Деревни россии возродятся. Возрождение русской деревни Возрождение русской деревни

Почему умирает деревня и как ее возродить? Мнение экспертов. «Православный Взгляд» о путях возрождения деревни.

Игумен Сергий (Рыбко),

игумен Русской православной церкви, известный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище города Москвы

Деревня была разрушена в советское время. Храмы были закрыты, Дома культуры не могли удовлетворить потребности людей, работать с утра до вечера за трудодни, которые даже не оплачивались, не хотелось никому, поэтому люди бежали из деревень в города, где можно было получить образование, устроить жизнь. Сейчас идет обратный процесс. Люди, особенно обеспеченные, стали понимать, что деревня — это жизнь на природе. Вокруг городов начинают основываться поселения, в которых строятся храмы, а около храмов созидается русская национальная жизнь. Так начинает возникать настоящая русская община. Многие сейчас начинают предпринимать шаги по возрождению деревни, открывают фирмы или общее православное хозяйство. За этим будущее. Я был в Финляндии и видел, как люди живут в деревнях, а учатся и работают в городах. У них сильно развито сельское хозяйство, пусть и механизированное. Там нет пробок на дорогах. В деревнях супермаркеты и рестораны, прекрасные дороги, детские сады, клубы по интересам. Надо и нам такое постепенно создавать, и везде должны стоять храмы.

Протоиерей Виктор Горбач,

настоятель прихода Святителя Иннокентия Московского в Южно‐Сахалинске, руководитель Молодежного отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии

В XX веке мы пережили индустриализацию, большая часть нашего общества стала горожанами. Для продовольственной безопасности мы должны выращивать в России все сельскохозяйственные продукты. Санкции в этом смысле пошли на пользу. Общинность, а ведь русская деревня всегда была общинной, основана на Православии, на понимании того, что все люди — братья и сестры, единая семья. Сегодня, к сожалению, мы это понимание во многом утратили. Люди, проживающие в городах, могут не знать своих соседей по подъезду и никогда с ними не общаться. С таким мировоззрением сложно что-то сделать в деревне. Я не могу давать прогнозы, но могу сказать, что там, где появляется сильная церковная община: либо это монастырь, либо верующие люди, например, православные предприниматели — там жизнь меняется в лучшую сторону. Единственное спасение деревни я вижу в том, чтобы там развивалась церковная жизнь. А развитие церковной жизни невозможно представить без школы. Но сегодня в школу не допускают даже культурологического предмета «Основы православной культуры», фактически идет бойкот этого предмета в некоторых регионах. Я знаю случаи, когда выбор детей и родителей игнорировали и детей насильно заставляли изучать светскую этику. Это страшное преступление, которое совершают чиновники от образования. Без Православия не только деревня не возродится, а вообще ничего не возродится. Православие глубоко связано и с деревней, и с городом, и с нашей жизнью, с нашими произведениями, ведь ярые антицерковные произведения основаны на незнании людей.

Иерей Димитрий Ненароков,

помощник атамана Центрального казачьего войска

В России определенными силами общества проводится борьба с абортами. С революции 1917 года началось государственное признание абортов, когда законодательно было разрешено убийство нерожденных детей. Это начинание пустило такие глубокие корни, что в наши дни бывает сложно переубедить порядочную женщину отказаться от аборта. То же самое и с деревней. Мы сейчас пожинаем плоды революции. Проблема села — это проблема нашего общества и очень похожа на проблему казачества. Оно есть, но его и нет, потому что казаков не осталось. Сельское общество есть, но его и нет, потому что крестьян не осталось.

Советская власть подрубила деревню на корню и разорила ее. Колхозы — это карикатура на сельские общины, окончательно поработившие сельское население. Колхозникам не выдавались паспорта, они находились в неравном положении с горожанами и рабочими, поэтому они вынуждены были бежать в города. Об этом писали такие писатели, как Василий Белов, Федор Абрамов, Виктор Астафьев, Валентин Распутин.

В России огромное количество земли, нужно возрождать сельское хозяйство, а традиции и устои подорваны. Я родился и вырос в городе, хотя много лет жил в деревне, я и сейчас могу взять любой кусок земли, но что я буду делать с этой землей? Мы разрушили крестьянскую общину, и воссоздать ее заново очень сложно. Городские романтики 80-х и 90-х годов, которые побежали в деревню организовывать фермы и частные хозяйства, вернулись, потому что деревня их не приняла. Этот процесс более долгий, чем кажется. Нужно не гнать людей из городов в деревню, а деревню делать привлекательной для жизни и, прежде всего, с духовной точки зрения. Сейчас в деревне люди в основном неверующие, а если верующие, то номинально. Они агрессивно относятся ко всем приезжим. В деревне процветает пьянство, разгильдяйство и лень. В первую очередь в деревне нужно установить сухой закон.

Нужно давать беспроцентные ссуды на приобретение земли, сельхозинвентаря и недвижимости. Нужно дать землю беженцам и дать им возможность построить жилье на ней. Нужно строго взыскивать за использование земли не по назначению. Землю нужно отдавать людям, но делать это с учетом реалий. Если Дальний Восток или Сибирь будем отдавать китайцам, то мы получим китайскую Сибирь и китайский Дальний Восток, поэтому в этом вопросе нужен мудрый и взвешенный подход наших руководителей.


Дмитрий Адоньев
, руководитель миссионерского отдела Добринского ЦО, псаломщик Никольского храма п. Добринка, администратор сайта сайт

По статистике с 2000-х годов численность населения деревень стала сокращаться. Студенты навсегда остаются жить в городах. Даже работа с высокой зарплатой никого не привлекает жить в поселке. Причина даже не в работе и не в деньгах. Надо помнить законы экономического развития! Деньги там, где есть культура! Сначала ставку надо сделать на развитие некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации занимают особое место в рыночной экономике. Они образуют отдельный сектор, называемый «третьим сектором» (другими секторами являются государство и коммерческие организации).
Некоммерческие организации являются субъектом и неотъемлемым элементом нормально функционирующего рыночного хозяйства, на которые возлагается создание и реализация общественных благ и услуг. Как показывает опыт ведущих развитых стран, государство в условиях рыночной экономики не способно справиться с решением многих социальных проблем. Для решения проблем в областях здравоохранения и образования, политики и духовного воспитания, спорта и культуры, охраны природы, благотворительности и ряда других создаются некоммерческие организации.
Некоммерческие организации образуются путем объединения физических лиц для решения определенного круга общих для них проблем. Как правило, это проблемы, связанные с поддержкой социально уязвимых слоев населения, отстаиванием прав и интересов различных групп населения, организацией досуга, просвещения, культуры, образования, медицинского обслуживания, улучшением экологии региона и т.п. Данный круг проблем либо совсем не решается государственными организациями (из-за отсутствия денежных средств) и коммерческими организациями (из-за не прибыльности данных операций), либо решается далеко не в полной мере.

Одной из первых экономических работ, рассматривающей культуру как независимый фактор, было исследование, проведенное известным американским ученым, специалистом в области государственного управления, Эдвардом Бэнфилдом (Edward Banfield) в 1958 году. Он доказывал, что низкие темпы развития тех или иных экономик могут быть объяснены культурными системами, сложившимися в различных странах. Бэнфилд показал, что слабость экономики на юге Италии (в отличие от индустриально развитого севера страны) может объясняться местными культурными традициями. Американский политолог Роберт Патнэм (Robert Putnam) в 1993 году выдвинул гипотезу, согласно которой, чем более «альтруистично» общество, тем выше качество действующих в нем политических и государственных структур. Историк и экономист Дэвид Ландес (David Landes) доказал существование прямой зависимости между процветанием национальной экономики и такими качествами ее граждан как экономность и бережливость, трудолюбие, упорство, честность и терпимость. Такие качества, как ксенофобия, религиозная нетерпимость, коррупция гарантируют бедность широких масс населения и медленное развитие экономики. Итальянский экономист Гвидо Табеллини (Guido Tabellini) проанализированы уровень образования и качество политических институтов в 69 европейских регионах. Его вывод: объем ВВП и темпы экономического роста выше в тех регионах, где процветают взаимное доверие, вера в индивидуальную инициативу человека и уважение к закону.

Итак, можно сделать вывод, что культура, несомненно, оказывает определенное влияние на экономический успех. Однако на культуру оказывают влияние религиозные, исторические, географические и другие факторы, которые подвержены изменению. Следовательно, изменению подвержена и сама культура. На мой взгляд, уместно говорить о существовании «общей культуры экономического успеха», когда одни и те же ценности в сфере экономического поведения обеспечивают прогресс политическими и географическими условиями. Но опять же таки на все эти условия так же можно влиять! Самое главное привлечь к этому делу "возрождения деревни" опытных специалистов. Здесь следует так же учесть, что ведение мира у разных поколений людей слишком отличается. В настоящее время подменили духовные ценности. Но всем известно, что неоспоримые истины содержатся в Евангелии. Большая задача возлагается на плечи Церкви. Поэтому священникам придется хорошо потрудиться в миссионерском плане!

Главную ставку надо сделать на молодежь. Отделы благочиния Добринского церковного округа уже давно соработничают с властью Добринского района на благо общества и государства. Видение мира главы администрации Добринского района Валерия Васильевича Тонких совпадает с евангельскими истинами! Этого человека поддерживают его коллеги, сотрудники, подчиненные. Поэтому священнослужители легко имеют доступ и проповедует евангельские истины в детских садиках, школах, профессиональных технических училищах, в медицинских и других учреждениях. Если вы посмотрите историю прихода Никольского храма поселка Добринка за прошедшие 15 лет, то увидите сотрудничество с отделом культуры и социального развития, взаимное проведение с ними культурных мероприятий, направленных на укрепление нравственности и патриотического духа среди населения!

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Русская цивилизация сложилась в определенных природных и климатических условиях. Колыбелью русской цивилизации, ее матрицей (матрица - мать, матица - главная балка в доме, опора конструкции), которая на протяжении веков постоянно воспроизводит русский национальный тип характера - является именно деревня.

Деревня как зерно русской цивилизации необычайно гармонично встроена в мироздание. Она демонстрирует необычайную устойчивость, несмотря на все природные и социальные катаклизмы. Фактически, деревенский уклад жизни, его основные материальные элементы не менялись на протяжении столетий. Консерватизм деревни, приверженность традиционным ценностям всегда раздражала революционеров и реформаторов, но обеспечивало выживание народу.

Мироздание – живой организм, но тварный, а Бог – Живой, не сотворённый и не рождённый, предвечный, сам творец жизни Мироздания. Названная совокупность и определяет понятие «Жизнь» в предельно об...">Жизнь на земле проста и понятна, она напрямую связана с результатами труда. Человек постоянно находится в общении с Богом, природой, живет в естественном дневном и годовом ритме. Культура твориться человеком, как ритуал общения с Творцом. (Культура - культ Ра, бога солнца. В христианские времена - культ Бога Отца. Без культа Бога культура рождает чудовищ, чему мы все сегодня свидетели). Русский мир - крестьянский мир. Крестьянин - христианин. Через культуру человек от рождения до гробовой доски взаимодействует с природой. Все в деревенской культуре, каждый ее элемент имеет сакральный смысл общения с Творцом, обеспечивает гармоничное существование именно на данной земле, в данной природной зоне. Поэтому культуры всех народов столь разнообразны.

Высокоурбанизированные (живущие преимущественно в городах) народы быстро теряют свою самобытность и попадают в зависимость от совершенно мифических ценностей: виртуальных электронных денег, сочиненной под воздействием человеческих страстей и пороков культуры. Их жизненный ритм сбивается. Ночь превращается в день и наоборот. Быстротечные переносы во времени и пространстве на современных средствах транспорта дают иллюзию свободы…

“Нация сочиняется на земле, а в городах она сожигается. Крупные города русскому человеку противопоказаны… Только земля, воля и изба посреди своего польца служит опорой нации, крепит род его, память, культуру жизни во всем многообразии”. (В.Личутин).

Пока жива деревня - жив русский дух, Россия непобедима. Капитализм, а вслед за ним и социализм, заложил утилитарное, чисто потребительское отношение к деревне, как к сфере производства сельхозпродукта и только. Как вторичного, ущербного по отношению к городу жизненному пространству.

Но деревня - это не только населенный пункт. Это прежде всего образ жизни русского человека, определенный уклад всех культурных, общественных и экономических отношений. Известный экономист 20-х годов Чаянов очень точно уловил отличие деревенской русской цивилизации от прагматической и протестантской по своему духу городской: “В основе крестьянской культуры лежит другой принцип выгодности, чем в технологической цивилизации, другая оценка выгодности хозяйства. Под “выгодностью” подразумевалось сохранение того уклада жизни, который был не средством для достижения большего благополучия, а сам являлся целью.

“Выгодность” крестьянского хозяйства определялась его связью с природой, с крестьянской религией, с крестьянским искусством, с крестьянской этикой, а не только полученным урожаем”.

Вот оно ключевое понятие, которое до сих пор не могут усвоить выросшие на политэкономике социализма руководители! Не производство сельхозпродукта должно являться главной точкой приложения сил для возрождения деревни, а восстановление традиционного, сложившегося веками, уклада жизни русского человека. Именно уклад является первичной ценностью. А вот когда он восстановится, тогда и о производстве можно будет забыть. Возрожденная духовно деревня сделает все сама.

Речь не о лаптях и квасе, хотя и о них тоже. Техника не отрицает традицию, традиция не отрицает развитие техники. Речь идет о возрождении именно духовных традиций отношения человека с землей, с окружающей природой, с общиной, с другим человеком.

В мирное время, без войны, русские отступают сегодня со своей деревенской прародины в развращенные цивилизацией города. Прямо на глазах деревенская Атлантида погружается где-то быстрее, где-то медленнее в небытие. Есть в этом процессе много трагичного, но много и справедливого. Справедливого по законам духовного возмездия. В Православии - закона воздаяния. За грехи предков отвечают потомки. Но, чтобы грех не умножился и прервался, потомки должны приложить все силы и зажить чистой жизнью.

Земля устала носить на себе это нерадивое племя, терзающее ее пьяными плугами и бездумной мелиорацией, вырубающее леса и поганящее отбросами своей деятельности реки и озера. Земля сбрасывает его со своего тела, Господь не дает продолжение рода. Пустующие пашни и сенокосы зарастают ольхой - зеленым врачующим пластырем. Земля ждет настоящего хозяина, чтобы возродиться к новой жизни.

Сегодня в деревне происходит два процесса, двигающихся на встречу друг другу. К логическому концу, через вымирание, подошел жизненный цикл деревенского люмпена. В страшных пьяных муках, не оставляя годного к воспроизводству потомства, уходят в небытие наследники тех, кто нарушив все человеческие и высшие законы позарился восемьдесят лет назад на чужое добро, поднял руку на брата своего, поругал святыни. Ему навстречу идет процесс возрождения традиционного деревенского уклада через людей покаявшихся в содеянных своими предками грехах, через тех, кто каждый день словом и делом связывает разорванную нить времен, возрождает традиции.

Мы, русские люди, кто-то раньше, кто-то позже, вышли из деревни. Кто-то, прельстившись городским благополучием, кто-то, чтобы избежать репрессий, кто-то чтобы дать детям образование. А значит и ответственность за возрождение деревни, лежит на всех нас. Кто чем может, в ком жив русский и христианский дух, должен, обязан, остановить сатанинское колесо деревенской разрухи, уничтожающее русское пространство, пожирающее у нации будущее.

Возрождение деревни - и есть возрождение России. Православие и деревня - передовые рубежи обороны за русскую самобытность. Возродим деревню - возродим корень, питающий дух и тело нации.

Суровый крестьянский дед с окладистой бородой смотрит на меня с фотографии - мой прадед Михаил. Его дети тоже оставили землю когда-то в поисках лучшей доли… Время возвращаться на круги своя.


ВОЛОГДА, 11 марта. /ТАСС/. Российская деревня может стать драйвером развития экономики страны, центром обеспечения продовольственной безопасности, точкой демографического роста и сохранения культурного наследия. Вопросы возрождения села обсуждают в Вологде представители федеральной и региональных Общественных палат РФ, гражданские активисты и чиновники на первом региональном форуме развития сельских территорий "Деревня - душа России".

"На мой взгляд, ценность форума в том, что на одной площадке собираются активисты, НКО, представители бизнеса и власти, и могут здесь выработать общие решения", - сообщил ТАСС секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов.

Проблемы села

В числе основных проблем села участники форума назвали плохие дороги, разваленную в постсоветское время малую авиацию, которая была основной транспортной артерией в ряды отдаленных северных сел, слабый уровень оказания медицинской помощи, активный отток молодого населения из сел из-за нехватки рабочих мест, высокий средний возраст населения сел и отсутствие кадров даже на чиновничьи должности.

"Мы не можем сейчас найти глав администраций сельских районов. Вот сейчас мы сталкиваемся, что никто не идет на эту должность. То есть мы даже возглавить не можем сельское поселение, не то, чтобы работать его заставить", - сказал председатель Общественной палаты Архангельской области Дмитрий Сизев.

Возделывать землю отбивают у селян охоту низкие цены на сельхозпродукцию, считают власти Вологодской области. "Современная деревня - это одно из больных мест российской экономики. Вымирание деревни, к сожалению, стало заметно и являться системным. Наблюдается сохранение усиления процесса урбанизации во многих регионах страны, буквально опустевание сельских территорий. Это стало проблемой не только для регионов с высоким уровнем развития сельского хозяйства, но уже и для нас - регионов-оплотов агропромышленного комплекса России", - отметил первый заместитель губернатора Вологодской области Алексей Шерлыгин.

Глава Тарногского района региона Сергей Гусев подчеркнул, что для сохранения деревень и развития их потенциала надо не только поднимать цены на сельхозпродукцию - основной источник доходов на селе, но и развивать дорожную и социальную инфраструктуру, строить новое жилье. Первые результаты этой работы в его районе, который уже три года подряд получает до 150 млн руб. субсидий в год, есть. Но этого мало.

Поддержка сельских НКО - драйвер развития деревень

Решение о дополнительном финансировании сельских проектов может быть принято уже этой весной - планируется, что президент РФ в конце марта-начале апреля подпишет указ о создании грантооператора для выделения субсидий НКО, проекты которых направлены на развитие малых городов и российских сел.

"Весь прошлый год Общественная палата на форумах "Сообщество" обсуждала идею создания нового грантооператора для НКО, реализующих свои проекты на селе. Мы услышали множество предложений активистов и НКО и передали их президенту. Он поддержал наши предложения, и мы надеемся, что в ближайшее время появится такой грантооператор, который будет поддерживать проекты только на селе и в малых городах", - сказал Бречалов.

И хотя жители мелких населенных пунктов отмечают, что в российских глубинках не так много официально зарегистрированных НКО с реальными проектами, Бречалов успокаивает, что президентский грант могут получить и НКО, зарегистрированные в крупных городах, но работа которых направлена на ускоренное развитие деревень.

По данным Общественной палаты РФ, в России зарегистрировано 220 тыс. НКО, из них в селах, согласно оценкам экспертов, закреплены 5-10% от общего количества некоммерческих организаций. К примеру в Алтайском крае, где велика доля "живых" деревень и сельского населения, в столице региона зарегистрировано 65% от всех НКО края, 25% - в других городах и только 10% - в селах.

От культуры к экономике

Форум "Деревня - душа России" проводится в Вологодской области уже несколько лет, но ранее внимание этого проекта уделялось сохранению культурных традиций и обычаев. Сейчас программу форума решено углубить и затронуть не только культурные вопросы, но социальные и экономические. В таком формате в Вологде, да и в России в целом, этот форум проводится впервые.

"Чтобы не противопоставлять культуру экономике и наоборот, мы пришли к тому, что проект "Деревня - душа России" сегодня ставит широкую задачу - это сохранение и развитие деревни и возвращение жителей на село. Российская деревня - это воспроизводство здорового и творческого человека, хранилище традиций и нравственных устоев народа, базис национальной идентичности, контроль территории и целостности государства, продовольственная независимость", - сказала инициатор проведения серии форумов "Деревня - душа России" Валентина Погожева.

Окончательный рецепт развития российских глубинок разработают и примут на всероссийском форуме, который планируется провести в Москве в июне.

Статистика

По данным Общественной палаты РФ, только в период с 2002 по 2010 годы число сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тыс., в том числе и за счет того, что ряд сельских населенных пунктов был включен в черту городов и поселков городского типа, а также их ликвидации по решениям местных органов власти в связи с естественной убылью и миграционным оттоком населения. Вместе с тем при переписи было зафиксировано 19,4 тысячи сельских населенных пунктов, в которых население фактически не проживало.

На начало 2014 года в селах жили 37,1 млн человек, в то время как в еще в 2000 году этот показатель составлял почти 39,5 млн человек. Площадь пашни за 10 лет снизилась до 115 млн гектаров против 132 млн гектаров, площадь сельхозугодий - до 196 млн гектаров против 220 млн гектаров.

На форуме было отмечено, что под угрозой вымирания в основном находятся деревни в северных регионах и на северо-востоке страны из-за более сложных климатических условий, удаленности населенных пунктов друг от друга, менее плодородной, чем на юге, почвы, плохо развитой сети дорог.

До революции 17 года Россия, как пишут в учебниках, была аграрной страной. Крестьяне составляли абсолютное большинство населения и кормили всю империю. После революции началось раскулачивание, коллективизация, индустриализация и прочие прелести. В результате появились колхозы и совхозы — эдакое социалистическое крепостное право . Землю крестьяне так и не получили. А вот право работать, работать и работать за гроши осталось .

Многие сейчас ругают советские колхозы. Заслуженно. У колхозной системы была куча недостатков. Мизерная оплата труда. Отсутствие перспективы — рядовой колхозник и его дети были обречены на тяжёлый труд до могилы. Выбиться «в люди» или уехать в город было трудно, особенно в сталинское время. Колхоз убивал любую личную инициативу и приучал людей к мысли, что они ничего не решают, их дело — подчиняться приказам сверху.

Тем не менее худо-бедно, но эта система работала. Колхоз был социально-образующим фактором и создавал необходимую для выживания инфраструктуру: строил дома, дороги, школу, больницу, дороги, детский сад и т.д. Вольно или невольно колхозное руководство заботилось о нуждах местного населения. Пусть колхозник гнул спину на колхоз за копейки. Зато колхоз помогал крестьянину выжить. Если нужно было вспахать огород, колхоз давал лошадь. Колхоз давал зерно, дрова, сено. Как и во всём СССР, в деревне процветало мелкое воровство, которое считалось не преступлением, а обычной практикой. Бригадир воровал машину свёклы, рядовой колхозник — мешок картошки. Но этот мешок помогал семье пережить зиму. Колхоз развивал хозяйство во всех направлениях: были поля, коровники, птичники, пасеки, сады, мастерские. Колхоз давал работу всему селу. Благодаря колхозам и совхозам русская деревня пусть не процветала, но сохраняла жизнеспособность.


Когда совок развалился, развалилась и колхозная система, а вместе с ней и сельское хозяйство. Немного статистики. За годы аграрных реформ исчезло 27 000 колхозов и 23 000 совхозов. В 2011 году зерна было собрано всего 90 тонн. Это чуть больше половины от дореформенного количества. Животноводство пришло в упадок. Количество коров уменьшилось в 21 млн. голов до 12, свиней — с 33 до 9 (!), овец и коз — с 67 до 10 млн. голов. Российская корова даёт молока почти в три раза меньше американской и почти в 4 раза меньше израильской. Среднегодовая урожайность зерновых на российских нечернозёмах в 4 раза меньше, чем на шведских, и почти в 4 с половиной раза меньше, чем в побеждённой Германии.
Сельское хозяйство дышит на ладан. Парадоксально, но факт: до 70% продовольственных потребностей нашей страны покрывается за счёт импортных поставок . И дело даже не в том, что Россия, славящаяся плодородными чернозёмами Кубани, не в состоянии прокормить себя сама. А в том, что заниматься сельским хозяйством рационально и по-хозяйски , как это делали высланные в 20-е годы кулаки или умные председатели колхозов, невыгодно . В докризисные годы литр солярки в деревне стоил дороже литра молока. Кто в таких условиях рискнёт держать корову? Колхозы развалили, а взамен ничего не создали . Работы в деревне нет. Молодые уезжают, остающиеся медленно спиваются. Деревня деградирует. В некогда процветавших селах доживают свой век дряхлые старухи да алкоголики.


Деревни, сёла и города российской периферии стремительно пустеют. Если посмотреть на карту России, легко заметить, что больше всего людей живут в городах и вокруг городов. Население сосредоточено в треугольнике, углами которого являются Санкт-Петербург на севере, Сочи на юге и Иркустк на востоке. Чем дальше от города, тем безлюднее. Страна медленно превращается в архипелаг. Больше всего пострадал Дальний Восток и Крайний Север. За последние 10 лет население на Дальнем Востоке сократилось на 40%. На Крайнем Севере — на 60%. В Сибири исчезло 11 000 деревень и 290 городов. Если при совке эти регионы выживали благодаря госдотациям, то сейчас все, кто в состоянии двигаться, бегут оттуда поближе к Москве, Петербургу, Сочи и Краснодару.
Вошёл в моду новый вид туризма: сталкерство по заброшенным деревням. Вот ссылка на проект “Исчезнувшие деревни России”. Список, понятно, далеко не полный, но очень поучительный:

http://letopisi.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%98%D1%81%D1%87%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%83%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
Стремительно исчезает целый класс, со своим образом жизни, культурой и менталитетом. Теперь главная задача родителей в деревнях это не воспитать работника, а любой ценой пристроить дитя в городе. Самое главное, деревенские часто сами уже не хотят работать . Сельский труд — это адски тяжело. Зачем с утра до вечера гнуть спину в коровнике или на поле, когда можно устроиться охранником в город и получать те же деньги (а то и больше), спокойно сидя на стуле? Получается замкнутый круг. С одной стороны, у людей в деревне нет работы. С другой стороны, работать дояркой или трактористом уже никто не хочет. Вместе с деревней вымирает тот тип рачительного и трезвого крестьянина, который кормил Россию до революции и после неё. Люди забыли, чем можно заняться в деревне. Теперь у них есть телевизор и водка — лучшие средства отвлечься от проблем.


После кризиса 1998 года ситуация изменилась. На деревню обратил внимание большой бизнес. Не потому, что в олигархах вдруг взыграли патриотические чувства. Гигантские сырьевые и финансовые структуры поняли, что самое надёжное вложение денег — это не золото и даже не недвижимость. Это земля . И начали создаваться аграрные империи. Одно время “Газпром” владел землями размером с Тульскую область. Дерипаска скупал плодородные чернозёмы Кубани. Председателям колхозов и совхозов платили солидные отступные, а за это получали землю, имущество и власть в бывшем колхозе. Олигархи по дешёвке скупали лес для охоты, землю — под гигантские дачи. В России начал складываться новый класс так называемых латифундистов.

Создаётся громадная структура — агрохолдинг, владелец которого и становится реальной властью на селе. Агрохолдингу невыгодно заниматься развитием инфраструктуры и вообще поддерживать жизнь на селе. Это бизнес, а не благотворительность. Агрохолдингу проще нанять дешёвых таджиков, чем возиться с местным вечно нетрезвым населением. Причём не все агрохолдинги — отечественного происхождения. Из 700 российских крупных агрохолдингов около 70 принадлежат зарубежным хозяевам. Российское законодательство запрещает им покупать землю. Но закон легко обойти. Зарубежная фирма создаёт дочернюю компанию, та, в свою очередь, рождает «внучку», а «внучка» уже с полным правом скупает российскую землю. Громадную роль, конечно, играет коррупция среди чиновников, распоряжающихся землёй, и бывших председателей колхозов. Часто им всё равно, кто будет владеть участком, хоть сам чёрт рогатый, лишь бы деньги платил. Концов — кому на самом деле принадлежит земля — уже не найти.


Эксперты считают, что самые прибыльные агрохолдинги принадлежат офшорным компаниям . В основном, это Кипр. Говорить о том, что Россия уже распродана, нельзя. Но процесс идёт, особенно на Кубани, где сосредоточено главное аграрное богатство России — чернозёмы. Земли Московской области тоже активно скупаются иностранными компаниями. Статистики по этому вопросу не существует.
Русскую деревню и сельское хозяйство смогли бы спасти фермеры. Развитие мелких хозяйств наряду с крупными. Деньги из бюджета на возрождение и развитие русской деревни выделяются из государственного бюджета. Например, национальный проект “Развитие агропромышленного комплекса”. В проекте много красивых слов. Тут тебе и стимулирование развития малых форм хозяйства (фермеров) и обеспечение жильём молодых специалистов и то, и другое. Но увы! На деле чиновникам возиться с мелкими фермерскими хозяйствами невыгодно. Геморроя много, а результат будет виден не сразу. Проще дать бюджетных денег агрохолдингу, который обещает построить коровники, пригнать на поля современную технику, а главное, нехилые откаты.

Податься в фермеры в России рискуют только люди с железной выдержкой. Во-первых, вести собственное хозяйство — дело затратное. Корма дорогие, тарифы на газ и электроэнергию постоянно растут. Хороших работников (хотя бы трезвых) найти сложно. Найти хороший рынок сбыта сложно. Даже если фермеру удастся решить эти проблемы, возникает другая, практически неразрешимая. Это система. Фермер перед агрохолдингом и вообще любым начальством абсолютно беззащитен и бесправен. Чиновники этим активно пользуются. Например, без разрешения ветеринарного надзора он не имеет право вывезти свою продукцию за пределы региона для продажи. И не потому, что качество продукции низкое, а потому, что чиновник надзора хочет подзаработать. И так далее. Без бумажки фермер и плюнуть не может. А всякая бумажка стоит денег.

Сейчас Россию кормят в основном агрохолдинги. Фермеры производят около 7-9% продукции. А часть населения кормит себя сама, не дожидаясь помощи от государства. Это мелкие частники-дачники, которые на своих огородиках выращивают картошку и огурцы для засолки.


Возможно ли возрождение прежнего, трезвого и хозяйственного крестьянства в России? Мнения расходятся. Одни говорят, что возможно, если удастся возродить прежний дух крестьянского самоуправления. В интернетах много говорят об опыте Глеба Тюрина, бывшего биржевого брокера, ныне директора Института общественных и гуманитраных инициатив (Архангельск). Главное по Тюрину — вернуть людям веру в собственные силы и дать реальную власть. Тюрин побывал в 40 умирающих архангельских деревнях, беседовал с жителями и создавал ТОСы (территориальные органы самоуправления). На короткое время деревни оживали, однако потом большая часть захирела снова. По разным причинам: сменилась региональная власть и избавилась от неудобного конкурента в лице ТОСа, угас энтузиазм жителей. Многим деревенским кардинальные перемены не нужны.
Другие говорят, что возрождать крестьянство вовсе нет нужды. Развитие экономики, агрономии и техники окончательно убило ту деревню, которую мы видели в советских фильмах. Будущее — за крупными агрохолдингами, которые сами производят, сами перерабатывают и сами продают . По сути, это те же колхозы, только с капиталистическим лицом.

Вопрос в том, кому будет принадлежать российская земля через пару десятков лет? России ли?

ПРОЕКТЫ В РЕГИОНАХ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ДЕРЕВНИ

Основную ставку нужно делать на возрождение крестьянских (фермерских) хозяйств. На восстановление местной (муниципальной власти.
Нужно использовать опыт крестьянских хозяйств и земств.

Нужно востанавливать экономическую модель в регионах, .

Нужно возвращать налоги из центра на места и целенаправленно(региональные и федеральные инвестиционные программы) вкладывать в экономику села.
Отчисление налогов по месту расположения производства , а не расположению офиса или юридического адреса..

Восстановление деревень(инфроструктуры, формы собственности, крестьянского самоуправления- мира)

Восстанавливать справедливость - возращать землю, скот, орудия производства потомкам ограбленных и уничтоженных большевиками.

Нужно возращать землю жителям деревень и сёл, у них-то побольше будет прав возврата земель и опыта работы на ней. Возврат(наращивание) земель и имущества жителям деревень, отнятых Н. Хрущёвым от личных хозяйств.

Пора возрождать общинных(муниципальных) земель для решения задач для жителей всей деревни: земли для выпаса скота, лесные угодья для сбора грибов, ягод, охоты, и обеспечения топливом или безплотинная миниГЭС на соседней речке (земля под общественные(муниципальные) предприятия).
Возвращение в муниципальную(общественную) собственность земель регионального и федерального значения для обеспечения основных нужд(земли отнятые большевиками у людей, у деревень).

Проекты на деревне. Увеличение объёмов и обрабатываемых территорий крестьянскими хозяйствами

Выделение, перераспределение ресурсов из региональных и федеральных фондов в муниципальные (финансы, земли, оборудование и скот) для показывающих положительную динамику деревень и регионов.
Внедрение успешных экономических схем и проектов на деревне.
Формирование ( , финансовый(паевые безпроцентые фонды), закупочный) для личных хозяйств и крестьянских.

Также формирование успешных форм социально ориентированных муниципальных предприятий(энергостанции, ресурсное предприятие(по самому распространённому местному ресурсу).
Помощь в обучении и формировании местных кадров.

Создание информационно-инвестиционных центров развития на деревне

Такие центры можно сформировать на базе новых деревенских информационно-общинных клубов(центров). .
Такие центры(обеспечение засчёт деревни-земства), прежде всего, будут включать в себя:
- доступ к интернету;
- помещение для встреч, мероприятий, обучения;
- информационные доски с новостями, предложениями и проектами.

Кадры. Крестьянские хозяйства и личные хозяйства

Человеческий потенциал, прежде всего нужно искать на земле, т.е. среди тех кто умеет и трудится на земле (крестьянства, личные хозяйства, дачи).

Прежде всего нужно определиться с теми кто хочет и теми кто может прокормить себя на земле.
По-этому желающих нужно разделить на тех кто будет жить там постоянно и те кто будет приезжать отдохнуть, поработать на земле.

Первая категория это деревенские жители, работающие на ближайших предприятиях, и живущие засчёт в т.ч. личного хозяйства. Также это те, кто имеет опыт жизни в сельской местности и готов переехать, если будет возможность прокормить себя на земле.

Вторая категория это дачники, также имеющие дома с земельным наделом и приезжающие на места для отдыха и выращивания овощей, плодово-ягодных культур. Из второй группу возможен переход во вторую группу при благоприятных условиях.

Опору для развития деревни нужно делать на первую категорию.

Существует также немногочисленная категория фермеров , труженников фермерских хозяйств(крестьянское хозяйство). Они могут выступать как пример эффективного проекта, делиться опытом.

Все желающие переселится постоянно на землю должны попробывать себя в 1-ой категории: подержать личное хозяйство(куры, овцы, кролики, козы и др.) или поработать в саду, огороде. Посмотреть, потянут они 10-12 часовой рабочий день на селе.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Нужно учесть негативный опыт прошлого. Те патологические изменения во власти, трагические страницы истории, которые повлияли на деревню и страну в целом.
Здесь 2 основных пласта: и захват голландцами с Московского царства.
Большевики с их уничтожением крестьянства и загон оставшихся в крепостные (в колхозы).
Создание репрессивного сверхцентрализационного государства с развитой системой наказания непокорных. Отсчёт здесь можно начинать от февральской и ноябрьской революций. -большевисткий проект, судя по всему, управлялся из Англии, где располагаются хозяева бывшей колонизационной Ост-Индийской компании, до этого Генуэзской республики (Голландия и Англия были колониями этой торговой корпорации).

Это захват Московского царства лжецарём Петром 1, перенесение столицы на балтийский берег в варяжский(балтийские славяне) город . Инфицирование произошло Генуэзской республикой из Голландии, которая посадила на трон Московии своего человека.
Где в последствии определённое время удерживалась группировка создавшая сверхцентрализованный проект "Священная Римская Империя" для вытягивания средств из покорённых стран и народов. В дальнейшем она перебралась в Англию, возродив проект в виде "Священной Британской Империи", затем она перебралась в созданные (возможно ею) Соединённые Штаты Америки.
Сейчас хозяева этого проекта перебрались в Европу, воссоздают Священную Римскую империю в виде Евросоюза.

Реформа власти. Децентрализация

По-этому, следует реформировать систему власти. Нынешняя колонизационная структура неповоротлива и удобна лишь для выкачивания средств из регионов. Нужно возвращать права распределяться своими ресурсами в регионы и на муниципальный уровень.
За модель можно взять (варяжскую) с её грамотным распределением финансовых и информационных потоков.
Это возрождение и укрепление муниципальной(земской) и региональной власти. Это снижение уровней управления во власти, расширение горизонтальных связей. Постепенное сведение текущей федеральной власти к реализации проектов, выбора представителей власти только на время работы проекта, а затем возвращение их в региональную власть.