Игры в летнем лагере. Тематические смены и дни

Представляем Вашему вниманию расписание обычного дня в нашем спортивно-оздоровительном детском лагере. Разумеется, каждый день наполняет его увлекательными творческими делами, конкретным содержанием.

С ПРОГРАММАМИ ОТДЫХА (ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ) И ПРОФИЛИРУЮЩИМИ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ВСЕГО ЛАГЕРЯ (ИЛИ ГРУПП, СТУДИЙ В КАЖДОМ ЛАГЕРЕ) можно ознакомиться на стр. нашего сайта:

Сюда входят спортивно - развлекательные и анимационные мероприятия (конкурсы, игры, квесты, дискотеки и творческие вечера, работа секций, кружков, тренинги, мастер-классы, факультативные занятия иностранным языком, плавание, катание на лошадях, общеотрядные и лагерные мероприятия)!

Эти программы дополняется разными, так наз. ТЕМАТИЧЕСКИМИ ПРОГРАММАМИ , которые в значительной степени являются результатом коллективного творчества и неудержимой фантазии преподавателей и... самих ребят: например, "Фестиваль искусств", "Битва престолов" и др.

Время проведения занятий в кружках и секциях может меняться - это зависит от профиля лагеря и тематики смены, а также от решения Детского Совета лагеря (ведь у нас - самоуправление !) и педагогического коллектива. Учитывается и... погода. Критерий один - чтобы выполнялись намеченные цели каждой смены, всем было интересно и здорово!

8:30 Подъем
8:40 Веселая зарядка, процедуры
9:30 Завтрак
9:45 Уборка постелей, вещей в палатах, осмотр врача
10:00 Кружки, занятия, мастерские, мероприятия на улице. бассейн, лошади
13:30 Обед
14:00 Тихий час (Отдых, спокойные игры, чтение)
16:00 Полдник
16:15 Web-трансляции из лагеря на наши сайты для родителей
16:30 Отрядное время, занятия, бассейн, лошади, спорт, подготовка к конкурсам
19:00 Ужин
19:30 Лагерные мероприятия в клубе: концерты, дискотека, просмотр фильмов и т.п.
21:15 5-ое питание, чайный клуб
21:40 Отрядные уголки (итоги дня для каждого и для всех)
22:00 Отбой для младших
22:45 Отбой для старших

Распорядок дня для младших групп немного отличается. Им дается больше времени на утренние и вечерние процедуры, отбой - в 22 часа.

Как организуется работа в лагере "Планета Будущего" в период каникул:

  • Отличительной особенностью организации отдыха в нашем лагере является возможность самому ребенку стать активным участником всех событий, выбирать свои любимые секции, посещать интересующие его занятия, кружки и тренинги, участвовать в лагерном самоуправлении, обсуждая на равных с педагогами и вожатыми планы и распорядок дня.

  • Попробовав себя в разных делах, познакомившись с работой секций и кружков в первые несколько дней своего пребывания в лагере (в так называемый - "организационный период"), ребенок в дальнейшем отдает предпочтение тем, которые ему пришлись по душе.

  • Выбор - это всегда "глоток свободы", это отсутствие авторитарности, психологического давления, прессинга со стороны взрослых - всего того, что дети испытывают все в большей степени в современном мире.

    Педагогическая концепция лагерной смены должна исключать ненужные запреты и диктат , строиться на доверии и и подчеркнуто уважительном отношении к личности ребенка, на развитии партнерских отношений между всеми членами временного лагерного коллектива. В полной мере реализовать на практике подобную программу непросто. Постоянная апелляция к осознанному выбору, возможность для ребенка свободного волеизъявления положительно влияет на рост его самосознания, формирует у него, как у юного гражданина, активную жизненную позицию, а в отрядной жизни - повышает самодисциплину и чувство ответственности.


  • Помимо продуманного плана мероприятий и схемы внутрилагерных взаимоотношений нужна подготовленная команда профессионалов, энтузиастов и единомышленников. В процессе обучения в нашей Школе вожатых все канидаты на высокую должность Вожатого проходят серьезную теоретическую и практическую подготовку, стажировку и аттестацию по итогам работы.

  • Демократия в детском лагере (впрочем, как любая демократия) только тогда чего-то стоит и может существовать и развиваться, когда она опирается на строжайшую дисциплину, отточенный механизм взаимодействия всех звеньев управления, контроль и самоорганизацию.

  • В лагере за одним воспитателем закреплено не более 5-7 детей, что обеспечивает практически индивидуальный подход к каждому ребенку, позволяет ни на минуту не оставлять детей без внимания. На территории поддерживается постоянная оперативная связь по рации директора с дежурным по лагерю, врачом, другими вожатыми и педагогами, охраной.

  • Главное задача: занять и увлечь ребят в течение всего дня: "От рассвета и... до отбоя" - творческими, интересными и полезными делами. Программа лагеря не ограничивается только большим количеством массовых мероприятий, а нацелена на личностную работу, на постижение творческого начала в в процессе самой деятельности. Тогда конкретный, пусть и небольшой результат для каждого "пионера - первооткрывателя" становится его собственным великим достижением!
    У нас проводятся отрядные и общелагерные чемпионаты, турниры, личные соревнования, конкурсы, игры, эстафеты. Определяются победители, но побежденных здесь - не бывает! Каждый получает свою долю заслуженных аплодисментов и свой приз!

  • У нас работают педагоги, кружководы и вожатые с большим опытом работы и высшим образованием. Им помогают стажеры, студенты и выпускники в основном педагогических ВУЗов, многие из которых сами "выросли" в наших лагерях. Они обеспечивают весь учебный процесс, проведение спортивных, зрелищных, культурно-массовых мероприятий, проводят тренинги и беседы, отвечают за жизнь и безопасность детей, всегда готовы прийти на помощь, поддержать своего младшего друга в трудную минуту словом и помочь делом. По некоторым дисциплинам преподаватели и тренеры регулярно приезжают в лагерь для проведения занятий согласно расписанию.

  • Мы сердечно благодарим волонтеров из разных стран за их подвижническую повседневную работу с детьми в наших лагерях (в рамках сотрудничества с международной организацией AIESEC ). И снова приглашаем их летом! Приезжая по зову сердца к нашим детям, волонтеры (это - студенты и начинающие преподаватели ведущих университетов Англии, Канады, КНР, Болгарии и др. стран) знакомят детей со своей культурой, языком и традициями, проводят спортивные и культурные мероприятия, конкурсы, викторины, участвуют в работе Международного клуба .

    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!


    Сегодня 19.02.2019 действуют СКИДКИ на путевки!


    Бронируйте путевки сейчас - скидки для вас сохраняются!

    Наши официальные сайты:

    www.wushu.org - cайт головной некоммерческой общественной организации, курирующей направление спорта и образования, проведение лагерей и выездных сборов (МОО "Федерация ТиСУ").

    www.planeta-bu.ru - О проекте "Планета Будущего". Детский отдых. Занятия для детей и родителей в наших Центрах и Клубах.

    Детские лагеря нашего Центра. Отдых детей.

    www.superrest.ru - Туристический портал (туры по всему миру, детский отдых).

    www.pedagogic-center.ru - Педагогический Центр им. В.А. Сухомлинского. Инновационный образовательный проект "Планета Будущего". Всероссийский Портал дополнительного образования. Курсы повышения квалификации, переподготовки, дистанционного обучения. Школа вожатых, старших вожатых, аниматоров, волонтеров. Работа. Трудоустройство.

    http://edustudents.ru - Официальный Портал дополнительного образования. Профессиональная подготовка. Курсы повышения квалификации, переподготовки. Заочное обучение. Дистанционное обучение.

    http://school.pedagogic-center.ru - Всероссийский Портал дистанционного обучения вожатых, старших вожатых, аниматоров, волонтеров (основной сайт).

    www.sportfinder.ru - Спортивно-информационный портал Федерации.

  • Здравствуйте, мои дорогие читатели. Я — Евгения Климкович. Сегодня мне хотелось бы коснуться не очень любимой нашими детьми, но так необходимой нам, родителям, темы — распорядок дня. Мы, взрослые, понимаем, что жить в обществе, не следуя общеустановленным правилам, невозможно. Однако у детей есть по этому поводу своё мнение: они готовы ложиться спать, когда глаза уже просто не могут смотреть и сами смыкаются; вставать, когда уже все позавтракали; гулять в то время, когда надо учиться.

    Если дома мы настойчиво приучаем свои детей соблюдать режим, то в наше отсутствие, например, при предстоящих летом , детям придется подстроиться под уже сложившиеся до них правила жизни вне дома. Так для чего же нужен этот распорядок дня в летнем лагере, не проще ли дать детям отдохнуть вволю после напряженного учебного года. Давайте обсуждать, чтобы и нам было проще объяснить, и детям с первого раза легко понять.

    План урока:

    Что такое распорядок и с чем его едят?

    У некоторых детей хорошая привычка следовать режиму заведена в семье. О распорядке дня имеет представление каждый ребёнок, хоть раз побывавший в пришкольном или оздоровительном лагере. Как правило, это словосочетание ассоциируется с красивым плакатом, на котором в виде списка к определённому времени привязаны все мероприятия, начиная с раннего утра и заканчивая почти поздним вечером.

    Но для многих школьников всё-таки остается до конца непонятным, зачем так детально расписывать каждый час. Не проще ли посвящать мероприятиям свободное время по мере его появления? Да и что говорить о детях, если зачастую мы сами не расписываем в планингах, в какое время и что именно необходимо сделать, а просто делаем намётки предстоящих на день дел.

    Итак, распорядок дня – это, прежде всего, чередование времени работы и времени отдыха. Только следуя определённому графику, можно правильно распределить нагрузку на организм и предотвратить «я устал, я больше не могу». Более того, режим позволяет правильно использовать наш потенциал по степени важности и срочности дел в зависимости от времени суток, чтобы всё успеть, при этом не устав и потратив минимум времени. Ведь порой за хлопотами и суетой мы зачастую даже забываем про обед и переносим его ближе к ужину. Согласитесь, такое часто бывает.

    Если в домашней обстановке режим у ребёнка может состоять из ряда позиций про «встал — позавтракал — пошёл в школу — сделал уроки — спать», в летнем лагере это подробное расписание жизни, чтобы не скучать ни одной минуты, залог хорошего отдыха и оздоровления. Причём все дети прекрасно знают, что расписание закреплено на весь период лагерной смены, и выполнять его следует неукоснительно, чтобы не остаться без полдника, или, чего хуже, не опоздать к построению на экскурсию.

    Только не надо пугаться такого, на первый взгляд, военного образа жизни, назначение распорядка дня состоит не в требовательной строгости, а дисциплинированной помощи. Все мы из своего режимного детства помним заветные слова «свободное время», когда можно заняться любимым делом.

    Общие правила для распорядка дня

    Конечно, у каждого лагеря есть свои подходы к разработке основного поддерживающего дисциплину документа. Однако если объединить в единое целое все подходы к расписанию жизни детей в лагере, можно обозначить основные позиции режима:

    • Всё начинается с подъёма, это обычно интервал от 7 до 8 утра – идеальное время для начала нового дня.
    • Приблизительно через полчаса после подъема одетые, умытые и причёсанные дети дружно идут на зарядку, которая позволит придать всем бодрости, даже тому, кого «подняли, а разбудить забыли». На утренний заряд обычно отводят минут двадцать.
    • Утренняя линейка – обязательный атрибут лагеря, где выстраиваются все отряды, определяются общие мероприятия и задачи на предстоящий день.
    • Дружной шеренгой после построения дети идут завтракать. Прием пищи утром занимает около получаса.
    • Сытые и довольные следующие полчаса юные жители лагеря занимаются либо своими, либо общественными делами. Это время уборки территории, дежурства, звонков домой, просто разговоров и чтения любимых книг.
    • Обычно часам к 10-11 детей собирают на разнообразные отрядные мероприятия. Идут ли они на пляж, занимаются в секциях или едут на экскурсии – всё это они делают вместе и дружно.
    • 13:00 часов — Обед из трёх блюд. И компот!
    • Уставшие после активно проведённой первой половины дня дети не прочь поваляться в кровати, даже если спать они не хотят. В течение 2 отведённых на отдых часов можно просто тихонько поболтать «ни о чём». Старшие отряды с вожатыми решают в этот промежуток свои внутренние организационные вопросы и проводят репетиции. Ну а малыши в силу своей усталости, как правило, сладко сопят.
    • После сна лагерь устраивает небольшой перекус: все идут на полдник, где ждут фрукты и сладкое печенье. Для этого достаточно обычно минут пятнадцати.
    • Последующие два часа, как правило, отводятся общелагерным мероприятиям, среди которых соревнования и конкурсы между отрядами, представления и мастер-классы. В этот промежуток многие лагеря включают и уборку комнат.
    • В период между 18.00 и 19.00 проходит ужин, после которого предоставляется любимое свободное время: можно посмотреть фильмы, просто погулять или рассказать родным о произошедших событиях.
    • В каждом лагере обязательно устраивается вечерняя дискотека, которую дети ждут с нетерпением, так как можно накрасить губы, подушиться одеколоном, щегольнуть новым платьем или красивой рубашкой. Начинается она обычно в районе 20.00.
    • На вечерней линейке приблизительно в 22.30 некоторых хвалят за успехи, других песочат за поведение, в общем, подводят итоги прошедшего дня.
    • После линейки ближе к 23.00 часам с почищенными зубками и расплетёнными косами дети укладываются спать, чтобы завтра начать новый, не менее интересный день.
    • Как правило, в 23.00 в лагере наступает полная тишина.

    Согласитесь, не так уж и плох этот распорядок дня. Мне дак очень даже нравится! Особенно тихий час)

    Особенности режимов в лагерях

    Принимая за основу общие правила распорядка дня, многие учреждения отдыха для детей устанавливают свои, исходя из специфики предоставления услуг. Прежде всего, это относится к , ежедневная работа которых сокращена до половины суток.

    Начинается каждый день жизни такого лагеря с утреннего приёма детей, которые приходят или приезжают в школу обычно к полдевятому — девяти. Обязательными атрибутами (ведь это всё-таки лагерь!) является утренняя зарядка и линейка. Зачастую это происходит на свежем воздухе, так как по утрам дети собираются из домов одетые, не нужно тратить время на сборы. После завтрака начинается время для поездок, спортивных занятий и творческих кружков. Как и в других лагерях, обед приходится на 13.00-14.00 часов, после которого, в зависимости от вида площадки, следует либо сон, либо время подвижных игр на свежем воздухе, если позволяет погода.

    Лагеря, которые работают неполный рабочий день, отправляют детей домой около 15.00. Пришкольные площадки полноценного дня после тихого часа посвящают время различным мероприятиям, кормят детей полдником и после 17.00-18.00 часов отпускают к родителям.

    Другие по профилю лагеря, например спортивные, могут раньше вставать и раньше ложиться, больше времени уделять спортивным мероприятиям и походам, исключая или сокращая по времени дневной отдых. Оздоровительные санатории наоборот уделяют больше времени на сон и в некоторых случаях увеличивают количество приемов пищи.

    В заключении хотелось бы отметить, что любое обязательное правило, к коим относится и распорядок дня, можно преподнести для ребёнка в виде игры, сделать это весело и интересно. Тогда оно не будет пугать своим неукоснительным соблюдением, а станет настоящим помощником для успешного выполнения поставленных задач.

    Ну а для тех, кто до сих пор не понял, что такое расписание и зачем оно нужно, представляю следующее видео) Там все очень подробно! Я так понимаю, это вожатые покуражились) Молодцы!

    Не забудьте ознакомиться со .

    Делитесь статьей и высказывайте своё мнение, друзья. Буду вам за это очень благодарна! Невозможно знать всё, но всему можно научиться. Давайте это делать вместе!

    Всегда ваша, Евгения Климкович!

    Тематические дни в лагере дневного пребывания с описанием

    Нугаева Ирина Сергеевна, учитель начальных классов.
    Место работы: Старомостякская СОШ - МОУ, с. Старый Мостяк, Старокулаткинский район, Ульяновская обл.
    Описание работы: Предлагаю проведение тематического летнего оздоровительного сезона в лагере дневного пребывания. Материал может быть полезен педагогам ДОУ, вожатым, классным руководителям.
    Цель: Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период.
    Задачи: - подбор актуальных тем и эффективных форм для проведения летнего отдыха детей;
    - создание условий для организованного отдыха и раскрытия творческого потенциала детей;
    - формирование интереса к различным видам деятельности;
    Подготовительная работа:
    1.Проведение анкетирования среди детей.
    2. Подбор актуальных тем.
    3.Составление плана работы.
    Ожидаемые результаты: раскрытие природного творческого потенциала каждого ребенка; формирование у детей навыков самостоятельности, самооценки, самоуправления; формирование новых знаний, культурно-нравственных ценностей; улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.
    Формы и методы: викторины, соревнования, конкурсы, эстафеты, театрализации, праздники, посиделки, игры, смотры, турниры, встречи и т.д.
    Описание: Каникулы - это мечта каждого ребенка. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, интересных встречах, новых друзьях, впечатлениях, о поиске «нового себя», раскрытии себя, да и просто игры, чтение, прогулки и т.д.Организовать свободное время ребенка, провести занимательные, оригинальные, нетрадиционные, запоминающиеся, разнообразные дела - задача педагогов, сопровождающих летнее оздоровление ребенка. И ежегодно летом, когда в школе ведется подготовка к началу работы пришкольного лагеря с дневным пребыванием, встает вопрос: чем же удивить, заинтересовать детей на этот раз? Проанализировав работу лагеря прошлого года, исходя из интересов детей, было принято решение составить план работы на основе тематических дней. Ведь каждый новый день в лагере по нашему мнению должен нести свой интерес, свой смысл, свою идею и свое содержание для ребенка.С чего же начать? Безусловно, с планирования. А т.к. нам нужно, чтобы план работы был интересен, мы должны узнать интересы и потребности детей. Сначала предлагаем провести анкетирование. (Дети учатся в нашей школе, и мы уже знаем, кто будет посещать лагерь и проводим анкетирование в мае месяце). Конечно же, вначале детям нужно напомнить, что такое «Тематический день». Тематический день – форма общелагерного или отрядного мероприятия, посвященная какому-либо событию, дате. Предполагает глубокое содержание, серьезную организационную подготовку, участие детей и педагогов, использование визуальных и музыкальных приемов оформления.
    1.Анкетирование.
    а) Тебе понравится, если в лагере каждый день будет тематическим?
    б) Какие тематические дни ты бы хотел, чтобы прошли в лагере? Отметь.
    День рекордов.
    День здоровья и спорта.
    День мультипликации.
    День шоколада.
    День цветов.
    День проказов и приколов.
    День олимпиады.
    День дружбы.
    День мороженого.
    День хороших манер.
    День России.
    День памяти и скорби.
    День родного края.
    Пушкинский день.
    День вежливости.
    в) Предложи свой вариант названия тематического дня.
    До встречи на Открытие лагерной смены. Не забудь с собой взять хорошее настроение, новые идеи. Мы будем ждать тебя.

    Итак, после анкетирования проводим анализ, подбираем актуальные темы и составляем план.
    2.Анализ анкет.
    3.Составление плана работы.
    Предлагаем план работы летнего лагеря «Дружба», с дневным пребыванием детей, который у нас получился.
    1день. Открытие лагерной смены
    - Деловая игра «Давайте познакомимся, и дружно будем жить!»
    -Конкурс на лучшее название отряда, девиза, песни.
    - Концертно-игровая программа «Здравствуй, лето!»
    2день. День веселых игр
    - Старые добрые игры «Классики», «Прыгалки».
    - Час игр: на внимание, на логическое мышление, шахматный и шашечный турнир и т.д.
    - Веселые старты.
    3день. День ЭКОЛОГА
    - Экологический десант.
    - Мастер-класс по изготовлению поделок из бросового материала «Ложка = матрешка».
    -Конкурс Экологического костюма.
    4день. Пушкинский день
    - Игра «Цепочка» - чтение стихотворений А.С.Пушкина.
    - Путешествие на остров Буян
    - Конкурс рисунков.
    5день. День талантов
    - конкурс «Песенная перестрелка»
    - Минута славы
    6день. День дружбы
    - Творческая игра «Поделись улыбкою своей».
    - Изготовление сюрпризов - пожеланий «Всего тебе хорошего мой верный, милый друг».
    7день. День здоровья и спорта
    - Веселая зарядка «Визгкультура».
    - Подвижные игры «Чемпионат веселого мяча»
    - Конкурс листовок «Мы выбираем ЗОЖ»
    8день. Танцевальная планета
    - Мастер-класс по обучению танцевальных движений.
    - Оранжевая дискотека.
    9день. День России
    - Акция «Знай символы своего государства»
    - Познавательно-развлекательная программа «Я люблю тебя, Россия!».
    -Конкурс стихов о России.
    10день. День Вежливости
    - Конкурс вежливых слов «Мы – ребята вежливые».
    -Конкурсная программа «Знатоки этикета»
    11день. День мастеров
    - Игра - путешествие «В мире прекрасного»
    - Мастерская «Очень умелые ручки».
    12день. День смеха
    - Комический футбол
    - Конкурс анекдотов и смешных историй «Смех сквозь слезы».
    - «Ералаш–карнавал»
    13день. День рыцарей
    - Викторина «А рыцарь кто? Вот в чем вопрос?»
    - Конкурс удальцов – молодцов «Богатырские потехи».
    14день. День родного края
    - Калейдоскоп национальных игр на свежем воздухе
    -Конкурс рисунков «Родная сторона-колыбель моя»
    -Викторина «Знаешь ли ты свой край?»
    15день. День Сказки
    -Викторина знатоков русской сказки «Лукоморье».
    - Театр литературных импровизаций «Старая сказка на новый лад»
    16день. День памяти скорби
    - Акция «В память павших в великих сражениях».
    - Конкурс стихотворений и песен на военную тематику.
    «Памяти героев посвящается…»
    18день. День прощания
    - Трудовой десант «Нас тут не было».
    - Творческий концерт «В память о лете!»
    - Закрытие смены.
    Опишу подробнее несколько тематических дней, которые мы провели.
    День России
    Этот день с утра начался с акции «Знай символы своего государства». Дети рисовали на лицах и руках символ нашего государства – флаг.



    Затем на утренней линейке был проведен аукцион пословиц о Родине.
    А после завтрака все дети и взрослые пошли на главную улицу села, где прошла познавательно-развлекательная программа «Я люблю тебя, Россия!», которая началась с исполнения Гимна РФ хором. Затем в рамках познавательно-развлекательной программы прошли: конкурс стихов о России, флешмоб «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!».

    В ходе конкурсов выявляется уровень знания участницами лекарственных растений, грибов, фруктов, ягод, овощей, умения определять название дерева по контуру его листа, а также изображать с помощью пантомимы действия, иллюстрирующие летние работы.

    Победительница становится обладательницей титула «Сударыня Лето» и короны.

    Ведущий. Уважаемые зрители! Конкурсную программу «Сударыня Лето» мы начинаем со знакомства с участницами, которые будут приглашаться в зал по очереди и отвечать на наши вопросы. При этом жюри будет оценивать умение девочек преподнести себя, непринужденность, находчивость, оригинальность ответов.

    Ведущий представляет каждую участницу, задает ей вопросы, затем предлагает зрителям задать свои вопросы.

    Примерные вопросы ведущего

    ♦ За что вы любите лето?

    ♦ При слове «лето» какие ассоциации у Вас возникают?

    ♦ Самый красивый, на Ваш взгляд, летний цветок?

    ♦ Есть ли что-нибудь, не нравящееся Вам в лете?

    ♦ Если бы Вас попросили нарисовать эмблему лета, что бы Вы изобразили на ней в первую очередь?

    ♦ Вам бы хотелось, чтобы лето продолжалось круглый год?

    Зрители задают свои вопросы. Жюри оценивает конкурс.

    Ведущий . Следующий конкурс носит название «Лесная аптека».

    Лес — это наше богатство, это своего рода аптека, дающая нам бесплатные лекарства, с помощью которых предупреждаются и излечиваются различные болезни.

    Проверим, насколько хорошо наши участницы знают лекарственные растения. Я буду читать загадку, а девочки строго по номерам будут записывать на листках отгадки.

    1. Сама холодная, а людей жжет. (Крапива)

    2. Весь в пыли, хоть сил немного,

    У дороги он торчит.

    У него согнулись ноги,

    Неприметен он на вид. (Подорожник)

    3. Нам запах свежести лесной

    Приносит позднею весной

    Цветок душистый, нежный

    Из кисти белоснежной. (Ландыш)

    4. Белая корзинка, золотое донце;

    В ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка)

    5. Кто ни прикасается,

    За того цепляется.

    Привязчивый и колкий,

    Кругом торчат иголки. (Репей)

    6. «Кошачья травка» —

    Больным поправка,

    Корешок в аптечку,

    Чтоб помочь сердечку. (Валериана)

    7. Зелены кусточки,

    Алые цветочки;

    Коготки-коготочки

    Стерегут цветочки. (Шиповник)

    Жюри оценивает результаты конкурса. В это время зрители отвечают на вопросы по теме «Лесная аптека».

    Какое растение сводит бородавки? (Чистотел)

    Цветок ярко-синего цвета, который можно найти во ржи. (Василек)

    Какое дерево имеет эффектный, «боярский» вид, откуда и произошло его название? (Боярышник)

    Травка от 99 болезней с золотисто-желтыми цветками, собранными в метелку, которая не только лечит, но и калечит, правда, в основном, животных. (Зверобой)

    Желтые и оранжевые цветы, название которых имеет что-то общее с календарем. (Календула)

    Дерево с душистыми цветками, название которого иногда употребляется в значении «подделка», «фальшивка». (Липа)

    В названии этого растения упоминается родная и неродная мама. (Мать-и-мачеха)

    Серебристо-зеленые веточки сплошь облеплены оранжевыми ягодками: сидят они, плотно прижавшись друг к другу. (Облепиха)

    Ведущий . Теперь посмотрим, хорошо ли претендентки на звание «Сударыня Лето» знают деревья, растущие в нашей местности. Конкурс «Деревья». Их задача — по контуру листа назвать дерево. (См. приложение)

    Девочки на листах бумаги под соответствующим номером записывают название дерева.

    Ответы: 1. Дуб. 2. Ольха. 3. Береза. 4. Клен. 5. Рябина.

    Пока жюри оценивает работу участниц, зрители выполняют задание ведущего: «В данном слове заменить всего одну букву на другую, чтобы получилось название дерева».

    Сла ва — сли ва, д ва — и ва, к уб — д уб, кли н — кле н, ла па — ли па, бы к — бу к, во з — вя з, Г алина — к алина, кеды — кедр , пин та — пих та.

    Ведущий. Следующий конкурс называется «Грибной кузовок».

    По тропинке во весь дух

    Мчится из лесу петух.

    Он кричит: — Ку-ка-ре-ку!

    Честь и слава грибнику!

    Я наполнил кузов мой

    И бегу скорей домой!

    Из-под елки фыркнул еж:

    — Все грибы ты растрясешь!

    Ежик прав: у петуха

    В кузовке одна труха.

    ♦ КА — РО — MAC — ЛЁ — СЫ — ЕЖ — ВИК,

    ♦ НОК — ПОД — ОСИ — ВИК — РЫ — КА — ЖИК,

    ♦ КА —СИЧ — ЛИ — ПОД — РЁ — БЕ — ЗО — НО,

    ♦ НУШ — ИК — КА — ИН — ПЁ — МОК — ВОЛ — ОВ — О.

    Задание : составить из данных слогов как можно больше слов, обозначающих названия грибов. (Каждая участница получает по набору карточек со слогами.)

    Ответы : масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.

    Пока жюри подводит итоги, ведущий проводит со зрителями игру: рассыпает по полу рисунки грибов и устраивает соревнование между двумя игроками — кто больше «грибов» успеет собрать в кузовок, при условии, что собирать нужно «грибы» по одному.

    Ведущий . А сейчас — конкурс под названием «Во саду ли, в огороде». Участницы в порядке очередности будут называть все, что растет в саду и на огороде: овощи, фрукты, ягоды. Та участница, чье молчание будет длиться более трех секунд, выбывает из конкурса. Соответственно, побеждает оставшаяся в игре. Начинаем!

    Жюри подводит итоги конкурса.

    Ведущий . Чтобы выяснить, насколько хорошо претендентки на звание «Сударыня Лето» знакомы с разными видами летних работ, мы проведем конкурс, который называется «Хозяюшка». С помощью жестов и мимики участницам нужно показать действия, которые записаны на карточках. Задача зрителей — узнать и назвать эти действия.

    В дачном сражении участвуют 2 команды с любым количеством игроков. Ответы на все задания записываются капитаном и передаются жюри. (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.)

    Мероприятие актуально для учащихся 2—4 классов.

    Ведущий. Дача — это и место отдыха, где нас ждут купание, рыбалка, грибы, и место неустанной работы по возделыванию земельного участка. Дачный сезон длится с ранней весны до поздней осени. И каждый сможет найти себе на даче занятие по душе!

    А мы с вами сегодня проведем дачный поединок и выясним, какая команда более компетентна в дачных вопросах.

    Открываем сражение двух команд задачами про дачу. Каждую задачу я читаю один раз. Будьте внимательны. (После совместного обсуждения и решения капитан передает ответ в письменном виде жюри.)

    ЗАДАЧИ

    ♦ Дядя Вася высадил на грядку 20 Капустин. 3 Капустины затоптал соседский индюк. 5 Капустин сломал сын дяди Васи футбольным мячом. 4 — съели вредители. Остальные Капустины выросли. Сколько кочанов капусты выросло? (8)

    ♦ Одна сторона участка дяди Васи длиной 18 метров примыкает к зоопарку, где живет очень любопытный жираф. Один шаг жирафа — 3 метра. Сколько шагов он делает, когда идет от одного края участка до другого? (6)

    ♦ Жираф из предыдущей задачи таскает с участка все, что там растет. Дядя Вася поставил со стороны зоопарка забор, вкопав через каждые 3 метра по столбу и натянув на них сетку. Сколько столбов понадобилось дяде Васе? (7)

    Ведущий. Дачники используют на своих участках различные сельскохозяйственные орудия труда. Загадки о них я сейчас предложу командам. (Строго по номерам капитан записывает отгадки и передает жюри.)

    ЗАГАДКИ

    Древесину ест едок,

    Сто зубов в один рядок. (Пила)

    Где прошла гребенка,

    Выросла копенка. (Грабли)

    Перед ним дубы, и клены,

    И березы бьют поклоны. (Топор)

    Согнута в дугу,

    Летом на лугу.

    А зимой на крюку. (Коса)

    Ручка есть, а не грабли,

    Землю роет, а не плуг. (Лопата)

    Нос дырявый у колодца —

    И оттуда дождик льется. (Лейка)

    Старая бабка по двору шныряет,

    Чистоту соблюдает. (Метла)

    Ведущий. Что только не растет на даче! Деревья, кустарники, овощи, фрукты, ягоды... А какие растения вы найдете на моей даче? Ответ получится, если в каждом данном слове заменить всего лишь одну букву.

    Команды получают карточки.

    Карточка

    Слава — ..., река — ..., маг — ..., грех — ..., машина — ..., плюс — ..., луч — ..., линия — ..., порох

    Ответы: слива, репа, мак, орех, малина, плющ, лук, лилия, горох.

    Ведущий. Лакомством для дачников являются ягоды. Следующее здание называется «Слово рассыпалось». «Соберите» слова и получите названия ягод.

    Команды получают карточки.

    КАРТОЧКА

    ИЛМААН, МРНСДИООА, ИОЫРЖВНКК, ЛБИКАНУК, ИЯНВШ, ЛОЕИАБПХ.

    Ответы: малина, смородина, крыжовник, клубника, вишня, облепиха.

    Ведущий. Конечно же, ни одна дача немыслима без овощей и фруктов. Что обычно выращивают дачники на своих земельных участках? Ответ кроется в загадках. Но в каждой загадке пропущена одна строчка. Нужно найти эту строчку в наборе карточек, которые я выдам каждой команде, и вписать ее в загадку.

    Команды получают карточки с текстом загадок и наборы карточек с пропущенными строчками.

    КАРТОЧКИ С ЗАГАДКАМИ

    ♦ Раскололся тесный домик

    На две половинки,

    ……………….

    Бусинки-дробинки.

    ♦ Привязан кустик к колышку.

    На кустике — шары.

    ……………….

    Краснеют от жары.

    ♦ ……………….

    А придет на стол она,

    Скажут весело ребята:

    «Ну, рассыпчата, вкусна!»

    ♦ Я румяную матрешку

    ……………….

    Подожду, пока матрешка

    Упадет сама в траву.

    ♦ Долгоножка хвалится:

    ……………….

    А всего-то косточка

    Да красненькая кофточка.

    ♦ ……………….

    Одета в шумные шелка.

    Мы для нее готовим кадки

    И крупной соли полмешка.

    КАРТОЧКИ С ПРОПУЩЕННЫМИ СТРОЧКАМИ

    ♦ И посыпались в ладони

    ♦ Бока подставив солнышку,

    ♦ Неказиста, шишковата,

    ♦ От подруг не оторву.

    ♦ — Я ли не красавица?

    ♦ Расселась барыня на грядке,

    Ведущий. Следующее задание носит название «Дачное ассорти». На карточке записаны слова. По определенному принципу их нужно разделить на три группы.

    КАРТОЧКА

    Огурец, малина, земляника, абрикос, груша, тыква, клубника, редис, яблоко.

    Ответ.

    1. Огурец, тыква, редис — овощи.

    2. Малина, земляника, клубника — ягоды.

    3. Абрикос, груша, яблоко — фрукты.

    Ведущий . Дачный сезон совпадает с грибным. Многие дачники пользуются возможностью пособирать в ближайшем лесочке съедобные грибы. Перед вами кроссворд, в который за три минуты нужно вписать как можно больше знакомых вам названий съедобных грибов (в единственном числе).

    Ответы. 1. Масленок. 2. Сыроежка. 3. Груздь. 4. Подосиновик. 5. Боровик. 6. Волнушка (свинушка). 7. Рыжик. 8. Дождевик.

    Ведущий. Слово жюри для подведения окончательных итогов.