Равнозначно ли эфирное зрение, ясновидение, духовному видению? Технология "духовное зрение"

Гриценко Лиза, ученица 7а класса

От природы человек обладает физическим зрением. У кого-то оно стопроцентное, у кого-то слабое зрение. Это всё понятно.

Но есть еще духовное зрение. Это зрение, которым обладал, например, Маленький принц в сказке Экзюпери. Вот это зрение дано иметь не каждому. Им обладает только великодушный человек. Человек, который обладает добрым сердцем, умеющим понимать и сочувствовать.

Есть еще такой медицинский термин - "сердечная недостаточность". Как много людей вокруг, которые болеют этой сердечной недостаточностью! Такие люди сдают своих старых родителей в дома престарелых. Оставляют своих новорождённых детей в домах малюток... Да, духовное зрение гораздо важнее физического.

Вот что думают о духовном зрении старшеклассницы нашего лицея:

"Я думаю, что духовное зрение - это стремление к высокому, знание духовных ценностей. Если человек смотрит на жизнь духовно, он поступает по велению сердца, а не руководствуется собственными выгодами. Духовное зрение = это внутренний мир человека, его душа. Если человек стремится к духовному самосовершенствованию, значит, у него есть духовное зрение". Карпачева Катя

"Вот ты смотришь на окружающий тебя мир и видишь разные предметы. Это физическое зрение. А духовное зрение - это когда ты помимо различных вещей видишь ещё людей с их характерами, настроением, проблемами. И тебе не безразлично, как себя чувствует внутри тот или иной человек, комфортно ли ему в данный момент. Вот, например, в рассказе Людмилы Улицкой "Перловый суп" мама девочки обладала таким духовным зрением. Она своими чуткими глазами и чутким сердцем видела, кому нужна помощь, и реально помогала. Обладает таким духовным зрением не каждый. Многие просто не видят людей, как бы проскальзывают мимо, не заглядывая вовнутрь человеческой души и не понимая, что у них там творится". Тулякова Эльмира

"У человека есть зрение, которым он видит всё то, что творится в мире. Но также человеку присуще духовное зрение. Это когда человек видит в обычных вещах - необычное. То есть человек видит как бы душой. Человек может быть некрасивым внешне, но красивым душой". Суркова Марина

"Духовное зрение - это зрение духа, души. Внутри нас есть определенный стержень моральной, нравственной основы. Именно он позволяет нам отличать хорошее от плохого, истинное от лживого. Порой мы интуитивно чувствуем, что делает что-то нехорошее. Нам этого никто не говорил, не объяснял. Но мы это знали, мы это видели духовным зрением, а не физическим. Иногда у людей бывает прозрение. Это не когда человек был слепым и стал видеть, а это духовное прозрение. Проходя через трудности и тяготы жизни, человек начинает понимать истинные ценности жизни, у человека начинают открываться глаза на мир. Духовным зрением человек видит то, что происходит на самом деле, а не то, что ему хотелось бы видеть. Чтобы изобразить героя истинным, чувственным, писатели награждают его духовным зрением. В романе Л.Толстого "Война и мир" таким зрением обладала Марья Болконская.А у её брата Андрея духовное прозрение наступило лишь в конце его жизни". Буробина Света

"Духовное зрение - это способность видеть и чувствовать то, что не видят многие. Леонардо да Винчи сказал: "Есть люди, которые видят, есть люди, которые видят, когда им показывают, а есть люди, которые ничего не видят". Не каждый наделён способностью чувствовать и видеть душой. Духовное зрение зависит от духовного мира человека. Духовное видение человек может воспитывать в себе сам". Морозкина Вика

Это интересно…

 Врачи, конечно, понимали, что слепые от рождения люди не знают, что такое цвет, что им придется учиться разбираться в определении цвета и оттенков окружающих предметов и запомнить, заучить их названия: что мы называем красным, а что зеленым. Но оказалось, что прозревшие люди, легко замечая разницу между цветом предметов, долго не могут запомнить названия этих цветов.

 То же самое относилось к форме предметов. Прозревшим людям приходилось учиться отличать шар от куба, хотя на ощупь они прекрасно умели это делать.

 Описан случай, когда больной очень долго не мог отличить петуха от лошади. Видимо, в его мозгу неправильно сформировались различные признаки. Путаницу внес хвост, достаточно пышный и у лошадей, и у петухов. Привлечь для опознания подсчет ног этот больной долго не догадывался.

 Большие затруднения у прозревших вызывало чтение. Больному в возрасте 52 лет, умевшему читать по выпуклостям бумаги, почти не потребовалось специального обучения, чтобы научиться узнавать крупные печатные буквы. Зато мелкие прописные, о существовании которых он раньше не подозревал, долго ему не давалось. В конце концов, за 3 года он сумел научиться читать только наиболее простые и короткие слова.

 Зрению приходится учиться. Люди, прозревшие после оперативного вмешательства и уже научившиеся узнавать основные предметы, продолжали путаться при малейшем изменении ситуации. Если такой пациент научился узнавать тарелку, имеющую синий ободок, то такую же тарелку, но с золотым ободком он не увидит. Он не узнает ложки, если ее положить не перпендикулярно к краю стола или не тем концом к едоку.

Домашнее задание : написать размышление «Как обрести духовное зрение?»

Обычно судьба поздно прозревших людей трагична. Большинство из них, в конце концов, отказывается пользоваться зрением и впадает в сильнейшую депрессию, несмотря на то, что до восстановления зрения они были хорошо адаптированными к своему дефекту и достаточно жизнерадостными людьми. (Зуева Алена)

Я считаю, чтобы обрести духовное зрение, нужно поверить в себя, научиться понимать других и себя, а также сочувствовать.А также быть добрым, отзывчивым, всегда быть готовым прийти человеку на помощь, ничего не требуя взамен.Человек духовный с богатым внутреннем миром видит окружающий себя мир и людей, живущих в нем, другими глазами. В его жизни больше позитива, жизнь для него - это длинный путь познания окружающего мира людей, где он как огонек, на который люди идут, чтобы выйти из темноты .(Тихолаз Оксана)

Глаз духовный или око души. Это духовное зрение. Оно, конечно, не такое совершенное у всех людей, это зрение обладает замечательными свойствами даже у маленьких детей, которые обладают удивительной восприимчивостью к окружающему их миру. Эта восприимчивость детского зрения часто много выше, чем восприимчивость взрослых. Духовное зрение может развиваться в большей или меньшей степени, что определяется условиями жизни, обучения и воспитания. Цель духовного развития - просветление. Просветление - это особое состояние, в котором жизнь становится ясной и очевидной до мелочей. У человека создается четкая картина того, как должна выглядеть его жизнь, чем он должен заниматься. Он точно знает, как правильно жить. Достигнуть такого духовного зрения можно через изучение культуры своего народа, развития интеллекта и нравственности, выполнение обещаний, отличие доброго от злого. Духовное зрение помогает обрести церковное воспитание. (Бородина Лена)

Духовное зрение – это способность, благодаря которой человек может не только увидеть, но и чувствовать, понимать окружающий его мир и тех, кто в нем обитает.Я считаю, что духовное зрение нельзя обрести без духовного опыта. Человек должен внимательно относиться ко всему тому, что он делает, говорит и мыслит, таким образом, изо дня в день, из года в год по крупинке, незаметно у него накапливается духовный опыт. Я думаю, что духовное зрение советует и указывает человеку, как действовать, оно хранит нас в состоянии чистоты. Для того, чтобы обрести духовное зрение, человек должен неустанно работать над тем, чтобы развивать в себе мудрость, любовь, самообладание. Только очистив себя, он сможет видеть, чувствовать и созерцать.Секрет обретения духовного зрения состоит в том, чтобы без устали работать над самим собой, отбрасывать от себя все то, что может нас затемнить, загрязнить. Надо содержать чистыми свои мысли, чувства, поступки, а также быть добронравным, рассудительным, внимательным. (Петренко Ангелина)

, выпущенной Сретенским монастырем в 2007 г.

Что в наше время редко приходится встречать примеры сильной, живой, могучей веры, вряд ли кто-либо станет против этого возражать. Но в то же самое время приходится порой слышать, - это приходилось слышать не раз и мне, и другим, - как иногда люди сами о себе говорят: «О, я очень религиозный, я глубоко верующий», и говорят это искренне, думая, что они в самом деле с полным основанием могут о себе так сказать. Но, увы - на это в большинстве случаев ответ будет такой: «Возлюбленные, не обманывайте себя! Посмотрите в Евангелие - там точно указаны признаки истинной веры». Вот только что в Евангелии читалось о том, каковы признаки этой веры. Господь Сам говорит, что верующих истинно, действительно, по-настоящему верующих, будут на их жизненном пути сопровождать следующие знамения: «...именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк 16, 17–18). Вот признаки истинной веры!

Так скажи же ты, похваляющийся своей верой, есть ли у тебя эти признаки? А если нет, то чем ты хвалишься?.. Ведь из жизни Церкви мы видим, что те, кто действительно имели истинную веру, всегда думали о себе и о своей вере очень смиренно, всегда считали и сознавали себя маловерными. Получается парадокс - как бы самопротиворечивое положение: тот, кто действительно верует, своей вере не доверяет и видит себя маловерным, а тот, кто истинной живой веры, по существу, не имеет, тот думает, что он глубоко верует, и говорит о себе: мол, я очень религиозный и глубоко верующий…

Должно заметить, что подобный же парадокс мы видим и в моральной, нравственной, духовной оценке человека; в этом смысле справедливо говорят, что праведники видят себя грешниками, а грешники видят себя праведниками. Почему это так, легко уразуметь из простых примеров.

Представьте себе комнату, пыльную, душную и темную. Пока в ней темно, пыли никто не видит; но когда в нее врывается луч солнца, то он освещает комнату, и в этом луче пылинки становятся видными. Вот так же, пока человек не озарен лучом Божественной благодати, в его душе только мрак греха и суеты, он не видит как должно своих грехов и не понимает их тяжести; приходит на исповедь и не знает, о чем ему говорить. А когда человек озарен лучом Божественной благодати, тогда в свете этой благодати он видит свои прегрешения. Это и есть то, о чем мы молимся в Великом посту: «Даруй ми зрети моя прегрешения», ибо без света Божией благодати человек их и не увидит.

Другой пример: всякому известно, что на чистой простыне, на чистой скатерти и малое пятнышко видно, и бросается в глаза; а на грязной тряпке и крупные комья грязи не заметны, - там все слилось. Вот так же в душе человека грешного, не просвещенного Божией благодатью, не думающего о духовной жизни, не думающего об исправлении, не думающего об ответе пред Богом все слилось, и сам он ничего разобрать в этом не может; только всевидящий Господь видит печальное состояние души этого человека. Сам же он этого не чувствует, не замечает и думает, что он не так уж плох и то, что в Евангелии говорится о великих грешниках, к нему уж никак не относится. Святым он, быть может, себя не считает, но полагает, что он не так уж и плох…

Угодники Божии мыслили о себе совсем иначе и видели себя и свое духовное естество совсем в ином свете. Один подвижник все время плакал; ученик его спрашивал: «Отче, о чем ты так плачешь?!» - «О грехах моих, сын мой», - отвечал тот. «Да какие у тебя грехи? И почему ты их так оплакиваешь?» - «Сын мой, - отвечал подвижник, - если бы я мог, как должно, увидеть свои грехи, во всем их безобразии, то я и тебя бы просил оплакивать мои грехи вместе со мной». Так говорили о себе эти необыкновенные люди. Мы же, люди обыкновенные, не видим своей греховности и не чувствуем ее тяжести. Отсюда и получается то, о чем я только что сказал: придет человек на исповедь и не знает, что ему сказать. Иная исповедница так и говорит: «Батюшка, я все забыла». А как вы думаете, если человек, у которого болит рука, нога или какой-либо внутренний орган, идет к доктору, забудет ли он, что у него болит? Так и душа; если она действительно горит покаянным чувством, она не забудет грехов своих. Конечно, ни один человек не может вспомнить все свои грехи - все до одного, без всякого исключения. Но истинное покаяние непременно требует того, чтобы человек сознавал свою греховность, искренно сокрушался о ней.

Таким образом, грешник в силу своей духовной слепоты кажется самому себе чуть ли не праведником, а праведник считает себя грешником, потому что он привык вглядываться в свою душу и видеть в ней пятна греха и нечистоты. Как уже было сказано, мы молимся в Великом посту, чтобы Господь даровал нам зреть наши прегрешения - наши, а не чужие. Но об этом нужно молиться не только в посту, а всегда - молиться о том, чтобы Господь научил нас видеть себя как должно, и не помышлять о своей мнимой праведности. Будем же помнить, что только милость Господня может открыть человеку глаза на его истинное духовное состояние и этим поставить его на путь истинного покаяния. Аминь.

Мы все разные и у всех разное восприятие окружающего мира. Но те из вас, кто достиг высокого уровня вибраций и избавился от страхов: увидеть что-либо до сели неизвестное, невиданное, не такое, к чему мы обычно привыкли, — могут получит духовное зрение .
И речь сейчас не пойдёт о ясновидящих, которым этот дар достался по наследству, или тех, кто в настоящее время активировал свой третий глаз. Я говорю об обычных людях, выбравших путь Вознесения.
Это новое зрение пока на начальной стадии активации и настройки. Вам будут показывать лишь небольшие картины нового мира. И иногда они будут занимать всего лишь пару секунд вашего времени. Но это на столько прекрасно, что и их вам будет достаточно для того, чтобы окунуться в новый реальный мир, где вас давно ждут.

Этот новый мир — мир пятой плотности, он не где-то там, он здесь, вокруг вас. Но многие его не видят, не достигли нужного духовного уровня развития. И лишь тем, кто приблизился очень близко, его показывают по чуть-чуть, понемногу…
Но что вы можете увидеть, дорогие мои, что вас может удивить? Я не буду сегодня говорит о том, что вас ждёт в мире пятой плотности и как он выглядит.
Это большая и сложная тема, её необходимо передавать по частям. И нам не открывают полную картину видения для того, чтобы мы не увлекались своими мечтами о прекрасном будущем, не теряли интерес к трёхмерной жизни, а жили здесь и сейчас, в плотном плане.
Чтобы мы не забывали совершенствоваться и духовно развиваться, так как только от этого мы приближаемся к реальному моменту перехода в новый мир.
И сегодня я расскажу лишь о том, что видела в нашем трёхмерном мире, какие проявления пятого измерения. И, возможно, это видели и вы, а кто-то увидит в ближайшее время.
Новая высокочастотная энергия.
Вы уже знаете, что космическая энергия огромным потоком спускается к нам на землю и покрывает всё вокруг своим Светом. Его иногда можно увидеть новым духовным зрением.
По утрам, когда ваши глаза ещё не отошли ото сна, не настроились на рабочий лад, вы можете посмотреть на улицу, на воздух и увидеть блестящие кристаллики, летающие в пространстве, искорки золотистого света. Можно увидеть их на деревьях, на земле, повсюду…
Иногда в пространстве появляются волны энергий различных цветов. Они витают, плавают то там, то здесь… Может меняться цвет облаков и самого неба, солнца и его ореола. Присмотритесь — это бывает в очень сильные энергетические дни.
Вы также можете увидеть свет, исходящий от людей, животных, растений и даже минералов. Это светится их божественная энергия. Свет может исходить из всего пространство вокруг вас. Пятое измерение более яркое, чем наше. Оно наполнено сочными цветами.
Отключение от трёхмерной системы.
А иногда вам кажется, что вас отключили от тела, от системы, от мира… И вы, как будто парите над своей физической оболочкой и чувствуете, что весь мир вокруг вас, — это огромная иллюзия, игра с большим количеством игроков: которые что-то делают, куда-то идут, чего-то хотят…
Вы смотрите на своих близких людей: детей, родителей, братьев, сестёр… и чувствует, что это лишь души, пришедшие для получения опыта. И вы можете увидеть саму их душу или кристалл, сияющий в их сердечном пространстве.
Вы смотрите на мир не глазами человека, а духовным зрением. Вы как бы парите в пространстве и понимаете, что вам совсем не надо ничего материального, вы хотите чего-то больше… И это явное проявление отключения от системы.
Перестройка мира, замена энергетических матриц и программ.
А иногда вам кажется, что мир вокруг вас какой-то размытый, несуразный и не влезает в свои обычные границы. Как будто он резиновый и всё пространство плавает, не может зафиксироваться на одном месте. И от этого начинает кружится голова, болеть глаза, льются слёзы от напряжения зрения…И это нормально, мир перестраивается…
Наложение миров друг на друга.
Вы можете увидеть наложение одного мира на другой и я приведу различные примеры.
Вы смотрите на автомобиль и видите его своим человеческим зрением. Он есть, но при этом вы также видите, что его и нет. Вы можете смотреть сквозь него, как будто переключаете своё зрение с одного плана на другой. Это возможно, так как наших автомобилей в пятой плотности нет.
Вы смотрите на маленькое захудалое зелёное деревце и видите как его, так и совершенно новое дерево, стоящее на том же самом месте, но при этом другое: крепкое, сильное и имеющее листву необычного розового цвета.
Вы можете, лёжа на кровати, смотреть в потолок и видеть как его, так и сквозь него. Видеть прекрасное звёздное небо, а когда выглянете в окно, то окажется, что там не так уж темно, не видно звёзд и занесено всё тучами…
Вы можете сидеть в офисе за работой и неожиданно заглянуть сквозь стенку своего кабинета, а там — прекрасное живописное место у озера и летающие бабочки размером с ладонь. Это возможно, так как наших домов в пятой плотности нет.
Также вы можете мельком увидеть существ другого мира. Они «проплывают» мимо вас как прозрачные и еле видные тени. Может быть видна лишь их светлая телесная окантовка.
А бывает, вы видите своим угловым зрением, что кто-то прошёл мимо вас, проскочил, но при этом там никого нет. И кажется, что это ошибка вашего зрения, но это совсем не так. Вы не можете пока их видеть четко, вам не хватает вибраций.
И я сейчас не говорю о явных контактах с жителями другого мира, так как многие люди уже на это способны. Я не говорю о посещении пятого измерения, так как это тоже возможно.
Я говорю лишь о том, что вы можете увидеть прямо сейчас в мире третьей и четвёртой плотности. Вы можете увидеть проявление нового мира, доказательства его существования, и это всё вам не кажется.
Ничего не бойтесь, вы этого давно ждали и мир вокруг вас меняется!
С любовью, Магда.
Copyright © Магда НоВаЯ ЖиЗнЬ, 2016

монахиня Иулиания (М.Н. Соколова)

Зрение духовное само по себе необъяснимо. Мир духовный не имеет ничего общего с нашей действительностью. Обычному пониманию и восприятию плотского или душевного человека он не поддается.

Видеть может только живой человек. Плотский же человек, у которого все мысли, чувства и стремления направлены лишь на устроение земного благополучия и угождение плоти, мертв в духовной области; она ему чужда, и он в ней слеп. У душевного человека очи ума (духа) затуманены мятущимися чувствами сердца и чрезвычайной образностью мысли. Почти все мы, а особенно художники, мыслим образами земного мира, перемешанными с фантазией, и все увлекаемся кружением чувств и сердечных влечений, а это все, как дымовой завесой, застилает от нас невещественность инобытия.

Духовный мир если и видится, то видится тускло, слабо и искаженно. Поэтому ни плотской, ни душевный человек не может проникать в эту таинственную область, тем более не может черпать из нее какие-либо образы для своего творчества.

Между тем, изобразительное искусство основывается на зрении. И если обычному художнику, чтобы что-то изображать, необходимо прежде научиться видеть, то и касающемуся искусства церковного, возвышенно-духовного, необходимо прозреть в этой области. А чтобы прозреть, надо в ней ожить, ощутить ее реальность, задышать ее воздухом (молитвой), почувствовать ее умиренность и бесстрастие, плениться красотой ее чистоты, радостью благоговейного предстояния пред Лицом Божиим.

Евангелие говорит: Чистии сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8). Чистое сердце - это смиренное сердце. Высочайший образец смирения и чистоты нам дан Самим Господом Иисусом Христом, и к следованию Ему призваны все.

Достижение же этой чистоты сердца есть дело жизни и духовного опыта. Ни из слов, ни из книг этому научиться нельзя. Поэтому нельзя научить и видению духовному.

Оно дается не только живущему жизнью духовной, но и достигшему уже чистоты сердца; дается как дар Божий и не всем в равной степени.

История Святой Церкви от самых первых дней Христовой Церкви до настоящего времени изобилует примерами дивного просветления духовного зрения. Преподобная Мария Египетская, никогда не видавшая преподобного Зосиму, назвала его по имени, объявила его священный сан, а потом повелела передать игумену его монастыря, чтобы он внимательнее смотрел за собою и за братией, ибо им надо во многом исправиться. Они тоже были подвижниками, но, по-видимому, многого за собою не замечали.

Преподобный Андрей, Христа ради юродивый, видевший Покров Божией Матери во Влахернском храме, встретил на городском рынке инока, которого все восхваляли за добродетельную жизнь, которому исповедовали свои грехи и давали много золота для раздачи нищим. Проходя мимо него, преподобный Андрей увидел, что его обвивает страшный змей, а вверху, в воздухе, он прочел надпись черными буквами: Корень всякому беззаконию - змий сребролюбия. Инок же не видел и не чувствовал своей беды.

Преподобный Сергий, сидя за трапезой с братией, вдруг встал и молча поклонился до земли святителю Стефану Пермскому, направлявшемуся в то время в Москву, не имевшему времени заехать в обитель Сергиеву и издалека благословившему Преподобного и его братию. Ученики же только потом узнали от своего святого игумена причину такого его поступка. Старец Амвросий Оптинский задержал на три дня гостившего у него купца, хотя тот очень торопился по делам домой, а после, отпуская его, заповедал ему со временем поблагодарить Бога за Его к нему милость.

И только через несколько лет, уже после смерти старца, открылось, что тогда купца на дороге три дня подстерегали убийцы.

Дети, не испорченные дурным воспитанием или товариществом, за чистоту своих сердец также иногда способны бывают видеть сокровенное. Старец иеросхимонах Гавриил рассказывал, что в детстве он видел то, что делается далеко, и то, что другим не видно. Рассказы его пугали мать, простую, но глубоковерующую крестьянку. Она его предостерегала и просила не вдаваться в это.

С годами эта способность у него пропала и снова возникла, когда он стал уже иеросхимонахом. Он воспринимал мысли человеческие, как явный разговор, видел совершающееся на расстоянии, удостаивался видеть усопших и угодников Божиих. Старец понял, что способность зреть сокровенное является у человека только при чистоте его сердца.

Рассказывая кое-что об этом, он с умилением говорил: Воистину справедливо слово Христово: чистии сердцем Бога узрят и не только Бога, но в Боге и все сокровенное мира сего узрят.

Такого просветления духовного зрения сподобляются ревнующие о чистоте сердца в конце борьбы с самим собою и с врагом рода человеческого.

Но духовное прозрение имеет множество степеней.

Через деятельное следование за Христом, через молитву, при сосредоточенном внимании ко всему тому, что человек делает, говорит и мыслит, изо дня в день, из года в год по крупинке, незаметно накапливается у него духовный опыт. Без такого личного опыта духовный мир непостижим. О нем можно философствовать, читать, рассуждать и быть в нем мертвым и слепым.

И если направление пути взято правильное, то человек, прежде всего, начнет видеть свои недостатки, ошибки, свое подлинное лицо без прикрас. Увидит и путь, по которому идет, где опасности и как их избегать и т. д. Это и есть начало просветления духовного зрения. О нем мы и молимся постоянно и на утренних и вечерних молитвах, и в богослужениях, и в Псалтири, и в акафистах, и в других молитвословиях. Молим Твою безмерную благость: просвети наша мысли, очеса и ум наш от тяжкаго сна лености восстави (Утренние молитвы). Свет невечерний Рождшая, душу мою ослепшую просвети (Утренние молитвы). Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть (Вечерние молитвы). Иисусе, Свете мой, просвети мя (Акафист Спасителю). Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека… и т. д. (Молитва 1-го часа).

Все случающееся в жизни нашей: скорби, болезни, страсти душевные и телесные, самые грехопадения - попускается нам для того, чтобы не в теории, а из опыта каждый познал свою глубокую немощь. Познавая же себя, мы смиряемся, по мере преуспеяния в смирении очищаемся, покаянием привлекаем благодать Божию, которая врачует духовную слепоту и дает прозрение духовным очам. Без такого, хотя бы начального, прозрения в области духовной что может дать в своем искусстве человек, чуждый этой жизни?

Образ, создаваемый им, не будет соответствовать тому, что он дерзнет выразить в красках.

Когда кто хочет, - говорит преподобный Симеон Новый Богослов, - рассказать о доме каком, или о поле, или о царском дворце… надо наперед видеть и хорошо рассмотреть все такое и потом уже со знанием дела рассказывать о том. Кто может что сказать сам от себя о каком-либо предмете, который прежде не видел? Если таким образом о видимом и земном никто не может сказать что-либо верное, не видев то своими глазами, то как можно сказывать и извещать что-либо о Боге, о Божественных вещах и святых Божиих, то есть какого общения с Богом сподобляются святые, что это за ведение Бога, которое бывает внутри их и которое производит в сердцах их неизъяснимые воздействия; как можно сказать о сем что-либо тому, кто не просвещен наперед светом ведения?

Поэтому VII Вселенский Собор, деяния которого посвящены были утверждению иконописания, признает истинными иконописцами святых отцов Церкви. Они творят художества, ибо они опытно последовали Евангелию, имеют просветленные духовные очи и могут созерцать то, что и как надлежит изобразить на иконе. Те же, кто только владеет кистью, относятся или к исполнителям, мастерам этого дела, ремесленникам, или иконникам, как их называли у нас на Руси.

Иконописание совсем не живописцами выдумано. Живописцу принадлежит техническая сторона дела. Иконописание есть изобретение и предание святых отцов, а не живописцев.

Сами оные божественные отцы наши, учительски… объявшие таинство нашего спасения, изобразили его в честных храмах, пользуясь искусством живописцев (VII Вселенский Собор, деяние 6-е).

Итак, повторяю, видение духовное есть дар Божий, и само по себе оно необъяснимо. Здесь мрак, как говорят святые отцы. Есть такое выражение: Он вошел во мрак видений. В первом ирмосе канона на День Святой Троицы поется: Божественным покровен медленноязычный мраком, извитийствова богописанный закон, тину бо оттряс очесе умнаго, видит Сущаго… Ум - это дух.

Тина - здесь скорее не грех, ибо грех заваливает духовные (умные) очи, подобно непроницаемой глыбе камня, тиною же здесь может быть наша мечтательность, образность мысли, заволакивающая умные, духовные очи. Ум должен быть покрыт темновидным (Лествица), то есть необъяснимым даже на языке святых отцов смирением, должен очиститься от образов мира вещественного, и тогда его духовные очи могут прозреть, но опять не сами собою, а через прикосновение Божественных перстов.

Однако не следует думать, что сподобившийся этого дара способен бывает видеть тайны сокровенные так же свободно, как мы, например, видим окружающий нас мир внешним зрением. Под духовным просветлением зрения надо понимать особую чуткость, способность сокрушенного и смиренного сердца к восприятию того, что Богу угодно будет открыть человеку. В душах смиренных - небесные видения, - говорит Лествица. Это подтверждается примерами из Священного Писания и Житий святых.

Когда скорбящая о смерти сына сонамитянка бросилась к ногам пророка Елисея, а его ученик хотел отстранить ее, пророк удержал его, сказав: Оставь ее, душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне… ее горе (4Цар. 4, 27).

К такому духовному зрению приложимо наименование созерцания того, что открывается по воле Божией. Одним из таких видений и откровений является древняя икона, одиноко стоящая в изобразительном искусстве всех времен и всех народов.

Итак, задачу развить видение внешнее и научить изображать увиденное берут на себя художественные школы и научают. Умение изображать то, что постигается душевным зрением и другими нашими чувствами, является достижением художника при наличии его трудолюбия и талантливости.

Видению духовному, проникающему в мир божественный, ни самому научиться произвольно, ни научить невозможно. Его можно наблюдать через соприкосновение с древней иконой, если подходить к ней не поверхностно, а глубоко, внимательно и пристально, с должной (церковной) точки зрения; можно ему удивляться и убеждаться в его правдивости и истинности, но восхитить произвольно дар Божий невозможно.

Л юди, обладающие духовным зрением, видят Бога легко, повсюду и всегда. " Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы." Эти слова как бы выгравированы для нашего внимания на страницах Библии (Рим. 1:19-20). Непостижимо мудрое устройство каждой части нашего тела, любое произведение живой природы - все вещает нам о мудрости и благости Создателя.

На каждом шагу вещания природы познаются личным опытом: и верой. Человек испытывает мир и радость от входа своего в мир Боговедения. Дохристианская история иудейского народа была частичным подтверждением опыта ценности веры, а вместе с тем несла в себе ожидание полного откровения света веры. " Господь - Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим... Если я пойду долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною " (Пс. 22). Христианская вера дала полное подтверждение этого действия и силы веры. История стояния за веру сонмов мучеников первых веков христианства, подвиги подвижников Церкви и их писания показали драгоценность для них достигнутой ими жизни в свете веры. Мы обращаемся к их свидетельствам об этом.

Светильники Церкви видят то, чего не достает нашему зрению. Они оставили нам записи о своих созерцаниях, о проникновении их духовного зрения за земную или телесную завесу, достигнутых ими в самые благословенные и святые моменты, когда они видели как бы сквозь тусклое стекло недоступное нашему зрению; а в исключительные моменты избранники Божии возносились на такие высоты, что эти переживания невозможно выразить словами.

Однако и каждый верующий христианин не лишен духовного зрения, если он будет наблюдать за собой в тишине своей души. Он почувствует не раз Ангела Хранителя подле себя, уберегшего его в опасный момент жизни или удержавшего его как бы случайным препятствием от дурного или вредного для него поступка. Задумавшись над своим прошлым, верующий человек ощутит Промысл Божий над собой; он увидит логичность своего пути там, где, казалось бы, действовала лишь случайность; он испытает исполнение своей молитвы, если прошение его было христианским по существу. И достаточно этого скромного опыта духовного зрения для того, чтобы человек почувствовал, как расширилось его мировоззрение, насколько величественнее оно по сравнению с той областью, где действует один лишь ограниченный телесными условиями разум человека, хотя бы даже снабженный огромным количеством научных механических инструментов.

У каждого верующего христианина есть этот таинственный фонарь, способный освещать для него и то, что внутри у него, и то, что без веры остается подле него невидимым, и наконец, что находится за пределами всего научного знания. Он указывает путь в ту область, где не в проблесках, а в полном свете сияет Источник Жизни, где несравненно более полное познание мира, где душа человека, на земле стремившаяся к свету, найдет мир, радость и новую, более совершенную жизнь в Боге.