Михаил врубель. Картины михаила врубеля

Имя: Михаил Врубель (Mikhail Vrubel)

Возраст: 54 года

Деятельность: художник

Семейное положение: был женат

Михаил Врубель: биография

Яркий представитель художественной элиты рубежа XIX–XX веков Михаил Врубель был уверен, что творчество подобно направляющему человека магическому кристаллу, который в зависимости от личных устремлений и пристрастий может привести заблудшего в лабиринтах искусства путника либо в рай, либо в ад. Не нарушая общепринятых канонов композиций, творец умел со всей силой своего дарования проникать за грань земного бытия, зарисовывать недоступные глазу простых обывателей картины и представлять их на суд любителей живописи.

Детство и юность

Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в расположенном на слиянии рек Иртыш и Омь городе Омске. Отец художника Александр Михайлович – в прошлом строевой офицер, участник Крымской войны и боевых действий на Кавказе, военный юрист. Мать Анна Григорьевна – родственница декабриста Басаргина – родила 4 детей и умерла, когда Михаилу едва исполнилось три года. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Благодаря этой добрейшей души женщине любовь и понимание музыки остались в художнике на всю жизнь.


В связи со спецификой работы главы семейства Врубели часто переезжали из города в город. В 1865 году семья переехала в Поволжье, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном. Именно в Саратове Михаил увидел привезенную в город копию фрески итальянского скульптора и художника «Страшный суд», которую он, к удивлению отца и мачехи, после просмотра сумел воспроизвести со всеми характерными подробностями.


Склонность сына к искусству радовала Александра Михайловича, но не вносила никаких изменений в планы, которые глава семейства имел в отношении наследника. Профессиональная деятельность Михаила была предопределена с самого его рождения. Творчески одаренный мальчишка не испытывал восторга от перспективы стать юристом, но идти наперекор отцу не решился.

В 1874 году Врубель поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Северная столица действовала на Михаила гипнотически: город-архитектурный музей, в котором каждый дом, каждый закоулок имели свою историю, пленил деятельного юношу. Он жил у родственников на Галерной улице в 47-м доме, а по соседству (в 53 доме) за полвека до него останавливался литературный пророк .


Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Молодой человек мог, не опасаясь праведного гнева главы семейства, гулять допоздна с сокурсниками и друзьями, дискутируя на тему подлинной музыки. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Этот выдающийся деятель искусства заполнил своими мыслями, убеждениями и композициями до конца не сформировавшийся духовный мир Михаила. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль, исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст.


Молодой Михаил Врубель с сестрой

В этот же период к Врубелю пришло осознание того, что годы, которые в искусстве чрезвычайно важны, он тратит на чуждую ему дисциплину. Служение в качестве военного юриста при всех перспективах карьеры вытеснялось из сознания тонко чувствовавшего мир юноши безграничной любовью к живописи. Не видящий себя в дальнейшем адвокатом парень втайне от родственников начал посещать лекции Павла Петровича Чистякова. В январе 1880 года Михаил окончил университет, а уже осенью был официально зачислен в Академию художеств.

Решение сына, презревшего семейную традицию и избравшего свой собственный жизненный путь, повергло Александра Михайловича в шок. Отношения между родственниками безвозвратно испортились.


В 1882 году успевший разочароваться в рутинной методике преподавания Михаил оказался в мастерской Чистякова, и от мыслей о том, что учителя прививают студентам любовь к сухим штампам и схематизациям живой природы, не осталось и следа. Став наставником Врубеля, Павел Петрович открыл в воспитаннике новые, доселе никак не проявлявшие себя грани, пополнив тем самым свою преподавательскую копилку, в которой на тот момент уже находились , и , еще одним талантливым учеником. Работы, написанные Врубелем во время обучения, приобрели статус академического эталона и по сей день хранятся в фонде академии.

Живопись

Первой победой трудолюбивого ученика стало получение малой серебряной медали за академический рисунок «Обручение Марии с Иосифом». Подсветка сепией позволила добиться тончайшей градации в передачи света и тени, создав тем самым живую, просветленную атмосферу особой одухотворенности, которую испытывали изображенные на полотне люди. Знака отличия удостоилась и работа «Пирующие римляне», на которой были изображены молодые повесы, иронично посмеивающиеся над захмелевшим Патрицием.


Осенью 1883 года профессор Прахов по рекомендации Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. В городе, увенчанном головами древних храмов, и началась самостоятельная художественная жизнь Михаила. В ноябре 1884 года Адриан Викторович отправил хорошо зарекомендовавшего себя художника в Венецию. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Врубель проводил много времени в соборах и музеях, впитывая в себя опыт великих деятелей эпохи Возрождения.


Проведя в Венеции полгода, в апреле 1885-го Врубель вернулся в Киев и под впечатлением от путешествия создал четыре иконы: «Св. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Афанасий» и «Христос Спаситель». Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов, изображенных им на своде, плотью и кровью. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».


Какой бы важной и духовно наполненной ни была работа в Кирилловской церкви, Михаилу было тесно в рамках канонизированных задач. Его темперамент и страсть живописца требовали выхода накопившейся цветовой энергии. В 1886 году свет увидели портрет с натуры «Девочка на фоне персидского ковра» и картина «Восточная сказка». Произведения дышали жизнью, полностью отражая пристрастие Врубеля к тонким нюансам цвета и прорисовке деталей.


В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Данный сюжет отсутствует в Евангелии и не характерен для православной иконописи, но встречается в искусстве итальянского Ренессанса. Примечательно, что самостоятельные работы Врубеля, в которых он впервые явил миру образ демона, были отвергнуты. Более того, иконописные дерзания вызвали недоумение у Адриана Викторовича, и в 1889 году он отстранил художника от работы.


Не принятые церковными служителями творения Михаил везет в Москву. Картина «Демон сидящий», на которой изображен падший ангел с израненной человеческой душой, стала символом наступающей эпохи. Этой работой Михаил Александрович разрушил застывший в непроницаемом консерватизме живописный уклад, став объектом для нападок и порицаний.

В московский период Врубель пишет портреты С.И. Мамонтова и К.Д. Арцыбушева, создает декоративные панно «Венеция» и «Принцесса Греза», а также иллюстрирует поэму «Демон» («Тамара и демон», «Голова пророка», «Демон у ворот монастыря», «Свидание Тамары и Демона»).


Участие Врубеля в выставочной деятельности «Мира искусства» и ряде международных выставок принесло художнику европейскую известность. Среди поздних его шедевров особенно выделялись картина «Царевна-Лебедь», изображавшая пушкинскую героиню, а также «Сирень», «Жемчужина», «Демон поверженный», «Пантомима», «Шестикрылый серафим», «Пан» и «Гадалка». Последней работой мастера стал портрет поэта-символиста , который из-за прогрессирующей болезни творца так и не был закончен.

Личная жизнь

Первым серьезным увлечением Врубеля оказалась жена Прахова Эмилия Львовна. Как утверждают биографы, именно ее лицо изображено на написанной после возвращения из Венеции иконе «Богоматерь c Младенцем». Порочную тягу к супруге своего покровителя Михаилу удалось побороть.


Следующая амурная заинтересованность переросла в свадьбу. С первой и единственной женой Надеждой Ивановной Забелой художника познакомил московский друг Савва Мамонтов. На момент знакомства художника знал лишь узкий круг ценителей живописи, а Надежда уже была примадонной Частной русской оперы. Певица своими голосом и красотой вдохновила Врубеля на написание картины «Гензель и Гретель», на которой он изобразил Надежду вместе с ее подругой Татьяной Любатович.


Примечательно, что между артисткой и мастером был заключен негласный договор, в котором говорилось, что, если работа удастся, Надя без пререканий выйдет за Михаила замуж. Произведение удалось. Свадебное торжество проходило в Женеве. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. В сентябре 1901 года у Михаила и Надежды родился маленький Савва, но эта радость была омрачена врожденным пороком мальчика – заячьей губой.


Врубель усмотрел в этом «испорченную кровь» и «роковую наследственность» и с той поры стал задумчив и рассеян. Это состояние души отвратило его от всех творческих замыслов и вернуло к образу демона. Через два месяца после рождения сына он начал картину «Демон поверженный». Работа над ней продолжалась год, прервавшись лишь на короткое время преподавания стилизации студентам Строгановского училища. Но надолго уйти от «Демона» Врубель не сумел.


Картину он писал как одержимый, порой по 20 часов в сутки, поддерживая себя вином. Лицо демона он менял, даже когда картина уже попала на выставку «Мира искусства». Исключительная степень ответственности, которую он взвалил на свои плечи, разрушила и без того зыбкое психологическое равновесие художника. Живописец погрузился в тяжелое депрессивное состояние. Он считал себя преступником, достойным наказания за то, что позволил себе писать и Христа, и демона.

Смерть

В апреле 1902 года Врубеля положили в московскую клинику. Врачи диагностировали у мастера неизлечимое психическое заболевание. В марте 1903-го произошла ремиссия, и художника выписали, правда, как оказалось, ненадолго. В мае этого же года умер сын Врубеля, и уже в сентябре Михаил вновь попал в клинику. Страшные недели забытья и бреда сменялись часами сравнительного успокоения – и тогда он рисовал, правда, по требованию врачей только с натуры, ничего фантастического.

Неизлечимая, с годами прогрессирующая болезнь в 1906 году стала причиной потери Врубелем зрения. Последние четыре года Михаил Александрович провел в кромешной темноте в петербургской больнице для душевнобольных.


Художник физически страдал от того, что у него больше не было возможности созерцать жизнь, движение которой он не так давно имел возможность запечатлевать своей волшебной кистью. Врубель не пытался покончить с собой, но, подолгу стоя в морозные дни под открытой форточкой, умышленно приближал неизбежный конец. Михаил Александрович умер от воспаления легких 1 апреля 1910 года. Вдохновенную речь на похоронах, проходивших на Новодевичьем кладбище, произнес , назвав художника «вестником иных миров».

В 1913 году рядом с Врубелем похоронили пережившую мужа на три года Надежду Ивановну.

Произведения

  • «Гамлет и Офелия»;
  • «Надгробный плач»;
  • «Полет Фауста и Мефистофеля»;
  • «Примавера»;
  • «Тени лагун»;
  • «Шестикрылый Серафим»;
  • «Венеция»;
  • «Сирень»;
  • «Пан»;
  • «Демон сидящий»;
  • «Жемчужина»;
  • «Богатырь»;
  • «Снегурочка».

Ему принадлежит целая эпоха в искусстве, поиски Врубеля сравнивают с методом Леонардо. Первый символист, его манера письма была самобытна и оказалась пророческой для новых направлений в живописи XX века.

Отец художника Александр Михайлович Врубель был военным юристом, в прошлом строевой офицер, участвовал в Крымской кампании и боевых действиях на Кавказе. Мать художника, Анна Григорьевна Басаргина, родственница известного декабриста, родила четырёх детей и умерла, когда Мише было четыре года. Из-за службы отца семья часто переезжала. А.М. Врубель жениться на Е.Х. Вессель. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке.

В 1874 году М. Врубель окончил одесскую знаменитую Ришелевскую гимназию с золотой медалью.

Уже в пяти летнем возрасте мальчик увлечённо рисовал и, прибывая в Петербурге, отец определил его в школу Общества поощрения художников. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Но мечтой М. Врубеля остаётся живопись, он посещает выставки, изучает, участвует в спорах о назначении искусства, посещает вечерние классы Академии художеств.

Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М.А. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. Он критически относился к современному искусству. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. За свои высказывания Врубель получил славу высокомерного человека, хотя выглядел скромным и стеснительным. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами, итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин).

В 1884 году Врубель уходит из Академии. Он отправляется по рекомендации Чистякова в Киев к А. Прахову для реставрации древних росписей Кирилловской церкви. В Киеве русский художник провёл шесть лет, изучая под руководством Прахова византийскую иконопись, трудится также во Владимирском соборе. Иконописные дерзания Врубеля вызвали недоумение, из-за чего 1889 году он был отстранён от этой работы. Тогда он переехал в Москву. Здесь его жизнь и искания связаны с московским домом и подмосковным имением в Абрамцевом, принадлежащими, известному любителю искусств, меценату и вдохновителю знаменитого художественного кружка, Саве Мамонтову. Помимо живописи в это время Врубель берётся за скульптуру, занимается керамикой, дизайном, оформлением театральных постановок, декоративными панно. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Эта картина была задумана ещё в Киеве. Картина, в последствии, стала символом наступающей эпохи – эпохи символизма, религиозного реформаторства, которым искусилась тогдашняя светская культура.

В 1896 году состоялась первая выставка Врубеля, явившаяся результатом скандала. Заказанные картины Мамантовым были отвергнуты Академией художеств, обозначенные как «не художественные». Это были две работы: «Принцесса Греза» и «Микула Селянович». В качестве протеста Мамонтовым была устроена выставка «Панно Врубеля».

Сразу же после выставки Врубель женится на певице Надежде Забеле, молодые обвенчались летом в Женеве. По приглашению Мамонтова Забеле становится ведущей артисткой его частной оперы.

В последующие пять лет русским художником созданы все его самые известные произведения – это был плодотворный период его жизни. Много выставлялся – на выставках «Мира искусства», венского Сецессиона, «36-ти»… Хотя тот же А. Бенуа всегда весьма критически относился к его живописным новациям.

В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», - что произвело на художника тягостное впечатление. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение.

До 1906 года были периоды просветления, когда художник начинал интенсивно работать. В 1905 году его избрали академиком живописи. Это было последнее воспринятое его рассудком событие. В 1906 году он ослеп.

Жизнь знаменитого русского художника М.А. Врубеля окончилась в стенах петербургской клиники доктора Бари. На похоронах А. Блок назвал художника автором «чертежей, похищенных у вечности» и «вестником иных миров».

Врубель был одинок и вызывал недоумение как человек, а его картины были не поняты и не приняты людьми. Лишь в конце жизни, когда оказался в психиатрической больнице, его картины стали известными.

Известные картины М.А. Врубеля

Картина «Пан» (1899) открывает серию «ноктюрнов» русского художника. Продолжением стали картины «Царевна-Лебедь», «Сирень». Н. Забела приходилась племянницей Н. Ге, который оказал влияние на ночные сюжеты Врубеля. Ге считался мастером ночного колорита.

Пан персонаж греческой мифологии, изображённый, правда, Врубелем под влиянием русского фольклора который он тогда так любил. Пан божество лесов и полей выступает символом ночи, являющейся окном в другие миры, недоступные дневному сознанию.

Фон картины – русский пейзаж. Бог как будто вырастает из замшелого пня, а вокруг него поля, реки, и берёзы, уснувшие в ночной тишине. Глаза Бога, голубые, светящиеся, поражают своей бездонностью. Из греческой мифологии в картине участвует лишь свирель. Пан по сюжетам мифологии был судьёй в пастушеских состязаниях на свирели. Полурог луны заполняет пространство картины фантастическим светом, одновременно перекликаясь с рожками божества.

Картина «Летящий демон» (1899) – неоконченная работа. Тема демона волновала Врубеля всю его жизнь и в этой работе он вновь к ней возвращается. Эта картина – гимн свободы и красоты. В это время Врубель читал труды Ницше. Возможно, что картина не закончена художником потому, что стремясь показать свободу он изобразил образ обречённости.

Лицо демона передаёт предчувствие трагедии. Огромные глаза, смертельная бледность, решимость, грубая лепка самого лица создаёт образ «мировой скорби». Вытянутая фигура демона передаёт ощущение стремительного полёта. Отличительными чертами живописи Врубеля являются фиолетовые и лиловые тона, декоративный фон.

Картина Врубеля «Царевна-Лебедь» (1900) посвящена Н. Забеле, сыгравшей роль Царевны-Лебедь в спектакле «Сказка о царе Салтане». Композитором спектакля был Римский-Корсаков. Эта картина стала результатом дружбы художника с композитором, признавшим Н. Забеле. Художник в этом произведение передал проникновенный музыкальный образ хрупкого и нездешнего существа, заброшенного в наш мир.

На заднем плане отображена театральная декорация - горящие оранжевые окна. Пышный декоративный кокошник из сценического костюма Забелы на голове Царевны-Лебедь. Виртуозность владения кистью видна в изображении оперения, на нём играют лучи заходящего солнца. Переливающиеся краски, тончайшие переходы серого и розового делают это произведение почти реально «звучащим» неземной музыкой. Эта картина есть тот прорыв в нездешнее, к которому призывали символисты.

Картина «Сирень» (1900) связана с хутором Н. Ге Черниговской губернии, там Врубель увидел заросли цветущей сирени. «Сирень» явила собой оформление живописного языка символизма. Это одно из самых сложных произведений Врубеля, он отображал ещё и философский смысл, а именно преодоление пропасти между формой-видимостью и сутью смыслом. Картина «Сирень» примирила Врубеля с А. Бенуа, признавшимся, что стоя у картины, почувствовал запах весенних цветов.

Героиню картины Врубель называет Наташей, связывая её с Пушкинским миром. Девушка воплощает душу сирени.

Шедевр Врубеля М.А. – картина «Демон сидящий»

Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Данный образ был задуман русским художником во время работы в Киеве, он навеян поэмой Лермонтова и созвучен с эпохой символизма. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». В картину был влюблён А. Блок, назвавший её «символом нашего времени». Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах.

Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. К концу работы демон настолько вырос, что художнику пришлось надстраивать холст, в конечном варианте Демон изображён со срезанной головой. Фон только на этой картине реалистичен. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. Он перекликается с опустошённостью души. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Колорит картины – это контраст цветов: преобладающий лиловый цвет борется с эпизодическим оранжево-золотистым. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Художник смело расчленяет единую форму на отдельные грани, превращая созданный им мир в мозаику искусно отгранённых драгоценных камней. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Блок видел в «демоне» - «Юношу в забытье “Скуки”». Всё тело Демона составлено из металлических мускулов.

  • Богоматерь с младенцем

  • Тамара в гробу

  • Тамара и демон

ГАДАЛКА

О своем друге Михаиле Врубеле, художник Коровин писал: «Сиротой жизни был этот дивный философ-художник, больше чем кто-либо изведавший, что такое «людское непонимание». Он не видел похвал, не видел, что творчество его кому-нибудь нужно. Он предлагал себя, свои богатства, он готов был одарить людей храмами и дворцами, он ничего не просил за это; он молил только, чтобы ему давали выявляться, чтобы освобождали его от бремени вдохновения. Но он был гоним, гоним злобно. Пресса отличалась в первых рядах: уничтожить, растоптать этот чудный дар, не дать ему жить! Михаил Александрович кротко сносил удары. Душа его была чиста, как кристалл. У него не было ни злобы, ни мелкости. Но как часто бывали горьки его глаза!»

Не известно, чем бы все кончилось, не попади Врубель под крыло Саввы Мамонтова. Савва Иванович дал возможность художнику творить беспрепятственно, предоставил в полное распоряжение керамическую мастерскую, поскольку Врубель занимался майоликой. Михаил Александрович долгое время не только работал, но и жил у Мамонтова. Трудился как скульптор, дизайнер, монументалист, театральный декоратор, оформлял интерьеры особняков московских меценатов и буржуа.

Ни с одним художником Мамонтов не носился так, как с Врубелем. В 1886 году для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, по заказу Мамонтова, который был ее художественным руководителем, Врубель написал две картины: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» - самое монументальное и самое скандальное свое творение. Панно «Принцесса Греза» размером семьдесят квадратных метров должно было украсить торец одного из павильонов. Однако специально присланная из Петербурга комиссия Академии художеств забраковала и «Грезу» и «Микулу Селяниновича» -- как «нехудожественные». Возмущённый таким решением Мамонтов сам заплатил Врубелю стоимость работы, арендовал за пределами территории выставки участок, на котором в кратчайший срок возвёл еще один павильон, самый большой, и на фасаде распорядился написать огромными буквами: «Выставка декоративных панно художника М.А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств».

Благодаря свободному входу и шумихе в прессе, подогревающей любопытство публики, павильон стал самым популярным. Однако общественность, хотя и заинтересовалась творчеством художника, не спешила высказывать одобрение. «Что за озлобленная ругань и ненависть, и проклятия сыпались на бедную голову Михаила Александровича! Я поражался, почему это, что, в чём дело, почему возбуждают ненависть эти чудные невинные произведения? Я не мог разгадать, но что-то звериное в сердце зрителей чувствовалось», -- вспоминал Коровин.

Тем не менее, Врубель стал популярной фигурой в художественном мире. А Мамонтов увековечил «Принцессу Грёзу», поместив её на фасаде гостиницы «Метрополь».

В Москве у Мамонтова была Частная опера. Сколько прекрасных спектаклей было поставлено на сцене его театра! Благодаря невысокой цене на билеты патронируемое Мамонтовым русское оперное искусство стало популярным среди самых разных сословий Москвы. То, что высокомерно отвергала Императорская сцена, ставил Мамонтов.

Здесь, в Частной опере, Врубель впервые услышал «Кармен». Потрясла тема гадания! В этой трагической мелодии было всё: неотвратимость рока, фатальность случайностей, мистика. Мгновенно вспомнился «Очарованный странник» Лескова, цыганка Груша-красавица, певунья, за обладание которой мелкопоместный князек заплатил табору пятьдесят тысяч.

Михаил Александрович прямо из театра примчался в мастерскую, и на готовом почти портрете Мамонтова, лихорадочно счистив краски, написал свою изумительную цыганку-гадалку. Ту самую, которой князенька тешился так недолго, - прискучила. «Иль играть хочешь ты моей львиной душой и всю власть красоты испытать над собой?..» - не понимала Груша. Князь неделями где-то пропадал, а она ждала его, разубрана в шелка и золото, среди ковров персидских. Гадала: где любимый? Слухи доходили нехорошие, плакала по ночам. «Любил меня, на руках носил, на коленях стоял передо мной, когда я пела. Любил, ничего не жалел, пока не был сам мне по сердцу. А полюбила -- покинул! Нет, не греть солнцу зимой против летнего, не видать тебе, злодею, любви против той, как я любила!..»

С картины, проникая в самую душу, глядит темными, блестящими глазами молодая женщина. Чернобровая, смуглая, со странным и привлекательным лицом. Розовая шаль наброшена на плечи, тонкие руки украшены браслетами. На ковре перед ней раскрыты карты. Впереди лежит туз пик. Удивительно переплетается орнамент настенного ковра со складками розовой шали, с небрежно разбросанной колодой карт. Что-то должно свершиться, картина очень сильна этим предчувствием.

Оно и свершилось - у Лескова. Князь обманул Грушу, увез на далекую пасеку.

Здесь будешь жить.

Плакала, руки его целовала, чтобы не бросал, пожалел. Но он толкнул ее прочь и уехал.

Хотела уйти цыганка, но стерегли девки-однодворки. И все же обхитрила их. Прибежала к преданному другу:

Пожалей меня, брат родной, ударь ножом против сердца!

Не смог он ударить Грушу, за которую не пожалел бы своей жизни. Но в реку - столкнул. И бежал с того места, себя не помня.

Цыгане народ необычный, неразгаданный. Они то размашисты в своих чувствах, то в них глубокий надрыв и тоска. Но цыганское пламя случается и не в цыганской душе. Врубель вполне познал эту стихию, сгорая в пламени своего гения. И так же, как Груша, знал наперед свою участь. Знал, что случайностей не бывает, что «случайности» уже где-то «числятся» за тобой, стерегут тебя, уже определены тебе...

Гениально раскрыв внутренний мир «действующего лица», подчинив разбросанные на картине детали в одно гармоническое целое, Врубель особенно выделил глаза, словно давая понять, что глаза цыганки - это и его глаза, глаза художника, которые видят свое полное драматизма будущее.

ДЕВОЧКА НА ФОНЕ ПЕРСИДСКОГО КОВРА

Михаил Александрович был совершенно неприспособлен к жизни. Мог питаться одним только хлебом, мог за вечер спустить сумасшедшие деньги. Получив однажды пять тысяч рублей за исполнение крупного заказа в Москве, устроил обед в гостинице «Париж», где проживал в ту пору. Пригласил постояльцев гостиницы, персонал, гитаристов, цыган, военных, оркестр. Столы ломились от яств и бутылок!

Посмотрите, как нам хорошо! - улыбался художник.

Этот обед стоил ему более пяти тысяч, и чтобы за него расплатиться, пришлось потом напряженно работать два месяца.

В 1886 году, участвуя в росписи Владимирского собора в Киеве и привычно нуждаясь в деньгах, Михаил Александрович обратился к владельцу ссудной кассы. Понимая, что возвратить долг художнику будет трудно, тот попросил написать портрет его дочери. Владелец представлял, что портрет будет, как обычно пишут портреты. Но ведь это был Врубель! Своенравный порывистый Врубель, которому надоели «скучные песни земли».

О, как написал Михаил Александрович девочку! В какие парчовые наряды одел ее! Какими коврами бархатными окружил, одарил украшениями бесценными, и даже царицей-розой, подчеркнув и царственность девочки, хоть была она из обычной еврейской семьи. Он сделал девочку героиней восточной легенды, закидав ее драгоценностями, парчой и бархатом. Роза почти падает из ее детской руки, отягощенной перстнями.

Врубель был олицетворением страстной жажды красоты в жизни и в искусстве. Он был романтиком, ему просто необходимо было в мире такое, от чего замирает душа, что увлекает все твое существо. «Девочка на фоне персидского ковра» - рассказ языком живописи о древнем восточном обычае выбирать любовь или смерть. У девочки в левой руке кинжал. Роза и кинжал. Любовь и смерть.

В юности Михаил Александрович увлекался минералогией. Камни раскрывали ему особый мир, мир фантастических богатств, о каких пишут в сказках про подземные царства. Работая над портретом девочки, Врубель превращал краски в «кристаллы», подбирая их, как ювелир, и картина казалась сложенной из драгоценных камней.

Увы, кроме близких друзей художника, оценить эту чудо-картину оказалось некому. Да вот еще отец девочки, как-то угадав, что художник сотворил нечто необыкновенное, повесил портрет на самом видном месте в доме.

Ценители же искусства лишь спустя многие годы признали «Девочку на фоне персидского ковра» величайшим шедевром. И картина украсила собой Музей русского искусства в Киеве.

ПАН

Михаил Александрович Врубель был одним из самых просвещенных людей своего времени, говорил на восьми языках, окончил Петербургский университет - два факультета, и Академию художеств. Опираясь на знания мифов, легенд, былин, он создавал свой собственный поэтический мир, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир с земною тоской и человеческими страданиями.

Таков его «Пан». Отец Пана, Гермес, первоначально был богом скотоводства, покровителем пастухов. Он первым стал требовать от людей огненных жертв, научив высекать огонь на алтаре. Кроме того, Гермес сопровождал души умрших в ад, где шел праведный суд над грешниками. Но Гермес ко всему, был ещё плутом. Так однажды он украл у Аполлона стадо коров, а когда Аполлон изобрел сладкозвучную лиру, выменял у него лиру на это стадо.

Матерью Пана была нимфа Дриопа -- дева из многочисленного семейства божеств. Святилища нимф находились в гротах, лесах, пещерах. И хотя их места обитания были вдали от Олимпа -- от верховных богов, -- нимфы часто посещали его. Они вели беспечальную жизнь: пели, играли, умели предсказывать будущее, исцелять раны и вдохновлять поэтов. Умирали нимфы вместе с деревом, ручьем, полем, озером, цветком. с которым они родились и жили единой жизнью.

Когда у красавицы Дриопы родился сын -- волосатый с козлиными ногами и рожками на голове -- она пришла в ужас, она бросила ребенка! Да и какая мать вынесла бы такое чудище: кроме копыт и рожек, у младенца был еще хвост, кривой нос и козлиная борода! Но Гермес подхватил сына и унес на Олимп. Мальчик был очень смешон и видом своим понравился богам. К тому же он оказался веселым и ему дали имя Пан -- «понравившийся всем».

Пан стал, как и его отец, покровителем пастухов. Однако Пан был легкомысленным богом, он не столько следил за своими подопечными, сколько развлекался с нимфами. Иногда ему хотелось побыть наедине, и тех, кто нарушал его покой, он наказывал, нагоняя внезапный и сильный страх.

Случилось, что Пан влюбился в нимфу Сирингу. Он буквально преследовал красавицу своей любовью! Бедная Сиринга от его домогательств кинулась в реку, став тростником. В скорби, Пан вырезал из тростника свирель, и так нежно играл на ней, что музыка, казалось, лилась с самого неба.

Бобылем Пан не остался, женился. Но это уж так, чтобы род продлить... А любовь - она навсегда канула в реку вместе с Сирингой...

На картине Врубеля Пан изображен в тот момент, когда уже поиграл на своей дудке и задумался о житье-бытье. Любил ведь! Зачем Сиринга тростником стала? Жили бы в мире-согласии - оба веселые. Что же, что он внешностью не удался?.. Эх, нимфа, нимфа, ничего ты не поняла!

Михаил Александрович изобразил Пана по-своему. Мифический Пан у него больше походит на русского лешего с круглой физиономией и васильковыми, безмятежными глазами: хитрец и лукавец. Добродушные глаза Пана вопросительно глядят на мир. Древний, как природа, причудливый... И лес вокруг таинственный, предвечерний, когда рождаются образы и видения самые разные - то светлые, грустно-нежные, то пугающие, настораживающие.

В «Пана» Врубель вложил много и своего. Как и Пан, он был страстно влюблен, но та, которую он любил, не любила его. Нет, скорее любила, но многое мешало её пониманию Михаила Александровича. Он очень страдал от невозможности объяснить ей это мешающее.

Русская общественность «Пана» не поняла. Картину окружили пошлыми смешками. Михаил Александрович держался стоически:

Ваше отрицание меня дает мне веру в себя.

Знаменитый «Пан» был куплен всего за 200 рублей - цена ужина в столичном ресторане. А немногим позже предприимчивый владелец продал его в Третьяковскую галерею за 5000 рублей!

ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ

В опере «Сказка о царе Салтане», поставленной в 1900 году в Москве на сцене мамонтовского театра, партию Царевны-Лебеди пела Надежда Ивановна Забела - жена Врубеля. А Михаил Александрович создал эскизы костюмов и декораций. Премьера состоялась 21 декабря. Незабываемый образ пушкинской царевны создала Надежда Ивановна, и в этом была заслуга не только ее, - дарование певицы формировалось при самом непосредственном участии Врубеля. Они обогащали друг друга, дополняли друг друга: искусство Забелы и творчество Врубеля были нерушимо связаны между собой.

После премьеры была выпущена серия открыток с изображением Царевны-Лебеди, и эти открытки послужили Врубелю поводом к написанию картины «Царевна-Лебедь». Композицию картины он построил так, что создавалось впечатление, будто зритель заглянул в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками, мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн.

«Царевна-Лебедь» - один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных Врубелем. «Не сама ли это Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, плещет лебедиными крылами на синем море перед днями великих бедствий?» - говорили о ней те, кто видел картину. Действительно, происхождение «Царевны-Лебеди» было скорее от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. У Пушкина и Римского-Корсакова Царевна-Лебедь дневная, светлая. Царевич Гвидон спас ее от злого колдуна, она стала женой Гвидона, и все устроилось к общему счастью.

У Врубеля Лебедь вряд ли будет женой человека. Это видно из настроения картины: сумерки, багряная полоса заката и какие-то недобрые огни далекого города. Царевна не приближается к зрителю, она уплывает во тьму, и только в последний раз обернулась - сделать какое-то предостережение. Взгляд Лебеди - прощальный взгляд. Огромные глаза полны грусти и доброты. Вокруг сгущается темень, и только Лебедь сверкает в последнем луче. В картине очень сильно чувство тревоги.

Каким же надо было обладать даром, чтобы воплотить этот чистый и целомудренный облик в картину! «Крылья - это родная почва и жизнь», - пояснял Михаил Александрович.

И восклицал: «Сколько у нас красоты на Руси!.. И знаете, что стоит во главе этой красоты? Форма, которая создана природой вовек». Врубель уверял, что русская природа без всяких оглядок на международный кодекс эстетики, бесконечно дорога потому, что она носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою душу.

Так осознавать глубинную сокровенность России, было дано очень немногим.

ДЕМОН

«Именно в черном воздухе ада находится художник, прозревающий иные миры... Проклятую песенную легенду создал о Демоне Лермонтов, слетевший в пропасть к подошве Машука, сраженный свинцом. Проклятую цветную легенду о Демоне создал Врубель, расплатившись преждевременной смертью», - писал Александр Блок.

Лермонтовым и Врубелем владело одно:

Устал я видеть честь поверженной во прах,
Заслугу в рубище, свободу искаженной,
И бедность с шутовской усмешкой на губах...

Опальных мудрецов, носящих скорбь в тиши -
Высокий дар небес, осмеянный слепцами,
И силу, мертвую от немощей души,
Искусство робкое пред деспотизмом власти,
Бездумья жалкого надменное чело,
Разнузданную ложь, разнузданные страсти
И Благо пленником у властелина Зло.

Одиночество, неустанная борьба с миром равнодушных людей, но. необъятное воображение поэта создавало трагический образ, несущий «весть о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото».

Демон у Лермонтова - мятежный ангел. За своенравие Господь изгнал его из рая. Мятежный дух Демона познал тайны мироздания и достиг абсолютной свободы - полной независимости ни от кого и ни от чего. Однако наступил момент, когда он задумался: зачем достигалось все это? Ему ничего не надо, он одинаково презирает добро и зло, равнодушен к земле и небу.

С тех пор отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта.
Вослед за веком век бежал,
Как за минутою минута,
Однообразной чередой.

Но вот случилось, что Демон полюбил! Грузинскую княжну Тамару. Его душа открылась для добра, он поверил, что любовь сможет сделать его вновь безгрешным, что он сумеет осуществить возможности, заключенные в его натуре: свести вместе «все, все земное» с красотой, многоцветностью и полнотой природы.

Увы, любовь Демона принесла Тамаре смерть. И даже на кладбище, когда он хотел овладеть душой девушки, его опередил посланец рая.

Предвидело ли пророческое сердце Лермонтова, что найдется другое сердце, которое будет биться в унисон с ним?

Еще живя в Киеве, Врубель задумал «Демона сидящего» - образ грозного ангела с израненной человеческой душой, страдающей от несовершенства мира. Но окончил это полотно лишь через десять лет, в Абрамцеве.

На картине «Демон сидящий» - далекая золотая заря за колючими скалами. В багрово-сизом небе расцветают чудо кристаллы неведомых цветов. Отблески заката мерцают в глазах молодого гиганта. Демон сидит, задумавшись. Он познал много, отвергнул еще больше. Одинокий, в себе, и некуда приткнуть голову. Ни непомерные по мощи объемы торса, ни вздутые в страшном напряжении мышцы рук, ни саженный разлет плеч - ничто не может скрыть бессилия и тоски юного титана.

Эта картина не имеет аналогов во всей мировой истории живописи по странным сочетаниям холодных и теплых колеров, напоминающих самородки. Это грандиозная мистерия цвета! Тлеющие багровые, рдяные, фиолетовые, пурпурно-золотые тона как будто рисуют рождение планетарно иного мира.

Вслед за «Демоном сидящим» Врубель создал «Демона летящего». Распростерты крылья. Лицо запрокинуто. В Демоне - суровая решимость продолжать борьбу. Он всё так же прекрасен, но всё в нем заострено.

В 1902 году появляется «Демон поверженный». Разбилось о скалы юное тело. Глаза горят дикой злобой, руки в страданиях сомкнулись над головой.

Врубель создавал своих «Демонов» в страшных муках. Писал неистово, целыми днями, забывая про отдых. Он пропитал свои картины всей силой гнева против мира, где высокий дар осмеивается слепцами, заслуга в рубище, а Благо пленником у властелина Зло!

Сорок раз переписывал голову падшего ангела. Не счесть количества эскизов, зарисовок, набросков. Врубель был одержим своей идеей!

И его тонкая, ранимая душа не выдержала, надломилась. Психиатрическая больница. Редкие вспышки сознания, когда он бежал к своей картине «Демон поверженный», подправляя, переделывая.

Картина уже находилась в галерее, и Врубель своим появлением пугал публику. Возникло даже предубеждение, что он продал свою душу дьяволу.

«Не понимают Демона, - отчаивался художник, - путают с чертом и дьяволом, тогда как «черт» по-гречески значит просто «рогатый», а дьявол - «клеветник». «Демон» же - это «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».

«Демоническое» в большой степени присутствовало и в личности Врубеля - как дар гения, как сильнейшей сгусток творческой энергии, ставший наконец неуправляемым.

Вспышки сознания являлись к нему все реже: жизнь художника угасала. Как будто сбывалось молчаливое и печальное предупреждение Царевны- Лебеди.

Немногие знают Врубеля как разностороннего художника, проявившего мастерство в разных жанрах изобразительного искусства. Его жизнь была короткой, но сложной и плодотворной. Он изучал работы старых мастеров, разрабатывал свои приемы работы, экспериментировал, стремясь к красоте и совершенству. Это был гений, создавший новую веху в искусстве России. Он шел впереди времени как живописец, скульптор, декоратор, архитектор, реставратор, исследователь, экспериментатор…

Благодаря его талантам и упорному труду многие виды искусства перешли на новую ступень развития.

Знакомство с фантастическими и сказочными картинами гениального художника нужно начинать с младшего школьного возраста. Однако постигать искусство мастера нужно постепенно, так как большая часть его творений доступна для понимания детей старшего возраста.

При знакомстве с творчеством Врубеля педагогам и родителям важно обращать внимание детей на его гениальную разносторонность (графические, скульптурные, реставрационные работы, архитектурные проекты…)

Обратите внимание!!!

Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

Биография

Художник родился в 1856 году в Омске, в семье старшего штабного адъютанта А. М. Врубеля.В 1859 году от чахотки умирает мать Анна Григорьевна. В 1863 году А. М. Врубель женился на актрисе Е. Х. Вессель, которая посвятила себя мужу и детям. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. В 5 лет Михаил начал рисовать. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). На следующий год Врубели переехали в Саратов и Михаилу наняли учителя рисования из Саратовской гимназии А. С. Година. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях.

В десятилетнем возрасте он увлекся театром и музыкой.

В 1870 году по новому назначению отца семья переехала в Одессу. Михаила зачислили в Ришельевскую гимназию. Он преуспевал в литературе,в истории, в естествоведении, в иностранных языках.

В письме сестре Анне Михаил жаловался на то, что собирался на каникулах прочесть «Фауста» и пройти по учебнику 50 уроков английского, но вместо этого писал маслом копию картины Айвазовского «Закат на море».

После успешного окончания гимназии (получения золотой медали), Врубель поступает в Петербургский университет. В годы учебы в университете он писал иллюстрации к классическим и современным литературным произведениям. Сохранилась графическая работа того времени — «Свидание Анны Карениной с сыном».

В 1880 году Врубель, не окончив университета, отбывает недолгую воинскую повинность и становится вольнослушателем Академии художеств.

С 1880 по 1884 год он одновременно занимается в мастерской П. П. Чистякова, где учились , В. Д. Поленов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, В. А. Серов. Здесь художник работает без устали, изучает законы искусства старых мастеров. Среди академистов он слыл мастером акварели и потрясающим композитором массовых сцен. В этот ранний период творчества Врубель создает правдивые портреты, в которых точно передается душевное состояние человека.

Весной 1883 году композиция Врубеля «Обручение Марии с Иосифом» была удостоена серебряной медали Академии. Осенью 1883 года профессор А. В. Прахов приглашает Врубеля по рекомендации П. П. Чистякова в Киев для реставрации Кирилловской церкви. За 5 лет (с 1884 по 1889) художник выполнил грандиозный объем работ: роспись Кирилловской церкви, прорисовка 150 реставрационных фигур и реставрация купола Софийского собора. Он не только восстанавливал фрески, но и создавал новые произведения взамен утраченных.

Вот что пишет известный искусствовед Н. А. Дмитриева об этом важнейшем этапе художественной биографии Рубеля:

Такое «соавторство» с мастерами XII века было неведомо никому из больших художников XIX века. Шли только 1880-е годы, только начинались первые поиски национальной старины, которая никого ещё, кроме специалистов, не интересовала, да и специалистов занимала с точки зрения более исторической, чем художественной. <…> Врубель в Киеве первым перекидывал мост от археологических изысканий и реставраций к живому современному творчеству. При этом не помышлял о стилизации. Он просто чувствовал себя соучастником истового труда старинных мастеров и старался быть их достойным.

В 1889 году Врубель переезжает в Москву, где ему заказывают декоративные панно. Появляются панно «Венеция», «Испания», «Принцесса Греза», «Микула Селянинович»…

В Москве он работает в одной мастерской вместе с К. Коровиным и В. Серовым, помогает С. И. Мамонтову в создании художественного кружка. В 1890-е годы художник обращается к теме Демона и зла.

С 1890 года Врубель работает в театре, создает декорации для частной оперы С. И. Мамонтова.

В 1891 году М. А. Врубель совершает поездку по Европе, посещает Италию, Францию, Германию (1892), Грецию и Константинополь. В эти годы художник пишет станковые картины, акварели, декоративные панно для Московских особняков, иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова. Именно Лермонтовские иллюстрации являются вершиной графического мастерства Врубеля.

В начале 1896 года художник приехал из Москвы в Петербург на русскую премьеру оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Врубелю были заказаны декорации и костюмы для постановки оперы. На одной из репетиций Михаил Александрович услышал великолепный голос Надежды Ивановны Забелы, исполнявшей роль Гретель. В тот же день художник сделал ей предложение. Свадьба состоялась в Швейцарии.

С осени 1896 года Н. И. Забела ангажировала в Харьковской опере, а у Михаила Александровича в то время не было заказов, и он увлекся театральной живописью и дизайном костюмов. Врубель с детства любил музыку, театр. Оперу «Садко», где партию царевны Волховы пела Н. И. Забела, он прослушал 90 раз. Свой интерес к музыке он объяснял жене так:

«Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона».

В 1896-1898 годы Врубель обратился к сказочно-мифологическим сюжетам. К самым известным картинам этого периода относятся «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».

С 1899 по 1900 г. Врубель руководит Абрамцевской майоликовой мастерской.

Врубель выполняет заказы на печные композиции, создает майоликовую часовню над могилой А. Мамонтова, разрабатывает проект пристройки к дому Мамонтовых в «римско-византийском стиле». Искусствовед Н. А. Дмитриева восхищается разносторонностью художника:

«Врубель… оказался незаменим, так как действительно мог с лёгкостью делать всё, только не сочинял текстов. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы - везде он оказывался в своей стихии. Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы - птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы, и все делалось „стильно“, с пониманием особенностей материала и окружения. Вот в это-то время, в поисках „чисто и стильно прекрасного“, одновременно прилагающего дорогу в бытовой обиход, а тем самым - к сердцу публики, Врубель и становился одним из творцов русского модерна - того „нового стиля“, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка, частично из него вырастая».

Именно Абрамцевская гончарня сыграла важнейшую роль в возрождении искусства майолики в России. Керамика дала возможность Врубелю свободно экспериментировать с пластическими и живописными возможностями материала, а отсутствие ремесленной выучки с её шаблонами позволяло свободно реализовать фантазии.

Это интересно

Декоративные работы Врубеля соединяли живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством. В этом была универсальность талантов художника.

Самой значимой его скульптурной работой является «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова.

О скульптурах Врубеля художник А. Матвеев писал: «без Врубеля не было бы никакого Коненкова…».

В архитектурной литературе подчёркивается выдающаяся роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (дом Васнецова, Ярославский вокзал, особняк Якунчиковой…).

На Всемирной Парижской выставке в 1900 году он получает медаль по отделу прикладного искусства за произведения, созданные в Абрамцевской гончарной мастерской.

В 1903-1906 годы у художника возникают серьезные психические проблемы со здоровьем. В 1906 году к душевной болезни добавилась слепота.

У Врубеля не было учеников и последователей. Он жил творчеством и работал не ради вознаграждения… К нему пришел успех тогда, когда он был безнадежно болен.

В. А. Врубель умер на 54 году жизни 14 апреля 1910 года. Над могилой Александр Блок произнес речь, в которой назвал художника «вестником иных миров»:

«Врубель пришел к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Детям младшего и старшего школьного возраста можно предложить посмотреть видеоролик о жизни и творчестве Врубеля.

Знакомство с творчеством художника необходимо начинать с младшего школьного возраста. На примерах картин сказочно-былинного жанра родители прививают ребенку художественный вкус, формируют общую культуру.

«Пан» 1899

На картине представлен мифический герой Пан. Согласно античной легенде, козлоногий бог лесов и полей полюбивший прекрасную нимфу, бросается за ней в погоню. От страха нимфа превращается в тростник. Пан делает из этого тростника свирель и с тех пор наигрывает на ней нежную мелодию.

Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. Пан подобен лукавому лешему. Его вид совсем не вызывает страха. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Загнутые черные рога на лысине, седые кудрявые волосы, длинная борода, белые брови и усы, козлиные ноги с шлейфом из пуха… Он подобен старому пню, заросшему мхом. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Врубелю удалось воплотить в своем сказочном герое дух природы, сделать его ее неотъемлемой частью.

Расскажите ребенку древнегреческую историю о рождении первой флейты.

Однажды лесной бог Пан полюбил прекрасную нимфу Сирингу. Деве не нравился козлоногий бог с веселым нравом и страшным ликом. Она решила от него бежать, но Пан почти настиг ее, и Сиринга попросила реку спрятать ее. Река превратила прекрасную деву в тростник. Несчастный Пан от обиды срезал стебель тростника и смастерил из него многоствольную флейту. До сих пор в лесах Греции слышен печальный звук этой флейты, похожий на плач ребенка.

Обратите внимание ребенка на то, что в Греции флейта названа именем нимфы — Сирингой, в России этот музыкальный инструмент называется свирелью.

Познакомив сына (дочь) с судьбой героя античного мира, попросите ребенка описать картину.

«Царевна-Лебедь» 1900

Сюжет картины взят из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

«…Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава…»

Перед нами сценический портрет Н. И. Забелы в роли Царевны-Лебедь в опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Роскошная корона, нанизанная жемчугом, блестит, словно серебряное кружево, на пальцах сверкают перстни, накидка, брошенная на плечи, окаймлена драгоценными камнями. Перламутровые переливы красок оживляют картину: царевна-лебедь слово плывет по сумрачному морю, бросая тревожный взгляд.

Долгое время картина вызывала споры - не все критики признавали её шедевром.

Искусствовед Н. А. Дмитриева охарактеризовала картину так:

«в ней звучит что-то тревожное, - недаром это была любимая картина Блока. В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест. Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона, и благополучия не обещает её грустный прощальный взор. Она не похожа на Надежду Ивановну Забелу - совсем другое лицо, хотя Забела и исполняла эту роль в „Сказке о царе Салтане“».

Прочитайте ребенку сказку А. С. Пушкина. Расскажите о том, что в древние времена у всех сказок были длинные названия. Попросите повторить название этой сказки («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-Лебеди»).

Предложите сыну (дочери) рассмотреть картину «Царевна-Лебедь» и попросите найти ее описание в сказке А. С. Пушкина.

(Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты.
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась.)

Обратите внимание ребенка на то, что в картине показан момент превращения Царевны в Лебедя. (Правое крыло поднимается из морской жемчужной пены, левое покрывается оперением. Художнику удалось изобразить слияние образа Лебеди и Царевны. Здесь два существа. Рука Царевны, украшенная перстнями, походит на вытянутую лебединую шею, драгоценные камни перстней напоминают глаза лебедя.Происходит волшебство — Царевна, обернувшись к зрителю, превращается в Лебедя).

Предложите прослушать оперу «Сказка о царе Салтане». Помогите ребенку прочувствовать оживление картины под музыку Н. Римского-Корсакова. Это будет подтверждением большой любви художника к музыке и литературе.

«Богатырь» 1898-1899

Изначально картина называлась «Илья Муромец»

Герой былинного эпоса представлен на картине как воплощение русской богатырской силы. Илья Муромец напоминает каменную скалу. Его тяжелые доспехи сияют как драгоценные кристаллы. Он верой и правдой служит Отчизне. Вокруг богатыря растут маленькие сосны. Врубель выразил в своей картине слова былины:

«Чуть выше лесу стоячего, Чуть пониже облака ходячего».

Могучий конь как бы «врос» в землю, прислушиваясь к таинственным звукам леса. На землю опустилась ночь. Тревожно полыхает зарево заката. Илья Муромец олицетворяет собой лучшие черты защитников Земли Русской — непоколебимость, непобедимость и бесстрашие.

Расскажите ребенку о герое народных сказок и былин Илье Муромце. Согласно былинам, это был самый могучий и сильный русский богатырь. Он защищал землю русскую от врагов.

Попросите сына (дочь) рассказать о своих чувствах к защитнику Руси.

Интерес ребенка к былинному герою могут привлечь современные исследования. Исследователи считают, что Илья Муромец – не вымышленный герой, а историческая личность. Он победил Соловья разбойника, который промышлял по лесной дороге к Киеву и свистом извещал свою банду о нападении.

Детям будет интересно узнать историю о чуде, которое произошло в жизни Ильи Муромца.

Дед Ильи был язычником (не признавал христианство) и однажды он уничтожил икону, после чего на его род пало проклятие – мальчики рождались калеками. Илья Муромец 33 года находился в неподвижности, и вдруг неожиданно произошло исцеление. К нему в дом зашли нищие странники и попросили у него воды. Илья встал на ноги и подал воду старцам.

Этот случай для многих исследователей остается необъяснимой загадкой.

Следующие картины Врубеля сложные и необычные и начинать знакомство с ними нужно в среднем и старшем школьном возрасте.

Картина «Принцесса Греза»


Сюжет картины взят из драмы французского писателя Эдмона Ростана. Согласно легенде, трубадур Жоффруа Рюдель, очарованный рассказами видевших ее пилигримов, влюбляется в принцессу Мелиссинду и живет мечтой о встрече с ней… Перед смертью поэт отправляется в далекое плавание, чтобы наяву увидеть свою грезу. Рыцарь умирает счастливым, так как его мечта сбылась — он увидел свою прекрасную Мелиссинду.

Трубадур Рюдель показан в драме как рыцарь духа. Рыцарство Рюделя сродни одержимости высокой мечтой, стремлению к идеалу. Всегда считалось, что рыцарь должен быть воином, обладающим необыкновенной силой. Писатель Ростан представляет своего героя сильным духом, не телом. Рюдель обессилен, но его любовь жива и реальна.

М. Горький в одной из своих статей написал о пьесе Ростана:

«Эта пьеса - иллюстрация силы идеи и картина стремления к идеалу».

В России премьера пьесы «Принцесса Греза» состоялась в 1896 году. В том же году С. И. Мамонтов сделал заказ декоративных панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Врубель создает сказочные панно: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза». Эти работы были отвергнуты Академией художеств и приобретены С. И. Мамонтовым. Вскоре Мамонтов выставляет панно в построенном для них новом павильоне. Высота полотна «Принцесса Греза» -7,5 метра, длина - 14 метров.

На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель, играющий на арфе. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Мелисинда прилетает к нему как видение божественной Красоты в прозрачном жемчужно-розовом платье, с распушенными длинными волосами. Принцесса смотрит с небес на мечтающего Рюделя, держа в руке лилию, как знак чистой возвышенной любви. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную.

Художник трактует сюжет легенды о любви в духе символизма. Для умирающего принца Рюделя жизнь на земле является временным пристанищем и встреча с Мелисиндой невозможна, но их сердца соединяются благодаря волшебной музыке любви.

  • Почему Рюдель отправился на поиски принцессы?
  • Что с ним случилось во время путешествия?
  • Как призывал Рюдель свою возлюбленную? (Он перебирал струны арфы, играя нежную музыку)
  • Каким образом явилась к нему Мелисинда? (Она прилетела к нему как видение).
  • Какой цветок держала в руке Греза? Что он означает?
  • Почему Рюделя назвали рыцарем?

Не забудьте сделать вывод: Врубель изобразил в картине свое представление о чистой и возвышенной любви. У этой истории любви нет счастливого продолжения. «Принцесса Греза» — сказка для взрослых, а такие сказки часто имеют печальный конец.

«Гадалка»1895

Картина была написана за один день. Этот остропсихологический сюжет заимствован художником из оперы «Кармен». Моделью картины была сибирская казачка, возлюбленная художника. Женщина сидит на фоне лилово-розового ковра, раскинув перед собой карты. Ее каменный взгляд отведен в сторону. Лицо непроницаемо. Гадалка узнала страшную тайну будущего художника в выпавшем тузе-пик. Ее горящие глаза предвосхищают печальную участь.

Познакомьте ребенка с биографией художника. Попросите его угадать, что предвещает в жизни и творчестве Врубеля взгляд гадалки. Задайте вопросы, касающиеся биографии художника:

  • Каким будет дальнейший жизненный путь Врубеля?
  • Что он предчувствует?
  • Верил ли художник предсказаниям?

Обратите внимание ребенка на фактуру картины. (Картина похожа на мозаику. Краски нанесены мастихином (ножом для соскабливания красок). Гадалка выступает из холста как скульптура).

«Демон сидящий» 1890

На горе сидит печальный великан среди тревожного мерцающего пространства. Вокруг него необыкновенная космическая красота: распускаются разноцветные цветы в виде огромных сияющих кристаллов.

Однако его колени согнуты, руки вывернуты, голова опущена, взгляд отречен. По щеке скатывается слеза скорби.

Вот что об этой картине Врубель писал своей сестре Анне 22. 05. 1890 года:

…Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу ещё со временем, а «демоническое» - полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами.

По мнению Врубеля,

«Демон значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находившего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».

В этой картине Врубель показал мастерство монументалиста. Он пишет широкими мазками, которые, превратившись в цветовые пятна, напоминают мозаичные камни. Выбор красок (лиловые, синие, черные, серые…) соответствует душевному состоянию художника, подчеркивают его меланхолию.

Картина является своеобразным автопортретом Врубеля, обладающего уникальными способностями, но сомневающегося в истине и непризнанного. Это центральное произведение художника. Врубелевский герой сложен и символичен. В нем представлен особый демонизм с изображением всеобщего страдания людей, причастных к великой русской культуре XIX века.

Рассмотрите с ребенком героя картины и опишите его. Задайте несколько наводящих вопросов:

  • Каким представил художник своего героя?
  • Что чувствует Демон, сидя на вершине горы?
  • Какие краски использовал Врубель в картине: теплые или холодные?
  • Почему фигура Демона срезана сверху и снизу? (Таким образом, художник представил одиночество героя).

Объясните значение слов Врубеля «Демон – дух властный и величавый». Обратите внимание на то, что в Демоне нет дьявольских и злобных мыслей. Он будто вырубленная скульптура из драгоценного камня. В нем Врубель изобразил себя, свою душу, свои переживания. Художника не понимали, не ценили.

«Демон поверженный» 1902


Это одно из самых трагических произведений художника. В ней раскрыта его биография. Демон, низвергнутый с высот и распростертый на горных кряжах, еще жив. Его руки сломаны, заостренные пальцы впиваются в тело, в гневных глазах горит огонь протеста.

Горы, покрытые вечным льдом, освещены последними остывающими лучами заката.

Темная красочная гамма передает душевное истощение героя. В этом образе воплощена трагедия сломленной личности. Разочарованный художник, не растративший до конца свой огромный творческий потенциал, от предчувствия близкой трагической гибели впадает в агонию. Ему трудно осознать свою страшную судьбу, так как он не исполнил до конца своих грандиозных замыслов.

Расскажите ребенку о последних годах жизни художника. У художника умер сын. Эта трагедия стала причиной душевной болезни Врубеля. Гений потерял покой в борьбе с безумием и непрерывно работал.

Мнения исследователей о значении творчества Врубеля в русском и мировом искусстве расходятся. По словам Н. А. Дмитриевой, место художника в истории искусства «исключительно и обособленно».

Врубель создал более 200 различных произведений: картины, портреты, иллюстрации, декоративные панно, эскизы театральных занавесей… Он делал витражи, писал фрески, создавал книжные знаки, театральную декорацию, занимался прикладным искусством, архитектурой…
Благодаря разносторонности Врубеля в русском искусстве впервые утвердилось новое понятие — художник-универсал.

Познакомиться подробнее с биографией и творчеством Михаила Александровича Врубеля, самого фантастического художника конца ХIХ — начала ХХ века, можно прочитав увлекательную книгу Веры Михайловны Домитеевой «Врубель» из серии «Жизнь замечательных людей».

Уважаемые родители! Учите детей понимать, сопоставлять, оценивать, анализировать, высказывать свою точку зрения и эмоционально воспринимать настоящее искусство.


» Двенадц
» Тринадц
» Четырнад
» Пятнадц
» Шестнад
» Семнадц
» Восемна
» Девятнад
» Двадцать
» Дв.первая
» Дв.вторая
» Дв.третья
» Дв.четверт
» Дв.пятая
» Дв.шестая
» Дв.седьма
» Дв.восьма
» Дв.девять
» Тридцать
» Тр.первая
» Тр.вторая
» Тр.третья
» Тр.четвер
» Тр.пятая
» Тр.шестая
» Тр.седьмая Историк искусства А.М.Эфрос однажды сказал о Врубеле, что он словно просидел всю жизнь без выхода в волшебной опере, созерцая театрально-необычные существа. Замечание несправедливое (потому что всю жизнь Врубель созерцал живую природу и живых людей), но и не лишенное меткости: что-то от «волшебной оперы» действительно есть в его картинах. Но разве от этого они менее прекрасны? Искусства не разобщены между собой, и влияние музыки и театра на живопись так же возможно, как и всякое другое. Вот Морская Царевна - при восходе месяца она тихо стоит среди зарослей камыша, в короне из жемчугов. Длинные рыже-каштановые волосы мягко обливают ее плечи и руки и потоком струятся вниз - они родственны водной стихии, так же как льющееся одеяние царевны неуловимых нежных оттенков, каким трудно и подобрать название: такие переливы бывают на спокойной глади озера в ясный вечер. Что же это - морская царевна из русских сказок, или образ, навеянный музыкой «Садко», или портрет Забелы в роли Волховы? Вернее всего, это привидевшийся художнику образ, где слились воедино впечатления и от сказок, и от музыки, и от облика Забелы, а больше всего все-таки от созерцания речных заводей в тихие вечерние часы, от вглядывания в удивительные формы и цвета растений, раковин, морских звезд и водяных лилий. Конечно, это не портрет жены художника в роли Морской Царевны, а Морская Царевна в облике его жены - нужно почувствовать эту разницу. В концепции картины есть затаенная антитеза «Демону сидящему». Здесь, как и там,- фантастическое человекоподобное существо представлено один на один с таинственно-сумеречным пейзажем, и в обоих случаях внутренний смысл, подтекст картины определяется отношениями между этим существом и природой. Но Демон от природы отторгнут, она для него окаменела, вся его фигура и лицо выражают тоску и томление. Царевна же находится в гармонии с природой. Смотрите, какое спокойствие в ее позе, в чуть заметной полуулыбке. Руки опущены, и пальцы переплетены почти так же, как у Демона, но в этом движении нет томительной напряженности - руки падают легко, как опускаются крылья. Царевна готова исчезнуть, разлиться рекой, и это не страшно ей: она сама - река, она сама - природа. Собственно, и вся русская сказочная и былинная тема у Врубеля противостоит теме Демона, как противоположный полюс. В Демоне все на пределе напряжения, все драматично, а здесь мягко звучит кантилена, здесь ласково-дремотно улыбается Снегурочка, осыпанная снежными звездами, томно отмахивается от пичужек Весна-красна, в алмазном сиянии утра выходят из моря тридцать три богатыря.

Трагедия врубелевского Демона - трагедия интеллекта, потерявшего почву, ту самую мать сырую землю, на которой крепко стоит Микула Селянинович. Демона терзают неразрешимые вопросы о смысле бытия; персонажи народного эпоса ими не задаются. Они - стихийные существа, их бытие погружено в бытие всего космического целого, от которого они себя не отчленяют: вот она - «музыка цельного человека».
Не будем опять-таки рассуждать о том, насколько такое понимание или такое ощущение русской легендарной старины исторически верно. Может быть, оно и не верно, но Врубель творил свои сказки, так же как своего Демона. Это, впрочем, не значит, что он не вникал в первоисточники. Создавая, например, «Богатыря», он искренне вживался в мир былинных сказаний. Его полотно написано почти одновременно с «Богатырями» Васнецова, произведшими фурор на выставке в 1899 году. Римский-Корсаков, как и многие, был в восторге от произведения Васнецова. На этой картине три богатыря показаны, однако, без гиперболизма, свойственного былинам и вне их величавого напевного лада. Врубель жестремился ближе подойти к стилистике фольклора. Он сделал своего богатыря - Илью Муромца - кряжистым, огромным, восседающим на коне-битюге. Такой «мужичище деревенщина» может сражаться палицей «в девяносто пуд», выпить чару вина в полтора ведра, как повествуется в былине; ему «грузно от силушки, как от тяжелого бремени», но едет он «чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» - на картине верхушки елей виднеются у ног коня. Лес первозданно дремуч, в его густой вязи притаились два ястреба. Широкоплечий, приземистый, как медведь, богатырь глядит зорко и остро, вслушивается чутко, одежда и доспехи у него узорчаты, нарядны - тоже в согласии с былиной, где говорится о щегольстве «старого казака» Ильи:

Обул Илья лапотки шелковые,
Подсумок одел он черна бархата,
На головушку надел шляпку земли Греческой.

После врубелевского витязя васнецовские богатыри, пожалуй, покажутся и легковесными, и несколько прозаическими. Но все же Врубель, если можно так сказать, переборщил в изображении земляной мощи героя. Есть какая-то искусственная раздутость в фигуре витязя и, особенно, его лошади. (Сестра Забелы записала в дневнике: «Лошадь у него больше в ширину, чем в длину».) Силу богатырского эпоса Врубель чувствовал, но, вероятно, ему ближе были образы более хрупкие и лирические, «тающие и ускользающие», подобные тем, что создавала на сцене его жена. Большая вереница сказочных произведений венчается двумя знаменитыми картинами, которые непременно вспоминаются каждому, кто хоть сколько-нибудь знает живопись Врубеля,- «Царевна-Лебедь» и «Пан». Обе написаны на переломе веков - «Пан» в 1899-м, «Царевна-Лебедь» в 1900 году.

О достоинствах «Царевны-Лебеди» высказываются разные суждения - не все согласны считать ее шедевром, но «Пан» единодушно признается вершиной если не всего творчества Врубеля, то его сказочной сюиты. Результат художественного труда часто непредсказуем и неожидан. Бывает, что художник месяцы, даже годы отдает взлелеянному замыслу, тщательно готовится, обдумывает, пишет и переписывает, но вещь так и не получается. А иногда великие произведения создаются внезапно, как бы экспромтом. «Пана» Врубель написал за два-три дня, взяв, со свойственной ему нетерпеливостью, холст с начатым портретом жены. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А.Франса «Святой Сатир». И свою картину художник назвал сначала «Сатир». Эллинский козлоногий бог и русский леший соединились на ней в одно лицо. Но больше в ней от лешего - и пейзаж русский, и облик Пана. Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями? Обычно у героев картин Врубеля сквозит портретное сходство с кем-нибудь из знакомых ему людей, и современники без труда угадывали, кто послужил прототипом. Но «Пана», кажется, не опознали; во всяком случае, никто не позировал для него художнику и не было никаких поисков типажа. Подсмотрел ли Врубель такого старика где-то в украинском селе или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня - неизвестно. Зато зрители разных поколений находят в «Пане» сходство с кем-то, кого они встречали и кого Врубель встретить никак не мог,- доказательство того, насколько этот сказочный дед жизнен и живуч.

А вместе с тем он совершенно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью. Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель, и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки. Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок. Леший - и душа, и тело этих перелесков и топкой равнины; завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу, изгиб руки вторит изгибу кривой березки, и весь он узловатый, бурый, из земли, мха, древесной коры и корней. Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, бесконечно далекое от той мучительной рефлексии, которая сводит судорогой могучие мускулы Демона.
«Царевна-Лебедь» иная. В ней нет безмятежности «Морской Царевны» - в сказочный мир вкрадывается тревога, вещие предчувствия. А.П.Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий?»