Как сделать телесный оттенок кожи карандашами. Рисуем идеальную кожу, создаем реалистичный портрет в фотошопе

Рисование кожи - это одна из самых сложнейших задач, стоящая перед каждым художником фотореалистом. Для достижения действительно реалистичного эффекта, важно сочетание множества факторов - выбор цвета, методы смешивания, специально настроенные кисти и созданные текстуры. Также важно помнить, что к каждому типу кожи нужен свой подход. Для нежнейшей фарфоровой кожи требуется похожая техника, как и для прозрачной кожи, характерной для детей, но она кардинально отличается от методов, используемых при рисовании темной кожи.


В этом уроке, я расскажу главные отличия в рисовании основных типов кожи, и обращу ваше внимание на важные анатомические особенности. Открою секреты и тонкости применения настроенных кистей для достижения желаемого эффекта. Также расскажу о определенных тонах кожи, поделюсь цветовой палитрой, чтобы вы могли научиться использовать ее в своих собственных работах. Этот урок не содержит основ по рисованию лица, он рассчитан на тех, кто уже знаком с базовыми знаниями и обладает навыками в рисовании лиц, а также знает общие правила в применении цвета и его смешивания. Однако, там где возможно, я напомню о самых важных вопросах на данном этапе рисования.

Чтобы получить наибольшую эффективность от урока, у вас должна быть любая версия Фотошопа или Пейнтер не ниже 6 версии, а также планшет.

Авторский секрет: Насыщенные цвета

Когда вы создаете палитру для рисования лица, выбирайте действительно насыщенные цвета, исключение полутона (mildtones). Это важно, потому что цвета всегда наносятся с пониженной прозрачностью и поэтому немного теряют свою яркость. Ненасыщенные цвета с самого начала будут выглядеть, как серые и неинтересные. Также не стоит забывать, что если вы недовольны цветом, который выбрали, его всегда можно изменить пользуясь настройками Color Balance (Цветовой баланс). Обычно цвета выглядят более коричневыми, чтобы исправить это передвиньте красный ползунок Highlights (Света) влево, а синий ползунок Shadows (Тени) вправо.

Фарфоровая


1. Очень важен цвет

Фарфоровая - это особенный и специфичный тип кожи, где главную роль играет выбор цвета. Хорошо известен факт, что блики (highlights), тени (shadows) и средние тона (mildtones) кожи должны быть различными по цвету, не важно какой тип кожи вы при этом рисуете. Это правило самое важное в рисовании фарфорового типа. Обычно этот эффект достигается выбором слегка насыщенных средних тонов (mildtones) и голубоватых теней (shadows).
Однако, я считаю, ключевыми здесь являются блики (highlights). Есть много вариантов, но слегка бирюзовая/зеленая подсветка сразу же создает эффект фарфоровой кожи - хрупкой со свежим сиянием.
Выберите палитру и набросайте основные черты лица. В действительности не принципиально, какими инструментами вы пользуетесь, только постарайтесь сейчас избегать аэрографа (Airbrush).


2. Гладкая кожа!

Гладкость - это второй важный момент в рисовании эффекта фарфоровой кожи. Обычно для хорошего результата достаточно пользоваться грубыми переходами в сочетании с дополнительными текстурами, но сейчас нам нужна идеальная гладкая поверхность. Для того, чтобы получить такой эффект, вначале рисуем грубые переходы (Твердая круглая кисть (Hard Round Brush) в фотошоп или Blender в пейнтере), определив основные формы, далее переходим к проработке мягких переходов (только Add Water в пейнтере или любая кисть с включенной опцией аэрограф (Airbrush) с небольшим значением непрозрачности (opacity) в фотошоп), чтобы смягчить переходы.


3. Забудьте о текстурах

Я всегда подчеркиваю необходимость использования текстур для достижения реализма, фарфоровая кожа - это исключение из правил. Хотя обычно я и советую рисовать крошечные поры для текстуры кожи, однако в этом случаем лучше пропустить этот шаг. Вместо этого выбираем цвет для бликов (highlights) и прорабатываем аэрографом (Airbrush) самые выступающие части лица, такие как лоб, подбородок, скулы и кончик носа. Сделайте блики действительно хорошо заметными, пользуйтесь большим значением непрозрачности (opacity), чтобы создать эффект светящейся кожи, о котором мы уже говорили.


4. Финальная ретушь

Когда в основном все закончено, вы можете воспользоваться некоторыми дополнительными трюками, чтобы еще сильнее подчеркнуть мягкость кожи. Первый - это выбрать средний оттенок (mildtones) и пользуясь аэрографом (Airbrush) смягчить внешний край нижней губы, создавая мягкий переход от губ к лицу. После, не меняя кисть, выбираем оттенок блика (highlights) и рисуем небольшую выпуклость над верхней губой, а также подчеркиваем нижнюю губу, как на рисунке ниже. В конце слегка смягчаем контур лица, пользуясь инструментом (Инструмент «Размытие») или кистью аэрограф (Airbrush).


Прозрачная

1. Дети и вампиры

Прозрачный тип кожи, на первый взгляд, очень похож на фарфоровый. Однако, существуют некоторые отличия, которые стоит рассмотреть более детально. В сочетании с существующими правилами в выборе цветовых переходов от теней (shadows) к средним тонам (mildtones), нельзя определить единственный правильный цвет, так как он сильно зависит от рисуемого персонажа. Палитра для детей должна выглядеть более естественно, ее можно описать, как «типичные» оттенки, а вот кожа вампиров более бледная и болезненная, если исходить из существующих легенд. При создании прозрачного типа кожи, самое главное понять его структуру и сделать соответствующие текстуры.


2. Анатомия. Будьте внимательны!

Имейте в виду, что анатомические выпуклости детского лица немного отличаются от взрослого. Эта особенно заметно на щеках. Как вы можете увидеть на изображении ниже, я красной линией отметила зону выпуклостей и на этом пути обозначила синей штриховкой тени (shadows) и белой блики (highlights).
Также, если вы еще не сделали этого, необходимо области носа и щек украсить слегка розовыми оттенками.

3. Время текстур

Самое время создать иллюзию прозрачной кожи - нарисуем вены. Так как кожа очень тонка, то вены более заметны на лбу ребенка и над глазами. И следует также помнить, чем старше дети, тем вены будут менее заметны.


Если вы рисуете вампира, делайте так, как подсказывает сердце. Я пользуюсь сочетаниями выразительных, близких к черным, вен вокруг глаз и губ, постепенно исчезающих, это выглядит интересно и придает убедительности виду вампира.


Выбираем фиолетовый или голубой цвет кисти (твердая круглая (Hard Round) или аэрограф (Airbrush)), создаем тонкую паутинку из линий, которая должна быть похожа на вены (1 на изображении ниже). Слегка сглаживаем слой и экспериментируем с режимами наложения, пока не получим интересующий нас результат. Теперь подчеркнем толщину вен с помощью темно-красного аэрографа (Airbrush), уделяя особое внимание местам соединения вен (2), добавляем немного темных штрихов (3). При необходимости, для усиления эффекта, затемняем слегка аэрографом зону со средними тонами.


4. Никаких пор

На финальном этапе текстурирования я снова воздержусь от прорисовки пор. Если вы рисуете новорожденного, вы можете попробовать добавить мелкую сыпь, которая обычна для маленьких детей. Делаем так, размещаем точки разных размеров красноватого цвета друг на друга - начнем с больших пятен сильно прозрачных, постепенно переходя к маленьким с небольшой прозрачностью. Особая концентрация на зонах щек и подбородка. Также можно добавить крошечные блики на нос и губы - эти маленькие штрихи придают особую миловидность!


Если вы рисуете вампира, пройдитесь огромным аэрографом (Airbrush) по контурам лица. Так вы добавите болезненной коже таинственного свечения.


Темная кожа


1. Анатомические особенности

Поначалу, выбор цвета для данного типа кожи может показаться очень трудной задачей, но вы можете создать палитру выбрав за основу средние тона европейского типа кожи и после затемнить при помощи инструмента Brightness/Contrast (Яркость/Контрастность). Однако, ключевым моментом в создании по-настоящему реалистичной темной кожи, служит знание анатомии и текстур. Немного обобщенно, нос обычно крутой и широкий, а губы полные. Подчеркиваем объемность, добавляем свечение на верхний контур губы (1) и небольшую тень, отбрасываемую объемными губами на лицо (2).


2. Правила смешивания

Правила смешивания такие же, как и для светлой кожи. Начинаем с выбора и наложения средних и темных тонов из палитры любым инструментом, за исключением аэрографа (Airbrush). Стоит избегать инструменты палец и размытие, нам не нужны такие же аккуратные переходы, как при рисовании фарфоровой кожи. Для сглаживания грубых переходов пользуемся инструментом Blender в пейнтере или твердая круглая кисть (Hard Round brush) в фотошоп.


3. Рисуем поры!

После рисования основы лица переходим к текстурированию. Текстур будет очень много, чтобы добавить маслянистые поры, характерные для данного типа кожи. Начните с выбора очень светлого телесного цвета и твердой круглой кистью нарисуйте поры, накладывая друг на друга. Наибольшую концентрацию пор добавьте в области носа и щек. Также поры важны для диагональных областей и областей со светлым цветом (1). Не забывайте, о постоянном изменении прозрачности, увеличивайте ее в самых бликующих местах.


После основного текстурирования, пользователи фотошоп могут добавить маленькую хитрость: создайте новый слой и небольшими диагональными штрихами почти белого цвета подрисуйте, желаемые области. Затем клик правой кнопкой мыши на текущем слое и выбираем из выпадающего меню (Параметры наложения) - (Внутренняя тень). Настройте расстояние и размер, а цвет тени возьмите из средних тонов (2). Если все получилось правильно, то при уменьшении, кожа будет выглядеть невероятно реалистично.


4. Идеальные губы

А теперь несколько слов о рисовании губ. Основной цвет уже нарисован, теперь добавим небольшие светлые точки инструментом аэрограф (Airbrush) и растушуем их позднее большой кистью. Чтобы подчеркнуть величину и объемность губ, добавим большие вертикальные линии светлого цвета, соединяя их отдельными точками.


Авторский секрет

Переключение между программами!

Многие художники испытывают трудности при изучении фотошопа или пейнтера и поэтому ограничывают себя чем-то одним. Выяснение, как рисовать что-то, что вы уже и так умеете замечательно рисовать в другой программе, кажется пустой тратой времени. Но обе программы обладают рядом уникальных характеристик. Фотошоп просто замечательный в регулировке цвета и создании собственных фантастических кистей. В то время, как Пейнтер обладает сказочными смешиваниями, которые ускоряют процесс рисования и много кистей достоверно симулирующие живые материалы.

Бледные рыжие


1. Свободная техника

Я считаю этот тип кожи одним из самых интересных, но его очень редко можно увидеть в цифровой живописи. Сначала выбираем цвета, какие нам понравятся, главное чтобы они оставались бледными. Я предпочитаю оранжевые оттенки, они хорошо сочетаются с волосами. Применяем цвета и выбираем кисти, как обычно. Что же делаем этот тип кожи, таким особенным? Это небольшие, незначительные по отдельности, детали, которые в совокупности дают потрясающий эффект. Начнем с рисования основы лица инструментами, которыми вам удобнее всего работать.


2. Контраст

Лицо должно быть почти бесцветным. Поэтому выбираем не контрастные оттенки для рисования лица, а также ненасыщенные желтые и светло-оранжевые цвета для рисования бровей и ресниц. Брови должны быть едва видимы, воспользуемся прозрачным аэрографом (Airbrush) для нанесения основной массы волос. Ресницы, вначале рисуем тонкие коричневые штрихи, а затем светлые с высокой прозрачностью. Если глазам не хватает выразительности из-за отсутствия обрамления темными ресницами, можете попробовать добавить прозрачных темных вкраплений у основания ресниц.


2. Очарование веснушек

Существует несколько разновидностей веснушек, зависящих от типа кожи: временные, которые зависят от пребывания на солнце, характерные для европейцев и постоянные, характерные для людей с очень бледным типом кожи.


Первые легче рисовать, достаточно просто добавить небольшое количество точек к обычному типу кожи. А вторые - это более сложный процесс. Их форма выглядит, как заплатка и покрывает большой участок поверхности лица.


Начнем наносить текстуру реалистичных веснушек, создаем кисть точечную (Sparkled). Если вы работаете в пейнтере, используйте jittered Airbrush.


Теперь выбираем цвет немного темнее, чем средние тона и с низкой непрозрачностью (opacity) прорабатываем большую часть лица. Постепенно передвигаемся от матовых к темно-оранжевым оттенкам. И в самом конце рисуем веснушки одни над другими для придания естественного вида. Если они не очень хорошо сочетаются с лицом, попробуйте изменить .


4. Дополнительные цвета

После того, как вы закончите со всеми предыдущими этапами, останется уже совсем немного. Если вы чувствуете, что лицо оказалось слишком бесцветным, что случается очень часто, попробуйте добавить красноватых оттенков или дополнительные производные цвета.


Примечание переводчика: оригинальной палитры от Marta Dahlig, к сожалению, я не нашла. Поэтому приложу к уроку, таблицу цветов. Надеюсь она вам пригодится.


ВСТУПЛЕНИЕ

В сети есть куча уроков по рисованию кожи, поэтому я сделал все возможное, чтобы мой вклад немножко отличался от остальных уроков. Во-первых, речь пойдет о нескольких тонах кожи. Большинство существующих уроков учит рисовать светлую или темную кожу, и только некоторые из них учат вариациям в оттенках. В этом уроке я буду говорить о нескольких оттенках светлой, натуральной и темной кожи, а также о том, как придать ей фентезийный или ужасающий вид.

Я также расскажу о том, как сочетания цветов и положение света будет влиять на выбранные вами цвета, о том, как смешивать краски, и какую технику рисования я использую при работе.

Для цифровой обработки я использую программы Adobe Photoshop и Corel Painter. Теоретически все программы равны по своим возможностям и функциям.

Готовы? Поехали.

I:: ОСНОВЫ РИСОВАНИЯ КОЖИ

Во многих уроках по рисованию выделяют несколько оттенков на коже: средний тон, тени, световые зоны, и иногда «теплые» цвета. Это, конечно, верный подход, но далеко не простой. Кожа – это не плоская, однотонная поверхность; сложность ее заключается в том, что она содержит в себе несколько оттенков. Я расширю понятия оттенков кожи, добавив несколько своих примечаний. Поверьте мне, все не так сложно, как кажется.

Цвета и оттенки будут меняться в зависимости от типа кожи, который вы выбрали. Подробнее об этом я скажу во второй части данного урока. Но все оттенки кожи сводятся к одной общей схеме:

(1) СРЕДНИЙ ТОН: Сюда входят цвета, которые образуют фактический цвет кожи. Их должно быть несколько, с одинаковой насыщенностью, но в разных тонах. Насыщенность тонов должна быть низкой, по отношению к тону кожи.

(2) БАЗОВЫЙ ТОН: Можно сказать, это среднее значение основного (среднего) тона. Основной тон примечателен тем, что он бледный и не сильно выделяется. На его основе будут строиться все остальные оттенки.

(3) ТЕНИ:
Самые темные участки объекта, которые оттеняются под углом света. Здесь нужно запомнить две вещи: во-первых, что они обычно очень насыщены, во-вторых, что они не густые. И цвета и глубина теней должны варьироваться на поверхности всего тела.

(4) СВЕТОВЫЕ ПЯТНА: Самые светлые участки объекта, на которые попадает свет. Сюда входят любые участки тела, которые светлее среднего тона. Как и тени, световые пятна должны варьироваться в цвете и яркости по всему телу.

(5) БЛИКИ: Блики появляются там, где свет наиболее интенсивно отражается от поверхности кожи, обычно на жирных участках. Чаще всего они встречаются на носу и губах. Блики должны быть ярче, чем световые пятна, но не переусердствуйте с ними.

(6) ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА: К теплым цветам относятся те, которые придают коже живой здоровый вид – румянец на щеках, краснота на коленях и ногах. Они обладают повышенной насыщенностью и оттенками розового, оранжевого и красного. Не наносите их на всю поверхность кожи и не создавайте ярких пятен.

Средний, базовый тон и тени наносятся равномерно с высокой насыщенностью цветов. Световые пятна и теплые цвета, наоборот, наносятся с низкой насыщенностью цветов поверх основы. Это помогает добиться эффекта прозрачности и натуральности кожи. Теплые цвета сами по себе очень яркие, но при правильном использовании они только украшают картину и оживляют цвет кожи.

При нанесении световых пятен используйте несколько оттенков, с низкой насыщенностью цвета. Холодные оттенки (светло-бирюзовый, голубой или бледно-лиловый) отлично подходят для придания коже естественного оттенка, но не забывайте об оттенках розового и желтого; сочетание холодных и теплых оттенков придаст коже натуральный вид.

Задний фон также будет сильно влиять на цвет кожи, но подробнее об этом я скажу позже. Достаточно сказать, что цвет, выбранный из фона, может придать изюминку вашему рисунку.

Если все это звучит для вас слишком сложно, расслабьтесь. Давайте наглядно представим все это на черно-белой сфере, а затем посмотрим, как эта сфера будет обыграна цветом… на сфере справа добавлен «теплый» цвет. Я просто нанес на участок сферы яркое пятно, и посмотрите, как она изменилась, она стала более оживленной, излучающей свежесть и красоту.

+ Использование ограниченного количества красок. Это, пожалуй, самая грубая ошибка. Кто-то берет один цвет за основу, и использует темную и светлую вариацию того же цвета для нанесения теней и световых пятен. НИКОГДА ТАК НЕ ДЕЛАЙТЕ! Вы получите безжизненную плоскую кожу. Секрет заключается в использовании разных оттенков. Будьте смелее, смешивайте цвета, меняйте насыщенность, экспериментируйте.

+Использование теней с низким контрастом. Это лишает кожу ее жизненности. Этот подход также делает кожу плоской и безжизненной. Один из секретов красивых теней – использование насыщенных оттенков. Тени не серые, и не черные; они цветные, и чем больше красок вы используете, тем реалистичнее они будут выглядеть.

Взгляните на этот портрет, нарисованный мной несколько лет назад. Обратите внимание, какой плоской и неживой выглядит кожа на оригинале – ошибка не только в низкой насыщенности теней, но и сами цвета слишком бледные – кожа практически серая. На втором рисунке кожа обретает жизненный блеск и форму. Здесь не только цвета стали лучше, но с изменением этих цветов, изменилась и форма, тело обрело объем.

Нарисуйте реалистичную и естественно-выглядящую кожу с нуля, используя традиционные методики и только три кисти.

Меня зовут – Mayrhosby Yeoshen. Я учусь на факультете Вычислительной Техники в Венесуэле. Цифровая иллюстрация – моя страсть, и это нечто большее, чем просто хобби. В основном я люблю изображать человеческое лицо или оригинальных персонажей, которые вы можете увидеть в моей галерее. В последнее время я работаю свободным художником-иллюстратором, пытаясь вдохнуть реализм в то, что я делаю. Главным образом я вдохновлена корейскими художниками, направлениями ренессанса и неоклассицизма, такими как Boticelli и Bouguereau, из-за безупречности их художественных работ.

ПРЕДИСЛОВИЕ

У каждого CG художника есть собственный способ рисования оттенков кожи для портретов. Однако не все в состоянии получить ее реалистичный вид, поскольку на первый взгляд, кажется, сложно избежать искусственности из-за природного материала кожи. Хотя гораздо легче добиться чувства органики, когда мы рисуем традиционным способом. И причина не только в использовании распылителей (Airbrush) и смешивании цветов. Это вопрос добавления в картину ваших собственных характерных черт и проявление заботливого внимания к каждой отдельной детали: от цвета слезинки до складки на губе. Вы можете подумать, что такое рисование похоже на тяжелую работу, но на самом деле, это не так. Важнее результат. Ведь освоение этого урока поможет вам создавать не только красивые портреты, но и значительно улучшит навыки наблюдения.

Из используемой нами в уроке традиционной методики присутствует одна только перекрестная штриховка. Но не заблуждайтесь. В отличие от простого рисования карандашами, эта методика позволит нам достичь того, чего мы хотим, а именно – реалистичного вида кожи. Тот факт, что мы можем работать на холсте в несколько тысяч пикселей высотой, и можем использовать крупный план для максимальной детализации, позволит нам взять под свой контроль каждую отдельную часть картины. Для этой методики используются всего три кисти. Первая создана из базовой кисти «Round Blender», вторая загружена из Интернета, и третья кисть – «Cover Pencil».

Мы накладываем основные оттенки первыми двумя кистями, а карандаш будем использовать только для штриховки. Этот метод также улучшит ваше восприятие форм и трехмерной окружающей среды. После того, как мы выберем цвета для оттенков, мы растушуем их, избавимся от линейного наброска и приступим к самой веселой части добавления многочисленных деталей. В качестве приложения к уроку вы найдете слой в формате.psd для тренировки и образцы других оттенков кожи. Вы можете использовать их с данной методикой, показанной в этом уроке, для создания портретов людей различных национальностей.

НАЧИНАЕМ С ОСНОВ.
Основы повсюду! Выберите основное изображение и основные цвета.

Сначала мы должны сделать эскиз. Вы можете сделать его с любимой фотографии, отсканировать уже готовый набросок или использовать прилагаемый файл «SkinToneForTutorial.psd». В последнем случае, мы получим уже готовый набросок лица и уха. И так как все остальное на этом этапе уже сделано, мы можем сконцентрироваться на рисовании и текстурировании кожи.

2. Обратите внимание на окружающую среду и настроение.

Что вы хотите изобразить – день, ночь или сумрак? Естественный свет или искусственный свет? Какое настроение Вы хотите передать? Все эти вещи будут взаимодействовать с кожей, поскольку они являются неотъемлемой частью картины. В нашем уроке мы передадим атмосферу тепла с естественным светом, поэтому оттенки кожи, в значительной степени, меняться не будут.

3. Палитра цветов.

Используя свой референс, определите базовые цвета для темных, средних и светлых оттенков. Кроме того, выберите дополнительно цвета для роговицы глаза, радужной оболочки, губ, и тонких оттенков – для век, румянца или чего-то подобного. В приложении вам предоставлены образцы оттенков кожи не только для белой расы, использующиеся в этом уроке, но и для других видов кожи.

НАКЛАДЫВАЕМ ОТТЕНКИ.
Обогащаем основу оттенками.

На скриншотах ниже вы увидите основные настройки используемой нами первой кисти. Выберите кисть «Round Blender» из категории «Blenders» и откройте Дизайнер Кисти (Brush Creator) комбинацией клавиш Ctrl+B. Перейдите на вкладку Дизайнер Штриха (Stroke Designer) и введите указанные параметры настройки. Начинаем работу с низкой непрозрачностью кисти – «Opacity» примерно 7% и размером кисти примерно 24-30px.

5. Накладываем тени

Отметьте опцию «Preserve Transparency» на слое с кожей. Теперь выберите теплый светло-коричневый цвет и начинайте наносить его на средне-темные области, используя для их определения свой референс. В нашем случае, мы оттеним кожу под бровями, веками, подбородком и левой стороной ее лица.

6. Смешиваем цвета

Не бойтесь использовать больше оттенков из вашей палитры, например розовые и оранжевые, которые темнее чем основной тон кожи. Сохраняя низкую непрозрачность, смешивайте цвета, используя только особенность данной кисти (ее параметр «Bleed» – расплывание, чем больше его значение, тем лучше смешивание близлежащих цветов). Не забывайте также обрабатывать остальные участки кожи, такие как шея и верхняя часть груди.

7. Углубляем тени

Сделайте размер кисти поменьше (примерно 10-15px). Теперь, используя темно-коричневый цвет, углубите тени. Не бойтесь выбирать разные цвета, полученные в результате смешивания, пипеткой – этим вы только обогатите палитру оттенков. Также пробуйте смешивать цвета, используя особенность кисти.

8. Добавляем свет

Теперь, выбрав более светлые цвета, чем базовый тон кожи, применим их к правой стороне носа, лба и верхней скулы. Мы все еще работаем с большими областями, поэтому и речи быть не может о какой либо детализации. Внимательно посмотрите на свой референс и попробуйте ощутить трехмерную форму объекта, а также понять, почему свет воздействует на области щек, центр носа, и т.д. Для самых ярких светлых областей вы можете использовать светло-голубой цвет с низкой непрозрачностью, что придаст коже более органический вид.

Закрасьте глаза основным цветом, принимая во внимание то, что белки глаз фактически являются сероватыми. Нанесите тень на радужную оболочку и прорисуйте зрачок. Помня о сферической форме глаза, добавьте тень под веком и ближе к слезному протоку. Роговица глаза, как правило, имеет красноватый оттенок из-за капиллярных сосудов.

Закончив с глазами, начинайте красить губы. Залейте их с красновато-розовым оттенком и нанесите тени темно-красным цветом. Также вы можете прорисовать линию, разделяющую верхнюю и нижнюю губу кистью меньшего размера и более высоким параметром непрозрачности.

11. Тонкие оттенки кожи

Далее, выбираем цвета для тонких оттенков в таких областях, как этмоидальная пазуха, располагающаяся между верхней частью носа и глазом. В данном случае, мы выбираем приятный бледно-лиловый цвет с очень низкой непрозрачностью, используя способность кисти смешиваться с нижележащими цветами. Область, близкая к слезному протоку, часто бывает желтоватого оттенка, поэтому кистью меньшего размера делаем там небольшой округлый мазок.

12. Легкий румянец

Для щек используйте яркий карминный (пунцовый) цвет. Кистью большого размера (примерно 30px) нанесите оттенок на щеки, смешивая его с нижележащим цветом.

13. Растушевка

Теперь, когда основные цвета на кожу нанесены, смешаем их, используя кисть Rob’s Blender Round с непрозрачностью «Opacity» приблизительно 25-30% и размером 35-40px. Вы можете скачать эту кисть в приложении к уроку по указанной ссылке. В результате лицо будет выглядеть более гладко, особенно если мы отключим слой с эскизом.

14. Избавляемся от эскиза

Теперь, когда вы закончили работу над чертами лица, подготовим кожу к текстурированию. Скрывая и включая слой с эскизом (используя пиктограмму глаза слева от слоя), прорисуйте контуры лица, используя кисть «Cover Pencil» из категории «Pencils» размером в 2рх и 30%-ной непрозрачностью. Всегда используйте более темный (или более светлый) чем базовый цвет, заполняя пустые места карандашом большего размера, или созданной ранее кистью маленького размера и высокой непрозрачностью.

ПРОДОЛЖАЕМ, ИСПОЛЬЗУЯ ПЕРЕКРЕСТНУЮ ШТРИХОВКУ.
Прорисовываем области глаз и рта.

15. Начинаем текстурирование.

То, что мы делали до сих пор – это подготавливали кожу к большой работе по текстурированию. Теперь мы готовы приступить к этому процессу, используя макро-метод. Создайте новый слой и назовите его «Текстура». Снимите галочку с опции «Preserve Transparency» и отметьте опцию «Pick Up Underlaying Color» в палитре слоев. Начните перекрестную штриховку кистью «Cover Pencil» размером от 1 до 6рх и параметром «Opacity»: 20%. Вы можете потренироваться в окне «Дизайнер Кисти» (Ctrl+B).

16. Перекрестная штриховка

Вы можете начать штриховку с любой точки, какой захотите. В этом уроке, мы начинаем с правой щеки. Быстрыми и уверенными движениями начинайте наносить дугообразные штрихи, согласно форме поверхности лица. Основная ошибка начинающих в том, что они наносят штрихи совершенно под другим углом, чем имеющаяся форма лица. Если вы не удовлетворены результатом, сотрите все и начните заново, пока не «набьете руку», получив определенную сноровку. Для удобства обязательно используйте инструмент вращения (Холст можно вращать, зажав комбинацию клавиш «Пробел +Alt» и задавая направление пером или мышкой. Чтобы вернуть холст в исходное положение, достаточно одного клика мыши при удерживаемой вышеуказанной комбинации).

17. Обратите внимание

Успех этой техники заключается в количестве и качестве детализации, которой мы можем управлять. Используя увеличение, обратите внимание на складки, изгибы кожи и очень разные оттенки на ней. Для определения цветов используйте Пипетку («Dropper»). Теперь мы сосредотачиваемся только на оттенках кожи и на Колесе цветов (панель «Colors»), ни на Палитре микшера («Mixer»), ни на чем больше.

18. Улучшаем глаза

Глаза – очень часто первое, что мы видим на чьем-то лице. И именно поэтому мы должны сосредоточиться на них больше, чем на любой другой части лица. Такие детали как слезные протоки, внутренняя толщина век, линии радужной оболочки и обычные блики сразу привлекают внимание, делая лицо более живым и придавая ему персональную индивидуальность. Не забывайте также про нижние складки век.

19. Теперь рот.

Рот – другая характерная особенность лица, заслуживающая большего изучения и детализации. Частой ошибкой при рисовании рта является беспорядочность его очертаний, когда рисующий даже не удосуживается изучить, почему линии рта должны идти так, а не иначе, и совершенно не принимает во внимание его трехмерную форму. Не спеша, внимательно изучите все особенности губ и посмотрите где добавить свет, а где – тень.

ЗАКАНЧИВАЕМ ЛИЦО.
Обратите внимание на другие детали.

Рисование носа может быть очень занимательным, из-за его нежных оттенков. Он может быть практически весь светлых тонов, и в тоже время иметь очень темные участки (ноздри). Обратите внимание на кожу вокруг ноздрей. Обычно у людей с белым типом кожи (Caucasian), эта область содержит ярко оранжевые и карминовые (пунцовые) оттенки.

Если Вы решите дорисовать уши, примите во внимание, что, как и у носа, у ушей (белый тип кожи) может быть много ярких красных, розовых и оранжевых оттенков. Ушам совершенно не обязательно уделять такое пристальное внимания как глазам или рту.

22. Шея и верх груди

После завершения работы над лицом, мы можем сконцентрироваться на остальной части кожи. И поскольку это большие области, которые не привлекают особого внимания, работа над ними может показаться немного скучной. Лучшим вариантом будет закончить работу над другими частями портрета, прежде чем засесть за этот этап. Обратите внимание на очень темную тень под подбородком и не забывайте про тень, отбрасываемую от волос или платья.

Хотя брови не являются кожей, но некоторым образом они взаимодействуют с ней. На новом слое начните рисовать бровь, используя ту же самую кисть «Cover Pencil», но размером немного больше (2,5-3рх) и непрозрачностью «Opacity»: 50%, начиная с самых темных оттенков и заканчивая самыми светлыми. Обратите внимание на правильное направление волосков и не переусердствуйте, иначе брови будут выглядеть фальшиво. Для лучшего смешивания с кожей, сделайте несколько легких штрихов по контуру бровей тем же цветом, что и кожа под ними.

24. Ресницы

Для ресниц используйте ту же самую кисть «Cover Pencil», но очень темного цвета (почти черного). Чтобы они не выглядели искусственно, прорисовывайте их разной длины, толщины и в разных направлениях, но делайте это аккуратно, чтобы избежать грязи. Следуйте форме века, из которого они растут. Если вы нарисовали ресничку и она смотрится неестественно, сделайте отмену и перерисуйте ее снова.

25. Завершение

Теперь, кожа приобрела характерную текстуру. Все что осталось сделать – это окинуть взглядом картину и удостовериться, что все в порядке. Убедитесь, что тень от волос или одежды падает на кожу. Если Вы видите, что какая-то часть кожи текстурирована слишком темным цветом, выберите Резинку («Eraser») и установив низкий параметр непрозрачности (5-10%), пройдитесь по проблемным местам. Также вы можете использовать Блендер с низкой непрозрачностью или даже немного подкорректировать цвета. Все в ваших руках!

Рисунок в оригинальном разрешении 2835×3543 рх вы можете посмотреть Очень хорошо видно технику штриховки!

Приложение:

Файл.psd для повторения этапов урока:

Палитра цветов для различных типов кожи:

P.S.: Набор кистей Rob’s Brush Library я прикрепил файлом к уроку

При рисовании портрета очень важно точно передать выражение глаз. Мало правильно построить глазное яблоко, веки и ресницы, нужно их еще и правильно разукрасить.

Так как тему при создании портрета мы уже затрагивали ранее не однократно, то сегодня мы расскажем и покажем вам несколько простых советов, которые помогут не только нарисовать, но и разукрасить глаз человека.

Начнем с эскиза.Важно с самого начала подчеркнуть линию глаза. Радужная оболочка должна быть сделана на основе круга. Ввиду недостатка опыта многие рисуют глаз в форме эллипса — «яйца», и это фундаментальная ошибка начинающих художников. Точно так же, люди часто проводят неправильно угол глаза, который также должен быть частью всего рисунка. Не стоит рисовать его слишком узко или шире глазного яблока.

Глазное яблока не бывает идеально белым! У всех людей оно имеет небольшой сероватый оттенок. А в уголках зачастую отчетливо видна тень от верхнего века.

Угловые и внутренний линии лучше подчеркнуть розовым карандашом (вы можете заменить его красным) и карандашом цвета кожи.

Нарисуйте зрачок.Сначала задаем первый слой цвета радужной оболочки. Чем больше оттенков одного цвета у нас есть, тем лучше. Начнем, конечно, с ярких цветов делая постепенные переходы к боле плотным и темным местам. В том месте, где мы рисуем отраженный свет — блик, также отражаются ресницы. Показываем и их.

Темным черным цветом корректируем и подчеркиваем линии вдоль радужной оболочки, за исключением тех мест, где видно отражение света; они должны оставаться слегка синими.Вокруг зрачка рисуем коричневый круг.

Добавляем остальные оттенки синего.Лучше всего рисовать короткими штришками поверх предыдущего слоя, который мы добавили ранее. В целом (за исключением отражения света) глаз нужно закрасить ярким цветом. Черным зарисовываем зрачок, а область вокруг глаз слегка надавливая карандашом цвета кожи.

Оттенки нижних век прорабатываем более подробно телесным, розовым и коричневым карандашами. Нужно помнить, что линия соприкосновения века с глазом должна отличаться по цвету от остальной части кожи. Вы можете задать здесь несколько розовый оттенок. В темных местах мы используем бронзу. Лучше использовать раскрашивание в несколько слов: сначала темный темный и в конце перекрыть его слоем кремового.

Верхнее веко никогда не собирается только на одну складочку.Оно имеет много изгибов. Намечаем темно-коричневым складочки, слегка растираем ярко-коричневый карандаш и покрываем его телесным цветом. Если мы рисуем глаз, на который нанесен макияж, мы должны также подчеркнуть подводку, которая нанесена на верхнее веко. Для этого, я предлагаю вам использовать черный и темно-коричневый.

Ресницы рисуем аккуратно заточенным карандашом и постоянно проверять, не слишком ли он притупился.Ресницы должны быть прекрасными: яркими, длинными и пышными. Они не должна быть нарисованы слишком простыми линиями, мы должны изогнуть их немного. Смотреться более реалистично будут слегка перекрестившиеся и слипшиеся ресницы. Нижние ресницы реже и намного короче, чем те которые наверху.

Заключительные штрихи (например., добавьте белый цвет для освещения угла глаза, блики) и готово!

Стоит помнить, что глаза для каждого человека индивидуальны . И подобно отпечаткам пальцев никогда не найти двух людей с одинаковыми глазами. Более того, левый и правый глаз у одного человека также разительно отличаются друг от друга. Бывают случаи, что разница не только в узоре радужной оболочки, но и в ее цвете! Поэтому очень важно при правильно передать выражение глаз, их цвет и размер.