Неизвестная (1883) Крамской. Картина «Неизвестная

Из русских художников наиболее мистическим считается Илья Репин. Одна картина «Иван Грозный и сын его Иван» чего стоит, не говоря уже о знаменитых портретах, после написания которых, почти все люди, позировавшие великому художнику, вскоре умирали.

Однако сам Илья Репин считал свои первым учителем не менее известного и талантливого русского художника Ивана Крамского, картины которого, особенно «Русалки», тоже, мягко говоря, не лишены мистицизма.

Художник-передвижник Иван Крамской был просто очарован творчеством Николая Гоголя, особенно поразила его повесть «Майская ночь, или Утопленница». Конечно, такое произведение просто не могло не привлекать художников, и многие из них иллюстрировали это произведение, стремясь передать в картинках тот удивительный и таинственный украинский быт, который описал в своей книге величайший русский писатель-мистик.

Однако художник Крамской в своей картине «Русалки» решил посоревноваться с Гоголем в передаче фантастической красоты и таинственности лунной ночи, когда на берег загадочного пруда выходят подводные красавицы. Однако ему долгое время никак не удавалось поймать эту завораживающую, почти мистическую притягательность гоголевской майской ночи. Художник много раз перечитывает произведение, стараясь всем сердцем окунуться в ту атмосферу, однако постоянно сетует, насколько трудная эта штука – таинственный лунный свет. Позднее он напишет в своих дневниках, что чуть не сломал себе шею на этой картине, однако луну все-таки «поймал» — и вышло, в конечном счете, действительно фантастическое полотно.

Картина «Русалки» Крамского оказалась не только фантастически притягательной, но еще и мистически загадочной. Критики оценили ее высоко, однако вскоре даже самые восторженные из них умолкли. Дело в том, что на первой выставке передвижников эту картину повесили рядом с саврасовским пейзажем «Грачи прилетели». Ночью пейзаж грохнулся на пол. Кто-то тогда даже пошутил, что русалки не одобрили такое соседство. Но вскоре и шутки пропали. Картина «Русалки» вызывала какой-то мистический холодок и ужас у посетителей выставки.

После выставки обе картины, то есть и «Грачей» и «Русалок», приобрел для своей галереи Павел Третьяков. И тут он столкнулся с тем, что для картины Крамского трудно подобрать место. Сначала ее повесили в залу, но оттуда, по словам прислуги, по ночам стало веять сыростью и прохладой, да еще и пение слышалось. Уборщицы отказывались заходить по этой причине в комнату, боялись.

Сам Третьяков не страдал мистицизмом, почему вначале не придал этому большого значения. Однако уже вскоре стал замечать, что стоит ему побыть в этой комнате, рядом с «Русалками» Крамского, как из него будто выкачивали все жизненные силы, он чувствовал усталость, вялость, сонливость. Кроме того, на картину стали жаловаться и посетители галереи, говоря, что на «Русалок» нельзя долго смотреть без какого-то внутреннего содрогания, а чувствительные барышни — те и вовсе падали от этой картины в обморок.

И хотя доказательства взаимосвязи таких обмороков с картиной не имелось, Третьяков по совету своей старой няни перевесил «Русалок» в дальний угол, где на нее не падал солнечный свет. С тех пор посетители перестали жаловаться на картину, а сама она (или ее русалки, страдающие от солнечного света) успокоилась и не причиняла больше никому никаких беспокойств.

Картина Крамского «Незнакомка»

Иван Крамской написал еще одну мистическую картину — «Неизвестная», или «Незнакомка». На первый взгляд в этом портрете нет ничего необычного. Разве только современники художника никак не могли определить, с кого же была писана эта красавица. Сам портретист только усмехался, но имя женщины назвать отказывался, отшучиваясь, что таковой, может, и нет вовсе.

Третьяков «Незнакомку» Крамского приобрести отказался, почему – никто не знает. Есть разные версии, но учитывая, что меценат не страдал мистицизмом, трудно поверить, что он прислушался к распространенному в то время мнению, будто портреты красавиц способны губительно влиять на мужчин. Скорее всего, Третьяков просто обладал фантастической интуицией, которая подсказала ему, что для его галереи «Неизвестная» еще «не созрела».

И картина начала свое мистическое путешествие по частным коллекциям, все более обрастая дурной славой. Первого ее владельца тут же бросила жена, у второго – сгорел особняк, третий как-то быстро и странно обанкротился. Уже вскоре стали говорить, что во всех бедах виной «роковая» картина Крамского.

Кстати, сам художник тоже пострадал от нее. После завершения этого мистического портрета, у него как-то странно друг за другом умирают два его сына…

Вскоре «Незнакомка» ушла за границу, однако и здесь продолжала приносить только беды и несчастья своим владельцам. И только в 1925 году она вернулась в Россию и, заняв подобающее ей место в Третьяковской галерее, наконец-то успокоилась. Вот, оказывается, где была ее пристань…

Одним из наиболее выдающихся произведений русской школы живописи второй половины XIX столетия является картина "Незнакомка". Крамской написал её в 1883 г. Впервые картина была представлена общественности в том же году на выставке передвижников в Санкт-Петербурге. Оригинальное её название - "Неизвестная". После того как ее увидела публика, сразу же появилось множество слухов. Кто та барышня, которую Иван Крамской изобразил на картине? Точного ответа на этот вопрос не удалось получить до сегодняшнего дня. Изучение дневников и личной переписки художника также не смогло прояснить ситуацию: Крамской нигде не упоминал о личности женщины, ставшей главной героиней его самого известного произведения.

Поиски прототипа неизвестной девушки

Существует несколько версий о том, чей образ передаёт картина "Незнакомка". курской красавицы крестьянки Матрёны Саввишны, ставшей женой дворянина Бестужева, наиболее всего подходит к героине холста. Некоторые исследователи творчества Крамского полагали, что моделью, позирующей ему при написании картины, была его дочь София. Одни искусствоведы придерживались мнения, что прообразом девушки с полотна является Анна Каренина, другие приписывали ей сходство с Барашковой - героиней романа В начале XX столетия барышня с картины стала ассоциироваться с нежной и таинственной блоковской "Незнакомкой".

Оценка критиков

Многие современники Крамского полагали, что картина "Незнакомка" была написана с целью изобличения моральных устоев общества, которые никак не могли служить примером для подражания. Художественный критик В. Стасов назвал красавицу на холсте "кокоткой в коляске". По мнению Н. Мурашко, на полотне была изображена "дорогая камелия", то есть женщина легкого поведения. Характеризуя "Незнакомку", критик П. Ковалевский назвал её "одним из исчадий

Описание барышни

Что же представляет собой картина "Незнакомка"? Крамской изобразил на ней красивую молодую женщину, проезжающую в открытой коляске по Аничковому мосту. Барышня, царственно выглядящая на фоне заснеженного Петербурга, одета дорого и модно. Все детали элегантного гардероба незнакомки художник прописывает с особой тщательностью. Роскошное пальто с синими отороченное соболиными мехами, шляпка с перьями, перчатки из золотой браслет - всё это выдаёт в ней обеспеченную женщину.

Взгляд красавицы, обрамлённый пушистыми ресницами, надменный, в нём скользит презрение к окружающим. Но вместе с тем в её глазах можно прочитать неуверенность, свойственную всем людям, зависящим от мира, в котором они живут. Несмотря на пренебрежительное отношение, девушка очень красива, грациозна, она привлекает к себе восторженные взгляды. Неизвестная барышня явно не принадлежала к высшему свету. Манера одеваться по последней моде, а также накрашенные губы и обильно насурьмленные брови указывают на то, что она, вероятней всего, являлась содержанкой какого-нибудь знатного господина.

Чешская находка

Приблизительно через 60 лет после написания "Незнакомки" в одной из частных чешских коллекций был случайно обнаружен этюд к этой картине. На нём барышня одета в тёмное закрытое платье, волосы у неё собраны в Женщина, изображённая на этюде, поразительно похожа на "Незнакомку", однако в её взгляде ещё больше просматривается презрение к окружающим. Крамской изобразил красавицу наглой и самодовольной, придав выражению её лица некую карикатурность. По этюду видно, что мастер давно вынашивал идею создать обличительный портрет, высмеивающий пороки общества.

Слухи о проклятии картины

Не только загадочностью образа главной героини привлекает любителей искусства картина "Незнакомка". Художник создал поистине мистическое произведение, ведь на протяжении десятилетий оно притягивало к своим владельцам беды и неудачи.

Написав полотно, Крамской предложил Третьякову купить его для своей галереи, однако тот отказался, будучи уверенным, что портреты красивых женщин способны вытягивать силы из живого человека. "Незнакомка" находила приют в частных коллекциях сначала в России, затем за рубежом, однако всем своим владельцам она приносила несчастья. Проклятье нависло и над самим Крамским: спустя несколько месяцев после того, как картина увидела свет, у него один за другим ушли из жизни 2 сына.

После долгих путешествий в 1925 году загадочная "Незнакомка" вернулась в Россию и всё-таки заняла своё место в Третьяковской галерее, где находится и по сей день. С тех пор она перестала приносить несчастья окружающим. Поклонники творчества Крамского уверены, что если бы полотно изначально попало в коллекцию Третьякова, тогда за ним не потянулась бы дурная слава, ведь именно там оно должно было находиться с самого начала.

«Неизвестная» - самое известное произведение художника Ивана Крамского. Дав картине название «Неизвестная», Крамской навсегда наделил своё произведение таинственностью и недосказанностью.

Описание картины Ивана Крамского «Неизвестная»

На картине изображена молодая женщина, проезжающая в коляске по Аничкову мосту в Санкт-Петербурге. Дама одета по последнему писку моды: на ней шляпа «Франциск», отделанная изящными лёгкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х годов, претендующие на дорогую элегантность. Однако, это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества.

Иван Крамской, «Неизвестная», 1883, холст, масло, 75,5 х 99, Третьяковская галерея, Москва

Наиболее вероятно, перед нами - дама полусвета. Критика называла её «кокоткой в коляске», «дорогой камелией» и «одним из исчадий больших городов», так как черты женщины на картине имеют некоторую демоничность: она волевая, но утончённая и чувственная, с глубоким и проницательным взглядом.

Картина «Неизвестная» написана в стиле реализм и стоит на границе портрета и тематической картины. На первой же выставке, в которой участвовала картина, она имела огромный успех, а знакомые пытались выяснить у Ивана Крамского, кто изображён на картине. Крамской от ответа уклонился.

Кто изображён на картине

Тайну личности «Неизвестной» Иван Крамской сохранил до конца: ни в каких записях он не оставил информации о том, кто эта женщина.

Существует несколько версий , кто же это:

Что портрет написан с Марии Ярошенко - жены художника Ярошенко;

Что портрет - это собирательный образ дамы 1880-х годов;

Что это грузинская княжна Варвара Туркестанишвили, которая, якобы, была фавориткой Александра I и фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны;

Что это - портрет Екатерины Долгорукой, светлейшей княгини Юрьевской.

И самая распространённая версия - что это Матрёна Саввишна Бестужева , бывшая курская крестьянка, вышедшая замуж за Бестужева.

В частности, в Курской энциклопедии (составитель Гойзман Ш.Р., Курск, 2004-2016) указана такая информация:

«В 1870-х К. был дружен с семьёй Бестужевых, в частности, с Матрёной Саввишной Бестужевой , которая происходила из крестьян с. Миленино Фатежского уезда. Однако под давлением родни Бестужев расторг брак, и Матрёна Саввишна решила вернуться на родину. При расставании с ней К. условился о переписке, но, не дождавшись писем, сам поехал в Фатеж и узнал печальную весть: в пути М. С. Бестужева тяжело заболела и умерла в Фатежской земской больнице. По существовавшему в те годы порядку на городском кладбище хоронили только горожан, поэтому М.С. Бестужеву похоронили на кладбище её родного села. За время пребывания в Фатеже и в с. Миленино К. сделал несколько портретных эскизов фатежан и сельских пейзажных зарисовок, по которым в последующем были написаны такие известные картины, как "Полесовщик" (1874, Третьяковская галерея) и "Сельская кузница", "Мужик с уздечкой" (1883, Музей русского искусства, Киев) и др. К. нарисовал также и портрет М. С. Бестужевой , который впоследствии получил широкую известность под названием "Неизвестная" (1883, Третьяковская галерея). Этот портрет (см. иллюстрацию к статье) был написан им под впечатлением рассказа Матрёны Саввишны о случайной встрече со своей свекровью, бывшей фатежской барыней на одной из петербургских улиц».

Этюд

Иван Крамской, «Неизвестная. Этюд»,1883 год, Собрание доктора Душана Фридриха (Прага)

Существует также этюд «Неизвестной», он находится в частном собрании в Праге. В этом варианте в глазах женщины читается надменность, дерзость, пресыщенность, которых нет в окончательном варианте.

Где находится картина «Неизвестная»

Картина «Неизвестная» Ивана Крамского входит в состав коллекции Государственной Третьяковской галереи и экспонируется в отделении по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 20.

Одной из самых выдающихся работ знаменитого русского художника ХІХ в. Ивана Крамского является «Неизвестная» , которую также часто называют «Незнакомкой». Вокруг этой картины еще при жизни художника ходило много слухов. Кем была женщина, изображенная передвижником? Автор не раскрыл этой тайны, и на сегодняшний момент существует много интересных версий относительно прототипа самой известной «Неизвестной».


Ни в письмах, ни в дневниках Ивана Крамского нет упоминаний о личности этой женщины. За несколько лет до появления картины была опубликована «Анна Каренина» Л. Толстого, что дало повод некоторым исследователям утверждать, что Крамской изобразил главную героиню романа. Другие находят сходство с Настасьей Филипповной из романа Ф. Достоевского «Идиот».


Большинство исследователей все же склонно думать, что прототип имеет не литературное, а вполне реальное происхождение. Внешнее сходство заставило говорить о том, что художник изобразил красавицу Матрену Саввишну – крестьянку, которая стала женой дворянина Бестужева.


Многие утверждают, что «Неизвестная» – собирательный образ женщины, которая не могла служить примером для подражания. Якобы Крамской написал картину с целью изобличения моральных устоев общества – накрашенные губы, модная дорогая одежда выдают в женщине богатую содержанку. Критик В. Стасов называл эту картину «Кокотка в коляске», другие критики писали, что Крамской изобразил «дорогую камелию», «одно из исчадий больших городов».


Позже в одной из частных чешских коллекций был обнаружен этюд к этой картине. Женщина на нем выглядит высокомерной и грубой, она с вызовом смотрит на проходящих. Это дало повод утверждать, что художник действительно вынашивал замысел создать обличительный портрет. Однако в окончательном варианте Крамской смягчил черты незнакомки, облагородив ее внешность. Существует версия, что художнику для этой картины позировала его дочь, Софья Крамская. Если сравнить «Неизвестную» с картиной «Девушка с кошкой» – портретом дочери, то внешнее сходство действительно бросается в глаза.


Одна из самых интересных версий принадлежит автору книги «Судьба красоты. Истории грузинских жен» Игорю Оболенскому. Он утверждает, что прототипом незнакомки стала княжна Варвара Туркестанишвили – фрейлина императрицы Марии Федоровны, фаворитка Александра І, которому она родила дочь. Император после рождения дочери потерял интерес и к матери, и к ребенку, а Варвара после этого покончила с собой. В 1880-х гг. камею с портретом княжны, которую ей когда-то подарил император, увидел Крамской. Он был поражен красотой и трагической смертью грузинки и решил написать ее портрет.

«Неизвестная» — картина русского художника Ивана Крамского, признанного далеко за пределами родины автора. Шедевр, созданный малоизвестным портретистом, стал известен всему миру.

Картина «Неизвестная»

Сомнений, кто написал картину «Неизвестная», нет. Автором произведения является художник Иван Николаевич. Загадкой остается информация относительно девушки, изображенной на полотне. Создатель не оставил комментариев, записей дневника, любой другой информации. Одна из версий гласит, портрет неизвестной Ивана Крамского – прототип горячо любимой дочери художника Софии. Девушка погибла в юном возрасте. Событие стало причиной душевных терзаний талантливого создателя.

История создания картины Крамского «Неизвестная» включает несколько теорий относительно персоны женщины. Матрена Саввишна, работавшая горничной графа Бестужева, возможно, стала натурщицей мастера. Другая версия – мастер создал портрет, вдохновившись трагической судьбой грузинской княжны Варвары Туркестановой.

Мир увидел загадочную леди на холсте 2 марта 1883(открытие 11 выставки Товарищества художественных передвижных выставок). Полотно стало настоящим фурором, вызвав неподдельный восторг широкой публики. Третьяков был несколько другого мнения. Владелец галереи отказался приобретать холст.

Пик популярности приходится на период СССР. Во время демократизации портрет выставляется обозрению посетителей Третьяковской галереи. Автор картины «Неизвестная» впоследствии стал популярным благодаря этому произведению.

Интересные факторы о картине «Неизвестная» Крамского следующие:

  • обладает плохой мистической славой;
  • долгое время находилась в частных коллекциях;
  • временные владельцы обзавелись проблемами личного характера после приобретения (бросила жена, сгорел дом, банкротство, смерть);
  • автор пострадал от полотна(после завершения работы таинственным образом скончались 2 сына художника);
  • до 1925 полотно находилось заграницей (приватные коллекции).

Описание картины

Художественное описание картины Крамского «Неизвестная» лучше начать портретом мистической незнакомки. Взору открывается молодая прекрасная женщина, сидящая в коляске. Дама выглядит изыскано, элегантно.

Голову украшает бархатный берет, именуемый «Франциск». Головные уборы подобного рода можно увидеть на портретах дворян 16-17 века. Под шапкой видим большую копну темных волос. Пальто пошито с дорого сукна, украшено мехом соболя, шелковыми лентами темно-синего цвета. Верхняя одежда ассоциируется с генеральской шинелью, которые носили тогдашние аристократы. Отсюда можно предположить высокое происхождение женщины.

Смуглое лицо красавицы слегка покрыто румянцем. Большие ресницы, пухлые губи, игривая полуулыбка передают женственность героини. Фактически работа является эталоном женственности.


Взор привлекает муфта, которую держит незнакомка. Изделие украшено соболиным мехом, пестрыми синими лентами. Руки покрывают перчатки, дополняя гаму темно-синих цветов одеяний дамы. Левая рука украшена бижутерией. Видим огромный золотой браслет.

Фоном служат очертания Аничкова Дворца, окутанного легким туманом морозным зимним утром. Можно предположить, что коляска находится на мосту, ведущему к дворцу. Изображение (подобно кадру фильма, отснятому крупным планом)довольно необычно для работ той эпохи. Лицо героини выходит на первый план, привлекая внимание зрителя. Отчетливо видны глаза, взгляд далекий, грустный, немного высокомерный.

Критики, опровергающие факт изображения Иваном Николаевичем своей дочери, склонны утверждать, что прекрасная леди имеет свойства «Дамы с камелиями». Предположительно женщина является богатой содержанкой или актрисой, имеющей покровительство влиятельных личностей. Тогдашнее дворянство переживало глубокий упадок. Чистокровные дамы не позволяли себе столь дорогих нарядов в силу экономии. Одеваться по последним модным тенденциям было отличительной чертой женщин, попавших в высший свет благодаря большим деньгам.

Игра теней, падение дневного света, тона одежды, очертания фигуры говорят о том, что произведение создавалось несколькими этапами. Образ главной героини писался с натурщицы в ателье. Экспозиция зимнего Петербурга изображена также с натуры.


Образ таинственной незнакомки имеет мистические свойства. Владельцев, кому принадлежало полотно, ждали горечи, потери. В свое время Третьяков отказался приобретать холст, поскольку счел картину неинтересной для зрителя. С тех пор началась полоса неудач в жизни владельцев произведения искусства. Все закончилось, когда полотно обрело свое постоянное место, попав в Третьяковскую галерею.

Категория