Кто является патриотом своей родины. "Кого я считаю патриотом России". Бизнес-патриотизм - что это

Для того чтобы понять, кто же такой патриот следует вспомнить о том, что же такое патриотизм. После этих слов было бы уместно заглянуть в словарь и посмотреть там определения данных понятий, но почему - то не хочется этого делать. Хочется говорить не от имени составителя словаря, а от имени простого русского народа. Хотя уже давно замечено, что наш народ при всей своей любви поругать своё государство, всё равно ни смотря, ни на что продолжает любить свою Родину. А что значит любить Родину? Это значит верить в лучшее будущее для своего народа, ведь без него не было бы ничего.
Ведь чувство патриотизма прививается человеку через тех, кто находится рядом с ним. Главным образом через его родных и близких. Но бывает и так, что в семье потенциального патриота не говорится о патриотизме, но в его душе есть не до конца понятное ему самому чувство любви к окружающим его людям, к земле на которой он живёт, и которая его кормит. Такой человек может искать выход, для своих чувств пойдя не просто в армию, а отправившись в какую-либо горячую точку добровольцем.
Конституция Российской федерации эти слова полностью подтверждает с помощью 59 статьи, в которой написано следующее: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Являться гражданином значит быть частью своего народа и отечества, быть соотечественником, значит быть патриотом.
Но это не значит, что патриот это лишь тот, кто служит Родине, защищает её границы, например, являясь пограничником или солдатом. Патриотом можно быть и в мирное время. Ведь ещё в 1856 году Николай Некрасов в своём стихотворении «Поэт и гражданин» пишет следующее изречение: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
Человека нельзя заставить любить свою Родину, но и нельзя заставить Её разлюбить. Поэтому многие люди, находясь (по тем или иным причинам) вдали от своей Родины, чувствуют щемящую душевную тоску по Ней. И успокаиваются лишь тогда, когда им удаётся вернуться назад. Поэтому Родину не зря называют Матерью, Отчизной, ведь Родина – это начало пути для человека, как и его отчий дом, род, семья. Не стоит забывать о том, что дословно слово Родина переводится как "земля отцов, предков". Поэтому можно также сделать следующий вывод: любить Отчизну, быть патриотом, значит помнить прошлое, своих предков, их заветы и воспоминания и бережно хранить их для будущих поколений, передавая всё, что удалось запомнить и сохранить из уст в уста, из поколение в поколение.
Быть патриотом значит быть ответственным человеком, то есть нести ответственность не столько и не только за себя, сколько за народ и страну, то есть, по сути, за дом, в котором ты проживаешь. Быть патриотом значит проявлять уважение не только к своему народу и роду, но и к другим народам, значит понимать, что ты не одинок на планете Земля. А это значит, что патриот всеми силами должен стремиться к миру и согласию между народами, живущими по всей земле. Патриот – это тот человек, который любит людей независимо от их национальности, расовой принадлежности и прочих признаков, отличающих один народ от другого.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. По мнению ученых, любовь к Родине заложена в человеке на генетическом уровне.

Древние люди знали, что шансы на выживание в дикой среде максимально повышаются только в группе. Объединяясь, они боролись за свою территорию и имущество, защищали друг друга от представителей других племен.

Поэтому отвечая на вопрос «что такое патриотизм», можно коротко ответить: «Это позитивные эмоции в отношении своей страны, основанные на инстинкте самосохранения».

Патриотизм - это нравственное убеждение

В переводе с древнегреческого языка («patria») буквально означает «отечество ».

Патриотизм - это нравственное убеждение , в основе которого лежит любовь к своей стране, истории и культурным ценностям. Желание быть гражданином своего государства, носителем его языка. Стремление защищать интересы своего народа, часто жертвуя своими.

Для патриотизма характерны следующие черты :

  1. эмоциональная привязанность к своей стране. Уехавший за кордон патриот, часто – тоской по своему городу, людям и их менталитету, традициям и т.д.;
  2. чувство единения со своим государством (я – русский!);
  3. обеспокоенность настоящим и будущим страны (людям не все равно, что происходит внутри государства);
  4. готовность поступиться своими интересами ради ее благополучия. Здесь, как пример, можно привести многочисленные истории времен Второй мировой войны про то, как молодые юноши, не достигшие 18 лет, подделывали документы, чтобы попасть на фронт и постоять за честь Родины.

К слову о том, кто такой патриот . Происходит оно от греческого «patriotes», что в переводе означает «земляк».

Психологи выяснили, что максимально чувство патриотизма присутствует у человека в возрасте 8-18 лет. В это время он не обременен еще своей семьей и ответственностью за нее, взрослыми проблемами и трудностями, поэтому все направляет именно на любовь к стране.

Почему нас отговаривают быть патриотами?

Противоположностью патриота является космополит (продукт ) – это человек, верящий, что все люди братья, граждане мира, планеты. Таким образом, последние стирают любые отличия между странами и нациями, а заодно их исторические ценности и культуру, пропагандируя всенародное единство.

Патриотизм — это очень глубинное чувство, которое было свойственно сотням тысяч поколений наших предков. Оно одно из самых «настоящих» и самых потрясающих . Если вы его никогда не испытывали, то многое потеряли.

Таких чувств в жизни человека может быть совсем не много. — описать очень сложно, но те, кто ее испытал поймут и без слов. А те, кто испытать не способен обзовут это идиотизмом или еще чем-то таким (авось им от этого станет легче и не так обидно ).

Патриотизм обладает одним очень важным качеством — он сплачивает. Как ни что другое. Делает общество монолитным . Это очень хорошо для страны, но очень плохо для ее , которые в этом, естественно, не заинтересованы. Россия большая, и запад ее всегда боялся на подсознательном уровне.

В США патриотизм — это национальная идея. Они вывешивают флаги на своих домах и искренне гордятся страной (где больше всего в мире заключенных и бездомных от общего числа населения). Это хорошо для США. Но плохо то, что в других странах может происходить то же самое.

Допустить этого нельзя и поэтому «запад» продолжает «гадить» в мозг нашим детишкам (как это было и столетия назад), делая из них космополитов ( — только отрицающих, но ничего не предлагающих). Что примечательно, стоит это не дорого (коллаборационисты всегда довольствовались жалкими тридцатью серебренниками).

Борьба за умы идет не только на нашем поле, но и по всему миру. Чтобы сохранить гегемонию «запад» обязан не дать усилиться своим реальным или потенциальным противникам. На самом деле, их много (полмира). Так что мы не одиноки в этой борьбе (бьют не только по нам).

Запад обладает несоизмеримо большими информационными возможностями (хотя это, пожалуй, последнее их преимущество) и не отягощен моральными принципами , как мы (ведь наша сила в правде!).

Надо понимать, что идет информационная война и мы тут не в выигрышной позиции, но все равно обязательно победим. Потому что за нами правда, а в ней вся сила!

Не согласны? Тогда прочитайте эту оду патриотизму:

Я узнал, что у меня
Есть огромная семья.
И тропинка и лесок,
В поле каждый колосок.
Солнце, небо голубое —
Это всё моё, родное!
Это — Родина моя!
Всех люблю на свете я!

Лично я хочу быть патриотом именно из чувства противоречия. Так бы я может быть и «прошел мимо», но когда так нагло и грубо пытаются направить «в нужную сторону» и не дают мне морального права быть патриотом только потому, что это удел высшей касты (особенной нации, как говорил их бывший) — я «встаю на дыбы».

Зря они так. Я ведь не один такой. Такая у нас особенность — инстинктивно противостоять давлению извне. Наверное, именно поэтому мы и выжили при всех попытках нас удушить на протяжении тысячелетий.

Любить свою страну — это так же естественно и понятно, как любить свою семью (мать, жену, детей). Все то же самое, только в большем масштабе. И это право человека нужно уважать и не покушаться. Оно есть у всех, а не только у жителей избранных стран.

Виды патриотизма

В разные времена данное понятие наделяли разным смыслом, в связи с чем появились разные виды патриотизма:

  1. полисный – любовь к полису (в Греции раньше так называли города, которые являлись мини-государствами со своими законами и традициями);
  2. имперский – любовь к империи, императору;
  3. этнический – любовь , его истории и традициям;
  4. государственный – высокие чувства к государству;
  5. квасной – чрезмерная любовь к стране. Такие люди с криком «ура» идут оголенной грудью на любые баррикады, устраивают митинги, собрания и т. д.;
  6. городской – любовь к городу;
  7. ультрапатриотизм – гипертрофированная форма, доходящая до крайности и сумасшествия.

Зачем он нам?

Какую функцию выполняет рассматриваемое явление? Выше было сказано, что патриотизм – это состояние ума, в основе которого лежит голый инстинкт самосохранения.

Однако, на инстинкт, как на елочку, нанизывается еще пара веток:

  1. Патриотизм нужен человеку, чтобы отделять свое от чужого, самоидентифицироваться, понимать, кто он и зачем (я – русский и отличаюсь от англичан тем-то и тем).
  2. Также феномен играет роль мотиватора – придает людям смысл жизни, формирует моральные ценности. Например, все на той же войне русские солдаты преодолевали страх, эгоизм и шли на верную погибель ради Родины. Среди историков есть даже мнение, что победа досталась русским благодаря патриотизму, так как военные силы и возможности были не в нашу пользу (оружие, техника, обмундирование).
  3. Патриотизм является цементирующим средством, сплочающим людей одной страны.

Проблема нездорового патриотизма

Есть люди, называющие патриотизм безнравственностью. Один из таких – Л.Н. Толстой. Он сравнивал это явление со «стыдным, грубым, вредным и дурным». И действительно, если вдуматься... Убийство – грех? Грех. А если на почве патриотизма, то добродетель (например, солдат убил врага)? Если убили вы, то да, а если вас или вашего родного человека?

(палка о двух концах). Ведь убийство не может оцениваться, как хороший поступок. Этические нормы запрещают лишать жизни человека, кем бы он ни был. Но если приписать сюда патриотические намерения, то антиморальное действие приобретает налет духовности. «Патриотизм – последнее прибежище негодяя» С. Джексон.

И те, кто за все хорошее против всего плохого. Проблема в том, что мир пока несовершенен и «сферический конь в вакуме» не прокатывает. Войны не прекращаются и всегда приходится выбирать чью-то сторону.

Сейчас у людей появляется иллюзия, что можно быть гражданином мира, не принимать ничью сторону, быть над схваткой. Но это не так. Как раз сейчас идет ломка старого миропорядка и самое безопасное — это выбрать сторону, иначе можно попасть в жернова.

Важно отметить еще один минус нездорового патриотизма: очень часто он принимает крайние формы и порождает негативные последствия. Речь идет о двух явлениях:

  1. отвержение всего чужого. Именно ксенофобы делят людей на нации, разделяют по социальному статусу или религиозным предпочтениям. Но не просто делят, а враждуют на этой почве (ты – бедный, зеленоглазый буддист, поэтому я с тобой не дружу, потому что я богатый, кареглазый католик). Сейчас запад как раз устроил травлю (демонетизацию) русских. Следующие — китайцы.
  2. , приверженцы которой считают свою нацию превосходящей остальные. Пример тому – Гитлер, очищающий землю от «нелюдей»-евреев и считающий, что русские рождены только для того, чтобы служить.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Кто такой пансексуал - особенности ориентации и отличия от бисексуала Что такое Родина (Отчизна, Отечество) Что такое шовинизм и кто такие шовинисты (кратко и понятно) Преамбула - это юридически значимые или просто красивые слова? Краш - что это значит в молодежном сленге Харизма - что это такое и можно ли ее развить, чтобы стать харизматичным человеком Что такое любовь - 7 шагов ее рождения и 10 фактов о влюбленных 5 лет свадьбы: как называется, ее значение и традиции, что принято дарить и как отмечать деревянную свадьбу Меланхолик - это вечный нытик или творческая личность Что такое интервенция: понятие, виды и примеры

ГОРЛОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І -ІІІ СТУПЕНЕЙ №42

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

АЛЕКПЕРОВА Г.К.

ГОРЛОВКА, 2017

ТЕМА: «Кто такой «патриот?»

Цель:

воспитание патриотизма;

уважения, человечности, милосердия, отзывчивости по отношению к ветеранам войн и к окружающим людям;

привитие интереса к истории родной страны.

Задачи:
1. Формирование патриотических чувств и сознания школьников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
2. Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Оборудование : загадки, пословицы, ребусы, пазлы

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная

Методы и приемы: метод «активного слушания», работа в группе, проблемные вопросы, требующие рассуждений, игровые методы.

Необходимое техническое оборудование: карточки с заданиями, чистые листы А4, цветные карандаши или фломастеры.

Основные понятия : патриотизм, патриот

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте ребята!

Скажите, правда, что вы:

Учитесь в 6 классе

Учитесь хорошо

Добрые

Дружные

Смелые и спортивные

Отзывчивые

Как вы считаете, все эти качества, которые у вас есть, должны быть у настоящего патриота своей Родины? А кто такой патриот?

Значит давайте назовем тему нашего классного часа.

2.1Рассказ с элементами беседы

Что значит быть патриотом? Любить - да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”. Василий Розанов

МОЁ ОТЕЧЕСТВО - ДОНБАСС!

Запели над Донбассом соловьи,
Дохнули ветры запахом полынным.
Как объясненье вечное в любви
К степям твоим, просторным и былинным.

Донбасс - моё Отечество, Донбасс!
Тебя века на крепость испытали!
Ты мощь свою показывал не раз
Теплом угля, упругим блеском стали!

В краях других немало есть красот,
Но этот край из всех для нас дороже!
Мы из Донбасса, мы такой народ,
Который всё осилит и всё сможет!

Донбасс! Моё Отечество - Донбасс!
Могучий край родной моей державы!
В веках не оскудеет этот пласт
Рабочей Чести, Мужества и Славы!

Владимир Зайцев

Наше занятие хочу начать с рассказа. Послушайте, пожалуйста, его.

Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприят-ности: поссорился с товарищами, на работе - выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а боль-ше всего - на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».
По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привле-кательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».
-Давайте подумаем: когда так говорят?
-Почему же Человек заску-чал?.

Что такое Родина?

Родина - это самое дорогое, что есть у человека, это святыня человека. Святыня! Это слово нельзя объяснить словами, это можно только чувствовать. Родина для нас всё.
- Дети, а с чего для вас начинается Родина?

Родина! Это и наш с вами город, и наша школа с тишиной уроков и шумом перемен. Родина- улица наша и дом,
Где ты играешь с любимым котом,
Где твой излюбленный ящик с песком,
Луг, чтоб бежать босиком,
Речка за светлым леском,
Зимний денёк под снежком,
Лед под блестящим коньком,
Садик и школа потом.

Каждый любит то место, где родился и вырос, не забудет дом матери, игры детства. Так начинается любовь к родной стране. Но только начинается. Когда человек становится старше, он Родиной считает не село и не город, а всю страну. Наша Родина - Донбасс, Донецкая Народная Республика.
Тех, кто по - настоящему любит свою землю, украшает её своим трудом, готов отдать ей все силы и способности, а если потребуется и жизнь, называют патриотами. Патриотами не рождаются люди, ими они становятся.

Ребята, скажите, что для Вас быть Патриотом?

Любить - да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.
Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что - всё в ваших руках!

В Словаре Ожегова и Даля понятию «патриот» даны такие толкования:

Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины”.

(Словарь В. И.Даля)

Патриот - человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

(Словарь С.И.Ожегова)

В чем проявляется патриотизм?

Патриотизм проявляется:

В любви к своему Отечеству;

В гордости за свой народ;

В любви к культуре своего народа;

В любви к своей малой Родине, где родился и провёл первые годы своей жизни;

В желании процветания своей Родины;

В деятельности на благо Родины;

В готовности охранять и защищать свою страну;

В уважении к ветеранам-защитникам Родины,

Загадки

1. Подрасту, и вслед за братом
Тоже стану я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять мою... ( страну)

2. За околицей цветут
Белые ромашки,
Жаворонки поют
Над широкой пашней.
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже... (Родины)

3. Брат сказал: «Не торопись —
В школе лучше ты учись!
Будешь там отличником —
Станешь... (пограничником)»

4. Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять,
И служить не на земле,
А на военном... (корабле)

5. Самолет парит, как птица,
Там — воздушная граница.
Кто на посту и днем и ночью? —
Наш офицер — военный... (летчик)

6. По приказу танк мой мчится,
Режут землю гусеницы,
Кем машина в поле чистом
Управляется?...(танкистом)

Ребята, скажите как можно назвать всех этих людей? (Защитники)

А кто такой защитник? (патриот своей страны).

УЧИТЕЛЬ: мы тоже патриоты своей молодой страны. Республика Донецкая Народная совсем молода, история ее создания датируется 2014 годом. Но за эти три с лишним года, она сумела приобрести символы государственности, приняла крещение огнем, как древние боги античности, сумела пронести огонь Прометея сквозь ветер перемен и при этом не забыла историю, традицию, подвиги граждан своих.

Кратко напомню вам о значении государственных символов ДНР - флага и герба.

Прослушивание гимна в исполнении детей.

ИГРЫ

РАЗГАДАТЬ РЕБУСЫ.

СОБЕРИ ПАЗЛ - ГЕРБ ДНР.

И сейчас у меня есть для вас задание. Я дам «шаги» с действиями, которые направлены к Родине или же наоборот. Ваша задача - решить, какие шаги направлены навстречу Родине, а какие от нее. Ваша задача аргументировать свои ответы.

1. Коммуникативные бои

Охранять природу

Уважительно относится к окружающим людям

Ломать ветки и деревья

Ругать свою страну

Изучать историю и культуру своей страны

Добросовестно учится

Помогать пожилым людям

Защищать свою страну

Мусорить

Молодцы, вы здорово справились с этим заданием

Во-вторых, любить Родину, значит гордиться ею.

2.Ситуационная игра

А сейчас я предлагаю обсудить ситуацию и найти из неё выход.

Ситуация 1.

Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как поступили бы вы?

Ситуация 2.

В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении. Некоторые ребята в классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем, что девочка другой национальности ». Как ты поступишь?

Ситуация 3.

Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил на их месте?

Ситуация 4.

Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущ аются тем, что классный руководитель сделал им замечание. А как ты считаешь, прав учитель или не прав?

Стихотворение о Горловке.

Рефлексия: Давайте подведем итог нашего классного часа.

Продолжите предложения на флажках.

Патриот - человек, который

любит_____________________________________________________________

хранит___________________________________________________________

уважает__________________________________________________________

переживает________________________________________________________

гордится_________________________________________________________

помогает___________________________________________________

Какого человека мы можем назвать патриотом сегодня? (Учащиеся дают определение слову «патриот»). О чем заставил вас задуматься сегодняшний наш разговор? Что нового узнали?

Быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что - всё в ваших руках! Я желаю вам удачи, спасибо за работу!

Продолжение. Начало в № 22/2002

В чем секрет этого удивительного человека?

Я считаю патриотом России Федора Конюхова, потому что он является преданным и любящим, а главное, прославляющим свое Отечество человеком.

Федор Конюхов – неутомимый путешественник. Большей частью он путешествовал в одиночку в бескрайних ледяных пустынях, в просторах мирового океана. К своим сорока трем годам Федор Конюхов успел столько, сколько с лихвой хватило бы на несколько увлекательных жизней.

Пространство неодолимо звало его. В пятнадцать лет он на весельной шлюпке в одиночку пересек Азовское море. Всего он участвовал более чем в тридцати экспедициях и походах, окончил два мореходных училища, художественное училище. Федор Конюхов – мастер спорта по велоспорту, заслуженный мастер спорта по альпинизму, яхтенный капитан, основатель альманаха «Русский путешественник» и школы путешествий «Полюс».

Он ходил через Уссурийскую тайгу по следам В. Арсеньева и морем по маршруту Витуса Беринга, сплавлял плоты по Лене и пересекал тысячи километров на велосипеде от Находки до Санкт-Петербурга. Конюхов был участником автопробега Находка–Брест, покорил вершины Эвереста, Эльбруса, массива Винсон в Антарктике, горы Килиманджаро (Африка) и вулкана Ключевского, трижды достигал на лыжах Северного полюса (впервые в мире, в автономном режиме и в одиночку). Достиг Южного полюса и стал первым русским человеком, дважды обошедшим на яхте вокруг Земли в безостановочном кругосветном плавании (один раз в одиночку).

Всякое бывало в этих нелегких экспедициях. Отдельные эпизоды плаваний достойны страниц захватывающей приключенческой повести. Однажды «Караана» попала в «плен» к большой группе китов. Гиганты моря то всплывали, то погружались у самого борта яхты. Ничего не стоило одному из них поднять хрупкое суденышко на своей спине, перевернуть его или разбить одним ударом мощного хвоста. При всей любви к животным, капитану пришлось палить в воздух и по поверхности воды из ракетницы, а также запустить двигатель, чтобы отпугнуть в общем-то мирные «подлодки».

«Федор» в переводе с греческого означает «большой дар», и, может быть, поэтому природа одарила его так щедро. Федор Конюхов не только мореплаватель, но и художник, литератор, пилот. Все эти достижения не только ради славы. Он проводит научные наблюдения, изыскания в области экологии, туризма. По заданию Минатома исследовал естественное радиационное поле Антарктиды на пути к полюсу. Институт медико-биологических проблем поручил Конюхову вести постоянные наблюдения над самим собой – оценивалось физическое и психологическое состояние в условиях большой высоты, низкой температуры, сильного ветра. Им выполнялись программы Арктического и Антарктического институтов и других организаций.

В чем заключается секрет этого удивительного человека? Может быть, во внутреннем стремлении к осуществлению поставленной цели? Или нет никакого секрета? Возможно, это человек в своей первозданной простоте, естественности желаний, ясности помыслов, чистоте чувств. Кто-то, предпочитающий уют и тепло, отнесет его к числу чудаков, оригиналов, а то и безумцев.

Вся жизнь Федора Конюхова – это пример удивительной цельности духа, верности единству слова и дела.

Мария ПОЛУШИНА,
10-й класс, школа № 7
г. ИВАНТЕЕВКА,
Московская область

Лев Яшин – эпоха в нашем футболе

Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Наиболее ярким представителем патриотов является лучший вратарь современности Лев Яшин. Сыграв на трех и присутствуя в составе сборной СССР на своем четвертом чемпионате мира, оставаясь рекордсменом по числу проведенных на чемпионатах мира матчей (13), Лев Яшин стал эпохой в нашем футболе.

Обладая блестящим талантом, он был еще и исключительной личностью. Его всегда отличали беззаветная преданность делу и неизменно доброе отношение к людям, его окружавшим. Да, это был лучший вратарь в истории мирового футбола. Никто и никогда уже не сможет его превзойти.

С Яшиным в воротах наша сборная уверенно вступала во все престижные международные турниры. Но его игра на мировых первенствах становилась особым явлением в футболе. В Европе Лев Яшин был достаточно известен и до дебюта сборной СССР на чемпионате мира-1958 в Швеции. Восторженные отзывы получила игра вратаря-новатора, хозяина всей территории площади против сильнейших тогда на континенте венгров с Пушкашем, Кошичем, Божиком, Грошичем, Хидегкути в составе, против чемпиона мира 1954 г. сборной ФРГ. «Московский спрут», «Легендарная кепка» – эти его прозвища впервые прозвучали в сводках с полей сражений чемпионата мира-1958. Особенно удался Яшину матч против австрийцев.

На чемпионат мира-62 в Чили Яшин приехал уже обладателем Кубка Европы. Но в матче группового турнира с Колумбией наша сборная пропустила нелепый гол. В четвертьфинале чилиец Рохас забил решающий гол Яшину с 30 м. Всю вину за поражение свалили на вратаря. В первых после возвращения домой матчах за родное «Динамо» трибуны, подогретые негативной прессой, нещадно освистывали его. И тогда 33-летний Яшин решил закончить с футболом. Но мудрый динамовский наставник Александр Пономарев отправил его в глухую деревню порыбачить. Публика смирилась с отсутствием Яшина в воротах, но тренер начал осторожно ставить его в выездных матчах. Возвращение Яшина стало триумфальным. Вновь приглашенный Константином Бесковым в сборную, Яшин блестяще сыграл отборочные матчи европейского первенства.

Тренер сборной ФИФА чилиец Фернандо Риера пригласил Яшина сыграть против сборной Англии. И Лев Яшин подтвердил свой высочайший класс, уйдя с поля «сухим» после тех 45 минут, которые были ему отведены. Войдя на перерыв в раздевалку, лидер атак англичан Джимми Гривз в сердцах бросил: «Это наваждение, это какой-то дьявол в воротах, за всю карьеру я ничего подобного не видел, ему же невозможно забить!» И в конце года Яшину был присужден «Золотой мяч» как лучшему футболисту сезона в Европе.

К чемпионату мира 1966 г. в Англии Яшину исполнилось 36 лет, и мало кто верил, что тренер сборной Николай Морозов доверит место в воротах ветерану. Но он вновь стал первым номером сборной, опять поверг в восторг британскую публику. А газета «Таймс», освещая матч за третье место, заметила: «Можно спорить о том, была ли Португалия сильнее. Но Яшин, как всегда, показал выдающуюся игру». Наряду с этим в прессе звучал и другой мотив: «Первенство мира – лебединая песня старого московского зубра в национальной сборной». И опять это было заблуждением. На следующий год Яшин вновь заставил вспомнить о себе в матче сборных Скандинавии и СССР, а затем и в отборочном матче чемпионата Европы против греков. Каково же было удивление специалистов и публики, когда наш великий вратарь приехал в составе сборной СССР на свой четвертый – мексиканский чемпионат мира 1970 года. Правда, там он уже не выходил на поле. Свой прощальный матч Лев Яшин провел 27 мая 1971 г. в Лужниках против сборной звезд мирового футбола.

Великий английский форвард Стенли Метьюз вспоминал: «Я вижу вновь заполненный до отказа стадион, вижу ярость атак, вижу Яшина в воротах. И тогда я думаю, что прожил жизнь не напрасно. Я тверже верю в бессмертие футбола – самой прекрасной игры на земле».

Достижения Льва Яшина, его отношение к спорту, к болельщикам и то, с каким патриотизмом он отстаивал честь своей страны на чемпионатах мира, должны быть примером для подражания.

Артур АРУТЮНОВ,
10-й класс, школа № 7
г. ИВАНТЕЕВКА,
Московская область

Образец воли, мужества и стойкости

Я считаю Л. Пахомову и А. Горшкова патриотами России, так как они прославляли нашу Родину и отстаивали ее честь на чемпионатах мира. Л. Пахомова и А. Горшков – олимпийские чемпионы в спортивных танцах на льду – начинали свой путь в большом спорте тогда, когда советские танцевальные пары значительно уступали своим зарубежным соперникам. Понадобилось три года, чтобы Людмила и Александр стали вровень с лучшими танцорами мира, и уже в 1969 г. в американском городе Колорадо-Спрингс они завоевали серебряные награды. Спустя год Пахомова и Горшков первыми среди советских фигуристов-танцоров завоевывают звание чемпионов на первенствах Европы и мира.

Советские чемпионы принесли в мир танцев совершенно новый стиль. Вместе со своим тренером Е.А. Чайковской создали танцы, в которых торжествовал дух и форма народных танцев: русских, латиноамериканских. Некоторые из этих танцев стали просто эталоном для следующих поколений ледовых танцоров. Наши чемпионы не раз показывали образцы воли, мужества и стойкости. В 1976 г. Людмила и Александр стали чемпионами Европы и мира, а в Инсбруке впервые в истории завоевали золотые медали Олимпиады.

Маргарита ТАРАСОВА,
10-й класс, школа № 7
г. ИВАНТЕЕВКА,
Московская область

Символ мужества, героизма, целеустремленности

Всего 36 лет прожил русский исследователь Арктики Георгий Яковлевич Седов. Но сколько вобрала в себя его жизнь! Человек этот стал для нас одним из символов мужества, героизма и целеустремленности.

Он происходил из рыбацкой семьи и только в 14 лет научился грамоте, но сумел закончить мореходные классы.
Прошли годы, и Седов стал образованным офицером, знатоком морского дела. За его плечами не одна труднейшая экспедиция – на Колыму, на Новую Землю. Это только подготовка к самому главному, о чем он мечтал, к чему постоянно готовился, – к экспедиции на Северный полюс.

Правительство отказало Седову в поддержке, и тогда он сам снарядил экспедиционный корабль. 27 августа 1912 г. «Святой Фока» покинул Архангельск. Он держал путь к Земле Франца-Иосифа. Там экспедиция Седова должна была перезимовать. А затем с приходом нового дня отправиться на собаках к полюсу.

Но зима в тот год была ранней. «Святой Фока», не дойдя до Земли Франца-Иосифа, вмерз в лед возле северо-западного побережья Новой Земли. Здесь экспедиция и провела свою первую зимовку. Седов со своими спутниками исследовали Новую Землю, составили новые, точные карты побережья. Наступило лето, но льды продолжали крепко держать корабль. Только в августе лед начал ломаться. С невероятным трудом, почти без топлива, словно подгоняемый неиссякаемой энергией Седова, «Святой Фока» доплыл до Земли Франца-Иосифа и встал на якоре в бухте Тихой острова Гукера. Здесь полярникам пришлось перенести новый удар: не пришло судно с углем.

Наступила вторая тяжелая зимовка, а силы людей были подорваны. Началась цинга, заболел и Седов. Но воля и настойчивость не изменили ему. Его уговаривали остаться на корабле, отложить поход на полюс. Седов не согласился: отложить, значит совсем отказаться от поставленной им цели. В февральский мороз и метель отважный полярник с двумя матросами отправляется в путь. Собачьи упряжки с трудом пробираются по льду. Седов надрывно кашляет, сверяет по компасу направление... «Только на север...» – повторял он.

Дойти до Северного полюса Седову не удалось. Он умер в пути. Но его короткая жизнь не была напрасной. Смелый первопроходец сделал свое дело – проложил путь на Север другим, которые дошли до полюса, опираясь на ценные научные сведения, полученные экспедицией Георгия Седова.

Благодарные потомки хранят память о замечательном человеке, прочно вписавшем свое имя в историю исследования Арктики. Именем Георгия Яковлевича Седова названы поселок в Донецкой области, где он родился, а также мыс и ледник на самом северном архипелаге мира – Земле Франца-Иосифа.

Почему человеку положено любить Родину, есть ли у него надежда на взаимность, и станем ли мы все космополитами - безродными и не очень.

Тест: Матвей Вологжанин

Патриотизм - одно из почти инстинктивных чувств человека. Наличие в нас этого качества, увы, как всегда, весьма пошло объясняется биологическими законами. Вот тигры были бы очень плохими патриотами, коровы - тоже, а из волков, напротив, получились бы прекрасные сыны отечества.

Дело в том, что человек изначально был приспособлен для существования в родственных стайных группах (не очень больших, вероятнее всего - по 6–10 человек: пары родителей с подросшими детьми). Наши способы питания и самозащиты идеально подходили именно для такой конструкции. При этом взаимная привязанность членов одной стаи у нас так велика, что человек готов идти на значительный риск во имя спасения сородичей. И такая стратегия для нас оказалась наиболее выигрышной.

Вот, например, у жвачных, которые пасутся большими стадами (бизоны, антилопы, газели), стратегия «умри, но защищай своих» оказывается проигрышной. Джеймс Гордон Рассел, долго исследовавший поведение антилоп гну в Серенгети, неоднократно отмечал случаи, когда отдельные животные, вместо того чтобы убегать от охотившихся на них львов, шли в лобовую атаку. Две-три антилопы, каждая весом в четверть тонны, вполне могли затоптать острыми копытами хищника и изранить его. Если же к действиям «неправильных» гну присоединилось бы все огромное стадо, от наглых кошек осталось бы разве что темное пятно на пыльной земле саванны. Однако стадо неслось со всех ног прочь от места схватки. И пусть даже смельчаки одерживали верх над львами, платили они за это слишком дорого. Рассел помечал антилоп-бойцов и видел, что полученные раны часто приводили потом к истощению животного, его смерти или, как минимум, к полному фиаско на любовном фронте. Трусливые же и быстроногие особи-эгоисты жили куда дольше и размножались не в пример обильнее. Поэтому патриотизм невыгоден жвачным, как не подходит он и крупным хищникам, которым для прокорма нужен большой участок для охоты в единоличном владении.

У нас же выживали и выигрывали те, кто умел сражаться плечом к плечу с членами своей стаи, готовые к риску и даже самопожертвованию. Группы росли, превращались в племена, в поселения, в первые протогосударства - и в конечном счете навыживались и навыигрывались мы до такой степени, что создали цивилизацию.

Тот, кто не с нями, тот плотив нас!

Дети - самые лучшие патриоты.
Наиболее восприимчивы к идеям пат­риотизма подростки 8–18 лет. В этом возрасте у человека уже появляется инстинкт защиты стаи, но еще нет ни семьи, ни детей, ответственность за которых заставляет родителей быть более осторожными и эгоистичными. Подросток куда сильнее взрослого склонен руководствоваться понятиями «свой» - «чужой». Интересное исследование на эту тему опубликовали американские социологи, изучавшие 10-миллионную аудиторию онлайн-игры World of Warcraft. В этой игре участники могут выбрать одну из двух фракций - «Альянс» или «Орда». Игроки разных фракций не могут общаться друг с другом в игре, зато могут нападать на представителей противоположной фракции. Согласно опросам, большинство игроков в возрасте до 18 лет оценивают тех, кто играет за противоположную фракцию, как «тупых, злобных, подлых, бесчестных и отвратительных», а игроков своей стороны - как «умных, дружелюбных, интересных, порядочных и хороших».
Чем старше были опрашиваемые, тем большую долю в числе их ответов занимали утверждения вроде «за обе фракции играют в общем-то одни и те же люди» и «поведение зависит от человека, а не от фракции».

Греческое начало

«Патриотизм» - слово греческого происхождения, «patria» буквально переводится как «оте­чество», и само понятие возникло как раз в эпоху греческих городов-государств. Почему его не существовало до этого, когда, как мы видели, само явление - штука столь же древняя, как род людской? Потому, что не было необходимости. До греков идею патриотизма тогдашние идеологи привязывали в основном к символам (обычно к символу своего бога или царя) как к официальному воплощению божества либо же при слабом влиянии религии на общественную жизнь, как у северных народов или в Китае, - к идее «крови», то есть к чувству общности с представителями своего племени, людьми, говорящими на том же языке и принадлежащими к тому же народу.

У греков, создавших цивилизацию городов-государств, отчаянно бодавшихся друг с другом, на этом идеологическом фронте был полный швах. Все они - и спартанцы, и афиняне и сибариты, и критяне - были греками. У всех был один и тот же пантеон богов (хотя каждый город выбирал себе одного-двух любимцев, считавшихся его особыми покровителями), и в результате греческая мифология превратилась в описание бесконечных стычек между богами: Аполлоном и Аресом, Афродитой и Герой, Афиной и Посейдоном и т. д. Что касается царей, то в большинстве городов их просто не было, а там, где все-таки были, демократически настроенные греки меньше всего были склонны их обожествлять.

Поэтому им пришлось искать иную идеологическую базу. И они очень быстро ее нашли, провозгласив первейшей доблестью человека патриотизм - готовность жертвовать своими интересами не во имя солнечного Митры, не во славу великого Ашшурбанипала, а просто во имя своих сограждан, своего города, своих ненаглядных солнечных Афин с их сереб­ристыми оливковыми рощами и старенькой мамой, сидящей в скромном хитоне за прялкой и ждущей сына с победой…

Этот вид патриотизма сейчас именуют «полисным патриотизмом». (Кстати, когда греки стали регулярно сражаться с персами, полисный патриотизм у них временно, но очень оперативно заменился патриотизмом национальным, и тогдашние ораторы, все эти Геродоты, Фукидиды и Ктесии, очень быстро выучили словосочетания вроде «великая Эллада», «смрадные персы» и «в единстве - наша сила».)

Величайшие патриоты - римляне

Эллинские античные нормы этики, как мы знаем, принимались римлянами порой более серьезно, чем к ним относились сами греки. С точки зрения грека, патриот - это тот, кто исправно платит налоги, участвует в общественной жизни, не нарушает законы и выставляет от своего дома конников и пеших воинов в армию на случай войны. В эпоху же Римской республики патриотизм был синонимом слова «слава» и почитался выше личной доблести.

Для римлян абсолютным героем были не Геракл или еще какой-нибудь Персей, который развлекался бы, проводя жизнь в разнообразных интересных подвигах, а Курций. Этот полумифологический персонаж был пятнадцатилетним юношей, который, узнав, что от дымящейся бездонной трещины, пересекшей Рим после землетрясения, можно избавиться, лишь бросив туда самое дорогое, что есть в Риме, с криком: «Самое дорогое в Риме - это его сыновья-патриоты!» - сиганул в расщелину вместе с конем (конь, если верить мифу, был патриотом так себе, ибо попытался слабохарактерно перед пропастью отпрянуть, но фокус у него не прошел). Слепое подчинение закону, отказ от собственного «я» и готовность отдать во имя Рима все, включая собственных детей, - вот идеальная программа римского патриотизма. Эта идеология оказалась максимально успешной для нации-агрессора: крошечный Рим подчинил себе всю Италию, а потом три четверти Европы, Средиземноморье и немалую часть Азии с Африкой. (И тут национальный патриотизм римлянам пришлось сменить на имперский, куда более слабенький и ненадежный.)

До сих пор патриотизм эпохи Римской республики считается товаром высочайшего сор­та, и немало идеологов государственности сегодня мечтают в глубине души о том, чтобы капризные, эгоистичные и ленивые идиоты, именуемые их народом, куда-нибудь делись, а взамен в их распоряжение поступили бы миллионы истинных римлян*.

« Наверное, я тоже идеолог государственности. Причем без миллионов римлян я бы вполне обошелся - первый пункт программы уже бы достаточно меня устроил. Хотя я, возможно, просто хандрю: зима, недостаток витаминов… »

Христианство антипатриотично

Поначалу христиане были активными противниками патриотизма в любой его форме. В лучшем случае они соглашались отдавать кесарю кесарево, то есть платить налоги, но все равно были глубоко убеждены в том, что нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара, а есть только царство Божие, при наличии которого любые земные государства - прах и тлен. «Любая чужая страна для них отечество, а любое отечество - чужая страна». О том, чтобы христианину идти служить в армию, и речи не было, ибо любое убийство - грех, об этом совершенно ясно и четко сказано в Евангелии. Конечно, Римская империя как могла с христианством боролась, ибо такая зараза способна проточить самые железные основы государства за считанные годы.

Но, как выяснилось, христианство оказалось весьма пластичной штукой. Во-первых, оно распалось на несколько направлений, которым не грех было друг с другом повоевать; во-вторых, превратилось в прекрасное оружие для во­одушевления народов на борьбу с погаными нехристями, коих, слава богу, было еще в избытке во всяких Азиях, Африках и Америках. Что касается «не убий», то и этот вопрос сумели изящно обойти: в конце концов, нельзя же всерьез принимать идеальные, но недостижимые нормы (хотя любого первохристианина и хватил бы родимчик, если бы он увидел современного батюшку, деловито освящающего ракетно-зенитный комплекс). Что касается Православной церкви, изначально сделавшей ставку на близость к светским властям, то тут патриотизм является добродетелью не только не обсуждаемой, но и просто обязательной.

Критики и кокетливое государство

В паре «патриот - страна» последняя ведет себя как отъявленная кокетка. Ты обязан ее любить и быть готов принести себя в жертву во имя нее. Для нее же ты - пустое место. Причем чем более ничтожным винтиком ты себя ощущаешь, тем патриотичнее твоя сущность («Пусть я умру, но моя смерть ничто по сравнению с благоденствием родины»). Ты козявка, ты ноль, ты пустяк, «голос единицы - тоньше писка»*).

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика: « Это Маяковский написал, когда сравнивал личность и партию. Говорят, что, когда он своим громовым басом впервые прогрохотал эти строки на поэтическом вечере, там народ со стульев посползал »

Отечество имеет полное право меланхолически тебя схрумкать, пережевать и переварить, и все остальные патриоты будут лишь приветствовать это, если сочтут, что съеденное пошло на пользу организму в целом. Этот перекос в отношениях очень ярко выразил Джеймс Джойс в своей знаменитой фразе: «Я не буду умирать за Ирландию, пусть Ирландия умрет за меня!» (За эту фразу сторонники ИРА Джеймса Джойса теперь очень не любят.)

Опаснее же всего патриотизм проявляет себя там, где власть в народном представлении является некой квинтэссенцией государства. Римлянам-республиканцам, которые воспринимали свое выборное начальство как нанятых слуг, в этом случае мало что грозило: они бесконечно полемизировали о том, что наиболее выгодно для Рима, и, в общем, держали власть в ежовых рукавицах. А вот там, где власть традиционно была наследственной, деспотичной, где царь-жрец являлся символом страны, там лояльный пат­риотизм большинства населения позволял случаться редким безобразиям, часто опасным не только для обитателей страны, но и для судьбы самой державы.

Поэтому еще со времен Просвещения находились мыслители, которые пытались видоизменить идею патриотизма - несомненно, полезнейшую для выживания общества, но чреватую неприятнейшими осложнениями. Кант, Монтескье, Вольтер, Гоббс, Генри Торо - десятки и сотни умнейших голов пытались разработать нормы нового патриотизма. И все они в результате пришли к выводу, что истинный патриот не только не обязан быть слепым и покорным, но первейшей его обязанностью должен быть поиск пятен на солнце. Для того чтобы привести свое отечество к идеалу, необходимо следить за ним строже, чем за девушкой-подростком, - мгновенно пресекая, пусть и с риском для жизни, любые его попытки вести себя опасно, глупо или ошибочно. Так возникло явление «критического патриотизма», при котором человек не только не восхваляет свою страну, но, напротив, придирчиво рассматривает ее под лупой и громким голосом орет, когда заметит какую-нибудь гадость. Одной из программных работ этого направления стал труд американского писателя Генри Торо «О долге гражданского неповиновения», в котором он называл первейшей обязанностью гражданина и патриота категорический отказ от выполнения «неправильных», «губительных» для страны законов.

Критические патриоты всегда выступают за максимальную свободу прессы. За неусыпный надзор общества над работой чиновников всех уровней. За честное преподавание истории, какой бы гадкой ни выглядела в отдельных случаях роль отечества, ибо только такое знание даст обществу иммунитет от повторения ошибок.

Обычно власти, да и большинство жителей страны, не любят критиков патриотов и называют их врагами народа. Они уверены, что любовь должна быть слепой и нерассуждающей и воспринимают критические замечания как унижение их идеалов, как предательство.

Надеяться, что оба эти вида патриотов когда-нибудь придут к согласию, не приходится.

Не патриот - значит, шизофреник

В СССР, где, как мы знаем, не было политических заключенных, психиатры разработали интереснейшую концепцию о том, что любой человек, критикующий свое государство, - психически больной. Эта теория была признана единственно правильной, и до сих пор остались еще психиатры, которые всячески разделяют эти убеждения. Вот как, например, объясняет ситуацию известный психиатр, представитель «старой школы» Татьяна Крылатова: «Любовь требует больших эмоциональных затрат. А у шизофреника с эмоциональностью большие проблемы. И они начинают отторгать то, что для них наиболее энергетически затратно, - любовь. Этот внутренний конф­ликт вызывает агрессию. То же самое происходит и по отношению к Родине. Тут опять-таки идет отторжение, человек перестает включать свой макросоциум в категорию «мое» и относится к Родине негативно».

Cовременные патриоты

В современном мире отношение к понятию «патриотизм» сильно поменялось со времен римлян. Уж больно близко к нему болтаются такие неприятные слова, как «шовинизм», «нацизм» и «ксенофобия». Тем не менее утверждать, что время патриотов прошло, не приходится: у них по-прежнему очень много дел на этой планете.

«Транснациональные корпорации душат мелких предпринимателей, они уничтожают нашу самобытность, они превращают наши поля и сады в залитые асфальтом площадки унылого прогресса, они лоббируют свои идиотские законы и кормят нас своим тухлым «макдоналдсом»!»

Космополит из бочки

Основные противники патриотов - космополиты, те, кто считает, что все человечество - единый народ, а эта планета целиком является нашей Родиной. Самым первым известным нам космополитом был греческий философ-киник Диоген. Увы, этот замечательный философ изрядно подпортил репутацию космополитизму тем, что, с жаром отрицая государственность, он также отрицал культуру, цивилизацию, семью и комфорт. В идеальном мире, считал Диоген, люди должны жить как животные, на природе, обходясь минимумом удобств, не имея ни жен, ни мужей, быть совершенно свободными и не выдумывать всяких глупостей вроде письма, чтения и прочих ненужных утомительных изобретений.

Национальный патриотизм как отторжение чуждого влияния, несомненно, уместен в мире, который хочет оставаться неизменно разнообразным. Поэтому, как бы ни морщились приличные люди, глядя на Тимошенко в пшеничных косах и на Хайдера в альпийской шляпке, стоит понимать: пока патриотизм такого рода остается в положении «снизу», пока его не поддерживают законы, пока он не призывает к людоедству и погромам - его роль нельзя назвать исключительно отрицательной. Куда опаснее, когда патриотизм национальный начинает шагать рука об руку с патриотизмом государственным.

В мире существует всего несколько стран, в которых государственный патриотизм является одной из обязательных составляющих идеологии, тщательно насаждаемой властями. Таковы, например, США, Россия и Япония.

В США, стране с исключительно разнородным населением, он выполняет роль цемента, удерживающего воедино всю ту разношерстную компанию, которая является американским народом. При этом патриотизм этнический в Штатах, как всем понятно, практически исключен.

В Японии патриотизм национальный и пат­риотизм государственный суть одно и то же. Для японцев он является способом сохранить свой специфический уклад жизни (тем не менее он год от года размывается: современные японцы уже куда ближе психологически к представителям постхристианских культур, чем их дедушки и бабушки). И так как в Японии живут почти исключительно японцы, а иных народов там крайне мало, то и вреда от «Япония для японцев!» немного. Конечно, для японцев! Пожалуйста, никто не против, кушайте свое тофу да будьте здоровы.

Что касается России, то национальный великоросский патриотизм, раздувшийся как гриб под дождем после развала СССР, сейчас идет на смычку с патриотизмом государственным, который усерд­но распространяется официальной идеологией. Тут стоит задача сконцентрировать власть в руках правящей верхушки и удержать страну от воздействия центробежных сил. Историки по этому поводу опять принялись много врать, в телевизорах бесконечно рассказывают о злых буках, сидящих вокруг государственной границы, а молодежь по вечерам ходит резать калмыков и узбеков как осквернителей святой земли русской. О том, что национальный, этнический патриотизм в многоэтнической стране - явление самоубийственное, идеологи, конечно, догадываются, но пока не могут придумать ничего, чтобы и съесть государственно-патриотическую рыбку, и избежать всенародного исполнения «Хорста Весселя» под балалайку.