Рисунки кистей рук в разных позах. Как нарисовать кисть карандашом поэтапно

Изображение рук - это одна из самых тернистых задач, которые встают перед начинающим художником. Что такое руки? Да, мы видим их каждый день, они постоянно перед нами, потому что большинство действий мы производим с помощью них, но на начальном этапе рисования рук — этих, вроде бы наглядных частей тела, трудности возникают всегда. На этом онлайн уроке по рисованию, я постараюсь вас научить как, без особых затруднений, понять пластику руки и технику её исполнения.

1) Что бы научиться рисовать руки, для начала нужно просто попытаться срисовывать (хотя бы с рисунков ниже), со своих собственных рук, с фотографий, и после этого, когда вы столкнётесь с теми или иными трудностями, вы можете подробно изучить эту статью и здесь уже найдёте ответы на частые ошибки и некоторые тонкости и хитрости при рисовании рук.

2) Каждый рисунок, естественно, начинается с наброска или эскиза. Рисунок, который выполнен правильно и соразмерен, обязан в первую очередь наброску. Набросок же, особенно частей тела человека, может быть выполнен правильно только благодаря знаниям человеческих пропорций или анатомического строения. Итак, что мы знаем о пропорциях человеческой ладони. На рисунке ниже мы видим, что человеческую ладонь можно измерить относительно головы - от линии подбородка до линии волос.

3) Следующее, что нам необходимо знать о строении руки для рисования - это то, что косточки, или костяшки не расположены по прямой - это частая ошибка - они расположены по дуге (смотрите на примере). И вообще, что касается рук, тут почти никогда не бывает параллельных и ровных линий. Здесь всё движется, рука многофункциональна, руки - это отдельное существо, они живут своей жизнью.

4) Пальцы на руке разной длины. Самый длинный палец - средний, следующий по убыванию - безымянный, потом - указательный (два последних незначительно отличаются по длине), мизинец (достигает верхнего сустава безымянного пальца) и большой палец, хотя большой и равен по длине мизинцу, он оказывается ниже всех остальных и от этого кажется самым коротким. Также необходимо знать, что длина среднего пальца равна почти половине длины ладони. Большой палец чуть-чуть не достаёт второй костяшки указательного пальца и в основном, при работе и движении руки составляет 90 градусов по отношению к другим пальцам. Ширина ладони равна примерно 75% от длины ладони или чуть больше половины.

5) Несмотря на то, что рука самая гибкая и непредсказуемая, на первый взгляд, часть тела, есть и законы по которым живёт рука, ладонь и пальцы. Эти законы все мы знаем, но когда начинаем рисовать руки, то почему-то о них забываем. Механический принцип работы руки заключается в том, что ладонь может только закрываться и открываться, а пальцы сгибаются или сворачиваются вниз к середине ладони, сжимаясь пястью, как закрывающийся бутон цветка. Рука с внутренней стороны вогнута, а внешней стороны выпукла, пальцы растут плотно, при сложении пальцев они представляют собой сплошное продолжение ладони. Неправильным рисунок является тот, на котором пальцы широко расставлены друг от друга или при сложении которых (мысленно) получаются зазоры.

Что бы освоить это, нужно понаблюдать за рукой во время того, как она будет что-то держать, тянуться, хватать. Только зная как работает рука, какие фаланги участвуют в том или ином рефлекторном процессе, можно убедительно нарисовать руку в движении или в статичном состоянии. Вот ещё один совет, который я вам дам, что бы научиться рисовать руки: ладонь всегда делите на три части: первая часть - основание ладони, вторая - основание большого пальца, отхватывающий значительный кусок снизу, третье - верхние основания остальных четырёх пальцев. Мускул большого пальца (вторая часть ладони) самый мощный из всех, расположенных на ладони, он самый важный и самый наглядный, самый выпуклый и объёмный. Посередине ладони с внутренней стороны находиться характерная ямка с линиями судьбы. Мой совет вам: при рисовании руки, для начала набросайте линии руки, потом на основании линий выстройте блоки или те самые три части, так будет проще изобразить естественную руку.

6) Кости в ладони и пальцах видны только в виде костяшек тыльной стороны руки, в остальных же случаях они только формируют формы и при наброске их можно изобразить линиями, вдоль которых будет строиться рука. Пальцы состоят из нескольких костей, благодаря этому они имеют ритмичную форму - от каждой костяшки к другой сужаются и расширяются. В местах сочленений пальцы выглядят чуть толще, с внутренней стороны имеются складки, которые расположены чуть выше сочленения. Также нужно изучить шарнирную способность пальцев сгибаться, что бы потом не нарисовать неправдободобно согнутый палец. Первые два сустава могут сгибаться под прямым углом, а верхние не могут даже под острым. Посмотрите на неосознанную зависимость суставов, например: когда сгибается второй сустав, автоматически сгибается и верхний. Когда пальцы вытянуты - верхний сустав стремится отклониться назад.

Сухожилия на руке, видны на тыльной стороне ладони и выглядят как нити или линии, составляющие прямую линию с каждой из средней линии пальцев. Проявляются они, когда ладонь сильно напряжена, либо выгнута. Сухожилия тыльной стороны руки будет ошибкой изображать у детей, подростков и полных людей, так как в этих случаях они скрыты, не заметны или недоразвиты.

7) Ещё одна важная вещь, которую мы рассмотрим на онлайн уроке «как рисовать руки» - это расположение линий пальцев. Заметьте, что линия среднего пальца делит ладонь на две равные половины. Эта линия также находится под прямым углом ко всем остальным. Этот палец разжимается и сжимается ровно к ладони, тогда как остальные уже, при сжатии к ладони, стремятся к её центру, и принимают угол.

8) Как рисовать женские руки . Как и везде при изображении женщины и её частей надо помнить, что главными здесь являются плавность и округлость. Костяшки на пальцах и внешней стороны ладони у женщины мельче, пальцы в основном тонкие. При сжатых пальцах, стремятся к одной точке явственней, чем у мужчины, как бы если бы ещё несколько сантиметров и они слились бы в одну точку.

Рука - это такой предмет рисования, который всегда под рукой (извините за тавтологию). Даже когда вы рисуете одной рукой - у вас всегда есть вторая, для того что бы посмотреть как ведёт себя ладонь или палец, или фаланга в том или ином случае. Конечно, в технике рисования руки главным считается практика, изучить анатомию, поведение и структуру - это полдела, а дальше нужно тренироваться и тренироваться. Рука - это такая часть тела, которую вам не придётся рисовать дважды в одном и том же положении, так что каждый раз вы будете изучать её по новому, но благодаря тем базисным знаниям, которые вы получили - это будут мелочи, которые вы можете запросто выстроить вокруг основы наброска.

Следите за выпусками сайта и в следующих обновлениях раздела Статьи, будут новые обучающие уроки по рисованию частей тела человека.

Хотите производить хорошее впечатление на окружающих людей? В интернет-магазине Duhi Original вы найдёте духи Montale купить которые можно по самым приемлемым расценкам. Большой ассортимент продукции с ароматами на любой вкус.

Возможно, никакой аспект рисунка не сопровождается большим беспорядком и представлен менее адекватным материалом для исследования, чем рисунок рук. Большая часть этой неприятности вызвана тем, что вы бросаетесь искать материал куда попало, вместо того, чтобы взглянуть на собственные руки. Вы имеете наилучший источник информации в наличии постоянно. Возможно вы никогда не думали о них в этом смысле. Рисунок рук должен базироваться в значительной степени на себе. Ведь любой преподаватель не может вам объяснить больше, чем вы узнаете, внимательно изучив собственные руки.
Исследование рук, кроме изучения их анатомического строительства, состоит главным образом из рассмотрения размеров различных частей в сравнении. Пальцы имеют определенную длину относительно ладони; места соединения пальцев находятся в определенной пропорции по отношению к целому пальцу. Ладонь имеет ширину и длину. Расстояния между суставами на внешней стороне пальцев больше, чем они же между складками на внутренней стороне. Длина самого длинного пальца от его основания до третьего сустава в задней части – фактически половина длины тыльной стороны ладони от кончика пальца до запястья. Большой палец кончиком достает почти до второго сустава указательного пальца. Длина ладони – равна длине лица от подбородка до линии роста волос. Вы можете сделать эти сравнительные замеры на себе или на ком-то другом.
Рука - самая гибкая и приспособляемая часть анатомии тела, она может охватывать предмет любой формы и сравнимого с ней размера. Эта гибкость составляет и трудность для художника, потому что целая рука может принять различные положения. Но все же механический принцип работы рук остается постоянным. Ладонь открывается и закрывается, и пальцы сворачиваются внутрь к середине ладони. Гвозди – очень удобное упражнение для изучения работы пальцев, так как их нужно точно и жестко схватывать; вы берете булавку кончиками пальцев; берете молоток пальцами и ладонью. Тыльная сторона ладони более или менее устойчива к обратному давлению пальцев, и используется в подталкивании (отогнуть пальцы назад довольно трудно). Рука – самый совершенный механизм, который мы знаем для достижения самых различных целей. В дополнение к его совершенству, рука наиболее близко и точно скоординирована с мозгом, чем любая другая часть тела. Многими из ее движений управляют подсознательные рефлексы; например, печатание и игра на фортепьяно.
Человек начал действовать руками прежде, чем развился его мозг и культурный уровень. Младенец может эффективно использовать руки прежде, чем он может думать. История продвижения человека с древнейших времен близко связана с адаптируемостью человеческой руки.
Факт, что руки и их движения требуют настолько небольшого сознательного импульса, что это удивительно осознавать со стороны. Взгляните теперь на собственные руки; вы увидите на иллюстрации, как рука автоматически принимает форму, удобную для схватывания объекта.
Чтобы рисовать руку в процессе построения объекта, вы должны сначала изучить контур объекта, затем пронаблюдать, как автоматическое регулирование руки соответствует этому контуру. Наблюдайте за пальцами, перед тем, как схватить и сжать персик или яблоко. Принцип механизма хватания очень важен в рисунке руки. Только зная это, как он фактически работает, может рука быть нарисована убедительно. Чтобы рисовать руку по ходу наброска человека, вы должны сначала изучить контур объекта, затем отметить, как положение руки соответствует этому контуру. Сначала надо перед тем, как взять и сжать в кулаке персик или яблоко, наблюдать за пальцами, чтобы заметить, как они ведут себя перед схватыванием. Рефлекторный принцип очень важен в рисовании руки. Только зная, как фактически работает рука, можно нарисовать ее убедительно. Тыльную сторону ладони можно рисовать в трех плоскостях – первая для секции большого пальца до сустава основания указательного, и другие две вдоль ладони, сужаясь к запястью. При большинстве действий тыльная сторона руки сгибается. Как правило, ладонь – это три блока, окружающие внутреннюю часть ладони – основание ладони, толстое основание большого пальца, основание остальных пальцев. Сустав между пальцами и большим пальцем – соединяющий, приспособлен для того, чтобы двигать большой палец к ладони внутрь или оттягивать под углом 900 к ладони. Мы также должны аккуратно выравнивать ногти, чтобы они лежали на одной плоскости с внешней поверхностью пальцев и были продолжением средней линии каждого пальца. Иначе ноготь будет кривой, и вы не поймете, почему.
Продолжайте изучать ваши собственные руки, чтобы узнать о руках вообще. Внутренние мускулы расположены настолько глубоко, что они не столь важны, как внешние формы. Единственные кости, которые мы видим, - костяшки внешней части суставов и запястий. Если вы рисуете ладонь в действии, пальцы можно довольно просто присоединить к суставам и правильно выровнять. Изучите сравнительную длину пальцев; помните, что большой палец работает главным образом под прямым углом к остальным пальцам. Избавьтесь от мысли, что руки рисовать сложно. Просто очень легко запутаться, если вы не знаете, как они работают. Все становится гораздо проще, когда вы разберетесь.
Самое важное, что нужно помнить о руке – то, что она является вогнута с внутренней стороны и выгнута с внешней. Пальцы растут настолько плотно, что можно удержать в ладони даже жидкость. Рука служила первобытному человеку чашкой и ложкой, он набирал в горсть то, что не мог взять одними пальцами.
Мускул большого пальца – пожалуй, самый важный в руке. Этот мускул, поддерживающий или противостоящий остальным пальцам, дал человеку возможность делать очень крепкий захват, способный удержать на весу даже человеческое тело. Эта мышца помогала человеку держать копье, дубину. Как животные часто зависят от силы своих челюстей, так человек зависел от силы кистей рук.
Когда вы ознакомитесь со строением и пропорциями руки (Рис. 77 - 85), вам будет легче и удобнее отображать особенности женских рук, рук младенцев, детей, и пожилых людей.

Рисунок 77. Анатомия руки.


Обратите внимание на сухожилия, расположенные на тыльной
стороне ладони, которые тянутся к пальцам. Они выполняют
огромную функцию: с их помощью можно сжимать и разжимать
ладонь, а также двигать каждым пальцем в отдельности.
Мускулы, которые управляют этими сухожилиями, расположены
в предплечье. К счастью для художников, большинство
сухожилий скрыто под кожей и мышцами, и незаметно.
У детей и подростков сухожилия кистей рук не заметны, они
проступают в пожилом возрасте.

Рисунок 78. Блоки, формирующие руку


На тыльной стороне ладони кости и сухожилия располагаются близко под кожей; те, что по сторонам и на внутренне части ладони – дополнительные. Я наметил эти поверхности таким образом, чтобы вам было легче с ними познакомиться. Обратите внимание на толстые мясистые «подушечки» в
основании большого пальца и в основании ладони. Подушечка присутствует в основании каждого пальца, вместе они опоясывают верхнюю часть ладони. Мускулы пальцев защищают кости. Благодаря своей эластичности, они
обеспечивают хорошую координацию движений, как хорошие шины обеспечивают сцепление на дороге. На внешней стороне ладони нет мышечных «подушечек»,
но зато мускулом хорошо защищена внешняя поверхность мизинца, настолько, что может выдержать довольно сильный удар, особенно когда кулак сжат.

Рисунок 79. Пропорции руки


Следующая важная вещь – кривые линии, которые можно провести через кончики пальцев и суставы. Если разделить ладонь вдоль воображаемой линией пополам, то по каждую ее сторону окажутся по два пальца. Сухожилие среднего пальца приблизительно разделяет внешнюю сторону ладони пополам. Обратите внимание также на то, что большой палец растет почти под прямым углом к остальным пальцам. Им можно двигать перпендикулярно от ладони и к ней, тогда как остальные пальцы сжимаются и разжимаются параллельно ладони. Суставы пальцев расположены немного выше складочек на внутренней стороне пальцев. Проведите воображаемые кривые линии: кривая, пересекающая основание пальцев будет пологой, пересекающие суставы – более крутыми, и самая крутая – линия, пересекающая кончики пальцев.
Средний палец - ключевой палец, по которому мы определяем длину руки. Отношение длины этого пальца к его суставу в задней части – немного более половины длины руки.
Ширина ладони немного больше, чем половина длины внутренней стороны ладони. Указательный палец длиной достигает приблизительно до ногтя среднего пальца, безымянный приблизительно равен указательному. Мизинец достигает только верхнего сустава безымянного пальца.

Рисунок 80. Построение руки

Рисунок 81. Внутренняя часть ладони (ямка)


На рисунке выше отметьте, как тщательно обозначена явка посередине ладони. Также отметьте кривую, опоясывающую внутреннюю сторону ладони. Руки никогда не выглядят естественными и способными к хватанию, пока художники не понимают эту особенность. Все эти руки выглядят так, как будто они что-то держат или хватают. Громкий звук хлопания получается от внезапного сжатия воздуха между этими двумя ямками в ладонях. Рука, которая не выглядит способной к хватанию и хлопанию, плохо нарисована. Изучите ваши собственные руки, чтобы убедиться.

Рисунок 82. Построение рук в перспективе

Рисунок 83. Рука в действии

Рисунок 84. Суставы

Рисунок 85. Рисование вашей собственной руки

Рисунок 86. Женская рука


Женские руки, как их лица, отличаются от мужских в основном меньшими косточками и более нежными мускулами, и вообще более округлыми поверхностями. Для большего изящества руки, средний палец должен составлять около половины длины ладони, изящества также добавляют овальные ногти. Даже несмотря на то, что женские руки тонкие, они могут сильно сжиматься и быть цепкими.

Рисунок 87. Пальцы, сужающиеся к концам, в движении.

Рисунок 88. Изучите много разных поз рук.


Есть только один верный способ научиться рисовать руки – это делать много, очень много набросков. При рисовании рук, больше, чем где-либо, существенно их положение. Распрямите пальцы вдоль ладони, прежде чем детально изучить их. Руки практически никогда не бывают абсолютно прямыми и плоскими. Внимательно изучите пространство между суставами пальцев. Большую часть времени мы видим их не в прямой проекции, а в перспективе, как показано в гл.82-85.

Рисунок 89. Рука младенца


Руки младенцев изучают отдельно. Основное их отличие от рук взрослых в том, что ладошка является более толстой по отношению к меньшим пальчикам. Мускулы основания большого пальца и основания ладошки у маленьких детей относительно очень мощные. Младенцы могут зажимать и хватать что-то, равное их весу. Суставы на внешней стороне руки полностью скрыты мускулами и обозначены ямочками. Основание ладони часто окружено толстой складочкой. Основание ладони намного шире, чем ее ширина на уровне основания пальцев.

Рисунок 90. Изучение рук младенца

Рисунок 91. Детские руки


Руки ребенка являются промежуточными между руками младенца и подростка. Это означает, что мускул большого пальца и основание ладони более толстые относительно взрослой руки, но не такие толстые как в руке ребенка. Пальцы растут относительно ладони также, как у взрослых. Вся рука меньше, немного толще, и более покрыта ямочками, и суставы, конечно, не так выделяются, как у взрослых.

Рисунок 92. Пропорции остаются более-менее постоянными.

В младшем школьном возрасте различие между рукой мальчика и девочки небольшое, но в юности появляются большие изменения. Рука мальчика намного больше, более крепкая, более развиты кости и мускулы. Основание ладони, суставы пальцев более развиты у мальчика, а у девочки рука более тонкая и нежная, кости в ней меньше. На руке мальчика ногти, так же как и пальцы, немного шире.

Рисунок 93. Рука пожилого человека

Если вы мастерски справились с построением руки, рисовать руки старых людей для вас – одно удовольствие. Фактически, их рисовать легче, чем руки молодых, так как строение и анатомия там более явственно видны. Основные особенности: более толстые пальцы, выступающие суставы. Кожа становится морщинистой, но это нужно прорисовывать только в крупном плане.

Рисовать руки на самом деле очень сложно. Есть анекдот, который по сей день живет среди стен художественных заведений, который повествует о художнике, который, что- бы не посрамиться, нарисовал руки в карманах, а ноги в траве. Руки- это тоже объемная форма, и именно объем нужно передать. Но это не самое страшное. Самое сложное- правильно уловить пропорции. Уже на втором месте стоит передача движения, анатомических особенностей. Я не умаляю важности знаний анатомии, это должно быть. Но если с самого начала не соблюсти пропорции, дальнейшая работа не принесет положительного результата. Например, перед вами сидит натурщик. Руки его находятся в нужном положении, в определенном ракурсе. Вот и нужно правильно уловить положение руки в ракурсе. А для этого ищите пропорции. Малейшая неточность и "правильной" картинки не получится. А неточность эту замечаешь уже на пол пути к завершению работы, как ни прискорбно.
Попробую объяснить по другому. Для начала, наверное, нужно посмотреть на следующий рисунок:


Не обязательно знать, как какая косточка называется. Достаточно понимать, что рука это не аморфный материал, не надутый шарик- это кости, покрытые мышцами, связками, кожей. Запомните пропорциональные соотношения частей скелета руки.

Когда будете рисовать с натуры, наверняка рука будет в ракурсе, что усложнит вам задачу. Нужно будет передавать пропорции самой "картинки", с учетом пропорций рук.

Начинать рисовать руку нужно не по отдельности, а как общий объем. Намечаете объем вместе со всеми пальцами и уже потом "разбиваете" на участки, в конечном итоге выделяя каждый палец.


Если взять в ладонь шарик, она примет его форму. Это будет проще понять, если вы сами это сделаете. Конечно, рука может принимать различные положения, и форма ее будет меняться. Но основы нужно учитывать всегда. Вот так рисовал Баммес:

После намечения формы и всех деталей можно приходить к передаче светотени. Определяем сначала (в общем) светлое пятно и темное и по тени ложим мягкий штрих. А после все делаем по принципу, как рассказывалось на странице .


Здесь представлены работы художника Эндрю Лумиса. Очень хорошо показано строение, отлично переданы все объемы. Можно прямо брать и копировать с учетом всех пропорциональных соотношений. Очень хорошо показано, что в основе строения ладони лежит шар. Посмотрите, как рисуется кулак. Начинайте с передачи основных пропорциональных соотношений, высоты и ширины, основных масс. Когда это наметите в листе, переходите к построению основных объемов. В последнюю очередь намечайте ногти, иногда достаточно лишь легко наметить карандашом.

После этого можно переходить к передаче свето- тени, которая поможет передать объем. Заметьте, что здесь свето- тень выполняет функцию дополнительную. Применяется легкими намеками, уточняя объемы и форму.

Ниже представлены его- же рисунки детских рук. Руки младенцев, отличаются они от рук взрослых тем, что ладошка получается более увесистая и мясистая по отношению к пальцам. Суставов практически не видно на пухлых ручках. От этого могут быть проблемы с непониманием- ручки младенца могут получаться "ватными". Уже несколько понимая строение взрослой руки нужно переходить рисовать руки младенцев. Схематически руку младенца можно вписать в прямоугольник, приближенный к квадрату, а то и вообще в квадрат.

Руки детей постарше. Начинают появляться небольшие отличия между рукой мальчика и рукой девочки. Рука мальчика больше и крепче. Лучше просматриваются мышцы и суставы. Отличительная черта руки девочки- они тольше, уже, не мускулистая, пальцы тоньше, ногти уже. Хуже просматриваются суставы и мышцы. В рисовании детских рук сухожилия не передаются. Они пока еще практически не выражены.


Женские руки имеют заметные отличительные особенности от мужских. Как и все в женщине- лицо, фигура, так и сами руки. Они рисуются более нежными, с легкими округлыми поверхностями, более изящными. Для большего изящества женской ручки, средний палец должен составлять около половины длины ладони, изящества также добавляют овальные ногти. Легко передаются суставы, могут передаваться намёком, небольшими ямочками, как у младенческих детских руках.

Руки рисовать трудно, особенно в ракурсе. Многие художники считают, что показателем мастера как раз и является умение рисовать руки. А это достигается только с практикой и прилежным трудом. Сразу не получится.

Люди которые впервые пробуют нарисовать руки человека сталкиваются с рядом трудностей. Как понять форму рук? Как усвоить закономерности в их строении? В этих вопросах помогает разобраться пластическая анатомия для художников. В данной статье я сделал ряд анатомических рисунков, набросков и схем, которые помогут начинающим художникам понять основы и обратить внимание на ключевые аспекты. Я постарался изложить этот материал максимально просто и по существу. Не исключаю, что где-то мог допустить небольшие неточности, но суть от этого не меняется.

1. Основные названия

Руки состоят из трех основных частей:

  • плечо;
  • предплечье;
  • кисть.

Предплечье состоит из двух костей:

  • локтевая кость (утолщение у локтя);
  • лучевая кость (утолщение у запястья).

Основные мышцы:

  • дельтовидная мышца (поднимает всю руку);
  • бицепс или двуглавая мышца плеча (сгибает руку в локте);
  • трицепс или трехглавая мышца плеча (разгибает руку в локте);
  • мышцы отвечающие за движение кисти, пальцев и вращение предплечья с кистью (пронацию-супинацию).

Две основные группы мышц предплечья:

  • со стороны наружного надмыщелка плечевой кости находится группа мышц (а), в состав которой входят разгибатели кисти и пальцев;
  • со стороны внутреннего надмыщелка плечевой кости находится группа мышц (б), в состав которой входят сгибатели кисти и пальцев;
  • эти две мышечные группы хорошо заметны и отчетливо разделены локтевой костью.

2. Анатомическое строение руки. Основные мышцы

Форма руки зависит от формы костей и мышц. Поэтому в процессе рисования человека нужно обращать внимание на анатомическое строение рук. Важно «видеть» какие мышцы где находятся. Для понимания пластической анатомии могут помочь следующие рисунки, на которых изображены скелет и мускулатура. На каждом таком рисунке я добавил схему, в которой выделил цветом ключевые, хорошо заметные мышцы. Эти мышцы ярко выражены, поэтому должны просматриваться в рисунке человека. Конечно, мускулатура женских рук будет более утонченной и миниатюрной, чем мужских. К тому же есть люди полные, а есть худощавые и «жилистые». Это значит, что и мышцы у них будут тоже разные. Но обозначенные в рисунках основные мускулы будут просматриваться в той или иной степени у каждого человека.

3. Пронация и супинация

Если остановиться и обратить внимание на то, как движется кисть руки, то можно заметить, что она способна вращаться. Т. е. мы можем повернуть руки ладонями кверху, а можем повернуть ладонями книзу. Если кверху — то это положение руки называется супинацией. А если книзу — то пронацией. При этом лучевая кость предплечья перемещается вокруг локтевой кости. Для наглядности я сделал условно-схематичный рисунок, показывающий как это происходит.

В процессе рисования нужно постоянно сравнивать размеры. Это помогает правильно передавать пропорции. Рисунок руки — не исключение. Если говорить о предплечье — то в самой широкой его части сосредоточены брюшки мышц, а в самой узкой — сухожилия (хотя и некоторые мышцы там тоже есть). Зная эту особенность, рисовать руки человека будет проще.

5. Плечо и предплечье расположены под углом относительно друг друга

Когда человек держит руку прямой, то рука абсолютно прямой все равно не будет. Это объясняется тем, что плечо и предплечье расположены под углом друг ко другу.

6. Соединение плеча и предплечья похоже на соединение звеньев цепи

Пример с цепью очень помогает понять форму рук. Как повернута широкая часть плеча относительно самой широкой части предплечья? Это хорошо видно на схематичном рисунке. Если запомнить данную особенность строения руки, то дальнейшее рисование рук будет даваться намного проще.

Локтевой сустав обеспечивает подвижное соединение плечевой кости, локтевой и лучевой. Принцип его работы хорошо виден на схематичном рисунке. Головка локтевой кости похожа на гаечный ключ. Соединение лучевой и плечевой кости напоминает шарик и чашечку, потому что лучевая кость вращается вокруг локтевой, а также двигается вверх-вниз, как и локтевая кость, обеспечивая сгибание руки в локте.

8. Три видимых точки в локтевом суставе

Некоторые начинающие художники могут спросить: «Зачем нужно знать строение сустава, если его все равно не видно?» Ответ прост — сустав влияет на форму руки, на её движения, а также видны три его элемента. Внутренний мыщелок, наружный мыщелок и головка локтевой кости. Если локоть и внутренний мыщелок видны в большей или меньшей степени при любом положении руки, то наружный мыщелок заметен при согнутой руке. Когда рука прямая — он прячется в ямке. Эти нюансы влияют на внешний вид руки, поэтому важен в рисунке.

9. Рисунки рук карандашом

После изучения анатомических особенностей, нужно уметь применить знания на практике. Поэтому в заключении данной статьи, я привожу в качестве примера рисунки карандашом, в которых руки человека изображены в различных положениях. Обратите внимание на штриховку. Она как бы повторяет форму мышц руки, огибая поверхность. Это важный момент в технической стороне рисунка. Если же говорить о светотени, то как на всей руке, так и на отдельных мышцах нужно научиться видеть свет, полутень, тень — также как в рисунке кувшина или геометрических фигур. Однако, чтобы рисунок стал уверенным и профессиональным, нужно много тренироваться. Необходимо время, чтобы обрести навыки в рисовании.

На очереди у нас изучение рук и кистей. Сегодня рассмотрим основную структуру руки, а также с чего нужно начинать практику рисования рук .

Структура рук и кистей

Кость верхней части руки называется плечевой костью. Кости предплечья состоят из локтевой кости и лучевой. Кости верхней части и предплечья соединены локтевым суставом как шарниром.

Оба конца локтевой кости непосредственно видны под кожей на локте и на внешнем краю запястья. Лучевая кость, которая соединяется с плечевой костью также в локтевом суставе, может вращаться вокруг локтевой кости почти на 360 градусов . Это вращение не зависит от локтевого сустава или запястья, а происходит в пределах самого предплечья.

Основными мышцами плеча являются бицепсы на передней поверхности и трицепсы на задней. Они контролируют изгиб руки в локте.

Запястье контролирует все движения, кроме вращения — то есть вперед-назад и из стороны в сторону. Оно состоит из восьми мелких костей, известных как кости запястья, расположенных в два поперечных ряда.

Кисти состоят из пястных костей и фаланг. На тыльной стороне ладони костная и мышечная структуры расположены прямо под кожей. А на ладони есть толстый слой защитной ткани, которая выступает в качестве дополнения.

Как рисовать руки?

Существуют целые книги посвященные теме рисования рук . Несмотря на то, что руки состоят из большого числа мелких костей с сопутствующими мышцами, связками и сухожилиями, человеческие руки удивительно гибки и универсальны.

Лучший способ начать изучение — сделать рисунки своих рук, используя зеркало. Чтобы научиться рисовать руки хорошо, вы должны будете сделать много исследований из жизни.


Представьте ладонь как плоскую квадратную форму с изогнутой наружной кромкой, из которой выходят четыре пальца, а большой палец формируйте из гибкой клиновидной формы, выходящей с одной стороны ладони.

Практическое задание

Руки рисовать достаточно сложно. Начните практику рисования рук с перерисовки скетчей рук и кистей в различных положениях, а затем уже переходите к рисованию с натуры. Делайте наброски мужских, женских, детских рук и рук стариков. Чем больше набросков, тем лучше.

В статье использовались материалы книг:
— Ron Tiner «Figure Drawing without a model»;
— Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию.