Подростковый кризис его сущность и особенности. Подростковый кризис: что это, в чем опасность и как помочь ребенку его пережить. Как проявляется кризис: причины и симптоматика

Замыкает череду кризисов в развитии ребенка. Он самый продолжительный и зачастую самый сложный для родителей, ведь подростка тяжелее контролировать, чем , или .

Подростковый кризис может начинаться в разном возрасте. Хотя его иногда и называют «кризис 14 лет», он не обязательно начнется, когда вашему ребенку исполнится 14. У девочек подростковый кризис обычно приходится на 11-16 лет, у мальчиков — чуть позже, 12-18. Рамки подросткового кризиса индивидуальны для каждого ребенка, поэтому точно предсказать его начало и конец невозможно.

Обычно чем позже проявляется подростковый кризис, тем более бурно он происходит. Однако если ваш ребенок ведет себя идеально в течение всего подросткового возраста — это повод задуматься. Если у ребенка подростковый кризис отсутствует вообще или проявляется очень слабо, это не совсем нормально. Любой кризис — это закономерный этап развития ребенка. Если подростковый кризис отсутствует, ребенок может вырасти инфантильным.

Подростковый кризис — это переходный этап между детством и взрослой жизнью, поэтому стремление к самостоятельности в это время выражается особенно ярко. Всю жизнь ребенок был связан с родителями, зависел от них и слушался их. Теперь он старается эту связь оборвать, чтобы доказать свою взрослость. Нежелание рвать эту связь со стороны родителей может привести к конфликтам.

Подростковый кризис, помимо прочих факторов, усугубляется ребенка. Помимо психологических механизмов в дело вступают физиологические. Как говорится — «гормоны бушуют». Подросток может стать как неуравновешенным и импульсивным, так и апатичным и быстро устающим. Происходящие с подростком перемены (как внутренние, так и внешние), первое не совсем осознанное половое влечение — все это тревожит ребенка, заставляет его переживать и может стать причиной .

Подростковый кризис обычно проявляется более бурно, чем остальные кризисы. Возможности маленького ребенка в плане самовыражения и самоутверждения более ограничены — да, он будет капризничать, но по крайней мере — у вас на виду. Подросток может замкнуться в себе или напротив — конфликтовать с вами в открытую, а в более тяжелых случаях подростковый кризис может сопровождаться курением, употреблением алкоголя, демонстративным уходом из дома или даже попыткой суицида.

Конечно, далеко не всегда проявления переходного возраста настолько критичны, но повышенная конфликтность, перепады настроения, утомляемость, депрессия, ложь, немотивированная агрессия , часто сопровождающие подростковый кризис, могут стать проблемой для родителей.

Подростковый кризис состоит из трех основных стадий. Во время предкритической стадии ребенок пытается отказываться от старых привычек и разрушать общепринятые стереотипы — пока что несмело и осторожно. Кульминационная стадия подросткового кризиса протекает более бурно — ребенок подросток может «выкинуть» что угодно, причем его поведение предугадать бывает тяжело. Течение этого этапа зависит от атмосферы в семье — чем она здоровее, тем меньше будет подобных «фокусов». Во время посткритической стадии у ребенка формируются новые жизненные ценности и устойчивая жизненная позиция, он начинает строить новые отношения с людьми.

Что делать, если у вашего ребенка начался подростковый кризис? Как правильно вести себя, чтобы сгладить конфликты и сохранить хорошие отношения с ребенком? В первую очередь запаситесь терпением . Конечно, когда ваш ребенок-подросток кричит и хамит, первое желание — накричать на него в ответ. Но в таком случае конфликт покатится, как снежный ком, и его тяжело будет остановить. Замкнутый круг — агрессия приводит исключительно к ответной агрессии.

Постарайтесь «ослабить поводок», на котором вы держали своего ребенка, и предоставить ему разумную самостоятельность. Подросток хочет, чтобы к нему относились, как к взрослому. Попробуйте ему ее предоставить — советуйтесь с ребенком по бытовым вопросам, дайте ему возможность принимать участие в обсуждении семейных проблем.

Если подросток что-то настойчиво требует — не запрещайте ультимативно. Обсудите с ним эти требования , какими абсурдными и наглыми они бы вам ни казались, и попробуйте прийти к соглашению. Может быть, это получится не с первого раза, но даже не совсем удачные переговоры лучше очередного конфликта с хлопаньем дверьми.

Во время ссор подросток может наговорить вам гадостей — вплоть до «Лучше бы ты меня не рожала». Это неприятно и обидно, но помните, что на самом деле подросток так не думает . Постарайтесь отнестись к таким фразам максимально спокойно, не припоминайте их ребенку после примирения и во время следующих конфликтов.

Несмотря на внешнюю «колючесть» и отчужденность, во время подросткового кризиса вы очень нужны ребенку . Нужна ваша поддержка, ваша любовь, ваше понимание, ваши ненавязчивые советы. В подростковом возрасте ребенок примеряет на себя новые социальные роли, пробует себя в новом качестве. Сделайте это и вы — из родителя-наседки превратитесь в родителя-советчика. Не надо рвать связь с ребенком — но изменить ее в соответствии с возрастом чада придется.

Подростковый кризис — непростое время и для ребенка, и для родителей, но его негативные проявления можно и нужно сгладить.

Всем хорошо известно, что в своём развитии ребенок преодолевает несколько серьёзных душевных кризисов:

  • кризис одного года
  • кризис трех лет
  • кризис семи лет
  • подростковый кризис.

Если придерживаться отечественной периодизации этапов развития, то подростковый кризис наступает, когда ребенку исполняется 13 лет, после чего он уже считается старшим подростком. Таковым он будет являться до 15 лет. Возраст 13 лет весьма непростой период для родителей. Для самих детей 13 лет характеризуется связью с болезненным разрывом прежней системы отношений, ознаменованием кардинальных . В подростковый кризис у ребенка резко меняется мировоззрение, отношение к себе и к окружающей действительности. В этот период всё, что было «до» кажется бессмысленным и не правильным.

Подростковый кризис - один из самых тяжёлых кризисов, которые ожидают ребенка в период взросления и полового созревания . А если не дай бог ? Очень часто родители просто перестают узнавать своего подросшего отпрыска и не знают, как себя вести с этим новым, незнакомым им человеком, который становится способен на действия, которые от него ранее никто не ожидал.

Подростковый кризис и его вестники

  • Падение продуктивности. Снижается успешность при выполнении творческих заданий. Подростковый кризис влияет на переход к мышлению посредством дедукции . Теперь подросток учится выводить умозаключения, выявлять закономерности. Хотя, ранее опирался, прежде всего, на полученные знания и наглядность. Школьные оценки уже не всегда радуют взрослых. Подростковый кризис подталкивает подростка к вопросам, не подразумевающим однозначного ответа. Ему нравится философствовать и рассуждать.
  • Негативизм. Состояние подростка амбивалентное. С одной стороны, он отвергает прежнюю систему отношений, тяготится внешними требованиями и правилами, активно их опровергая. С другой стороны, подростковый кризис действует на подростка, и он переживает внутреннее смятение, недовольство, тягу к одиночеству . Сила проявления негативных реакций будет зависеть от конкретного ребенка, семьи.

Взросление идет неравномерно, зависит от массы факторов, которые, так или иначе, влияют на саму специфику перестройки и становления личности . Однако, как бы ни был индивидуален этот процесс, подростковый кризис неизбежен. Это не следствие плохой кармы, напасти, беды, или болезни. Это один из закономерных этапов возрастного развития.

Иногда родителей охватывает просто волна эмоций, и они ощущают безвыходность ситуации, подростковый кризис в лице подростка в очередной раз демонстративно хлопает дверью. Он старается отгородиться от них, а они не принимают его желания и права на уединение . Родители считают, что теряют его, поэтому стремятся как можно больше знать о нем. Подросток воспринимает это в качестве бесцеремонного внедрения в собственное личное пространство. Стоит запастись терпением, пониманием, спокойствием, мудростью, ведь настал нелегкий этап в жизни всей семьи. Родителям нужно понимать, что сейчас их ребенку непросто.

Наиболее часто подростковый кризис проявляется в демонстративном поведении. Ребёнок стремится сделать всё, чтобы его заметили. Подросток с демонстративным поведением может намеренно сообщать родителям важные события своей жизни в самый неподходящий момент, в присутствии большого количества посторонних людей. Такой подросток часто вмешивается в разговор взрослых, в основном с фразами «А я…», «А мне…», «А у меня…». Он не выносит ни малейшего внимания в чью-либо сторону, кроме него самого.

Подросток испытывает гормональный скачок , идут масштабные физиологические преобразования организма. Однако психика и мозг подростка не развиваются столь активно. Хотя, характеристики мышления и меняются разительно, но все же не так быстро. Возникает противопоставление желаемого реальности. Подростковый кризис формирует новые потребности, появляется ярое стремление добиться независимости. Хотя, общество (домочадцы, учителя) не спешат менять к нему свое отношение. Такой подросток может отказать сверстнику в помощи, а когда представится возможность на виду у всех оказать её, громко комментируя свои действия. Например, на просьбу соседа по парте дать запасную ручку он ответит отказом, а потом на виду у всех даст её со словами«Что же ты карандашом пишешь? Вот, возьми лучше мою ручку!»

Это тот же кризис «Я сам», как и в 3 года, только теперь это кризис в социальном контексте. Сейчас им двигает тупиковое желание. Он пытается добиться свободы , но на самом деле не знает, что с ней делать. Модель поведения взрослого человека еще неустойчива, подростковый кризис действует в полной мере. Подросток еще не понимает себя, он только в поиске. В голове все чаще возникают такие вопросы, как «Кто я такой?», «Для чего живу?». Он подводит черту под своим этапом детства и снова делает первые шажки, только уже во взрослую жизнь.

Каждый кризис после выхода из него дарит что-то новое. Подростковый кризис становится новообразованием возникновения самосознания, как особой психологической функции и чувство взрослости. Этим обусловлено, противостояние двух противоборствующих сторон (детей и их родителей). Подросток хочет походить на взрослого и скинуть с себя излишнюю опеку, демонстративно показать, что он уже вырос. Родители, в свою очередь, стремятся огородить его от возможных ошибок. Мнения психологов о том, стоит ли бороться с таким демонстративным поведением подростка расходятся. Одни считают, что раз это не приносит проблем, то не стоит вмешиваться во внутренний мир ребёнка и надо дать ему самому пройти подростковый кризис. Другие возражают, что рано или поздно демонстративное поведение станет приносить проблемы родителям и самому ребёнку, поэтому бороться с кризисом в любом случае нужно.

Подростковый кризис зачастую демонстрирует негативный характер . Начинают поступать жалобы на плохое поведение от учителей школы. Ребёнок может намеренно нарушать дисциплину, лишь бы на него обратили внимание. Он будет перебивать учителя, вставлять своё слово с любой удобный и не удобный момент. В крайних случаях подростки могут намеренно затевать драки. В последствии, при выяснении причин драки, такие дети на вопрос «В чём причина драки?» отвечают «Не знаю» или «Просто так».

Птицу в клетке не удержишь, да и зачем? Тоталитаризм не выход. Подростковый кризис в такой позиции лишь усугубит протекание. Лучше постараться наладить диалог со своим упрямцем. Важно вовремя выстроить с ним доверительные отношения . Расширение зоны его свободы – неизбежный процесс. Это сложно и требует от родителей определенной доли мужества и решимости. Однако если не предоставлять ему должную степень ответственности, как он сумеет научиться держать ответ за свои поступки? Он не может всю жизнь прожить в тепличных условиях и столкновение с реальным миром неотвратимо. В то же время права подростка должны ему даваться наряду с его обязанностями.

Более совершенное самосознание в подростковый кризис помогает успешно познавать и постигать свой внутренний мир. Увеличиваются представления подростка о себе, своих интересах и способностях. Теперь его поведением руководит желание достичь какой-либо цели и воля. Хотя, еще сохраняется слабость целей, а не воли.

У подростков возникает отношение к себе как к полноценному представителю мужского или женского пола. Внешность приобретает особое значение . Она служит презентацией себя во внешнем мире. Подросток старается вывести собственное представление о себе. Сопоставляет свою позицию с оценками других, их идеалами и стандартами.

Наряду со своей тягой к независимости, свободе подростки весьма внушаемые. Подростковый кризис действует на их самооценку, которая стоит на очень зыбких основах, а внутренняя позиция не зрела. Общение со сверстниками продолжает оставаться важным. Они стремятся найти себе единомышленников, утвердиться в молодежной среде. Так формируются группы, например, всяческие субкультуры. Нужно следить, как влияет на подростка круг его общения. Если у вас имеются опасения относительно его знакомых, попытайтесь с ним обсудить эту тему и рассказать о своих переживаниях. Он не прекратит сразу дружбу с ними, но станет осторожнее. Это подействует только, если у вас выстроены доверительные отношения.

Причиной отсутствия доверительных отношений может является недостаток внимания . Присмотритесь к своей семье - подростковый кризис берет начало от отношений с родителями. Сколько часов в день Вы проводите с ребёнком? Знаете ли Вы друзей своего чада? Пытаетесь ли наладить отношения с своим подростком? Как давно Вы проводили время всей семьёй? Знаете ли Вы чем увлекается ваш ребенок? Нет?

Тогда именно общение с ровесниками становится для него первостепенным. Это при подростковом кризисе его ведущая деятельность на данном этапе возрастного развития. Общение необходимо для его полноценного становления.

Не стоит бить тревогу и запирать его дома, если падает успеваемость . Подобная ситуация становится вполне закономерной, постарайтесь просто его мягко ввести в нужное русло. Здесь важен авторитет не только вас, как личности, но и восприятие личности конкретного педагога. Сохраняйте спокойствие, следующим этапом станет его желание утвердиться в этом мире, а ведущей будет учебно-профессиональная деятельность.

Ребенку, проживающему подростковый кризис важна помощь, поддержка, участие, вера и доверие родных и близких людей. Он нуждается в советах, потому что часто еще не знает, как поступить. Постарайтесь быть для него таким человеком.

Уделяйте больше времени общению с ребёнком, особенно когда у него настал подростковый кризис. У мальчиков обычно он протекает в период с 12 до 18 лет, у девочек пораньше с 11 до 16 лет. Возьмите за правило вместе ужинать, обсуждать события минувшего дня всей семьёй. Узнайте, что интересно вашему ребёнку и поощряйте его интерес, обсуждайте с ним его успехи в этой области. Сын увлекается дзюдо? Посещайте все его соревнования, будьте всегда в первом ряду. Дочь всерьёз занялась изучением китайского языка? Запишитесь вместе с ней на языковые курсы.

Будьте всегда в курсе дел вашего ребёнка, и он это обязательно оценит!
А какими в 13 лет были вы?

Сохраните информацию.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3

1. Сущность подросткового кризиса………………………………………… 6

2. Психологические особенности подросткового кризиса………………… 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 20

ВВЕДЕНИЕ

Первым, кто обратил внимание на новое социальное явление – подростковый период развития, был Ж. Ж. Руссо. В своем вышедшем в 1762 г. Романе «Эмиль» он впервые обратил внимание на то психологическое значение, которое этот период имеет в жизни человека. Руссо, охарактеризовав подростковый возраст как «второе рождение», когда человек «рождается в жизнь» сам, подчеркнув важную особенность данного периода .

Каждый переходный или критический период – результат перестройки социальной ситуации развития, в основе которой, с одной стороны, лежит изменение объективного положения ребенка в системе доступных ему общественных отношений, а с другой – изменение его «внутренней позиции». Все переходные периоды имеют сходные симптоматику и содержание, протекают по общим закономерностям. В переходах от периода к периоду выделяются своеобразные «кризисы» развития, содержание которых существенно отличается от особенностей развития в стабильные периоды.

Необходимо отметить, что понятие кризиса – это наиболее значительное достижение «холловской» концепции. Оно и сегодня используется в положениях не только в западной, но и в советской возрастной психологии, хотя трактуется совершенно по-разному. Во-первых, западные теоретики периода взросления, вслед за С. Холлом, в большинстве случаев вносят в это понятие сугубо негативное содержание, понимая кризис как распад структуры, снижения уровня организации психики и т. п. Во-вторых, они в объяснении причин кризиса по большей части солидарны с С. Холлом, который полагал, что явления «бури и натиска» порождаются драматическими сексуальными и физиологическими изменениями, происходящими с подростком .

Так же в подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным, уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон его жизни и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности – в подростковом возрасте начинается систематическое усвоение основ наук, что требует изменения привычных форм работы и перестройки мышления, новой организации внимания, приемов запоминания. Изменяется и отношение к окружающему: подросток уже не ребенок и требует иного к себе отношения .

Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов... Он представляется самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в онтогенетическом формировании личности ребенка. По существу, весь подростковый возраст является затяжным периодом от детства к зрелости.

Следует особо отметить, что в подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается. Весь этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития. Однако здесь ведущими будут уже не возрастные закономерности, а закономерности, связанные с индивидуальным формированием психики человека .

Цель реферата: рассмотреть сущность и содержание подросткового кризиса.

Задачи:

1. Изучить сущность подросткового кризиса;

2. Выявить психологические особенности подросткового кризиса;

3. Представить методические рекомендации для педагогов и родителей по сопровождению подросткового кризиса.

1. СУЩНОСТЬ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА

В 12-14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.

Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости. Следует оговорить, что бывают случаи бескризисного развития ребенка. Чаще всего это происходит тогда, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения этих потребностей перестраивают свои отношения с детьми таким образом, чтобы последние могли удовлетворить свои новые потребности. Иногда же бескризисное развитие является лишь кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин может смещаться во времени. Кризисный характер перехода от одного периода к другому периоду его развития показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено.

Подростковый кризис отличается от всех других кризисов (кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет) большей продолжительностью. Л. И. Божович полагает, что это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряженные. На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).

Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания эти особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.

Подростки, чаще всего, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия с взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют .

Как правило, протекание кризиса в большей степени зависит исключительно от стиля воспитания и самих взрослых. Родителям следует запастись терпением на несколько лет, чтобы окончательно не испортит отношения с подростком. В природе все имеет свою закономерность. После того, как фазы сменят друг друга, то криз подросткового возраста подойдет к концу. Наш подростком имеет взрослый внутренний мир, не смотря на внешность ребенка. Поэтому от того, какие же законы жизни он примет зависит от окружающих его людей.

Сам же кризис при этом обладает следующими фазами:

Предкритическая или негативная . В данной фазе начинается ломка стереотипов и привычек, которые были ранее приобретены. Поэтому у родителей возникает проблема в общении с собственным ребенком.

Кульминационная точка кризиса . Наиболее часто совпадает с тринадцатилетним возрастом. Точка кипения детей и взрослых настолько велика, что именно в это фазе подростки начинают вступать в разнообразные группировки, субкультуры и компании. Важно как можно лучше понять ребенка в этот непросто период и показать ему собственную любовь. Помимо этого, стоит также всегда учитывать его мнение.

Поскритическая . Построение новых взаимоотношений.

И все же начало и конец подросткового кризиса - дело сугубо индивидуальное, и любые точные предсказания в этом вопросе неизбежно будут носить характер спекуляции .

Итак, подростковый кризис - это переломный момент в жизни ребёнка, когда его детство почти закончилось, а взрослая жизнь ещё не началась. Приходится подростковый кризис примерно на 12-14-летний возраст. В этот же период физическое и умственное развитие человека происходит быстрым темпом. Подросток в этот момент особо нуждается в чуткости и понимании со стороны взрослых. А то, как скажется подростковый кризис на эмоциональном состоянии ребёнка, - практически целиком в руках родителей и педагогов.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА

Исследуемый возраст, отдельные его стадии относятся к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость, причем противоречивый характер проявляется не только в физическом и психосексуальном развитии, но и в развитии интеллекта, а также в социальном развитии. Личность подростка дисгармонична: свертывание установившейся системы интересов, протестующий способ поведения сочетается с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными и содержательными отношениями с другими детьми и со взрослыми, со значительным расширением сферы его деятельности, качественно меняющей свой характер вследствие направленности на новые формы отношений. Стремление найти свое место в обществе, становясь преобладающим, порождает у подростка стремление понять самого себя, развивает у него чувство ответственности, критическое отношение к себе и другим людям. Все это находит выражение в потребности подростка сопоставить качества других людей с чертами своей личности.

Следует, однако, отметить, что предстающая в психологических исследованиях картина возрастного развития пока еще фрагментарна, т.е. возрастные этапы в ней плохо связаны между собой. Одной из причин подобной фрагментарности является недостаточная изученность психологических особенностей переходов одних этапов в другие .

Усложнение социального бытия подростков протекает в период бурной физиологической перестройки организма. Изменения активности эндокринной системы приводят к выраженным колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, побледнение, похудание, ожирение и т.д.). Подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми. При неблагоприятных обстоятельствах такого рода реакции легко фиксируются и даже приобретают патологические формы.

Одной из основой сложности подросткового возраста является исключительно быстрый темп происходящих в этом периоде изменений: в физическом и психическом состоянии подростка, в характере реакций на внешние воздействия и т.д. Можно сказать, что подросток и взрослый живут в разном масштабе времени, а отсюда проистекают различия в оценках одних и тех же событий, явлений. При этом в подростке для взрослого многое оказывается неожиданным, непонятным, тем более что неожиданным и непонятным оно оказывается часто и для самого подростка. Действительно, с подростком начинают происходить изменения, смысл, а главное, необходимость которых для него не всегда ясны. Стараясь объективно взглянуть на себя со стороны, он не может себя узнать; у некоторых подростков возникает ощущение как бы насильственности происходящих изменений. Подростки, особенно склонные к самоанализу, не могу сразу принять себя в новом качестве, стесняются своего нового облика. Они становятся очень чувствительными к замечаниям по поводу своей внешности.

Также основной сложностей подросткового кризиса является накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые ранее отчетливо не проявлялись вследствие недостаточной самостоятельности ребенка и относительно неширокой сферы его деятельности и общения.

В первую очередь это нарушение развития эмоциональной сферы – это может быть недостаточная внутренняя связь между восприятием и оценкой какого – либо явления окружающего и способностью действовать в соответствии с этой оценкой; фактически это означает слабость механизмов воли. При этом чувство, даже сильное, исчерпывается самим собой, его энергия находит разрядку лишь в эмоциональных проявлениях, с другими же сторонами и механизмами психической деятельности человека оно не входит в связь, не превращается в мотив поступка и не ведет к каким либо действиям. Человек как бы замыкается в своем чувстве .

И так существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:

1. «Кризис независимости». Основные проявления.

Негативизм, упрямство, грубость, бунтарство, стремление во всем поступать по-своему, противостояние авторитетам, ревностное отношение к личному пространству

2. «Кризис зависимости». Основные проявления:

Чрезмерное послушание, возврат к детским интересам и формам поведения, зависимость от взрослых, несамостоятельность, инфантильность в суждениях и поступках, подчинение мнению большинства, стремление быть «как все».

Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст .

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА

Рекомендация тех или иных конкретных приемов воспитательного воздействия на подростка не носит и не может носить характера рецепта, годного на все случаи жизни. Учитель имеет дело с живым человеком, обладающим определенными индивидуальными особенностями, да и ситуации, даже сходные, всегда чем – то отличаются одна от другой.

Многие учителя быстро разочаровываются в тех или иных приемах и мерах воздействия на подростка, так как ожидают от них быстрых положительных результатов.

Воспитательный эффект той или иной меры воздействия зависит от того, правильно ли выбрана она в условиях определенной ситуации, т. е. произведет ли она то действие, на которое рассчитана .

Особенно в подростковый кризис, так как подросток более эмоциональный в этот период Важнейшая и актуальная задача современной школы – не только преподносить готовые знания, но и развивать интерес к учению, вырабатывать потребность постоянного самообразования, потребность в новых знаниях, неутолимую пытливость и любознательность.

Однако важно не просто увлечь ребят каким - то одним – двумя предметами. Очень важно на раннем этапе выявить склонности и способности подростка, помочь ему более полно развиваться. Вот почему так важны дифференцированный подход в обучении, система различных кружков и факультативов, которые помогают решать столь важные и трудные проблемы подросткового кризиса .

Не случайно во многих своих произведениях А. Макаренко говорил о том, что хорошее воспитание и доброе наставничество служат залогом счастливой старости родителей. Не следует забывать о том, что нравственные установки подростка, как правило, формируются на основе примера его родителей.

Родители не редко судят о своем ребенке, исходя из своих взрослых требований, и забывают о том, какими они сами были в подростковом возрасте, о том что у них также проявлялись тогда черты характера, которые ныне они считают неприемлемыми.

Необходимо прикладывать максимум усилий к тому, чтобы семья хорошо выполняла свои воспитательные функции: была бы эмоциональной опорой для ребенка, стимулировала бы его жизненные успехи, помогала гордиться ими. И это необходимо делать не только в подростковом возрасте, но и в период, ему предшествующий, а также и в последующем возрасте .

1. Родителям необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые признаки наступления подросткового возраста.

Родители должны отнестись серьезно к индивидуальным темпам развития ребенка. Не считать его маленьким, когда ребенок уже начинает ощущать себя подростком. Но и «не толкать ребенка в подростковость насильно». Возможно, Вашему сыну (или дочке) нужно на год или два больше времени, чем его сверстникам. Ничего страшного в этом нет.

2. Родители должны с уважением отнестись ко всем заявлениям и позициям подростка, какими бы глупыми и незрелыми они Вам не казались.

Обсудите и проанализируйте вместе с сыном (или дочкой) каждый пункт. Добейтесь того, чтобы Вы одинаково понимали, что именно значит, например, такая фраза, как: «Я все могу решать сам!». Что именно за ней стоит? Я могу сам решать, какую куртку мне надеть на прогулку? Или я могу сам решать, ночевать ли мне дома? Разница, согласитесь, существенна.

3. Как можно раньше дайте подростку столько самостоятельности, сколько он может принять. Советуйтесь с ним по каждому пустяку. («Как ты думаешь, какие лучше обои купить? Подешевле и похуже, или получше, но подороже?»).

Беззастенчиво впутывайте его в свои проблемы и проблемы семьи. («Сегодня мой начальник опять ругался, что клиенты жалуются… А что я могу сделать? Как бы ты на моем месте поступил (а)?»).

Пусть подросток поймет, что Вы действительно, не на словах, а на деле, видите в нем равного Вам члена семьи.

4. Обязательно сами делайте то , чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки). Звоните домой, если где-то задерживаетесь. Рассказывайте не только о том, куда и с кем Вы ходите, но и о содержании Вашего время препровождения. Давайте развернутые и по возможности многоплановые характеристики своим друзьям и знакомым. Это позволит Вам побольше узнать о друзьях вашего сына (или дочки).

Чаще приглашайте к себе гостей. Если у вас, родителей, «открытый дом», Вы, скорее всего, будете видеть тех, с кем проводит время ваш ребенок. И вовремя сможете принять меры, если что-то пойдет не так.

Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Возможно, иногда что-то расскажет Вам и Ваш ребенок.

Делитесь с подростком своими проблемами. Не стесняйтесь попросить у подростка совета. Вопреки распространенному мнению, иногда подростки очень чувствительны и тактичны в оценке и коррекции именно чужих ситуаций. Кроме того, в этом случае существенно повышается вероятность того, что и со своей проблемой ребенок пойдет именно к Вам.

5. Постарайтесь обнаружить и скорректировать те ошибки в воспитании, которые Вы допускали на предыдущих возрастных этапах .

Конфликты во время урока.

1. Ваши нервы, спокойствие и здоровье в ваших руках, поэтому берегите их и не тратьте на бесполезные сиюминутные споры и выяснения отношений с учениками, возникающие в течение урока – это обычно приводит лишь к затяжному конфликту и срыву урока. Лучше отложите их на после урочное время, когда можно будет выяснить причину поведения и спокойно обсудить ситуацию. Если вы чувствуете, что не справитесь в одиночку, то обратитесь за помощью либо к психологу, либо к человеку, которого данный ученик больше всех уважает.

2. При обсуждении желательно не указывать на совершенные подростком проступки и ошибки, не требовать их мгновенного исправления и не добиваться от него признания вины, а лучше возьмите инициативу на себя, объясните, как лучше следовало поступить в такой ситуации и почему (дайте действительно выгодную для подростка модель поведения). Предоставьте ему возможную модель поведения и дайте время обдумать. Вернитесь к этому разговору через время, еще раз обсудите, и выслушайте его мнение. Важно, чтобы подросток сам принял решение о том, как поступить в следующий раз при возникновении такой ситуации.

3. Если ситуации возникла повторно, и подросток повел себя на основании принятой им новой адекватной модели поведения, то обязательно похвалите его, и еще раз покажите все плюсы такого поведения, и хвалите каждый раз, пока он не примет эту модель как единственно возможную в данной ситуации. Если ситуация повторилась, а подросток продолжает действовать неадекватно, то не следует сразу же напоминать ему о том, что он нарушил слово, особенно в присутствии окружающих, а повторить обсуждение ситуации и причин мешающих поступить по-новому. Логическое обоснование выгоды желаемого поведения – самое сильное убеждение для подростка.
Это долгий процесс, требующий много терпения и сил, а самое главное желание действительно помочь ребенку измениться, а не только избавиться от факторов, мешающих проведению урока и сохранению дисциплины.

Агрессивность.
4. Проявления агрессивности обычно бывают двух типов: физическая – драка, насилие и т. д.; вербальная – нецензурные выражения, крик, угрозы. Оба этих типа агрессивности у подростков – это следствие плохого самоконтроля, неуравновешенности нервной системы и постоянного внутреннего конфликта: могу и должен, надо и хочу – носят часто защитный характер. Подросток в душе очень боится, что его не любят, что его не принимают таким, какой он есть, хотя на деле обычно показывает, что ему абсолютно все равно, что о нем думают другие. Поэтому при общении с такими подростками желательно не «переходить на личности», т.е. замечания, указания на неправильное поведение должно носить безличный характер. К любым вопросам и проблемам подростка желательно проявлять больше действительно искреннего понимания и принятия. Чем больше его понимать и поощрять, тем более спокойными будут его реакции. Запугивание же подростка, угрозы, обвинения, пусть даже в мягкой форме на допустимом уровне, приведут лишь к усилению защитной агрессии у такого подростка.
Опять Ваше бесконечное терпение и поощрение хотя бы того немного положительного, что проявляется таким ребенком, позволят в итоге снизить уровень агрессивности.

Учебный процесс.

5. В случаях неправильного ответа на заданий вопрос, не сравнивать с успешными ответами сверстников, лучше обратить внимание на возможность исправления ошибки или плохой оценки. В случаях же любого правильного или близкого к правильному ответа поощрять такого подростка вниманием и похвалой при всем классе. Важно дать понять «трудному» подростку, что он не хуже других, что он имеет право на ошибку.
6. Как правило, у таких детей, существуют некоторые объективные причины для низкой успеваемости: слабые интеллектуальные способности, низкая осознанность собственных действий, отсутствие мотивации достижения. Поэтому не надо ждать от него сразу и много успехов после первой похвалы и признания его заслуг, а стоит дарить ему успешные ситуации и поддерживать его до тех пор, пока в нем не появится уверенность в собственных силах и способностях. Только тогда у него действительно может появиться интерес и желание учиться.

Общие советы:

7. Относитесь ко всем трудностям и неожиданностям при общении с подростком с чувством юмора и используйте его для сглаживания острых углов.
8. Не требуйте от ребенка того, что не в состоянии выполнить даже вы сами: быть всегда сдержанным, говорить только правду, никогда не делать ошибок и т.д.

9. Личный пример или иллюстрация из личного опыта всегда действует лучше, чем любое нравоучение.

10. Будьте самими собой при общении с подростком, говорите то, что вы действительно думаете и чувствуете (в разумных пределах), искренность и естественность - лучшие помощники в налаживании хороших взаимоотношений с любым, даже очень сложным человеком.
Конечно же, у каждого педагога существуют свои способы и приемы для работы в «нестандартных» условиях .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период подросткового кризиса, несомненно, является одним из самых важных периодов в жизни человека. Подросток зачастую не может понять сам себя. Но в этот период нелёгкий момент он не должен оставаться один. Ребёнку будет легче пережить кризис, если есть человек, готовый выслушать его, человек, к которому ребёнок сможет обратиться за советом. Лучше всего, если этим человеком станет родитель ребёнка. Но иногда такую непростую роль наставника приходиться брать на себя педагогу. Здесь важно доверие. Педагогу нужно поставить себя так, чтобы дети доверяли ему, или обращались за советом.

Также подростки, которые постоянно пытаются самоутвердиться: грубят, проявляют агрессию к окружающим. В общении с такими детьми нужно оставаться самим собой, воспринимать всё с юмором. Нужно понимать, что всё это пройдёт со временем.

Подростковый кризис – это процесс становление личности. Задача педагога состоит в том, чтобы максимально облегчить этот процесс. Если педагогу это удаётся, то можно сказать, что он добился значительных успехов в своей профессиональной деятельности.

Данная тема очень интересна, так как многие педагоги сталкиваются с подростковым кризисом в своей профессиональной деятельности. Часто обращаются ученики с вопросами, которые они по каким – то причинам не могут задать родителям. Этот реферат во многом помог понять, что тревожит ребёнка в период подросткового кризиса. В это время человек еще не взрослый, но уже не ребёнок. Чтобы помочь ему разобраться в себе, подходить к проблеме нужно мягко и последовательно. Нельзя «давить» на ребёнка, чтобы он сам рассказал обо всех своих проблемах. Нужно добиваться того, чтобы дети сами тянулись к тебе.

По теме подростковый кризис очень мало литературных источников, но цель в реферате была достигнута. Поставленные задачи в полном объеме изучены и найдены методические рекомендации для педагогов и родителей, которые смогут помочь пережить (или избежать) подростковый кризис.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беличева С. А. Этот «опасный» возраст. – М.: Знание, 2003.

2. Божович Л.И. Подростковый возраст. [Электронный ресурс].

3. Колесов Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка/ Д. В. Колесов, И. Ф. Мягков – М.: Просвещение, 1999.

4. Крутецкий В. А. Воспитание дисциплинированности у подростков/ В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин – М.: Государственное учебно – педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 2009.

5. Крутецкий В. А. Психология подростка/ В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин – М.: Просвещение, 2010.

6. Мурашова Е. В. Понять ребенка. – Е.: У – Фактория, 2004.

7. Психология от А до Я. [Электронные ресурсы].

http://azps.ru/handbook/p/podr638.html

8. Родионов А.А. Сайт психологической поддержки. Рекомендации психолога педагогам при работе с трудными подростками и в кризисных ситуациях [Электронный ресурс] https://schoolpsy.wordpress.com/

9. Студопедия.Орг Психологические особенности подростка (ведущая деятельность, личностные особенности). Кризис подросткового возраста. [Электронный ресурс] http://studopedia.org/8-207255.html

10. Фельдштейна Д. И. Психология современного подростка/Под ред. Д. И. Фельдштейна; Науч. – исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 2007.

11. Ференц Гати Подросток/ Ференц Гати, Дюла Гайер, Палне Ритоок, Оттоне Хаваш – М.: Прогресс, 2007.

12. Шахрай Е. О. Рекомендации психолога родителя. [Электронный ресурс] http://profilaktika.tomsk.ru/?p=12738

Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» в социальном смысле. В литературе он описан как «возраст второй перерезки пуповины», «негативная фаза полового созревания». Этот период характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности, максимальным разделением «Я» подростка и мира. Кризис относится к числу острых.

Подростковый кризис имеет и свой позитивный смысл. Он заключается в том, что, проживая этот период в борьбе за независимость, которая происходит в относительно безопасных условиях и не принимает крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении. Кроме того, у него не только возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Основными симптомами кризиса являются:

    Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретными вопросами, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники. Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь.

    Н егативизм . Иногда этот период называютфазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Важно понимать, что кризисные симптомы не проявляются постоянно, это скорее эпизодические явления, хотя порой они повторяются достаточно часто. Кроме того, интенсивность кризисных симптомов и способы их выражения могут существенно различаться.

Выделяют два основных пути протекания данного кризиса: 1. Кризис независимости, при котором основными симптомами являются строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. 2. Кризис зависимости, симптомами которого являются чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения, что «возвращает» подростка назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности ("я ребенок и хочу оставаться им").

Как правило, в симптомах кризиса могут присутствовать обе тенденции с доминированием одной из них. Одновременное присутствие стремления к независимости и стремления к зависимости связано с двойственностью позиции школьника. Подросток в силу недостаточной психологической и социальной зрелости, предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от них помощи, поддержки и защиты, ждет (чаще неосознанно), что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы и оградят его от чрезмерно рискованных шагов. Именно в связи с этим избыточно разрешающее отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий (но при этом аргументированный) запрет, вызвав вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.

Таким образом, поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

    Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

    Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

    Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

В связи с этим можно предположить, что негативизм является следствием недостатков педагогического подхода. К слову, этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса.

Следует отметить, что трудности воспитания взрослые (родители, учителя) обычно связывают не с кризисом как таковым, когда начинается ломка прежних психологических образований, а с посткризисным периодом. Трудным для окружающих становится период формирования новых психологических образований у подростка, так как перенос на этот возраст прежних воспитательных мер оказывается неэффективным.

Вопросы для самоконтроля:

    Основные проявления подросткового кризиса

    Какие изменения происходят в моторном и физическом развитии подростка?

    Каковы особенности взаимоотношений подростков со сверстниками и взрослыми?

    Каковы особенности мотивационной сферы подростков?

    Охарактеризуйте ведущую деятельность в подростковом возрасте

– этап психического развития, переход от младшего школьного возраста к подростковому. Проявляется стремлением к самовыражению, самоутверждению, самовоспитанию, потерей непосредственности поведения, демонстрацией независимости, снижением мотивации к учебной деятельности, конфликтами с родителями, педагогами. Подростковый кризис завершается формированием нового уровня самосознания, появлением способности познавать собственную личность при помощи рефлексии. Диагностика выполняется психологом, психиатром, основывается на клинической беседе, психодиагностике. Коррекция негативных проявлений проводится воспитательными методами.

Общие сведения

Согласно периодизации возрастов в отечественной психологии, подростничество занимает промежуток от 11 до 16 лет. Кризис в данном периоде отличается значительной продолжительностью – темпы физического и умственного развития высоки, потребности возникают быстро, но не удовлетворяются из-за отсутствия социальной зрелости. У девочек симптомы менее выраженные, проявляются с 10-11 лет, у мальчиков течение более яркое, начало с 12-13 лет. Длительность определяется социальными условиями и психофизиологическими особенностями. В норме переходный этап завершается к 14-16 годам. При заблаговременной перестройке отношения родителей к взрослеющему ребенку возможно бескризисное развитие.

Причины подросткового кризиса

Кризис подросткового возраста характеризуется изменением отношений с окружающими через развитие самопознания. Дети предъявляют повышенные требования к себе и взрослым, однако не способны нести ответственность, самостоятельно справляться с неудачами. Течение кризисного периода определяется совокупностью внешних и внутренних факторов. В одних случаях проявления отсутствуют или слабовыраженные, в других – поведение кардинально меняется, ребенок становится конфликтным, эмоционально взрывчатым.

Внешними факторами, усиливающими симптомы кризиса, являются родительский контроль и гиперопека, зависимость в семейных отношениях. Ребенок стремится к свободе, считает себя способным принимать решения, действовать без помощи взрослых. Складывается конфликтная ситуация – существует потребность и стремление брать ответственность за поступки, но отсутствует практический навык, сохраняется несерьезность в отношении исполнения обязанностей. Последний факт мешает родителям воспринимать подростка как равного. Сопротивление, ссоры приводят к хроническому недопониманию, затяжному течению кризиса с задержкой личностного развития.

Внутренние факторы, обостряющие кризис – психологические особенности. К началу подростничества у ребенка сформированы определенные привычки, черты характера, препятствующие возникающим потребностям и стремлениям. Качества, мешающие самоутверждению, самовыражению, рассматриваются как недостатки. Подросток становится раздражительным, склонным винить себя в несостоятельности. Критически воспринимаются навыки общения, внешность, отдельные свойства личности (зависимость, застенчивость, скромность).

Патогенез

Внешние проявления кризиса отражают внутренние, глубинные изменения. Основное психологическое содержание переходного этапа – рефлексивное (оценочное) отношение к собственным возможностям, способностям, навыкам. От оценки учебных способностей подросток переходит к самопознанию. Возникает восприятие себя как «не ребенка». Представление о взрослости формируется поэтапно. Сначала образ конкретный и выражается самостоятельными, рискованными, противопоставленными другим действиями. Затем происходит осознание границ собственной взрослости, их обусловленность степенью ответственности. Создается способность к рефлексии, восприятию своей личности с оценкой возможностей, способностей, недостатков. Данное новообразование позволяет решить задачу подросткового кризиса – отделиться от семьи, но сохранить гармоничные отношения.

Классификация

Диагностика

Вопрос о диагностике подросткового кризиса становится актуальным при выраженном негативизме, высокой конфликтности ребенка, снижении интереса к учебе, недостаточной успеваемости. Обследование проводит психолог, врач-психиатр . Определяется факт наличия кризиса, особенности течения, составляется прогноз. Используются следующие методы:

  • Беседа. Клиническое обследование выявляет характерные эмоциональные реакции, паттерны поведения и мышления. В ходе опроса родителей специалист выясняет доминирующие симптомы, их выраженность, частоту проявления.
  • Опросники. Исследуется эмоционально-личностная сфера подростка: заостренные характерологические черты, способы реагирования в критических ситуациях, степень невротизации, риск социальной дезадаптации. Используется Патохарактерологический диагностический опросник (А. Е. Личко), опросник Леонгарда-Шмишека, опросник EPI Айзенка.
  • Проективные методики. Рисуночные тесты, тесты интерпретации образов и ситуаций позволяют определить отрицаемые, скрываемые и неосознаваемые особенности личности ребенка – агрессивность, импульсивность, лживость, сентиментальность. Применяется рисунок человека, несуществующего животного, человека под дождем, тест Роршаха, метод портретных выборов (тест Сонди).

В специальном лечении подростки не нуждаются, может быть необходима психологическая помощь в налаживании гармоничных отношений ребенка и родителей, педагогов, сверстников. Специалист проводит групповые тренинги, ориентированные на развитие рефлексии, принятия себя, предоставляет . К способам сглаживания кризисных проявлений относятся:

  • Поиск компромиссов. В конфликтных ситуациях необходимо находить «точки соприкосновения» интересов. Принимать условие ребенка в обмен на выполнение обязательства («мы не входим в комнату, ты наводишь порядок трижды в неделю»).
  • Правила для всех. Определенные требования, традиции должны соблюдаться всеми членами семьи. Никому не дается послаблений («едим в столовой, после 9 часов не включаем музыку, выносим мусор по очереди»).
  • Равноправие. Необходимо вовлекать подростка в обсуждение семейных дел, проблем, планов. Важно предоставить ему возможность высказаться, учитывать его мнение при принятии окончательного решения.
  • Эмоциональное равновесие. Не стоит поддаваться на провокации подростка. Нужно сохранять спокойствие, демонстрировать уравновешенность в конфликте как атрибут взрослости.
  • Интерес, поощрение, поддержка. Доброжелательные, доверительные детско-родительские отношения – базовое условие преодоления кризиса. Необходимо интересоваться увлечениями ребенка, хвалить за проявления самостоятельности и ответственности, делегировать обязанности как выражение доверия.

Профилактика

Новообразованием кризиса является способность рефлексивно оценивать собственные личностные качества, способности, возможности, недостатки. Формируется чувство ответственности, понимание свободы. Возникает сепарация подростка от родителей, но сохраняются близкие отношения. Чтобы предупредить затяжное течение, развитие осложнений кризиса необходимо проявить гибкость в отношениях с ребенком: сохранить доверительные отношения и обеспечить «суверенитет» – признать самостоятельность и независимость, предоставить право выбора, вовлекать в решение важных семейных вопросов.