Самый большой музей в нидерландах. Музеи голландии. Музей Анны Франк

Имеет самую высокую в мире плотность музеев и галерей. Несмотря на то, что это небольшая страна, количество высококачественных арт-центров превращает Нидерланды в огромную зрелищную и познавательную площадку с музеями, представляющими искусство во всех его аспектах. Любой турист не пропустит возможность сойти с проторенных городских дорог и заглянуть в самые знаменитые, проявив к искусству, наследию, дизайну, моде, музыке или фотографии. , и многие другие города Голландии заполнены музеями и ждут, чтобы их исследовали.

Топ-12 самых интересных музеев Голландии

В этой стране насчитывается более 400 музеев. Только в Амстердаме их около 60, от всемирно известного , и до недавно открывшейся Микропии. Многим из этих институтов уже более 100 лет, на протяжении которых они охраняют национальные сокровища страны. Предлагаем вниманию туристов список лучших музеев Голландии, которые помогут выбрать понравившиеся экспозиции и спланировать визит:

  1. Рейксмузеум , Амстердам. Этот музей хранит более 1 млн экспонатов и признан главным музеем Голландии. Его коллекции включают в себя множество бесценных произведений искусства, таких как «Молочница» Яна Вермеера, несколько почитаемых картин Ван Гога и, конечно, великий опус Рембрандта «Ночной дозор». Здание Рейксмузеума само по себе является настоящим шедевром и восходит к высоте голландского неоклассицизма.
  2. , Гаага. В 1822 году Королевский кабинет живописи был перенесен в Ден Хааг, где он сохранился до сих пор. За эти годы многие важные картины были добавлены в и без того впечатляющий каталог работ голландского Золотого века, в том числе «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера. Сегодня Маурицхёйс входит в число лучших художественных музеев и объектов наследия в Голландии и привлекает сотни тысяч посетителей в год.

  3. , Роттердам. Эта одна из самых больших и обширных коллекций хранит произведения искусства от Средневековья до самого современного XXI века. Здесь можно увидеть работы голландских художников, таких как Рембрандт и Босх, сюрреалистов Магритта и Дали, минималистические скульптуры Роберта Морриса.

  4. , Амстердам. Не упустите шанс увидеть, где Энн Франк написала свой ныне всемирно известный дневник, в котором рассказывается о том, как молодая еврейка скрывалась вместе со своей семьей от нацистской оккупации Амстердама во время Второй мировой войны.

  5. , Лейден. Музей назван в честь легендарного преподавателя университета Германа Бургаве (1668-1738), который сделал университет города Лейдена одним из самых известных не только в Нидерландах, а и в Европе. Он расположен в бывшей больнице Св. Цецилии, которая сама по себе является музеем. Здесь собраны коллекции, которые представляют 5-вековую историю естественных и медицинских наук. Анатомический музей впечатляет экспонатами скелетов человека и животных.

  6. Кабинет кошек , Амстердам. Cat Cabinet – это небольшой музей, расположенный в старом патрицианском доме в Херенграхте в Амстердаме, Нидерланды, в деловом районе города, целиком посвящен картинам, и прочим предметам искусства, на которых изображены кошки. Его основал в 1990 году Уильям Мейер, богатый голландец, который таким образом хотел сохранить память о своей кошке. Аура особого чувственного юмора присутствует не только в теме этого музея, но и в том, как этот музей был представлен посетителю. Скульптуры, картины, плакаты и книги о кошачьих выставляются настолько профессионально и серьезно, чтобы не могут не вызвать улыбку на лице посетителей.

  7. , Нидерланды, Амстердам. Немецкий коллекционер Элен Крёллер-Мюллер была одной из первых, кто признал ценность произведений Винсента ван Гога и накопила огромную коллекцию его картин при жизни. В 1934 году она рассталась со всем своим собранием и основала музей в честь художника, чтобы передать его работы голландскому народу. Этот институт теперь носит ее имя и с тех пор приобрел много других бесценных произведений искусства.

  8. , Амстердам. Как только посетители попадают внутрь, то сразу становится понятно, что этот Музей секса в Голландии пытается объединить свою богатую коллекцию артефактов с элементами парка аттракционов. В каждом из крошечных залов музея, посвященных таким известным личностям, как Мата Хари, Маркиз де Сад, Рудольф Валентино, Оскар Уайльд, Маркиза Помпадур – посетителей сопровождают разные приглушенные шумы. Например, в комнате маркиза де Сада из динамика на потолке доносятся повторяющиеся звуки паровой машины, смешанные с женскими криками радости.

  9. , Лейден, Голландия. Музей 29 м в высоту с его 7-ю этажами трудно пропустить. Это последняя оставшаяся мельница из 19, которая когда-то стояла на крепостных валах Лейдена. Внизу можно увидеть единственный сохранившийся дом мельника в Нидерландах.

  10. , Амстердам. От известных музыкантов до кинозвезд, от модных моделей до мировых лидеров: вы встретите их всех в музее мадам Тюссо в Амстердаме, Нидерланды. Пой с Адель, позируй с Мадонной и пей кофе с Джорджем Клуни!

  11. , Лейден. Этот музей в Голландии предлагает путешествие по человеческому телу, во время которого посетитель может увидеть, почувствовать и услышать, как работает человеческий организм, какую роль играет здоровая пища, активный образ жизни и физические упражнения. Музей Корпус в Нидерландах предлагает не только информационную и образовательную, но и развлекательную программу и экспозиции.

  12. Музей Винсента ван Гога , Амстердам. В течение последних 40 лет этот музей в Амстердаме представлял самую большую коллекцию живописи Ван Гога не только в Голландии, но и в мире. Эта непревзойденная экспозиция охватывает все этапы творчества художника, начиная с его первых дней в Нидерландах и заканчивая безвременной кончиной на севере Франции. Помимо этих бесценных произведений искусства, в музее хранятся тысячи картин, созданных мировыми мастерами живописи, связанными с постимпрессионизмом, такими как Моне, Гоген и Тулуз-Лотрек.

История Амстердама начинается с 1275 г., когда на берегу реки Амстел поселились два бедных рыбака. Именно с этого времени по наши дни и рассказывают экспозиции музея истории Амстердама. Здание музея было построено в 1414 г. как монастырь Св. Люсии, а в 1578-1960 гг. служило городским детским приютом. В XVII веке, оно было расширено и реконструировано по проекту Хендрика де Кейзера и Якоба ван Кампена – знаменитых архитекторов Голландии времён «Золотого века», и в 1976 г., после ремонта, здесь разместили коллекцию Исторического музея.

Этот своеобразный музей появился фактически ещё в 1995 г., когда Хенк Шифмахер – художник, писатель, путешественник и, конечно же, татуировщик открыл магазин татуировки. Идея открыть музей появилась вследствие того, что за время его путешествий скопилось огромное количество материалов, касающихся этого древнего искусства. Предложения выставить коллекцию в других музеях были встречены отказом. Но музей всё-таки был открыт 5 ноября 2011 г., несмотря на скрытое неприятие со стороны властей, однако уже через год, 20 ноября 2012 г., музей закрыли по обвинению нанятого Хенком бухгалтера в финансовых махинациях. Арендованное помещение и вся его коллекция были арестованы.

Этот небольшой частный музей не фигурирует в числе достопримечательностей Амстердама, и в маршруты стандартных экскурсий он тоже не попал. Однако жители города о нём знают, хоть и бывают здесь немногие. Это музей кошек, или в переводе «Кабинет кошки» (De Kattenkabinet). Почему экскурсии его обходят стороной можно домыслить, узнав о нём немного больше.

Об этом месте в Амстердаме кто-то говорит, как о клубе-музее, кто-то как об увлекательном аттракционе. И в самом деле, это не совсем обычный музей. Это музей пива Heineken. Его история неотделима от истории этой всемирно известной марки уважаемого напитка. И появление в 1988 г. музея, чьи экспозиции сейчас занимают более 3000 м2 и 4 этажа в здании, где размещались пивоварни – логическое продолжение истории известного бренда.

Сейчас мало кто знает, что Амстердам некогда был крупнейшим портом мира, а Голландия обладала крупнейшим торговым флотом. И не удивительно, что именно в Амстердаме появился второй по величине морской музей. Официально он был открыт 13 апреля 1973 г. принцессой Беатрикс и разместился в здании, которое само является одним из экспонатов музея.

Здесь всегда очередь! Ещё бы! Ведь это один из 14-ти филиалов знаменитого музея восковых фигур Мадам Тюссо, открывшегося впервые в 1835 г. на, Бейкер-стрит в Лондоне и здесь, в Амстердаме, с 1971 г. работает первый из его филиалов. Сейчас он располагается в самом сердце города на площади Дам, куда переехал в 1991 г.

Музей Ван Гога в Амстердаме располагает большой коллекцией картин знаменитого художника. Их в этом музее около 200. Кроме этого, здесь же можно познакомиться с 500 его рисунками и письменными документами, связанными с жизнью и творчеством мастера, представленными в хронологическом порядке.

Мы указали примерное местоположение квартир , которые нам понравились. Узнать точный адрес квартиры можно только после того, как вы ее забронируете.

Рейксмюсеум

Рембрандт и голландские мастера в главном музее города

По каким бы улицам и каналам Амстердама вы ни гуляли, в какой-то момент вы обязательно окажетесь на Музейной площади. Здесь стоит главный фотосимвол города - огромные буквы I Amsterdam, и здесь же находятся главные музеи, образующие золотой треугольник Музейной площади - Рейксмюсеум, Музей Ван Гога и музей современного искусства Стеделейк. Из этой тройки , пожалуй, самый главный - если вы в Амстердаме на один день, то именно в этот музей нужно идти.

Рейксмюсеум был закрыт на реконструкцию на 10 лет и открылся в 2013 году с присущей такому событию помпезностью - салютом, оркестром и благословением королевы Нидерландов. Помимо картин Рембрандта и легендарного «Ночного дозора» здесь есть картины старых голландских мастеров, Яна Ван Эйка, Гойи, Вермеера, коллекция дельфтского фарфора и относительно современного искусства. Также в музее работает очень красивая библиотека, куда можно зайти передохнуть и потрогать старинные книги, и огромный сувенирный магазин, попасть в который можно, даже не покупая билета на основную экспозицию. Оттуда вы точно не уйдете без открыток, значков, магнитиков и других приятных сувениров.

Музей Ван Гога

Крупными мазками о жизни мэтра

«Подсолнухи», «Ирисы», «Едоки картофеля», «Спальня» - все эти картины висят в в Амстердаме, где собрана самая большая коллекция работ художника - около 200 картин, 400 рисунков и 700 писем (увидеть те самые письма брату Тео можно именно здесь). При жизни Ван Гог продал всего одну картину, зато теперь в музее можно купить даже носки с изображением подсолнухов. В сувенирном магазине продаются тысячи книг о творчестве Ван Гога, репродукции его работ, шарфы, галстуки, кружки, зонты и все, что только можно представить, по мотивам рисунков художника. Билеты можно (и нужно!) покупать заранее на сайте, если вы, конечно, не хотите провести несколько часов в очереди, которая стабильно выстраивается у входа каждый день.

Стеделейк

Современное искусство в гигантской ванне

Огромная ванна, которая стоит посреди города, - это здание в Нидерландах. Как и Рейксмюсеум, Стеделейк почти 10 лет был закрыт на реставрацию, но теперь работает в полную силу. В пространстве постоянной экспозиции находятся вневременные полотна Пикассо, Уорхола, Мондриана, Моне и других европейских и американских художников XX века. Интересно, что именно в Стеделейке собрана крупнейшая за пределами бывшего СССР коллекция работ Малевича. Хватает места и для выставок, которые регулярно сменяют друг друга: сейчас в Стеделейке работает выставка, посвященная 100-летию художественной группы De Stijl, выставка французского художника и скульптора Жана Дюбюффе и ряд фото- и видеоинсталляций. На первом этаже - отличный книжный магазин, где продаются книги и по истории современного искусства, и по музееведению, и по истории театра. Можно купить парочку и присесть в уютный ресторан на первом этаже.

Музей Анны Франк

Живая память

На канале Калверт есть , - в этом доме Анна Франк написала свой дневник во время нацистской оккупации Амстердама. Анна Франк - девочка из еврейской семьи, погибшая в концентрационном лагере Бельзен, но успевшая оставить подробное описание жизни в убежище, в котором ее семье приходилось скрываться. Два года Анна писала письма своей вымышленной подруге Китти, рассказывая о том, как проходят их дни в потайных комнатах за большим шкафом. Сейчас в эти комнаты можно попасть и попытаться представить, чем жили люди, вынужденные несколько лет находиться под прикрытием. В экспозиции музея много материалов о холокосте и фашизме, и по эмоциональному фону посещение этого музея сопоставимо с визитом в Еврейский музея в Берлине и Яд-Вашем в Иерусалиме.

Мириам Буларс

Хост квартиры Airbnb в Амстердаме

Мишленовский ресторан Рейксмюсеума

У Рейксмюсеума есть не только замечательная коллекция, но и ресторан, получивший звезду «Мишлен». В ресторане работают известные шеф-повара со всего мира, и столик для ланча или ужина нужно резервировать заранее. К счастью, рядом с именитым рестораном есть кафе попроще - несколько эспрессо-баров и мест, где можно перекусить без предварительной брони столика.

Ван Гог на велосипеде

Если вы хотите увидеть еще больше картин Ван Гога, и в том числе знаменитую картину «Ночное кафе», то отправляйтесь в в часе езды от Амстердама. Музей расположен в национальном парке Де-Хоге-Велюве, где можно провести целый день, катаясь на велосипеде от одного арт-объекта до другого.

История торговли и кораблей

Музей, который я всегда с удовольствием советую, - . Сам музей находится внутри корабля, и там можно узнать о том, как в XVI–XVII веках европейцы осваивали судоходство, торговали друг с другом и изобретали новые модели кораблей.

Завтрак с Рембрандтом

Один раз в год, на день рождения Рембрандта (15 июля), Рейксмюсеум организует праздничный завтрак, угощая гостей традиционной голландской едой - булочкой с харингом (молодой селедкой). Считается, что и Рембрандт когда-то именно так начинал свой день.

Nemo

Корабль науки возле вокзала

Название отсылает к роману Жюля Верна «20 000 лье под водой»: само здание - большой корабль, наполненный научными интерактивными экспонатами. Этот научный центр - идеальное место для взрослых и детей, у которых постоянно чешутся руки - музей, в котором не просто можно, а нужно трогать все экспонаты. Создать электричество, узнать, как формируются звуки, что такое фракталы, откуда появляются цвета, как происходит половое созревание, как на людей действуют наркотики, и спасти кота Шредингера - все это вы сможете сделать сами, путешествуя с одной палубы этого корабля науки на другую. Несколько раз в день в Nemo проходит зрелищное научное представление - один маленький элемент, запущенный добровольцем, приводит в движение целую систему объектов, и в течение нескольких минут эта цепная реакция не прекращается. В летнее время на самом последнем этаже музея работает большая терраса с кафе.

Микропия

Зоопарк микробов

Первый в мире находится по соседству с настоящим зоопарком, но в нем представлены те, кого вы никогда не разглядите невооруженным глазом, - миллионы бактерий, микробов и даже вирусов. Весь музей построен по принципу секретной лаборатории, где вы - ученый, собирающий свою коллекцию микробов. Вместо клеток и вольеров в этом зоопарке микроскопы, сквозь которые вы можете наблюдать за жизнью этих маленьких существ. Вы можете пройти сканирование и узнать, сколько микробов находится на вас прямо сейчас (спойлер: несколько миллиардов!), убедиться, что во время поцелуя вы с партнером обмениваетесь 1 миллионом микробов, и увидеть, сколько на самом деле жизни на ваших расческах, зубных щетках и мягких игрушках. После посещения этого музея-лаборатории понимаешь, что одиночества не нужно бояться - на самом деле ты никогда не остаешься один.

Эрмитаж

Привет из Петербурга

Петербург - это русский Амстердам, поэтому в том, что филиал крупнейшего российского музея находится именно здесь, нет ничего удивительного. В регулярно проходят выставки, сформированные из экспонатов Большого Эрмитажа - например сейчас выставляются голландские мастера из петербургской коллекции, самой большой коллекции голландского искусства за пределами страны. В музее есть и постоянные выставки - на одной рассказывается история здания Амстелхоф, где сейчас находится Эрмитаж (оно было построено в 1681 году, и это здание мог видеть еще Петр I, когда посещал Голландию!), и об истории отношений России и Голландии.

Исторический музей Амстердама

Как деревня на реке стала столицей

Считается, что Амстердам был основан в 1275 году - именно с этого времени начинает рассказывать его историю. Это музей о том, как маленькое поселение на реке Амстел выросло до крупнейшего города Голландии. Здесь собраны самые ценные артефакты, археологические находки, документы, национальные голландские костюмы, мебель, бытовые предметы и очень много интерактивных экспонатов, относящихся и к современной жизни города, - например, можно узнать все о предпосылках легализации наркотиков и проституции. Особой популярностью пользуется интерактивная прогулка по Амстердаму 1920-х годов - вас приглашают крутить педали велосипеда, параллельно показывая, как выглядел город век тому назад, - так создается полная иллюзия настоящей велосипедной прогулки по городу.

Музей конопли, Музей секса, Музей проституции

Аттракцион для туристов

Это типичные туристические музеи, наполненные выдуманными фактами. Не стоит относиться к ним серьезно, но если очень хочется зайти, то заходите - пара смешных фотографий на память вам точно останется. В Музее эротики и Музее проституции вам расскажут историю сексуального раскрепощения Амстердама, продемонстрируют устройства тех самых «красных комнат», куда девушки уводят клиентов, и покажут множество эротических картинок, статуй, изображений и фотографий. В Музее конопли посетителям показывают марихуану с самых неожиданных ракурсов - например, рассматривают ее как ценное сельскохозяйственное сырье.

Музей Крёллер-Мюллер

Никола-Ленивец в Голландии

Музей Крёллер-Мюллер - это не только частный музей, в котором находится вторая по размеру коллекция работ Ван Гога, но и огромный ландшафтный парк наподобие нашего Никола-Ленивца. Находится этот парк в часе езды от Амстердама, и провести в нем можно целый день. При входе вы можете бесплатно взять велосипед и передвигаться на нем. В одном конце парка стоит красивый замок, принадлежавший Елене Крёллер-Мюллер, крупному коллекционеру искусства, в другом - музей частной коллекции, в которую вошли полотна крупнейших европейских живописцев, а между ними - десятки километров, которые вы с большим удовольствием преодолеете на велосипеде.

Планируете культурный досуг в Амстердаме? Бронируйте квартиры на , гуляйте по городу и заходите в лучшие музеи Голландии и мира.

Музейная карта (Museumkaart) – это годовой абонемент, который дает право на неограниченное число посещений почти 400 музеев в Голландии, включая 35 в Амстердаме. Эта карта рассчитана скорее на местных жителей, чем на туристов. Тем не менее, купить ее может каждый.

Сколько стоит музейная карта?
  • Музейная карта для взрослых€64,90 на 1 год
  • Музейная карта для детей до 18 лет – €32,45 на 1 год

Внимание! В начале 2016 года правила продажи карт изменились . Сейчас при покупке карты в музее выдают временную бумажную карту. Она действует 31 день. Пользоваться можно сразу после покупки. Но до истечения 31-дневного срока ее нужно зарегистрировать онлайн – и вам вышлют постоянную пластиковую карту. Высылают их только на голландский почтовый адрес . Если карту не зарегистрировать онлайн, то она пропадет.

И еще раз внимание! С 10 марта 2018 года правила снова поменялись. Теперь временная карта действует 31 день и дает право посещения максимум пяти музеев .


На фото: музейная карта старого образца (на переднем плане) и нового

Какие музеи можно посещать по этой карте?
  • Полный список музеев Амстердама (включая Дом-музей Анны Франк, музей Немо, музей Ван Гога, Rijksmuseum, Музей Stedelijk)
  • Полный список музеев по всей Голландии , в общей сложности порядка 400. Список на сайте отсортирован по провинциям.

Где можно купить музейную карту?

Вы можете купить карту во многих музеях, участвующих в этой программе, включая Rijksmuseum, музей Stedelijk, Эрмитаж, Новую и .

Как пользоваться музейной картой?

Купив карту в музее, вы можете сразу ей воспользоваться. Затем, в течение 31 дней карту нужно зарегистрировать онлайн: указать ваше имя, фамилию, пол, дату рождения, закачать паспортное фото. Таким образом, постоянная музейная будет именной, и ей может воспользоваться только сам владелец.

В музее вам нужно просто показывать карту на входе (обычно сотруднику в кассе, а в Rijksmuseum – охраннику на входе). Там вашу карту просканируют – и либо выдадут вам бумажный билет, либо просто пропустят в музей.

Дает ли музейная карта право на вход без очереди?

Да, в , и Эрмитаже. Для входа без очереди в музей Ван Гога вам нужно забронировать время онлайн (это бесплатно).

В доме-музее Анны Франк, который славится самыми большими очередями в Амстердаме, владельцы музейной карты также могут воспользоваться одной хитростью. Для этого нужно зайти на сайт музея и забронировать посещение на определенное время . Вам нужно будет заплатить €0,50 за само онлайн-бронирование, а на входе показать карту – и пройти без очереди и бесплатно.

Сколько раз можно посещать музеи по этой карте?

Вы можете посещать музеи неограниченное число раз в течение года.

Стоит ли покупать музейную карту?

Тем, кто живет в Нидерландах или часто приезжает в гости, можно даже не задумываться над покупкой – и сразу брать! А для путешественников арифметика проста: цена входного билета в основные музеи – , Stedelijk, Эрмитаж, НЕМО – 16,50 евро и более. Получается, что ваша покупка окупится после посещения четырех музеев.

В качестве альтернативы вы можете рассмотреть покупку:

  • карты I amsterdam , она дает право входа во многие музеи Амстердама и Харлема + бесплатный проезд на транспорте + круиз по каналам + много скидок)
  • , которая действует во многих городах Голландии, дает право входа во многие музеи + множество скидок (полный список возможностей – ). При покупке Holland Pass онлайн в комплекте можно купить дневной проездной на поезд по очень хорошей цене (19 евро).
  • комби-билетов в музеи , которые стоят дешевле, чем отдельные билеты.

Отличного отдыха в Амстердаме!

Информация в статье актуальна по состоянию на 15.01.2018. Указанные выше цены могут меняться.


Введение

Голландия - маленькая страна, располагающая огромными художественными богатствами.

В наши дни это страна высоко развитой промышленности и интенсивного сельского хозяйства. Неподвижны крылья ветряных мельниц, знакомых нам по бесчисленным картинам старых мастеров. Мельницы превратились в живописную деталь равнинного пейзажа по бокам современной автострады. Для голландцев характерно стремление не только сохранить старину, но и использовать ее. Здесь умеют устроиться с современным комфортом в доме XVII века, а их немало. Некоторые города (например, Гарлем, Лейден, Дельфт) можно было бы превратить в музеи старой архитектуры, однако этого не происходит. Их берегут, ценят, поддерживают и продолжают в них жить. Прошлое не теряется в призрачной дали столетий, а служит частью современной практической жизни. Правительственные учреждения страны располагаются в переделанной для этой цели триста лет тому назад средневековой резиденции графов голландских в Гааге. Амстердамский королевский дворец для торжественных приемов - это здание городской ратуши, выстроенное в середине XVII столетия знаменитым архитектором ван Кампеном.

В представлении иностранцев Голландия - страна каналов, тюльпанов и Рембрандта. Творчество Рембрандта - явление исключительное, во многом противостоящее потоку произведений его голландских современников. И все же оно составляет вершину, гребень необычайно широкой волны. Пожалуй, нигде и никогда живопись не получала такого распространения, как в Голландии XVII века. Во всех музеях мира, посвященных западноевропейскому искусству, голландский раздел - один из самых богатых. Эта маленькая страна выплеснула на мировой художественный рынок десятки тысяч картин, но и дома их все еще остается великое множество. Вплоть до наших дней Амстердам является одним из международных центров антикварной торговли. На протяжении трех с половиной столетий здесь проходили распродажи огромных художественных ценностей, создавались и вновь распадались великолепные коллекции. Однако голландские музеи с их замечательными собраниями возникли только в XIX веке. Причины этому следует искать в истории страны и в своеобразном «бытовом» отношении к старине и к искусству. Если в других европейских странах картины были прежде всего принадлежностью королевского или княжеского дворца, то в Голландии XVII века тончайшие, высоко профессиональные живописные произведения находили себе дорогу в дома не только богатых бюргеров, но и ремесленников и даже крестьян. Они служили частью повседневного быта и способом помещения капитала; умирал владелец, и наследники распродавали их.

Постоянно находясь в голландских домах, картины воспитывали глаз и вкус людей, формировали их отношение к искусству.

Наблюдая посетителей музея в Гааге или Роттердаме, вскоре замечаешь, что группа ярко одетых пожилых американок обязательно слушает экскурсовода; французы или итальянцы, бросая вокруг рассеянные взгляды, в душе глубоко убеждены, что нет на свете ничего лучше их собственного французского или итальянского искусства. Серьезные молодые немцы-студенты заранее изучили научную литературу и теперь ищут иллюстрации к своим познаниям. А вот к картине подходит голландец, ведя за руку мальчика лет десяти; они долго молча стоят перед серебристым натюрмортом Виллема Хеды и потом тихо уходят. Им не нужен экскурсовод. Им вообще не нужны слова, они привыкли не слушать о живописи, а видеть живопись. Пожалуй, это умение распространено в Голландии шире, чем в других странах. Здесь оно составляет черту культуры, связанную с особенностями национального характера.

Не приходится сомневаться в том, что существует глубокая взаимозависимость между художественным восприятием и традиционным в Голландии пониманием поэзии домашнего быта, незаметной красоты простых вещей. И то и другое - порождение истории голландского народа с ее своеобразным переплетением героизма и бюргерской ограниченности. Ее этапы определяют и пути художественного собирательства, и сложение общественных художественных коллекций - музеев.

Поворотным пунктом в истории страны является нидерландская революция конца XVI века. Примерно за полтора столетия до нее бургундские герцоги, принадлежавшие к младшей ветви французского королевского дома Валуа, объединили под своим владычеством феодальные княжества на территории современных Голландии и Бельгии. Вся эта территория была известна под названием «Низкие земли» (Нидерланды). Нидерландские княжества, расположенные на перекрестке торговых путей Европы, и до того имели между собой много общего. После объединения здесь начинают складываться черты национальной культуры, причем ведущей и в экономическом и в культурном отношении является южная часть страны. В конце XV - начале XVI века в результате династических браков Нидерланды переходят под власть испанских Габсбургов. Мощные восстания против экономических и политических притеснений предшествуют вспыхнувшей в 1566 году национально-освободительной войне. Война эта получила у голландских историков название «восьмидесятилетней», так как мир с Испанией окончательно был заключен только в 1648 году, однако основные ее итоги были ясны уже к началу XVII столетия.

Национальные требования восставших переплетались с социально-экономическими и религиозными. Борьба против испанского господства вскоре перешла в первую в мировой истории буржуазную революцию. Жестоко подавленная в Южных Нидерландах, революция на Севере привела к созданию нового самостоятельного государства - Республики семи соединенных провинций. Среди этих провинций (Северный Брабант, Утрехт, Гронинген и др.) Голландия выделяется по своему экономическому развитию, своей военно-морской мощи, а следовательно, и своему политическому значению. Недаром мы привыкли название этой провинции распространять на всю страну, употребляя его наравне с современным официальным названием «Королевство Нидерланды». Торговая буржуазия Голландии стала играть ведущую роль в новом государстве. Ее богатство и могущество строились на жестокой эксплуатации народных масс, а между тем именно патриотизм народа не раз спасал независимость страны во время бесконечных войн с Испанией, а позже с Англией. Голландские купцы располагали мощным морским флотом; они не только вели широкую международную торговлю, но и захватывали колонии в Азии, Африке, Южной Америке, грабя и уничтожая местное население.

Питер Артсен, Поклонение пастухов, фрагмент

Семнадцатый век был «золотым веком» Голландии. Передовая маленькая страна ненадолго стала одной из самых могущественных держав мира. Блестящего расцвета достигли наука и искусство - прежде всего живопись.

Среди государств абсолютистской Европы того времени буржуазная Республика соединенных провинций выделялась сравнительным демократизмом своей общественно-политической жизни и культуры. В борьбе с оплотом католицизма - Испанией - голландцы провозгласили государственной религией протестантизм, однако около половины населения оставалось католической. Веротерпимость не означала равноправия: католикам было запрещено устраивать публичные богослужения. Церкви были превращены в протестантские храмы. Протестантизм запрещает молиться религиозным изображениям, поэтому росписи на стенах были покрыты побелкой, картины и скульптуры либо удалены из церкви, либо уничтожены.

Во главе войск республики стояли штатгальтеры. По традиции эта должность стала наследственной в семействе принцев Оранских-Нассау. Штатгальтеры из дома Оранских боролись за власть с верхушкой бюргерства. Им то удавалось расширить свое влияние в государстве, то приходилось отступать на задний план.

В 1795 году французские войска заняли Голландию. Штатгальтеры бежали. Позже Наполеон провозгласил страну королевством и посадил на трон своего брата Людовика. Гибель наполеоновской империи возвела на престол возвратившуюся династию Оранских, дожившую до наших дней.

Эта историческая канва позволяет нам понять многое в развитии искусства и собирательства.

В средние века здесь, как и во всей остальной Европе, храмы и монастыри обладали коллекциями всевозможных редкостей и ценностей, которыми по большим праздникам украшали алтарь. Многие такие предметы были замечательными произведениями искусства - чаще всего прикладного. До наших дней дошла лишь незначительная доля этих богатств, в Голландии их сохранилось даже меньше, чем в других европейских странах. Вспомним, что на рубеже XVI–XVII веков протестантизм уничтожил здесь реликвии католических церквей. Людям того времени творения средневекового искусства казались грубыми и уродливыми; утратив значение религиозных реликвий, они вообще потеряли всякую ценность и погибли.

К этому времени относится первый случай, когда произведение искусства - правда, лишь фрагментарно - было спасено от уничтожения именно благодаря интересу к его художественным качествам. Однако дело шло не о древнем, а о современном произведении. В 1566 году по стране прокатилась волна восстаний, принявших форму иконоборчества; восставшие уничтожали религиозные изображения в католических церквах. В Амстердаме погибли алтарные картины, совсем недавно исполненные художником Питером Артсеном и вызвавшие восхищение современников. Лишь фрагмент одной из них - «Поклонения пастухов», поражавший необычайно убедительным изображением быка, был выпилен из деревянной доски, на которой картина была написана, и перенесен в ратушу. Теперь он находится в Рейксмузеуме в Амстердаме.

В Голландии первыми крупными произведениями, ставшими общественной собственностью, были групповые портреты. Со времен средневековья оборона городов входила в обязанности горожан. Городское ополчение состояло из стрелковых гильдий, располагавших, как и другие гильдии, собственным зданием. С начала XVI века члены голландских стрелковых гильдий стали заказывать свои групповые портреты. Наибольшее количество таких портретов было написано в Амстердаме и находится в амстердамском Рейксмузеуме. Самые ранние из них написал местный художник Корнелис Антониссен (Тёниссен). Обычно поверхность его картин плотно заполнена полуфигурами стрелков. Они выстроены в ряды, поднимающиеся один над другим, вместо того чтобы в соответствии с правилами перспективы располагаться друг за другом. Однако унылая беспомощность общей композиции с лихвой возмещается характерностью отдельных лиц. Амстердамские бюргеры изображены здесь с неподдельной достоверностью; их лица грубы, подчас уродливы, но полны энергии, воли, уверенности. Ни художник, ни заказчики не стремятся к идеализации, и они вполне правы, полагая, что - такие, какие они есть, - они способны постоять за себя и внушить уважение окружающим. Одним из проявлений настойчивого, энергичного самоутверждения голландского бюргерства и служат эти групповые портреты.

Ежегодно стрелковые гильдии сменяли офицеров и устраивали банкет в честь отслуживших свой срок (позже, в XVII веке, это происходило раз в три года). Уже в 1533 году Корнелис Тёниссен попытался сделать такое пиршество основным мотивом группового портрета. Впоследствии эта тема станет стержнем полных непринужденного веселья картин Франса Хальса. У Корнелиса Тёниссена стрелки изображены в малоподвижных позах; они смотрят на зрителя, не обращая внимания на накрытый стол. Художник еще не умеет объединить их, подчинив общему сюжетному действию, общему приподнятому настроению, как это почти сто лет спустя сделает Хальс. И все же на ранней картине между изображенными людьми есть какое-то внутреннее родство, благодаря которому они кажутся единым коллективом. Пройдет несколько десятилетий, и этот корпоративный дух голландского бюргерства, умение сообща бороться за общие интересы сыграют свою роль в бурных событиях революции.

Стрелки заказывали свои портреты за свой счет и оплачивали их в складчину. Так обстояло дело и в XVI и в XVII веках. Сохранилось документальное свидетельство, что заказчики группового портрета стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока (знаменитого «Ночного дозора») заплатили в 1642 году Рембрандту приблизительно по сто золотых - одни немного меньше, другие немного больше, в зависимости от места, которое им было отведено на картине. Законченную картину вешали в зале здания стрелковой гильдии, она становилась собственностью гильдии.

Впоследствии, с развитием военной техники, стрелковые общества уступают место наемным солдатам-профессионалам.

Уже в XVII веке эти общества не играли существенной роли в военных действиях и превратились в своего рода клубы для совместных увеселений бюргеров. В XVIII веке они были отменены. Их имущество, в том числе и групповые портреты, стало собственностью городских магистратов и остается ею до сих пор. Так, групповые портреты Рембрандта «Ночной дозор» и «Синдики цеха суконщиков» формально являются собственностью города Амстердама и переданы в Рейксмузеум (музей, принадлежащий государству, а не городу) лишь во временное пользование.

Корнелис Тёниссен. Банкет семнадцати членов стрелковой гильдии. 1533

От стрелковых корпораций обычай заказывать групповые портреты переняли другие общественные объединения-торговые, промышленные, благотворительные. Стали появляться портреты цеховых старшин, попечителей благотворительных учреждений, врачей и т. д. Они предназначались для украшения зданий цехов и корпораций, богаделен и приютов, а позже переходили в собственность городов и попадали в музеи.

Корпоративные портреты - характерное порождение республиканской Голландии. Такой заказ был самым почетным и ответственным заданием, какое мог получить голландский художник XVII века. Это крупнейшие памятники искусства, составляющие основу национального художественного наследия. К счастью, они уже в силу условий своего возникновения становились общественной собственностью, обычно оставались в том городе, для жителей которого были написаны, и лишь в редчайших случаях уходили за пределы страны. Эти портреты - чисто голландский, почти не свойственный другим странам источник пополнения общественных художественных коллекций.

Зато здесь не было других источников крупного художественного собирательства, характерных для абсолютистских стран Европы, не было королевского двора и могущественной аристократии, для которых накопление художественных ценностей служило одним из способов утвердить свой престиж. Вспомним, что именно так возникли богатейшие музеи Франции (Лувр), Австрии (Художественно-исторический музей в Вене) да и царской России (Эрмитаж). В католических странах крупнейшие художественные заказы часто исходили от церкви. Став предметом культа, картина или скульптура тщательно хранилась и тогда, когда менялся художественный вкус и исчезал «светский» интерес к ним как произведениям искусства.

В Голландии не существовало ни королевского собирательства, ни церковного меценатства. Здесь иногда возникали очень значительные частные коллекции, но, как уже говорилось, они распадались со смертью собирателя. Обычно в бюргерских домах из поколения в поколение сохранялись только семейные портреты. Подчас они бывали произведениями больших художников и, наконец, в XIX или XX веках очередной владелец, с согласия родственников, жертвовал их в музей.

Единственной постоянно пополнявшейся и переходившей из поколения в поколение крупной коллекцией в республиканской Голландии была коллекция штатгальтеров. В XVII веке она состояла главным образом из фамильных портретов и декоративных полотен, служивших для украшения дворцов. В XVIII веке штатгальтеры Вильгельм IV и в особенности Вильгельм V покупают картины голландских мастеров предшествующего столетия, руководствуясь их художественными достоинствами. По примеру собирателей-бюргеров они создают то, что с конца XVI века называлось в Нидерландах «кабинетом искусств» (Kunstkabinet).

В 1795 году французские войска вступают в Голландию. Картины из гаагского «кабинета» Вильгельма V отосланы в Париж, подобно художественным ценностям из соседней Фландрии, Италии и т. д. Неотосланная часть собрания распродана. Однако в других дворцах Оранских осталось еще немало живописных произведений. В эти годы больших перемен и военного разорения картины часто можно было купить за гроши. Возникла идея создать в Батавской республике (как тогда называли Голландию) публичный музей, подобно парижскому Лувру. И вот в 1800 году в Хёйс-тен-Босх («Дом в лесу» - бывшая летняя резиденция Оранских) открывается Национальная художественная галерея, а год спустя выходит ее первый коротенький каталог.

В 1808 году король Людовик-Наполеон Бонапарт решил переехать из традиционной резиденции Оранских Гааги в Амстердам. Здесь к его услугам был великолепный дворец - величественное здание ратуши. Из него поспешно выгнали чиновников городского управления, но некуда было девать картины, находившиеся в одном из залов второго этажа. Это были старинные групповые портреты во главе с «Ночным дозором». И король милостиво согласился жить под одной крышей с огромным рембрандтовским холстом.

По приказу Людовика-Наполеона во дворце создается Королевский музей, которому город Амстердам и передает принадлежащие ему восемь больших групповых портретов. Туда же перевозят картины из бывшей Национальной художественной галереи. Директор музея Корнелис Апостол приобретает для него произведения из частных собраний. В 1809 году Апостол издает каталог, в котором описано 459 картин.

В 1810 году король Людовик отказывается от престола по требованию своего могущественного брата, и Нидерланды включаются в состав Франции. Правительство императора Наполеона, естественно, не интересуется амстердамским музеем, средств для приобретений больше нет. Картины продолжают мирно висеть на своих местах. Там и находит их возвратившийся в 1813 году в Амстердам сын некогда изгнанного штатгальтера Вильгельма V Оранского. Вскоре он становится королем Нидерландов под именем Вильгельма I. Новый король не хочет терпеть музей под своей крышей. Помещением для музея становится Триппенхёйс - особняк, выстроенный в 1660–1662 годах архитекторами Ф. и Ю. Вингбонсами для торговцев железом братьев Трип. Здание переделывают внутри, приспосабливая для нового назначения, и в 1817 году в нем открывается Рейксмузеум (Государственный музей).

Тем временем удалось добиться возвращения из Франции большинства (но далеко не всех) художественных ценностей, вывезенных в предшествующие два десятилетия. В основном это были картины из «кабинета искусств» Вильгельма V. Они и составили сердцевину нового музея, открытого в январе 1822 года в Гааге. Он разместился в изящном и величественном Маурицхёйсе («Дом Маурица»), выстроенном в 1633–1644 годах по планам ван Кампена для принца Маурица (Морица), одного из членов семейства Оранских. Название здания перешло и на музей. В его официальном наименовании до сих пор сохраняются слова «королевский кабинет картин», несмотря на то, что он является собственностью нидерландского государства, а не королевской фамилии.

В начале XIX века житель Утрехта некий г-н Бойманс собрал обширную коллекцию картин. Ходили слухи, что он часто покупает вещи невысокого качества, да еще снабжает их поддельными подписями знаменитых художников. Поэтому утрехтский бургомистр не внял предложению Бойманса, пожелавшего продать свою коллекцию городу. Собиратель был оскорблен, и, когда в 1847 году он скончался, оказалось, что он завещал свою коллекцию не Утрехту, а городу Роттердаму при условии, что там будет создан музей его имени. Так в Роттердаме возник Музей Бойманса. Из 1193 завещанных им картин лишь 239 были сочтены достойными музейной экспозиции. В 1864 году в здании музея был пожар, многое сгорело, но часть первоначального собрания сохранилась до наших дней.

Следуя примеру больших городов, решил основать музей и магистрат Гарлема. Это было нетрудно: городу издавна принадлежало большое количество картин, главным образом групповых портретов, в том числе серия блестящих произведений Франса Хальса. Они составили ядро собрания и определили его характер. В 1862 году музей был открыт.

В отличие от Рейксмузеума и Маурицхёйса музеи в Роттердаме и Гарлеме принадлежат не государству, а городу. Они подчинены не правительству, а городскому магистрату, и это заметно сказывается на условиях их существования и характере собраний. Роттердамский музей - исключение среди городски-х музеев по разнообразию коллекций и размаху выставочной деятельности. В Гарлеме же преобладают произведения художников, работавших в этом городе. Здесь посетитель может получить представление о развитии местной - а не общенациональной, как в Рейксмузеуме, - художественной школы. Такой состав коллекций характерен для многих музеев, существующих в наши дни в голландских городах. Чаще всего в них размещаются материалы по истории города и картины, причем последние частично также представляют скорее исторический, чем художественный интерес. Но почти в каждом из таких музеев найдется ряд произведений, имеющих не местное, а общенациональное и даже мировое художественное значение. Так, в городском музее Лейдена находится одно из крупнейших творений нидерландской живописи XVI века-знаменитый алтарный триптих Луки Лейденского с изображением Страшного суда.

Голландские музеи были созданы в XIX - начале XX века по инициативе местной интеллигенции. В сущности, это относится и к Рейксмузеуму и Маурицхёйсу, несмотря на то что некогда их возникновение было закреплено указами королей Людовика- Наполеона Бонапарта и Вильгельма I Оранского. Современное состояние обеих коллекций резко отличается от первоначального и по объему и по качеству произведений. За последние сто лет интенсивное обогащение голландских музейных собраний происходит за счет частных пожертвований. Иногда жертвуются картины, иногда деньги на их приобретение. В начале XX века было основано Рембрандтовское общество - организация по сбору средств для музейных покупок. Большинство крупных приобретений и теперь происходит при ее помощи.

После второй мировой войны возникла так называемая Государственная служба по распространению художественных произведений. Нидерландское правительство позаботилось о возвращении увезенных в Германию художественных ценностей, принадлежащих как музеям, так и частным лицам. Некоторые из возвращенных коллекций не нашли своих владельцев, погибших за годы войны. Эти коллекции составили государственный фонд, который передает произведения в пользование музеев.

Сложившиеся в XIX веке собрания музеев состояли почти исключительно из произведений мастеров XVII века - «золотого века» голландской живописи. В 1880-1890-е годы во главе музеев становятся крупные ученые, заложившие основы современного изучения голландского искусства, Обреен, Бредиус, несколько позже Шмидт-Дегенер. Начинается научно обоснованное расширение коллекций в том направлении, которое наиболее оправдано для данного музея.

Приобретаются произведения не только наиболее крупных, но и особенно редких, интересных мастеров «золотого века», формируются разделы нидерландского искусства XV–XVI и XVIII–XIX веков. Появляются - правда, в сравнительно небольшом количестве - работы иностранных мастеров: старых итальянцев, новых французов. В Амстердаме и Гааге возникают новые музеи, посвященные искусству XIX–XX веков. Складываются выдающиеся коллекции гравюр и рисунков. Ведутся археологические раскопки - прежде всего в юго-восточной части страны, пережившей расцвет в эпоху римского владычества и раннего средневековья. Старинный центр этого района, город Неймеген, располагает собранием интереснейших античных и средневековых древностей. Наконец, бесспорно высоко художественное значение замечательных этнографических коллекций музея при Королевском институте тропиков в Амстердаме.

Не имея возможности останавливаться на всех этих музейных собраниях, ограничимся четырьмя из них. Это Рейксмузеум в Амстердаме, Маурицхёйс в Гааге, Музей Франса Хальса в Гарлеме и Музей Бойманса - ван Бёнингена в Роттердаме.

Из книги Трактат о женской самообороне [Практическое пособие] автора Лялько Виктор Владимирович

Из книги 1000 секретов женского здоровья автора Фоули Дениз

Из книги Профессия повар. Учебное пособие автора Барановский Виктор Александрович

Из книги Пистолет и револьвер в России автора Федосеев Семён Леонидович

Введение Пистолеты и револьверы - наиболее массовое в мире оружие. За ним закреплен приоритет «личного оружия нападения и защиты, предназначенного для поражения живой силы противника на коротких расстояниях (до 50 м) и в рукопашной «схватке». Если в армиях почти всюду на

Из книги Режиссерская энциклопедия. Кино США автора Карцева Елена Николаевна

Из книги Энциклопедический словарь псевдонимов автора Колосова Светлана

Введение Псевдонимы (от греч. слова «pseudonymos» – носящий вымышленное имя) заслуживают изучения как один из важных факторов творческой жизни всех времен и народов. Наука о псевдонимах, которую по аналогии с ономастикой (наукой об именах) можно назвать псевдономастикой, или

Из книги Ремонт сантехники автора Горбов А М

ВВЕДЕНИЕ Даже кратковременное отсутствие воды в квартире доставляет ее обитателям массу неудобств. Чтобы оградить себя от подобных хлопот и аварийных ремонтов, необходимо тщательно соблюдать рекомендации по обслуживанию и использованию бытовой

Из книги Новый подход к чтению ладони автора Вебстер Ричард

Из книги Полный медицинский справочник фельдшера автора Вяткина П.

Введение Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи. Фельдшер является

Из книги Как читать анализы крови, мочи и кала. Домашний справочник автора Измайлова Инна

Введение Невозможно представить себе грамотного человека, который ни разу в жизни не пролистывал свою медицинскую карточку и не вчитывался в результаты исследований. Собственное здоровье и здоровье детей нас тревожит, и мы хотим знать о нем как можно больше. К

Из книги Вашу мать, сэр! Иллюстрированный словарь американского сленга автора Московцев Николай Г

Введение Все дилетанты, но в разных областях . Занимаешься всегда не тем, чем собирался. Предлагаем любителям нетривиальных путешествий словарь-путеводитель по экзотической части американского английского. Такой язык мало доступен тем, кто не принадлежит к местной

Из книги Справочник семейного доктора автора Коллектив авторов

Введение «Salus aegroti suprema lex» («Благо больного – высший закон») – это основной принцип, которым должны руководствоваться врачи в своей деятельности. Правда, вся сложность в том, что именно врач, а не больной может определять, что для больного благо. В дальнейшем мы увидим, что

Из книги Лечение растениями. Энциклопедический справочник автора Непокойчицкий Геннадий

Введение Биология и медицина признают, что организм человека является так называемой открытой системой по восприятию и излучению энергии. Он воспринимает доходящую до Земли энергию Космоса – прану, эфир – и преобразует ее для своей жизнедеятельности (либо излучает

Из книги Ремонт часов своими руками. Пособие для начинающего мастера автора Солнцев Г.

Введение КлассификацияЧасовые приборы можно классифицировать по-разному: по принципу действия, по устройству колебательной системы, наконец, по назначению.По принципу действия часовые механизмы могут быть механическими, электронно-механическими или электронными.

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Из книги Домашний справочник самых важных советов для вашего здоровья автора Агапкин Сергей Николаевич

Введение Если вы открыли эту книгу, значит, была на то причина. Скорее всего, вы просто однажды поняли, что хотите как можно больше знать о своем здоровье. Зачем? Да чтобы сохранить его и прожить долгую и полноценную жизнь без боли, недомоганий, слабости, больниц и лекарств.