Дом в произведении белая гвардия. Чем привлекает образ дома главных героев в произведении Булгакова "Белая гвардия

Роман М. Булгакова «Белая гвардия», написанный в 1925 г. о Гражданской войне, охватывает период с декабря 1918 г. по февраль 1919 г. Старый мир рушится, и герои романа, русские интеллигенты, потрясенные событиями, изменяющими привычный уклад жизни, втянутые в борьбу между белыми, красными, немцами и петлюровцами, вынуждены принимать решения, влияющие на их дальнейшую жизнь. В центре внимания автора семья Турбиных, проживающих в Городе на Алексеевском спуске, символизирующая те духовные, нравственные идеалы, которые в этих условиях сохранить очень непросто.

Что же представляет дом Турбиных, каковы его традиции, какова атмосфера в доме, не только влияющая на взаимоотношения самых Турбиных и близких им людей, но и на их мысли, чувства, переживания и решения?

После смерти матери в семье остаются два брата – Алексей, доктор, шестнадцатилетний юнкер Николай и сестра Елена. Автор заставляет читателя задуматься о том, разрушится ли этот дом, исчезнут ли его устои, как рухнула Россия после отречения императора. И художник с большой любовью и теплотой описывает турбинский дом как островок домашнего тепла, уюта, согласия и понимания вопреки бушевавшим вокруг него страшным, кровавым событиям, чтобы показать, во имя чего должен жить человек и какие ценности для него важны.

Гражданская война завертела, смяла и покорежила судьбы людей, но не сумела уничтожить атмосферу турбинского дома: абажур на лампе, белую накрахмаленную скатерть, кремовые шторы, зеленную лампу над столом, мерный ход часов, голландскую изразцовую печь, цветы, музыку и книги.

Ларион, житомирский кузен Турбиных, очень верно заметил, что в этом уютном доме войны не чувствуется, потому что здесь живут милые, интеллигентные люди, заботящиеся друг о друге, старающиеся сохранить мирные традиции своего дома. И становится понятно, почему к этому дому так тянутся и Мышлаевский, и Студзинский, и Малышев, и Най-Турс. Излучает теплоту рыжеволосая Елена с головой, «похожей на вычищенную театральную корону», Николка с вечным «вихром», нависшим на правую бровь, и постаревший с 25 октября 1917 года Алексей.

Бешеный ураган революции не сумел нарушить добрых отношений этих искренних и честных людей, презирающих трусость, ложь и корысть.

По словам Николки, «честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете». Поэтому нам понятны метания Алексея в наступившие времена бесчестия и обмана, когда необходимо было решать, как жить дальше, что и кого защищать, с кем идти. Писатель передает искренние переживания своих героев в связи со сменой власти в Городе. На вечеринке Турбиных решается тот же вопрос: принимать или не принимать большевиков. И Турбины, и Мышлаевский, и Студзинский, и даже Лариосик колеблются, предполагают, тем более что на горизонте появляется новая сила в лице Петлюры. Они видят, что любой захват власти (будь то немцы, белые, большевики или петлюровцы) приводит к разрушению мирной жизни, семьи, дома, к гибели людей. Поэтому герои разочаровываются в своих руководителях. Решая проблему новой жизни, они не отказываются от истины, которая выше всего временного, они заставляют поверить в существование непреходящих нравственных ценностей. Ведь сумели Турбины принять и обогреть своей добротой и сочувствием Лариосика, смог Николка позаботиться о Най-Турсах, заслужить их благодарность. В этих людях есть ответственность за других. И в соответствии с истиной их добро оплачивается добром: незнакомая женщина, рискуя собственной жизнью, спасает Алексея Турбина. Зато с каким презрением относится Булгаков к Тальбергу, мужу Елены, за беспринципность и бесхарактерность: «Чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести». С какой нескрываемый ненавистью пишет о тех командирах, которые перед приходом Петлюры в город бросили армию, состоящую, кстати, из юнкеров, мальчиков-кадетов и студентов. Были и такие… Но были и полковник Малышев, Мышлаевский и Най-Турс. Дворяне, воспитанные на кодексе чести. С большим мастерством написана сцена, когда полковник Малышев узнает о бегстве гетмана, о предательстве командования. Узнает, и первое, что он делает, это распускает свой дивизион. Мгновенная реакция юнкеров – «измена». Малышева пытаются арестовать, и звучит вопрос (один из основных в романе): «Кого желаете защищать?» Настоящая человеческая драма раскрывается в этом маленьком эпизоде. Юнкера плачут. Плачут не только мальчики, которым не дали пострелять. Плачет «белая гвардия». Здесь трагедия личности, которую переживают все истинные интеллигенты в романе, и война для белых офицеров становится своеобразным чистилищем. Кто бежит? Гетман, Тальберг, командование, бросившее гвардию. Кто остается? Турбины «с вечно раскрытой партитурой «Фауста», Мышлаевский, Шервинский. Остаются лучшие. Они не могут расстаться со своей Родиной, со своим народом. А Родина для них, прежде всего, – дом, где царит добро, любовь, покой и уют.

Сколько человечности, простоты и мудрости в заключительных строках романа: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Мы исчезнем, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» Звезды, по Булгакову, – это истина, это те нравственные ценности, к пониманию и сохранению которых должны стремиться люди. Дом будет сохранен, когда будут сохранены его традиции, когда не будет войны, которая разрушает эти традиции, потому что не может быть оправданной войны, так как она не только уносит жизни людей, но и уничтожает то, во имя чего человек рождается: продолжение рода, создание дома, семьи и созидания.

    Е. Мустангова: «В центре творчества Булгакова - роман “Белая гвардия”... Лишь в этом романе обычно насмешливый и язвительный Булгаков превращается в мягкого лирика. Все главы и места, связанные с Турбиными, выдержаны в тоне немного снисходительного любования...

    Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. М. Булгаков В 1925 году в журнале “Россия” были напечатаны две первые части романа Михаила Афанасьевича Булгакова...

    Роман «Белая гвардия» впервые опубликован (не полностью) в России, в 1924 году. Полностью - в Париже: том первый- 1927 год, том второй - 1929 год. «Белая гвардия» - во многом автобиографический роман, основанный на личных впечатлениях писателя о Киеве...

  1. Новое!

    Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. М. Булгаков В 1925 году в журнале "Россия" были напечатаны две первые части романа Михаила...

Образ дома в романе «Белая гвардия» является центральным. Он объединяет героев произведения, оберегает их от опасности. Переломные события в стране вселяют тревогу и страх в души людей. И только домашний уют и тепло могут создать иллюзию покоя и безопасности.

1918 год

Велик год тысяча девятьсот восемнадцатый. Но он также и страшен. Киев с одной стороны заняли немецкие войска, с другой - армия гетмана. А слухи о прибытии Петлюры вселяют все большее беспокойство в горожан, и без того напуганных. На улице снуют приезжие и всякие сомнительные личности. Тревога витает даже в воздухе. Такой Булгаков изобразил обстановку в Киеве в последний год войны. А образ дома в романе «Белая гвардия» он использовал для того, чтобы герои его смогли спрятаться, хотя бы на время, от надвигающейся опасности. Характеры главных героев раскрываются именно в стенах квартиры Турбиных. Все, что за пределами ее - словно другой мир, страшный, дикий и непонятный.

Задушевные беседы

Тема дома в романе «Белая гвардия» играет важную роль. В квартире Турбиных уютно и тепло. Но здесь также герои романа спорят, ведут политические дискуссии. Алексей Турбин - самый старший из жильцов этой квартиры - ругает украинского гетмана, самый безобидный проступок которого заключается в том, что он принудил русское население говорить на «гнусном языке». Далее он извергает ругательства в адрес представителей гетманского войска. Однако нецензурность его слов не умаляет правды, которая таится в них.

Мышлаевский, Степанов и Шервинский, младший брат Николка - все взволнованно обсуждают происходящее в городе. А также здесь присутствует Елена - сестра Алексея и Николки.

Но образ дома в романе «Белая гвардия» - это не воплощение семейного очага и не прибежище для инакомыслящих личностей. Это символ того, что осталось еще светлое и настоящее в полуразрушенной стране. Политический перелом всегда порождает беспорядки и разбой. А люди, в мирное время, казалось бы, довольно порядочные и честные, в сложных ситуациях показывают свое истинное лицо. Турбины и их друзья - немногие из тех, которых перемены в стране не сделали хуже.

Предательство Тальберга

В начале романа дом покидает муж Елены. Он убегает в неизвестность «крысьей пробежкой». Слушая уверения мужа в скором возвращении с армией Деникина, Елена, «постаревшая и подурневшая», понимает, что он уже не вернется. Так и произошло. У Тальберга были связи, он ими воспользовался и смог бежать. И уже в конце произведения Елена узнает о его предстоящей женитьбе.

Образ дома в романе «Белая гвардия» - это своего рода крепость. Но для трусливых и эгоистичных людей она - как тонущий корабль для крыс. Тальберг бежит, и остаются лишь те, кто может другу другу доверять. Те, кто не способен на предательство.

Автобиографичное произведение

На основе собственного жизненного опыта создал этот роман Булгаков. «Белая гвардия» - это произведение, в котором герои высказывают мысли самого автора. Книга не является общенациональной, поскольку посвящена лишь определенному социальному слою, близкому писателю.

Герои Булгакова не раз в самые тяжкие минуты обращаются к Богу. В семье царит полная гармония и взаимопонимание. Именно таким себе представлял идеальный дом Булгаков. Но, возможно, тема дома в романе «Белая гвардия» навеяна юношескими воспоминаниями автора.

Всеобщая ненависть

В 1918 году в городах преобладала озлобленность. Она имела внушительный масштаб, так как порождена была многовековой ненавистью крестьян по отношению к дворянам и офицерам. И к этому также стоит добавить злость местного населения по отношению к оккупантам и петлюровцам, появления которых ждут с ужасом. Все это автор изобразил на примере киевских событий. И только родительский дом в романе «Белая гвардия» является светлым, добрым образом, внушающим надежду. И здесь укрыться от внешних жизненных бурь могут не только Алексей, Елена и Николка.

Дом Турбиных в романе «Белая гвардия» становится пристанищем и для людей, близких по духу их обитателям. Елене и ее братьям родными стали Мышлаевский, Карась и Шервинский. Они знают обо всем, что происходит в этой семье - обо всех горестях и упованиях. И им здесь всегда рады.

Завет матери

Турбина-старшая, которая умерла незадолго до событий, описываемых в произведении, завещала своим детям жить дружно. Елена, Алексей и Николка сдерживают обещание, и только это их спасает. Не дает погибнуть им любовь, понимание и поддержка - составляющие истинного Дома. И даже тогда, когда Алексей находится при смерти, и врачи называют его «безнадежным», Елена продолжает верить и находит поддержку в молитвах. И, на удивление докторам, Алексей выздоравливает.

Большое внимание автор уделил элементам интерьера в доме Турбиных. Благодаря мелким деталям создается яркий контраст между этой квартирой и той, которая находится этажом ниже. В доме Лисовича обстановка холодная и неуютная. А после ограбления Василиса отправляется к Турбиным за душевной поддержкой. Даже этот на первый взгляд неприятный персонаж чувствует в доме Елены и Алексея себя в безопасности.

Мир, находящийся за пределами этого дома, погряз в неразберихе. Но здесь все так же поют песни, искренне улыбаются друг другу и смело смотрят опасности в глаза. Эта атмосфера привлекает и другого персонажа - Лариосика. Родственник Тальберга почти сразу здесь стал своим, что не удалось мужу Елены. Все дело в том, что прибывший гость из Житомира обладает такими качествами, как доброта, порядочность и искренность. А они являются обязательными для длительного пребывания в доме, образ которого изобразил столь живо и красочно Булгаков.

«Белая гвардия» - роман, который был издан более 90 лет назад. Когда по этому произведению в одном из московских театров была поставлена пьеса, зрители, чьи судьбы были так похожи на жизнь героев, плакали, падали в обморок. Это произведение стало чрезвычайно близким для тех, кто пережил события 1917-1918 гг. Но роман и позже не потерял актуальности. А некоторые фрагменты в нем необыкновенным образом напоминают и настоящее время. И это лишний раз подтверждает, что настоящее литературное произведение всегда, в любые времена актуально.

Цель : понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.

Оборудование: эпиграф из романа «Белая гвардия», репродукции портретов писателя, отрывок из художественного фильма «Дни Турбиных» (1976 г.), карточки с вопросами для 3 групп учащихся, подготовленные сообщения учащихся.

При изучении произведений большого объема, к которым можно отнести роман «Белая гвардия», целесообразно . Это позволит более рационально использовать время на уроке, активизировать творческую и самостоятельную поисковую деятельность учеников на уроке и при подготовке к нему, продолжить работу над выработкой у учеников умения внимательно читать текст, анализировать и комментировать единство его формы и содержания, создать условия для творческого взаимодействия учащихся на уроке.

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию, урок идет в системе уроков по литературе. Учащиеся прочитали роман, на предыдущих уроках («История в романе», «И судим был каждый по делам своим: город и его жители..») отрабатывались навыки работы с текстом, проводился анализ ключевых эпизодов, обсуждалась нравственная проблематика романа, историческая основа романа «Белая гвардия» М. Булгакова.

Тип урока : урок- практикум

Используемые методы : объяснительно-иллюстративный (беседа, анализ) и частично-поисковый метод (выбор учащимися примеров, цитат, перенос признаков предметов на новое - принцип сопоставления, аналогии). Методические приемы: беседа, анализ, работа в группах, сообщения учащихся.

Формы работы : индивидуальные, групповые.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урока по литературе в 11 классе

«Образ Дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия».

(учитель Васильева Т.А. МОУ СОШ № 3)

Цель :

Задачи:

  1. Образовательная: на материале романа добиться осознанного восприятия текста, понимания представленных в нем нравственных проблем; создать условия для развития аргументированного и логичного мышления на основе текста произведения. Учить аргументировать свои мысли и выводы цитатами из художественного текста. Активизировать в комплексе мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся. Совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения: поработать на уроке с такими понятиями: прием сопоставления, противопоставления, прием аналогии, образ-символ, эпиграф.
  2. Развивающая : развивать у учащихся умение анализировать ключевые эпизоды, навыки связной речи, давать свою интерпретацию анализируемым явлениям, развивать умение проводить аналогию между произведениями русской литературы, образами, деталями.
  3. Воспитательная: воспитывать чувство любви к родному дому, к Родине, чувство взаимопомощи; научить ребят сопереживать, сочувствовать; задуматься об ответственности людей перед историей, друг перед другом.

Оборудование: эпиграф из романа «Белая гвардия», репродукции портретов писателя, отрывок из художественного фильма «Дни Турбиных» (1976 г.), карточки с вопросами для 3 групп учащихся, сообщения учащихся.

Ход урока

На доске эпиграф:

« Никогда не срывайте абажур с лампы! Абажур священен..».

«Белая гвардия» М.Булгаков.

«История проходит через Дом человека, через его частную жизнь». Ю.М. Лотман

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя .

В романе Булгакова «Белая гвардия» бури гражданской войны захватывают людей, влекут их за собой, распоряжаясь их судьбами. Водоворот событий сокрушает человека, прерывает мирное течение жизни. Обратим внимание на один из эпиграфов романа, из «Капитанской дочки»: «…В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!». Итак, заданный эпиграфом произведения мотив беды, угроз, испытаний развивается с первых же страниц романа. Пушкинский глас долетает сквозь буранный вой и мглу другого века до булгаковского слуха. У кого из поэтов XX века тоже встречается образ бурана, ветра?

Ответы учащихся: Образы ветра, метели, как предвестников жизненных бурь, встречаются в произведениях Блока: поэма «Двенадцать» - революция как стихия.

Учитель : Но героям Булгакова удается еще какое-то время защищаться и защищать свой дом, воплощение прочности, надежности, самой жизни. Свет и тепло человеческого жилья, особенно дорогие в такую «непогоду», согревают с первых страниц булгаковского романа.

А что такое «дом» в нашем понимании?

Ответы учащихся : Место, где тебя ждут, любят, где можно укрыться от невзгод и житейских бурь.

Учитель: А сейчас узнаем , что явилось прототипом дома, описанным писателем в романе. Послушаем сообщение учащегося о семье Булгакова.

Выступление ученика: В романе Булгаков воссоздает обстановку своего родного дома N 13 по Алексеевскому спуску, где царили взаимопонимание, уют, атмосфера высокой интеллигентности. Из воспоминаний К.Г.Паустовского о Булгакове: «Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве - огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. Было в этой семье что-то чеховское, от «Трех сестер», что-то театральное». Булгаковы жили на спуске к Подолу против Андреевской церкви,- в очень живописном киевском переулке. За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля и до пронзительной валторны, голоса молодежи, беготня, споры, смех, пение. Такие семьи с большими культурными и трудовыми традициями были украшением провинциальной жизни».

2. Беседа. Аналитическая работа по тексту романа .

Учитель: Проведем параллель между произведениями литературы XX и XIX в. Вспомните, в какой семье романа Л.Н. Толстого «Война и мир» мы видим похожую атмосферу дома? В чем сходство?

Ответы : Семья Ростовых очень похожа на семью Турбинных. В семьях царит атмосфера доверия и любви, простота общения и взаимное уважение. Но есть и «чужой» в каждом доме: у Толстого - Берг, муж Веры, у Булгакова - Тальберг, муж Елены. Учащиеся обращают внимание на сходство фамилий.

Учитель : Теперь обратимся к тексту романа и выясним, какое значение имеют милые детали быта. Найдите детали – символы, олицетворяющие мирную, покойную жизнь.

Ответы: Учащиеся находят цитаты, читают, дают толкование каждому символу:

Часы – жизнь семьи идет по своим старинным часам;

Кремовые шторы – отделяют Турбиных от страшного мира;

Печка с изразцами – хранит тайны семьи;

Зеленая лампа- ощущение надежности и тепла;

Любимый синий сервиз – согрет материнскими руками.

Учащиеся обсуждают, приводят цитаты, отвечая на вопросы учителя .

Вопросы первой группе : Какие предметы являются для Турбиных по-настоящему ценными? Подтвердите примером из текста. Какие книги упоминаются в романе? В каком контексте? (Вопросы напечатаны).

Ответы : Книги: «На открытых многополочных шкафах тесным строем стояли сокровища. Зелеными, красными, тисненными золотом и желтыми обложками и черными папками со всех четырех сторон на Лариосика глядели книги.» (часть 3, глава 12).

Ответы учащихся: Капитанская дочка - название пушкинского романа дается без кавычек. Это уже не просто книжный образ, это символичный член семьи. Елена читает рассказ «Господин из Сан-Франциско».(Примечание учителя: Вспомним эпиграф к рассказу «Горе тебе, Вавилон, город крепкий» - перекличка с идеей романа «Белая гвардия») . Упоминаются названия книг и литературные образы: Фауст, «Пиковая дама», Онегин, стихотворения Некрасова, «Бесы» Достоевского, современные Булгакову футуристы.

Окунемся в атмосферу дома Турбиных и посмотрим отрывок из фильма.

Просмотр фрагмента фильма «Дни Турбиных» (1976 г.)

Учитель: Таким образом, послушав ответы первой группы и посмотрев фрагмент фильма, мы видим, что классические произведения, вечные образы и сюжеты даются как неотъемлемая часть жизни семьи, часть культуры. Сделаем вывод, какое место занимает музыка и литература в жизни героев?

Ответы учащихся: Все вещи в доме – это не материальные ценности, а особые знаки привычности бытия, это символ устойчивости жизни. В доме книги, музыка. Снег и огоньки напоминают Мышлаевскому оперу Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», словами романса ободряет Ширвинский Елену: «Жить, будем жить…»

Вопросы второй группе : Что предвещает разрушение дома? Какая символичная деталь наталкивает нас на мысль о неотвратимости катастрофы? Вспомним, что произошло с сервизом. Как писатель предостерегает от разрушения?

(Вопросы напечатаны)

Ответы учащихся: Любимый семейный сервиз, который остался от матери, разбит неуклюжим Лариосиком. «Сервиза безумно жаль», - скажет златовласая Елена.

Учитель: Обратимся теперь к эпиграфу нашего урока. О чем предостерегает нас Булгаков? Как проявляется авторская позиция в романе?

Ответы: учащиеся цитируют, делают выводы. Автор словно вмешивается в повествование, то сочувствует, то вопрошает: «Ну, как жить? Как же жить?». Предсказывает: «Упадут стены, потухнет огонь в бронзовой лампе.. Капитанскую дочку сожгут в печи…». Автор прерывает ткань повествования восклицанием: « Никогда не срывайте с лампы абажур!........У абажура дремлите, читайте - пусть воет вьюга- ждите, пока к вам придут».

Вопросы третьей группе : Какие образы противоположны образу Дома Турбиных? Найдите описание квартиры Лисовичей, здания гимназии. Какой прием использует писатель для создания контраста? (вопросы напечатаны).

Ответы: Квартира Лисовичей больше похожа на нору, в которой уютно чувствует себя разве только мышь.(Цитаты). Булгаков использует прием противопоставления и при описании драматических событий в сцене в гимназии. Гимназия – мертвый опустелый дом, который становится символом войны, гибели. Гимназия противопоставлена радостному и покойному турбинскому дому. Она является мертвым домом: «полнейший, угрюмейший покой». Там жгут книги, жгут парты. (Цитаты: часть 1, глава 6).

Учитель : Проверим правильность ваших выводов и послушаем сообщение.

Выступление учащегося. Сообщение «Квартира Лисовичей – символ мрака и холода».

«Турбинскому дому с его теплом, светом и душевным уютом противопоставлен дом Василисы, нижнего соседа Турбиных. В квартире Лисовичей царствуют постоянно подчёркиваемые автором стихии мрака и холода: “…в нижнем этаже (на улицу - первый, во двор под верандой Турбиных - подвальный) засветился слабенькими жёлтенькими огнями инженер и трус, буржуй и несимпатичный, Василий Иванович Лисович…”. Мы видим, как важно это противопоставление ещё и в аспекте, так сказать, топографическом. Местонахождение этой квартиры - подвальный этаж - тоже становится своеобразным символом. Здесь, как и положено подземному царству, господствуют тишина, мрак, сырость и холод: “В этот ночной час в нижней квартире домохозяина, инженера Василия Ивановича Лисовича, была полная тишина Проклинаемая костлявая и ревнивая Ванда глубоко спала во тьме спаленки прохладной и сырой квартиры…”. “Через десять минут полная тьма была в квартире. Василиса спал рядом с женой в сырой спальне”. “В одиннадцать часов вечера Ванда принесла из кухни самовар и всюду в квартире потушила свет Лампочка, висящая над столом в одном из гнёзд трёхгнёздной люстры, источала с неполно накалённых нитей тусклый красноватый свет”.

Хозяин же квартиры, подобно подземному жителю - гному, занят укрыванием своих сокровищ. Но, конечно же, не случайно это наполненное мифологическими аллюзиями описание пронизано авторской иронией. Жильцы этой квартиры даже внешне напоминают обитателей царства мёртвых: “Василиса всмотрелся в кривой стан жены, в жёлтые волосы, костлявые локти и сухие ноги”.

Таким образом, Дом в романе представляет собой и житейскую реалию, и метафору, и символ. Это Дом-мир, опирающийся на традиционные и незыблемые нравственные, духовные и культурные ценности, которые выступают в качестве жизненных ориентиров в турбинском мире

4. Итоги урока.

Учитель: Роман заканчивается как будто спокойно. Герои спят и видят сны. Надежда на будущее в простом и радостном сне Петьки Щеглова, мальчика из флигеля. И, конечно же, не может не обратить на себя внимания смысловая связь финального сна Петьки Щеглова, персонажа никак не связанного с фабульной основой романа, со снами двух Петров в «Войне и мире»: сном Пьера в плену и сном Пети Ростова перед гибелью.

Взгляд писателя устремляется к небу, звездам. Какие вопросы задает нам Булгаков в финале романа? Прочитайте. Что это за вопросы? К чему призывает автор?

Ответы учащихся: Цитата: «Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?». Это вопросы философские - призыв к разуму, призыв к примирению. Над смертью, ненавистью торжествует добро.

Учитель: Как в начале романа, так и в его эпилоге автор заставляет нас думать о вечности (звезда – это символ вечной жизни, книги, дом, семья, любовь- это вечные нравственные ценности); писатель размышляет о жизни будущих поколений, об ответственности людей друг перед другом. Подобно «Капитанской дочке», «Белая гвардия»- не только исторический роман, но и своеобразный роман-воспитание, где, говоря словами Л.Н.Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народною.

В качестве домашнего задания я предлагаю Вам написать сочинение- рассуждение по высказыванию Ю.М. Лотмана: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь».(высказывание на доске). Подтвердите доказываемый тезис примерами из произведений, которые мы упоминали сегодня в связи с романом М.Булгакова «Белая гвардия». Учащиеся записывают тему сочинения.

Анализ урока по литературе в 11 классе

Тема: «Образ дома в романе Булгакова «Белая гвардия».

Цель : понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.

Задачи:

  1. Образовательная: на материале романа добиться осознанного восприятия текста, понимания представленных в нем нравственных проблем; создать условия для развития аргументированного и логичного мышления на основе текста произведения. Учить аргументировать свои мысли и выводы цитатами из художественного текста. Активизировать в комплексе мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся. Совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения: поработать на уроке с такими понятиями как: прием сопоставления, противопоставления, прием аналогии, образ-символ, эпиграф.
  2. Развивающая: развивать навыки анализа эпизода художественного произведения; развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать; продолжить работу над формированием монологического ответа; развивать у учащихся логическое мышление, навыки связной речи; развивать навыки самостоятельной оценки: давать свою интерпретацию анализируемым явлениям, развивать умение проводить аналогию между произведениями русской литературы, сравнивать образы, символы;
  3. Воспитательная: формировать художественно-образное мышление как основу развития индивидуальной и творческой личности, обеспечивать гуманистический характер обучения и приоритет общечеловеческих ценностей; воспитывать чувство любви к родному дому, к Родине, чувство взаимопомощи; задуматься об ответственности людей перед историей, друг перед другом.

Оборудование: эпиграф из романа «Белая гвардия», репродукции портретов писателя, отрывок из художественного фильма «Дни Турбиных» (1976 г.), карточки с вопросами для 3 групп учащихся, подготовленные сообщения учащихся.

При изучении произведений большого объема, к которым можно отнести роман «Белая гвардия», целесообразно соединить индивидуальные и коллективные виды работы . Это позволит более рационально использовать время на уроке, активизировать творческую и самостоятельную поисковую деятельность учеников на уроке и при подготовке к нему, продолжить работу над выработкой у учеников умения внимательно читать текст, анализировать и комментировать единство его формы и содержания, создать условия для творческого взаимодействия учащихся на уроке.

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию, урок идет в системе уроков по литературе. Учащиеся прочитали роман, на предыдущих уроках («История в романе», «И судим был каждый по делам своим: город и его жители..») отрабатывались навыки работы с текстом, проводился анализ ключевых эпизодов, обсуждалась нравственная проблематика романа, историческая основа романа «Белая гвардия» М. Булгакова.

Тип урока : урок- практикум

Используемые методы : объяснительно-иллюстративный (беседа, анализ) и частично-поисковый метод (выбор учащимися примеров, цитат, перенос признаков предметов на новое - принцип сопоставления, аналогии). Методические приемы : беседа, анализ, работа в группах, сообщения учащихся.

Формы работы : индивидуальные, групповые.

Композицию урока : оцениваю, в целом, как логичную в подаче материала, чередование видов деятельности (работа в группах, индивидуальные сообщения, просмотр фрагмента фильма) было подчинено цели урока. Уроку присуща завершенность, итоги были подведены, в качестве домашнего задания учащимся было предложено творческое задание – написание сочинения – рассуждения.

Практическая направленность : на данном уроке формировались следующие ключевые компетенции учащихся:

  1. коммуникативная (уметь оценивать ответы друг друга, взаимодействовать с окружающими людьми);
  2. учебно-познавательная (учимся анализировать);
  3. информативная (находить и систематизировать информацию);
  4. общекультурная (духовно-нравственные основы жизни, особенности общечеловеческой культуры).

Психологический климат: на уроке удалось создать рабочую атмосферу, заинтересовать ребят, т.к. в ходе урока обсуждались и проблемные, и нравственные вопросы. Активность и работоспособность оцениваю как хорошую.

Здоровьесберегающие технологии: прием релаксации (просмотр фрагмента фильма), прием переключения внимания (момент обсуждения во время работы в группах).

Общие выводы: Считаю, что урок достиг поставленных целей, результативен. Элементы урока выделены достаточно четко, определена дозировка времени, отведенная на каждый этап.


II. Беседа

Слово учителя.

Основная тема романа - трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства - белой гвардии, а в связи с этим проблема сохранения культурного наследия прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства.

Вспомним лучших представителей русской интеллигенции - поэтов и писателей. Многие из них неоднозначно относились к революции. Было сложно разобраться, на чьей стороне истина, историческая правда.

Как относились Блок, Горький, Булгаков, Пастернак к интеллигенции?

(Они считали интеллигенцию хранительницей русской культуры, лучшим социальным слоем. И сами были ее яркими представителями. М. А. Булгаков в романе «Белая гвардия» через судьбу семьи Турбиных показал нам трагизм и ужас братоубийственной войны).

По каким нравственным законам живут Турбины?

(В семье царит культ высокой русской культуры, духовность, интеллигентность. Русская литература присутствует в романе как полноправный герой. То и дело в «Белой гвардии» упоминаются имена Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, имена их героев: Лиза из «Пиковой дамы», Тарас Бульба, ведьма - панночка (Явдоха), Наташа Ростова, героиня «Капитанской дочки». В сны Турбиных врываются бесы из романа Достоевского, лермонтовский демон.

В доме Турбиных, «несмотря на пушки», крахмальная и белоснежная скатерть. «Полы лоснятся, и в декабре... На столе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы, утверждающие красоту и прочность жизни пишет Булгаков. Здесь женщине поклоняются как богине, а честь - в верности не только царю, белому знамени, но и товариществу, долгу перед младшими и слабыми).

Каково отношение Турбиных к интеллигенции?

(Турбины считают интеллигенцию солью земли, боятся революции, потому что боятся разрушения культуры, семьи, быта, боятся того, что «потухнет огонь в бронзовой лампе», а «Капитанскую дочку» сожгут в печи». Старый мирный быт кажется им невыразимо прекрасным. Самым главным для них является понятие чести. Они не меняют своих убеждений, не могут предать.)

Дружелюбна ли история к Турбиным?

(История выступает как нечто враждебное частной жизни людей. Но революцию нельзя пересидеть, закрывшись от нее на цепочку, как Василиса. В шумной, веселой жизни Турбиных - нота обреченности. Неизбежно расставание с прошлым, неизбежны революционные разгромы и взрывы.)

Давайте поговорим о судьбах главных героев: об Алексее, Елене и Николке. Что вы можете рассказать о судьбе Алексея?

(Алексей Турбин, старший брат - один из заблудившихся в этой революционной метели: «С того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий», - мог бы подписаться он под есенинской фразой. В первых главах романа Алексей - убежденный монархист и белогвардеец, решительный противник большевиков. Считает своим долгом защищать Город от петлюровцев, добровольно записываясь в дружину в качестве доктора. Смертельно раненный, в конце романа Турбин мучительно переживает крушение своей веры.

А. Турбин, заблуждаясь и сомневаясь, приходит к убеждению: надо устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь а не воевать, заливая кровью родную землю. Многое сближает автора с его героем: и спокойное мужество, и вера в старую Россию, и мечта о мирной жизни, и боль от утраты духовных ценностей.)

Выдержал ли Николка Турбин испытание временем?

(Николай - самый юный герой Белой гвардии ему семнадцать с половиной лет. Живет в его сердце мечта о подвиге (можно сравнить его образ с образом толстовского Пети Ростова). Он также человек чести. (Анализируется эпизод - Николка в бою.) Младшему Турбину принадлежат слова: («...слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете Николка мечется по простреливаемым улицам города, ища близких Най-Турса, чтобы сообщить им о его героической смерти и достойно похоронить.)

В чем трагедия Елены? Какую идейную нагрузку несет этот центральный образ в романе?

(Елена - хранительница семейного очага и семейных традиций Турбиных. Она излучает любовь, свет и добро. На это указывают синонимичные эпитеты: «рыжая, рыжеволосая, рыжеватая, золотая, красивая. Трагедия ее - в предательстве мужа, в том, что рушатся семейные связи. Она всеми силами пытается сохранить тепло домашнего очага. Именно ее устами Булгаков выражает свои заветные мысли: «Никогда не сдергивайте абажур с лампы... У абажура дремлите, читайте - пусть воет вьюга. Ждите, пока к вам придут».

В ней воплощено и религиозное начало. Она просит в своих молитвах о спасении Алексея: «... все мы в крови повинны, но ты не карай. Не карай»)

Кто из персонажей, кроме Турбиных, сберег свою честь, сохранил человечность и чувство долга в это смутное время?

(Обреченные на поражение, оказавшиеся в трагической ситуации, лучшие герои Булгакова сохраняют человеческое мужество, офицерскую честь, высокое чувства долга, товарищества, стремление к нормальной - человеческой жизни, к любви.)

(Ученики рассказывают о Най-Турсе, Мышлаевском, Малышеве).

Кто из героев не сохранил этих качеств?

(Прежде всего Тальберг, муж Елены Турбиной. Автор презирает его за беспринципность, слабодушие, предательство: «Чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!» Тальберг - это «цвет» белой армии, он окончил военную академию. Тем горше разочарование в нем. Расчетливый, циничный Тальберг, с его «двухслойными глазами», не обременен понятием о чести: он рассматривает, на чьей стороне сила, и делает карьеру наверняка. В революцию он первый выходит на улицу с красным бантом и потом первый кричит на выборах в пользу гетмана. Ему неплохо при любой власти. По мысли автора, убегающий «крысий побежкой» из дома Тальберг - не просто несчастье Елены, это позор, бесчестие и бесславие белой гвардии.

Хочет пересидеть смутное время, закрывшись от него на щеколду, домовладелец Лисович (его называют женским именем Василиса) - «инженер и трус, буржуа и несимпатичный». Он считает и прячет купоны, затаившись в тишине за ставнями. Все, что происходит вокруг, его не касается, только бы пережить бурю.)

I V . Комментарий учителя

Будучи непримиримым противником насилия, Булгаков делает исключение по отношению к тем, у кого не обнаруживает ни чести, ни совести, ни элементарной человеческой порядочности. Он сурово наказывает Лисовича; дворника, пытающегося задержать Николку, за трусливую злобу; поэта Русакова - за духовное разложение; другого поэта, Горболаза, - за доносительство. Характер каждого наказания соответствует, по воле автора, характеру грехопадения. Лисович наказан лишением «сокровищ», дворник Нерон - ответной злобой Николки, Русаков за душевную гниль - физической гнилью, сифилисом, Горболаз - тем, что желал агитатору-большевику, которого пытался выдать.

Бури гражданской войны захватывают людей, влекут их за собой, распоряжаясь их судьбами. Герои стали игрушкой в руках стихийных сил, их завертела метель, вьюга, символически предвещенная эпиграфом из «Капитанской дочки». Вспомним образ Блока из «Двенадцати» - революция как стихия. На поверхности жизни мелькают, сменяя друг друга, политические временщики и авантюристы, а в глубине бродит взбунтовавшаяся народная масса.

V . Итог урока

Находим эпизод бегства в Город (часть 1, глава 4)

Гибель белого движения неизбежна, неизбежно и падение царства гетмана, избранного правителем Украины в цирке . Обратим внимание на эту символическую деталь.

Ромай наполняется жестоким сознанием неотвратимости суда истории, блоковским чувством возмездия.

Какие нравственные ценности утверждает писатель в романе?

(Как в начале романа, так и в его эпилоге автор заставляет вас думать о вечности, жизни будущих поколений, об ответственности людей перед историей, друг перед другом. Все пройдет, все исчезнет, «а вот звезды останутся...» (обращаемся к эпиграфу). Звезды - это вечность жизни, это вечные нравственные ценности: добро, книги, семья, дом, любовь. Любовь победит все, любовь есть жизнь. За Алексеем Турбиным гналась смерть, а догнала любовь в образе Юлии Рейсс. Николка приходит в дом Най-Турсов вестником смерти, приносит горе, а уносит с собой любовь сестры героя. Сердце Елены покорил Шервинский. Любовь нельзя убить, как нельзя убить жизнь. Подобно «Капитанской дочке» «Белая гвардия» - не только исторический роман, но и своеобразный роман-воспитание, где, говоря словами Л. Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народною).

Домашнее задание

По вариантам: проанализировать две ключевых сцены романа - вечеринка у Турбиных (часты, глава 3) и сцена в гимназии (часть 1, главы 6, 7).

Урок 5 (66). Образ дома в романе «Белая гвардия»

Цель урока: понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.

Методические приемы: повторение, работа над текстом, анализ эпизодов.

Ход урока

I . Слово учителя

Дом в представлении Булгакова не ограничивается ролью вспомогательной, ролью интерьера. Это место, где можно укрыться от жизненных бурь, где тебя любят и ждут. В романе Булгаков воссоздает обстановку своего родного дома № 13 по Алексеевскому спуску, где царили уют, взаимопонимание, атмосфера высокой интеллигентности. Вспомним дом Ростовых из «Войны и мира».

Что общего между домом Ростовых и домом Турбиных?

(Автобиографичность. Обстановка доверия и любви, простота и взаимное уважение. Есть «чужой» в доме: у Толстого - Берг, муж Веры, у Булгакова - Тальберг, муж Елены (обратим внимание на сходство фамилий.)

II. Беседа

Образ Дома создается и на противопоставлении остальному, внешнему миру. Один из эпиграфов, из «Капитанской дочки», гласит: «Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!».

Вспомним оттуда же: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

У кого еще из писателей ХХ-го века встречается образ бурана?

(Образ бурана, метели, предвещающий жизненные бури, один из основных и у Блока.)

Героям Булгакова удается какое-то время защищаться и защищать свой Дом, воплощение прочности, надежности, самой жизни. Вещи для Турбиных не материальные ценности, а особые знаки привычного бытия, надежды, защищенности.

Какие предметы являются для Турбиных по-настоящему ценными?

(Книги: На открытых многополочных шкафах тесным строем стояли сокровища. Зелеными, красными, тиснеными золотом и желтыми обложками и черными папками со всех четырех стен... глядели книги» (часть 3, глава 12).)

Какие книги упоминаются в романе? В каком контексте?

(Прежде всего вспомним Капитанскую дочку. Название пушкинского романа дается без кавычек. Это уже не просто книжный образ, это член семьи, так же, как и Наташа Ростова. Елена читает «Господина из Сан-Франциско» Бунина. Вспомним эпиграф к рассказу: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий», который перекликается с идеей «Белой гвардии». Заметим, что символичность рассказа усиливается, приобретает конкретность в контексте романа Булгакова. Упоминаются названия книг и литературные образы: Фауст, «Пиковая дама», Онегин, стихотворения Некрасова, «Бесы» Достоевского, современные Булгакову футуристы. Классические произведения, вечные образы и сюжеты даются как неотъемлемая часть жизни, часть культуры, которая подвергается смертельной опасности.)

Что предвещает разрушение Дома?

(Любимый синий сервиз, согретый еще материнскими руками, разбит неуклюжим Лариосиком. И это предвещает несчастье. «Сервиза безумно жаль», - говорит Елена.)

Как писатель предостерегает от разрушения?

(Булгаков разрывает ткань повествования восклицанием: «Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысиной побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте - пусть воет вьюга, - ждите, пока к вам придут».)

Дом Турбиных, как Ноев ковчег, спасает от смуты, царящей за окнами, спасает всех, кто переступает его порог.

II. Реализация домашнего задания: анализ ключевых эпизодов

1. Обратим внимание на квартиру Лисовичей, домовладельцев, которая больше похожа на нору, в которой уютно себя чувствует разве что мышь (прием противопоставления).

(Звуки, запахи дополняют образ Дома, наполняют его жизнью: запах книг и шорох страниц, запах хвои, размеренный бой часов («тонк-танк) песни и гитара Николки.)

Какая атмосфера царит в доме Турбиных?

(В доме Турбиных - уютно, тепло, царит атмосфера любви и заботы друг о друге, высокой культуры и духовности. Атмосфера дома, описанная в романе, напоминает ту, которая была в семье писателя. В доме Булгаковых господствовали интеллектуальные интересы: все увлекались поэзией, литературой, театром.

Членов семьи Турбиных мы постоянно видим с книгами: Алексей читает Бесов Достоевского, Елена увлечена Буниным.

В доме Турбиных находят тепло, понимание и поддержку Мышлаевский, Шервинский, Карась.)

С какой целью писатель делает противопоставление Дому?

(Покою, радости и чувству защищенности турбинского дома противопоставляется умерший, опустелый дом - гимназия. Он становится символом войны, гибели. Там мертвый покой, «полнейший и угрюмейший покой». Там жгут в печах книги, чтобы согреться, жгут парты (часть 1, глава 6). Алексею Турбину «показалось вдруг, что черная туча заслонила небо, что налетел какой-то вихрь и смыл всю жизнь, как страшный вал смывает пристань».)

В сцене в гимназии действие романа достигает наибольшего драматизма.

2. Анализируем поведение героев.

Как ведут себя герои романа?

Как меняется представление о чести?

(Главной ценностью оказывается человеческая жизнь. Полковник Малышев в минуту кризиса берет ответственность на себя и распускает юнкеров, спасая их. Защищать «до последнего патрона» некого и нечего. Остается попытка начать мирную гражданскую жизнь в этом хаосе.)

I V . Итог урока

Роман кончается как будто спокойно. Герои спят и видят сны. Надежда на будущее - в простом и радостном сне Петьки Щеглова - мальчика из флигеля (тоже Дом). «Камера» писателя поднимается вверх, к звездам: «Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.

Пояснительная записка

... Поурочные разработки . - М.: Просвещение. 3. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века . 10 класс . 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003. 4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе ...

В основу романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», написанного в 1925 году, легли реальные события трагического времени: гражданская война на Украине. Здесь Многое автобиографично: Город - любимый Киев, адрес - Дом № 13 по Алексеевскому спуску (в действительности Булгаковы жили в доме 13 по Андреевскому спуску, где сейчас музей М.А. Булгакова). Автобиографична и атмосфера семьи Турбиных, большой и дружной, но переживающей тяжелые времена.

Турбины любят свой дом, уютный и теплый. Вся его обстановка словно одухотворена связанными с ней воспоминаниями. Изразцовая печка в столовой - символ тепла домашнего очага - «грела й растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку». У пышущей жаром печи читался «Саардамский плотник», «часы играли тавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях». Вещи представляют ценность не сами по себе, а из-за того, что с ними связано: часы -- память об умершем отце, «лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом», говорят о духовном мире взрослеющих детей, бронзовая лампа под абажуром дает представление о тепле и уюте вечерних сумерек." Страшные испытания коснулись и семьи Турбиных- умерла мать, завещавшая детям, жить дружно. И разрушения времени не могли не отразиться на привычном быте: праздничный сервиз матери пошел на каждый день, скудно угощение к чаю. Изразцовая печь покрыта «историческими записями» и рисунками на злободневные темы: революция, наступление Иетлюры, выражение политических симпатий и антипатий. «Тревожно в Городе, туманно, плохо...» И хотя скатерть «по-прежнему бела и крахмальна», потому что Елена не может иначе, и цветы утверждают «красоту и прочность жизни», чувствуется, что прежний уют хрупок и непрочен, что в любую минуту коварный враг «может разбить снежный прекрасный Город и осколки покоя растоптать каблуками».

Детям трудно без матери, они невольно ощущают возможность краха привычного доброго мира. «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а “Капитанскую дочку” сожгут в печи». Турбины дорожат своим домом, они хранят его традиции, взаимоотношения, сложившиеся в семье. Здесь братья люнбят и опекают сестру, ради нее согласны терпеть ее мужа, которого они сами не до любл ивают, утешают Елену, когда она волнуется из-за мужа. Здесь всегда рады друзьям: как к себе домой приходит к Турбиным обмороженный Мышлаевский после- неудачной обороны на подступах к Городу, и его действительно принимают как желанного гостя. Сюда приходят Шервинский, ухаживающий за Еленой, и Карась, гимназический друг и сослуживец Мышлаевского. Приехавший из Житомира Лариосик поначалу сам не понимает, почему ему так нравится в жилище у Турбиных, но ему здесь так нравится, что он чувствует, как «оживает душой». Внешний мир за кремовыми шторами «грязен, кровав и бессмыслен», и «израненные души ищут покоя вот тленно за такими кремовыми шторами». Такое объяснение Лариосика наглядно доказывает, что все друзья Турбиных ценят в их доме прежде всего теплоту дружеских отношений, обстановку доверия, взаимопомощи, сердечность хозяев. Даже Василиса- квартирный" хозяин, жадный и трусоватый, в минуту опасности приходит к Турбиным за защитой и поддержкой.

Итак, дом Турбиных - это не просто жилище, «моя крепость», о которой мечтает Василиса, ограбленный в собственной квартире. Это не просто уют и тепло домашнего очага - это особая атмосфера любви и взаимопонимания. В жестоком и тревожном мире это островок добра, надежное, защищенное от опасностей место, где можно поверить в то, что все наконец будет хорошо и счастливо.