Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума. А. Грибоедов «Горе от ума». Анализ монолога Чацкого «А судьи кто

Что-то мне как-то не так.
Наверно, пришел февраль.
О том, что ветры дуют в феврале,
Мне когда-то сказал букварь.
Как это было давно,
Сколько с тех пор нагрешено,
Сколько свежих идей заживо погребено...

Ветер снова переменился. Жаль, что внезапно и на северный, но что делать...
Сложно писать, так как не понимаю до конца, что же всё-таки произошло...Но попытаюсь, может перепишу позже...
Итак. Началось всё утром 5 марта. Я проснулся и понял, как же низко я пал 4-го накануне. И что? Что изменилось-то? Ну перебрал, набухался. Как будто раньше такого не было...(Ну ТАК не было. Было по-другому).
Я просто понял, что просто пить - не интересно. Быть пьяным хорошо, когда ты в тепле, есть приятное общение, приятные девушки, и то волшебное чувство, которое называется...атмосфера. Именно атмосфера. Нельзя пить водку ржаную в костюме от Гучи и нельзя пить в подъезде Джек Дэниелс. Это не прикол, а просто дурость. Или лучше - убогость.
А создать атмосферу сложно. Она иногда сама возникает в хорошей компании. Но хорошая компания - ещё не гарантия хорошей атмосферы. Это как необходимое, но не достаточное условие...Те многочисленные пьянки, которые стали случаться в последнее время можно сравнить с массовым производством, когда качество неизбежно падает. Так и с бухлом. Достигнув определенной стадии, уже устаешь от этого. Но вот как отказаться от "приятного времяпрепровождения" без постдепрессового синдрома??? Не знаю...вот и депрессую, злюсь и вообще веду себя как редиска. Всё знаю, "но сердцу не прикажешь". Так вот и я приказывать не хочу!
А что теперь? Котлы злобы и зависти к тунеядцам, лошарам, зазнайкам и просто козлам? Не хочу так. А ведь жуть как накатывает эта вся чернота внутри!
Работать, достигать результата, искать другое общение и досуг? Да, это выход. Сложно вот так перестроиться, но нужно, иначе никак. Хотя может стоить лишь слегка прищурить глаза и увидеть то, что было прямо у тебя под носом, а ты просто не видел раньше? Мечтанья с глаз долой и спала пелена, как сказал бы классик)
А ещё надо лоббировать то, что ты хочешь. Иначе не понятно, зачем тебе вообще это надо. Но что делать, если ты не знаешь, чего хочешь? - Определиться, расставить приоритеты.

P.S.S. Нашёл случайно текст "Горе от ума" и решил выложить финальный монолог Чацкого. Я его не учил, но мне всегда Чацкий нравился и этот монолог тоже. Может он несколько резковат по отношению к моей ситуации, зато очень верно отражает мой настрой...Карету мне, карету...

Не образумлюсь... виноват,
И слушаю, не понимаю,
Как будто всё еще мне объяснить хотят,
Растерян мыслями... чего-то ожидаю.
(С жаром.)
Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о Боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что всё прошедшее вы обратили в смех?!
Что память даже вам постыла
Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!
Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Мой вид, мои слова, поступки - все противно,
Я с вами тотчас бы сношения пресек,
И перед тем, как навсегда расстаться
Не стал бы очень добираться,
Кто этот вам любезный человек?..
(Насмешливо.)
Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом.
Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом,
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей,
Высокий идеал московских всех мужей.-
Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом.
А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам:
Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,
Я сватаньем моим не угрожаю вам.


Данный фрагмент – есть последний монолог Чацкого и развязка основного конфликта пьесы. Она показывает трагизм сложившейся ситуации в доме Фамусова.

Чацкий осознает, что Софья выбрала не его, а Молчалина. Он восклицает: «А вы! О боже мой! кого себе избрали?». Чацкий, не скрывая презрения к фамусовскому обществу, обличает действительность московской жизни. Он буквально насмехается над тем, кого выбирают себе девушки в мужья и особенно недоумевает над выбором Софьи: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей - Высокий идеал московских всех мужей».

Казалось бы, «фамусовское общество» одерживает окончательную победу над Чацким, его свежими, "заграничными" взглядами и идеями: молодого человека объявляют сумасшедшим, и ему не остаётся ничего больше, кроме как незамедлительно уехать из Москвы, бежать с «места поражения» в полном одиночестве, по сути изгнанному и исключённому из общества.

Но в то же время, мы прекрасно видим (особенно в приведённом отрывке) моральное торжество героя, возвышенность Чацкого над окружающими, его «судьями». Вспомним тот факт, что Чацкий является не единственным представителем "века нынешнего", и тогда всё встаёт на свои места. Представленный во фрагменте монолог не речь побеждённого, но речь победителя, в которой Чацкий обличает толпу, понимает, наконец, что нет смысла убеждать тех, кто не желает слышать, сознаёт своё превосходство над окружающими и верно решает, что ему, человеку умному, глупо (по выражению А.С. Пушкина) «метать бисер перед Репетиловыми».

Обновлено: 2018-01-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

В первую очередь, антитеза в комедии «Горе от ума» видна уже в названии, которым Грибоедов словно спорит с предшествующими традициями. По идеологии классицизма, разум - это синоним счастья, это именно то, чем должен руководствоваться человек. Грибоедов же на примере жизни главного героя, Александра Андреевича Чацкого , показывает, что ум не всегда приносит людям счастье. Чацкому его рассудительности приносит лишь проблемы и одиночество.

Итак, Чацкий - это молодой дворянин. Прежде он занимал довольно высокие посты, но был смещен со службы. Три года он провел за границей и вернулся в Россию, чтобы жениться на Софье Фамусовой, в которую он влюблен с детства. Однако, приехав в дом Фамусова, он обнаруживает, что невеста к нему охладела, и ее больше интересует Молчалин, секретарь ее отца. Также он обнаруживает, что его просветительские идеалы не находят отклика в доме Фамусова, где все склонны жить по устаревшим традициям. Осознав свою неуместность там, Чацкий уезжает вон из Москвы!.. .

Чацкий - главный герой-идеолог в пьесе, он высказывает множество умных и благородных идей. Самые известные его монологи - А судьи кто?.. (посвященный тому, что поколение отцов закоснело в привязанности к крепостному праву, что связи могли бы помочь любому спастись от неприятностей), В той комнате незначащая встреча... (патриотический монолог о России, где Чацкий выступает против французских заимствований) - нередко их трактовали как монологи декабристов. Но Чацкий нигде не говорит о революции.

Трагическое одиночество Чацкого - декабрист по поведению

В его поведении можно проследить несколько странностей, называемых антитезами. Во-первых, неразумно выглядит отношение Чацкого ко всему иностранному: с одной стороны, он ведь сам три года жил за границей, а с другой - он так яро критикует французские заимствования в России. Во-вторых , недоумение вызывают сложности в его отношения с Софьей: приехав, он сразу же начинает ругать все, чем она живет. А потом, в финальном монологе (Не образумлюсь, виноват... ), искренне удивляется, отчего же она перестала его любить.

Также в пользу теории о том, что Чацкий станет декабристом, говорит тот факт, что мир для него четко делится на своих и чужих. Это было типично для членов тайных обществ. Следовательно, Фамусова Чацкий априори воспринимает как чужого, а Софью - как единомышленницу, ведь когда-то они вместе смеялись на Фамусовым и вместе играли в детстве.

Чацкий - идеальный декабрист, потому что он одинок . У него нет ни семьи, ни близких друзей, он нигде не служит. В конце комедии выясняется, что и возлюбленной у него больше нет. Общество не способно понять и принять его, поэтому остается единственный жизненный путь - деятельность декабриста.

Роль монолога в драматургии. В драматическом произве­дении философия жизни героя может быть раскрыта через его монологи. В драматическом произведении монолог ста­новится ведущей формой представления системы ценностей персонажа. Как раскрываются особенности мировоззрения главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) Александра Андреевича Чацкого? Конечно, через его речь, декларирующую основные жизненные принципы героя. Проследим, чему посвящены ораторские высказывания это­го персонажа и какую роль они играют.

Монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть…» (д.2, явл.2). Этот монолог становится завязкой центрального конфликта пьесы, т.к. здесь обозначаются разногласия об­щественного порядка между «веком нынешним» и «веком минувшим»:

Свежо предание, а верится с трудом;

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом,

Стучали об пол не жалея!

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,

А тем, кто выше, лесть как кружево плели.

Чацкий, представитель «века нынешнего», не прини­мает «добрых советов» Фамусова и горячо защищает те прогрессивные идеи, поборником которых он стал, побы­вав за границей. Свободомыслие и чувство собственного достоинства, взлелеянные европейской культурной тра­дицией, становятся ценностными и в мировоззрении А. А. Чацкого.

Монолог «А судьи кто?» (д. 2, явл. 5). Углубление конф­ликта происходите появлением полковника Скалозуба, рас­положение которого значимо для Павла Афанасьевича Фа­мусова. Пылкий монолог главного героя «А судьи кто? — За древностию лет…» (д. 2, явл. 5), вызванный негодованием Чацкого (Фамусов и «все также осуждают»), становится на­стоящим обличением крепостного права и «рассудка нище­ты», царящих в фамусовском обществе:

Или поп тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! <…>

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Монолог «В той комнате незначащая встреча…» обли­чает отсутствие чувства патриотизма и низкопоклонство перед всем иностранным (д. 3, явл. 22). Чацкий, только вернувшийся из-за границы, особенно остро ощущает не­соответствие между всеобщим обожанием чужеземных традиций и иностранного языка и реальной жизнью. Та­кое подражание вызывает только смех и глубокое сожа­ление:

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую По шутовскому образцу:

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, наперекор стихиям;

Движенья связаны, и не краса лицу;

Смешные, бритые, седые подбородки!

Как платья, волосы, так и умы коротки!..

На фоне пустых разговоров на балу гневная речь Чацкого выделяется глубиной и значимостью обсуждаемого вопроса:

Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух,

Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья;

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,

Кто мог бы словом и примером Нас удержать, как крепкою вожжой,

От жалкой тошноты по стороне чужой.

Показательна ремарка в окончании этого монолога («Ог­лядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам»): герой остается в одиночестве, его никто не хочет слышать. Здесь предопреде­ляется разрешение конфликта между Чацким и фамусовским обществом.

Монолог «Не образумлюсь… виноват…» (д. 4, явл. 14) финальный в комедии, и в нем Чацкий подводит итог своего пребывания в фамусовской Москве и выносит жестокий приговор высшему свету, в котором царят чинопочитание и низкопоклонство, карьеризм и глупость, а любое инакомыс­лие воспринимается как сумасшествие:

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,

В драматическом произве-дении философия жизни героя может быть раскрыта через его монологи. В драматическом произведении монолог ста-новится ведущей формой представления системы ценностей персонажа. Как раскрываются особенности мировоззрения главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) Александра Андреевича Чацкого? Конечно, через его речь, декларирующую основные жизненные принципы героя. Проследим, чему посвящены ораторские высказывания это-го персонажа и какую роль они играют.

Монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть…» (д.2, явл.2) становится завязкой центрального конфликта пьесы, т.к. здесь обозначаются разногласия об-щественного порядка между «веком нынешним» и «веком минувшим»:

Свежо предание, а верится с трудом; Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом, Стучали об пол не жалея! Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть как кружево плели.

Чацкий, представитель «века нынешнего», не прини-мает «добрых советов» Фамусова и горячо защищает те прогрессивные идеи, поборником которых он стал, побы-вав за границей. Свободомыслие и чувство собственного достоинства, взлелеянные европейской культурной тра-дицией, становятся ценностными и в мировоззрении А. А. Чацкого.

Монолог «А судьи кто?» (д. 2, явл. 5). Углубление конф-ликта происходите появлением полковника Скалозуба, рас-положение которого значимо для Павла Афанасьевича Фа-мусова. Пылкий монолог главного героя «А судьи кто? — За древностию лет…» (д. 2, явл. 5), вызванный негодованием Чацкого (Фамусов и «все также осуждают»), становится на-стоящим обличением крепостного права и «рассудка нище-ты», царящих в фамусовском обществе:

Или поп тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! <…>

Вот те, которые дожили до седин! Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи!

Монолог «В той комнате незначащая встреча…» обли-чает отсутствие чувства патриотизма и низкопоклонство перед всем иностранным (д. 3, явл. 22). Чацкий, только вернувшийся из-за границы, особенно остро ощущает не-соответствие между всеобщим обожанием чужеземных традиций и иностранного языка и реальной жизнью. Та-кое подражание вызывает только смех и глубокое сожа-ление:

И нравы, и язык, и старину святую, И величавую одежду на другую По шутовскому образцу: Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем, Рассудку вопреки, наперекор стихиям; Движенья связаны, и не краса лицу; Смешные, бритые, седые подбородки! Как платья, волосы, так и умы коротки!..

На фоне пустых разговоров на балу гневная речь Чацкого выделяется глубиной и значимостью обсуждаемого вопроса:

Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух, Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья; Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой, Кто мог бы словом и примером Нас удержать, как крепкою вожжой, От жалкой тошноты по стороне чужой.

Показательна ремарка в окончании этого монолога («Ог-лядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам»): герой остается в одиночестве, его никто не хочет слышать. Здесь предопреде-ляется разрешение конфликта между Чацким и фамусовским обществом. Материал с сайта

Монолог «Не образумлюсь… виноват…» (д. 4, явл. 14) финальный в комедии, и в нем Чацкий подводит итог своего пребывания в фамусовской Москве и выносит жестокий приговор высшему свету, в котором царят чинопочитание и низкопоклонство, карьеризм и глупость, а любое инакомыс-лие воспринимается как сумасшествие:

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простяков, Старух зловещих, стариков, Дряхлеющих над выдумками, вздором…

В этом же монологе получает развязку и любовный конф-ликт Чацкого, пребывавшего до последнего момента в неве-дении относительно выбора Софьи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском