Интересные факты о мусоргском. Краткая биография композиторов.М. П. Мусоргский. Биография Мусоргского в ранние годы жизни

Подарила миру множество талантливых деятелей культуры. , и композиторы 19 века высоко ценятся не только в России, но и за рубежом.

Среди великих русских композиторов, знаменательно имя Модеста Петровича Мусоргского. Произведения его пропитаны лирикой русской народной песни. Композитор считал, что музыка является частью национального самосознания народа.

Модест Петрович был членом «Пятерки» , «Могучей кучки», как их тогда называли. Стоит отметить, что он был самым ярким представителем этого объединения.

Модест Петрович родился в семье помещика 9.(21).03.1839 года. Жили неплохо, но и не бесились с жиру. В семье, до его рождения уже были дети. Двое умерли еще в младенчестве. Остались только он и еще один брат.

Модест был младшим, поэтому мать его особенно горячо любила, уделяла ему много внимания и отдавала ему все свое материнское тепло. Мать начала обучать его в раннем возрасте игре на пианино.

Когда Модесту исполнилось 10 лет, он и его брат переехали в столицу Российской Империи - Санкт-Петербург, для обучения в военном училище. В 17 лет он окончил училище, и был назначен лейб-гвардии Преображенский полка.

Карьера складывала удачно, Мусоргскому светило хорошее военное будущее, но… Он подает в отставку. Незадолго до отставки, один из его сослуживцев познакомил Модеста Петровича с известным музыкальным деятелем Даргомыжским. Позже он уже сам познакомился с Балакиреевым и Кюи, и вот так образовалась «Могучая кучка».

Теперь Модест Мусоргский начинает пробовать себя в амплуа композитора. Сначала он обращает свой взор к роману «Саламбо». Этот роман рассказывает об истории Карфагена. К сожалению, ему в итоге не удалось написать стоящую оперу.

Позже, по совету Даргомыжского, решил написать оперу в юмористическом стиле - вышла «Женитьба». Опера имела определенный успех, коллеги восхищались смелостью Модеста Петровича ставить творческие эксперименты. Но он все же решил, что с экспериментальным творчеством лучше не связываться.

Пройдет немного времени, и находящийся в творческом поиске Мусоргский, обратит внимание на «Бориса Годунова». В 1869 году он закончит оперу «Борис Годунов». К сожалению, театры отвергли первую редакцию оперы, композитору пришлось работать заново. Вторая редакция « » пошла на «ура!», ценители были в восторге.

В период премьеры оперы, Модесту Петровичу пришлось пережить предательство коллеги и друга Кюи, который написал критическую статью на оперу «Борис Годунов» «по полочкам разложив» её саму и самого автора.

Жизнь постепенно стала налаживаться, Мусоргский пишет несколько новых произведений. Но вот смерть нескольких близких друзей, среди которых его любимая женщина. Имени его музы никто не знал. Наступила черная полоса в жизни композитора, он стал выпивать. Живет в нужде, здоровье русского композитора подорвано.

Единственной отрадой тех дней станет признание Модеста Петровича заграницей. В начале 1881 года попал в военный госпиталь, с приступом белой горячки. Здесь знаменитый , напишет портрет Мусоргского.

Вскоре Модест Петрович умер, произошло это весной 16.(28).03.1881 года. Мусоргский был талантливым русским композиторов, с непростой судьбой, который навсегда останется в памяти русского народа, с его знаменитыми произведениями - «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», и многие другие.

На весь мир российского композитора Модеста Мусоргского прославила опера «Борис Годунов», но он за свою недолгую творческую карьеру сотворил немало и других музыкальных произведений. Кто знает, если бы не его безвременная кончина, возможно, мир бы услышал ещё много чудесной музыки… Как бы то ни было, оставленное потомкам наследие всё равно впечатляет, и произведения Мусоргского и по сей день исполняются в консерваториях разных стран мира.

Факты из жизни Мусоргского

  1. На творчество великого композитора оказал серьёзное влияние сельский быт, среди которого он вырос.
  2. Первым музыкальным инструментом, который освоил Модест Мусоргский, было фортепиано. Его отец, помещик, поощрял занятия сына музыкой, и нанял ему учителя.
  3. Как и подобало образованному молодому человеку тех времён, Мусоргский отслужил в армии и освоил несколько иностранных языков - немецкий, французский, греческий и латынь.
  4. Он был завсегдатаем музыкальных вечеров, где сам нередко исполнял несколько партий - пел он очень хорошо.
  5. Военную службу Мусоргский оставил, когда принял решение окончательно посвятить свою жизнь музыке.
  6. Первым его произведением в качестве композитора стала пьеса для фортепиано, написанная и опубликованная в 1825 году.
  7. В процессе сочинения музыки Мусоргский никогда не делал набросков и черновиков. Он предпочитал подолгу обдумывать всё будущее произведение целиком, после чего писал его сразу целиком.
  8. Громкой славы при жизни он не добился. Его музыку критиковали даже близкие друзья. Современникам Мусоргского не пришлась по вкусу даже опера «Борис Годунов», впоследствии триумфально прошедшаяся по консерваториям России и Европы. Особенно известной стала редакция этой оперы за авторством Римского-Корсакова (см. ).
  9. Единственный прижизненный портрет Мусоргского был написан знаменитым художником Репиным. Он навестил композитора, когда тот лежал в госпитале, и там же написал его портрет. Спустя девять дней после визита Репина Мусоргский скончался.
  10. Причиной смерти композитора послужил приступ белой горячки. В последние годы жизни он пристрастился к алкоголю из-за неприятия его сочинений современниками.

Великий русский композитор Модест Мусоргский был и остается талантливым человеком. Родился Модест в небольшом селе Псковской губернии в 1839 году. Прожив недолгую, но насыщенную жизнь, композитор умер в 1881 году. Семья Мусоргского была небогата, однако, юный Модест с самого раннего детства занимался игрой на фортепиано.
Еще во времена своих начальных занятий, молодой талант открыл в себе способность сочинять музыку, но развивать в тот период их не стал. В 1852 году юноша Модест окончил школу прапорщиков, не собираясь дальше работать в военном деле. Уроки игры на пианино всегда привлекали будущего композитора, и он не оставлял это приятное сердцу занятие, даже в период обучения военному делу.
Обучал Модеста знаменитый пианист по фамилии Герке. Мусоргский какое-то время был в раздумьях, чем заняться и в каком направлении развиваться, но только к 1858 году решил пойти на государственную службу. Работа отбирала много времени у Модеста, но он никогда не оставлял занятия музыкой. Именно в это время молодой талант серьезно занялся сочинением музыки. Несмотря на сильную усталость от государственной работы, Мусоргский с особым усердием сочиняет свои первые музыкальные произведения.
В это время, современники Модеста, прогрессивно настроенные композиторы, такие как, Римский-Корсаков, М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи и другие, организовали своеобразное содружество под названием «Могучая кучка». Немного времени спустя Мусоргский вступил в ряды своих единомышленников – композиторов.
В начале 1879 года, композитор, наконец, оставляет службу в лесном хозяйстве, где он работал в последнее время и отправляется в путешествие по России. Рутинная работа и серые будни наскучили этому талантливому человеку и он, в качестве аккомпаниатора одной из знаменитых певиц того времени, Дарьи Леоновой. Несмотря на свое любимое занятие, сочинение музыки, Модест угнетен повседневностью и все чаще прикладывается к бутылке. Итогом такой любви к алкоголю, становится алкоголизм композитора, приведший его на больничную койку военного госпиталя Петербурга, где Мусоргский и окончил свои дни.
Творчество великого композитора Модеста Мусоргского до сих пор остается уникальным и невероятно талантливым. Оперы этого знаменитого человека, «Хованщина» и «Борис Годунов» и в наши дни не имеют равных себе во всем мире. Воплощения образов в этих популярных произведениях придуманы настолько реально, что остается только поражаться тому, как Мусоргскому удалось так правдиво изобразить героев!
Помимо оперных произведений, Модест сочинил немало и других, «Ночь на лысой горе», «Песни и пляски смерти» и многую другую фортепианную и хоровую музыку. Во всех произведениях Модеста Мусоргского чувствует невероятный патриотизм, каждый звук его мелодии пронизан русским духом, именно к этому всегда и стремился этот талантливый человек.

Модест Мусоргский происходил из старинного дворянского рода. Родился будущий композитор 9 марта 1839 г. в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии.

В своей автобиографии Мусоргский писал: «...ознакомление с духом народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления ещё с самыми элементарными правилами игры на фортепиано».

Первым его педагогом по музыке стала мать - Юлия Ивановна Мусоргская. Уже в 9 лет он мог довольно легко сыграть большой концерт Фильда.

С 1849 г. Модест учится в петербургской Петропавловской школе, а затем в школе Гвардейских прапорщиков. Занятия музыкой он продолжает с одним из лучших педагогов города на Неве - А.А. Герке.

После окончания школы в 1856 г. Мусоргский был зачислен на службу в Преображенский полк. В июне 1858 г. он вышел в отставку и целиком посвятил себя творчеству.

В 1863 г., находясь на службе в Лесном департаменте, стал членом «Могучей кучки».

В 1879 г. он совершает концертную поездку по югу, во время которой была написана знаменитая «Песня о блохе».

12 февраля 1881 г. Мусоргского разбил паралич. Умер композитор в марте этого же года по дороге в госпиталь.

На его смерть В. Стасов написал некролог: «Мусоргский умер в самом расцвете сил и таланта: Как далеко еще до старческих годов и сколько надо было еще от него ожидать, глядя на его могучий талант, на его могучую натуру!»

Музыкальное наследие:

Оперы: «Саламбо» (по роману Г. Флобера, 1863–1866 гг., не окончена), «Женитьба» (на текст комедии Н. В. Гоголя, 1-е действие, 1868 г.), «Борис Годунов» (по трагедии А.С. Пушкина, 1869 г.), «Хованщина» (либретто М., 1872-1880 гг., завершена по авторским материалам и оркестрована Римским-Корсаковым, 1883 г.), «Сорочинская ярмарка» (по повести Гоголя, 1874-1880 гг., окончена Ц. А. Кюи, 1916 г.)

Произведения для оркестра: скерцо B-dur (1858 г.), интермеццо (1867 г.), Ночь на Лысой горе (1867 г.), марш Взятие Карса (1880 г.)

Произведения для фортепиано: Картинки с выставки (1874 г.)

Произведения для хора и оркестра: хор из трагедии Софокла «Царь Эдип» (1860 г.), Поражение Сеннахериба (слова Дж. Байрона, 1867 г.)

Произведения для хора, солистов и фортепиано: «Иисус Навин» (1877 г.)

А.А. Голенищева-Кутузова, 1874 г.), Песни и пляски смерти (слова Голенищева-Кутузова, 1875-1877 гг.)

Биография Мусоргского будет интересна всем, кто неравнодушен к его самобытной музыке. Композитор изменил ход развития музыкальной культуры, но его достижения не были признаны при жизни, как это часто случается с гениями, опередившими свое время. Оперы Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина" сегодня являются признанными шедеврами, а его сочинения для вокала и фортепиано с гордостью исполняют лучшие музыканты мира.

Краткая биография Модеста Мусоргского

Композитор появился на свет 21 марта 1839 в с. Карево, что находится в Псковской губернии. Биография Модеста Петровича Мусоргского могла бы быть не столь удачной, но его отец был представителем старинного дворянского рода, так что для мальчика сразу открылся путь в высший свет. До десятилетнего возраста будущую знаменитость обучали в домашних условиях, а в 1849 отправили в училище Петришуле - одно из старейших и лучших учебных заведений Петербурга. Так и не окончив его, в 1852 Модест перевелся в Школу гвардейских подпрапорщиков - привилегированное военное училище, в стенах которого воспитывались многие выдающиеся деятели России.

Один из преподавателей Школы, отец Крупский, распознал талант и научил Мусоргского понимать глубокую суть церковной музыки. В 1856 обучение юноши подошло к концу. После выпуска из Школы Модест некоторое время служил в лейб-гвардии, затем в инженерном управлении, а после этого в министерстве государственных имуществ, заведовавшем государственными землями, а также в госконтроле.

"Могучая кучка"

В 60-х годах Модест Петрович стал членом "Могучей кучки" - сообщества выдающихся композиторов Петербурга. К этому времени молодой человек успел стать прекрасно образованным и эрудированным российским офицером, свободно говорил на французском и немецком, понимал греческий язык и латынь.

Милий Алексеевич Балакирев, который был лишь двумя годами старше Модеста и являлся основателем "Могучей кучки", заставил молодого композитора больше времени уделять занятиям музыкой. Он сыграл важную роль в биографии Мусоргского. Милий Алексеевич лично руководил чтением оркестровых партитур, учил анализировать гармонию и форму произведений величайших композиторов мира, старался развить навыки критического мышления. До 1871 года мастер не создал ни одного крупного музыкального сочинения. Этот период биографии Модеста Мусоргского не ознаменовался ни одним значительным свершением. Композитор писал небольшие песни и романсы, но не сумел завершить ни одной оперы, хотя неоднократно предпринимал попытки.

Первый крупный успех

Первым крупным произведением стала опера "Борис Годунов", созданная на основе произведения Пушкина А. С. В 1870 году композитор представил материалы оперы в дирекцию Императорских театров, но получил отказ без объяснения причин. Однако один из друзей Мусоргского являлся членом комитета дирекции и сообщил автору, что оперу отвергли из-за отсутствия так называемого "женского элемента". Модест Петрович доработал произведение, и в 1874 состоялась его первая грандиозная премьера на сцене петербургского Мариинского театра.


Биография Мусоргского: последние годы жизни

В 1870-х годах наметился развал знаменитой "Могучей кучки". Разница во взглядах на музыку и ее развитие привела к тому, что общество почти распалось и трансформировалось. Модест Петрович болезненно переживал это событие, считал прочих членов музыкальными конформистами, малодушными и безнадежными, изменившими великой русской идее. Мусоргский считал, что другие композиторы недальновидны, что они не создают ничего ценного, ничего нового, а лишь переписывают то, что уже давно создано и озвучено.

В биографии Модеста Петровича Мусоргского наступила темная полоса. Его творчество неизменно встречало непонимание критиков, зрителей и официальных лиц. Сочинения композитора всюду встречали отказ. Однако самым болезненным для автора оказалось неприятие его смелых идей близкими друзьями - членами "Могучей кучки" Римским-Корсаковым, Кюи, Балакиревым. Упрямый автор не мог поверить в то, что он везде неправ. Ему было больно оказаться по разные стороны баррикады с друзьями.


Переживания, постоянные отказы и отверженность привели к нервному срыву и алкоголизму, но композитор продолжал творить даже в таком состоянии. Он никогда не делал заметок, не писал черновиков, все идеи тщательно обдумывал, а затем записывал уже полностью готовое произведение. Такой метод работы в совокупности с нестабильным психическим состоянием и постоянным пьянством привели к замедленному темпу работы.

В краткой биографии Мусоргского следует упомянуть, что тот уволился из "лесного ведомства" и лишился стабильного дохода. После этого композитор жил на случайные разовые заработки и помощь более состоятельных друзей. Его подруга, певица Леонова Д. М., взяла Модеста Петровича с собой на гастроли по южным регионам. Мусоргский выступал в качестве аккомпаниатора, а также исполнял собственные произведения. Его смелая, гармоничная импровизация пришлась по вкусу слушателям, и концерты пользовались неизменным успехом. Композитор понял, что его новаторский взгляд на музыку, наконец-то, получил признание.

Последнее выступление

Последний публичный концерт в биографии М. Мусоргского состоялся 4 февраля 1881. В Петербурге проходил вечер памяти Достоевского, где Модест Петрович выступал наравне с другими музыкантами. На сцене установили портрет писателя, композитор занял место за роялем и исполнил импровизированный траурный перезвон колоколов. Присутствующие были поражены глубиной его скорби.


13 февраля у Модеста Петровича случился приступ белой горячки, и он был срочно госпитализирован. Уже в больнице мастера посетил Илья Репин и написал единственный прижизненный портрет гениального композитора. Спустя месяц сердце Мусоргского навсегда остановилось. Он был похоронен на территории Александро-Невской лавры.

Творчество

Биография Мусоргского состоит из взлетов и падений. Его оригинальное, своеобразное понимание музыки не было понято современниками, но потомки сочли его гениальным. Модест Петрович отвергал рутину, не признавал авторитеты, игнорировал правила, считая их лишь сборником архаизмов. Всю жизнь автор стремился к новизне. Главной специализацией композитора является вокальная музыка. С помощью звучания автор умел придать словам вес, нужную эмоцию и задеть слушателя до глубины.


Однако наиболее значительного успеха Модест Петрович добился в области оперы. Он создал особую разновидность этого жанра, которую назвал "музыкальной драмой". В этот период была популярна романтическая оперная эстетика, но Мусоргский полностью отвергал существовавшие каноны. С помощью специфических музыкальных методов он создал трагическую коллизию, которую воплотил в произведении "Борис Годунов". Критики недоброжелательно восприняли новаторские идеи автора, называя либретто неудачным, а музыку - шероховатой. Даже близкие друзья, члены "Могучей кучки" посчитали Мусоргского неопытным, отметили отсутствие сюжетной линии и недостаточное развитие характера персонажей. Музыка Модеста Петровича получила признание только после смерти автора.

Самые известные произведения:

  • опера "Борис Годунов";
  • опера "Хованщина";
  • опера "Сорочинская ярмарка";
  • песня "Где ты, звездочка?";
  • романс "Много есть у меня теремов и садов";
  • романс "Что вам слова любви";
  • колыбельная "Спи, усни, крестьянский сын".

При описании краткой биографии Мусоргского нельзя не отметить интересный факт из жизни выдающегося композитора. Хотя автор не создавал литературных произведений, его незаурядное литературное мастерство проявилось в письмах, которые впоследствии были изданы в виде отдельной книги.