Адольф сакс и его восхитительный саксофон. Саксофон — музыкальный инструмент — история, фото, видео

История создания саксофона начинается в XIX веке. Изобрел этот музыкальный инструмент бельгиец Адольф Сакс в 1840 году. Потому и название его произошло от имени создателя – «Sax» и греч. «phone», что значит звук.

У первых моделей саксофона было два отдельных друг от друга октавных клапана, 3 боковых клапана для левой руки, один клапан для правой руки и дополнительный клапан под указательный палец левой руки, благодаря чему можно было продлевать верхний предел диапазона до фа 3-й октавы. У инструментов Сакса нижний регистр ограничивался си-бемолем малой октавы по нотации.

В 1880 году изобретателем была предпринята попытка расширения нижней границы диапазона. За счет того, что он несколько удлинил раструб, сконструированная им модель саксофона-альта стала иметь нижний звук ля малой октавы.

Французская фирма «Lecomte» в 1890 году проделывает серьезное конструктивное изменение – ее изобретением становится система сдвоенного октавного клапана, благодаря чему улучшилась техническая подвижность саксофона. А добавление бокового клапана ми-бемоль 3-й октавы – это совместная работа известного в то время саксофониста-виртуоза и кларнетиста Э. Лефебра и американской фирмы «Conn». И сегодня не останавливаются работы по техническому усовершенствованию саксофона. Фирмы-изготовители постоянно вносят свои новшества, например, были добавлены клапана «верхней аппликатуры».

Хотя и делается саксофон металла, его все равно относят к числу деревянных духовых инструментов (таким, как гобой, кларнет, флейта). В истории создания саксофона отмечено, что первоначально он использовался исключительно в военных оркестрах. Потом его «голос» все чаще стал звучать в симфоническом и даже оперном оркестрах.

Солирует саксофон, например, в «Болеро» Равеля. Но в симфоническом оркестре ему так и не удалось стать полноправным членом. Зато его мелодичный вибрирующий звук хорошо знаком всем, кто увлекается джазовой музыкой, поскольку в эстрадных оркестрах, саксофон - обязательный участник!

Саксофон – духовой музыкальный инструмент, востребованный, популярный, обладающий неповторимым звуком; при этом он уникален не только своим строением и характеристиками, но и историей, ведь был создан в середине XIX века, что большая редкость для музыкального мира. Интересно, что он используется в духовых оркестрах или в музыкальных направлениях типа Jazz, но намного реже встречается в оркестрах симфонических.
Сейчас получает распространение ансамблевое использование саксофона; кроме того, специалисты отмечают высокую важность и применимость в современной эстрадной музыке, где сакс может играть как центральную, так и вспомогательную роль. В различных культурах саксофон играет свою роль, но в некоторых странах – первостепенную. Если конкретней, то данный инструмент имеет следующие номенклатурные определители:
  1. тонкая трубка (эска);
  2. раструб;
  3. корпус.

На эску можно надевать один из нескольких видов мундштуков – тут уже решает сам музыкант, в зависимости от индивидуальных предпочтений. Применяют пластик или черный эбонит; как говорилось выше, форма и строение мундштука полностью совпадает с кларнетовским. Мундштук влияет на звучание, поэтому иногда может быть сменен во время исполнения конкретного произведения несколько раз. Звукообразующий элемент – язычок, его изготавливают из особых сортов «дерева», например из бамбука, тростника или камыша. Инструмент имеет сложную клапанную систему , их количество может варьироваться. Именно из-за этой конструктивной сложности стоимость саксофона так высока. Всего существует 14 типов этого музыкального инструмента, но из них 6 практически никогда не используются, и встретить их очень сложно. Разве что у коллекционеров или «винтажных» музыкантов.

Квартет саксофонов

Существуют самые популярные модификации , они составляют квартет и могут играть вместе, получается интересный и своеобразный звук.

Отметим, какие саксофоны используются в данном случае:

  • сопрановый;
  • альтовый;
  • теноровый;
  • баритоновый.

Если рассмотреть аппликатуру, то станет ясно, что она очень схоже с гобойной. Но это лишь видимость, так как звукоизивлечение происходит все-таки по принципу кларнета. Специалисты отмечают, что на нашем инструменте регистры более однородны, нежели на кларнете. Возможна большая амплитудная вибрация звука при помощи использования клапанов и мундштука. Интересно, что основным достоинством саксофона считают способность сливаться с деревянными духовыми, а также с «медными». Сила звука его очень высока, почти как у валторны.

Перечислим основные приемы игры, которые применяются классиками и современными виртуозами в джазе:

  • фруллато (трубное тремоло);
  • резонансное звучание;
  • многоголосье;
  • флажолетная техника;
  • игра в сверхвысоком регистре и др.

Роль и значение саксофона

Если спросить у экспертов, какое значение имеет саксофон и что он принес в современную музыку, то ответ будет скорей всего таким: никакой другой инструмент не может дать такой высокий уровень чувственности, именно поэтому он задает такие высокие рамки восприятия музыкальных произведений современности. Композиторы стараются затронуть глубинные струны души слушателя, поэтому им нужны самые новейшие инструменты и технологии. Недаром саксфон называют инструментом для души , в этом солидарны многие меломаны по всему миру, он может передать переживания героев, чувства, волнение, ощущение страха, восторга и др. Разумеется, играть на саксофоне непросто, нужно учиться, но современные консерватории обладают соответствующими классами, и дают образование студентам. Проблема заключается в том, что на отечественном пространстве не так много магазинов, где можно , и популярность его остается лишь элитной, но никак не народной. В каждом доме можно встретить гитару или синтезатор, пианино, но никак не саксофон. Нужно помнить, что в прежние времена этот инструмент был запрещенным по всему СНГ, достаточно вспомнить крылатое выражение «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону и меломаны могут наслаждаться саксофонной музыкой – как в аудио, так и в видео формате. В заключение можно сказать, что, возможно, этот музыкальный инструмент будет продолжать развиваться и появятся новые модели, разновидности, типы, которые сыграют свою роль в непрекращающейся музыкальной революции.

Видео

Слушать саксофон

Саксофон — история создания, особенности и виды инструмента

Инструмент, передающий нежность и страсть, - саксофон — изобрел Адольф Сакс, а название необычному творению дал его друг, композитор Гектор Берлиоз.

История популярности

Музыкальный инструмент оказался своеобразным, уникальным, хотя Парижский суд не признал поначалу его существование.

Его делают из металла, но относится он к деревянным духовым, задумывался для симфонического оркестра, но популярен у джазменов, рок-музыкантов, его звучание не могут достоверно скопировать синтезатором.

Романтическое звучание саксофона способствовало быстрому взлету популярности инструмента у композиторов, но особого почета он удостоился в Америке, когда родился джаз.

Сакс разработал 16 разновидностей саксофонов, поделив их на 2 вида: для симфонических оркестров и для духовых. Первые превратились в музейные раритеты, вторые вошли в симфонические оркестры, джаз-, рок клубы. После их конструкция подвергалась усовершенствованию многими представителями: Жоржем Лебланом, Генри Сельмаром, Фердинандом Бюшером, и другими. Создавались новые модификации на основе известных.

Саксофон: разновидности

Современные музыканты используют 7 видов этих духовых.

Самые популярные:

— Альт - хозяин современного джаза. Диапазон звучания широк - от низких до высоких тонов. На альте играли Чарли Паркер, Фил Вудс, Пол Дезмонд.

— Тенор - глубокий, хрипловатый, уютный тембр привлекает любителей и исполнителей джаза. Принцип работы схож с кларнетом. Гровер Вашингтон виртуозно владел этим инструментом наряду с другими, его музыка сочетала R&B и джаз.

— Сопрано - небольшой инструмент, формой напоминающий кларнет, имеет выразительное, благородное звучание. Одним из первых на сопрано сыграл Сидне Беше, вызвав восторг у слушателей своим соло.

Модели саксофонов

Эти инструменты в своем большинстве - транспонирующие. Нота «до» в партитуре при исполнении прозвучит как ми-бемоль или си-бемоль, в зависимости от строя инструмента: in E♭ или in B♭

    Для начинающих музыкантов разработаны ученические модели. Они просты во внешнем оформлении, имеют, правда, более тугую механику, зато цена значительно уступает профессиональным. Качество звучания у некоторых моделей очень неплохое.

    Приобретя навык игры, научив пальцы бегать непринужденно по клавишам, определившись с музыкальными устремлениями, можно выбрать полупрофессиональный вариант. Это очень хорошие по звучанию модели, даже саксофонисты профессионалы играют на таких. Но они не воспроизводят такую ширину диапазона, как профессиональные.

    Профессиональные - удобная и легкая на ощупь техника, прекрасное звучание, идеальны строй. Таких качеств мастера добиваются ручной сборкой, использованием сплавов высшего качества. Часто применяют дорогое покрытие и украшения корпуса. Это инструмент для достигших определенного мастерства, чувствующих малейшие нюансы, оттенки, настроение музыки.

Перечисленные виды - наиболее популярны у музыкантов, но есть люди, очарованные баритоном, контрабасом. Разнообразие саксофонов позволяет выбрать свой — неповторимый.

По принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева.

Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя.

Адольф Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент «мундштучным офиклеидом », а название «саксофон » было предложено несколько лет спустя Гектором Берлиозом .

С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже - в симфоническом, ещё реже - в качестве солиста. Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки.

Саксофон обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.

Устройство саксофона

Представляет собой коническую трубку, изготавливаемую, как правило, из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (тот же состав, с добавлением никеля) или латуни. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубука. Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину, и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые басовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.

Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса, и «эса» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эс насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука : он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а у теноровых и более низких разновидностей - иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.

Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как открытость (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются более закрытые мундштуки, для других жанров - более открытые.

Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок) , которая тоже схожа по строению с тростью . Обычно для её изготовления применяется камыш, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления - лигатуры , представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.

Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.

Разновидности саксофонов, их семейство

Семейство саксофонов , сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только семь из них:

Из представленных в таблице семи разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый - преимущественно в джазе и родственных жанрах.

Большая часть саксофонов - транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю, и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и in B (при исполнении ноты до прозвучит cи-бемоль).

Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.

Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая - инструменты строя in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались для симфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) - инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемоль соответственно) - должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F , эти модели постепенно вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов

Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Техника игры на саксофоне

Аппликатура саксофона близка аппликатуре , а принцип извлечения звука сходен со звукоизвлечением на кларнете . При этом регистры саксофона более однородны, чем регистры .

Возможности саксофона очень широки: по технической подвижности, особенно в легато, он конкурирует с , возможна большая амплитуда вибрации звука, чёткое акцентированное стаккато, глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же саксофон обладает значительно большей, чем у других деревянных духовых, силой звука (примерно как у ). Его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых помогает ему успешно объединять эти группы по тембру.

В джазе и при исполнении современной музыки саксофонисты используют самые разнообразные приёмы игры - фруллато (тремоло на одной ноте с помощью языка), резонансное звучание, исполнение в сверхвысоком регистре с флажолетными звучаниями, многоголосное звучание и др.

Выдающиеся саксофонисты

  • Джон Колтрейн - один из крупнейших джазовых саксофонистов второй половины XX века;
  • Бен Уэбстер - американский джазовый тенор-саксофонист, выдающийся мастер свинга;
  • Пол Дезмонд — американский джазовый альт-саксофонист, автор одной из наиболее популярных джазовых композиций «Take Five»;
  • Орнетт Коулман - американский джазовый саксофонист, композитор, один из основателей стиля «Фри-джаз»;
  • Джерри Маллиген - американский джазовый саксофонист, композитор, аранжировщик, один из основателей стиля «кул»;
  • Брэнфорд Марсалис - американский джазовый и классический саксофонист, брат Уинтона Марсалиса;
  • Федерико Мондельчи - современный итальянский классический саксофонист, руководитель ансамбля саксофонов;
  • Марсель Мюль - французский классический саксофонист, основоположник современной французской школы исполнения на этом инструменте, первый профессор Парижской консерватории;
  • Чарли Паркер - американский джазовый саксофонист первой половины XX века;
  • Мэйсио Паркер - американский саксофонист второй половины XX века, определивший звучание фанк-музыки;
  • Фаусто Папетти - итальянский саксофонист, исполнитель популярной музыки и музыки к кинофильмам;
  • Сигурд Рашер - немецкий и американский классический саксофонист, один из крупнейших в XX веке;
  • Дэвид Джексон - выдающийся саксофонист жанров прог- и арт-рок;
  • Ховард Джонсон - исполнитель на баритоновом саксофоне и других инструментах;
  • Декстер Гордон - один из первых исполнителей бибопа на теноровом саксофоне;
  • Жан Мари Лонде (Лондейкс) - французский классический саксофонист, исполнитель ряда посвящённых ему сочинений;
  • Маргарита Шапошникова - профессор РАМ им. Гнесиных, Народная артистка России, основатель академической школы саксофона в СССР, ведущий музыкант-саксофонист России;
  • Лев Михайлов - один из крупнейших отечественных классических кларнетистов и саксофонистов;
  • Игорь Бутман - современный российский джазовый саксофонист;
  • Георгий Гаранян - джазовый саксофонист;
  • Алексей Козлов - советский и российский саксофонист, основатель легендарного советского джазового коллектива «Арсенал»;
  • Давид Голощёкин - выдающийся петербургский джазовый музыкант.

История саксофона и его роль в музыке

Первый саксофон был создан Адольфом Саксом в Париже в 1842 году. Этот инструмент обладал всеми характеристиками современного саксофона: металлическим коническим корпусом, мундштуком (почти без изменения заимствованным у кларнета) с одинарной тростью и системой кольцевых клапанов Теобальда Бёма, и имел «змееобразную» (скрученную) форму.

Первое сочинение, в котором был задействован саксофон , принадлежит перу Гектора Берлиоза, всегда положительно относившемуся к нововведениям в музыке. Это сочинение - Хорал для голоса и шести духовых инструментов, в котором помимо саксофона использовались и другие инструменты, сконструированные Саксом (бас-кларнет, корнет и др.). 3 февраля 1842 Берлиоз сам первым продирижировал этим произведением, а уже в декабре того же года саксофон впервые появился в оперном оркестре на премьере оперы Жоржа Кастнера «Последний царь Иудеи».

В 1844 году саксофон был впервые представлен на промышленной выставке в Париже, а 21 марта 1846 года Сакс получил патент на «систему духовых инструментов, называемых саксофонами», включавшую восемь разновидностей. В 1845 году инструменты, сконструированные Саксом (саксофоны, саксгорны и саксотромбы) были введены в военные духовые оркестры.

Будучи знатоком оркестровки и возможностей инструментов, Берлиоз включил в свой труд «Искусство инструментовки» достаточно обширную статью о саксофонах и дал этим инструментам положительную характеристику. Композиторы периодически включали саксофон в оркестр (как правило, в операх): Галеви - «Вечный жид» (1852), Мейербер - «Африканка» (1865), Тома - «Гамлет» (1868) и «Франческа да Римини» (1882), Делиб - «Сильвия» (1876), Массне - «Король Лахорский» (1877), «Иродиада» (1881) и «Вертер» (1886), Сен-Санс - «Генрих VIII» (1883), д’Энди - «Фервааль» (1895) и др. В симфоническом оркестре саксофон использовался намного реже, один из самых известных случаев его применения - музыка Жоржа Бизе к драме Альфонса Доде «Арлезианка» (1874), где этому инструменту поручено большое соло.

В 1857-1870 годах Сакс преподавал игру на саксофоне в военном училище при Парижской Консерватории. За эти годы он подготовил множество первоклассных музыкантов и вдохновил композиторов на создание сочинений, написанных специально для саксофона. Но в 1870 году разразилась война, большинство учеников училища ушли на фронт, и спустя некоторое время оно было закрыто. Класс саксофона в Парижской консерватории был открыт лишь в 1942 году. После 1870 года в Европе начался период упадка интереса к инструменту, однако «эстафету» приняли американские музыканты, в частности, Элиза Холл, успешно выступавшая в качестве сольного исполнителя.

Начало XX века отмечено новым всплеском интереса классических композиторов к саксофону. В 1920-е годы в свои сочинения его ввели Дариюс Мийо (балет «Сотворение мира»), Жермен Тайфер, Морис Равель (в его «Болеро» используется сразу три саксофона - сопранино, сопрано и тенор), Мануэль Розенталь и другие. Кроме того, проникавший в Европу джаз, где саксофон уже стал одним из доминирующих инструментов, имел большой успех. Это и предопределило триумфальное возвращение саксофона и его необычайную популярность в музыке ХХ века.

Среди других сочинений этого времени, в которых задействован саксофон, можно упомянуть оперу «Кардильяк» (1926) Пауля Хиндемита, балет «Золотой век» Дмитрия Шостаковича (1930), сюиту «Поручик Киже» (1934) Сергея Прокофьева, ораторию «Жанна д’Арк на костре» (1935) Артюра Онеггера, «Концерт памяти ангела» и оперу «Лулу» Альбана Берга, балет «Гаянэ» Хачатуряна а также многие другие произведения. Саксофон исполняет главную тему в пьесе «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского в оркестровке Мориса Равеля, а также лиричное соло в среднем разделе первой части «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова.

Был написан также ряд сольных сочинений для саксофона: Рапсодия Дебюсси (1903, оркестрованная Жаном Роже-Дюкассом в 1911); Концерт, соч. 109 Александра Глазунова; две Баллады Франка Мартина, Хорал с вариациями, соч. 55 Венсана д’Энди; Камерное концертино Ибера; «Легенда» Флорана Шмитта; Концерт Ларса-Эрика Ларссона; Концерт для двух фортепиано, хора и квартета саксофонов с оркестром (1934) Жермен Тайфер; а также произведения менее известных авторов, таких как Жан Абсиль, Хенк Бадинс, Эжен Бозза, Гастон Брента, Андре Капле, Рэймон Шеврёй, Мариус Констан, Уилл Эйзенман, Анри Томази и многих других. Эти произведения исполняются очень редко. Среди советских композиторов, создававших произведения для саксофона - Эдисон Денисов, София Губайдулина, Вячеслав Артёмов, Николай Пейко, Андрей Эшпай.

С 1969 года регулярно проводятся Всемирные конгрессы саксофонистов, в рамках которых проходят конкурсы и фестивали, издаются книги и периодические издания. В 1995 году в Бордо был открыт Европейский центр саксофона, задачей которого является сбор всех существующих материалов, имеющих отношение к саксофону, и дальнейшее продвижение этого инструмента в рамках современной музыки.

В конце XIX века в США зародился новый музыкальный стиль - джаз, и саксофон почти сразу стал одним из основных его инструментов. Специфичное звучание инструмента и огромные выразительные возможности как нельзя лучше подходили для этого стиля. Примерно с 1918 года, по выражению одного из критиков, страну захлестнула «саксофономания». Налаженное массовое производство этих инструментов способствовало их быстрому распространению, и уже по самым ранним из сохранившихся записей джазовых музыкантов конца 1910-х - начала 1920-х годов можно услышать, что саксофон пользуется огромной популярностью в этом жанре.

В эпоху свинга (с середины 1930-х годов) в моду вошли джазовые оркестры (бигбэнды), в которых группа саксофонов стала обязательной частью. Как правило, в состав такого оркестра входили не менее пяти саксофонов (два альтовых, два теноровых и один баритоновый), однако состав мог варьироваться, при этом один из саксофонистов также иногда играл на кларнете, флейте или более высокой разновидности саксофона (сопрано или сопранино). Среди выдающихся саксофонистов этого времени, игравших соло - Лестер Янг (1909-1954), Коулмэн Хокинс (1904-1969), позднее - Чарли Паркер (1920-1955).

В современном джазе саксофон остаётся одним из ведущих инструментов. Во второй половине XX века крупными исполнителями были Джулиан «Кэннонболл» Эддерли (1928-1975), Джон Колтрейн (1926-1967), Джерри Маллигэн, Бад Шенк, Фил Вудс и многие другие.

Видео: Саксофон на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ САКСОФОНА

Разработанный в середине 1800-х годов Адольфом Саксом, этот музыкальный тростевой инструмент до сих пор покоряет сердца волнующим звучанием. Звук создается при продувании воздуха через инструмент. Этот звук усиливается, когда он проходит через основной корпус прибора. Саксофоны состоят из многочисленных частей, которые изготавливаются отдельно, а затем собираются.

Большинство инструментов изобретались людьми, а затем неуклонно развивались на протяжении многих лет. Интересно, что уже никто не может утверждать наверняка, кто изобрел, например, флейту или гобой. Но саксофон может похвастаться удивительной историей, связанной с деятельностью его изобретателя Адольфа Сакса. Сакс родился в Бельгии в 1814 году. Любовь к труду и навыки изготовления музыкальных инструментов ему привил отец, который был музыкантом. В возрасте 16 лет Сакс был уже опытным мастером инструментов: он значительно улучшил дизайн кларнета, добавил поршневые клапаны в корнет. В свое время он создал самые качественные кларнеты, флейты и другие инструменты.

Когда он принялся за изготовление саксофона, он жаждал создать инструмент, который мог бы сочетать в себе оркестровые звуки деревянных духовых инструментов, а также медных инструментов. Его изобретение должно было иметь качество тона деревянного духового инструмента и силу латуни. Первым саксофоном, который он сделал, был большой бас-саксофон. Поскольку была необходима коническая форма, то ему проще было создать изделие из латуни, чем из дерева. 20 марта 1846 года Сакс запатентовал свое детище - саксофон. Спустя короткое время были созданы меньшие версии саксофона, такие как альт и тенор.

Помимо мастерства в приборостроении, Сакс также преуспел в предпринимательстве. Чтобы сделать популярным и покупаемым свой новый инструмент, он организовал «битву за группы» между традиционной французской пехотной группой и той, которая использовала его саксофон. Группа Сакса выиграла конкурс, поэтому военные официально приняли саксофон. Со стороны производителей это вызвало волну возмущения по отношению к Саксу. Многие изготовители инструментов, а также часть музыкантов отвергли саксофон в качестве приемлемого инструмента. На тот момент это исключило возможность использования саксофона в оркестрах в его первоначальном назначении.

Тем не менее, многие композиторы были так впечатлены звуком саксофона, что с радостью использовали его в своем творчестве. Например, саксофон стал жемчужиной в опере Бизе, он солировал в оркестровой пьесе Равеля, Болеро. Американский композитор Дж. Соузе широко использовал его в своих маршевых композициях.

Истинный потенциал саксофона был реализован джазовыми музыкантами в начале 1900-х годов. Чарли Паркер и Джон Колтрейн помогли сделать инструмент самым популярным среди прочих духовых инструментов для джаза. У этих музыкантов были совершенно разные стили. Именно саксофон помог еще больше индивидуализировать звук. Кроме того, для джазовых музыкантов мундштук был изменен, чтобы инструмент звучал еще громче.

Материалы для изготовления саксофонов и их дизайн

Саксофоны, как правило, изготавливаются из латуни. Это композитный сплав, состоящий из металлов: медь, олово, никель и цинк. Наиболее часто используемой в производстве саксофонов, является желтая латунь, содержащая 30% цинка, плюс 70% меди. Другие типы включают золотую латунь и серебряную латунь, которые имеют в составе разные пропорции металлов. Цинк в латуни делает сплав пригодным для использования при более низких температурах. Также в спав может быть добавлено небольшое количество мышьяка или фосфора. Некоторые изготовители готовят специальные смеси из латуни для разработки различных частей саксофона.

Для изготовления саксофона используется и нержавеющая сталь, из которой делается большинство винтов. Мундштуки могут быть изготовлены из различных материалов, но это не принципиально, так как мундштук мало влияет на звук. Наиболее распространенным материалом является черный, твердый каучук или эбонит. Встречаются мундштуки из металла или стекла. Резонаторы производятся из пластика. Клапаны никелируются с тем, чтобы увеличить срок их службы, сделать более привлекательными. Сам инструмент часто покрыт лаком.

Типичный саксофон - это единственный в мире инструмент, производящийся из изогнутой латуни. Первоначально саксофон изготавливался в 14 вариантах. Теперь их осталось лишь 8 - сопраниссимо, сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, бас и контрабас. Высокие саксофоны имеют малую длину, а также лишены характерного изгиба.

Саксофон можно разделить на 3 главных элемента: корпус, раструб, тонкая трубка, на которую насаживается мундштук, являющийся малой частью инструмента. Конструкция мундштука влияет на окончательный звук, позволяя инструменту стать частью симфонического оркестра, либо солировать в рок-группах. Есть два основных параметра мундштука, которые влияют на тон: "пасть" и длина выемки. Для классических музыкальных произведений применяются мундштуки с малыми "пастями", для прочих — с широкими.

Трость - звукообразующая деталь, крепится к инструменту. Вибрируя, она и создает узнаваемый звук. Саксофонические тростники делаются из бамбука, который выращивается на юге Франции. Трость может быть мягкой или жесткой в зависимости от пожелания музыканта. Лигатура - это часть, которая удерживает трость на мундштуке. Он крепится к мундштуку с помощью винтов. Они могут быть изготовлены из кожи, металла или пластика.

Саксофон имеет уникальную систему клапанов, которые закрывают и открывают отверстия на корпусе. Их число может составлять от 19 до 22 штук. Это целиком зависит от разновидности саксофона. У каждого клапана есть накладка, которая обеспечивает воздухонепроницаемое уплотнение на отверстии.

Саксофонная трубка - длинная металлическая трубка, которая на одном конце постепенно расширяется. На ней просверлены отверстия. Когда все отверстия закрыты, инструмент работает так же, как горн, усиливающий звук вибрирующего тростника. Когда отверстие открывается, звук меняется, создавая другую ноту. Коническая форма саксофона делает обертоны октавами. Это облегчает аппликатуру, потому что более высокие тональные ноты производятся с такими же аппликатурами, как и более низкие.

Поскольку спрос на саксофон относительно высок, их производство в значительной степени является автоматизированным процессом. Основные этапы производства включают в себя формирование деталей, сборку и окончательную полировку. Компьютерные средства управления гарантируют идеальное состояние инструментов. Качество звука проверяется производителями на последнем этапе. В тесте используют профессиональных музыкантов, которые могут проверить, что качество тона, интонация и воспроизведение находятся в допустимых пределах, установленных для конкретной модели инструмента. Звук инструмента проверяется при различных акустических настройках. В целом, если саксофон производится в соответствии со спецификациями, никаких корректировок не требуется. Тем не менее, тоновые отверстия могут быть просверлены больше, чтобы звук инструмента был менее резким.

Дизайн саксофона все еще совершенствуется. Поскольку популярность инструмента выросла за последние несколько лет, то были созданы саксофоны с различными радиусами трубы. В современных моделях все детали стали съемными, обеспечивая более легкую чистку. По мере продолжения развития этого инструмента качество и звук продолжают улучшаться.