Странный герой пушкинского романа евгений онегин. 

Евгений Онегин… Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это имя стало уже почти именем нарицательным. С самого начала произведения я поняла, что Евгений Онегин очень странный и, безусловно, особенный человек. Он, конечно же, в чем-то походил на людей, окружавших его, имел те же увлечения и заботы, что и они, но и в то же время резко от них. отличался. Общество, в котором жил Онегин, которое его воспитало, делало все ради собственного удовольствия, по собственному желанию, а Евгений все

Делал машинально, ни в чем не видел смысла и заставлял себя это делать потому, что это модно, престижно.

Онегин не может познать счастье, его душа закрыта для настоящих человеческих чувств, а подвержена только мимолетным, бесконечным и бесполезным увлечениям. Для него, наверное, существует только чувство собственного достоинства, независимости и та гордыня, с которой он относится ко всем окружающим его людям. Он не презирает их, нет. Просто Онегин ко всему равнодушен, ему все безразлично. Герой романа как бы подчиняется обществу, ни с кем не спорит, никому не противоречит, но в то же время и конфликтует с ним:

Ему плевать, что о нем подумают. Евгений как будто шутил со своей жизнью, никогда не задумывался о завтрашнем дне. И это ему опять же ни к чему. Ведь каждый его день подобен следующему. Он просто существует, тихо плывет по течению. Моду он ставит перед собой наивысшей целью, в ней он видит почти закон жизни. Эта оглядка на мнение окружающих, эта зависимость от света лишает Онегина настоящей жизни, борьбы за счастье; он не может стать самим собой, ко всему относится поверхностно. Евгений Онегин даже иногда не задумывается, что делает: с поразительной легкостью переходит от одного занятия к другому.

Опять же, следуя той же моде, Евгений очень тщательно следил за собой, был ужасный пижон:

Подобный ветреной Венере,

Когда, надев мужской наряд,

Богиня едет в маскарад.

Прочитав дальше роман Пушкина, мы узнаем, что Онегин познакомился с Татьяной Лариной и что это знакомство в дальнейшем изменило его судьбу. Онегин, воспитанный таким обществом, конечно же, считает себя очень мудрым, уже все испытавшим, все повидавшим в столь молодые годы и, узнав, что юная Татьяна влюбилась в него, постарался наставить ее на путь истинный, посоветовал «просто взять и выкинуть» из головы эти слабости души - любовь и нежность.

Для него это было все так просто. Как и ко всему, он и к высоким чувствам относился шутя, всего лишь играя в любовь. Мне кажется, его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Оно построено в духе светского общества, главная цель которого - обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать…

Нет, он не насмехался над чувствами Тани. Он просто избрал сам для себя и хорошо сыграл роль наставника, старшего друга, поучая ее «учиться властвовать собою». Но в разговоре он, может быть по привычке, не удержался и оставил Тане маленькую надежду:

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней…

Эти слова опять же говорят нам о нескрываемом эгоизме Онегина. Он никогда не задумывался над чувствами других. В деревне Онегин познакомился со своим соседом Ленским, наверное, только из-за того, что умирал со скуки в этой глуши. Они вместе проводили время, заезжали к Лариным и уже считались друзьями. Но дружба их кончилась трагически из-за недоразумения, которое произошло по вине Евгения и Ольги - возлюбленной Ленского. Онегин решил пошутить и доказать всем, что любви не существует, не сознавая, что толкнет этим самым своего друга в могилу. Онегин и Ленский стрелялись на дуэли, которая тоже была как бы игрой для Евгения. Он просто не ощущал всей глубины событий. Только потом, когда Евгений убил человека, он не чувствовал уже своего прежнего превосходства. Я думаю, именно в этот момент произошел перелом в его душе. После этого случая Евгений Онегин отправился в путешествие, пытаясь забыть и вычеркнуть из памяти прошлое.

Несколько лет спустя Онегин вновь возвращается в столицу, уже теперь действительно повидавший мир. На одном из балов он встречает Татьяну. И образ Тани, который все это время жил где-то в глубине души Онегина, воскресает в памяти. Татьяна была все та же, но Евгений поразился, удивился и не смог скрыть своего восхищения ею:

Ужель та самая Татьяна?

Та девочка… иль это сон?..

Онегин влюблен. Наконец-то его сердце познало настоящее страстное чувство. Но теперь как будто судьба смеется над ним. Таня уже замужняя женщина и будет верна своему мужу до конца жизни. Она по-настоящему любит Евгения, но, несмотря на это, она преподнесла ему урок, который он будет помнить всю жизнь.

Стоит Евгений…

Как будто громом поражен.

В какую бурю ощущений

Теперь он сердцем погружен!

Не правда ли, в конце романа нам даже становится жаль Евгения. Но жизнь преподала ему незабываемый урок, благодаря которому ему будет дальше легче жить, не существовать, а жить!

Урок №1

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». «Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины .

Цели урока:

образовательная: помочь учащимся раскрыть особенности характера Евгения Онегина, вникнуть в суть рассуждений главного героя о жизни;

развивающая: развивать умение анализировать текст, делать выводы из прочитанного, образное и логическое мышление и речь учащихся.

воспитательная: прививать интерес к творчеству Пушкина, воспитывать лучшие человеческие качества, сознательный подход к проблеме становления характера и судьбы человека.

Тип урока: урок применения знаний и формирование умений.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей и задач.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

1. Слово учителя.

Роман Пушкина является величайшими произведением первой половины 19 в. Это роман одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е гг. 19 в. В центре внимания – быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции.

Что же представляет собой главный герой романа – Евгений Онегин?

IV. Работа над новым материалом

1. Реализация домашнего задания (высказывания об Онегине)

Опорные вопросы

(По желанию, учащиеся могут выбрать один вопрос или рассказать то, что готовили дома.)

Каким вы представляете Евгения Онегина? Что, прежде всего, привлекло ваше внимание? Как это его характеризует?

Как вы оцениваете взаимоотношения героя с другими персонажами произведения?

Что говорят об Онегине другие герои? С кем вы согласны?

Как вы полагаете, что думает о своём герое автор?

Каким вам представляется Онегин? на какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?

Можете ли вы сказать, что вы его знаете и понимаете?

2. Метод «пресс»

Какое из предложенных ниже высказываний, на ваш взгляд,

Больше всего подходит для характеристики Евгения Онегина?

- «Молодость, здоровье, богатство, соединённые с умом, сердцем:

Чего бы, кажется, больше для жизни и счастья?» (В. Белинский).

- «…Страдающий эгоист… его можно назвать эгоистом поневоле…» (В. Белинский).

- «…Это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек, лишний в той сфере, в которой находится…» (А. Герцен).

- «Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О. Волков). Подсказка. Высказывание строят в 4 этапа:

1) изложите свою мысль: «Я считаю, что…»;

2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»;

3) приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»;

4) сделайте вывод: «Таким образом,…».

3. Проблемная исследовательская беседа

«Трагичен ли жизненный путь Онегина?»

Групповая работа (Объединение в группы)

Исследователи первой группы, используя текст I, II, VIII глав, рассказывают о том, как относились к Онегину в светском обществе, как восприняло его поместное дворянство, петербургское общество; делают вывод о том, что общество осуждает Онегина. Это люди среднего уровня, а удел каждого, кто возвышается над ними,- одиночество.

Вторая группа исследователей, используя текст I, VI, VIII глав, рассказывают о том, как проводил время Онегин, живя в Петербурге, а потом - в деревне; о внутреннем, духовном мире Евгения; об отношении автора к своему герою; делают вывод о выздоровлении души Онегина, прошедшего путь от любования своей исключительностью к самосовершенствованию, о том, что автор любит и жалеет своего героя и надеется на лучшее в его судьбе.

4. Фронтальная работа

Оптимистичен или трагичен путь Онегина? Предложите аргументы «за» и «против».

5. Проектная деятельность.

Презентация на тему «Странный» герой пушкинского романа, выполненная учащимися.

6. Слово учителя.

В литературоведении существует понятие «лишний человек». Этот термин принадлежит И. С. Тургеневу, который написал повесть «Дневник лишнего человека». Через несколько лет после опубликования повести Тургеневский термин стал употребляться достаточно широко. У героев, которых называют «лишними людьми», есть общие черты: скептицизм, социальная апатия, эгоизм, одиночество. Раньше Онегина называли «лишним человеком» потому, что он не стал декабристом, не сблизился с народом. а какое определение «лишнему человеку» дали бы вы? (Люди, которые по своему развитию и уму стояли выше окружающего их общества, критически относились к нему, но не смогли найти применения своим силам и способностям.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что означает имя Евгений? (В переводе с древнегреческого: благородный)

А что можно сказать о герое, исходя из букв его фамилии и учитывая его характер и поведение? Запишем эти характеристики напротив каждой буквы:

О - одарённый, оригинальный…

Н - необычный, начитанный, новый герой…

Е - европейского склада, если е = э, то эгоист…

Г - главный герой, гордый…

И - интеллектуальный, изысканный, интересный…

Н - непонятный, незаурядный…

Можем ли мы в чём-то обвинять Онегина? Строго его судить? Почему?

VІ. Домашнее задание.

1. Конкурс коллажей «Евгений Онегин».

2. Индивидуальное задание трем учащимся: презентация «Образ Татьяны в романе».

Урок 3. Тема: А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». «Странный» герой пушкинского романа

Цели: раскрыть незаурядность натуры Онегина, духовную эволюцию его характера, смысл его духовных исканий, итогов его жизненного пути;

развивать умение и навыки анализа главного героя;

воспитывать умение любить и бороться за свою любовь, воспитывать жизнестойкость учащихся.

Оборудование: портрет Пушкина, текст романа «Евгений Онегин».

Тип урока: изучение и закрепление новых знаний.

Ход урока.

I . Мотивация учебной деятельности.

Учитель читает отрывок «Уж небо осенью дышало».

Ребята, из какого произведения данный отрывок?

Ответы учащихся.

Вопрос:

С каким произведением А.С.Пушкина мы познакомимся сегодня?

Ответы учащихся.

Формулировка темы и целей урока. Учитель корректирует и записывает тему урока на доске.

II . Работа по теории литературы.

Вчитаемся в тему. Слово «роман» – что это такое? Вспомним основные признаки романа: прозаический жанр эпоса большой формы; основную организующую роль играет сюжет (развитие характеров и событий); имеет несколько сюжетных линий; изображается история человеческих судеб на протяжении длительного времени; широко охватывает действительность.

Жанр «не роман, а роман в стихах дьявольская разница!» Почему?

Роман написан в стихотворной форме (стихотворная формапринадлежность лирики.)

Роман в стихах написан «онегинской строфой». Эту строфу специально создал Пушкин для своего романа. Она состоит из 14 строчек (как сонет). В ней применяются три главных способа рифмовки: перекрестная (абаб), смежная (аабб) и опоясывающая (абба) рифмы.

Для чего Пушкин создал особую строфу? Зачем такая разнообразная рифмовка? (Таким приемом автор сделал повествование живым, не однообразным, оно очень легко читается.)

III . Работа над темой урока.

Сообщение или проект творческой группы об истории создания романа в стихах «Евгений Онегин» (в качестве домашнего задания).

Анализ образа Евгения Онегина.

- О чём говорит заглавие романа? (Онегин – главный герой.)

Работа по граням кубика.
Учитель:

- Образ Евгения Онегина, как и всякого человека, многогранен. Используя гра­ни кубика, мы постараемся дать такое же коли­чество оценок пушкинскому герою, ответим на проблемный вопрос урока: «Трагичен ли путь Оне­гина?». Каждая грань характеризует какие-либо его черты. Каким же вы представляете себе Евгения Онегина – главного героя произведения? Сейчас вы нарисуете на листочках Евгения Онегина в вашем представлении.

Листы крепим на доску.

А теперь будем анализировать героя по граням. У меня в руках кубик.

Первая грань .

- Имя Евгений (древнегреческое) означает «благородный». А что мы можем ска­зать о герое, исходя из букв его фамилии и учи­тывая его характер и поведение?

одаренный , оригинальный ;

Н новый герой , начитанный , необычный ;

Е – европейского склада , э – эгоист ;

Г главный герой , гедонизм (удовольствие , направле­ние в этике , утверждающее наслаждение как выс­шую цель человеческого поведения );

И интеллектуал , интеллигент , интересный собесед­ник ;

Н – незаурядный , непонятный .)

Вторая грань.

- Что общего у Онегина с Чацким?

(Эти герои умные, ищущие и не находящие удовлетворения в обычной жизни дворянского общества, передовые люди своего времени, хотят не прозябать, а ощущать потребность в содержательной, полезной деятельности, испытывают недовольство собой, светским обществом.)

- Какие различия между Онегиным и Чацким?

(Чацкий точно знает, чего хочет, а Онегин – в поисках.)

Третья грань.

- Есть ли что-нибудь общее у Онегина с Мол чалиным?

(Только то, что они мо­лодые дворяне.)

- Какие различия между Онегиным и Молчалиным?

Молчалина низменные цели – успешная карьера и весело пожить. Онегина это не удовлетворяет.)

Четвертая грань.

- Что общего у Ленского и Онегина?

(Они раз­ мышляют и спорят на философские, научные те­ мы, о добре и зле, о судьбе и смысле жизни.)

- Чем отличаются Ленский и Онегин?

(Ленс­кий – романтик, Онегин – реалист.)

Пятая грань.

- Каков был его жизненный путь и каков итог?

Групповая работа.

    Исследователи первой группы, опираясь на текст 1,2,8 глав, рассказывают, как относи­лись к Онегину в светском обществе, как вос­приняло его поместное дворянство, петербург­ское общество, делают вывод, что общество осуждает Онегина. Это люди среднего уровня, а одиночество – удел каждого, кто возвышает­ся над ними.

    Вторая группа исследователей, опираясь на текст 1, 6, 8 глав, рассказывает о том, как про­водил время Онегин, живя в Петербурге, а потом в деревне; о внутреннем, духовном мире Евге­ния; об отношении автора к своему герою, дела­ют вывод о выздоровлении души Онегина, про­шедшего путь от любования своей исключитель­ностью к самосовершенствованию, о том, что автор любит и жалеет Онегина и надеется на луч­шее в его судьбе.

Шестая грань.

- Так трагичен ли путь Онегина? (Оказыва­ ется, у человека с «резким, охлажденным умом» есть сердце! Путь Онегина это мучительный путь исканий че­ловека, ставшего жертвой «бурных заблуждений необузданных страстей», путь от эгоистического миропонимания «мы почита­ем всех нулями, а единицами себя» к самопознанию и само­совершенствованию, к выздоровлению души, путь понятный и близкий самому автору .)

Вывод:

- А теперь мы составим характеристику Евгения Онегина.

Признаки, характеризующие Евгения Онегина: ирония, самоирония, сомнения, отрицание, притворство, маска, язвительность, разочарованность, независимость, рассудительность, трезвый расчет, самоанализ, «неподражательная странность и резкий, охлажденный ум», необычный и сложный характер, холодная прозаичность.

IV . Подведение итогов урока:

Можем ли мы в чем-то обвинить Онегина? Строго судить его? Обоснуйте свое мнение. Выскажите свою точку зрения, исполь­зуя метод «Пресс». Напоминаю вам 4 эта­па метода:

1) изложите свою мысль: «Я считаю, что...»;

2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что...»;

3) приведите аргументы в поддержку ва­шей позиции: «Например...»;

4) сделайте вывод: «Таким образом...»

V . Домашнее задание.

1. Создайте страничку читательского дневика (Что понравилось, что запомнилось?):

Какие главы романа читались с наибольшим интересом?

К каким главам хотелось бы нарисовать иллюстрации? Опишите одну из них.

Кто из героев вызвал сочувствие, неприязнь и почему?

Почему Татьяна, любя Онегина, отвергает его в конце романа?

Какие вопросы возникают при чтении романа?

Что хотелось бы обсудить?

2. Выучите понравившиеся отрывки из романа.

VI . Оценка ответов учащихся.

Урок №1

Тема. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». «Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины.

Цели урока:

образовательная: помочь учащимся раскрыть особенности характера Евгения Онегина, вникнуть в суть рассуждений главного героя о жизни;

развивающая: развивать умение анализировать текст, делать выводы из прочитанного, образное и логическое мышление и речь учащихся.

воспитательная: прививать интерес к творчеству Пушкина, воспитывать лучшие человеческие качества, сознательный подход к проблеме становления характера и судьбы человека.

Тип урока: урок применения знаний и формирование умений.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей и задач.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

1. Слово учителя.

Роман Пушкина является величайшими произведением первой половины 19 в. Это роман одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е гг. 19 в. В центре внимания - быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции.

Что же представляет собой главный герой романа - Евгений Онегин?

IV. Работа над новым материалом

1. Реализация домашнего задания (высказывания об Онегине)

Опорные вопросы

(По желанию, учащиеся могут выбрать один вопрос или рассказать то, что готовили дома.)

♦ Каким вы представляете Евгения Онегина? Что, прежде всего, привлекло ваше внимание? Как это его характеризует?

♦ Как вы оцениваете взаимоотношения героя с другими персонажами произведения?

♦ Что говорят об Онегине другие герои? С кем вы согласны?

♦ Как вы полагаете, что думает о своём герое автор?

♦ Каким вам представляется Онегин? на какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?

♦ Можете ли вы сказать, что вы его знаете и понимаете?

2. Метод «пресс»

♦ Какое из предложенных ниже высказываний, на ваш взгляд,

Больше всего подходит для характеристики Евгения Онегина?

- «Молодость, здоровье, богатство, соединённые с умом, сердцем:

Чего бы, кажется, больше для жизни и счастья?» (В. Белинский).

- «…Страдающий эгоист… его можно назвать эгоистом поневоле…» (В. Белинский).

- «…Это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек, лишний в той сфере, в которой находится…» (А. Герцен).

- «Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О. Волков). Подсказка. Высказывание строят в 4 этапа:

1) изложите свою мысль: «Я считаю, что…»;

2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»;

3) приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»;

4) сделайте вывод: «Таким образом,…».

3. Проблемная исследовательская беседа

«Трагичен ли жизненный путь Онегина?»

Групповая работа (Объединение в группы)

Исследователи первой группы, используя текст I, II, VIII глав, рассказывают о том, как относились к Онегину в светском обществе, как восприняло его поместное дворянство, петербургское общество; делают вывод о том, что общество осуждает Онегина. Это люди среднего уровня, а удел каждого, кто возвышается над ними,— одиночество.

Вторая группа исследователей, используя текст I, VI, VIII глав, рассказывают о том, как проводил время Онегин, живя в Петербурге, а потом — в деревне; о внутреннем, духовном мире Евгения; об отношении автора к своему герою; делают вывод о выздоровлении души Онегина, прошедшего путь от любования своей исключительностью к самосовершенствованию, о том, что автор любит и жалеет своего героя и надеется на лучшее в его судьбе.

4. Фронтальная работа

Оптимистичен или трагичен путь Онегина? Предложите аргументы «за» и «против».

5. Проектная деятельность.

Презентация на тему «Странный» герой пушкинского романа, выполненная учащимися.

6. Слово учителя.

В литературоведении существует понятие «лишний человек». Этот термин принадлежит И. С. Тургеневу, который написал повесть «Дневник лишнего человека». Через несколько лет после опубликования повести Тургеневский термин стал употребляться достаточно широко. У героев, которых называют «лишними людьми», есть общие черты: скептицизм, социальная апатия, эгоизм, одиночество. Раньше Онегина называли «лишним человеком» потому, что он не стал декабристом, не сблизился с народом. а какое определение «лишнему человеку» дали бы вы? (Люди, которые по своему развитию и уму стояли выше окружающего их общества, критически относились к нему, но не смогли найти применения своим силам и способностям.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что означает имя Евгений? (В переводе с древнегреческого: благородный)

А что можно сказать о герое, исходя из букв его фамилии и учитывая его характер и поведение? Запишем эти характеристики напротив каждой буквы:

О — одарённый, оригинальный…

Н — необычный, начитанный, новый герой…

Е — европейского склада, если е = э, то эгоист…

Г — главный герой, гордый…

И — интеллектуальный, изысканный, интересный…

Н — непонятный, незаурядный…

Можем ли мы в чём-то обвинять Онегина? Строго его судить? Почему?

VІ. Домашнее задание.

1. Конкурс коллажей «Евгений Онегин».

2. Индивидуальное задание трем учащимся: презентация «Образ Татьяны в романе».