Распространённые ошибки писателей

Хочется поговорить сегодня об ошибках, которые допускают авторы, начиная писать свой фанфик. Как бы это ни было печально, но они встречаются часто. Возможно, каждый писатель узнает себя, прочитав один из пунктов списка. Итак, начнём.

1)Неуверенность в себе.

Часто бывает такое, что у тебя есть идея для фанфика, ты долго ходишь и думаешь о ней, столько всего придумал, что чуть ли не планировку места, где всё будет происходить нарисовал. Ты даже уже рассказал о ней всем своим друзьям. И вроде бы всё, что нужно для написания, у тебя есть, но… ты думаешь: “А вдруг выйдет бред?” Ты не уверен в своих силах, что у тебя не получится “так же хорошо, как и у вон того автора”, что у тебя выйдет что-то несуразное.

Здесь можно сказать только одно: верьте в себя. Если вам самим нравится идея, то почему бы не хотя бы попробовать начать писать? Уверенность появится со временем, ведь самое главное и трудное - начать.

2)Отсутствие времени.

И вот вроде бы ты что-то начал писать. Да так размахнулся, что написал аж три главы махом. Но на следующий день у тебя вдруг появляются неотложные дела. Потом еще и еще, и еще… Это входит в привычку, становится своеобразной отговоркой. Каждый день говоришь себе: “Вот завтра точно сяду!”, но в итоге потом просиживаешь его где-то в интернете.

Для написания чего-либо всегда найдётся время, даже если вы заняты. Если вы действительно заинтересованы в этом и для вас это важно, то время всегда находится. Опять же, главное - начать.

3) Штампы.

Это не просто типичная ошибка, а, можно сказать, самая распространённая из всех. На нашем сайте эти самые штампы делятся на несколько крупных основных групп:

а) МС, или “я - потомок супермена”.

Эта ошибка часто встречается в фанфиках про вселенную Наруто. Обычно все начинается с того, что где-то идет Наруто и думает: “Почему все так ненавидят меня? Что я им сделал?” Потом он либо идёт домой, либо что-то случается, отчего он отключается. После чего каким-то образом после разговора с шестилетним мальцом где-то в подсознании девятихвостый передумывает все и вся уничтожать и тренирует ребёнка. В итоге уже в десять лет Наруто имеет овердохрена сил, знает кучу техник, тело раскачанное. В общем, чуть ли не щелчком пальца может вынести Кагую или еще кого. И это всего лишь в десять лет! В шестнадцать так вообще богом становится!

б) свадьба с незнакомцем во имя объединения компаний и семей.

Это также очень распространённый штамп. Обычно берутся герои лет эдак 16-18. При этом герои либо знают друг-друга и даже одноклассниками являются, либо не знают, но “где-то уже виделись”. Обоим родители говорят о том, что вскоре поженят их, потому как главы компаний являются друзьями, и, дабы еще больше укрепиться, они решают женить своих детей. И, что свойственно, им обоим эта перспектива не по душе либо кто-то из них влюблён в другого - если не оба;

в) школьная жизнь.

В этом пункте может присутствовать все, что угодно. От обычных посиделок и любовных похождений до всякого рода экшена. Там может быть написано про то, как друзья помогают парню или девушке добиться расположения своей пассии, после чего обычно они просто бессмысленно проводят время, гуляя, разъезжаясь по домам, что довольно скучно читать. Также может быть такое, что они каким-то образом бывают втянуты в преступления или другие “очень интересные” приключения;

г) любовь с первого взгляда.

Здесь обычно происходит всегда по одному и тому же плану. Живет себе девушка. Обычно она либо первая красавица, что аж толпами парни за ней бегают, оставляя след из слюны, либо изгой, у которого друзей либо нет, либо только двое. И вдруг к ним переводится парень неземной красоты, в которого тут же влюбляется наша героиня - и не только. Потом они как-то становятся друзьями, и происходит почти то же самое, что и в третьем пункте.

д) двойная любовь.

Здесь обычно влюблён не кто-то один, а оба сразу. В таких фанфиках всегда помогают им сблизиться их лучшие друзья - Саске и Сакура. Они разными способами пытаются сблизить глупых и нерешительных влюблённых, и зачастую все получается чуть ли не с первого раза.

е) цундере.

Думаю, тут и по заголовку уже понятно. В таких фанфиках обычно бывает так: персонаж - не важно, парень или девушка - в самом начале холодный и безразличный, иногда даже агрессивный. Но вот он встречает его/её. Он(а) изо всех сил пытается заставить его/её хотя бы улыбаться, а под конец фанфика этот холодный персонаж превращается в “ми-ми-ми”- соплю от любви;

ё) супербогатый родственник.

Здесь обычно бывает так, что у Наруто умерли родители. После этого его к себе забирает Джирайя - богатенький дядя. Растит, воспитывает и все такое. Наруто ходит в дорогую школу, ездит на дорогой машине, у него лет в шестнадцать даже свой дом появляется в три этажа!

ж) друг из прошлого.

Есть такая категория фанфиков, где начинается все со сценки из детства, где герои прощаются - что потом оказывается сном или воспоминанием, - а потом либо девушка, либо парень переводится в какую-то школу, и один из них начинает думать: “Это где ж его/ее явидел(а)?”

з) встреча со сверхсуществами.

Сюда можно отнести фанфики, где присутствуют вампиры, оборотни, демоны и другие монстры. Чаще всего встречаются фанфики, где, опять же, в новую школу переводятся две подруги. При общении кто-то из подруг при общении с парнями в классе отмечает их бледность, после чего каким-то образом еще мелькают красные глаза, что не даёт покоя девушкам. Потом эти девушки обычно бывают втянуты в разборки всяких монстров, только потому что подержались за ручку с одним из этих вампиров.

С демонами немного иначе. Там бывает такое, что девушки могут быть втянуты в какую-либо сделку или брак.

Ну что же, вот и все основные клише фанфиков. Идем дальше.

4) Скудный невыразительный язык.

Писать можно по-разному, но лучше писать выразительно. Бедный язык из 30 слов читается тяжело и воспринимается плохо. Фанфики практически без описаний неинтересно читать. Если писатель представляет себе всю ту атмосферу, что есть в фанфике - например наблюдение за закатом, - то без должного описания читатель просто не почувствует то же, что и писатель. Но, опять же, не стоит перебарщивать.

5) Невнимание к деталям или излишнее количество их.

Детали прежде всего формируют персонажа, создают объемный мир и придают реальность даже самой странной фантазии. Описание человека и его характера - пусть последнее и будет совсем кратким - какие-либо традиции, важные даты и праздники. Без таких деталей мир становится невыразительным. Есть такое, что кто-то забивает детали действием, но это еще нужно уметь.

Другая сторона медали - чрезмерное увлечение деталями. Описание, например, кружки на полстраницы, на которую случайно упал взгляд героя, - это слишком. Необходимо держать некоторый баланс.

6) Предсказуемость сюжета.

Читать фанфики, в которых ты уже заранее можешь предугадать чуть ли не развязку с первых строк, неинтересно. Нужно стараться начать фанфик так, чтобы читателю было интересно: “А что же будет дальше? Чем же закончится эта история?”.

7) Неправильное оформление текста.

Оформление текста также играет важную роль в восприятии. Правильно и красиво оформленный текст приятно прочитать. Сейчас все больше встречается такое, что даже диалоги нынешние авторы не умеют красиво и правильно оформить. Все чаще в большинстве своём все диалоги оформляются как некий “сценарий”, что выглядит довольно-таки отталкивающе.

8) Длинные и сложные предложения.

Длинные предложения и сложные слова пугают читателя. Обилие их иногда вызывает желание просто закрыть вкладку. Не следует усердствовать, пытаясь написать как-то сложно и замудрённо, простой читатель может просто этого не понять. Есть тонкая грань между сложными текстами и совсем простыми, не имеющими смысловой нагрузки. Нужно лишь найти ту золотую середину. Также если автор и пишет длинные предложения, состоящие из нескольких частей, то чаще всего он не разделяет их должным образом. Вместо знака; автор ставит запятую, из-за чего границы мысли стираются и все превращается в кашу. Нужно уметь понимать и различать, где заканчивается одна мысль и начинается другая, если уж пишешь большие предложения.

9) Любая критика останавливает.

Стоит сказать кому-то что в истории начинающего автора ошибки - будь то грамматические или логические - то первые действия, которые хочется совершить, это расстроиться и покинуть ресурс, на который был выложен фанфик. Все авторы получают некую критику, особо сложно это переносится начинающими авторами. Получив критику, да еще и не самую хорошую, вместо того, чтобы продолжать автор останавливается. Критику нужно принять и постараться что-то предпринять. Необоснованные комментарии на вроде “Фу, говно” пропускайте.

10) Редактировать? Зачем это?

На самом деле написать фанфик или главу к нему не такая большая проблема: сел и написал. За час, день, неделю. Но после этого настаёт очень важный этап: редактирование. На этом этапе необходимо удалить лишнее, вычёркивать пустые или неуместные предложения или абзацы, жестоко расправляться со штампами и клише. Если не привести в порядок фанфик, то за ошибками, косяками и абсурдом читатель не увидит красоты истории, интересных персонажей и запутается в излишних действиях и описаниях. Поэтому перед тем, как выкладывать текст на всеобщее обозрение - отредактируй.

11) Перестать писать.

Самая главная ошибка которую может совершить начинающий писатель - это перестать писать вообще. В таком случае он навсегда останется начинающим. Писательство - это навык, который подкрепляется или талантом, или опытом. Его можно и нужно тренировать. Бросить - легко. Но вот продолжать, постепенно совершенствуясь - достойно уважения. Здесь важно осознание важности того, что ты делаешь. Сила, заставляющая двигаться вперед, находится всегда внутри, а не снаружи. Поэтому всё зависит только от тебя.

Что же. Я надеюсь, что Вы смогли или по крайней мере сможете избежать подобных неприятных моментов и написать интересный, высокооцененный и нетипичный фанфик, дабы порадовать нас, постоянных, а также новых читателей

В последнее время в масс-медиа набирают огромную популярность разного рода рейтинги, топы, выборки самых-самых «лучших», «худших», «глупых» и «смешных». Сегодня я решил намеренно пойти на поводу у этой странной моды и предложить вам свои ТОП-10 сокрушительных ошибок начинающих писателей . Вообще, в интернете полным-полно таких подборок, почва здесь самая благодатная, потому как начинающие и неопытные, еще не зная подводных камней, пишут так и то, что первое пришло на ум. А в нашем писательском деле первая идея, как правило, оказывается самой банальной и избитой. Поэтому я представляю вашему вниманию свой субъективный рейтинг ошибок, после встречи с которыми у меня безвозвратно пропадает всякое желание читать. Это исключительно мое мнение и мое видение, и моментов таких, на самом-то деле, я мог бы припомнить значительно больше, но ограничусь пока лишь десятью самыми-самыми.
Осторожно! Далее по тексту автор допускает эмоциональные выплески.
Итак, дамы и господа, мы начинаем!

1. Розовый дневник.

Если мне на глаза попадается оформленное текстом признание в любви, признание собственных ошибок с просьбой все простить и вернуться, псевдофилософские рассуждения на тему «как жесток ми р» и «меня никто не понимает », у меня возникает одно лишь желание – поскорее закрыть эту вещь и никогда больше к ней не возвращаться. Я абсолютно не понимаю, зачем люди публикуют такие личные записи. Хотят показать утонченность натуры и богатый внутренний мир? Быть может, прозвучит цинично, но читателю плевать на такие богатые внутренние миры, у него, читателя, у самого внутренний мир – ого-го, дай бог каждому! И записки эти, бездумно выдранные из пропитанного слезами дневника, к счастью, не представляют и никогда не будут представлять никакой литературной ценности. Это личные вещи, ценные исключительно для автора (и, быть может, для жертвы его воздыханий, но это не точно), а потому им не место на всеобщем обозрении. Я же призываю вас уважать себя и не выворачивать душу на потеху публике. Не оценят и не поймут. Как мудро высказался один мой добрый товарищ: «не все, что написано, можно показывать людям ».

2. Дикая экзотика.

Частенько бывает, что начинающий автор так и норовит поместить действие своих произведений в какое-нибудь гордое суверенное государство самого дальнего зарубежья. Причем совершенно не зная тамошних реалий, законов, нравов и норм поведения. Ему отчего-то кажется, что так интереснее, что своей лубочной экзотикой он приблизится к светилам мировой беллетристики (к коим он справедливо причисляет П. Коэльо, Х. Мураками, Г.Г. Маркеса). Ведь в бестселлерах действие никогда не происходит в России! Россия вообще очень скучная страна для начписов. О чем тут писать, ну ей-богу?! Весь драйв, все загадки и интриги – там, за рубежом. Вот и пишут о зарубежье, ничегошеньки о нем не зная, а получается слабенько. Иностранные имена, наспех выдуманная автором обстановка – все выглядит большим мыльным пузырем, лопающимся от первого же дуновения.

3. Место действия – Штаты.

Суровая вариация предыдущего пункта. И если в вышеназванном случае автор сумел проявить определенную долю креатива, отправив героев, скажем, в таинственную Японию или в жаркую Италию, то здесь все намного печальнее. Юный литератор решил не заморачиваться и взял на вооружение композицию тех зарубежных книг, что осилил за последний месяц. В основном, это почему-то тихая американская глубинка любимца всех подростков Стивена Кинга. Но сами понимаете, о жизни простых американцев наш молодой автор знает примерно столько же, сколько сами американцы о нем. А ведь, кажется, малым детям сейчас известно: демонстрируемые в прокате блокбастеры и настоящая американская действительность – это две разные планеты. Но нашего новоявленного писателя это не останавливает. Вот и проходят у него простые американцы в дом, не разуваясь; не разуваясь же, прыгают на кровать, питаются исключительно в макдоналдсах и разделяются поголовно на два основных подвида: прыщавых, оплывших жиром весельчаков и стройных, спортивных красавцев с идеальной улыбкой. И где-то там, в подворотне сюжета, если автор не запамятует, обязательно промелькнет недалекий и громкий афроамериканец, положительный, но почему-то всегда недостаточно эрудированный.
Чтобы не впасть в грех всей этой вакханалии, есть одна хорошая рекомендация. Пишите только о том, что знаете . Если не знаете, но очень хочется написать, скажем, о современном Китае или средневековой Англии – изучайте вопрос, читайте дополнительную литературу и только после этого пишите. Иначе недостаточная осведомленность, необразованность и невежество превратят все ваши труды в балаган.

4. Редактировать? Зачем это?

5. Законы физики? Что это?

Поразительно, но некоторые люди всерьез полагают, что могут писать научную фантастику без технического образования и штудирования многочисленной специальной литературы! Или, например, берутся за историческую прозу, совершенно не изучив реалии и жизненный уклад той эпохи. Наверное, они полагают, что подготовку заменит пара фильмов и несколько книг данной тематики, а на возможные оплошности никто и внимания не обратит. А вот и обратят, да еще как! Критиков и знатоков сейчас столько, что их хлебом не корми, дай разнести какую-нибудь книжонку в пух и прах. Если уж маститые авторы то и дело попадаются на каком-нибудь ляпе (хотя достоверно известно, что многие во время работы прибегают к услугам консультантов по тем или иным вопросам), то уж попытки пионеров литературного цеха родить нечто очень серьезное в жанре НФ для критиков – настоящий подарок. Вот уж где они проявят свое остроумие и блеснут знаниями.
Поэтому чтобы не пришлось краснеть, пользуемся рекомендацией из третьего пункта: писать нужно о том, что знаешь и в чем хорошо разбираешься.

6. Вампиры против эльфов.

Нет, правда, ну сколько можно? Утонченные бессмертные остроухие эльфы, полные мудрости и единения с природой, хранители древних магических секретов кочуют из романа в роман, из повести в повесть, аки цыгане. Неужели больше ни один народ не может быть источником мудрости и не способен хранить древние секреты? Чем люди-то провинились, чем они хуже?
У меня, например, есть одна теория, в которую я свято верю: в большинстве случаев, любую расу в любой фэнтезийной саге можно смело заменить на людей, и смысл истории практически не поменяется!
А вампиры? Эти смертельно опасные, но чрезвычайно притягательные мерзавцы? Скольких еще девушек им нужно соблазнить, сколько еще тонн крови высосать, чтобы прекратить, наконец, появляться на страницах книг? Я понимаю, упыри и вурдалаки издревле будоражили людское воображение, однако всему должен быть какой-то предел.
Эти неистребимые фэнтезийные штампы набили уже такую оскомину, что завидев в тексте вампира или невообразимо прекрасного мудрого эльфа, я предпочитаю закрыть это произведение.

7. Свинцовые тучи, лазурное небо…

И другие речевые описательные штампы. Наш начинающий автор частенько хочет красиво описать природу, или погоду, или небо, но вот не хватает ему терпения, чтобы уделить этому достаточно времени. Вот и лепит он на высокое синее небо первые попавшиеся серые тучи, наползающие на рыжий солнечный диск. И точно так же поступает еще полторы тысячи начинающих письменников. А бедные читатели буквально через раз натыкаются на однотипные описания.
Штампы – это настоящий бич писателей, их надо старательно избегать и внимательно выпалывать из уже написанного текста.

8. Утреннее похмелье.

Безбожнейший штамп зачина. Когда начинающий литератор не продумал начало своего рассказа (романа, повести), он хватает первый попавшийся вариант, которым почему-то оказывается утренняя побудка героя. Далее идет его описание (в классическом случае герой смотрится в зеркало – вот это прием!), потом, как правило, следует неожиданный звонок или появление роли второго плана, и далее по накатанной. В самом тяжелом случае утреннее пробуждение героя сопровождается приступом суровейшего похмелья. Ну, это, простите, уже просто финиш.

9. Суицид.

Зачастую главного героя (героиню) произведений начписов хлебом не корми – дай наложить на себя руки. Понимаю, жизнь молодого поколения не сахар, однако это совершенно не означает, что собственную депрессию и дурное настроение нужно вымещать на героях. Просто голова идет кругом от количества утопленников, повешенных и принявших яду на страницах сетевых рассказов. Советую не давить на жалость и не прибегать к подобному сюжетному штампу без серьезной необходимости.

10. Попаданцы.

Вообще, за десятую строчку моего хит-парада боролись сразу несколько лютых штампов, однако победу вырвал самый мне ненавистный. Так уж сложилось, что не люблю я истории, в которых наш современник попадает в Средневековье или в вымышленную сказочную страну. Потому как махровым цветом распускаются там ошибки за номерами 2, 5 и 6. Но молодые и неопытные тянутся к подобным сюжетам, причем не мелочатся, замахиваются сразу на роман. И в большинстве случаев роман этот еще не продуман даже наполовину, а автор уже пишет первые главы, действуя по наполеоновскому принципу «главное ввязаться». Для опытного взгляда это хорошо заметно. И крайне печально. Не знаю, какой процент подобных романов доходит до финала, но думаю, сильно не ошибусь, если предположу, что не более 5%.

Вот такие получились наблюдения. Надеюсь, вы не узнали в них себя, а если и узнали, то не сильно расстроились. Все же первые рассказы – как первые шаги, всегда неловкие, неумелые, с кучей ошибок и недочетов. Это уже потом мы приноравливаемся «бегать», а то и «летать» по бумаге. Что же касается меня, то я в свое время наступил практически на все вышеописанные грабли, что, впрочем, не помешало мне написать вот такую милую статью. Так что учитесь на своих, а лучше на чужих ошибках!

Если вы считаете, что не впустую провели эти минуты, подписывайтесь на мой блог и узнавайте первыми обо всех обновлениях! Удачи!

Писательство – это путь практика. Можно получить профильное образование, можно начитаться учебной литературы и полезных статей, но когда дело доходит собственно до дела, теоретические знания помогают не всегда — пробираться через дебри информации в процессе написания и параллельно использовать теорию сложно, особенно если нет опыта. И начинаются ошибки. И эти ошибки – порой неосознанные – сбивают с толку и останавливают работу. Поэтому о них важно знать – это как раз та теория, которая сопряжена с практикой и помогает в работе над историей.

Поговорим о них подробнее.

Ошибка первая: «Главное – идея!», или отсутствие предварительной работы.

Есть пара героев, есть пара приключений, есть смутное . И есть интерес и вдохновение. Однако этого мало. Отсутствие продуманного сюжета, внятной идеи и закрученной интриги, проработка героев и конфликтов «на ходу» чреваты пустым текстом и «водой» — лишними событиями, никоим образом не влияющими на сюжет. И даже экшен с романтикой «водянистую» книгу не спасут без изменения сюжета.

Конечно, досконально все заранее проработать сложно, но частично – можно: выстроить путь героев до начала книги, придумать три-четыре ярких сюжетных события, которые изменят ход истории, развернуть конфликт и найти «перчинку». В длинную романную историю, как в многодневный поход, нужно идти с солидным «багажом» и с картой местности, а не надеяться подобрать все факты по пути.

Ошибка вторая: «История происходит во Франции, хотя я там ни разу не был…», или ошибка незнания.

Очень многие, заражаясь фильмом или книгой, начинают писать о том, в чем совершенно не разбираются. О космосе и космических кораблях, о бравых воинах и славных драках, о большой и чистой любви с постельными сценами. И при этом первые ничего не знают о физических законах космоса и полный ноль в технике, вторые ни разу не держали в руках меч и штурмы крепостей видели только в голливудских фильмах, а у третьих ни разу не было ни любви, ни секса. Однако достоверно написать о том, в чем вы не разбираетесь, о чем знаете из фильмов или понаслышке, невозможно. А достоверность важна, иначе читатель в историю не поверит.

Поэтому первую-вторую книгу, чтобы набить руку, нужно писать с применением личного опыта. Даже если он сводится к зависанию в компьютерных играх – чем не начало для истории в жанре литРПГ? А уж если беретесь писать о средневековье, то придется изучить «матчасть», чтобы воссоздать быт и нравы народов. И в руках, кстати, меч, подержать придется, и верхом на лошади прокатиться не помешает.

Ошибка третья: «Здравствуй, дорогой дневник!..», или беды и несчастья автора, а также желание поплакаться, рассказать о себе любимом или поучить жизни.

Факт, но личность автора в истории никому не интересна. А начинающие авторы частенько выпячивают собственное «я» в виде сверхкрутого и непобедимого героя, сверхсексуальной и . И такие картонные, без изъяна и недостатков, герои, тоже неинтересны, ибо лишены жизни. И размышления-поучения – тоже. И авторские мечты и беды – тоже. Читателям нужны интересные и захватывающие истории, живые герои с достоинствами и недостатками, а не перечень авторских чаяний и переживаний. И книги пишутся для читателей – и для их развлечения или отвлечения, а не для «поплакаться», «покрасоваться» и так далее.

Ошибка четвертая: «Обожаю Средиземье!», или неуёмное подражательство.

Воровать – нехорошо, да. Конечно, все работают с шаблонами и тащат образы отовсюду – и из мифологии, и из легенд, и из чужих книг, но слишком явное заимствование и подражательство указывает на скудную авторскую фантазию. И уж если брать знакомые образы и интересные сюжетные повороты, то потом привносить в них свое – и не просто использовать, а с умом. И уж если подражать, то не больше чем в паре книг, пока идет наработка опыта. И побольше выдумывать и использовать своего.

Ошибка пятая: «Не пишу сегодня, нет вдохновения», или ожидание подходящего времени.

…которое случается крайне редко. И вожделенного неделями, месяцами, а то и годами. А ведь писать, как замечал Стивен Кинг, нужно каждый день. Хоть по страничке, хоть по абзацу. Простая математика: если писать каждый день, то через месяц у вас будет 20-30 страниц текста, а если ждать вдохновения, то не будет ничего. Конечно, загнать себя за компьютер порой ужасно трудно, но если история вам по-настоящему интересна, то рано или поздно именно это – неподдельный интерес к истории – и станет тем, что называется вдохновением.

Ошибка шестая: «Пишу свое и поэтому не читаю чужого», или боязнь сбиться с ритма.

А также – увлечься чужой эпопеей и потерять связь со своей историей. А также – нежелание терять «писчее» время на чтение. А также…

Ничего не читать в процессе работы – это очень большая ошибка. Книги – особенно качественные и классические – это замечательная мастерская. Именно в чужих историях можно найти интересные сюжетные ходы, отследить построение сюжетов и конфликтов, развитие интриги и образов персонажей. Не говоря о том, что имплицитно – подсознательно – мы усваиваем нормы морфологии и грамматики и учимся писать грамотно.

И, кстати, возвращаясь к предыдущему пункту, в книгах можно найти вдохновение: порой одна удачная фраза становится идеей, которая выведет из ступора, подскажет следующий ход и натолкнет на неожиданную мысль.

Ошибка седьмая: «Моя история – что хочу, то и творю», или работа без будущего для романа.

Конечно, если вы пишете, чтобы «выплеснуться» — вытащить историю наружу, не претендуя на большее, то да, ваше право писать, как пишется и делать все, что угодно. Но если вы планируете выставлять роман на всеобщее обозрение в Сети на литсайтах, продвигать и продавать, если , то придется учитывать запросы рынка и аудитории. И выдерживать жанр. И подстраиваться.

Кстати, в августе мы будем подробно разбирать, как работать с читательской аудиторией и анализировать книжный рынок, на «Хочу стать писателем: начало начал» . И не только ее. Если хотите вступить на писательский путь, не совершая глупых ошибок и не теряя лишнего времени, приходите! Обещаю, будет интересно!

Да, и бронируйте место заранее — группа ограничена.

С другой стороны, можно написать так, как хочется и видится, а потом как следует переработать черновик под издательские требования, но это безумно тяжелая работа. И уж лучше сразу решить – для себя или для читателей, в стол книга или для публикации.

Ошибка восьмая: «В хозяйстве все сгодится», или попытки использовать весь материал.

Когда писатель приступает к работе, у него всегда имеется исходный материал – заметки по образам героев и миру, примерный план (или хотя бы список) сюжетных ходов, зарисовки эпизодов. И все, до последней точки, хочется использовать. Чтобы ни одного рожденного в муках слова не пропало втуне. Однако… это фантастика. На практике история развивается иначе, чем в воображении, и меняются старые образы, и появляются новые, добавляя сюжетных деталей. И оказывается, что часть исходного материала уже не подходит. И впихивать его – губить историю.

Конечно, жаль – очень жаль – наработанный материал. Но если он не вписывается в историю, от него надо отказываться. У автора данной статьи таким образом «пропадает» две трети исходного материала, хотя поначалу кажется, что он железно «встанет» в текст. Однако свою миссию материал выполнил – помог сформировать образы, осветил мир и прояснил идею, задал сюжетное направление, вдохновил самого автора на подвиги, заразив нужным настроением. И его надо… отпускать, не жалея.

Ошибка девятая: «А вдруг не…», или череда страхов.

А вдруг не получится, а вдруг не понравится, а вдруг не закончу, а вдруг , а вдруг… И все эти «авдруги» сбивают с толку, стопорят работу и порой расстраивают до крайности – до желания бросить начатое или похоронить в столе написанное.

Не вестись на них – очень сложно даже писателям состоявшимся, не говоря уж о начинающих. Однако, возвращаясь к простой математике, если поддаваться страхам, то время и силы будут уходить в пустоту, а не в работу. Да, панацеи от страхов нет — каждый вырабатывает свой алгоритм, но вот выработать его нужно как можно скорее, едва страх явит себя. Это сложно, но возможно.

Ошибка десятая: «А продолжение так и просится… наверно», или работа с одной историей в десяти книгах.

Кто-то скажет, что это не ошибка, однако. Авторов качественных эпопей, в которых последующие книги не были хуже предыдущих, не выглядели высосанными из пальца, очень мало. И уже если писать эпопеи – то заранее ее планировать и дробить масштабную идею на мелкие звенья. И уж если работать с одним миром – то использовать разных героев, другие интриги и конфликты, избегая однотипности. И тем более не писать продолжение только потому, что читатели просят, или потому, что страшно браться за новый мир. Или потому, что нет новых идей.

Продолжение ради продолжения — пустая трата времени. И клеймо «автора одной книги» мало кого красит. Да и чем разнообразнее творчество, чем больше новых идей и других миров, тем больше возможностей заявить о себе и заинтересовать своими историями и читателей, и – чем черт не шутит? – издателей.

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте

И , а мы продолжаем разбирать типичные ошибки писателей по материалам сайта http://www.writersdigest.com .

На очереди еще одна популярная ошибка - ОБИЖАТЬСЯ НА КРИТИКУ.

Вот вам еще один безошибочный способ не просто отлынивать от написания стоящей книги, но и похоронить надежды стать писателем в целом. Решите, что высокомерие и пренебрежение чужим мнением помогут вам пробиться на писательский Олимп. Если издательство отказалось публиковать вашу рукопись, воспринимайте это как личную обиду. Продолжайте думать, что редакторы и литературные агенты - противные сволочи, которым доставляет удовольствие говорить "нет", которые сидят за своими компьютерами и зловеще смеются "Бугагагагагагага!", прежде чем проделать свое любимое грязное дело: отправить обезличенный отказ.

Вы даже можете вынести эту тему гадкого поведения редакторов в СМИ и публично осудить непредусмотрительность глупцов, не сумевших распознать гения. Еще лучше - перечислите отказавших вам редакторов по именам.

"Редактор говорит, что рукопись могла бы пригодиться, если бы была напечатана на туалетной бумаге".



Тех, кто так поступает, не ждет писательская карьера. Но есть и другие - эти писатели-смельчаки идут по жизни с убеждением, что все, что их не убивает, делает их сильнее. Они не просто заново обретают уверенность в себе после отказа, но и воспринимают отказ как жизненный урок, используют критику как мотивацию для того, чтобы стать лучше.

Такие писатели помнят наставление мастера пера Рона Гуларта : "Никогда не думай, что "нет", сказанное твоей рукописи, совпадает с "нет", сказанным тебе как личности. Если только отказ не сопровождается ударом в нос...".

Да, эти писатели тоже признают, что отказ всегда воспринимается болезненно. Но это часть профессии, и так будет всегда. "Правильные писатели" делают следующее:

* Переживают, потом пишут. Они позволяют себе расстраиваться из-за отказа в течение часа-другого, а затем снова возвращаются к клавиатуре.

* Выносят уроки из критики. Они перечитывают письмо с причинами отказа и свою рукопись, чтобы понять, что можно исправить. Они понимают, что редакторы, на самом деле, очень хотят найти новых талантливых авторов.

Если вы хотите стать писателем, вам придется научиться принимать отказы.

Примечание: как говорил Стендаль: "Писатель не должен думать о критике, так же как солдат о госпитале". В идеале, стоит научиться принимать критику отстраненно. Действительно, критикуют рукопись/книгу, а не вас. Если критикуют десять человек из десяти, значит, с рукописью, и правда, что-то не в порядке. Если критикует один из десяти, забудьте и идите дальше.

По-настоящему хороший писатель любит критику. Ведь, если нет обратной связи, нет и отклика. Ваше творчество должно вызывать эмоции у читателей, пусть не всегда положительные. Другое дело, что критику нужно обязательно оценивать - насколько она объективна, что она вам дает, какие уроки можно из нее извлечь.

Я сама достаточно болезненно воспринимаю критику своих текстов. Но все лучшие уроки, которые я извлекла и которые помогли мне сделать шаг вперед, я вынесла именно из критики. Помню, как-то я написала статью про одну известную персону. Статья собрала почти 2 тысячи комментариев, и большая часть из них была негативными. Негативные - это мягко сказано. Автора статьи предлагали отправить на мыло вместе с известной персоной. Один человек написал что-то в духе "Ужасная статья, даже обидно, что литературные способности автора потрачены на такую чушь". Этот комментарий помог мне принять решение о смене работы:) Конструктивная критика - это всегда путь вперед. Ищите критику, без нее нет развития!

А вы как воспринимаете критику?





Если говорим об ошибках в прозе, значит, речь о начинающих авторах. Собаку съевшие ошибок не допускают. В том числе и редакторы. Поэтому если книга популярного автора пестрит несуразностями, то, во-первых, он натужно раскручиваемый бездарный писака, а во-вторых, выбрал себе никудышного редактора. Но обычно последний худо-бедно справляется с обязанностями по перекраиванию текста, и на выходе получается вполне сносно сидящий костюмчик – продукт для массового чтения.
Итак, какие маяки высвечивают неумелость автора?
– неоправданные повторы: «У нее были голубые, гордо отказывавшиеся смотреть правде в глаза, глаза»;
– неумение найти замену вездесущему глаголу «быть», а также местоимениям в третьем лице. Пример по местоимениям:
«ОНА, склонив голову набок, вглядывалась в лица претендентов, наскоро придумывала вопрос, и, если ответ ей нравился, ОНА без церемоний принимала на работу»). Здесь достаточно вычеркнуть второе местоимение. Где-то можно попытаться подобрать синонимы, где-то перестроить предложение. Например, фрагмент:
«К НЕЙ приходил юркий, слащавый юноша, и ОНА немедленно придумала слоняющуюся по ЕЕ квартире череду отчаянных девиц, которые, увы, не разминутся с мелким роком, поселившемся У НЕЕ в доме» –
можно подать так:
«Приходил юркий, слащавый юноша. И немедленно придумалась слоняющаяся по квартире череда отчаянных девиц, которые, увы, не разминутся с мелким роком, поселившемся у нее в доме»;

– многословие, избыточность: «молодая девушка»/«молодой парень семнадцати лет», «маленький карлик»/«здоровенный верзила», «осенние октябрьские дни» и т.п.

– пространные и, по сути, пустые моно- и диалоги (примеры, как не надо писать диалоги, можно почерпнуть в мыльных операх российского производства)

– отсутствие чёткого понимания, на чьём месте «видит» себя автор (рассказчик), т.е. в сторону кого из персонажей смещена его точка видения в тот или иной момент.

«Глубокоуважаемый
Анатолий Константинович!

Простите за задержку с ответом на Ваше письмо, вызванную тем, что только на днях я вернулся из командировки. Все Ваши вопросы относятся к употреблению прописной или строчной буквы в местоимениях при личном обращении. Закрепилось такое положение: прописная буква в словах Вы, Ваш и т.д. пишется только при обращении к одному лицу (физическому или юридическому), при этом обычно в личной переписке. Поэтому можно придерживаться второго варианта в каждой из приведенных Вами пары, т.е. писать со строчной буквы.
С уважением Д. Розенталь
10/Х-67»

На фото – оригинал письма.
Первоисточник здесь: http://dodo-space.livejournal.com/356317.html

На этом у меня всё.

Мэла Стайл

Рецензии

Здравствуйте.
Ваш пример можно отнести к избыточности (там, где молодая девушка 17 лет), а также к тавтология, когда масло масляное.
Ошибки могут быть разными, в статье приведены лишь некоторые - самые распространенные.