Страдательные причастия прошедшего времени. Причастие

Следует остановить внимание учащихся на том, что страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида и почти не образуются от глаголов несовершенного вида (исключениями являются причастия читанный, писанный, виденный, слышанный, надеванный, несенный, тертый, колотый и некоторые другие).

Это полезно показать на парных глаголах, например: встретить и встречать; от глагола совершенного вида встретить образуется форма встреченный, а от глагола несовершенного вида встречать страдательное причастие прошедшего времени не образуется (учащиеся часто образуют несуществующую форму «встречанный»).

Полученные знания закрепляются в процессе выполнения упражнения.

Обозначить вид и переходность каждого глагола. Где возможно, образовать страдательные причастия прошедшего времени, где невозможно, объяснить почему: бросить (с. в., перех.) - брошенный; бросать (н. в., перех.) - не образуется; броситься (с. в., неперех.) - не образуется.

а) Выявить, выявлять; решить, решать; доставить, доставлять; повысить, повышать; расчистить, расчищать; полить, поливать; сеять, посеять; выключить, выключать.

б) Повторить, повторять, повториться; встречать, встретить, встретиться; назвать, называть, назваться; возвратить, возвратиться, возвращать; ходить, исходить; убежать, пробежать; гулять, прогуляться; занять, занимать, заняться, заниматься.

При образовании страдательных причастий прошедшего времени учащиеся чаще всего ошибаются в написании гласной перед суффиксом -нн- или неправильно употребляют суффикс -енн-. Очень важно научить их различать эти суффиксы. Для этого учащиеся должны запомнить, что суффикс -нн- прибавляется к основе прошедшего времени, оканчивающейся на а, я.

Во всех остальных случаях прибавляется суффикс -енн-. Перед суффиксом -нн- сохраняется та же гласная, что стояла в глаголе прошедшего времени. Учащимся полезно напомнить, что действительные и страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени, к которой прибавляются суффиксы причастий.

Тренировку можно провести на следующем материале.

1. Образовать страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами -нн- и -енн- от данных глаголов.

Закончить, потерять, оскорбить, схватить, зажечь, распахать, выслушать, потревожить, обидеть, осветить, услышать, успокоить, осмеять, испечь, претворить.

2. Образовать действительные и страдательные причастия прошедшего времени от глаголов.

Почистить, расплавить, выдержать, взлелеять, отворить, смутить, разложить, доставить, укусить, обещать, прострочить, рассказать, разрушить, наградить, овеять, преобразить.

3. Данные причастия разобрать по составу; указать глаголы, от которых они образованы.

Увенчанный славой, отвинченная гайка, сломанный стул, сломленная воля, разбросанные вещи, заброшенные поля, настоянные травы, удостоенный награды, выкаченная из погребабочка, выкачанная вода, взвешенные товары, развешанные ковры, замешенное тесто, размешанный раствор, припаянная труба, вспоенный молоком, затаенная обида, затеянная игра, вываленный из машины торф, вывалянная в муке рыба.

4. Образовать страдательные причастия прошедшего времени и составить с ними словосочетания: потерять - потерянное время.

а) Заклеить, напечатать, одержать, ограничить, засеять, накормить, исказить, выучить, затратить, удержать, вылечить, разбудить, раскрасить, перемножить, вымазать.

б) Сшить, разбить, понять, согнуть, забыть, выбить, прополоть, свернуть, скрыть, снять, развернуть, принять, покинуть, открыть, обмануть, вынуть.

5. К данным глаголам подобрать видовые пары и, где возможно, образовать действительные и страдательные причастия прошедшего времени: оставить - оставивший - оставленный; оставлять - оставлявший.

Возвратить, продолжить, сохранять, исправлять, запретить, удивить, озлоблять, возглавить, объяснить, уточнить, стеснять.

После соответствующей тренировки учащиеся довольно успешно овладевают написанием этой орфограммы. Однако трудности возникают тогда, когда появляется необходимость отличать причастие от сходных форм прилагательного. Так, школьники смешивают написание однокоренных слов разменянный (рубль), замененная (деталь), разменная (монета) потому, что не могут правильно разобрать их по составу и найти слова, от которых они образованы. Или еще пример: слово медленный учащиеся считают причастием, образованным от глагола медлить.

Однако глагол медлить непереходный, и страдательные причастия от него не образуются. Значит, медленный - прилагательное (от него можно образовать форму сравнительной степени медленнее, что характерно для качественных прилагательных) слово же замедленный (шаг) - причастие, оно образовано от переходного глагола совершенного вида замедлить.

Таким образом, учащиеся должны понять, что, если к данному слову невозможно подобрать глагол, от которого оно образовано, значит, это прилагательное.

Если Вы не знаете, что такое причастие, то первым делом советуем ознакомиться со статьёй « » на данном сайте.

Действительные причастия

Действительное причастие – это причастие, которое обозначает признак, производимый предметом/объектом. Пример : Девочка, прыгающая через скакалку. Действие совершает объект «девочка» - она прыгает через скакалку.

Действительные причастия бывают настоящего и прошедшего времени. Рассмотрим на примерах:

  • Человек, пишущий новость. Пишущий – действительное причастие настоящего времени . Человек пишет новость в данный момент. Образуются такие причастия от глаголов в настоящем времени при помощи суффиксов -ущ-, -ющ- (для первого спряжения глаголов) и -ащ-, -ящ- (для второго спряжения глаголов).
  • Мужчина, сделавший комплимент. Сделавший – действительное причастие прошедшего времени . Мужчина уже сделал комплимент. Образуются такие причастия от глаголов в прошедшем времени при помощи суффиксов -вш-, -ш-.

Страдательные причастия

Страдательное причастие – это причастие, которое обозначает признак, производимый над одним предметом или объектом действиями другого. Пример : корабль, построенный жителями деревни. Жители деревни совершили действие над кораблём – построили его.

Страдательные причастия бывают настоящего и прошедшего времени. Рассмотрим на примерах:

  • Стул, ломаемый учеником. Ломаемый – страдательное причастие настоящего времени . Ученик производит действие над стулом – ломает его. Образуются такие причастия от глаголов в настоящем времени при помощи суффиксов -ом-, -ем- (для глаголов первого спряжения) и -им- (для глаголов второго спряжения).
  • Собака, побитая хозяином. Побитая – страдательное причастие прошедшего времени . Хозяин произвёл действие над собакой – побил её. Образуются такие причастия от глаголов в прошедшем при помощи суффиксов -нн-, -енн-, -т-, -от-.

Что такое причастие прошедшего времени и как его понять?

Русский язык - это куча правил, которые нужно не просто знать, а понимать, чтобы грамотно писать и красиво говорить. Тема причастие - одна из важных тем, усвоив которую можно научиться немногословной, но выразительной речи.

Сравните предложения вялым и причастным оборотом: Первый вариант более лаконичный, красивый и поэтичный, чем второе предложение.

Из курса школы известно, что причастие - это совсем не простая форма глагола потому, что она имеет свойства и глагола и прилагательного. От глагола эта часть речи имеет вид и время, а от прилагательного - род, число, падеж и полную/краткую форму. Также причастие делится на действительное и страдательное.

Например:

Идущий мальчик - это действительное причастие, т.к. это он сам делает это действие - он идет!

Стрекочущий кузнечик - само насекомое выполняет действие - стрекоче.

Платье, носимое девочкой - это страдательное причастие, потому что это не платье производит действие, а девочка: это же она носит платье.

Вымытая Таней посуда искрила блеском и чистотой. Действие производит, не посуда, а Таня.

Каковы главные условия правописания суффиксов у причастий в настоящем времени вроде не сложно: надо только запомнить, какой суффикс относится к определенному спряжению.

А как образуется причастие прошедшего времени ?

Оно формируется с помощью основы глагола любого времени и суффиксов, которые ему помогают:

Идет - идущ ий, поет - поющий, играет - играющий - это настоящее время; любил - любивш ий, хотел - хотевший, мечтал - мечтавший, кормить - кормивший - это прошедшее. Для действительного и страдательного времени есть свои специфичные суффиксы:

Действительное причастие прошедшего времени.

Образуется от основы глагола с помощью суффиксов: -вш-, -ш-. Вид и переходность значения не имеют.

Суффикс зависит от окончания основы глагола:

  • Если она оканчивается на гласный, то - вш-. Рисов а ть - рисовавш ий, строить - строивший, смотреть - смотревший.
  • И если на согласный, то -ш-. Вез ти - вез ший.
  • Если причастие прошедшего времени составляется от глагола на -ть, то суффикс -вш- будет писаться после той гласной, которая перед -ть.

Например: мы ть - мы вший, хохота ть - хохота вший, висе ть - висе вш ий.

На примере таблицы можно подробно рассмотреть образование действительного причастия прошедшего времени в зависимости от глагольных признаков.

Действ. причастие

Таким образом, действительные причастия прошедшего времени совсем не трудны в понимании.

Чтобы легко проверять переходность причастия можно от слова поставить вопрос, если от него можно задать вопрос косвенного падежа, то это непереходный глагол. Например:

Глядеть (что?) фильм, печатать (что?) реферат;

Бежать (где?) по дороге. Здесь вопрос «что?» не подойдет, значит это непереходный глагол и причастие соответственно.

С видом проблем не должно возникнуть: если действие в процессе - это несов. вид, если уже произошло - сов. вид.

Страдательное причастие в прошедшем времени.

Они образуются от переходного глагола соответствующего времени. Вид особо не имеет значения, но от глаголов несов. вида причастий совсем не много.

Какой основой оканчивается глагол

От глагола с сов/несов. видом

Ать, -ять, -еть.

Оть, -нуть + односложные гл.

По таблице теперь возникает только один важный вопрос: когда суффиксы страдательных причастий прошедшего времени пишутся с одним н, а когда с двумя?

Тут важно запомнить несколько немудреных правил:

Одна -Н будет у глаголов несовершенного вида если они:

  • не имеют зависимое слово, приставку, -ова-/ -ёва-; Например: жареный, вареный, копченый.
  • краткие причастия; Например: дети кормлены, товарищество образовано, дело решено.

Две - НН имеют полные страдательные причастия прошедшего вида , образованные глаголами совершенного вида с наличием:

  • зависимых слов. Например: жареный в масле осетр. Вареный в бульоне горох.
  • -ова-/-ёва-. Например: балованный мамой ребенок. Заколдованный ее чарующим взглядом принц.

Они имеют ту же синтаксическую функцию, что и прилагательные, т.е. в предложении являются чаще всего определением .

Причастие прошедшего времени также может иметь возвратный суффикс -ся. Например: спрятавшийся таракан, колотый орех, вывалившийся песок, рассмеявшаяся красавица, испугавшаяся муха.

Но всегда в русском языке есть свои исключения, которые могут быть не такими так все. Такие слова как «искать», «любить» и «брать» не способны образовывать страдательные причастия: им это абсолютно не под силу. Есть еще такая особенность у глаголов оканчивающихся на -сти: они могут перевоплотиться в страдательное причастие прошедшего времени .

Например:

  • Сплести. Сплетенные бабушкой варежки смотрятся совсем как магазинные.
  • Украсть. Украденные котом тапки мы долго не могли найти.
  • Обрести: Вновь обретенная Шариком кость долго его радовала, из-за чего он долго вилял хвостом.
  • Найти: Когда найденные шпаргалки учитель обнаружил, Вася понял, что надо придумать способ схитрить лучше, но чем больше он хитрил, тем больше ему приходилось знать.

Подводя итоги важно вспомнить главное: суффиксы причастий прошедшего времени - это вш, ш у действительных причастий, и нн,т, енн у страдательных. Запомнив их и правила употребления одной и удвоенных н вопросов с причастиями прошедшего не будет.

Данные причастия образуются от инфинитива глагола на гласный. Обычно, это глаголы 1 и 3 классов. Суффикс –нн- при этом присоединяется к основе прошедшего времени, которая оканчиваются на -а или -я, иногда на -е.

Например, «увидел – увиде-нн-ый»; «посеял – посея-нн-ый»; «потерял – потеря-нн-ый».

Примечание: в кратких страдательных одна –н-, например: «Мысли продуманы автором книги».

В полных причастиях, которые были образованы от глаголов совершенного вида, пишется две –нн-, например: («что сделать?») «завязать - завязанный».

В причастиях, образованных от глаголов с –ова-; -ева-, пишется две –нн-, например: «шифр-ова-нный»; «марин-ова-нный».

С помощью суффикса –енн-

Данные причастия образуются от инфинитива глагола на согласный или на гласный –и-, который при этом выпадает. В этом случае происходит чередование конечных согласных самой основы, которые являются аналогичными при чередовании образования первого лица настоящего или будущего простого .
Например, «вынес + -енн- = вынес-енн-ый»; «привез + -енн- = привез-енн-ый»; «купи-л + -енн- = купл-енн-ый»; «спроси-л + -енн- = спрош-енн-ый».

От глагола на –чь, –сти, -ить

Страдательные причастия прошедшего времени от таких глаголов образуются от основы настоящего или будущего времени.

Например, «привести - приведенный»; «обрести - обретенный»; «спрясти - спряденный»; «украсть - украденный»

.
Примечание: гласных под ударением пишется –ё-, например: «решить - решённый»; «сжечь - сожжённый».

В причастиях, которые были образованы от глаголов совершенного вида, всегда пишется две –нн-: « - замещенный»; «застелить - застеленный».

В полных причастиях, которые имеют приставку, кроме не-, так же всегда пишется две -нн-: «сварить - сваренный»; «покрасить - покрашенный».

В полных причастиях, которые имеют зависимое слово, также пишется две –нн-: «забор крашенный» (причастие, у которого имеется зависимое слово, пишется с двумя –нн-), но «крашеный забор» (прилагательное).

С помощью суффикса –т-

Суффикс –т- присоединяется к основе глагола, оканчивающегося в неопределенной форме на -от–, -нуть, -ереть. Данный суффикс может также использоваться и в односложных основах, но без приставки.
Например: «вынуть - выну-т-ый»; «колоть - коло-т-ый»; « - вытер-т-ый»; «бить – би-т-ый».

Примечание: прошедшего времени могут быть также образованы с помощью присоединения постфикса –ся к форме действительного залога, например: «продавались - продававшие-ся».