Какое название получила 6 симфония бетховена. Творчество л.в. бетховена. симфоническое и камерно-инструментальное творчество. Пастораль в музыке

СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО БЕТХОВЕНА

Бетховенские симфонии возникли на почве, подготовленной всем ходом развития инструментальной музыки 18 века, в особенности непосредственными его предшественниками – Гайдном и Моцартом. Сложившийся окончательно в их творчестве сонатно-симфонический цикл, его разумные стройные конструкции оказались прочным основанием массивной архитектуры симфоний Бетховена.

Музыкальное мышление Бетховена - сложный синтез самого серьёзного и передового, рождённого философской и эстетической мыслью его времени, с высшим проявлением национального гения, запечатленным в широких традициях многовековой культуры. Много художественных образов подсказала ему и реальная действительность - революционная эпоха (3, 5, 9 симфонии). Особенно волновала Бетховена проблема "героя и народа". Герой Бетховена неотделим от народа, и проблема героя перерастает в проблему личности и народа, человека и человечества. Случается, что герой гибнет, но гибель его венчает победа, несущая счастье освобождённому человечеству. Наряду с героической тематикой богатейшее отражение нашла тема природы (4, 6 симфония, 15 соната, многие медленные части симфоний). В понимании и восприятии природы Бетховен близок идеям Ж.-Ж. Руссо. Природа для него - не грозная, непостижимая сила, противостоящая человеку; она – источник жизни, от соприкосновения с которым человек нравственно очищается, обретает волю к деятельности, смелее смотрит в будущее. Глубоко проникает Бетховен и в тончайшую сферу человеческих чувств. Но, раскрывая мир внутренней, эмоциональной жизни человека, Бетховен рисует всё того же героя, сильного, гордого, мужественного, который никогда не становится жертвой своих страстей, так как его борьбу за личное счастье направляет всё та же мысль философа.

Каждая из девяти симфоний – произведение исключительное, плод долгого труда (например, над симфонией №9 Бетховен работал 10 лет).

симфонии

В первой симфонии C - dur черты нового бетховенского стиля проступают очень скромно. По мнению Берлиоза, «это превосходная музыка… но… ещё не Бетховен». Заметно движение вперёд во второй симфонии D - dur . Уверенно-мужественный тон, динамика развития, энергия значительно ярче раскрывают образ Бетховена. Но подлинный творческий взлёт произошёл в Третьей симфонии. Начиная с Третьей симфонии, героическая тема вдохновляет Бетховена на создание самых выдающихся симфонических произведений – Пятой симфонии, увертюр, затем эта тема возрождается с недосягаемым художественным совершенством и размахом в Девятой симфонии. Одновременно Бетховен раскрывает и другие образные сферы: поэзия весны и юности в симфонии №4, динамика жизни Седьмой.

В Третьей симфонии, по словам Беккера, Бетховен воплотил «только типическое, вечное… - силу воли, величие смерти, творческую мощь – он соединяет воедино и из этого творит свою поэму о всём великом, героическом, что вообще может быть присуще человеку» [Пауль Беккер. Бетховен, т. II . Симфонии. М., 1915, стр. 25.] Вторая часть – Траурный марш, непревзойдённая по красоте музыкальная героико-эпическая картина.

Идея героической борьбы в Пятой симфонии проводится ещё более последовательно и направленно. Подобно оперному лейтмотиву, четырёхзвучная основная тема проходит через все части произведения, трансформируясь по ходу развития действия и воспринимается как символ зла, трагически вторгающегося в жизнь человека. Велик контраст между драматизмом первой части и медлительно-задумчивым течением мысли во второй.

Симфония №6 «Пасторальная», 1810

Слово «пастораль» обозначает мирную и беззаботную жизнь пастухов и пастушек среди трав, цветов и тучных стад. Со времен античности пасторальные картины с их размеренностью и покоем были для образованного европейца неколебимым идеалом и продолжали оставаться им во времена Бетховена. «Никто на белом свете не может любить деревню так как я, - признавался он в своих письмах. - Я могу полюбить какое-нибудь дерево больше чем человека. Всемогущий! В лесах счастлив я, я счастлив в лесах, где каждое дерево говорит о тебе».

«Пасторальная» симфония – сочинение знаковое, напоминающее о том, что настоящий Бетховен – вовсе не фанатик-революционер, готовый ради борьбы и победы отказаться от всего человеческого, а певец свободы и счастья, в пылу сражения не забывающий о цели, ради которой приносятся жертвы и совершаются подвиги. Для Бетховена активно-драматические сочинения и пасторально-идиллические – это две стороны, два облика его Музы: действие и размышление, борьба и созерцание составляют для него, как для всякого классика, обязательное единство, символизируя уравновешенность и гармонию природных сил.

«Пасторальная» симфония имеет подзаголовок «Воспоминания о сельской жизни». Поэтому совершенно естественно в первой ее части звучат отголоски деревенской музыки: свирельные наигрыши, сопровождающие сельские прогулки и танцы поселян, лениво переваливающиеся напевы волынки. Однако рука Бетховена, неумолимого логика, видна и здесь. И в самих мелодиях, и в их продолжении проступают схожие черты: возвратность, инерция и повторность господствуют в изложении тем, в малых и больших фазах их развития. Ничто не отступит, не повторившись несколько раз; ничто не придет к неожиданному или новому итогу – все вернется на круги своя, включится в ленивый круговорот уже знакомых мыслей. Ничто не примет навязанного извне плана, а будет следовать заведенной инерции: всякий мотив волен неограниченно разрастаться или сойти на нет, раствориться, уступая место другому подобному мотиву.

Не так ли инерционны и спокойно-размеренны все природные процессы, не так ли единообразно и лениво плывут в небе облака, колышутся травы, журчат ручьи и реки? Природная жизнь в отличие от жизни людей не обнаруживает явной цели, и оттого она лишена напряжения. Вот она, жизнь-пребывание, жизнь, свободная от желаний и стремления к желаемому.

Как в противовес господствующим вкусам Бетховен в последние творческие годы создаёт произведения, исключительные по глубине и величию.

Хотя Девятая симфония далеко не последнее произведение Бетховена, именно она явилась сочинением, завершающее идейно-художественные искания композитора. Проблемы, очерченные в симфониях №3 и 5 здесь приобретаю всечеловеческий, вселенский характер. Принципиально изменился и сам жанр симфонии. В инструментальную музыку Бетховен вводит слово . Это открытие Бетховена не раз использовали композиторы 19, 20 века. Обычный принцип контраста Бетховен подчиняет идее непрерывного образного развития, отсюда нестандартное чередование частей: вначале две быстрые части, где концентрируется драматизм симфонии, а медленная третья часть подготавливает финал – итог сложнейших процессов.

Девятая симфония – одно из самых выдающихся творений в истории мировой музыкальной культуры. По величию идеи, по широте замысла и мощной динамике музыкальных образов Девятая симфония превосходит всё созданное самим же Бетховеном.

+МИНИБОНУС

ФОРТЕПИАННЫЕ СОНАТЫ БЕТХОВЕНА.

Поздние сонаты отличаются большой сложностью музыкального языка, композиции. Бетховен во многом отступает от закономерностей формообразования, типичных для классической сонаты; тяготение в ту пору к философско-созерцательным образам привело к увлечению полифоническими формами.

ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО. «К ДАЛЁКОЙ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ». (1816 ?)

Первым в ряду произведений последнего творческого периода был цикл песен "КДВ". Совершенно оригинальный по замыслу и композиции, он явился ранним предвестником романтических вокальных циклов Шуберта и Шумана.

«Пасторальная» симфония Бетховена – высокая философская идиллия, подсказанная мыслью о гармонии человека и природы. Заглавия, данные Бетховеном частям симфонии, делают ее одним из первых образцов программного симфонизма. Вместе с тем Бетховен всячески подчеркивал главенство выразительности музыки. Вот его авторская аннотация к Шестой симфонии:
«Слушателю предоставляется самому определить ситуации. Sinfonia caracteristica, или Воспоминание о сельской жизни. Всякая изобразительность проигрывает, если к ней чрезмерно прибегают в инструментальной музыке. – Sinfonia pastorella. Тот, кто имеет понятие о сельской жизни, может и без многих заголовков представить себе, что хотел автор. Целое является больше выражением чувств, чем изображением, оно будет распознано и без описаний».

1. «Пробуждение радостных чувств от прибытия в деревню» (Angenehme, heitere Empfindungen, welche bei der Ankunft). Allegro ma non troppo
2. «Сцена у ручья» (Szene am Bach). Andante molto mosso
3. «Веселое сборище крестьян» (Lustiges Zusammensein der Landleute). Allegro
4. «Гроза. Буря» (Donner. Sturm). Allegro
5. «Пастушья песнь» (Hirtengesang. Wohltatige, mit Dank and die Goltheit verbundene Gefuhle nach dem Sturm). Allegretto

Berliner Philharmoniker, Herbert von Karajan

История создания

Рождение Пасторальной симфонии приходится на центральный период творчества Бетховена. Почти одновременно из-под его пера вышли три симфонии, совершенно разные по характеру: в 1805 году он начал писать героическую по складу симфонию до минор, известную теперь под № 5, в середине ноября следующего года закончил лирическую Четвертую, си-бемоль-мажорную, а в 1807 году принялся за сочинение Пасторальной. Законченная одновременно с до-минорной в 1808 году, она резко от нее отличается. Бетховен, смирившийся с неизлечимым недугом - глухотой, - здесь не борется с враждебной судьбой, а прославляет великую силу природы, простые радости жизни.

Как и до-минорная, Пасторальная симфония посвящена покровителю Бетховена, венскому меценату князю Ф. И. Лобковицу и русскому посланнику в Вене графу А. К. Разумовскому. Обе они впервые прозвучали в большой «академии» (то есть концерте, в котором исполнялись произведения только одного автора им самим как инструменталистом-виртуозом или оркестром под его управлением) 22 декабря 1808 года в Венском театре. Первым номером программы значилась «Симфония под названием „Воспоминание о сельской жизни“, фа мажор, № 5». Лишь некоторое время спустя она стала Шестой. Концерт, проходивший в холодном зале, где публика сидела в шубах, успеха не имел. Оркестр был сборным, невысокого уровня. Бетховен на репетиции рассорился с музыкантами, работал с ними дирижер И. Зейфрид, а автор лишь руководил премьерой.

Пасторальная симфония занимает особое место в его творчестве. Она программна, причем, единственная из девяти, имеет не только общее название, но и заголовки к каждой части. Частей этих не четыре, как давно утвердилось в симфоническом цикле, а пять, что связано именно с программой: между простодушным деревенским танцем и умиротворенным финалом помещена драматическая картина грозы.

Бетховен любил проводить лето в тихих деревушках в окрестностях Вены, бродить по лесам и лугам от зари до зари, в дождь и солнце, и в этом общении с природой возникали замыслы его сочинений. «Ни один человек не может любить сельскую жизнь так, как я, ибо дубравы, деревья, скалистые горы откликаются на мысли и переживания человека». Пасторальная, которая, по словам самого композитора, рисует чувства, рождающиеся от соприкосновения с миром природы и сельской жизни, стала одним из наиболее романтических сочинений Бетховена. Недаром в ней видели источник своего вдохновения многие романтики. Об этом свидетельствуют Фантастическая симфония Берлиоза, Рейнская симфония Шумана, Шотландская и Итальянская симфонии Мендельсона, симфоническая поэма «Прелюды» и многие фортепианные пьесы Листа.

Музыка

Первая часть названа композитором «Пробуждение радостных чувств во время пребывания в деревне». Незамысловатая, многократно повторяющаяся главная тема, звучащая у скрипок, близка народным хороводным мелодиям, а сопровождение у альтов и виолончелей напоминает гудение деревенской волынки. Несколько побочных тем мало контрастируют главной. Разработка также идиллична, лишена резких контрастов. Длительное пребывание в одном эмоциональном состоянии разнообразится красочными сопоставлениями тональностей, сменой оркестровых тембров, нарастаниями и спадами звучности, что предвосхищает принципы разработки у романтиков.

Вторая часть - «Сцена у ручья» - проникнута теми же безмятежными чувствами. Певучая скрипичная мелодия медленно разворачивается на журчащем фоне других струнных, который сохраняется на протяжении всей части. Лишь в самом конце смолкает ручей, и становится слышна перекличка птиц: трели соловья (флейта), крик перепела (гобой), кукование кукушки (кларнет). Слушая эту музыку, невозможно представить, что она написана глухим композитором, уже давно не слышавшим пения птиц!

Третья часть - «Веселое времяпрепровождение крестьян» - наиболее жизнерадостна и беззаботна. В ней сочетаются лукавое простодушие крестьянских танцев, введенных в симфонию еще учителем Бетховена Гайдном, и острый юмор типично бетховенских скерцо. Начальный раздел строится на неоднократном сопоставлении двух тем - отрывистой, с настойчивыми упрямыми повторами, и лирической певучей, однако не без юмора: аккомпанемент фаготов звучит не в такт, словно у неопытных деревенских музыкантов. Следующая тема, гибкая и грациозная, в прозрачном тембре гобоя в сопровождении скрипок, также не лишена комического оттенка, который придают ей синкопированный ритм и внезапно вступающие басы фагота. В более быстром трио упорно повторяется грубоватая попевка с резкими акцентами, в очень громком звучании - словно деревенские музыканты разыгрались вовсю, не жалея сил. В повторении начального раздела Бетховен нарушает классическую традицию: вместо полного проведения всех тем звучит лишь краткое напоминание о первых двух.

Четвертая часть - «Гроза. Буря» - начинается сразу, без перерыва. Она составляет резкий контраст всему предшествовавшему и является единственным драматическим эпизодом симфонии. Рисуя величественную картину разбушевавшейся стихии, композитор прибегает к изобразительным приемам, расширяет состав оркестра, включая, как и в финале Пятой, не применявшиеся ранее в симфонической музыке флейту-пикколо и тромбоны. Контраст особенно резко подчеркнут тем, что эта часть не отделена паузой от соседних: начинаясь внезапно, она так же без паузы переходит в финал, где возвращаются настроения первых частей.

Финал - «Пастушьи напевы. Радостные и благодарные чувства после бури». Спокойный напев кларнета, которому отвечает валторна, напоминает перекличку пастушьих рожков на фоне волынок - им подражают выдержанные звуки альтов и виолончелей. Переклички инструментов постепенно замирают вдали - последней проводит мелодию валторна с сурдиной на фоне легких пассажей струнных. Так необычно завершается эта единственная в своем роде бетховенская симфония.

Одновременно с Пятой Бетховен закончил Шестую, «Пасто­ральную симфонию» F-dur (op. 68, 1808). Это единственное симфоническое произведение Бетховена, вышедшее в свет с авторской программой. На титульном листе рукописи стояла следующая над­пись: «Пасторальная симфония, или Воспоминания о сельской жизни. Более выражение настроения, чем звуковая живопись».

Если в Третьей и Пятой симфониях отразились трагизм и геро­ика жизненной борьбы, в Четвертой - лирическое ощущение радости бытия, то Шестая симфония Бетховена воплощает рус­соистскую тему - «человек и природа». Тема эта была широко распространена в музыке XVIII века начиная с «Деревенского кол­дуна» самого Руссо; ее воплотил и Гайдн в оратории «Времена года». Природа и быт неиспорченных городской цивилизацией поселян, опоэтизированное воспроизведение картин деревенского труда - подобные образы часто встречались в искусстве, рожденном пере­довой просветительской идеологией. Сцена грозы Шестой симфо­нии Бетховена также имеет множество прототипов в опере XVIII века (у Глюка, Монсиньи, Рамо, Марё, Кампра), во «Временах года» Гайдна и даже в балете самого Бетховена «Творения Проме­тея». «Веселое сборище поселян» знакомо нам по многочисленным хороводным сценам из опер и опять-таки по оратории Гайдна. Изображение щебета птиц в «Сцене у ручья» связано с типичным для XVIII века культом подражания природе. Традиционная пасторальность воплощена и в безмятежно идиллической пастуше­ской картине. Она ощутима даже в инструментовке симфонии, с ее нежными пастельными красками.

Не следует думать, что Бетховен вернулся к музыкальному сти­лю прошлого. Как и все его зрелые произведения, Шестая симфо­ния, при известных интонационных связях с музыкой века Просве­щения, от начала до конца глубоко оригинальна.

Первая часть - «Пробуждение бодрых чувств по прибытии в деревню» - вся проникнута элементами народной музыки. С само­го же начала квинтовый фон воспроизводит звучание волынки. Главная тема представляет собой сплетение типичнейших для XVIII века пасторальных интонаций:

Все темы первой части выражают настроение радостной уми­ротворенности.

Бетховен прибегает здесь не к своему излюбленному приему мотивного развития, а к равномерной, подчеркнутой ясными кадансами повторности. Даже в разработке преобладает спокойная созерцательность: развитие основано по преимуществу на темброво-колористическом варьировании и повторности. Вместо обычных для Бетховена острых тональных тяготений дается красочное со­поставление тональностей, отстоящих друг от друга на терцию (B-Dur – D-Dur в первый раз, C-Dur – E-Dur при повторе). В пер­вой части симфонии композитор создает картину полной гармони человека с окружающим миром.

Во второй части - «Сцена у ручья» – господствует настроение мечтательности. Здесь большую роль играют моменты музыкаль­ной изобразительности. Выдержанный фон создают две солирую­щие виолончели с сурдинами и педаль валторн. Это сопровожде­ние напоминает журчание ручейка:

В заключительных тактах оно сменяется подражанием птичье­му щебету (соловья, перепелки и кукушки).

Три последующие части симфонии исполняются без перерыва. Нарастание событий, острая кульминация и разрядка - так складывается их внутренняя структура.

Третья часть - «Веселое сборище поселян» - жанровая сцен­ка. Она отличается большой образно-изобразительной конкретностью. Бетховен передает в ней особенности народной деревенской музыки. Мы слышим, как перекликаются запевала и хор, деревен­ский оркестр и певцы, как невпопад играет фаготист, как притоп­тывают танцоры. Близость к народной музыке проявляется и в использовании переменных ладов (в первой теме F-Dur – D-Dur, в теме трио F-Dur – B-Dur), и в метрике, воспроизводящей ритмы австрийских крестьянских танцев (смена трех- и двудольного раз­меров).

«Сцена грозы» (четвертая часть) написана с большой драмати­ческой силой. Нарастающий звук грома, стук дождевых, капель, вспышки молнии, вихри ветра ощущаются почти со зримой реаль­ностью. Но эти яркие изобразительные приемы призваны оттенить настроения страха, ужаса, смятения.

Гроза затихает, и последний слабый раскат грома растворяет­ся в звуках пастушьей свирели, которой начинается пятая часть - «Песнь пастухов. Проявление радостных, благодарных чувств после бури». Интонации свирели пронизывают тематизм финала. Темы свободно развиты и варьированы. Спокойствие, сол­нечный свет разлиты в музыке этой части. Симфония заканчивает­ся гимном умиротворения.

«Пасторальная симфония» оказала большое влияние на компо­зиторов последующего поколения. Отзвуки ее находим и в «Фанта­стической симфонии» Берлиоза, и в увертюре к «Вильгельму Теллю» Россини, и в симфониях Мендельсона, Шумана и других. Сам Бетховен, однако, к подобному типу программной симфонии более не возвращался.

Вена. Императорский королевский привилегированный Венский театр. Здесь 22 декабря 1808 года состоялась «музыкальная академия», то есть авторский концерт из произведений Л. ван Бетховена —-«совершенно новых и ранее не исполнявшихся публично». Среди них были две симфонии, завершенные почти одновременно, — Пятая, до-минорная, и Шестая, фа-мажорная. Обе симфонии запечатлели разные состояния духа великого немецкого композитора. Пятая — высшее напряжение борьбы, приводящей к трудному завоеванию победы. Шестая — полную гармонию человека и природы. Это как бы два лика бетховенского творчества, его эпохи. Пятая симфония — живое свидетельство близости Бетховена идеям и свершениям французской революции 1789 года. В ее поначалу мрачном пламени выковываются интонации, родственные гимнам и песням революции. Финал симфонии словно воспроизводит картину празднества в честь победы. В Шестой симфонии можно услышать отголоски идей Ж. Руссо, призывавшего вернуться к «естественной жизни». Истинную радость дарит человеку общение с природой и деревенскими жителями. Единственное бедствие — гроза — оборачивается еще большей благодатью: обновленная природа дает человеку особую полноту ощущения жизни.

Обе симфонии характеризуются исключительной конкретностью выражения вложенных в^ них идей. В Пятой симфонии Бетховен нашел гениальное музыкальное обобщение темы рока, судьбы — всего, что препятствует человеку в его стремлении к свободе. Предельно сжатый, лаконичный мотив («так судьба стучится в дверь», — сказал о нем Бетховен) пронизывает музыку всей симфонии. Но он же может обернуться и призывом к действию, и победным кличем, и выражением душевного трепета. Мотив судьбы формирует всю первую часть симфонии, изредка возникает во второй, главенствует в третьей, напоминание о нем в четвертой части оттеняет общую картину ликования. Через борьбу к победе — этот основной тезис бетховенского симфонизма — воплощен здесь с особенной рельефностью. Все ее части: полная драматизма — первая, спокойная вторая, где постепенно вырисовывается героическая тема, близкая «Марсельезе», скерцо, возвращающее в новом ракурсе драматизм и сильные контрасты, торжественный, победный финал — суть последовательные этапы становления героической идеи, ступени к завоеванию и утверждению могущества Человека в единении с человечеством.
Совсем по-другому решает Бетховен Шестую симфонию. Здесь царит покой той высшей гармонии, какую обретает человек в природе. Композитор не строит целое ступень за ступенью, а поворачивает его разными гранями. Части симфонии — это картины или сцены. Конкретность образов выступает через ассоциации с журчанием ручья, пением птиц, раскатами грома, наигрышем пастушьего рожка, звучанием деревенского оркестра. Она подчеркивается программными названиями, которые Бетховен предпослал всей симфонии и отдельным ее частям. «Пасторальная симфония, или Воспоминание о сельской жизни» включает в себя «Радостные чувства по прибытии п до ревню», «Сцену у ручьи», «Веселое сборище поселян», «Гром, грозу» и «Пастушью песнь». В конце «Сцены у ручья» Бетховен даже пометил в партитуре, каким птицам принадлежат реплики, имитирующие их голоса (перепел, кукушка, соловей); главная тема этой части выросла, по его словам, из напева иволги.

Однако Бетховен в своем заголовке симфонии предупреждает и о том, что здесь «больше выражения чувств, чем живописи». Картинность отнюдь не исключает глубоко поэтичного лиризма второй части или характернейшего для Бетховена динамического «натиска» в третьей. Это целостный мир, в покое которого есть свое движение, развитие, приводящее к величественному гимну природе.
Пятая и Шестая симфонии проложили свои пути в будущее. Именно с представлением о Пятой симфонии связывается. у нас само понятие драматической симфонии, симфонии о самом главном в жизни человека — борьбе за утверждение своих идеалов. Пятую симфонию Бетховена считал П. И. Чайковский прообразом своей Четвертой симфонии — первой симфонии-драмы в его творчестве. Первая симфония Брамса и симфония до минор Танеева, Второй фортепианный концерт Рахманинова и Третья симфония Скрябина, Пятая симфония Шостаковича — все эти произведения совершенно разных композиторов, разных эпох сходятся в глубокой опоре на гениальное сочинение великого классика.
Шестая симфония оказалась особенно созвучной композиторам-романтикам: Шуберту, Шуману, Берлиозу. Программность симфонии, новый мир ее красочных звучаний, тонких светотеней, песенных интонаций, свобода в трактовке цикла (пять частей вместо обычных для классической симфонии четырех) — все это нашло свое продолжение в романтическом симфонизме. Тема природы получила новое развитие и воплощение в симфониях Шуберта и Шумана, Брамса, Брукнера, Малера. В творчестве самого Бетховена две симфонии 1808 года явились важнейшими этапами на пути к кульминации его симфонизма — Девятой симфонии, достигли своего наивысшего выражения и напряженность борьбы, и всепоглощающая радость единения человечества, его слияния со всем мирозданием.

Премьеры Пятой и Шестой симфоний не принесли успеха их автору главным образом из-за неудачного исполнения. Однако вскоре эти сочинения завоевали огромную популярность. Нам известны прекрасные записи симфоний в трактовках крупнейших дирижеров мира — А. Тосканини и В. Фуртвенглера, Б. Вальтера и Г. Караяна. В репертуаре многих советских дирижеров постоянно присутствуют Пятая и Шестая симфонии Бетховена — спутники нашей жизни, в которой сосуществуют драматизм и героика «вечного боя» и стремление к красоте и мудрости природы.
Е. Царева

Людвиг ван Бетховен. Симфония № 6, фа мажор, Op. 68, «Пасторальная»

Людвиг ван Бетховен. Симфония № 6, фа мажор, Op. 68, «Пасторальная»

Symphony № 6 in F major, Op. 68, «Pastoral»

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, 2 тромбона, литавры, струнные.

История создания

Рождение Пасторальной симфонии приходится на центральный период творчества Бетховена. Почти одновременно из-под его пера вышли три симфонии, совершенно разные по характеру: в 1805 году он начал писать героическую по складу симфонию до минор, известную теперь под № 5, в середине ноября следующего года закончил лирическую Четвертую, си-бемоль-мажорную, а в 1807 году принялся за сочинение Пасторальной. Законченная одновременно с до-минорной в 1808 году, она резко от нее отличается. Бетховен, смирившийся с неизлечимым недугом - глухотой, - здесь не борется с враждебной судьбой, а прославляет великую силу природы, простые радости жизни.

Как и до-минорная, Пасторальная симфония посвящена покровителю Бетховена, венскому меценату князю Ф. И. Лобковицу и русскому посланнику в Вене графу А. К. Разумовскому. Обе они впервые прозвучали в большой «академии» (то есть концерте, в котором исполнялись произведения только одного автора им самим как инструменталистом-виртуозом или оркестром под его управлением) 22 декабря 1808 года в Венском театре.

Первым номером программы значилась «Симфония под названием «Воспоминание о сельской жизни», фа мажор, № 5». Лишь некоторое время спустя она стала Шестой. Концерт, проходивший в холодном зале, где публика сидела в шубах, успеха не имел. Оркестр был сборным, невысокого уровня. Бетховен на репетиции рассорился с музыкантами, работал с ними дирижер И. Зейфрид, а автор лишь руководил премьерой.

Пасторальная симфония занимает особое место в его творчестве. Она программна, причем, единственная из девяти, имеет не только общее название, но и заголовки к каждой части. Частей этих не четыре, как давно утвердилось в симфоническом цикле, а пять, что связано именно с программой: между простодушным деревенским танцем и умиротворенным финалом помещена драматическая картина грозы.

Бетховен любил проводить лето в тихих деревушках в окрестностях Вены, бродить по лесам и лугам от зари до зари, в дождь и солнце, и в этом общении с природой возникали замыслы его сочинений. «Ни один человек не может любить сельскую жизнь так, как я, ибо дубравы, деревья, скалистые горы откликаются на мысли и переживания человека». Пасторальная, которая, по словам самого композитора, рисует чувства, рождающиеся от соприкосновения с миром природы и сельской жизни, стала одним из наиболее романтических сочинений Бетховена. Недаром в ней видели источник своего вдохновения многие романтики. Об этом свидетельствуют Фантастическая симфония Берлиоза, Рейнская симфония Шумана, Шотландская и Итальянская симфонии Мендельсона, симфоническая поэма «Прелюды» и многие фортепианные пьесы Листа.

Первая часть названа композитором     «Пробуждение радостных чувств во время пребывания в деревне».    Незамысловатая, многократно повторяющаяся главная тема, звучащая у скрипок, близка народным хороводным мелодиям, а сопровождение у альтов и виолончелей напоминает гудение деревенской волынки. Несколько побочных тем мало контрастируют главной. Разработка также идиллична, лишена резких контрастов. Длительное пребывание в одном эмоциональном состоянии разнообразится красочными сопоставлениями тональностей, сменой оркестровых тембров, нарастаниями и спадами звучности, что предвосхищает принципы разработки у романтиков.

Вторая часть -     «Сцена у ручья»     - проникнута теми же безмятежными чувствами. Певучая скрипичная мелодия медленно разворачивается на журчащем фоне других струнных, который сохраняется на протяжении всей части. Лишь в самом конце смолкает ручей, и становится слышна перекличка птиц: трели соловья (флейта), крик перепела (гобой), кукование кукушки (кларнет). Слушая эту музыку, невозможно представить, что она написана глухим композитором, уже давно не слышавшим пения птиц!

Третья часть -     «Веселое времяпрепровождение крестьян»     - наиболее жизнерадостна и беззаботна. В ней сочетаются лукавое простодушие крестьянских танцев, введенных в симфонию еще учителем Бетховена Гайдном, и острый юмор типично бетховенских скерцо. Начальный раздел строится на неоднократном сопоставлении двух тем - отрывистой, с настойчивыми упрямыми повторами, и лирической певучей, однако не без юмора: аккомпанемент фаготов звучит не в такт, словно у неопытных деревенских музыкантов. Следующая тема, гибкая и грациозная, в прозрачном тембре гобоя в сопровождении скрипок, также не лишена комического оттенка, который придают ей синкопированный ритм и внезапно вступающие басы фагота. В более быстром трио упорно повторяется грубоватая попевка с резкими акцентами, в очень громком звучании - словно деревенские музыканты разыгрались вовсю, не жалея сил. В повторении начального раздела Бетховен нарушает классическую традицию: вместо полного проведения всех тем звучит лишь краткое напоминание о первых двух.

Четвертая часть -     «Гроза. Буря»     - начинается сразу, без перерыва. Она составляет резкий контраст всему предшествовавшему и является единственным драматическим эпизодом симфонии. Рисуя величественную картину разбушевавшейся стихии, композитор прибегает к изобразительным приемам, расширяет состав оркестра, включая, как и в финале Пятой, не применявшиеся ранее в симфонической музыке флейту-пикколо и тромбоны. Контраст особенно резко подчеркнут тем, что эта часть не отделена паузой от соседних: начинаясь внезапно, она так же без паузы переходит в финал, где возвращаются настроения первых частей.

Финал -     «Пастушьи напевы. Радостные и благодарные чувства после бури».     Спокойный напев кларнета, которому отвечает валторна, напоминает перекличку пастушьих рожков на фоне волынок - им подражают выдержанные звуки альтов и виолончелей. Переклички инстру­ ментов постепенно замирают вдали - последней проводит мелодию валторна с сурдиной на фоне легких пассажей струнных. Так необычно завершается эта единственная в своем роде бетховенская симфония.
belcanto.ru
А. Кенигсберг

Beethoven Symphony No 6 in F Major Op 68 "The Pastoral" Mvt. 1 Allegro ma non troppo. Performed by the Peter Seymour Orchestra PSO led by the legendary John Ockwell at the Sydney Youth Orchestra SYO concert, December 4, 2010.

01 Allegro ma non troppo, Beethoven, Symphony 6/1, F major, Op 68, "Pastoral", Thielemann, Vienna Philharmonic Orchestra

Пастораль (произошло от фр. pastorale, пастушеский, сельский) - жанр поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.
Пастораль - жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. Пасторалью может называться:

Пасторальная музыка, к которой могут относиться как большие, так и малые произведения, посвящённая изображению природы или сельской жизни. Для музыкальной пасторали характерны размеры 6/8, 12/8, плавное спокойное движение мелодии, зачастую удваиваемое в терцию. Примеры пасторалей имеются в творчестве А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперена, И. С. Баха и других композиторов. Известна также «Пасторальная симфония» Бетховена.

Пасторалью, также может называться симфонический эпизод в музыкально-сценическом произведении, рисующий картины природы (например, пастораль в музыке Ж.Бизе к Арлезианке А.Доде).

Небольшая опера, пантомима, балет, написанные на идеализированные сюжеты из сельской жизни. Первые пасторали, возникшие в 14–15 вв. являются предшественниками классической оперы (например, французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион). В музыкальном театре пастораль сохранилась до 18–19 вв. (опера Моцарта Король-пастух, 1775; балет Делиба Сильвия, 1876; и др.). Пасторальные оперы писали К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо.
Буколическая (от греч. «пастух») поэзия античности, посвящённая изображению жизни пастухов. Синонимы - эклога и идиллия.

Вид европейской литературы, копирующий буколическое мировоззрение.
Жанр придворного театра, возникший в Италии в 16 в. и получивший распространение в странах Западной Европы. Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии.

Кийар Пьер-Антуан - Пастораль.

Приветствие детей и педагога.

6 минут

Сообщение новой темы.

Актуализация имеющихся знаний о вБетховене

Учитель: На прошдлм занятии мы с вами познакомимся с произведением венского классика, объединившего в своём творчестве две эпохи. Назовите его имя.-

Ученики: Л. в ан Бетховеным.

Учитель: Какое произведение мы слушали?

Что такое симфония?

Какое название?

Основная мысль, идея?

Ученики: борьба

На доске презентация с темой урока и портретом Бетховена -

Беседа, метод опроса, наглядный метод.

5

минут

Рассказ об и истории создания симфонии 5

Учитель: Мы знаем, что тема борьбы пронизывает все творчество Бетховена и его жизнь.

Сегодня мы познакомимся с еще одной симфонией №5.

20 минут

Слушание музыки

Учитель: Итак, давайте послушаем самое начало 1 части симфонии. Симфония начинается с мотива-эпиграфа. (Эпиграф – краткое изречение, передающее основную мысль.) Услышав мотив, который вы наверняка уже знаете, какую же мысль он нам передает.

//Звучит мотив судьбы//

Учитель: Как звучит мотив? Какие возникли у вас ассоциации, прослушав этот мотив?

Ученики: Начальный мотив звучит коротко, решительно и сильно. Как будто кто-то стучится в дверь.

Учитель: Этот мотив называется - Мотив судьбы человека. И вы правильно отметили, что этот мотив похож на стук в дверь. «Так судьба стучится в дверь». На этом мотиве-эпиграфе построена вся 1 часть симфонии.

И здесь опять тема борьбы человека и судьбы.

Давайте запишем тему урока. Напишем ГП, ПП, разраб, реприза, драматургия.

Давайте послушаем 1 часть 5 симфонии и подумайте кто в 1 части все таки побеждает человек или судьба ?

//Звучит 1 часть Allegro con brio - 7 мин. 15 сек. //

(Дети записывают название произведения, слушают музыку и выясняют, что мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек проигрывает.)

Учитель: - Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряженнее.

Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?

//Звучит 4 часть Allegro – 3 мин. 38 сек.//

(Дети слушают финал и отвечают, что человеческий дух и воля побеждают.)

Учитель: Совершенно верно, композитор от части к части раскрывает свой замысел: «от мрака к свету, через героическую борьбу к победе». И четвёртая часть – финал - звучит уже как победное шествие, воспевающее радость жизни и веру в светлые идеалы.

Аудиозапись произведения.

Словесно-индуктивный(беседа, диалог)

Наглядно - дедуктивный(сравнение)

3 минуты

Обобщение. Итог

Дав айте подведем итог:

Охарактеризуйте 5 симфонию Бетховена, чему она посвящена?

(5 симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком.)

10 минут

Разучивание песни.

Разучивание произведения

Выразительный показ педагога