен, посвященных войне 1812 года. Начатая еще в Париже, серия эта до конца дней остается главным делом художника. Парижское происхождение, очевидно, во многом объясняет ее первоначальный замысел: она была задумана как серия картин, посвященных Наполеону и его русскому походу. Впоследствии, в России замысел серии претерпевает существенные изменения: из наполеоновской сюиты она начинает обращаться в национальную историческую эпопею. Серия остается незавершенной. В своем нынешнем виде она включает в себя двадцать картин (не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций). Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием "Наполеон I в России", представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью "Великой армии" в снегах России.

Америка и Куба

В последние годы жизни Верещагин не прекращает путешествий. В конце 80-х - начале 90-х годов он дважды был в Америке: в 1901 году художник совершает далекую поездку на Филиппины, в 1902 году - на Кубу. Естественно, его влекут события испано-американской войны, он не мог и в этом случае уклониться от темы, так сильно владевшей им всю жизнь. Он пишет много этюдов, задумывает новые серии картин, из которых создана "Госпитальная серия" (1901), в которую входят картины: "В госпитале", "Письмо к матери", "Письмо прервано", "Письмо осталось неоконченным" (3 картины из серии хранятся в Николаевском художественном музее им. В.В. Верещагина), в которых вновь с присущей ему страстностью осуждает войну.

Япония

Путешествие в Японию в 1903 году оказалось предпоследним в его жизни. Художника влекут в эту страну памятники классической японской культуры, национальные типы, ошеломляет своеобразие костюмов и обычаев. В этюдах "Синтоистский храм в Никко", "Вход в храм Никко" - выражены удивление и восторг необычайным обликом японской архитектуры.

Сообщение о начале русско-японской войны потрясло художника. И вновь, будучи уже немолодым, устремляется он на фронт, в самую гущу боевых действий. 31 марта (13 апреля) 1904 года Верещагин погиб вместе с вице-адмиралом Макаровым, находясь на флагманском броненосце "Петропавловск", который подорвался на японской мине на рейде Порт-Артура.

Вся жизнь, все искусство В.В. Верещагина являют собой ярчайший пример гражданственности, во имя прогресса, самоотверженной борьбы во имя светлых демократических идеалов. Всю жизнь Верещагин чувствовал себя "мобилизованным и призванным" говорить своим искусством правду, и только правду. Он первым выразил в изобразительном искусстве мысль о том, что война не может и не должна быть средством разрешения международных споров. С актуальностью звучит голос Верещагина и в наши дни. Художник своим искусством предостерегает человечество, показывает антигуманную сущность захватнической войны, которая несет людям страдания и гибель.

Верещагин - художник легендарной судьбы и славы. Для современников - и на родине, и в Европе - он не только выдающийся живописец, но и отчаянный революционер, порывающий с общепринятым в жизни и творчестве, выдающийся талант и выдающаяся натура - быть может, как натура он даже значительнее, грандиознее, чем как талант. "Верещагин не просто только художник, а нечто большее", - записал Крамской после первого знакомства с его живописью и спустя несколько лет вновь заметил: "Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее".










Биография:

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10


Он жил как бы вопреки всему, что представлялось неизбежным и установленным, словно не ощущая гнета жизненных правил и житейских обстоятельств. Это был человек эгоцентрического склада, откровенно позволявший себе в словах и поступках не считаться с окружением и обстановкой, неудобный в общении, резкий до надменности, изменчивый в настроениях, непредсказуемый в действиях, "человек экспромтов", как сам однажды себя назвал. Натура нервная, импульсивная, необыкновенно активная и действенная, Верещагин всю жизнь проводит в разъездах. Для него как будто не существует границ: он живет в Петербурге, Ташкенте, Мюнхене, Париже, в конце жизни - в Москве; предпринимает длительные путешествия - на Кавказ и в Туркестан, в Индию и Палестину, по Европе и России, на Филиппины и Кубу, в Америку и Японию. Как офицер, он принимает участие во всех военных действиях, которые ведет русская армия, - в Средней Азии, на Балканах, в Японии. Это человек громадной энергии, несокрушимой воли, незаурядной отваги и мужества, разнообразных умений, "бывалый человек", привычно и уверенно чувствующий себя и за мольбертом, и в седле, и в походной палатке, и во фронтовом окопе.
Верещагин никогда не писал по заказу, не склонялся на просьбы и увещевания, исходили ли они от властей, от критики или от публики. Человек обостренного до болезненности чувства достоинства, он более всего боялся потери независимости, того, что "последует, когда мне заткнут глотку деньгами", как он однажды выразился. Он не искал поддержки власть имущих, вообще избегал "писания и говорения с важными людьми", поскольку знал за собою особенность быть дерзким и даже грубым против воли. В официальных кругах ему платили тем же: относились недоброжелательно, находили сюжеты его картин тенденциозно-мрачными, а его самого готовы были числить главой нигилизма в русском искусстве. "Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным", - Верещагин всю жизнь верен этому принципу и в творчестве, и в убеждениях, и в отношениях с окружающими.
В русском искусстве он стоит особняком. У него нет непосредственных учителей и прямых последователей. Он не связывает себя приверженностью ни к какому художественному объединению, стоит вне партий и кружков, не ищет и не принимает ничьих наград. В 1874 году Верещагин публично отказывается от предложенного ему звания профессора Академии художеств, мотивируя это тем, что считает "все чины и отличия в искусстве безусловно вредными". Этот поступок получает широкий резонанс: по существу, Верещагин первый из русских художников, кто решается гласно, открыто, демонстративно поставить себя вне традиционных порядков, - делает то, "что мы все знаем, думаем и даже, может быть, желаем; но у нас не хватает смелости, характера, а иногда и честности поступить так же", - как прокомментировал его поступок Крамской.

Верещагин твердо убежден, что художник должен обращаться один на один к зрителю. Для него приемлема лишь одна форма обращения к публике - персональная выставка. При его жизни их было свыше шестидесяти - едва ли не во всех европейских столицах, крупнейших городах России и Америки. Верещагин первый русский художник, кто программно обращался не только к отечественному зрителю, но к людям всех стран и был услышан в мире. Среди его почитателей - цвет европейской интеллигенции: Тургенев и Стасов, Крамской и Забелин, Репин и Менцель, Лист и Мусоргский, Гончаров и Гаршин, Брандес и Сара Бернар. Где бы ни проходили выставки художника, они везде и неизменно привлекали неслыханное число людей, становились предметом страстных, порою ожесточенных споров, оставляли по себе неизгладимое впечатление. "Еще памятно, - свидетельствует Александр Бенуа, - как 20 лет тому назад ломились на выставку Верещагина и какое чудовищное и огорашивающее впечатление производили его пестрые и кровавые картины. Выставки эти, устроенные в комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект. Нам ясно помнится, как толпилась перед ярко освещенными электричеством громадными картинами непроницаемая, все растущая масса народа. Эти яркие или мрачные гигантские полотна, на которых шагали феерично разодетые индусы, богато разукрашенные слоны с магараджами на спинах, на которых тянулись по горам в глубоком снегу несчастные войска, или поп в черной ризе отпевал под тусклым небом целое поле обезглавленных голых покойников, - эти полотна действовали, как тяжелые кошмары горячки".

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) родился в городе Череповце Новгородской губернии в семье уездного предводителя дворянства.
В 1850 г. Василий поступает в Александровский кадетский корпус для малолетних, а с 1853 г. по 1860 г. он обучается в Морском кадетском корпусе, по окончанию которого получает чин гардемарина флота и выходит в отставку. Одновременно с учебой в кадетском корпусе посещает занятия в Рисовальной школе петербургского Общества поощрения художников (1858-1859).
В 1860 г. Верещагин поступает в Императорскую Академию художеств.
В 1863-1864 г.г. по приглашению художника-мариниста Льва Феликсовича Лагорио совершает путешествие по Кавказу.
В 1864 г. Верещагин переезжает в Париж и приступает к занятиям в мастерской Жана-Леона Жерома Школы изящных искусств (Ecole des Beaux-arts).
В 1866 г. живописец впервые выставляется в Парижском Салоне.
В 1867 г. по приглашению командующего войсками Туркестанского военного округа Константина Петровича фон-Кауфмана Верещагин отправляется в Туркестан. В 1868 г. в чине прапорщика принимает участие в обороне Самаркандской крепости и за боевые заслуги награждается орденом Святого Георгия 4-й степени.
В 1869 г. в Петербурге с успехом проходит «Туркестанская выставка», на которой экспонируются картины, этюды и рисунки, созданные в Туркестане.
В 1869 г. художник вновь отправляется в Туркестан, а в октябре 1870 г. возвращается в Петербург и его командируют за границу для подготовки «Туркестанской серии». (В 1874 г. в Петербурге был издан альбом картин под названием «Туркестан. Этюды с натуры В. В. Верещагина»).
В 1873 г. «Туркестанская серия», в которую вошло 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка, была представлена на первой персональной выставке художника в Лондоне, а в 1874 г. – в Петербурге и Москве. (В 1874 г. «Туркестанская серия» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым за 92 тысячи рублей серебром. Вначале «Туркестанская серия» экспонировалась в Московском обществе любителей художеств, а затем в Третьяковской галерее.)
В 1874 г. Императорская академия художеств присваивает Верещагину звание профессора. Однако художник, считавший, чины в искусстве неуместными и даже вредными, публично отказывается от этого звания.
В 1874 г. Верещагин отправляется в Индию. Посещает Бомбей, Мадрас, Агру, Дели, Джайпур, Восточные Гималаи, а также области, граничащие с Тибетом (Кашмир и Ладак).
Весной 1876 г. живописец возвращается в Париж и работает над двумя сериями картин по материалам (около ста пятидесяти этюдов), привезенным из Индии.
В 1877-1878 г.г. Верещагин принимает участие русско-турецкой войне на Балканах. После завершения Балканской кампании художник отправляется в Париж и приступает к работе над «Балканской серией».
В 1879 г. проходят персональные выставки Верещагина в Лондоне и Париже, на которых представлены картины Индийской и Балканской серий.
В 1880 г. состоялась персональная выставка и распродажа этюдов «Индийской серии» в Петербурге. 78 этюдов этой серии приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым.
В 1881-1882 г.г. персональные выставки Верещагина проходят в крупнейших городах Европы (Париже, Берлине, Гамбурге, Дрездене, Дюссельдорфе, Брюсселе, Будапеште), а в 1883 г. – в Москве и Петербурге
В 1882-1883 г.г. Верещагин вновь путешествует по Индии.
В 1883 г. отправляется в Сирию и Палестину, где работает над картинами «Палестинской серии».
Результатом путешествия по Святой Земле были более 50 этюдов и шесть картин евангельского цикла. Однако, «Палестинская серия» была недоброжелательно встречена русской общественностью и публикой, т.к. трактовка художника не соответствовала канонической. По этой причине основная часть работ «Палестинской серии» была распродана за границей.
В 1885-1887 г.г. с успехом проходят персональные выставки художника в Вене, Будапеште, Берлине, Франкфурте-на-Майне, Праге, Бреславле, Лейпциге, Кенигсберге, Амстердаме, Стокгольме, Копенгагене, Лондоне, Ливерпуле.
В 1887 г. Верещагин приступает к работе над серией «1812 год». Впервые картины этой серии были представлены в Москве и Петербурге в 1895-1896 г.г. В 1902 г. вся серия приобретается государством для Русского музея, а позднее картины передаются в Государственный Исторический музей.
В 1889-1891 г. г. проходят персональные выставки живописца в крупнейших городах США, а в 1895-1898 г.г. – в Москве, Петербурге, Харькове, Киеве, Одессе, Париже, Берлине, Дрездене, Вене, Праге, Будапеште, Копенгагене, Лейпциге, Лондоне.
В 1901 г. Верещагин номинируется на соискание первой Нобелевской премии мира.
В 1902 г. живописец вновь отправляется в США, а в 1903 г. совершает путешествие по Японии.
В 1904 г. началась русско-японская война, и художник едет в действующую армию на Дальний Восток.
Василий Васильевич Верещагин погиб 31 марта 1904 г. Броненосец «Петропавловск», на котором он находился, подорвался на мине на внешнем рейде Порт-Артура.
Картины живописца экспонируются в Государственной Третьяковской галерее , Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее , Николаевском художественном музее им. В.В.Верещагина, Иркутском областном художественном музее им. В.П.Сукачева, Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан.
Работы Василия Васильевича Верещагина высоко ценятся и нередко появляются на международных аукционах. В том числе:
- «Портик церкви» (Portico of a church) – 314 500 британских фунтов (24 ноября 2014, Sotheby"s);
- «Шпион» (The spy) – 1 049 250 британских фунтов (28 мая 2012, Sotheby"s);
- «Адъютант» (The adjutant) – 690 850 британских фунтов (26 ноября 2012, Sotheby"s);
- «Перевозка раненых» (Transportation of the wounded) – 937 250 британских фунтов (26 ноября 2012, Sotheby"s);
- «Тадж-Махал. Вечер» (The Taj Mahal. Evening) – 2 281 250 британских фунтов (6 июня 2011, Sotheby"s)
- «Распятие на кресте у римлян» (Crucifixion by the Romans) - 1 721 250 британских фунтов (28 ноября 2011, Christie"s)

Галерея из 42 картин Василия Васильевича Верещагина
  • Tartar from Orenburg prison Tartar from Orenburg prison
  • Portrait of Bacha Portrait of Bacha
  • Afghan Afghan
  • Nomadic road in the mountains of Alatau
  • Passage of Barskaun Passage of Barskaun
  • Sher-Dor Madrassah Sher-Dor Madrassah
  • Gur-Emir. Samarkand Gur-Emir. Samarkand
  • Baeggars in Samarkand Baeggars in Samarkand
  • Politicians in an Opium Den Politicians in an Opium Den
  • Apotheosis of War Apotheosis of War
  • Tamerlanovy gates Tamerlanovy gates
  • Old ruins Old ruins
  • The Doors of Timur The Doors of Timur
  • Selling a Slave Boy Selling a Slave Boy
  • Chinese Chinese
  • Mountain stream in Kashmir Mountain stream in Kashmir
  • Taj Mahal in Agra Taj Mahal in Agra
  • Taj Mahal Taj Mahal
  • Himalayas in the evening Himalayas in the evening
  • Sovar-a government messenger Sovar-a government messenger
  • Picket in the Balkan Mountains
  • Two Falcons Two Falcons
  • The Spy The Spy
  • Two Jews Two Jews
  • Russian hermit in the Jordan Russian hermit in the Jordan
  • Arab woman in Jerusalem Arab woman in Jerusalem
  • Crucifixion by the Romans Crucifixion by the Romans
  • The French in Moscow The French in Moscow
  • Napoleon in the Petroff Palace
  • Napoleon and Marshal Loriston Napoleon and Marshal Loriston
  • Attack Attack

Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин (1842-1904) - русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26) октября 1842 года в Череповце (ныне Вологодской области) в семье местного предводителя дворянства. У него было три брата. Все были определены в военно-учебные заведения. Младшие, Сергей (1845-1878) и Александр (1850-1909), стали профессиональными военными; старший, Николай (1839-1907) - общественным деятелем.

Василий в возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. По окончании этого заведения, после короткого периода службы новопроизведённый мичман вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился с 1860 по 1863 год у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера и А. Е. Бейдемана. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864-1865)

В марте 1865 года Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры.

Осенью 1865 года Верещагин посетил Петербург, а затем вновь вернулся в Париж, чтобы продолжить учёбу. Зиму 1865-1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии. Весной 1866 года художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение.

В 1867 году с радостью принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К. П. Кауфмана состоять при нём художником. Приехав в Самарканд после взятия его русскими войсками 2 мая 1868 года, Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горстью русских солдат тяжёлую осаду этого города восставшими местными жителями. Выдающаяся роль Верещагина в этой обороне доставила ему орден Святого Георгия 4-го класса (14 августа 1868 года), который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды:

В начале 1869 года он при содействии Кауфмана организует в столице «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы, написанные в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, в казахских степях и городе Туркестане. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестанский регион, но через Сибирь.

На этот раз художник совершил путешествие по Семиречью и Западному Китаю. Среди произведений Верещагина, посвящённых Семиречью и Киргизии - Богатый киргизский охотник с соколом, виды гор близ станицы Лепсинской, долины реки Чу, озера Иссык-Куль, снежных вершин Киргизского хребта, Нарына на Тянь-Шане. Пять этюдов Верещагин создал в горах близ Иссык-Куля, ярчайшее из них - «Проход Барскаун». Он делал зарисовки в Боомском ущелье, побывал на озере Алаколь, поднимался на высокие перевалы хребтов Алатау.

В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад. Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край. На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара - Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.

В художественном отношении впечатления Верещагина от личного участия в этой обороне и других военных операциях в ходе завоевания Туркестана, а также от второго его путешествия туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярких картин, как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших в состав громадной «Туркестанской серии», выполненной художником в Мюнхене в 1871-1874 годах и имевшей колоссальный успех в Европе и России.

В 1871 году Верещагин переезжает в Мюнхен и начинает работать над картинами по восточным сюжетам. В это же время началась его совместная жизнь с первой супругой Елизаветой Фишер (из-за скептического отношения Верещагина к церковным обрядам они обвенчались лишь в 1883 году в Вологде).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Верещагин Василий Васильевич

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904 гг.) - русский живописец, художник-баталист, путешественник. Почти всю жизнь В.В. Верещагин проводит в экспедициях, военных походах, разъездах и путешествиях. Он учился и жил в Петербурге, Ташкенте, Мюнхене, Париже, в конце жизни - в Москве. Участвует в долгих экспедициях и путешествиях - по Кавказу, Туркестану, западному Китаю, Семиречью, Индии и Палестине. Путешествовал по Европе и России. Был на Филиппинах и на Кубе, на Тянь-Шане, Америке и Японии.

Как военный, он добровольцем участвует во всех войнах и военных походах России, которые происходили в то время. Василий Васильевич окончил морской кадетский корпус, был участником военных походов (Туркестанский поход), в составе маленького русского гарнизона выдержал тяжёлую осаду Самарканда. За что награждён орденом Св. Георгия 4-й ст. (единственной наградой, которую он носил и которой гордился).

"Туркестанская серия " ярких картин написана Верещагиным в Мюнхене в 1871-1874 годах. Состояла из целой группы батальных (практически документальных) картин, таких как "Пусть войдут", "Вошли", "Окружили", "Преследуют", "Напали врасплох". Так как сам Василий Васильевич считал, что лучшим способом обращения к зрителю является персональная тематическая выставка, его выставки имели колоссальный успех в Европе и России.

Талант художника отразил настоящую стоимость имперских амбиций императора в ближневосточных компаниях. Смерть солдат в чужих странах, борьба с восточными армиями и постоянными восстаниями местного населения. Быт и дикие нравы местного населения.

Участие в боевых походах сложило у художника собственное видение войны, отношение к смерти простых солдат. Его картины наполнены особой философией и критическим отношением к войне. Подобный стиль часто приводил к критике его картин, и даже осуждению художника императором и его окружением.

После выставки и демонстрации своей "Туркестанской" серии картин, он подвергался постоянным нападкам, критике и даже неудовольствию царя Александра II (на выставке в Петербурге 1987 г.). А будущий император Александра III так отозвался о самом Верещагине:

“Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек ”.

Но Верещагин очень высоко ценил собственное мнение, свободу и достоинство и не искал поддержки власть имущих, вообще избегал "высшего света", несмотря на свою известность в Европе и России. В 1874 году Верещагину предложено звание профессора Академии художеств. Но он публично отказывается от него, мотивируя это тем, что считает "все чины и отличия в искусстве безусловно вредными ".

Картины Василия Верещагина:

Биография Верещагина:

Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 года в семье предводителя дворянства города Череповца Новгородской губернии. Так же как его братья, он учится на военного и уже в 9 лет поступает в морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. По окончанию, недолго служил, но ушёл в отставку для поступления в петербургскую Академию художеств (учился с 1860 по 1863 год). Не доучившись окончательно, он оставляет Санкт-Петербург и уезжает на Кавказ писать с натуры. Но затем, Верещагин решает вернуться к обучению и учится живописи в Париже под руководством Жан-Леона Жером (французский художник, ярый сторонник академизма в искусстве, оппозиционер импрессионизма) с 1864 по 1865 гг.

Затем у молодого Верещагина случается странный период. Он бросает Париж и уезжает снова на Кавказ, много работает, а осенью 1865 едет в Санкт-Петербург (где, возможно, он получил критические замечания по своим работам). Затем, вновь возвращается в Париж где продолжает учёбу в Парижской академии. Весной 1866 года Василий Верещагин возвращается в петербургскую Академию художеств и завершает своё официальное обучение.

В 1867 году Верещагин принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора К. П. Кауфмана приехать в Самарканд (как военный художник) в звании прапорщика. И практически сразу оказывается в центре боевых действий. Небольшой самаркандский гарнизон русских солдат (оставленный в городе) вынужден героически обороняться от восставших местных жителей. Верещагин сумел отличится в обороне, подняв бойцов в контратаку. За что был награждён орденом Св. Георгия 4-й ст.

В 1869 году организует "туркестанскую выставку", где демонстрирует свои работы. По окончании возвращается в Туркестан. Затем совершает путешествие по западному Китаю, наблюдает жестокое подавление восстания дунган, участвует в завоевании Туркестана.

В 1871 году Верещагин едет в Мюнхен, где работает над картинами для "Туркестанской серии". Проводит выставки 1871-1874 гг. и имевшей колоссальный успех в Европе. В 1873 году он устроил персональную выставку картин в Хрустальном дворце в Лондоне.

Весной 1874 года возвращается в Россию и проводит выставку в Петербурге, на которой подвергнут критике со стороны императора Александра II и его окружения.

В 1874-1876 гг. Верещагин живёт в Индии, выезжая также в Тибет, а весной 1876 г. возвращается в Париж.

С началом русско-турецкой войны 1877 г. записывается добровольцем в армию, получает должность адъютанта с возможностью свободного передвижения по войскам. И в том же году Верещагин был тяжело ранен на борту миноносца "Щука".

В 1878-1879 гг. в Париже художник работает картинами получившими название "Балканская серия".

В 1882-1884 годах Верещагин снова путешествует по Индии, Сирии, Палестине.
Летом 1894 года Василий Верещагин путешествует и рисует русский север (Белое море, Северная Двина, Соловки).

В 1896 году художник работает над серией картин посвящённых войне 1812 года.
В 1899 году проводит лето в Крыму. В 1901 г. посетил Филиппинские острова, в 1902 побывал в США и на Кубе. А в 1903 году посетил Японию.

С началом русско-японской войны Верещагин оказывается в действующем флоте.
Василий Верещагин погиб 31 марта 1904 года. Броненосец "Петропавловск", на котором находился художник, подорвался на мине на внешнем рейде Порт-Артура.

Василий Васильевич Верещагин в мастерской своего дома:


Дом в пос. Нижние Котлы (ближайшие окресности Москвы в начале ХХ века).

Внимание! В истории русского изобразительного искусства был ещё один русский художник Верещагин Василий Петрович (живописец и портретист). Который так же был талантливым жудожником и проживал в одно и то же время (1835-1909 гг.) с Верещагиным Василием Васильевичем (1842-1904 гг.)! И закончил ту же имперскую академию художеств. В интернете можно встретить примеры, когда некоторые картины Верещагина В.П. по ошибке приписывают Верещагину В. В. Особенно картины с религиозными сюжетами.