Описание дома в романе белая гвардия. Филологические науки

Образ дома в романе «Белая гвардия»
Действие романа «Белая гвардия» происходит в страшную эпоху гражданской войны. По всей стране царит хаос. Ни у кого нет уверенности в завтрашнем дне. Постоянно слышны приближающиеся к городу выстрелы. Где человек может обрести покой, если вокруг происходит подобный ужас? Для семьи Турбиных островком надежды стал их дом.
Здесь по-прежнему стоят на столе розы, а к женщине относятся, как к божеству. Семья Турбиных живет по законам долга и чести, которые издавна соблюдались в старой России. Порядочность и верность своим идеалам стали в этой семье настоящим культом. Здесь умеют бережно относиться к друзьям и родным, ценить своих близких.
Все Турбины – люди высокой культуры. Они слушают «Фауста» и читают Достоевского. Впрочем, даже мелкие подробности подчеркивают тревожное состояние всех вокруг. Пианино давно замолкло, а Алексей Турбин читает «Бесов». Если вспомнить, что этот роман повествует о революционерах, то можно сказать, что выбор книги не случаен.
С первых страниц читатель видит, как Турбины мужественно переживают смерть матери. Уже тогда становится понятно, что жизнь непоправимо изменилась. Продолжают идти часы, стоит изразцовая печка, вся семья из последних сил старается сохранить в доме уют. Пока им это удается, но надолго ли?
Сбежал из города муж Елены, но он всегда был несколько чужим в этой семье. Не хватало в нем стойкости, честности, отваги. Гораздо ближе Турбиным по духу оказались друзья Алексея: Мышлаевский, Шервинский, Карась. Для них в доме всегда находилось место. Они знали обо всех горестях и радостях этой удивительной семьи.
Роман Булгакова насыщен мелкими бытовыми деталями. То, что в более поздней советской литературе презрительно называли мещанством, в «Белой гвардии» описано с поразительной теплотой и трогательностью. Читатель знает все подробности прежнего уклада жизни в доме Турбиных. Они выполняют последнюю волю матери, которая завещала дружно жить. Именно взаимовыручка внутри семьи помогает героям преодолеть все невзгоды.
Мир, находящийся за кремовыми шторами этого дома, постепенно погружается в неразбериху войны, теряет прежние краски. Здесь же продолжают читать и искренне улыбаться друг другу, смело глядя в лицо наступающей опасности. Теплоту, царящую в это семье, мгновенно ощутил приехавший Лариосик. Он изо всех сил стремится быть полезным, чтобы остаться в столь притягательном доме Турбиных. Поначалу его воспринимают, как нелепого чужака, но вскоре он становится своим. Примечательно, что Лариосику стали доверять довольно быстро, а вот Тальберг оставался чужаком, прожив здесь несколько лет. Почему так получилось? Думается, что все дело в искренности. Лариосик сердцем принял те правила, по которым живет семья Турбиных, а для Тальберга они всегда оставались пустым звуком.
В своем романе Булгаков нередко использует противопоставления и контрасты. Он показывает читателю унылую квартиру инженера Лисовича, чтобы уют и теплота Турбинского дома чувствовались еще острее. В доме Василисы не поют песен. Сюда не приходят друзья. Здесь царит страх, а не любовь. Лисович готов на любое предательство лишь бы спасти свою шкуру. У этого человека нет ничего святого.
Повсюду царит паника. Лишь дом Турбиных остается маяком, обещающим спокойствие. Сюда стремятся самые разные люди. Что же столь притягательное и волшебное есть в этом доме? Ответ прост – здесь живет настоящая любовь. Стремление сберечь свою семью и друзей, не отступив от принципов чести и долга, можно назвать одной из важнейших нравственных идей романа «Белая гвардия».

Анализ интерьера дома Турбиных в романе Белая гвардия. Интерьер дома Турбиных появляется в романе Булгакова на первых же страницах и будет многократно воспроизводиться автором на протяжении всего романа.

Историческое время и свершающиеся события, великие, близкие по масштабу библейским, уже осмыслены автором в первом предложении произведения Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. В этот трагический союз эпохи и мировых событий вписана история обычной семьи Турбиных, бытие которой становится фокусом всех ключевых проблем и характернейших черт времени и разделено вехой революционного года на 2 этапа ДО и ПОСЛЕ. Смерть главы семьи - матери, центра всего прежнего турбинского космоса - также пришлась на страшный год, первый от начала революции совпадение семейной и исторической катастроф становится для Булгакова великим предзнаменованием будущих печальных событий.

И единственной защитой, спасительным кораблем в страшном море бедствий становится для Турбиных их дом, оставленный им родителями как особый духовный мир, ковчег, хранящий непреходящие, вечные ценности.

Рассмотрим первую картину турбинского дома. Рисуя ее, автор подчеркивает старину - традицию слово в переводе означает передача, обжитость, сложившийся издавна уклад жизни и семейных отношений. Атмосфера дома окутана впечатлениями детства, сохраненными памятью, укреплена привычками, ставшими частью характера самого рода Турбиных. Центр интерьера - и всего дома - пышущая жаром изразцовая печь, легендарный домашний очаг, мудрая скала, символ уюта и благополучия, спокойствия и незыблемости семейных традиций.

Она же - хранительница семейной истории надписи разных лет, сделанные и детскими руками маленьких Турбиных, и гостями дома, и влюбленными в Елену кавалерами - это альбом -хроника, Книга, по которой можно прочитать, чем жила семья в этом доме. Теплом, счастьем и мудрой беззаботностью веет от этих изразцов. От этой же домашней печки и пляшет человек в жизни, полагает Булгаков чему научили его дома, что он запомнил и усвоил от родителей, в семье, то и определит его нравственный облик, его судьбу, его предназначение.

И Турбины учатся у своего дома их жизнь подчинена тому порядку, который, по мнению Булгакова, дан человеку испокон веков предками так и устроен их дом. Каждая комната имеет свое назначение столовая, детская, спальня родителей, все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных это особые микромиры, необходимые составляющие большого мира Семьи, показанного глазами не только автора, воссоздавшего в этом интерьере мир собственного детства, но и уже взрослых Турбиных вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом все это его воспоминания и вечная память его героев.

Образ именно этого коллективного героя - семьи Турбиных, прежде включавшей старших, родоначальников, создателей традиции, а ныне обезглавленной, но все же живущей и хранящей свой мир и интересен автору.

Но не столько социальное положение Турбиных семья интеллигентов волнует автора, сколько их духовное состояние, воспитанное, выращенное в стенах этого дома. Не только материальные богатства зажиточной семьи золоченые чашки, столовое серебро, но и духовные сокровища наполняют его как часто читался у изразцовой площади Саардамский Плотник книга о Петре I , хорошо знакомы Турбиным исторические фигуры Алексея Михайловича, Людовика XIV пусть поначалу знакомство состоялось на узорах потертых ковров почти родными стали персонажи русской литературы шкафы с книгами, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой. Пушкинское Береги честь с молоду, с детства усвоенное Турбиными, постоянно будет ощущаться далее в каждом поступке каждого из них. Весь интерьер строится на олицетворении живыми кажутся и горячие изразцы, и огоньки рождественских свечей, и старинные фотографии, изготовленные еще тогда, когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава, и герой детской книжки Саардамский Плотник, и даже кровати с блестящими шишечками Как в сказках Андерсена, эти вещи живут своей особенной, доступной только детскому пониманию жизнью, и отзываются на каждый зов нашего внутреннего голоса.

Запах хвои от праздничной елки и таинственного старинного шоколада, исходящего от книг, бронзовая лампа под абажуром еще один вечный символ целостности и вечности домашнего уюта, чудные завитушки на турецких коврах и музыка, родной голос часов - вот тот неповторимый и хрупкий мир, который будут защищать Турбины от страшных разрушительных напастей, нахлынувших с волнами гражданской войны. Важный предмет турбинского домашнего мира - часы бронзовые, с гавотом - в спальне матери, черные стенные с башенным боем - в столовой.

Символика часов одна из самых говорящих в мировом искусстве. У Булгакова она обретает новые смыслы если в период до начала революции играющие свою музыку часы были знаком обитаемости, движения, бурления жизни в этих стенах, то теперь, после смерти отца и матери, их стрелки отсчитывают последние часы прекрасной, но уходящей прежней жизни. Но автор не верит в возможность гибели этого дома. И даже в стилистике этого фрагмента, в использовании повторов рефреном дважды проходит били башенным боем он утверждает вечность, незыблемость как материальных символов часы и бронзовая лампа, так и духовных, ведь часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий. Это и есть главная цель создания интерьера дома Турбиных. 2.2. ДУХОВНЫЕ, НРАВСТВЕННЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИЙ В РОМАНЕ БЕЛАЯ ГВАРДИЯ Тема сбережения духовных, нравственных и культурных традиций проходит через весь роман, но, пожалуй, наиболее осязаемо, вещественно претворена она в образе Дома, как видно, чрезвычайно дорогом и важном для автора.

Этот образ, в прошлом неоднократно раскритикованный нетерпеливыми реформаторами литературы и жизни, по праву реабилитируется и возвышается современным прочтением.

Булгаковский Дом вполне реален, это квартира, где поселены главные герои романа и разворачивается основное действие, куда сходятся многие сюжетные линии повествования. Жизнь в этом доме идет как бы наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию, разрухе, ожесточению нравов.

Хозяйкой и душой его является Елена Турбина-Тальберг, и прекрасная Елена, олицетворение красоты, доброты, Вечной Женственности, та, которой можно посвятить строки С. А. Есенина из поэмы Черный человек В грозы, в бури, В житейскую стынь, При тяжелых утратах И когда тебе грустно, Казаться улыбчивым и простым - Самое высшее в мире искусство. Из этого дома крысьей побежкой уходит бесчестный и двуличный Тальберг, и друзья Турбиных залечивает в нем свои израненные тела и души. И даже тот, кто подобно председателю домового комитета - приспособленцу и трусу Лисовичу по прозвищу Василиса, ненавидит жильцов дома, именно в нем ищет защиты от грабителей.

Дом Турбиных изображен в романе как крепость, которая находится в осаде, но не сдается. Более того, его образу придан высокий, почти философский смысл. По убеждению Алексея Турбина, дом - это высшая ценность бытия, ради сохранения которой человек воюет и, в сущности, говоря, ни из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует. Охранять человеческий покой и очаг - такой видится ему единственная цель, позволяющая браться за оружие.

Да, автор Белой гвардии был далек от тех, кто в 20-е годы упоенно призывал весь мир насилья мы разрушим до основания, отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног. И я считаю, что совсем не случайно темой его романа стало не отречение от всего прошлого, а сохранение и поэтизация всего лучшего, что было в нем - прежде всего принципов высокой духовной культуры, нравственности, которыми он в собственной жизни дорожил превыше всего, будучи человеком, не прощавшим никакого предательства, рыцарем благородства и порядочности Воплощенная совесть.

Неподкупная честь. Идея высокой нравственности была столь органичной для булгаковского самосознания и миропонимания, что не могла не проникнуть в самую глубь Белой гвардии, предопределив не только ее тему, но и характер центрального конфликта. Страстно защищает писатель Дом, оплот покоя, надежды, любви, очаг культуры, хранилище традиций.

Как строевой клич о приближающемся испытании, долетел пушкинский глас через буранный вой и мглу метели другого века до булгаковского слуха. Свет и тепло человеческого жилья, особенно дорогие в такую непогоду, источаемые маленькой пушкинской повестью, согрели страницы первого булгаковского романа. В доме Турбиных все красиво мебель старого красного бархата, кровати с блестящими шишечками, кремовые шторы, бронзовая лампа с абажуром, книги в шоколадных переплетах, рояль, цветы, икона в древнем окладе, изразцовая печь, часы с гавотом.

Все это символ устойчивости жизни Но часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий. На своей поверхности печь несет надписи и рисунки, сделанные в разное время и членами семьи, и турбинскими друзьями.

Здесь запечатлены и шутливые послания, и слова, исполненные глубокого смысла, и признания в любви, и грозные пророчества - все, чем богата была жизнь семейства в разное время. В доме Турбиных знают и любят музыку. Снег и огоньки за окнами напоминают Мышлаевскому знаменитую оперу Римского-Корсакова Ночь перед Рождеством. Вслед умирающему Тальбергу поет разноцветный Валентин голосами братьев Я за сестру тебя молю из оперы Фауст Гуно, словами известного романса Глиэра ободряет Шервинский Елену Жить, будем жить. Великая русская

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Семейные ценности в романе "Белая гвардия" Булгакова

Семья. История Выводы по II главе Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Интерес к творчеству М. Булгакова не утихает вот уже несколько десятилетий, и об.. Исследователи творчества М. Булгакова 60-80-х годов часто оценивали.. Многие подчеркивают в своих работах одну из особенностей творческого метода писателя, ставшую методологическим..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Гражданская война… Хаос… Выстрелы… Непогода…

Город. Ощущение тревоги, которое испытывают все. Страх в душах людей. Где найти покой?

М.Булгаков приводит своих героев в семью. Именно она, семья Турбиных, противостоит кошмару и ужасу, царящему в Городе. Город – это страх. Дом – это кремовые шторы и накрахмаленная скатерть. Это сами Турбины. Только здесь, где стоят на столе розы, где женщина - полубог, отогреваются люди от стужи и холода Города и обретают покой и душевное равновесие.

Для Булгакова, и в жизни, и в книгах, семья – это святое, это место, где человек обретает покой, которого ему так не хватает за пределами дома. Закон этой семьи – честь. Честь не только в верности отечеству, присяге, но и в верности и преданности всем членам семьи. А еще в этой Семье культ порядочности. Порядочности во всем: и в отношении друг к другу, и в отношении к тем, кто приходит в дом Турбиных.

«Белая гвардия» - роман о страшном буране гражданской войны, которая сотрясает дом Турбиных, где «лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным, старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, «Капитанской дочкой». Книги, взрастившие молодых Турбиных. Уют, поэзия дома, тепло семьи… Изразцовая печка в столовой становится чуть ли не символом устойчивости, нерушимости этой семьи.

В начале романа Турбиных постигло горе - умерла мать: «За что такая обида? Несправедливость?» Эта смерть ужасна для детей, но она не связана с войной. Жизнь – смерть, тут никуда не денешься. Но обидно и несправедливо, когда смерть нелепая, насильственная. Дом Турбиных устоял, хотя и дал трещину: «Много лет до смерти в доме № 13 по Александровскому спуску изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. … Но часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий».

Тальберг, муж Елены, человек, чуждый Турбиным (как чужд Ростовым Берг, да и сама Вера), бежит из Города. Тальберг ушел из дома и из семьи, но к дому прибились друзья детства – Мышлаевский, Шервинский, Карась. Они любят этот дом, они соответствуют духу этого дома, они защитники Города.

«Белая гвардия» Булгакова насыщена деталями быта, предметами, которые окружают героев. Это такие же «говорящие» предметы, как и «полка книг» в деревенском доме Лариных для Татьяны, «лорда Байрона портрет» в кабинете Онегина, нянин сундук, на котором девочки семьи Ростовых поверяли друг другу свои тайны. Эти вещи входят в духовный мир героев, но и вещи как бы вобрали в себя их таинственный и поэтический мир. Детали быта особенно важны, потому что любой дом, любая семья – это любимые каждым членом семьи безделушки, какие-то дорогие именно его сердцу.

Молодым Турбиным жизнь «перебило на самом рассвете». И все же они устояли, внутренне устояли, сберегли то, что впитали в себя в этом доме, доме, который стал Ноевым ковчегом во время потопа.

Умирающая мать Турбиных, Анна Владимировна, завещала: «Дружно… живите». И они жили дружно. Любили друг друга, любили свой дом и хранили его. Когда Елена все же решила ехать с мужем из города (это же муж!), она, «похудевшая и строгая», мгновенно стала укладывать чемодан, а в комнате стало «противно, как во всякой комнате, где хаос укладки, и еще хуже, когда абажур сдернут с лампы!» Абажур становится в романе символом не только Дома, но и Души, человеческой порядочности, совести, чести. Булгаков пишет: «Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте – пусть воет вьюга, ждите, пока к вам придут».

То, что на протяжении десятилетий проклиналось, высмеивалось как мещанство, было презрительно названо «быт», у Булгакова – фундамент жизни, то, чего нельзя разрушать. Поэтому в доме Турбиных «скатерть, несмотря на пушки и чепуху, бела и крахмальна». Это от Елены, которая не может иначе, это от Анюты, выросшей в доме Турбиных… В вазе голубые гортензии и две мрачные и знойные розы, «утверждающие красоту и прочность жизни, несмотря на то, что на подступах к Городу – коварный враг, который, пожалуй, может разбить снежный, прекрасный Город и осколки покоя растоптать каблуками».

Дом. Семья. «Красота и прочность жизни». За кремовыми шторами мир «грязен, кровав и бессмыслен». А здесь умеют жить: мечтать, читать, веселиться, острить. Этот Дом противопоставлен квартире инженера Лисовича, в которой тишину ночи нарушала мышь. Она «грызла и грызла, назойливо и деловито, в буфете старую корку сыра, проклиная скупость супруги инженера, Ванды Михайловны». Проклинаемая Ванда глубоко спала в своей прохладной и сырой квартире. Сам же Лисович в это время прятал деньги по тайникам.

В описании этого «дома» все со знаком «минус», все, начиная от квартиры и заканчивая ее хозяевами. В спальне «пахло мышами, плесенью, ворчливой сонной скукой». Эту тишину «сонной скуки» нарушают сверху из квартиры Турбиных «смех и смутные голоса», звуки гитары. У Лисовичей же – двуличие и трусость, трусость и готовность к предательству… Но и готовность искать спасения у «этих», которые из квартиры этажом выше, а значит, убежденность, что «эти-то» не продадут.

Неслучайно, что именно к Турбинным, олицетворяющим семейный покой и уют, прибился Лариосик, этот немного смешной человек, почти мальчишка.

Там, за порогом Дома, Семьи «тревожно». Это слово постоянно использует автор: «в Городе тревожно». Тревожен взгляд Елены, тревога в благосклонности Тальберга. И эта тревога уходит, лишь когда человек приходит домой. Именно поэтому так часто появляются в доме Турбиных друзья детства – Мышлаевский и Шервинский.

Почему же так тянет героев в семью Турбиных? Да потому, что в основе семьи – любовь. Любовь друг к другу, из которой выросла любовь к каждому человеку. Благотворная семейная любовь, которая сделала дом Домом, семью Семьей. Эта самая важная мысль романа Булгакова «Белая гвардия».

Урок – мастерская в 11 классе

«М.А.Булгаков. Образ Дома в романе «Белая гвардия».

Цели урока:

    показать в развитии образ Дома в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия», его философскую глубину и ёмкость;

    закрепить знания, умения и навыки по анализу художественного произведения;

    формировать у учащихся навыки внимательного, вдумчивого чтения;

    развивать творческие способности, воображение, умение работать самостоятельно;

    воспитывать любовь к Отечеству, нравственные идеалы.

Оборудование:

1) Роман М.А.Булгакова «Белая гвардия».

    Карточки с заданиями для групп.

    На доске – высказывания Песталоцци (швейцарского педагога), Байрона, М.Ю.Лермонтова.

Человек, как и птица, не ищет нового гнезда если ему хорошо в старом.

Песталоцци.

Где любят нас – лишь там очаг любимый.

Байрон.

Поверь мне – счастье только там.

Где любят нас, где верят нам!

М.Ю.Лермонтов.

Ход урока.

I. В. Ребята, как вы считаете, что нужно человеку (вам) для счастья? Запишите.

О. – любовь - любимая работа - понимание

- семья - друзья - Родина и т.д.

родной дом

В. Что из перечисленного вами можно включить в понятие «Дом»? У. Сколько же смыслов в этом маленьком слове – Дом! Это олицетворение Родины, семейного очага, где всё согрето любовью, где нас понимают и всегда примут. Тема Дома – традиционная для русской литературы. Особенно тревожно звучит она в литературе ХХ в.

В. Кто из русских писателей XIX века считал, что именно семья, дом – источник жизни, и своих любимых героев наградил этим счастьем? Назовите поэта начала ХХ века, в творчестве которого звучит тема дома?

О . Л.Н.Толстой считал, что дом, семья вносят в духовную жизнь человека добро, мир, гармонию. Тема дома звучит и во многих стихотворениях С.А.Есенина: «Гой ты, Русь, моя родная,..», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая..», «Письмо матери» и др.

У. Образу Дома, практически отсутствующему в советской прозе 20-х годов, отведено одно из основных мест в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия».

II. «Погружение в текст». Класс работает в парах, имея право выбрать одно из заданий. Ребята перечитывают текст, выписывают отдельные слова, словосочетания и предложения, обсуждают.

а) Опишите дом Турбиных, отмечая детали, подчеркивающие стабильность бытия в этом семействе. (гл.1,2)

б) Расскажите о жителях этого Дома. (гл.1,2,3)

в) Как выглядит дом Лисовичей? (гл.3,15). Можно ли его назвать домом с большой буквы? Почему?

г) Какова судьба Дома в вихре войны? (гл.1,2, 3, 19,20).

д) Прочитайте сон Алексея Турбина о мортире (гл.12). Что он символизирует?

III . Заслушивание ответов. Общее обсуждение.

Красота и спокойствие – главные составляющие атмосферы турбинского Дома, наверное, поэтому он так притягателен для окружающих. За окнами свирепствует буран революции, а здесь тепло и уютно. Вот черные часы в столовой. Вот «мебель старого красного бархата», « кровати с блестящими шишечками», «бронзовая лампа под абажуром»..

Проходишь по комнатам и вдыхаешь «таинственный» запах «старинного шоколада», ощущаешь жар печки с голландскими изразцами. Печь эта – центр жилища, здесь отогреваются телом и душой. На поверхности печи - надписи и рисунки, сделанные в разное время и членами семьи, и друзьями Турбиных. Здесь - и шутливые послания, и признания в любви, и грозные пророчества, и слова с глубоким смыслом – все, чем «богата» была жизнь семейства в разное время.

Ревностно оберегают красоту и домашний уют, тепло семейного очага обитатели Дома по Алексеевскому спуску. Несмотря на тревогу, скатерть «бела и крахмальна», на столе чашки с нежными цветами.. На окнах всегда спокойные «кремовые шторы», на рояле открытые ноты бессмертного «Фауста», на столах цветы, «утверждающие красоту и прочность жизни».

Жизнь в этом Доме идет как бы наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию, разрухе, ожесточению нравов. Изо всех сил упорствует, не хочет сдаваться революции твердыня турбинского Дома. Ни уличная стрельба, ни известие о гибели царской семьи не могут первое время заставить его старожилов поверить в реальность грозной стихии. Холодное мертвенное дыхание вьюжной эпохи (и в прямом, и в переносном смысле) впервые коснулось обитателей этого островка уюта и тепла с приходом Мышлаевского. Затем бегство Тальберга. Только тут домочадцы почувствовали неотвратимость приближающейся катастрофы. Вдруг пришло осознание того, что «трещина в вазе турбинской жизни» образовалась не сейчас, а гораздо раньше, и все то время, пока они упорно, отказывались взглянуть правде в глаза, живительная влага, «добрая вода» «уходила через нее незаметно», и теперь, оказывается, сосуд почти пуст. Умирающая мать оставила детям духовное завещание: «Живите дружно..», «а им придется мучиться и умирать», «жизнь-то им перебило на самом рассвете».

Хозяйкой и душой этого Дома является Елена Турбина-Тальберг, «прекрасная Елена», олицетворение красоты, доброты, Вечной Женственности. «Светлая королева»-мать передала Елене свое душевное тепло, поэтому там, в огромном и тревожном Городе, гремят пушки, а здесь всегда уютно и тепло.

Отсюда «крысьей побежкой» уходит бесчестный и двуличный Тальберг, а друзья Турбиных залечивают в нем свои израненные тела и души. Этот уютный Дом дает приют и симпатичному чудаку Лариосику. И даже приспособленец и трус Лисович, по прозвищу Василиса, ненавидящий своих соседей, именно в нем ищет защиты.

Но «кругом становится все страшнее и страшнее. На севере воет и воет вьюга, а здесь под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли». Шаг за шагом хаос осваивает жизненное пространство Дома, внося разлад в «содружество людей и вещей». В Доме властвует война. Вот ее «знаки»: запах йода, спирта, эфира, браунинг в коробке за окном, раненый Алексей Турбин. Сдернут с лампы абажур, на столе нет роз, полинявший Еленин капор, подобно барометру, указывает, что прошлого не вернуть, а настоящее безотрадно.

Образ мортиры, которая мерещится раненому Алексею, мортиры, заполнившей все пространство квартиры, являет собой символ того разрушения, которому война подвергает Дом.

Много пришлось вынести Турбиным в течение зимы 1918/19 г. Но, несмотря на невзгоды, в финале романа в их Доме за общей трапезой собираются все. Слышится смех и музыка. Дом выстоял, и это главное.

У . Дом по Алексеевскому спуску, в котором писатель поселил героев «Белой гвардии»,- это дом его детства. И коль побывал мысленно у Турбиных, можешь твердо сказать, что побывал у Булгаковых. В том самом доме, где проходили детство и студенческая юность будущего писателя, и те полтора года, которые провел он в Киеве в разгар Гражданской войны. «Семья Булгаковых,- рассказывал гимназический однокашник писателя К.Паустовский,- была хорошо известна в Киеве - огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля, голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение». Здесь неизменно прочно царили теплый уют, дружеское взаимопонимание, атмосфера высокой интеллигентности.

IV. Попробуйте нарисовать модель мира. Какое место в нем занимает Дом?

(Марс и Венера - Мир – Город - Дом)

Модель мироздания

Марс Венера

ВОЙНА РЕВОЛЮЦИЯ


ХАОС РАЗРУХА

В центре – Дом Турбиных, «тихая гавань», противостоящая всем ветрам и бурям.

В. Почему М.А. Булгаков так много внимания уделяет образу Дома? Что этим утверждает автор?
О. Уделяя столько внимания изображению жизни дома Турбиных, Булгаков защищает вечные, непреходящие ценности в своем романе – Дом, Родину, Семью. Автор утверждает, что человек – не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи. Для полнокровной, здоровой жизни необходимо каждому любить свою Семью, свой Дом.

У. Автор «Белой гвардии» был далек от тех, кто в 20-е годы призывал «отречься от старого мира», «разрушить до основания». Наоборот, через весь роман проходит тема сбережения духовных, нравственных, культурных традиций, которая воплощена в образе Дома, автор поэтизирует все лучшее, что было в прошлом. В порушенной революцией жизни было счастливое детство Булгакова и его героев, прекрасные книги, музыка, культура, были добрые человеческие отношения и, главное, были высокие нравственные принципы, согласно которым даже «честного слова не должен нарушить ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете».

V. Сделаем вывод в четырех строках:

1) тема; -уютный; ДОМ - греет;

2) описание темы в - большой; - помогает ;

словах- признаках (какой); - дружный; - защищает;

3) описание действия в - теплый и т.д. - укрывает и т.д .

4) одно слово или словосоче- тание, которое обобщает - ПРИЮТ;

сказанное. - КРЕПОСТЬ;

- НАЧАЛО НАЧАЛ;

- ОСНОВА ОСНОВ и т.д.

VI. Подведение итогов. Самоанализ . Цель - проанализировать свои чувства, мысли, ощущения

1) О чем заставил задуматься вас наш сегодняшний разговор?

2) Комфортно чувствовали ли вы себя на уроке?

3) Что нового открыли в себе?

У. Мастерская дала возможность заглянуть в себя, в свой внутренний мир и задуматься над добрым и вечным. Дом охраняет человека от зверей, от злых людей, всяких бед. Он дает тепло, уют, покой. Спасает от холода, дождя, ветра. В нем мы спим, едим, работаем, нянчим детей, молимся Богу, поем песни, рассказываем сказки.. Дом – это целый мир. Очень важно иметь свой Дом, без него человек не может быть счастлив. Знаете пословицы о Доме? (Дома и стены помогают. Мой дом – моя крепость. В гостях хорошо, а дома лучше. Своя хатка – родная матка. Семья в куче – не страшна и туча.)

Тема Дома - одна из главных в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Дом в представлении писателя не ограничивается ролью интерьера. Это место, где можно укрыться от жизненных бурь, где тебя любят и ждут. Героям Булгакова приходится искать и защищать свой дом, воплощение прочности, надёжности, самой жизни. Сохранение дома, семьи, мира очень важно. Потеря Дома – трагедия.

Тема Дома и бездомья является общей для его романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита». «Белая гвардия» - первый роман Булгакова. В доме семьи Турбиных запечатлел он родной дом на Андреевском спуске. В памяти писателя навсегда остался образ лампы под зелёным абажуром и отец, засидевшийся допоздна над работой в кабинете. В доме его детства царили тёплый уют, дружеское взаимопонимание, атмосфера высокой интеллигентности. «Часы, играющие гавот», «лампа под зелёным абажуром», «кремовые шторы», «изразцовая печка» создают ощущение уюта и тепла. Сохранение дома, родного очага во всех перипетиях революции и гражданской войны стало лейтмотивом романа. По словам Ю.М.Лотмана, «история проходит через Дом человека, через его частную жизнь». Дом Турбиных, как Ноев ковчег, спасает от смуты, царящей за окнами, всех, кто переступает его порог. Но «упадут стены», «потухнет огонь в бронзовой лампе…» В свершившейся революции видит писатель величайшую катастрофу. Да и сам Город в романе – по существу, образ Родины, оказавшейся в центре масштабных исторических событий, разрушающих её.

Путь от антидома к Дому проходит любимый герой Булгакова Мастер. Путь Мастера в романе длится из комнаты в подвале – к вечному дому. Писатель противопоставляет Дому антидом: коммунальную квартиру, дом Грибоедова, сумасшедший дом. Стержневая идея романа «Мастер и Маргарита» – это идея внутренней свободы человека, который при любых внешних обстоятельствах может поступать так, как находит для себя единственно возможным. А самые возвышенные идеи не умирают, а живут в продолжателях, учениках. У Мастера есть такой последователь. В чём смысл замены имени Ивана Бездомного на имя Ивана Николаевича Понырева? Покидая этот мир, мастер оставляет в нём человека, который оставил поэзию (вспомним клятву в «Доме скорби»!), стал сотрудником Института истории и философии и не перестаёт обращаться теперь, наяву и во сне, к тому странному периоду своей жизни, который совершенно его изменил. Фамилия молодого поэта - Бездомный – символична, она говорит о неприкаянности его души, об отсутствии собственного взгляда на жизнь, о невежественности. Встреча с дьяволом, нахождение в «доме скорби», знакомство с Мастером переродили этого человека. Именно он может теперь, хотя и во сне, увидеть сцену последнего объяснения Пилата с Иешуа. Именно он может нести слово истины дальше в мир. Последняя, 32 глава романа носит название «Прощение и вечный приют». Воланд произносит фразу: «Всё будет правильно, на этом построен мир». С Маргаритой Мастер обретает покой в «вечном доме».

Ю.М.Лотман в статье «Дом в «Мастере и Маргарите» пишет: «Булгаков делает Дом средоточием духовности, находящей выражение в богатстве внутренней культуры, творчестве и любви».


Неразрывная связь судьбы дома и человека в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой».

Одной из главных тем русской литературы является тема Дома и бездомья. Для А.С.Пушкина любовь к «родному пепелищу», домашнему очагу – основа самостояния человека. Счастливый, идеальный мир Дома открывает нам И.С. Шмелёв в повести «Лето Господне»: «Счастлив тот дом, где пребывает мир. Где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей! Там благодать Господня». Горе тому, кто потерял свой Дом. В пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» утрата дома для его владельцев - это прощание с прошлым и ничего взамен. Герои на распутье, впереди – бездомье. Образ Дома - сквозной, символический в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Неразрывна

связь судьбы дома и человека. Широкому миру лжи и несправедливости противопоставлен дом и двор Матрёны в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор». Гибель её дома приобретает символический смысл: это потеря особого мира, центром которого она была, влекущая за собой гибель хозяйки. Не общий, а свой, родной дом есть и у Дарьи Пинегиной, героини повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой». И с ним ей приходиться расставаться навсегда.

Дом – это основа родовой укоренённости человека через память о прошлом, о тех, «кто был до нас», к ответственности перед теми, «кто после нас придёт». Для Дарьи и других старух дом не только место для жилья, вещи – не только вещи. Это одушевлённая предками часть их жизни. «Оказина -сундук», «не приспособленный для дорог, изготовленный в старину на веки вечные стоять без движения на одном месте», - образ-символ оседлой жизни. Писатель обращает наше внимание на то, что является неотъемлемой частью дома: «Из веку почитали в доме трёх хозяев – самого, кто главный в семье, русскую печь и самовар. К ним подлаживались, их уважали, без них, как правило, не раскрывали белого дня, с их наказа и почина делались все остальные дела». Покидая свой дом навсегда, Настасья берёт с собою самовар, несёт его на руках. Не будучи хозяином в собственном доме, другой герой повести, Петруха, запалив его, сам осознаёт безнравственность, подлость своего поступка. И из огня он вытаскивает не самовар – символ семейной жизни, а гармошку. Этот поджог - лишь последняя точка в разрушении Петрухой собственного дома.

Дом – это незыблемые нравственные позиции и заповеди. «Совесть раньше на виду была», - говорит Дарья Васильевна Пинегина. В заботах о доме, о семье прожила свою жизнь эта героиня. И прощается она с домом, как прощаются с родным человеком, провожая его в последний путь. Двадцатая глава повести, в которой Дарья через силу белит свой уже обречённый назавтра на сжигание дом, украшает его пихтой, - точное отражение христианских обрядов соборования (когда перед смертью наступает духовное облегчение и примирение с неизбежностью), обмывание покойника и погребение его. И символичен финал повести: погибает дом, погибает остров Матёра, всё окутывает туман, из-за которого невозможно найти путь к спасению. И «…как из развёрстой пустоты, понесло туман и послышался недалёкий тоскливый вой – то был прощальный голос Хозяина».

Дом, наконец, - это открытость миру, причастность к общей жизни. В «Прощании с Матёрой» с наибольшей полнотой воплотилась дорогая для Распутина русская идея соборности, слиянности человека с миром, Вселенной, родом.

Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин видит истоки бездуховности в социальной действительности (человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Утрата Дома, по мысли писателя, трагедия национальная. Этому посвящена и его следующая повесть «Пожар», герой которой осознаёт, что «у человека в жизни четыре подпорки: дом с семьёй, работа, люди и земля, на которой стоит этот дом. И все четыре – одна важней другой. Захромает какая – весь свет в наклон». Прочитав повести В.П.Распутина, их уже никогда не забудешь


Романова Е.Н.

Патриот и патриотизм.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

М.Ю. Лермонтов.

В последнее время в связи с событиями на Украине проблема патриотизма стала наиболее актуальной. Все средства массовой информации (да и окружающие) нам твердят: нужно быть патриотами, нужно любит свою страну. Но тут же возникают вопросы: а кто такой патриот? Какая она – любовь патриота? Давайте порассуждаем об этом.

В Малом академическом словаре читаем: «Патриотизм – любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу» и «Патриот – тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине». Еще со школьной скамьи мы знаем эти слова. Но, на мой взгляд, они нуждаются в небольшом дополнении. Патриотизм – это не просто любовь к своей Родине и преданность ей. Это любовь бескорыстная, а также готовность отстаивать интересыстраны при любых обстоятельствах, готовность отдать жизнь за нее. Соответственно, патриот – это бескорыстно любящий Родину человек, готовый защищать свое Отечество в любых условиях; это человек, способный пожертвовать своей жизнью ради блага страны. Но нужно также обратить внимание на то, что в многонациональном государстве все нации равны. И это тоже должно учитываться при определении понятий «патриот» и «патриотизм». К сожалению, как мне кажется, сейчас многие люди это забывают, они способны просто на любовь к своей стране. Большинство людей, если что-то случится, не готово пожертвовать всем, что у них есть, ради благополучия своей Родины.

Но просто любить свою страну мало, это нужно делать с умом. Иначе в итоге мы получим такую же ситуацию, которая сейчас наблюдается в Украине. В строке из стихотворения «Родина» М.Ю. Лермонтова - «Люблю отчизну я, но странною любовью!» - мы видим, что любовь к своей стране у поэта «странная». Связано это с тем, что любовь эта двоякая: с одной стороны, поэт горячо любит свое Отечество, но в то же время презирает свой дом как «страну рабов, страну господ». В стихотворении «Бородино» старый воин рассказывает молодым солдатам о грозных событиях Отечественной войны 1812 года. Людей того времени он называет богатырями, потому что в грозный час они не предали Родину, не нарушили клятву верности, пожертвовали собою ради спасения Отчизны. Жертвенный героизм воинов в этом произведении обусловлен, разумеется, беззаветной любовью к Родине.И даже в изгнании люди продолжают любить свою Родину. Пример тому – Сергей Довлатов. В произведении «Письмо оттуда» (из цикла «Невидимая газета») пишет: «Родина - это мы сами. Наши первые игрушки. Перешитые курточки старших братьев. Бутерброды, завернутые в газету. Девочки в строгих коричневых юбках. Мелочь из отцовского кармана. Экзамены, шпаргалки... Нелепые, ужасающие стихи... <…> Дочка, варежки, рейтузы, подвернувшийся задник крошечного ботинка... Косо перечеркнутые строки... Рукописи, милиция, ОВИР... Все, что с нами было, - родина. И все, что было, - останется навсегда...». Писатель уверен, что осуждение Родины – дело неблагородное, ведь ее, как и родителей, не выбирают.

Таким образом, патриотизм – одно из лучших качеств человека. Оно говорит о том, что человек способен здраво мыслить в таких ситуациях, когда стране требуется помощь и поддержка своего народа, своих граждан. Возможно, я повторюсь, но все же скажу: чувство патриотизма нужно воспитывать не только в себе, но и в окружающих людях, оно не появляется из ниоткуда. И, конечно, же, как и многое другое, патриотизм хорош в меру. Несмотря на то, что любовь к Родине может быть «странной», она все равно непобедима. Об этом нужно помнить всегда.


Романова Е.А.