Заповедь христа о богатстве праведном. Как православная церковь относится к богатству и бедности

Жесткие слова Христа о богатых и богатстве по сути являются суровым предупреждением разрушения любви.

Уже почти две тысячи лет христианская Церковь совершает свою земную миссию. Статус Церкви уникален: имея богочеловеческую природу, она живет одновременно в двух реальностях и в трех временных пространствах.

Две реальности – материальная и нематериальная. Это значит, что Церковь хоть и существует в мире и имеет видимые формы, но по своему духовному происхождению неотмирна. Подобно женщине, имеющей в чреве ребенка, Церковь носит в своем человеческом теле божественную благодать, источник великой радости и в то же время скорби, потому что человеческое тело тянется к земле, а благодать к небу.

Три времени – это прошлое, настоящее, будущее. Совершая Евхаристию в настоящем, Церковь входит в реальность прошлую (участники Литургии становятся истинными участниками Тайной вечери) и устремляется в будущее (в одной из литургических молитв говорится о воспоминании «второго и славного паки пришествия»). Церковь сегодня живет плодами искупительного подвига Спасителя, совершенного две тысячи лет назад, и ждет второго пришествия Христова.

Бытие Церкви являет в себе великую и вечную религиозную антиномию Бога и мира, Неба и земли, Духа и плоти. Эта антиномия глубоко трагична. Трагизм Церкви в том, что она всегда, стремясь в небо, все же должна опираться на землю; воздевая в молитве руки, всегда имеет опасность споткнуться о камни, лежащие на пути ее земного странствия. Одним из таких камней был и остается соблазн материального обогащения.

С целью сохранения в человечестве истинного богопочитания Господь отделяет Себе еврейский народ и дает ему закон. На протяжении всей истории ветхозаветного Израиля не умолкает в нем пророческий голос, предупреждающий евреев об опасности сребролюбия и тесно связанного с ним идолопоклонства. «Не поможет богатство в день гнева… Надеющийся на богатство свое упадет… Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу», – говорит Соломон (Прит. 11:4; 11:28; 23:4–5). Зная опасность духовной зависимости от имущества, псалмопевец Давид предупреждает: «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61:11).

В то же время богатство в Ветхом Завете рассматривалось и как благословение Божие. Мы знаем множество ветхозаветных праведников, которые были очень богаты. Но они не привязывались к своему имуществу и хорошо понимали, Кто дал им все. Так и говорит, например, Иаков брату своему Исаву, предлагая ему дары от стада: «Прими благословение мое, которое я принес тебе, потому что Бог даровал мне, и есть у меня все» (Быт. 33:11). «Господь дал, Господь и взял… да будет имя Господне благословенно!» – восклицает Иов, в один миг лишившись детей и огромного имения. Самый богатый человек своего времени, царь Соломон, делает вывод в конце книги «Екклесиаст»: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12:13).

В Новом Завете открывается прообразовательное значение ветхозаветного богатства как указание на духовные сокровища, подаваемые Христом. Праведник Нового Завета – это обладатель внутреннего богатства. Причем речь идет о богатстве преизобилующем и неисчерпаемом: о Царстве Божием. Именно потому, что наш Бог – Бог Ревнитель (Втор. 5:9) и Огонь Поядающий (Втор. 9:3) – дарит нам Самого Себя и Свое Царство. Слова Христа и Его апостолов о богатстве материальном резки и суровы:

«Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение» (Лк. 6:24). «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! …Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Мк. 10:23, 25). «Горе вам, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас» (Иак. 5:1). Не менее жестко говорит и ап. Павел: «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:9–10).

В «Деяниях апостолов» мы читаем, что у первой иерусалимской общины имущество было общее. Однако такой вариант христианского коммунизма не просуществовал долго. В том же тексте говорится о ропоте эллинистов из-за пренебрежения их вдовиц, об обмане Анании и Сапфиры. Ап. Иаков пишет в своем послании о лицемерии многих христиан по отношению к богатому классу. Как видно, вопрос власти и богатства начал беспокоить Церковь с самого начала ее существования.

***
В IV веке, когда Церковь была официально признана государством и получила в свое распоряжение огромные материальные средства, проблема обогащения и обмирщения нависла над ней грозовой тучей. Буквально мучился решением имущественного вопроса Златоуст. Когда он касается этой темы в проповедях, чувствуются тревога и волнение великого архипастыря. Остановимся на учении Златоуста о богатстве – мысли вселенского учителя помогут прийти к важным выводам.

В идеале имущественного неравенства быть не должно, ибо любовь отрицает неравенство, считает Златоуст. Путь к его искоренению – добровольный монастырский коммунизм (имущество общее, и при этом все работают). Если сейчас мир к этому не готов, нужен по крайней мере индивидуальный отказ каждого человека от части своего имения в пользу бедных. Пока грех жив, неравенство даже и необходимо, т. к. нужда побуждает к труду и является изобретательницей всех искусств. Поэтому Бог и попускает быть богачам (как Божьим казнохранителям). Богатство даже может быть благом при наличии двух условий: если действительно дается Богом и если расходуется на нужды бедных.

Богатство, данное Богом – это какое? Златоуст утверждает, что он не знает ни одного обладателя праведного богатства. Единственный пример, который он может найти, – это ветхозаветные праведники: их богатство определялось в основном стадами скота. А приплод скота зависит не от человека, но от Бога. Таков, по Златоусту, единственный пример праведного богатства.

Даже если имущество досталось в наследство, Златоуст предлагает по родословной дойти до Адама и Евы и вопрошает: «Разве у первых людей было неравенство? Нет. Значит, богатство, тебе принадлежащее, когда-то кем-то похищено».

Далее. Насколько личная собственность может быть израсходована на нужды бедных? По Златоусту, критерием здесь выступает совесть. Как известно, она у всех разная. В конце этого туннеля видится опять же полный отказ от имущества.

***
Размышления вселенского учителя на эту тему похожи на бой евангельской нравственности с экономикой. Последняя у Златоуста проигрывает и побеждает нравственность. Но, к сожалению, мы знаем, что в жизни обычно все наоборот.

Интересно, что размышления одного из величайших умов христианской Церкви оказываются довольно непрактичными для реальной жизни. Впрочем, они дают важные мысли для понимания проблемы собственности в христианстве.

Первое: экономика христианского государства в принципе удобнее строится скорее на заповедях Ветхого Завета, чем Нового. Да, общественные отношения должны получить евангельскую прививку. Но пока существует грех (а он будет существовать до конца мира), никакая утопия невозможна. Царствие Божие видимым образом на землю не придет. То же можно сказать и об учении Златоуста, приложимому лишь к возрожденному во Христе обществу.

Второе и самое главное: Новый Завет ведь не об экономике. Он – о браке души с Христом. А брак ведь тоже не экономика, брак есть любовь.

Поэтому-то жесткие слова Христа о богатых и богатстве по сути являются суровым предупреждением разрушения любви, нарушения супружеской верности души по отношению к Христу. Отсюда и праведный гнев Павла, певца Любви, говорящего: «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры». Вера не однополярна, она всегда – взаимоотношение. Вера подразумевает верность обеих сторон. Измена не только нарушает верность, но и подрубает веру под корень. Нелепо верить в Того, Кто есть Любовь, не любя.

Всякий христианин, независимо от пола и семейного положения, обручен с Христом. Истинное богатство и сокровище наше – любовь Божья, встретившая нашу взаимность. Если сердце наполнится Иисусом, сребролюбию в нем не будет места.

Если мы пережили личную встречу с Господом, если каждое слово Евангелия принимается нами как глоток свежего воздуха, если в Пасхальную ночь мы приобретаем опыт умирания и воскрешения, если воскресный день для нас немыслим без Литургии, а Литургия – без причащения, если страшное зрелище наших грехов когда-то переломило нас пополам, но мы выжили, и вот стоим в храме и радуемся о Христе – значит, соблазн богатства не так уж и страшен для нас.

А если всего этого нет? Тогда человека все страшит.

***
Вот как получилось – начали о богатстве, а закончили о любви. Что ж, наверное, это правильно, ведь христианин на все в мире смотрит сквозь призму своей любви, любви к Христу, той любви, которая является нашим главным богатством и останется таковым до конца. Если только мы будем теми, кем быть должны…

Сергей Комаров

В статье использованы материалы из книг:

Новомученик Иоанн Попов. Святой Иоанн Златоуст и его враги // Эл. ресурс: http://lib.pravmir.ru/library/book/412
Сомин Н. В. Учение Св. Иоанна Златоуста о богатстве, бедности, собственности и милостыне // Эл. ресурс: http://www.chri-soc.narod.ru/zlatoust_main.html


*****************************
В святом Писании говорится о том, что человек должен, прежде всего, искать в своей жизни Царства Небесного, а всё остальное приложится...
Я это говорю, в первую очередь, о себе и своей семье. В 90-е годы я тяжело заболела. Несколько лет была на инвалидности, потеряв трудоспособность. Это были очень тяжёлые для нашей семьи в материальном плане годы... Но и радостные, потому что именно тогда, в конце 90-х, мы познали Бога и стали постоянно искать Его лица... И с тех пор мы живём в мире и покое, постоянно общаясь с Богом в молитве, слушая в собрании верующих проповеди Слова Божьего. Началось наше знакомство с Богом с того, что моему мужу подарили Библию. Приятель моего мужа по делам бизнеса ездил в США и в своём гостиничном номере увидел маленькую книжечку в простом переплёте. Это была Библия. Оказывается, там у них так принято: все желающие могут не только читать Слово Божье прямо в своём номере, но и, при желании, могут взять Библию себе. Это бесплатно. Естественно, он её взял с собой, но, т.к. он сам не был склонен к вере в Бога, то он её подарил моему мужу. А мы тогда посещали евангельскую церковь, и он это знал. Итак, Святое Писание попало по назначению. А сам друг моего мужа не принял Слово, которое, в первую очередь, посылалось Богом именно ему... В дальнейшем его бизнес потерял свой оборот. Его подвели партнёры, и тут же "наехали" конкуренты. Кроме того, он тяжело заболел и слёг. А т.к. весь бизнес держался исключительно на нём (он был книжным издателем), то всё в одночасье рухнуло... Он не впал в нищету, но и прежнего размаха в бизнесе уже не было. Его сын не стал его преемником, не унаследовав способности отца к ведению своего дела, да и интереса особого к бизнесу у сына тоже не было.
Это такой небольшой пример, что может произойти с человеком, когда он пренебрегает Богом и Его Словом. Иисус Христос сказал: кто Меня постыдится, того Я постыжусь.
О динариии... Иисус, общаясь с людьми, всегда говорил притчами. В притче Христа динарий - это не денежный знак, а символ Божьего благословения.
Но если говорить о динарии, как о денежной единице, и, если поинтересоваться и посмотреть на исторические ссылки в Интернете, то это совсем немалая сумма в современном денежном эквиваленте.

К Богу же приходят не за материальными благословениями, а за духовными.
"Ищите прежде Царства...."
От духовной поддержки свыше зависит и наш материальный статус, и наше здоровье, и состояние нашей семьи... и абсолютно всё...
Ни для кого не секрет, бывают такие ситуации, когда человек материально обеспечен, но он не чувствует радости в жизни, у него тяжело на душе, у него депрессии, он одинок... не в том смысле, что вокруг него никого нет, а в том смысле, что людей интересует не он сам, а его деньги... Это очень тяжёлое положение. И душа такого человека нуждается в Боге и Его поддержке. В Слове говорится, что скорее верблюд пройдёт в игольное ушко, чем богатый - в Царство Небесное. Из притчи Христа становится ясным, что богатство - не всегда помогает человеку чувствовать себя счастливым.


Когда совсем нет денег - другая крайность. Англичане говорят: пустой кошелёк - тяжёл, как проклятье.
Да, нищета - это проклятье. Слово Божье немало говорит о богатстве и нищете. Какое же богатство следует нам собирать, или какие сокровища являются истинными, непреходящими?

- Божьи благословения являются истинным богатством: Притчи 28:20 «Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным».

- Господь – является настоящим богатством (сокровищем): 1 Петра 2:7-8 «Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены».

- Знание и понимание Господа – истинное богатство: Иеремия 9:23-24 «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь».

- Благость, кротость и долготерпение Божье являются богатством: Римлянам 2:4 «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?»

- Божья благодать является настоящим богатством: Ефесянам 1:7 «…в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его». Ефесянам 2:7 «…дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе».

- Радость, щедрость и радушие являются истинным богатством: 2 Коринфянам 8:2 «ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия».

2 Коринфянам 9:8-11 «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает во век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу».

- Жизнь вечная (славное наследие святых) является истинным богатством: Ефесянам 1:18 «…и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых».

- Доброе имя и добрая слава есть истинное богатство: Притчи 22:1 «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота».

- Добрые дела и упование на Бога – настоящие сокровища: 1 Тимофею 6:17-19 «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни».

- Царство Небесное есть настоящее богатство: Матфея 13:44-46 «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил её».

- Вера есть настоящее богатство: Иакова 2:5 «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?»

- Надежда на Бога и на спасение есть настоящее богатство: Римлянам 15:13 «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою».

Истинное богатство – во Христе: 1 Коринфянам 1:4-8 «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нём вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, - ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, - так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа».

- Духовные дары, которые Бог даёт христианам для созидания Церкви, являются истинным богатством: 1 Коринфянам 14:12

Апостолы о себе писали: 2 Коринфянам 6:10 «…нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем».

Апостолы не были богатыми людьми. Наоборот, они даже называли себя нищими. Но одновременно с этим они были самыми богатыми людьми в мире, ибо являлись обладателями нетленного богатства: веры, надежды, благочестия, Царства Небесного и жизни вечной. И они не только владели этим богатством, но и «обогащали» многих, делясь Благой вестью о спасении со всяким человеком, встречавшимся на их жизненном пути.


Сегодня многие спрашивают: «Зачем христианам нужно собираться, ходить в церковь на молитвенные собрания? Что это им даёт?» Ответ очевиден: христиане собираются для того, чтобы делиться друг с другом благословением и обогащать друг друга богатством нетленным, как это делали первые ученики Христа.

К этому же призывает нас Библия: 1 Коринфянам 14:12 «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви».

Это что касается нетленного богатства.

БИБЛИЯ О БЕДНОСТИ И НИЩЕТЕ

Мы выяснили, что Библия предупреждает людей о губительности погони за материальными богатствами.
Означает ли это, что Бог предпочитает, чтобы люди были бедными и нищими?
Ни в коем случае. Слово Божье открыто выступает и против нищеты. Об этом сказано во многочисленных стихах, свидетельствующих о причинах бедности и нищеты в мире.
Библия предупреждает своего читателя о том, чтобы он не повторял ошибок глупых и безрассудных людей, которые довели себя до нищеты.

Причины бедности:

- Лень – одна из причин бедности и нищеты:


Притчи 6:10-11 «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник».

Притчи 10:4 «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает».

Притчи 20:13 «Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб».

Притчи 24:30-34 «Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок: немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, - и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя - как человек вооруженный».

- Пьянство (разгульный образ жизни) – одна из причин бедности и нищеты:


Притчи 21:17 «Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет».

Притчи 23:20-21 «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище».

- Распутный образ жизни – одна из причин бедности и нищеты:


Льстивый язык чужой...



Притчи 6:23-26 «…ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения – путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба…»

- Непослушание Богу – одна из причин бедности и нищеты:


Второзаконие 15:4-5 «…Разве только не будет у тебя нищего: ибо благословит тебя Господь на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, чтобы ты взял ее в наследство, если только будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и стараться исполнять все заповеди сии, которые я сегодня заповедую тебе».

Притчи 13:19 «Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести».

- Грех, царящий в мире, и его последствия – одна из причин нищеты. Бог не создал человека нищим. Он дал во владычество человека всю землю и всё, что её наполняет. Но Божий план вещей был нарушен и изуродован человеческим грехом.
Мы видим, что существует больше, чем достаточно причин для бедности и нищеты в мире. Кто-то сам себя довёл до нищеты ленью и греховным образом жизни; чья-то бедность является последствием, греха действующего в мире, а кому-то нищета досталась «по наследству».
Многие обвиняют в своей бедности и нищете Бога, но Господь тут ни при чём.
Он без лицеприятия заботится обо всех, и особенно о тех, кто любит Его всем сердцем и ищет Его лица день и ночь.
Вот как об этом свидетельствует царь Давид:

Псалом 36:25-26 «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Итак, мы выяснили, что Библия выступает, как против обогащения, так и против обнищания. Об этом же свидетельствует следующий отрывок:

Притчи 30:7-9 «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе».

Как же мы должны относиться к своему богатству или к своей нищете? На наш взгляд, Господь в Своём Слове даёт нам вполне разумное решение этой проблемы:

Господь учит нас быть довольными тем, что у нас есть:

1 Тимофею 6:6-11 «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости».

Послание апостола Павла к Филиппийцам 4:11-13 - «Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

Слово Бога никогда не бывает ненужным, бесполезным и никогда тщетным к Нему назад не возвращается. Так сказано в Библии. Дорогие читатели! Храни вас и вашу семью Господь!
С уважением и с любовью во Христе, Алла Григорьева.



О БОГАТСТВЕ ПРАВЕДНОМ

С древнейших времен во всех странах и во все времена люди стремились к богатству. Это обусловлено тем, что богатство позволяло удовлетворять людям их прихоти и потребности, иметь сытую безбедную и весёлую жизнь. С распространением христианства резко изменилась философская оценка морально-нравственных и материальных ценностей. Человечество стало задумываться о спасении души. Истинным богатством стали считаться сокровища небесные, а не земные блага. А по поводу богатства люди услышали слова Иисуса Христа о том, что“трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!” (Мар. 10:24) .

Однако Иисус Христос осуждая богатство греховное, не запрещает богатства праведного, употребляемого на добрые дела. Итак, что же можно считать богатством праведным? Во всех отношениях безгрешным и праведным богатством считается то богатство, которое даровал за праведную жизнь человеку Господь. Например, в виде богатого наследства, случайной находки и т.д., без личного участия человека в приобретении богатства.

Праведным богатством считается также то богатство, которое человек достиг честным трудом по благословению Божьему. Благословение Божье создает благоприятные условия, при помощи которых человек своим честным трудом создает себе богатства. К благословленному Богом богатству относится богатство, которое человек расходует на Богоугодные дела и не употребляет на грех.

Таким образом, богатство праведное представляет собой честный труд в соединении с Божьим благословением. Например, Патриарх еврейского народа Исаак, применяя честный и добросовестный труд, сумел праведным путем увеличить свое богатство. Он посеял ячмень и взял урожая со своего посева во сто крат больше.“И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь” (Быт. 26:12). Долготерпеливый Иов, за страдания и проявленное при этом терпение, также получил богатство от Бога. Господь не только вернул Иову всё потерянное имущество, но и в два раза умножил ранее существовавшее богатство Иова.“И возвратил Господь потерю Иова, ... и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде” (Иов. 42:10).

Как видим, в первом случае Исаак добросовестно трудился на своей ниве, выращивая ячмень. И“благословил его Господь” . А во втором случае Иов проявил огромное терпение в перенесении страданий, продемонстрировал несокрушимую стойкость, связанную с верой в Бога, и за это получил праведное богатство от Бога.

Само по себе богатство не может быть ни плохим, ни хорошим. Важно то, каким путем оно приобретено и на какие цели применено. Например, золотом, которое среди народов стало нарицательным символом богатства, можно покрыть купол храма. А можно использовать его в пагубных целях: для финансирования наркобизнеса и т.д. Деньги человек может тратить на приобретение своих греховных утех и удовольствий, а может пожертвовать нищим и помочь бедным. Таким образом нейтрально приобретенное богатство, в зависимости от того, куда оно применено, для добра или греха, может стать праведным или грешным.

О том, что богатство нужно приобретать честным путем, говорится во многих местах Библии. Например, Патриарх еврейского народа, Авраам, у завоеванного им царя не стал забирать его богатства и обогащаться за счет этого, а поклялся Богом, что не будет обогащаться грабежом.“Авраам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Авраама” (Быт. 14:22-23). Как видим, Авраам, стремясь к праведному богатству, не брал чужого богатства, и в доказательство этому простирал свою руку к Богу. А грешники наоборот простирают свои руки к чужому богатству, не задумываясь о том, что оно не принесет им пользы и что за их греховный поступок они получат кару Божью.“И на что имение человеку недоброжелательному? Кто собирает, отнимая у души своей, тот собирает для других, и благами его будут пресыщаться другие” (Сир. 14:3-4).

Праведное богатство создается только при помощи Бога, с соблюдением законов Божьих. Только в этом случае оно и пойдет на пользу человеку.
“Бог же силен обогатить вас всякою благодатию, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело” (2Кор. 9:8).
Люди же, собирающие богатства неправедные“губят души, чтобы приобрести корысть” (Иез. 22:27) .

Человек, который надеется на то, что приобретя богатство неправедное, купит на него все блага, земные и небесные, глубоко заблуждается. Потому что без Бога человек никогда не достигнет счастья. А за богатством неправедным стоит не Бог, а злая сила, способная принести человеку только зло.“Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! ... В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род... Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их. Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их” (Пс. 48;7-15).
Даже богатого человека Господь предостерегает от сребролюбия, указывая на то, что богатство земное не главная цель в жизни.“Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” (Пс. 61:11). Поэтому праведным богатством можно считать богатство, дарованное Богом за праведную жизнь, либо богатство, приобретенное честным трудом, без нарушения Заповедей Божьих и используемое на совершение добрых Богоугодных дел.

А богатство, полученное через грех, не долговечно и не принесет человеку пользы.“А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям” (1Тим. 6:9-10).
Но главной целью человеческой жизни является приобретение богатств небесных. А богатства земные, дающиеся от Бога, нужно употреблять на приобретение сокровищ небесных.

“Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни” (1Тим. 6:17-19).

<<назад содержание вперед>>

НАЗИДАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О ПОРИЦАНИИ СРЕБРОЛЮБИЯ
(пересказ эпизода из жития Святого Макария)

Жила некая монахиня Монония, которая тайно поклонялась идолу сребролюбия, копила у себя богатства и никогда не подавала милостыни. И несмотря на то, что Монония внешне была смиренной и благочестивой, однако Святой Макарий, попечитель неимущих, рассмотрел в душе этой монахини грех сребролюбия. И вознамерившись помочь ей, решил обратить её на путь истинный.

В молодые годы Святой Макарий был искусным гранильщиком драгоценных камней. И Монония знала об этом. В один прекрасный день Святой Макарий пришел к Мононии и сказал: “Один купец продает два бесценных камня, яхонт и изумруд, прося за них недорого, 500 золотых монет”. Монония очень обрадовалась тому, что сможет приобрести редкие драгоценные камни. Но сама, не желая выходить из монастыря, попросила Святого Макария приобрести драгоценности для себя, тут же вручив Святому Макарию означенную сумму. Святой Макарий, забрав деньги, ушел и не приходил к Мононии несколько дней. А монахиня терпеливо ждала и не посылала за ним, чтобы не обнародовать свою покупку.

Наконец Монония встретила Святого Макария в храме и спросила, куплены ли камни. Святой Макарий отвечал, что драгоценности находятся у него дома и что Монония может посетить его и посмотреть на них. “Если драгоценности тебе понравятся – сказал Святой Макарий – то возьми их. Если не понравятся, то забери свое золото назад”. Монония с радостью пошла со Святым Макарием к нему домой. Когда они вошли в дом Святого, Макарий спросил монахиню: “Что прежде хочешь видеть, яхонт или изумруд?” “Показывай то, что тебе угодно” – отвечала Монония. Тогда Святой Макарий ввел её в первую комнату, в которой сидели мужеского пола нищие, хромые, калеки, расслабленные и кушали, и за это благословляли имя Мононии. “Вот твой яхонт”- указав на нищих, сказал ей Святой Макарий и предложил пройти в другую комнату.
Монония так была изумлена увиденным, что безропотно последовала за Святым Макарием в другие покои. Там она увидела нищих и калек женского пола, которые кушали и за это прославляли имя Мононии, желая её здоровья. “Вот твой изумруд” – указывая на них, сказал Святой Макарий. А затем, дав опомниться от увиденного, Святой Макарий спросил у Мононии: “Как ты думаешь, есть ли что-либо на свете более драгоценное, чем эти камни? Если они тебе нравятся, возьми их. Если нет, оставь их мне и забери свои деньги”.

Не зная, что ответить на такой поступок Святого Макария и охваченная стыдом, монахиня молча ушла в свой монастырь. Оставшись наедине в своей келии, монахиня начала раздумывать не только о поступке Святого Макария, но и о всей своей жизни. Вспоминая свою жизнь, она начала сокрушаться о том, что не смогла найти ни одного доброго дела, которое бы она совершила. Эти переживания привели Мононию к тяжелой болезни, во время которой её стали посещать странные видения. То она видела кромешную тьму, то огонь неугасаемый. То её воображению предстал муж в сияющих одеждах, который, указав на муки ада, сказал, что от этих ужасов её могут избавить драгоценные яхонт и изумруд, купленные для неё Святым Макарием. Устрашенная этими видениями и раскаявшаяся в грехе сребролюбия, Монония постепенно начала выздоравливать душей и телом. Окончательно выздоровев от своей болезни, Монония с того времени стала ещё больше уважать Святого Макария и почитать его своим наставником. И изменив свой образ жизни, стала не копить богатства, а использовать их для помощи нищим и убогим, потому что поняла истину, что богатства даются Богом человеку не для накопления, а для совершения добрых дел.

<<назад содержание вперед>>

ЦИТАТЫ ИЗ БИБЛИИ О БОГАТСТВЕ

“Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” (Притч. 22:1).
“Не поможет богатство в день гнева” (Притч. 11:4).
“Ищите же прежде Царства Божия и правды Его” (Матф. 6:33).
“Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!” (Мар. 10:24).
“Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его” (

I. БИБЛИЯ О БОГАТСТВЕ

1. Господь - податель всего (в том числе и материальных благ)

А. Богатство как дар Божий любящим Его:

Екклесиаст 5:18 «И если какому человеку Бог дал богатство и имущество , и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий ». Псалом 111:1-3 «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек ».

Б. Господь даёт силу приобретать богатство:

Второзаконие 8:17-18 «…и чтобы ты не сказал в сердце твоем: "моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие", но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство , дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим ».

2. Проблема не в богатстве, а в отношении к нему:

Если вы помните, среди мужей веры были и богатые люди, такие как Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, и Моисей, Есфирь, Соломон, Царь Давид. Тем не менее, это не мешало им быть верными Богу и служить Ему от всего сердца. То есть мы видим, что и богатый человек может быть верным Богу. В чём же тогда проблема с богатством? А проблема не в богатстве, а в отношении к нему.

А. Проблема не в богатстве, а в сребролюбии (любви к богатству):

1 Тимофею 6:9-10 «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу, ибо корень всех зол есть сребролюбие ».

Б. Проблема не в богатстве, а в любостяжании (стремлении к обогащению):

Лука 12:15-21 «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания [любви к обогащению, страсти к наживе], ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный ! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя , а не в Бога богатеет ».

3. Любовь к богатству есть идолослужение:

Слово Божье предупреждает нас, чтобы мы не прилеплялись к богатству своей душой: Псалом 61:11 «Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца ». Истина заключается в том, что всё, что владеет нашим сердцем, является для нас идолом.

Любовь к богатству (сребролюбие) и стремление к обогащению (любостяжание) является идолослужением, то есть служением маммоне. Маммона - от арамейского слова «имущество» - заимствованное слово в греческом языке, означающее «богатство» и «роскошь». Также это имя языческого божества, которому поклонялись все желавшие обогатиться.

Иисус предупреждает, что двум господам служить невозможно: Матфея 6:24 «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне ». Посему Библия призывает нас в Послании Колоссянам 3:5 «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение ».

4. Библейская мудрость (притчи, поговорки) о богатстве:

Притчи 11:16 «Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство ». Притчи 13:11 «Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его ». Притчи 22:4 «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь ». Притчи 22:16 «Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет ». Притчи 28:22 «Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его ».

Екклесиаст 5:9-10 «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство , тому нет пользы от того. И это - суета! Умножается имущество , умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами? » Екклесиаст 5:11 «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть ».

Иеремия 17:11 «Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою : он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется при конце своем ».

5. Богатством спасения не приобрести:

А. Учение Ветхого Завета:

Иов 36:18-19 «Да не поразит тебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя. Даст ли Он какую цену твоему богатству ? Нет, - ни золоту и никакому сокровищу ». Псалом 48:7-14 «Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их, и не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы. Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество своё другим. В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами. Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают. Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их ». Притчи 11:4 «Не поможет богатство в день гнева, правда [праведность] же спасет от смерти ».

Б. Учение Нового Завета:

  • Обольщение богатством не даёт людям принять Божье Слово и следовать за Христом: Матфея 13:22 «…А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно ».
  • Трудно богатому войти в Царство Небесное: Матфея 19:23-24 «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие ». Марка 10:23-25 «И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие ».
  • Никаким богатством нельзя обрести спасения души: Лука 9:25 «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? » Марк 8:36-37 «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? »

II. ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ БОГАТСТВО:

1. Библия предупреждает нас о тленности земных сокровищ и богатств

А. Ветхий Завет:

Притчи 23:4-5 «Не заботься о том, чтобы нажить богатство ; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и - его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу ».

Екклесиаст 5:12-16 «Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство , сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему , что он трудился на ветер? А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде ».

Б. Новый Завет:

Иакова 5:1-5 «Послушайте вы, богатые : плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания ».

Матфея 6:19-21 «Не собирайте себе сокровищ на земле , где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе , где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше , там будет и сердце ваше ».

2. Какое же богатство следует нам собирать, или какие сокровища являются истинными, непреходящими?

  • Божьи благословения являются истинным богатством: Притчи 28:20 «Верный человек богат благословениями , а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным ».
  • Господь - является настоящим богатством (сокровищем): 1 Петра 2:7-8 «Итак Он для вас, верующих, драгоценность , а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены ».
  • Знание и понимание Господа - истинное богатство: Иеремия 9:23-24 «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим . Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь ».
  • Благость, кротость и долготерпение Божье являются богатством: Римлянам 2:4 «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия , не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? »
  • Божья благодать является настоящим богатством: Ефесянам 1:7 «…в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его ». Ефесянам 2:7 «…дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе ».
  • Радость, щедрость и радушие являются истинным богатством: 2 Коринфянам 8:2 «ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью ; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия ». 2 Коринфянам 9:8-11 «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело , как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость , которая через нас производит благодарение Богу ».
  • Жизнь вечная (славное наследие святых) является истинным богатством: Ефесянам 1:18 «…и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых ».
  • Доброе имя и добрая слава есть истинное богатство: Притчи 22:1 «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота ».
  • Добрые дела и упование на Бога - настоящие сокровища: 1 Тимофею 6:17-19 «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное , но на Бога живого , дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами , были щедры и общительны, собирая себе сокровище , доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни ».
  • Страдание за веру и Христа - настоящее богатство: Евреям 11:24-26 «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почёл большим для себя богатством , нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние ».
  • Царство Небесное есть настоящее богатство: Матфея 13:44-46 «Еще подобно Царство Небесное сокровищу , скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину , пошел и продал всё, что имел, и купил её ».
  • Вера есть настоящее богатство: Иакова 2:5 «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? »
  • Надежда на Бога и на спасение есть настоящее богатство: Римлянам 15:13 «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою ».
  • Истинное богатство - во Христе: 1 Коринфянам 1:4-8 «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нём вы обогатились всем , всяким словом и всяким познанием , - ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, - так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа ».
  • Духовные дары, которые Бог даёт христианам для созидания Церкви, являются истинным богатством: 1 Коринфянам 14:12 « обогатиться ими к назиданию церкви ».

Апостолы о себе писали: 2 Коринфянам 6:10 «…нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи , но многих обогащаем ; мы ничего не имеем , но всем обладаем ».

Апостолы не были богатыми людьми. Наоборот, они даже называли себя нищими. Но одновременно с этим они были самыми богатыми людьми в мире, ибо являлись обладателями нетленного богатства: веры, надежды, благочестия, Царства Небесного и жизни вечной. И они не только владели этим богатством, но и «обогащали» многих, делясь Благой вестью о спасении со всяким человеком, встречавшимся на их жизненном пути.

Кстати, сегодня многие спрашивают: «Зачем христианам нужно собираться, ходить в церковь и на молитвенные собрания? Что это им даёт?» Ответ очевиден: христиане собираются для того, чтобы делиться друг с другом благословением и обогащать друг друга богатством нетленным, как этот делали первые ученики Христа. К этому же призывает нас Библия: 1 Коринфянам 14:12 «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви ».

Это что касается нетленного богатства. Теперь давайте вернёмся к разговору о материальном богатстве и нищете.

Бедные и богатые часто сравниваются в Библии:

Притчи 22:2 «Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь ». Притчи 19:4 «Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим ». Притчи 14:20 «Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей ».

Бедные и Богатые часто противопоставляются в Библии:

Притчи 19:1 «Лучше бедный , ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый ». Притчи 28:6 «Лучше бедный , ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат ».

Притчи 28:11 «Человек богатый - мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его ». Притчи 11:28 «Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть ». Псалом 36:16-17 «Малое у праведника - лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь ».

III. БИБЛИЯ О БЕДНОСТИ И НИЩЕТЕ

Мы выяснили, что Библия предупреждает людей о губительности погони за материальными богатствами. Означает ли это, что Бог предпочитает, чтобы люди были бедными и нищими? Ни в коем случае. Слово Божье открыто выступает и против нищеты. Об этом свидетельствуют многочисленные стихи, свидетельствующие о причинах бедности нищеты в мире. Библия предупреждает своего читателя о том, чтобы он не повторял ошибок глупых и безрассудных людей, которые довели себя до нищеты.

1. Причины бедности:

А. Лень - одна из причин бедности и нищеты

Притчи 6:10-11 «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник ». Притчи 10:4 «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает ».

Притчи 20:13 «Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб ».

Притчи 24:30-34 «Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок: немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, - и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя - как человек вооруженный ».

Б. Пьянство (разгульный образ жизни) - одна из причин бедности и нищеты

Притчи 21:17 «Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет ». Притчи 23:20-21 «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище ».

В. Распутный образ жизни - одна из причин бедности и нищеты

Притчи 6:23-26 «…ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба »

Г. Непослушание Богу - одна из причин бедности и нищеты

Второзаконие 15:4-5 «…Разве только не будет у тебя нищего : ибо благословит тебя Господь на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, чтобы ты взял ее в наследство, если только будешь слушать гласа Господа, Бога твоего , и стараться исполнять все заповеди сии, которые я сегодня заповедую тебе ».

Притчи 13:19 «Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести ».

Д. Грех, царящий в мире, и его последствия - одна из причин нищеты Бог не создал человека нищим. Он дал во владычество человека всю землю и всё, что её наполняет. Но Божий план вещей был нарушен и изуродован человеческим грехом.

Мы видим, что существует больше чем достаточно причин для бедности и нищеты в мире. Кто-то сам себя довёл до нищеты ленью и греховным образом жизни; чья-то бедность является последствием, греха действующего в мире, а кому-то нищета досталась «по наследству».

Многие обвиняют в своей бедности и нищете Бога, но Господь тут ни при чём. Он без лицеприятия заботится обо всех, и особенно о тех, кто любит Его всем сердцем и ищет Его лица день и ночь. Вот как об этом свидетельствует царь Давид: Псалом 36:25-26 «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба : он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет ».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Итак, мы выяснили, что Библия выступает, как против обогащения, так и против обнищания. Об этом же свидетельствует следующий отрывок: Притчи 30:7-9 «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись , я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев , не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе ».

Как же мы должны относиться к своему богатству или к своей нищете? На наш взгляд, Господь в Своём Слове даёт нам вполне разумное решение этой проблемы:

Во-первых, Господь призывает нас искать Царства Божия:

Матфея 6:24-34 «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам . Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы».

Во-вторых, Господь учит нас быть довольными тем, что у нас есть:

1 Тимофею 6:6-11 «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным . Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости ».

Филиппийцам 4:11-13 «Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть . Умею жить и в скудости , умею жить и в изобилии ; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке . Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе ».

Кроме того, не нужно забывать о том, что Господь даровал каждому из нас всё, что необходимо для полноценной жизни и благочестия: 2 Петра 1:3 «Как от Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия , через познание Призвавшего нас славою и благостию… »

Жесткие слова Христа о богатых и богатстве по сути являются суровым предупреждением разрушения любви.

Уже почти две тысячи лет христианская Церковь совершает свою земную миссию. Статус Церкви уникален: имея богочеловеческую природу, она живет одновременно в двух реальностях и в трех временных пространствах.

Две реальности – материальная и нематериальная. Это значит, что Церковь хоть и существует в мире и имеет видимые формы, но по своему духовному происхождению неотмирна. Подобно женщине, имеющей в чреве ребенка, Церковь носит в своем человеческом теле божественную благодать, источник великой радости и в то же время скорби, потому что человеческое тело тянется к земле, а благодать к небу.

Три времени – это прошлое, настоящее, будущее. Совершая Евхаристию в настоящем, Церковь входит в реальность прошлую (участники Литургии становятся истинными участниками Тайной вечери) и устремляется в будущее (в одной из литургических молитв говорится о воспоминании «второго и славного паки пришествия»). Церковь сегодня живет плодами искупительного подвига Спасителя, совершенного две тысячи лет назад, и ждет второго пришествия Христова.

Бытие Церкви являет в себе великую и вечную религиозную антиномию Бога и мира, Неба и земли, Духа и плоти. Эта антиномия глубоко трагична. Трагизм Церкви в том, что она всегда, стремясь в небо, все же должна опираться на землю; воздевая в молитве руки, всегда имеет опасность споткнуться о камни, лежащие на пути ее земного странствия. Одним из таких камней был и остается соблазн материального обогащения.

С целью сохранения в человечестве истинного богопочитания Господь отделяет Себе еврейский народ и дает ему закон. На протяжении всей истории ветхозаветного Израиля не умолкает в нем пророческий голос, предупреждающий евреев об опасности сребролюбия и тесно связанного с ним идолопоклонства. «Не поможет богатство в день гнева… Надеющийся на богатство свое упадет… Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу», – говорит Соломон (Прит. 11:4; 11:28; 23:4–5). Зная опасность духовной зависимости от имущества, псалмопевец Давид предупреждает: «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61:11).

В то же время богатство в Ветхом Завете рассматривалось и как благословение Божие. Мы знаем множество ветхозаветных праведников, которые были очень богаты. Но они не привязывались к своему имуществу и хорошо понимали, Кто дал им все. Так и говорит, например, Иаков брату своему Исаву, предлагая ему дары от стада: «Прими благословение мое, которое я принес тебе, потому что Бог даровал мне, и есть у меня все» (Быт. 33:11). «Господь дал, Господь и взял… да будет имя Господне благословенно!» – восклицает Иов, в один миг лишившись детей и огромного имения. Самый богатый человек своего времени, царь Соломон, делает вывод в конце книги «Екклесиаст»: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12:13).

В Новом Завете открывается прообразовательное значение ветхозаветного богатства как указание на духовные сокровища, подаваемые Христом. Праведник Нового Завета – это обладатель внутреннего богатства. Причем речь идет о богатстве преизобилующем и неисчерпаемом: о Царстве Божием. Именно потому, что наш Бог – Бог Ревнитель (Втор. 5:9) и Огонь Поядающий (Втор. 9:3) – дарит нам Самого Себя и Свое Царство. Слова Христа и Его апостолов о богатстве материальном резки и суровы:

«Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение» (Лк. 6:24). «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! …Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Мк. 10:23, 25). «Горе вам, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас» (Иак. 5:1). Не менее жестко говорит и ап. Павел: «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:9–10).

В «Деяниях апостолов» мы читаем, что у первой иерусалимской общины имущество было общее. Однако такой вариант христианского коммунизма не просуществовал долго. В том же тексте говорится о ропоте эллинистов из-за пренебрежения их вдовиц, об обмане Анании и Сапфиры. Ап. Иаков пишет в своем послании о лицемерии многих христиан по отношению к богатому классу. Как видно, вопрос власти и богатства начал беспокоить Церковь с самого начала ее существования.

***
В IV веке, когда Церковь была официально признана государством и получила в свое распоряжение огромные материальные средства, проблема обогащения и обмирщения нависла над ней грозовой тучей. Буквально мучился решением имущественного вопроса Златоуст. Когда он касается этой темы в проповедях, чувствуются тревога и волнение великого архипастыря. Остановимся на учении Златоуста о богатстве – мысли вселенского учителя помогут прийти к важным выводам.

В идеале имущественного неравенства быть не должно, ибо любовь отрицает неравенство, считает Златоуст. Путь к его искоренению – добровольный монастырский коммунизм (имущество общее, и при этом все работают). Если сейчас мир к этому не готов, нужен по крайней мере индивидуальный отказ каждого человека от части своего имения в пользу бедных. Пока грех жив, неравенство даже и необходимо, т. к. нужда побуждает к труду и является изобретательницей всех искусств. Поэтому Бог и попускает быть богачам (как Божьим казнохранителям). Богатство даже может быть благом при наличии двух условий: если действительно дается Богом и если расходуется на нужды бедных.

Богатство, данное Богом – это какое? Златоуст утверждает, что он не знает ни одного обладателя праведного богатства. Единственный пример, который он может найти, – это ветхозаветные праведники: их богатство определялось в основном стадами скота. А приплод скота зависит не от человека, но от Бога. Таков, по Златоусту, единственный пример праведного богатства.

Даже если имущество досталось в наследство, Златоуст предлагает по родословной дойти до Адама и Евы и вопрошает: «Разве у первых людей было неравенство? Нет. Значит, богатство, тебе принадлежащее, когда-то кем-то похищено».

Далее. Насколько личная собственность может быть израсходована на нужды бедных? По Златоусту, критерием здесь выступает совесть. Как известно, она у всех разная. В конце этого туннеля видится опять же полный отказ от имущества.

***
Размышления вселенского учителя на эту тему похожи на бой евангельской нравственности с экономикой. Последняя у Златоуста проигрывает и побеждает нравственность. Но, к сожалению, мы знаем, что в жизни обычно все наоборот.

Интересно, что размышления одного из величайших умов христианской Церкви оказываются довольно непрактичными для реальной жизни. Впрочем, они дают важные мысли для понимания проблемы собственности в христианстве.

Первое: экономика христианского государства в принципе удобнее строится скорее на заповедях Ветхого Завета, чем Нового. Да, общественные отношения должны получить евангельскую прививку. Но пока существует грех (а он будет существовать до конца мира), никакая утопия невозможна. Царствие Божие видимым образом на землю не придет. То же можно сказать и об учении Златоуста, приложимому лишь к возрожденному во Христе обществу.

Второе и самое главное: Новый Завет ведь не об экономике. Он – о браке души с Христом. А брак ведь тоже не экономика, брак есть любовь.

Поэтому-то жесткие слова Христа о богатых и богатстве по сути являются суровым предупреждением разрушения любви, нарушения супружеской верности души по отношению к Христу. Отсюда и праведный гнев Павла, певца Любви, говорящего: «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры». Вера не однополярна, она всегда – взаимоотношение. Вера подразумевает верность обеих сторон. Измена не только нарушает верность, но и подрубает веру под корень. Нелепо верить в Того, Кто есть Любовь, не любя.

Всякий христианин, независимо от пола и семейного положения, обручен с Христом. Истинное богатство и сокровище наше – любовь Божья, встретившая нашу взаимность. Если сердце наполнится Иисусом, сребролюбию в нем не будет места.

Если мы пережили личную встречу с Господом, если каждое слово Евангелия принимается нами как глоток свежего воздуха, если в Пасхальную ночь мы приобретаем опыт умирания и воскрешения, если воскресный день для нас немыслим без Литургии, а Литургия – без причащения, если страшное зрелище наших грехов когда-то переломило нас пополам, но мы выжили, и вот стоим в храме и радуемся о Христе – значит, соблазн богатства не так уж и страшен для нас.

А если всего этого нет? Тогда человека все страшит.

***
Вот как получилось – начали о богатстве, а закончили о любви. Что ж, наверное, это правильно, ведь христианин на все в мире смотрит сквозь призму своей любви, любви к Христу, той любви, которая является нашим главным богатством и останется таковым до конца. Если только мы будем теми, кем быть должны…

Сергей Комаров

В статье использованы материалы из книг:

Новомученик Иоанн Попов. Святой Иоанн Златоуст и его враги // Эл. ресурс: http://lib.pravmir.ru/library/book/412
Сомин Н. В. Учение Св. Иоанна Златоуста о богатстве, бедности, собственности и милостыне // Эл. ресурс: http://www.chri-soc.narod.ru/zlatoust_main.html