Таким образом работа над авторской сказкой. Методические подходы к работе над сказкой в начальной школе. в начальной школе

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

СОСТАВЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.

Цели:

Совершенствование речевых умений, восприятия и понимания отличий волшебной сказки от литературного произведения, навыка пересказа;

Повторение «законов» волшебной сказки;

Овладение навыком создания творческих работ.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные : адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные : выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

1. Введение в тему урока.

Подумайте и скажите, о каком жанре устного народного творчества пойдёт речь на уроке.

(это сказка)

- В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых.

«Что за прелесть эти сказки!» - писал в Х IX веке А. С. Пушкин.

Сказка. Какое красивое слово. Кажется, что весь мир начинает звенеть, когда ребёнок произносит это чудное слово. Звенят волшебные колокольчики, звенит волшебный лес и уносит нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес.

Ребята, посмотрите на нашей выставке представлены книги. Что вы можете о них рассказать?

Ближе с этими книгами вы сможете познакомиться в школьной библиотеке.

Скажите, пожалуйста, а какие сказки вы уже читали?

А есть ли у вас любимая сказка?

Давайте вспомним некоторые сказки

(иллюстрации к русским народным сказкам. Дети должны назвать их.)

Назовите сказки. Что общего у этих сказок?

(Это русские народные сказки)

2. Мотивация учебной деятельности

- Давайте ещё раз вспомним, что такое сказка ?

- Какие виды сказок вы знаете?

- Что обязательно должно быть в сказке?

- Какие вам больше нравятся и почему?

- Кто сочинял сказки, которые мы изучили?

- Трудно ли быть сочинителем?

- Сочиняли ли вы когда-нибудь сказки?

3. Работа по теме урока.

Писать и сочинять сказки может лишь тот человек, который их любит, понимает и бережёт.

Знакомство с несколькими присказками, зачинами, концовками.

присказка

На море, на океане,

На острове Буяне

Стоит дуб зелёный,

Под тем дубом стол золочёный,

Садись, кушай,

Мою сказку слушай!

Давайте подумаем. Зачем в сказке нужна присказка?

(Вводит в мир сказки, настраивает на поэтическое восприятие текста, включает творческое воображение читателя).

После присказки в волшебной сказке идёт зачин. Он напоминает нам, что все события в сказке происходят где-то, место действия нельзя определить или показать на географической карте. Все события в сказке происходят только чудесным образом.

Найдите и зачитайте зачины сказок.

- Жили-были старик со старухой…

- В стары годы, в старопрежние, в красну вёсну, в тёплые лета…

- В некотором царстве, далёком (некотором) государстве жил-был царь…

Вспомните примеры концовок волшебных сказок.

Я там была и мёд кушала. А когда чай-то пила, по губам текло, а в рот не попало. Вот и сказке конец. Сказка вся, боле врать нельзя

- Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец.

- И стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.

Какую роль играют в сказке концовки?

(Делают сказку красивой и необыкновенной, настраивают нас на доброе восприятие жизни).

Создание сказки.

Начинаем работу по созданию сказки. Начинаем сказку с зачина или с присказки.

План работы над собственной сказкой

1. Выбрать вид (волшебная, бытовая, о животных) и тему сказки.

2. Подобрать или придумать героев сказки исходя из её типа, героями могут быть: человек, животное, предмет.

3. Выбрать нужный зачин.

4. Использовать народные языковые обороты (пословицы, поговорки, постоянные эпитеты).

5. Составить план, схему, сюжет сказки.

6. Подобрать концовку.

7. Продумать оформление сказки.

Домашнее задание.

Сочинить и оформить собственную сказку.

Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки.

Так в первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев»; «Два мороза»; «Каша из топора»).

Во втором классе ребята читают народные сказки («Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»; былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), а также литературные сказки В.Ф. Одоевского («Мороз Иванович»), С.Т. Аксакова («Аленький цветочек») и другие.

1. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных можно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

2. Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать.

3. Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

4. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной - двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

5. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке - не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.

6. Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.

7. Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены - части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.

Учащиеся I -II классов охотно рисуют картинный план.

8. Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных.

Если читается сказка о природе, близкой детям то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

9. В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра.

10. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми. Уже в I - II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку .

При чтении сказок применяются следующие виды работ:

Подготовка к восприятию сказки;

Чтение сказки;

Обмен мнением о прочитанном;

Чтение сказки по частям и их разбор;

Подготовка к рассказыванию;

Обобщающая беседа;

Подведение итогов;

Задание детям на дом .

Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок.

Умения дают возможность стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.

Так, в бытовых сказках говорится о характерах людей, повадках животных. При анализе бытовых сказок не стоит сравнивать характеры людей. В социальных сказках показана жизнь народа, его горе, обездоленность, нищета, бесправие. При их изучении можно сравнить, как жили люди до революции как живут теперь, какие получили права.В волшебных сказках показана мечта народа, смекалка, талантливость, умение, трудолюбие. Здесь необходимо сравнение с современной жизнью (машины, краны, самолеты и т.д.). В сказках о животных важны наблюдения, экскурсии, иллюстрации, кино. Нужно научить составлять характеристику (вспомнить, в каких сказках и как показаны животные) .

1. Не говорить, что так не бывает в жизни.

2. Ставить вопрос: Почему? О чем это говорит?

3. Мораль сказки не переводить на человеческие отношения.

4. Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).

5. Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).

6. Важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольное выступление, теневой театр, грамзаписей.

7. На доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для введения при пересказе.

8. Поставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста.

9. Важна в сказке интонация, яркость выражения .

В практике преподавания чтение сказок не редко проходят однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу которую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью.

Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимые умения, важные в плане литературного развития учеников.

Что же входит в понятие «литературоведческие основы» сказки? Сказка народная, литературная создает свой особый «сказочный мир». Он объемен, содержателен и специфически оформлен. В понятие «объем» включают количество знаков и частей, в понятие «форма» - осложненную и неосложненную, связанную и несвязанную с фольклорной традицией композицию, повествовательную, стихотворную, драматургическую.

Названные признаки важны не только с точки зрения художественных особенностей, но и в психолого-педагогическом плане. Они помогают глубже понять и описать «сказочный мир» .

«Чудесный мир» - это предметный, фактически не ограниченный, содержательный мир, создаваемый чудесным принципом организации материала.

При чтении сказки с «чудесным миром» можно организовать самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя.

В процессе чтения - поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире» то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:

1. Умение видеть специфическое начало сказки - зачин и благополучный конец для хороших героев;

2. Умение определить сказочное место и время действия;

3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев;

4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;

5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам .

Для формирования данных умений чтение сказки с «чудесным миром» должно быть организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам».

Перед чтением сказки нацелить учащихся на первичное ее восприятие, заинтересовать их, тогда они будут слушать с большим вниманием и интересом.

Многое при первичном восприятии зависит от учителя. Где-то надо изменить интонацию голоса, мимику, выдержать паузу.

После знакомства со сказками можно дать задание нарисовать запомнившийся эпизод, чтобы посмотреть, что же привлекло внимание детей.

Учет специфики «чудесного мира» помогает учителю сформировать необходимые умения, воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу ребенка.

В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя» (В.Г.Белинский) . Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло.

Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача учителя при анализе сказок - помочь детям заметить формальные признаки данного жанра.

В кумулятивной сказке - это нагромождение событий или героев, связь звеньев в цепочке событий, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания цепочки, роль стилистических формул в последовательном действий. В волшебной сказке - это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки. В новеллистической (бытовой) сказке - это резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование.

Поэтому при чтении кумулятивной сказки полезно схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки. При чтении волшебной сказки - дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика .

Аллегорический смысл сказок приоткроется ребенку в том случае, если он уяснит функцию формальных элементов и сумеет соотнести их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа её рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:

Начала: Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…;

Продолжения: Долго ли, коротко ли…, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…;

Конца: И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…, Вот вам сказка, а мне кринка масла .

Алгоритм анализа содержания сказки можно представить следующим образом:

1. Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Отмечается оригинальность или заимствованность сюжета, влияние внешней среды на творчество.

2. Анализ героев и образов. Выделяются главные и вспомогательные. Герои классифицируются на добрых и злых, на тех, кто герою помогают и которые мешают, а также по выполняемым функциям. Выделяются и особо внимательно рассматриваются те герои, которые выделены самим автором сказки посредством эмоциональной окраски, преувеличения и т.д. также необходимо обратить внимание на "выпадение образов", на искажения. Одной из главных задач на этом этапе является определение героя, с которым идентифицирует себя автор. Это выявляется по личностным реакциям в ходе наблюдения за клиентом, а также уточняется наводящими вопросами. Надо отметить, что положительный герой и тот, с которым идентифицирует себя человек, не всегда совпадают.

3. Анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают главные герои. Их можно разделить на внешние и внутренние. Первые предполагают невозможность достичь цели, то есть различные преграды (огромные реки, дремучие леса, чудовища в пещерах и т.д.). Вторые представляют собой недостатки средств, то есть изъяны, и это чаще всего характеристики ресурсной базы человека (трусость, жадность, злость, физическая слабость героев и т.д.).

4. Способы совладания с затруднениями. Анализ способов отражает типичный репертуар героев. Это могут быть: убийство, обман, психологическое манипулирование и другие.

5. Набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту .

При анализе отмечается не только основной текст сказки. Но и все побочные высказывания, комментарии, отпускаемые по ходу рассказа шуточки, смех, долгие паузы, сбои.

Таким образом, сказка - жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера. Каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение. Задача учителя - донести до сознания ребенка народную мудрость.

Слово "сказка" появилось в письменных источниках не ранее XVI века. Оно образовано от слова "казать" в значении: перечень, список, точное описание. Современное значение "сказка" приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века - кощуна.

В литературной энциклопедии терминов и понятий "сказка" толкуется как вид фольклорной прозы, известной у всех народов; система жанров и жанровых разновидностей .

Кудина Г.Н. в словаре литературоведческих терминов расшифровывает понятие "сказка" как жанр эпоса .

Сказка - преимущественно прозаический художественный устный рассказ, фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Такое понятие дается в словаре литературоведческих терминов .

Можно выделить еще одно определение "сказки", которое обозначено Тураевым С.В. и Тимофеевым Л.И. Сказка - это вид устных повествований с фантастическим вымыслом, формы которого исторически складывались в первоначальной связи с мифологией и в художественно преображенном виде сделались неотделимым свойством этой фольклорной прозы .

Сказка восходит к действительности породившей ее эпохи, отражает события той эпохи, в которой она бытует. В сказочном образе действительности переплетаются взаимоисключающие понятия, соответствия и несоответствия действительности, что и составляет особую сказочную реальность. Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Их захватывает острый занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой развертывается события; привлекают герои - смелые, сильные, находчивые люди; сказки подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. Персонажи сказок выразительны, и в большинстве своем они четко делятся на добрых, справедливых, заслуживающих уважения, и на злых, жадных, завистливых. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы придти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждают справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, то есть зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Народные сказки отличаются от авторских тем, что писатели-сказочники часто используют народные сказочные мотивы или создают свои оригинальные сказки. Анализируя отношение к действительности в фольклорной сказке и в литературе, можно провести четкую грань между формами мышления, типичными для фольклора, и формами мышления сказочников. Также разные законы лежат в основе поэтики фольклора и поэтики литературы. В.Я. Пропп не отрицает, что литература и фольклор связаны: "Процесс перехода сюжетов или повествовательного стиля в литературу совершался не только путем заимствования, но и через преодоления того отношения к действительности, которое характерно для сказочного повествовательного фольклора". Здесь и берут начало отличия сказки авторской от народной .

Сказка развивает оценочные суждения школьников. В процессе анализа сказки они неоднократно сталкиваются с вопросами: "Что больше всего ценится в людях? За что наказывают, а что поощряет? Почему некоторым героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они, наоборот, отворачиваются?". Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе сказки. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу, на торжество правды, их мажорная концовка, что особенно импонирует детям, их мироощущению. А.А. Горький так передает это воздействие народной сказки: "От ее слов, - вспоминает он о сказках бабушки, - всегда оставалось незабываемое до сего дня чувство крылатой радости. Чудеса ее песен и стихов, нянькиных сказок возбуждали желание самому творить чудеса".

Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен: "Сказка - ложь, а в ней намек! Добрым молодцам урок!". Чрезвычайно важна познавательная сторона сказки .

Велико значение сказок как средство развития речи учащихся. Текст сказок - прекрасный материал для формирования навыков связной речи. Младшие школьники с удовольствием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразительные средства, а также принятый в сказках своеобразный синтаксический строй речи, структуру предложений, живость повествования.

В начальных классах школы, согласно традиционной программе, учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки:

  • ·наличие вымысла;
  • ·композиционное своеобразие - зачин, повторы, концовка.

В сказке обычно повторяется один основной эпизод. При этом в последний раз после повторяющегося эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка. Повторы происходят чаще всего потому, что в сказке появляются все новые и новые действующие лица или вносятся новые детали.

В книге Никифорова выделяются три основных признака сказки:

)устный рассказ с установкой на развлечения слушателей;

)необычны в бытовом смысле события;

)специфика сказочной поэтики.

В сказочном эпосе различают три жанровые разновидности:

)сказки о животных;

)волшебные сказки;

)бытовые новеллистические сказки .

Сказки о животных отличается от других главным образом тем, что в сказке действуют животные. Эти сказки убеждают ребенка в правильных отношениях к миру.

Дети рано приучаются оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Самые элементарные и в тоже время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт, верно, уловил особенности детского восприятия.

Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции .

Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Петух - герой, лиса - хитрая обманщица, волк - жадный, медведь - глупый, коза - лживая. Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом прежде, чем он будет готов воспринять сложные вещи. При работе со сказками о животных можно использовать следующие приемы: выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной. Школьная практика убеждает в том, что младшие школьники хорошо понимают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета, но с удовольствием остаются в этом сказочном, условном мире. Поэтому нужно так рассказать детям сказку и так организовать беседу, чтобы они на время оказались в этом сказочном мире.

Сперва, сказка анализируется, как реалистический рассказ и все направлено на то, чтобы учащиеся ярко восприняли конкретное содержание, правильно представили себе развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотношения. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия "переноса" вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. Это вполне достаточно, чтобы, с одной стороны, сказка для учащихся осталась сказкой, а с другой - они обогатили себя знание определенных явлений жизни. Необходимо особо подчеркнуть, что учитель должен постоянно работать над формированием таких сторон навыка чтения, как выразительность и сознательность. Подмечая особенности того или иного действующего лица сказки, учащиеся как бы передают голосом его облик, отношение к окружающим. Немалую роль при этом будет играть правильно построенная работа над лексическим значением слова, его употребление в предложении. Прекрасным образцом авторских сказок о животных являются такие сказки С.Я. Маршака как "Тихая сказка", "Сказка о глупом мышонке" и др.

В древности существовали верования в ведьм, колдунов, которые могут творить чудеса. Народ в те далекие времена верил и волшебные вещи: кольцо, топор, пояс, платок, зеркало. Позднее люди осознали многие явления, потерялась связь сказки с обрядовой магией. Вместе с тем росло поэтическое воображение людей. Человек мечтал подчинить себе силы природы, построить прекрасные дворцы, быстро передвигаться, долго жить. Многое хотелось сделать, однако реальные возможности не позволяли это осуществить. Мечта нашла простор в волшебных сказках . Их отличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы - то добрые, то злые, творящие чудеса. Здесь и страшные чудовища: Кащей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, и чудесные предметы: ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы. Русская волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый мир. Все в нем необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи - предметы быта, орудия труда - и те, приобретают в сказках чудесные свойства. В сказках не бывает неповторимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни тало. В волшебной сказке характеры персонажей, действующие лица от начала и до конца бывают наделены определенными положительными силами или пороками.

Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними ни случилось. Для ребенка такая особенность сказок очень важна: эта та необходимая простота человеческих отношений. Которая должна быть освоена прежде, чем он научиться понимать сложность дел и поступков людей . Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Спокойное повествование сменяется стремительным, когда речь заходит о внезапных и быстрых действиях, - это достигается с помощью глаголов движения. О гусях-лебедях, например, говориться так: "налетели", "подхватили", "унесли" и другие. Подбор глаголов ярко передает динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становиться как бы участником происходящего, сопереживая героям сказки. Сказочники воспроизводят мир во всей его предметной вещественности, в многообразии звуков, в блеске красок. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний - всеми чертами окружающего нас мир .

Усложненность сюжета - характерная черта волшебных сказок. В сказке нет развивающихся характеров, воспроизводятся только их действия, поступки. Поэтому при анализе целесообразно задать вопрос: "По каким поступкам героя мы можем судить о его характере?" Отличительная черта волшебной сказки есть многособытийность сказок. Герой должен пройти через ряд испытаний, которые усложняются по мере нарастания сюжета. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету. Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку "с потребностями коллектива". В русских сказках, которые бытуют сейчас доминирует эстетическая функция. Она обусловлена особым характером сказочного вымысла. Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. Всегда торжествует нравственная и социальная правда - вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует .

Таким образом, заканчивая вторую главу работы, отметим, что мир сказок, в котором интересно жить, развиваться ребенку, очень разнообразен. Основная функция сказок - воспитать нравственно развитое поколение, умеющее мыслить, чувствовать и выражать свои мысли. Народные сказки пронизаны этой идеей, но нужно отметить, что и авторские сказки имеет туже направленность. Основным мотивом сказок С.Я. Маршака является мотив бережного человеческого отношения к окружающему миру. Его сказки развивают оценочные суждения школьников.

1.3 Методика работы над сказкой в начальной школе

Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки.

Так в первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев»; «Два мороза»; «Каша из топора»).

Во втором классе ребята читают народные сказки («Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»; былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), а также литературные сказки В.Ф. Одоевского («Мороз Иванович»), С.Т. Аксакова («Аленький цветочек») и другие.

1. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных можно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

2. Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать.

3. Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

4. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной - двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

5. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке - не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.

6. Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.

7. Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены - части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.

Учащиеся I -II классов охотно рисуют картинный план.

8. Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных.

Если читается сказка о природе, близкой детям то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

9. В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра.

10. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми. Уже в I - II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку .

При чтении сказок применяются следующие виды работ:

Подготовка к восприятию сказки;

Чтение сказки;

Обмен мнением о прочитанном;

Чтение сказки по частям и их разбор;

Подготовка к рассказыванию;

Обобщающая беседа;

Подведение итогов;

Задание детям на дом .

Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок.

Умения дают возможность стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.

Так, в бытовых сказках говорится о характерах людей, повадках животных. При анализе бытовых сказок не стоит сравнивать характеры людей. В социальных сказках показана жизнь народа, его горе, обездоленность, нищета, бесправие. При их изучении можно сравнить, как жили люди до революции как живут теперь, какие получили права.В волшебных сказках показана мечта народа, смекалка, талантливость, умение, трудолюбие. Здесь необходимо сравнение с современной жизнью (машины, краны, самолеты и т.д.). В сказках о животных важны наблюдения, экскурсии, иллюстрации, кино. Нужно научить составлять характеристику (вспомнить, в каких сказках и как показаны животные) .

1. Не говорить, что так не бывает в жизни.

2. Ставить вопрос: Почему? О чем это говорит?

3. Мораль сказки не переводить на человеческие отношения.

4. Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).

5. Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).

6. Важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольное выступление, теневой театр, грамзаписей.

7. На доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для введения при пересказе.

8. Поставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста.

9. Важна в сказке интонация, яркость выражения .

В практике преподавания чтение сказок не редко проходят однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу которую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью.

Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимые умения, важные в плане литературного развития учеников.

Что же входит в понятие «литературоведческие основы» сказки? Сказка народная, литературная создает свой особый «сказочный мир». Он объемен, содержателен и специфически оформлен. В понятие «объем» включают количество знаков и частей, в понятие «форма» - осложненную и неосложненную, связанную и несвязанную с фольклорной традицией композицию, повествовательную, стихотворную, драматургическую.

Названные признаки важны не только с точки зрения художественных особенностей, но и в психолого-педагогическом плане. Они помогают глубже понять и описать «сказочный мир» .

«Чудесный мир» - это предметный, фактически не ограниченный, содержательный мир, создаваемый чудесным принципом организации материала.

При чтении сказки с «чудесным миром» можно организовать самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя.

В процессе чтения - поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире» то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:

1. Умение видеть специфическое начало сказки - зачин и благополучный конец для хороших героев;

2. Умение определить сказочное место и время действия;

3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев;

4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;

5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам .

Для формирования данных умений чтение сказки с «чудесным миром» должно быть организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам».

Перед чтением сказки нацелить учащихся на первичное ее восприятие, заинтересовать их, тогда они будут слушать с большим вниманием и интересом.

Многое при первичном восприятии зависит от учителя. Где-то надо изменить интонацию голоса, мимику, выдержать паузу.

После знакомства со сказками можно дать задание нарисовать запомнившийся эпизод, чтобы посмотреть, что же привлекло внимание детей.

Учет специфики «чудесного мира» помогает учителю сформировать необходимые умения, воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу ребенка.

В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя» (В.Г.Белинский) . Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло.

Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача учителя при анализе сказок - помочь детям заметить формальные признаки данного жанра.

В кумулятивной сказке - это нагромождение событий или героев, связь звеньев в цепочке событий, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания цепочки, роль стилистических формул в последовательном действий. В волшебной сказке - это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки. В новеллистической (бытовой) сказке - это резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование.

Поэтому при чтении кумулятивной сказки полезно схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки. При чтении волшебной сказки - дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика .

Аллегорический смысл сказок приоткроется ребенку в том случае, если он уяснит функцию формальных элементов и сумеет соотнести их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа её рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:

Начала: Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…;

Продолжения: Долго ли, коротко ли…, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…;

Конца: И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…, Вот вам сказка, а мне кринка масла .

Алгоритм анализа содержания сказки можно представить следующим образом:

1. Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Отмечается оригинальность или заимствованность сюжета, влияние внешней среды на творчество.

2. Анализ героев и образов. Выделяются главные и вспомогательные. Герои классифицируются на добрых и злых, на тех, кто герою помогают и которые мешают, а также по выполняемым функциям. Выделяются и особо внимательно рассматриваются те герои, которые выделены самим автором сказки посредством эмоциональной окраски, преувеличения и т.д. также необходимо обратить внимание на "выпадение образов", на искажения.
Одной из главных задач на этом этапе является определение героя, с которым идентифицирует себя автор. Это выявляется по личностным реакциям в ходе наблюдения за клиентом, а также уточняется наводящими вопросами. Надо отметить, что положительный герой и тот, с которым идентифицирует себя человек, не всегда совпадают.

3. Анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают главные герои. Их можно разделить на внешние и внутренние. Первые предполагают невозможность достичь цели, то есть различные преграды (огромные реки, дремучие леса, чудовища в пещерах и т.д.). Вторые представляют собой недостатки средств, то есть изъяны, и это чаще всего характеристики ресурсной базы человека (трусость, жадность, злость, физическая слабость героев и т.д.).

4. Способы совладания с затруднениями. Анализ способов отражает типичный репертуар героев. Это могут быть: убийство, обман, психологическое манипулирование и другие.

5. Набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту .

При анализе отмечается не только основной текст сказки. Но и все побочные высказывания, комментарии, отпускаемые по ходу рассказа шуточки, смех, долгие паузы, сбои.

Таким образом, сказка - жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера. Каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение. Задача учителя - донести до сознания ребенка народную мудрость.

Лудуп Ирина Максимовна
Должность: учитель русского языка начальных классов с родным (нерусским) языком обучения
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №5
Населённый пункт: город Кызыл, Республика Тыва
Наименование материала: статья
Тема: "Работа над сказкой на уроках литературного чтения"
Дата публикации: 07.01.2016
Раздел: начальное образование

Тема: «Работа над сказкой на уроках литературного чтения

в начальной школе


Лудуп Ирина Максимовна учитель русского языка начальных классов МБОУ Гимназии №5 г. Кызыла. «Чтение – это окошко, через которое дети видят, познают мир и самих себя». /В.А. Сухомлинский/ Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетентности младшего школьника. Задачи: 1. формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения; 2. формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; 3. развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания; 4. формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству; 5. находить сходство и различие разных жанров; 6. развитие воображения, творческих способностей; 7. обогащение представлений об окружающем мире. Одним из любимых жанров детей младшего школьного возраста является сказка. В мире существует огромное количество сказок, которые любят дети всех стран и народов. У каждой сказки свой характер и своя судьба. Каждая сказка интересна по-своему, и рассказывает нам много нового и интересного. Сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. В сказке за фантастичностью скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики. Не случайно в программу начальной школы включены различные сказки. По сложившейся в литературоведении традиции сказки делятся на три группы:  сказки о животных  волшебные сказки  бытовые сказки Главная задача
сказок о животных
– вызвать сострадание к слабому, обиженному и высмеять отрицательные черты характера, поступки.

Волшебная

сказка
– это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла. Детям младшего школьного возраста нравятся волшебные сказки.

Бытовые сказки
имеют большое воспитательное и познавательное значение. Дети узнают об истории народа, его быте. Эти сказки помогают нравственному воспитанию учащихся, так как они передают народную мудрость. В первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки («Теремок»; «Маша и медведь»; «Колобок», «Доктор Айболит»). Во втором классе читают народные сказки («Лиса, кот и петух», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»; В третьем классе читают авторские сказки А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне», сказки К.И. Чуковского В четвертом – более объемные по содержанию сказки. А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …», С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и др. авторов. Из программы видно, что сказка занимает большое место в обучении чтению младших школьников. Она способствует развитию речи, мышления учащихся. Сказка обладает огромным воспитательным и развивающим воздействием. Однако здесь велика роль самого учителя. Перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие сказки читали, организовать выставку книг). Перед чтением сказок о животных можно напомнить учащимся о повадках животных, показать иллюстрации. Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать. Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (с улыбкой, игрой, радостью или грустью).
При чтении сказок применяются следующие виды работ:
1. Подготовка к восприятию сказки; 2. чтение сказки учителем; 3. словарная работа; 4. работа над произношением; 5. чтение сказки по ролям; 6. беседа по содержанию сказки; 7. п о д г о т о в к а к рассказыванию; 8. рассказывание сказки; 9. обобщающая беседа; 10. вывод; 11. задание на дом.
Прочитав сказки, можно провести следующие мероприятия:
1. Составить и провести викторину; 2. Эффективным способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами. 3. КВН; 4. Разучить роли и показать спектакль; 5. Игра «Поле чудес» (по сказкам); 6. Внеклассную работу по теме «Учимся сочинять сказки». 7. Иллюстрировать сказки. 8. Арттерапия - рисование, лепка, конструирование, театр (кукольный в том числе), музыкальные постановки сказок;
9. Издание собственных мини-книжек сказок. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа), необходимо указывать на ее особенности, помочь учащимся понять замысел сказки. Можно широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей, сопоставление вариантов сказок, различных "редакций" одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой. Давно замечено, что сказки разных народов иногда удивительно похожи.Это сходство объясняет теория самозарождения сюжетов: у всех народов на одинаковой стадии развития складываются похожие верования и обряды, похожие формы социальной и общественной жизни. А, следовательно, идеалы и конфликты у них те же - противостояние бедности и богатства, мудрости и глупости, трудолюбия и лени. Прочитав и изучив схожие по сюжету сказки, можно провести следующее задание:

Задание
«
Похожи ли эти сказки?»  "Теремок" А.Н. Толстого и "Теремок" – русская народная сказка в пересказе Е.И. Чарушина;  "Терем мышки" – русская народная сказка и "Лесные хоромы" – С.Михайлова;  "Руковичка" – украинская народная сказка и "Теремок" – С.Я. Маршака;  "Морозко" – русская народная сказка и сказка "Мороз Иванович". Задания подобного типа обращают внимание детей на диалоги и короткие эпизоды в сказке, на которые они часто не обращают внимания. Читая сказки, учащиеся заметили, что сюжет сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» очень схож с сюжетом тувинской народной сказки «Алдын кушкаш» («Золотая птичка»). Так у нас появился следующий проект, с которым выступила ученица 2-го класса на Научно-практической конференции учащихся начальных классов Гимназии №5.

Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

и тувинской народной сказки «Золотая птичка» («Алдын кушкаш»).

Цель:
Изучить и сравнить сходства и различия сказок.
Задачи:
1.

Изучить сказки. 2. Сравнить героев двух сказок их сходства и различия; 3. Выявить положительные и отрицательные человеческие качества главных героев; 4. Почему эти сказки живут в народе сотни лет и до сих пор их любят дети?
Объект исследования:
Тексты сказок «Сказка о рыбаке и рыбке». «Золотая птичка».
Предмет исследования:
Сходства и различия этих сказок.
Актуальность:
Сказка всегда представляет собой интерес для всех детей. Она учит нас тому, что такое хорошо и что такое плохо, о добре и зле, о вознаграждении и наказании за наши поступки.
Гипотеза:
В сказке А.С. Пушкина и тувинской народной сказке существуют сходства и различия. Сказка – один из основных видов устного народного творчества. Сказки всех народов воспевают добро, справедливость, милосердие, благородство. Они осуждают зло, ненависть, жадность, лень. Она учит сострадать, любить все живое, быть правдивым, трудолюбивым, готовым помочь, оказавшемуся в беде. Сказка помогает по-своему понять окружающий мир. Прочитав сказки, ученики нашли сходства и различия:
СХОДСТВА

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказка «Золотая птичка»

3.
Рыбка спаслась, благодаря дедушке. Рыбка добрая, благодарная, выполнила желания старухи. Старуха жадная, алчная Птичка спаслась, благодаря дедушке Птичка добрая, благодарная, выполнила желания старика. Старик жадный, алчный
4.
Птичка и золотая рыбка поняли, что этих людей ничто не сможет остановить. Они будут требовать даже невозможного. Рыбка и птичка
решили ничего не менять в жизни старика и старухи. Оставить все как есть. РАЗЛИЧИЯ
«Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказка «Золотая птичка»

(народная)
Жадная
старуха
Выполняет желания старухи золотая
рыбка.
1 желание старухи – новое корыто 2 желание – новая изба 3 желание – стать столбовою дворянкой 4 желание – стать вольною царицей 5 желание – стать владычицей морскою Жадный
старик
Выполняет желания старика золотая
птичка.
1 желание старика – иметь много дров 2 желание – новая белая юрта 3желание - белый скот (бараны, овцы) 4 желание – стать хааном - - - Из сказок видно, что зло наказывается. Наказание получили и старуха, и старик за свою жадность. Эти сказки учат нас быть добрыми и справедливыми. В сказках не приветствуется зло и лень. Даже сама природа против зла. Сколько добра сделала рыбка? Сколько добра сделала птичка? Не понимая этого, старик из сказки «Золотая птичка» уничтожает дерево, разоряет гнездо и остаются они со старухой в старой дырявой юрте. А в сказке «О рыбаке и рыбке» - остаются у разбитого корыта.
Вывод:
Надо ценить то, что делают для тебя другие. Нужно быть добрым, благодарным, хорошим человеком. Сказка обязательно чему-то учит людей, а выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль. Недаром многие русские народные сказки имеют такую концовку:
«Сказка - ложь, да в ней намек,

добрым молодцам урок».

Литература
1. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 2. Тувинские народные сказки. Сказка «Алдын кушкаш». " Тувинские народные сказки", Москва, 1984 г. 3. Пропп В. Я. Исторические корни Волшебной Сказки в библиотеке Максима Мошкова. 4. А. И. Гагарина. Народные и литературные сказки разных стран. 5. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1986г., №4. 6. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1996г., №9.