Когда лувр стал музеем. Лувр, Париж — подробная информация о музее с фото и видео

Лувр находится в столице Франции, в Париже. Официальный адрес: Palais Royal, Musée du Louvre, 75001 Paris, France. Одна сторона Лувра находится на улице Риволи, а другая выходит к великой реке Франции – Сене.

David Stanley / flickr.com Frank Reyes / flickr.com Mauricio Lima / flickr.com alex hanoko / flickr.com Andrés Nieto Porras / flickr.com photophilde / flickr.com Artotem / flickr.com Yaacob HASAN / flickr.com Перевернутая пирамида — вид изнутри (Erik Drost / flickr.com) Париж Закат из окна Лувра (Dimitry B. / flickr.com)

Существуют памятники, сохранившие свой первозданный облик и по сегодняшний день. Но есть архитектурные шедевры, которые внешне преображались, меняли свое предназначение. К таким дарам древности относится Лувр.

Его изменения начинались от воинственного статуса средневековой крепости до изысканного королевского дворца. И на протяжении вот уже двух столетий, Лувр имеет статус известнейшего музея в мире.

Местоположение Лувра

Известность этого музея настолько велика, что гражданин любого государства, имея хотя бы среднее образование, осведомлен о его существовании. Но далеко не каждый знает, что именно представлено в музее, как он выглядит, что расположено по соседству с ним и где он находится сам. Опишем конкретный адрес Лувра.

Площадь перед Лувром (Artotem / flickr.com)

Лувр находится в столице Франции, в Париже. И, как и все здания в городе, он имеет свой официальный адрес: Palais Royal, Musée du Louvre, 75001 Paris, France. Первые два слова в переводе означают «Королевский Дворец». Последняя цифра индекса является номером округа — первый, самый старый, округ Парижа.

Одна сторона Лувра находится на улице Риволи, а другая выходит к великой реке Франции – Сене.

Самая близкая станция метро именуется Palais Royal - Musée du Louvre.

В Лувр можно попасть из метро, но есть более интересный путь, по которому вы должны подняться наверх, перейти улицу Риволи, войти в одну из арок музея и вот вас встречает двор Наполеона со стеклянной пирамидой, которая служит входом в музей.

Пирамиды перед Лувром — как попасть в музей?

Упомянув стеклянную пирамиду музея, обязательно стоит рассказать о ней чуть подробнее. Появилась пирамида в конце XX века. Ее история связана с именем талантливого архитектора Йонг Минг Пейем.

Перевернутая пирамида — вид изнутри (Erik Drost / flickr.com)

Начало строительства сопровождалось мнением, что новая во всем отношении конструкция может испортить аристократичную атмосферу Лувра. Но вопреки многим опасениям, пирамида ещё больше подчеркнула красоту музея. Кроме того, она решила основную практическую проблему -разгрузила прибавляющийся с каждым годом поток желающих посетить Лувр.

Пирамида находится во внутреннем дворе музейного комплекса и представляет собой конструкцию из стекла и металла. Специальное освещение позволяет рассмотреть ее вестибюль. Внушительных размеров холл, находящийся под пирамидой, является информационным музейным центром, отсюда на эскалаторе без очередей можно подняться во все галереи Лувра или же спуститься во внутренние его залы.

Рядом с музейным комплексом, на правом берегу Великой французской реки, находится сад Тюильри. Зеленые кварталы сада раскинули свои очаровательные аллеи между Лувром и Елисейскими полями.

Сад Тюильри имеет статус старейшего городского парка французской столицы. Горожане и туристы любят здесь отдыхать целыми семьями, знакомя юное поколение с достопримечательностями парка. И это знакомство надолго оставит в памяти былое и нынешнее богатстве Французской республики.

Ни один музей мира не может сравниться по популярности с Лувром, который ежегодно посещают порядка 10 млн человек. В первую очередь посетители стремятся увидеть загадочную «Джоконду», легендарный эталон античной красоты — Венеру Милосскую и мраморную фигуру богини победы Ники Самофракийской. Но если у скульптур можно спокойно встать и погрузиться в созерцание, то у подлинника портрета Моны Лизы это сделать невозможно. Чтобы оказаться у защитного ограждения, придется протискиваться сквозь толпу туристов, делающих селфи. Небольшое полотно (размер — 77×53 см) размещено под пуленепробиваемым стеклом, дающим отблески, поэтому разглядеть черты с расстояния нескольких метров будет проблематично. Тех, кто рассчитывал испытать эстетический восторг, ждет неминуемое разочарование. Однако в Лувре есть и другие картины Леонардо да Винчи, и их можно рассмотреть вблизи: «Мадонна в гроте», «Благовещение», «Прекрасная Ферроньера», «Иоанн Креститель», «Вакх», «Святая Анна с Мадонной и младенцем Иисусом».

Билеты в Лувр

Музей работает ежедневно, кроме вторника, с 9:00 до 18:00, в среду и пятницу — до 21:45. Выходные дни — 1 января, 1 мая и 25 декабря. Стоимость билета — 15€. Лица, не достигшие 18 лет, пропускаются бесплатно. С октября по март в первое воскресенье месяца доступ к постоянным коллекциям становится свободным для всех, как и 14 июля, в День взятия Бастилии.

Забронировать билет можно на официальном сайте Лувра . При покупке в кассах принимаются оплата как наличными, так и банковскими картами. Билет действителен в течение дня, в случае необходимости можно покинуть дворец и вернуться снова.

Входы в Лувр:

  • через пирамиду (главный вход);
  • рядом с аркой Карузель;
  • через Львиные ворота — в правое крыло музея;
  • со стороны улицы Риволи — 93 rue de Rivoli — в левое крыло;
  • через подземный вход торгового центра Carrousel du Louvre — 99 rue de Rivoli;
  • от станции метро Palais Royal Musee du Louvre.

Билеты в Лувр с аудиогидом

Картины Лувра

Гордость Лувра — коллекция живописи, включающая свыше 6 000 картин, созданных европейскими художниками с конца XIII века до 1848 года (работы более позднего времени перемещены в музей д’Орсе). Произведения живописцев Франции и Северной Европы выставляются в крыле Ришелье и Квадратном дворе (Cour Carrée), а творчество испанских и итальянских мастеров представлено на первом этаже в галерее Денон.

Приковывают взгляды монументальные полотна «Коронация Наполеона», «Клятва Горациев» и «Смерть Марата» Жака-Луи Давида .

В основу сюжета, изображенного на холсте «Плот «Медузы» Теодора Жерико , легли реальные трагические события: после кораблекрушения удалось выжить лишь нескольким членам команды морского фрегата.

«Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа считается ключевой вехой между эпохами Просвещения и Романтизма. Политическая и аллегорическая работа воспевает героев, сражавшихся на баррикадах. Картина написана в 1831 году по заказу Луи-Филиппа, который взошел на престол как король французского народа и сделал триколор национальным флагом страны.

Представление об изобразительном искусстве северной Европы дают «Кружевница» и «Астроном» Яна Вермеера , «Дерево с воронами» Каспара Давида Фридриха .

Венецианская школа XVI века представлена картинами Тициана «Сельский концерт», «Положение во гроб», «Женщина за туалетом» и «Коронование терновым венцом».

Посетители надолго замирают у творений эпохи Возрождения, среди которых выделяются работы Рафаэля «Мадонна с вуалью», «Архангел Михаил», «Святой Георгий, побеждающий дракона», «Прекрасная садовница».

К расцвету творчества Боттичелли , когда художник работал при дворе могущественной династии Медичи, относятся «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» и «Портрет молодого человека».

Не менее интересна картина «Святой Людовик, король Франции, и паж» кисти Эль Греко , которого искусствоведы называют символом испанского Ренессанса.

Караваджо как основатель реализма в живописи и один из крупнейших мастеров барокко представлен «Гадалкой» и «Смертью Марии».

Обширным собранием полотен Рембрандта Лувр обязан Людовику XIV. «Король-солнце» после смерти великого голландца приказал скупить все его картины. Среди шедевров — «Автопортрет с золотой цепью», «Ужин в Эммаусе», «Купающаяся Батшеба», «Освежеванный бык».

Серия картин, описывающая жизнь Марии Медичи, была заказана фламандцу Рубенсу самой королевой-регентом Франции.

В мрачную атмосферу Средневековья и апокалиптических идей переносят картины Иеронима Босха и Питера Брейгеля-старшего .

Немецкий художник Альбрехт Дюрер запечатлел себя в возрасте 22 лет, снабдив автопортрет надписью «Мои дела определяются сверху».

Схема Лувра

В XII веке Филипп II построил крепость для защиты от набегов викингов. Этимология слова «Лувр» до сих пор остаётся загадкой для исследователей. По одной из версий, на языке франков так называлась сторожевая башня. Здание неоднократно перестраивалось, неизменно оставаясь главной резиденцией монархов. В 1674 году Людовик XIV перевел двор в Версаль. После Французской революции Национальная ассамблея издала декрет об использовании Лувра в качестве музея, и 10 августа 1793 года дворец открылся для широкой публики. Большинство экспонировавшихся произведений были конфискованными церковными и королевскими ценностями.

В настоящее время музейный комплекс располагается на 5 уровнях в 3 сообщающихся крыльях, названных в честь выдающихся деятелей Франции: Sully (Сюлли) — центральная часть, Richelieu (Ришелье) — левое крыло, Denon (Денон) — правое.

На схеме Лувра (есть в свободном доступе в кассах и у каждого из входов) разными цветами обозначены тематические залы и переходы между ними.

Последнее архитектурное новшество — главная входная группа в виде стеклянной пирамиды, одновременно являющейся куполом подземного вестибюля, в окружении фонтанов и пирамидальных конструкций размером поменьше. Автор проекта — американский архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей. Сооружение вызвало немало споров, однако быстро стало узнаваемым символом Лувра.

Коллекции музея

Музейный фонд насчитывает более 400 тысяч экземпляров, из которых только десятая часть выставляется в залах, а остальные хранятся в запасниках. Если бы кто-то решил осмотреть все экспонаты сразу и потратить на каждый по минуте, на это потребовалось бы около года. И даже беглое знакомство с основными шедеврами мирового искусства займет как минимум день.

Древний Египет

В 2001 г. на экраны вышел фильм «Бельфегор — призрак Лувра», после чего посещаемость залов с египетскими древностями резко возросла. Экспозиция, занимающая больше 20 залов, располагает артефактами Нильских цивилизаций, датируемых от IV до н. э. по IV век н. э., а также предметами быта и произведениями искусства римского, птолемейского и византийского периодов. Коллекция включает статуи сфинксов, папирусы, саркофаги, ювелирные украшения, музыкальные инструменты и оружие. Особенно насыщены экспонатами секции Нового царства и Коптского Египта.

Примечательные объекты, отмеченные во всех путеводителях, — статуя фараона Рамзеса II, голова царя Джедефра, «Сидящий писец» и нож из Гебель эль-Арака, датируемый 3400 годом до н. э. Каменный монумент, изготовленный из чёрного диорита, — это стела с кодексом Хаммурапи. Законодательный свод Вавилона считается первым в истории человечества правовым документом.

Отдел был создан в 1826 г. по указу Карла X, а первым смотрителем стал Жан-Франсуа Шампольон, сумевший расшифровать древнеегипетские иероглифы на Розеттском камне. Военный поход Наполеона Бонапарта в Египет, благодаря которому коллекция Лувра значительно увеличилась, был не совсем обычным. Кроме солдат и офицеров, в составе экспедиции числилось астрономы, математики, химики, минералоги, историки и другие ученые, заложившие основы египтологии.

Ближний Восток

Наследие древних ближневосточных цивилизаций подразделяется на три географических региона: Левант, Месопотамия и Иран (Персия). Коллекция формировалась благодаря археологическим раскопкам. Возраст некоторых находок — 7 тысяч лет до нашей эры. В витринах выставлены образцы клинописи шумеров.

Греция, Этрурия и Рим

Предметы, привезенные из стран средиземноморского бассейна, относятся к временному промежутку от неолита до VI века н. э. Экспозиции охватывают античный период вплоть до упадка Римской империи.

Исламское искусство

В залах демонстрируются изделия из стекла, керамики, металла, дерева и слоновой кости, а также ковры, ткани и миниатюры.

Скульптуры

В числе самых ценных экспонатов Лувра — две скульптуры Микеланджело: знаменитые «Восставший раб» и «Умирающий раб». Они были созданы в период с 1513 по 1519 г. для надгробия папы Юлия II, но так и не вошли в окончательный вариант усыпальницы. «Амур и Психея» Антонио Канова относится к неоклассическим работам. Романские произведения — «Даниил в пещере льва» XI века и «Девственница из Оверни» XII века, барельефы Жана Гужона, «Снятие с креста» и «Воскресение Христа» Жермена Пилона.

Прикладное искусство

Произведения от Средних веков до середины XIX века можно увидеть на первом этаже крыла Ришелье в Галерее Аполлона. Особый интерес вызывают севрские вазы мадам де Помпадур и комнаты Наполеона III.

Рисунки и гравюры

Коллекция разделена на три секции: главный Кабинет короля, 14 тыс. медных печатных пластин и пожертвования Эдмона де Ротшильда, которые включают 40 000 гравюр, 3 000 рисунков и 5 000 иллюстрированных книг. Собрание выставляется в павильоне Флоры.

Сервис

В холле под пирамидой разместились кассы, гардероб, камеры хранения, киоски с сувенирной и книжной продукцией.

Для тех, кто не может воспользоваться эскалаторами или лестницей, предусмотрен специальный лифт.

Все сумки подлежат досмотру сканером, как в аэропорту.

Аренда аудиогида стоит 5 (версии на русском языке нет), оплата производится в билетных кассах, получение — на 1-м уровне.

На территории Лувра работает булочная Paul, чайный салон c террасой Angelina, ресторан традиционной французской кухни Bistrot Benoit, кафе и закусочные (в том числе с продажей еды на вынос), McDonald’s и кофейня Starbucks.

Бесплатно предоставляются складные стулья, детские коляски, трости, инвалидные кресла, переноски для младенцев.

Отели и достопримечательности рядом с Лувром

Размеры Лувра не позволяют ознакомиться со всеми экспонатами за один визит, так как выставочная площадь превышает 60 000 кв. м (общая — 160 000 кв.м). Тем, кто всерьез решил изучить сокровищницу мировой культуры, имеет смысл забронировать жилье поблизости от музея.

Выгодное расположение значительно облегчает включение в пеший туристический маршрут других знаковых мест Парижа : поблизости находятся сад Тюильри , Триумфальная арка Карузель, Нотр-Дам-де-Пари , Пале-Рояль, дворец герцога Орлеанского, Биржа, собор Сент-Эсташ, центр Жоржа Помпиду , Ратуша, Консьержери . В 15 минутах ходьбы от Луврского дворца, на противоположном берегу Сены, расположен дом-музей Эжена Делакруа . При предъявлении билета в Лувр вход туда будет бесплатным (в этот и на следующий день).

Как добраться в Лувр

Проще всего доехать на метро, станция называется Palais-Royal — Musee du Louvre (пересечение желтой линии M1 и розовой M7). Выходить на улицу не придется — подземный переход ведет в торговый центр под зданием музея, а оттуда в большую пирамиду. Другой вариант — доехать до станции Louvre Rivoli (линия М1) и зайти с улицы Риволи.

Также можно воспользоваться одним из автобусных маршрутов: 21, 24, 27, 39, 48, 68, 69, 72, 81, 95. Все эти автобусы останавливаются возле главного входа.

Остановка водных трамвайчиков Batobus — Лувр и набережная Франсуа Миттерана (François Mitterrand).

Платная подземная стоянка доступна со стороны проспекта генерала Лемонье (с 7:00 до 23:00).

Быструю и комфортную поездку обеспечит вызов такси онлайн с помощью мобильных приложений Le Taxi, Uber, Lecab, Taxify, а для владельцев iPhone — G7.

Музей Лувр является одним из старейших и крупнейших художественных музеев в мире. Располагается он на правом берегу реки Сена в центре Парижа (Франция). Лувр – наиболее посещаемый в мире музей. В 2009 году ознакомиться с шедеврами музея приехало 8,5 миллионов человек. Богатейшие коллекции Лувра состоят из произведения искусств разных цивилизация и эпох. Всего здесь насчитывается более 300 тысяч экспонатов и лишь 35 тысяч из них демонстрируются в залах. Одних картин в коллекции более шести тысяч. Первым сооружением на месте нынешнего музея была средневековая крепость, возведенная с целью защиты от ярых нападений викингов, которые сюда приплывали по реке Сена.

Для этого в конце 12-го века было начато сооружение двух крепостных башен – на левом и правом берегу реки. Одну из них назвали Луврской, около нее позднее возвели крепостную стену. В начале 14-го столетия Париж решили окружить уже новой крепостной стеной, поэтому Луврская башня начала терять свою военную ценность.

Король Карл V в 1317 году приказал перенести на хранение свою казну в Луврский замок, который уже к тому времени стал довольно крупным. Немного позже он стал королевской резиденцией. Король Франции сюда же перевозит свою обширную библиотеку, для которой даже построили специальную башню. Именно это собрание стало основой знаменитой Французской Национальной Библиотеки. К сожалению, после смерти Кaрла V королевский замок на пол столетия пришел в запустение, так как последующие короли предпочитали иные дворцы Парижа – Сен-Поль и Турнeл.

При правлении короля Франциска I в 1528 году устаревшая Луврская башня вместе с крепостной стеной была снесена, и с 1546 года началось преобразование бывшей крепости в прекрасный королевский дворец. Архитектором стал Пьeр Лeскo, который продолжал свою работу и при других королях вплоть до самой смерти в 1578 году. Абсолютно нет смысла перечислять при каком именно короле и какой архитектор брался перестраивать и достраивать дворец, однако, продолжается это вплоть до нашего времени: невозможно найти в истории период времени, когда Лувр не стоял среди строительных лесов.

Последним серьезным строительством музея было сооружение пирамиды прямо во дворе комплекса, завершенное в 1989 году. Это здание из металла и стекла было призвано разгрузить все исторические входы в Лувр, которые уже не способны были справляться с потоком посетителей. Теперь же после входа в пирамиду туристы сначала спускаются в огромное лобби внизу, а затем уже поднимаются в сам музей Лувр.

Дворец Лувр впервые открыл свои двери в качестве музея в 1793 году, в период известной Французской Революции, когда шедевры, содержащиеся во дворце объявили национализированными, объединили с церковными и показали публике. Со временем, в коллекции музея Лувр были добавлены самые ценные шедевры из королевской коллекции. Также немало экспонатов попали в прекрасные выставочные залы дворца благодаря многочисленным конфискациям времен революции.

Коллекции музея сами по себе огромные и охватывают искусство Древнего Рима, Древней Греции, исламского мира и Древнего Египта, культуру этрусков, а также включают в себя собрание графики, живописи и скульптуры различных эпох. Помимо этого, посетители имеют возможность увидеть фрагмент крепостной стены первого замка и некоторые сохранившиеся средневековые залы, а также апартаменты Наполеона III, поражающие своей пышностью.

Главной проблемой, с которой сталкиваются туристы в Париже, посещающие Лувр, является просто катастрофическая нехватка времени. Ведь по великолепным галереям и залам музеев можно ходить бесконечно. В каждом из них посетителям открываются все более красивые и удивительные зрелища. Весьма примечательно, что на экспозициях музея Лувр представлена только малая часть всех шедевров мирового искусства, в то время, как остальные размещаются в специальных хранилищах. Это связано с тем, что большинство экспонатов слишком хрупкие, они не могут находиться длительное время на всеобщем обозрении. Однако даже с такой малой частью шедевров жаждут ознакомиться туристы, приезжающие со всего мира. Для многих из них – лишь бы только переступить порог музея Лувр – ведь уже одно это стоит целой поездки в Париж!

Забронировать отель в Париже

Для ознакомления с достопримечательностями Франции, в частности с интересными местами Парижа, вам понадобится где-то поселиться. Специально для вас ниже представлены отели Парижа, разделенные на три категории: популярные отели, роскошные отели и дешевые отели. Здесь вы сможете забронировать номер в отеле Парижа заблаговременно в соответствии с вашими пожеланиями и финансовыми возможностями. Для вашего удобства здесь приведена информация о расположении отелей относительно центра города, а также количество звезд.

Просто выберите понравившийся вам отель, нажав на кнопку «Посмотреть отель». Далее вы окажитесь на странице, где можно забронировать отель. Там же находится более подробная информация о нем, отзывы, оценки, фотографии, расположение на карте, особенности и, конечно же, цены.

Если вы пожелаете посмотреть другие отели, можно просто выбрать сверху город «Париж», и перед вами откроется список всех отелей Парижа, доступных для бронирования.


На протяжении веков Париж считался и считается одним из главных европейских центров культуры и искусства. Культурным центром самого Парижа можно смело назвать Лувр, один из старейших музеев мира, богатейшее хранилище художественных и исторических ценностей.

От сторожевой башни до музея

История Лувра начинается в 1190 году, когда по приказу короля Филиппа II Августа на берегу Сены приступили к строительству замка, охранявшего подступы к столице с северо-запада. В случае необходимости через реку протягивалась цепь, перекрывая судоходство по Сене. Замок получил название Лувр, башня на противоположном, левом берегу, к которой крепился второй конец цепи – Нель.

Название «Лувр» чаще всего связывают со словом «волк» (loup), поскольку волки в старину были бичом этой местности. Похожая версия выводит название башни от французского louvrier, волкодав, или волчатник. Некоторые историки считают, что слово «Лувр» происходит от франкского lauer, «крепость».

Лувр был могучей крепостью, представлявшей в плане четырёхугольник. По углам возвышались мощные башни, высота центрального донжона составляла 30 метров. Весь замок был окружён 12-метровым рвом.












В 1317 году в Лувр была перевезена королевская казна, а к середине XIV столетия замок оказался в пределах новых городских стен, построенных по приказу короля Карла V, и потерял своё оборонительное значение. Карл затеял перестройку замка, к которому добавились два жилых крыла, а башни украсились изящными остроконечными крышами. Была построена новая башня, в которую король перевёз свою библиотеку из 973 рукописей. Это собрание впоследствии стало основой Национальной библиотеки Франции. По окончании всех переделок король переехал в Лувр.

В 1380 году Карл умер, а его преемники редко появлялись в столице, предпочитая замки Луары, и Лувр опустел. Новая жизнь замка началась в правление Франциска I, решившего вернуть королевскую резиденцию в Париж. В 1528 году донжон разобрали, и на его месте появился сад. В 1546 году начались работы по перестройке замка в роскошный дворец. Руководить строительством был назначен зодчий Пьер Леско.

Проект Леско предполагал возведение дворца, состоящего из трёх крыльев, расположенных по сторонам четырёхугольного двора. С четвёртой стороны, восточной, двор должен был открываться в сторону центра города. Угловые башни заменялись павильонами, украшенными колоннами и скульптурами.

Леско успел завершить западное крыло Квадратного двора Лувра, названное его именем, и приступить к строительству южного. «Крыло Леско» является самой старой частью Лувра и представляет собой яркий образец архитектуры французского Возрождения.

В 1564 году рядом с Лувром началось возведение дворца Тюильри, предназначенного для королевы Екатерины Медичи. Генрих IV соединил дворцы Большой галереей, в которой обосновались торговцы и ремесленники. Он же положил начало коллекции Лувра, купив для дворца ряд произведений искусства. При Людовике XIII кардинал Ришелье устроил в галерее типографию и монетный двор.

Разрозненные кустарные мастерские постепенно превращаются в организованную мануфактуру, в которой производились предметы роскоши. Луврский комплекс становился тесным, поэтому его решили существенно расширить. Площадь Квадратного двора должна была увеличиться в 4 раза, посреди него появился павильон с тремя арочными проходами, в северной части площади вырос новый корпус, повторивший своей архитектурой «крыло Леско».

Наступивший при Людовике XIV расцвет Франции сопровождался грандиозной строительной деятельностью. Лувр подвергся масштабной перестройке. Южное крыло увеличили вдвое, к нему были пристроены новые корпуса в стиле Леско, а Квадратный двор превратился в замкнутое пространство.

Главное внимание было уделено восточному фасаду, обращённому к историческому центру Парижа. Фасад в три этажа, возведённый в 1667-1673 годах, был выдержан в стиле классицизма. Руководил строительством Клод Перро, брат знаменитого Шарля Перро. Общая длина фасада составила 170 метров. Нижний этаж служил цоколем, поддерживавшим мощную колоннаду. Колонны стояли попарно, оконные проёмы между ними были увеличены, что сделало залы более светлыми и визуально просторными. Обрамлённое колоннадой здание оказалось чрезвычайно величественным, что и требовалось королю.

Людовику было неуютно в беспокойном Париже, и вскоре после окончания работ над Восточной колоннадой двор переехал в Версаль. Многие здания во внутреннем дворе Лувра остались недостроенными. Дворец опустел. Иногда в его покои въезжали чиновники различных учреждений, помещения сдавались в аренду под мастерские, вселялись квартиранты, а то и просто бездомные парижане.

В 1750 году речь заходила даже о сносе дворца, однако было решено использовать его для хранения королевской коллекции произведений искусства. Таким образом, в 1750 году Лувр стал музеем, хотя и недоступным для широкой публики.

С 1789 году в Лувре заседало Национальное собрание, которое после упразднения монархии объявило хранившиеся здесь сокровища национальным достоянием. 10 августа 1793 года музей открылся для посещения. Основу экспозиции составили произведения искусства, принадлежавшие короне, различные ценности, изъятые из французских соборов и конфискованные у аристократов.

Лувр пользовался особым вниманием Наполеона. При нём был произведён капитальный ремонт здания, а коллекция неизмеримо увеличилась. Прошедший с армией всю Европу, побывавший в колыбелях древнейших цивилизаций Египте и Восточном Средиземноморье, Наполеон в каждом занятом городе разыскивал исторические и художественные ценности, самые примечательные из которых передавал Лувру. После поражения Империи многие экспонаты музея так и не были возвращены.

В эпоху Второй империи к Лувру добавилось «крыло Ришелье», однако после её падения ансамбль понёс потерю – в 1871 году коммунары сожгли Тюильри. После разбора остатков сгоревшего здания Лувр практически обрёл современный вид. Последним дополнением к дворцу стала стеклянная пирамида во дворе Наполеона, прикрывающая подземный холл, в котором находятся кассы и главный вход в музей. Первоначально её постройка вызывала многочисленные возражения, однако сегодня решение признаётся очень удачным, поскольку музей обрёл просторный вход без вмешательства в исторический облик.

Антология мирового искусства

Сегодня Лувр – самый знаменитый музей планеты, в котором размещена одна из богатейших в мире коллекций произведений искусства и исторических ценностей последних пяти тысячелетий. Полюбоваться сокровищами Лувра ежегодно приходит почти 10 млн. человек.

Всего коллекция музея насчитывает свыше 300 тысяч предметов – картин, скульптур, фресок, ювелирных изделий, произведений прикладного искусства, артефактов, созданных древнейшими цивилизациями человечества. Одновременно выставляется не более 35 тысяч экспонатов. Причина этого – не только нехватка свободного места (общая площадь музея превышает 160 тысяч кв. м.). Многим экспонатам может навредить длительное пребывание в атмосфере наполненных зрителями залов, поэтому их регулярно убирают в хранилища. Особенно трепетного отношения требуют картины, которые экспонируются не дольше трёх месяцев подряд.

При распределении экспонатов по залам, в основном, соблюдаются хронологический и географический принципы, но есть масса исключений. Нередко произведения одного мастера или одной эпохи размещены далеко друг от друга. Причина в том, что подаренные Лувру коллекции из уважения к дарителям не разделяются и выставляются целиком.

Три крыла дворца, в которых расположен музей, носят имена Ришелье, Денон и Сюлли. Экспозиция Лувра содержит следующие основные разделы:


Кроме трёх наземных этажей в музее есть и подземный, в котором любой желающий может прикоснуться к фрагментам стен древнейшей крепости XII века. Любителей истории заинтересуют также апартаменты последнего императора Франции Наполеона III, расположенные на 2 этаже «крыла Ришелье».

В коллекции Лувра много экспонатов, имеющих непреходящее художественное и историческое значение, но даже в столь представительном собрании выделяются признанные шедевры. Остановимся на них подробней.

Главным украшением Лувра бесспорно является знаменитая «Джоконда» («Мона Лиза») Леонардо да Винчи, купленная у автора Франциском I, которую считают самой знаменитой картиной в мире. Зал, в котором выставлено полотно, всегда забит посетителями. После похищения в 1911 году картина защищена бронированным стеклом. В музее выставлены шедевры живописи эпохи Возрождения кисти Рафаэля, Тициана, Корреджо и других прославленных мастеров. Среди более поздних работ выделяются знаменитая «Кружевница» Яна Вермеера, а также «Коронация императора Наполеона» и «Свобода, ведущая народ» Жака-Луи Давида.

Самым известным произведением искусства античности, представленным в Лувре, является «Венера Милосская», которая в мире скульптуры занимает то же место, что и «Мона Лиза» в мире живописи. Статуя создана в эпоху эллинизма Агесандром из Антиохии и считается античным эталоном красоты. К той же эпохе относится другое знаменитое изваяние, «Ника Самофракийская», автор которой неизвестен. Скульптуру собирали буквально по частям, ряд фрагментов хранится в Лувре. Так, например, кисть руки богини выставлена отдельно в стеклянной витрине.

Двумя другими украшениями коллекции скульптур являются статуи «Восставший раб» и «Умирающий раб» Микеланджело, которые по выразительности и мастерству исполнения не уступают прославленному «Давиду». Здесь же выставлена знаменитая скульптурная группа «Амур и Психея» Антонио Кановы, воплощение чувственности в мраморе.

Жемчужина древнеегипетской коллекции Лувра – статуя сидящего Рамзеса II, одного из величайших фараонов Египта. Здесь же выставлена скульптура, изображающая сидящего писца, фотографию которой можно встретить в любой хрестоматии по истории древнего Египта.

В секторе Древнего Востока хранится экспонат, представляющий огромный интерес для любителей истории. Это Стела Хаммурапи, вавилонского царя XVIII в. до н. э., высеченная из диорита. На камне изображён сам Хаммурапи, стоящий перед богом Шамашем, который вручает царю свиток. Ниже помещён клинописный текст 282 статей кодекса законов, полученных царём от бога. Это древнейший из дошедших до нас законодательных сборников.

Сегодняшний день музея

Фонды Лувра постоянно пополняются и в наши дни. При музее действует «Общество друзей Лувра», которое с помощью благотворительных организаций, различных фондов и множества энтузиастов по всему миру разыскивает экспонаты, достойные лучшего музея мира. Так, недавно собрание Лувра пополнилось рядом археологических находок, среди которых шлем Карла VI, восстановленный из осколков.

Из-за переполненности Лувра было решено вывести часть его экспонатов в филиалы. В настоящее время действуют два таких филиала – в Абу-Даби с 2009 года и в Лансе с 2012-го. Музей Ланса выставляет, в основном, экспонаты Лувра, филиал в Эмиратах ведёт вполне самостоятельную жизнь, пополняя фонды своими силами.

Беспрерывно улучшается инфраструктура Лувра, его техническое оснащение идёт в ногу с эпохой. В центре внимания всегда посетитель. Проводится работа по реорганизации посещения музея, оптимизации экскурсионных маршрутов, частичной перепланировке залов в соответствии с требованиями времени. В 1981 году, при последней перестройке, число посетителей составило около 3 млн., сейчас же их количество возросло более чем втрое. Работы по модернизации музея ведутся полным ходом, завершить их планируется в 2017 году.

Лувр находится в постоянном поиске путей совершенствования, как, впрочем, было на протяжении всей его истории. Именно благодаря этому Лувр остаётся образцом для всех музеев мира.

Лувр приковывает к себе внимание огромного числа истинных ценителей старины. Они приезжают в столицу Франции, чтобы своими глазами увидеть один из самых больших и роскошных музеев на нашей планете. По площади он третий в мире, занимает 160 106 кв. метров, из которых непосредственно под экспозиции отведено 58 470 тыс. кв. метров.

Несколько лет назад был поставлен своеобразный рекорд: бывшую монаршую резиденцию посетили более 9,7 миллионов туристов, что позволяет говорить о Лувре и как о самом популярном музее с уникальными традициями коллекционирования. Ведь здесь хранятся экспонаты, являющиеся национальным достоянием. Они охватывают огромный исторический период, начиная примерно с X века, когда во Франции правили Капетинги, и заканчивая XIX столетием. Впрочем, Лувр не был бы Лувром, если бы отражал историю только одной страны…

От резиденции королей до музея

Прежде в Лувре проживали французские короли. Каждый из них внес свою лепту в возведение этого великолепного дворца, которое длилось в общей сложности тысячу лет, а также определял его дальнейшую роль, наделяя определенными функциями. Вот основные вехи становления будущего музея.

1190 год. Была построена так называемая Большая башня Лувра. Понятно, что это еще не был дворец в современном понимании, а всего лишь замок-крепость. Возвел же его тогдашний монарх Филипп II Август, известный по прозвищу Кривой, и приходившийся сыном Людовику VII Молодому. В ту пору здание имело военно-стратегическое значение. Его и построили в таком месте, чтобы можно было обозревать низовья Сены, использовавшиеся викингами для набегов.

1317 год. Лувр впервые обретает статус королевской резиденции. И всё благодаря королю Карлу V Мудрому. Происходит это после знаменательного исторического события – передачи Мальтийскому ордену имущества духовно-рыцарского ордена Тамплиеров. Тогда же в Лувр была перенесена казна королевства.

1528 год. Большая башня Лувра теряет свое первоначальное стратегическое значение. Король Франциск I Валуа отдает приказ разрушить ее как устаревший объект.

1546 год. После разрушения башни Его величество задумался о дальнейшей судьбе Лувра. И решил превратить бывшую крепость в роскошную королевскую резиденцию. Жаль, что сам Франциск I не увидел дальнейшего хода строительства: через год он умер. Работы, начатые архитектором Пьером Леско, были продолжены уже при Генрихе II и Карле IX. В это время к основному зданию были пристроены два новых крыла.

1594 год. Королю Генриху IV Наварсскому (Бурбону) приходит в голову замечательная идея объединить в единый дворцово-парковый комплекс Лувр и Тюильри – дворец, построенный в 1564 году по инициативе вдовствующей королевы Екатерины Медичи. Создание квадратного двора Лувра заслуга архитекторов Лемерсье.

1610-1715 годы. В эпоху Людовика XIII и потом его сына Людовика XIV масштабы дворца были увеличены в четыре раза. В бытность последнего Лувр и Тюильри соединил переход. Такие художники как Романелли, Пуссен и Лебрен занимались оформлением и украшением дворцового комплекса.

1667-1670 годы. Время появления Колоннады Лувра – восточного и одновременно главного фасада, выходящего на одноименную площадь. Соорудил ее архитектор Клод Перро, родной брат Шарля Перро, автора знаменитой сказки о Коте в сапогах. За основу был взят первоначальный проект Луи Лево. Колоннада протянулась на 170 метров. Вызывает неподдельное восхищение как шедевр французского классицизма.

1682 год. Работы по расширению и обустройству Лувра внезапно замораживаются. И всё потому, что Людовик XIV решает… переехать из него вместе со всем двором. В качестве новой королевской резиденции он выбирает Версальский дворец.

1700-е годы. Всё слышнее голоса тех, кто предлагает сделать из Лувра большой музей. При Людовике XV Возлюбленном появляется даже целый проект такого переустройства. Однако тому проекту не суждено было воплотиться в жизнь, так как грянула Великая Французская революция. Но музей всё же открыли для посещения, и случилось это 10 августа 1793 года, когда революция еще продолжалась.

1800-е годы. Когда после революции к власти пришел Наполеон I Бонапарт, он решил продолжить работы в Луврском дворце. Приглашенные им архитекторы Фонтен и Персье занялись сооружением северной части здания, что пролегает в направлении улицы Риволи. Но достроена она была уже в бытность Наполеона III. Тогда и было окончательно завершено сооружение Лувра. В период Первой французской империи Лувр назывался музеем Наполеона. Свой нынешний облик, хорошо знакомый миллионам туристов, будущий музей обрел после событий мая 1871 года, когда была осаждена Парижская коммуна. Тогда сгорел и дворец Тюильри.

1985-1989 годы. Президент Франсуа Миттеран, желавший видеть бывший королевский дворец самым большим музеем мира, в ознаменование 200-летия Французской революции выступил с инициативой «Большого Лувра». Идея заключалась в продлении так называемой исторической оси Парижа или Триумфального пути. Она как раз начинается от построенной в эти годы Пирамиды Лувра во дворе Наполеона и являющейся ныне главным входом в дворец-музей (автор – Йо Минг Пей). Подле расположились еще три пирамиды, но поменьше габаритами – они исполняют функции иллюминаторов. Там же, во дворе, находится каменная статуя Людовика XIV.

Как пополнялись коллекции Лувра?

Поначалу фонды Лувра пополняли коллекции, собранные в разное время монаршими особами. Например, итальянские полотна собрал Франциск I. Среди них знаменитейшие «Джоконда» Леонардо да Винчи и написанная Рафаэлем «Прекрасная садовница».

Двести полотен – некогда собственность банкира Эверара Жабаха – оказались в стенах дворца благодаря приобретшему их Людовику XIV. Всего же к моменту открытия музея «вклад королей» составлял порядка двух с половиной тысяч различных полотен. В Лувр также были перебазированы изваяния из Музея французской скульптуры, причем, в большом количестве. Попали в Лувр и многочисленные образцы имущества дворян, конфискованные в годы революции.

Основателем и первым директором музея в Лувре был французский гравер и египтолог-любитель Доминик Виван-Денон, известный также как барон Денон. Ему довелось работать в этом качестве в эпоху наполеоновских войн. Что принесло свои плоды: в музее оказались ценные военные трофеи, а также археологические находки из ближневосточного региона. Так, «Брак в Кане Галилейской» (художник Паоло Веронезе) был привезен из Венеции в 1798 году. Чуть раньше, в 1782 г., король Людовик XVI приобрел «Маленького нищего» кисти Мурильо. «Автопортрет с чертополохом» (Дюрер) и «Кружевницу» (Вермер) музей приобрел в конце XIX – первой половине ХХ века.

Итак, в XIX-XX веках коллекции пополнялись разными способами: что-то приобреталось, а что-то преподносилось музею в дар. Скажем, коллекция Эдмунда Ротшильда перекочевала сюда согласно завещанию знаменитого банкира. Полотно же Эль Греко «Христос на Кресте» и вовсе как с неба упало: оно было взято в 1908 году из здания одного из судов в Восточных Пиренеях.

Из знаменитейших скульптур Лувра назовем Венеру Милосскую (находится в специальной галерее на первом этаже). Эта древнегреческая скульптура, известная также как Афродита с острова Милос, была найдена здесь французским моряком Оливье Вутье в 1820 году. Тогда же посол Франции приобрел ее у правительства Османской империи. Также упомянем Нику Самофракийскую. Она тоже была находкой, только на другом острове – Самотраки. Нашел ее, причем по частям, археолог и французский вице-консул в Адрианополе Шарль Шампузо.

Залы музея: восхищение великолепием

Кроме полотен и скульптур в Лувре представлены керамика, чертежные работы, археологические находки и т.д. Его стены вмещают в себя порядка 300 тысяч самых разнообразных экспонатов, из которых в залах выставлены лишь 35 000. Значительная часть пребывает в хранилищах из соображений сохранности и выставляется на короткое время, не превышающее трех месяцев. Для удобства многочисленные коллекции распределены по залам или, иначе, отделам. Их в музее восемь. Названия говорят сами за себя: «Предметы искусства», «Скульптуры», «Древний Восток», «Изобразительное искусство», «Древний Египет», «Графическое искусство», «Древние Греция, Этрурия, Рим», «Искусство ислама». О некоторых из них – чуть подробнее.

Так называемая восточная коллекция, образованная в 1881 году, демонстрирует предметы искусства древних междуреченских государств и Ближнего Востока. Здесь можно увидеть Стелу Хаммурапи – царя Древнего Вавилона. Отдел имеет три подотдела: «Междуречье», «Восток Средиземноморья (Палестина, Сирия, Кипр)», «Иран». Древнеегипетский отдел появился в 1826 году: здесь можно увидеть образцы круглой скульптуры, рельефы, украшения, художественные предметы, картины, а также папирусы и саркофаги. А вот Галерея Античной Греции, Этрурии и Рима появилась раньше, в 1800 году. В этой коллекции древностей собрано множество греческих памятников-подлинников, охватывающих период от эгинской эпохи до эпохи эллинизма. Среди скульптур того времени назовем Геру Самосскую, Архаический курос, Аполлона из Пьомбино и так называемую голову Рампэн.

Современный Лувр – это живой организм. Его коллекции постоянно обновляются и дополняются новыми экспонатами. Из не так давно появившихся экспонатов отметим шлем короля Карла VI. Его нашли в виде осколков, однако искусно восстановили, и он занял свое место в новом отделе «Средневековый Лувр». Музей постоянно модернизируется, его внутренние помещения стали шире и вообще очень изящно оформлены. Например, галерея Аполлона и зал Кариатид, считающийся старейшим во дворце. В залах установлены новейшие технические достижения, и всё это – для удобства посетителей. Залы Лувра оборудованы самыми современными охранными системами, что позволяет надежно оберегать исторические реликвии от преступных посягательств.

Во время экскурсий можно будет полюбоваться и архитектурными видами Лувра. Уж не сомневайтесь: здесь тоже есть на что посмотреть.

  • По одной из версий происхождения названия «Лувр», в переводе со старофранцузского языка слово «lauer» либо «lower» означает «сторожевая башня».
  • Во время пребывания в музее нужно придерживаться шести основных правил. Они представлены в виде графических символов, которые будут встречаться во время экскурсии.
  • В начале XVII века королем Генрихом IV, большим поклонником искусств, было сделано предложение художникам поселиться во дворце. Он пообещал отдать просторные залы под мастерские и жилье.
  • Местом жительства художников, архитекторов и скульпторов Лувр стал при Людовике XIV, когда он переехал в Версаль. В результате бывшая резиденция пришла в такое запустение, что уже подумывали о его возможном сносе.
  • При Наполеоне III воплотилась мечта Генриха IV: к Лувру пристроили крыло Ришелье. Однако основательная часть музея сгорела во времена Парижской коммуны, и дворец потерял обретенную симметричность.
  • В 2012 году у Лувра появился «собрат», точнее музей-спутник. Он был построен по решению правительства Франции в городке Ланс, что на севере страны (регион Нор – Па-де-Кале). Местом избрали территорию бывшего угольного разреза. Мотив решения: парижский Лувр переполнен и его надо «разгрузить».
  • В 2017 году планируется открытие филиала Лувра в столице ОАЭ городе Абу-Даби. Экспозиция в Эмиратах будет иметь миссию навести мосты между Востоком и Западом.

Palais Royal, Musée du Louvre,
75001 Paris, France
www.louvre.fr

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.