Загадка сфинкса эдипу. Загадка Сфинкса: первое испытание неофита

Загадка Сфинкса

В мифах Древней Греции рассказывается о крылатом полульве с женской головой и грудью. Чудище якобы обитало на скале у греческого города Фивы. Оно любило задавать путникам сложные вопросы. Если человек отвечал правильно, Сфинкс должен был его пропустить. А поскольку таких не находилось, то чудовище убивало всех подряд. Так было до тех пор, пока оно не встретило путешественника Эдипа. Сфинкс спрсил:

Кто ходит утром на 4-х ногах, в полдень на 2-х, а вечером на 3-х?

Человек. - Ответил Эдип. - В детстве, которое можно назвать утром жизни, младенец ползает на четвереньках, потом твёрдо стоит на ногах, а на закате жизни ходит с трудом, опираясь на «третью ногу» - палку.

Чудовище в отчаянии бросилось со скалы и погибло. За избавление от Сфинкса фиванцы сделали Эдипа царём.

На самом деле, эта легенда пришла сюда из Древнего Египта. Там статуя Сфинкса стоит и поныне. И продолжает загадывать загадки.

Загадка первая: что значит имя этого чудовища? «Сфинкс» греческое слово и образовано оно от египетского названия «Шепес анх» - «Живой образ». Но тогда египтяне считали, что каменный памятник… живой? Вот что об этом написали русские исследователи Н. Глазова и В. Ланда, наблюдавшие статую в разное время суток:

Днём, освещённый солнцем, он не вызывает того чувства восторга, которое обнаруживается при ночном освещении его снизу прожекторами. При освещении снизу вдруг ясно проступил осмыслённыей и мудрый взгляд его огромных глаз. Видно, лик был задуман так, чтобы при свете дня неразумные и алчные земляне прошлых эпох не узнали в Сфинксе мудрое инопланетное существо…

Ещё более величественным выглядит Сфинкс во время восхода солнца, который он встречает, подняв голову вверх, вот уже несколько тысяч леч подряд. Особый красоты и мудрости он достигает в девять часов утра: не зря в Древнем Египте цифра «9» означала мудрость. Потом, когда солнце поднимается выше и на каменное лицо падают тени, Сфинкс «умирает». Если перевести его древнеегипетское имя как «Символ жизни», то становится понятным, что каменное изваяние живет теми же циклами, что и природа, где за расцветом следует увядание, затем наступает временная смерть - зима (в тропиках это период засухи), за ней приходит воскрешение. И так из года в год. Так же и человек: тело умирает, а душа продолжает существовать дальше.

Загадка вторая: сколько времени он тут лежит? Ученые выяснили, что статуя Сфинкса и стоящие за ней пирамиды составляют один архитектурный комплекс, построенный на одном основании, но древние храмы от времени разрушились, на их месте значительно позже построили другие. Только Сфинкс сохранился с доисторических времен, когда еще и Египта не было. Откуда нам это известно? Во-первых, за тысячелетия этот монумент не раз полностью засыпало песком, который приносит ветер из пустыни Сахары. В древних летописях сообщается, что по приказу египетских фараонов статую Сфинкса в долине Гизы много раз откапывали. Работы проводились в 1818, 1886, 1925 годах, когда на поверхности оставалась лишь голова монумента. Значит, Сфинкса сотворили, когда еще не было пустыни Сахары. Ученый М. Леннер из этого сделал вывод, что «Сфинкс был создан давным-давно, когда Гиза была еще зеленой». А было это 15000 - 11000 лет тому назад, когда пустыня напоминала «холмистую равнину современной Кении и Танзании».

Загадка третья: зачем он тут разлегся? В первую очередь, Сфинкс - это памятник исчезнувшей цивилизации. Когда ученые внимательно изучили лицо статуи, оказалось, что оно принадлежит к несуществующей ныне расе людей. Внешне они были похожи на африканцев и коренных американцев - индейцев. Во вторую очередь, монумент является точным инструментом для астрономических вычислений. Лапами он упирается в восточную сторону квадрата, в который вписаны остальные строения долины Гизы. Если умножить их параметры, то произведение будет равно продолжительности одного космического года - 26 000 лет.

Загадка четвертая, еще не разгаданная. Оказывается, под самой статуей находятся подземные помещения. Их удалось обнаружить с помощью новейшей акустической аппаратуры. Осталось только добраться до тайных хранилищ знаний.

Правда, существует предсказание: когда мир будет стоять на краю гибели, статуя оживёт и заговорит. Тогда Сфинкс сам расскажет обо всех своих тайнах. Но тогда будет уже слишком поздно. Лучше бы мы узнали их сейчас.

Защитник тайны времени

В Древнем Египте у Сфинкса было прозвище - «Защитник». От кого же и что он защищал? Ученый Хэнкок пишет: «Он охраняет «Славное Место Начала Времен» и почитали его как центр «великой магической силы, простирающийся на весь регион». Увы, Защитник не уберег государство Древнего Египта, зато сохранил свой главный секрет - тайну Времени.

Каждый человек появляется на свет под своей «счастливой звездой», или знаком Зодиака. Это созвездие определяет в дальнейшем характер и судьбу человека. Такие же «счастливые звезды» есть и у всего человечества. Но определяют они уже судьбы не отдельных людей, а целых народов. Египетский Сфинкс был создан, скорее всего, в эру Льва, которая длилась с 10970 по 8810 год до н. э. Ученые называют даже более точную дату - 10450 г. до н. э. В это время Солнце поднималось в созвездии Льва. Древние строители надеялись, что люди в будущем также станут определять время по звездам и узнают, когда был построен Сфинкс. И они не ошиблись.

Из книги Тайны древних цивилизаций. Энциклопедия самых интригующих загадок прошлого автора Джеймс Питер

Из книги Магия в теории и на практике автора Кроули Алистер

Глава XXI. О ЧЕРНОЙ МАГИИ; ОБ ОСНОВНЫХ ТИПАХ ОПЕРАЦИЙ МАГИЧЕСКОГО ИСКУССТВА; И О СИЛАХ СФИНКСА? IКак уже было сказано в начале первой главы, Единственный и Высший Ритуал - это достижение Знания и Собеседование со Священным Ангелом-Хранителем. "Это прямой вертикальный взлет

Из книги Лестница в небо. В поисках бессмертия [с иллюстрациями] автора Ситчин Захария

Из книги Непознанное, отвергнутое или сокрытое автора Царева Ирина Борисовна

ТАЙНА ЧРЕВА БОЛЬШОГО СФИНКСА Заговорит ли сфинкс?Алхимики средневековья буквально молились на Гермеса Трисмегиста (Гермеса Трижды Величайшего) – основоположника эзотерических знании, владевшего секретом «философского камня».«Философский камень», по

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Джеймс Питер

ЗАГАДКА СФИНКСА *** Поблизости от Великой пирамиды, на краю плато Гиза в северном Египте расположен Сфинкс - самая загадочная скульптура на свете. Потрепанная бурями времени и изуродованная руками человека, эта колоссальная фигура, изображающая льва с человеческой

Из книги Коронованный на кресте автора Ходаковский Николай Иванович

Передатировка Сфинкса Консенсус, достигнутый египтологами в начале XX века, оставался практически неизменным до недавнего времени, когда были опубликованы три новые работы, каждая из которых произвела эффект разорвавшейся бомбы. Теперь официальная версия, с точки

Из книги Загадка Большого сфинкса автора Барбарен Жорж

Из книги Лестница в небо [илл., ёфиц.] автора Ситчин Захария

7. Единственный древний текст со словами Сфинкса У основания груди сфинкса, выше передних лап, имеется иерографическая надпись, справа и слева от которой можно заметить фигуры, приносящие дары присевшему сфинксу.Эта надпись высечена на крупной плите из розового гранита,

Из книги Мистические ритмы истории России автора Романов Борис Семёнович

Послание Большого сфинкса Хармакхис, Большой сфинкс, повернутый спиной к заходящему солнцу, своим каменным лицом ориентирован на молодое, восходящее солнце.Если вторая половина XX века увидит его совершенно освобожденным от савана песка, значит, его послание

Из книги Божественная эволюция. От Сфинкса к Христу автора Шюре Эдуард

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ ВЗГЛЯД СФИНКСА Со временем пирамиды в Гизе стали составной частью навигационного комплекса, в который входили вершины Арарата (фокальная точка) и Иерусалим (центр управления) и который обеспечивал посадку космических кораблей в космопорт на

Из книги Философия мага автора Похабов Алексей

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Глава I. Загадка Сфинкса и исконная мудрость Всякая мудрость ставит своей целью разрешение загадки человека, последнего предела планетарной эволюции. Эта загадка содержит в себе загадку мира. Ибо малый универсум человека, или микрокосм, является зеркалом и крошечным

Из книги Сверхвозможности человеческого мозга. Путешествие в подсознание автора Радуга Михаил

Загадка Представьте, что наша жизнь, наше время, которое суждено прожить на этой Земле, - это деньги. Давайте представим, что родившись, мы получаем определенную сумму на карточку. Но есть несколько условий.Первое. Количество средств на карте - неизвестно.

Из книги Мудрость любви автора Сикирич Елена

Загадка Сфинкса В мифах Древней Греции рассказывается о крылатом полульве с женской головой и грудью. Чудище якобы обитало на скале у греческого города Фивы. Оно любило задавать путникам сложные вопросы. Если человек отвечал правильно, Сфинкс должен был его пропустить. А

Великий Сфинкс

Большой Сфинкс в Гизе, конечно же, отличается от греческого сфинкса и своим видом, и размером, и самое главное своим назначением. Он высечен из огромного скального блока и имеет 57 м в длину, 20 м в высоту, ширину лица 4,1 м, высоту лица 5 м, тело льва, голову человека (мужчины).

Существуют предположения, что тело сфинкса гораздо старше, чем его голова - порядка 5 тысяч лет, если судить по следам от водной эрозии на камне. Якобы его непропорционально маленькая человеческая голова была высечена гораздо позднее.

Неизвестно, что было вместо нее изначально - возможно, в камне была высечена обычная морда льва. Сейчас у сфинкса предположительно лицо фараона Хефрена, правившего в 2723-2563 годах до н. э. и построившего позади сфинкса вторую по высоте пирамиду. По крайней мере, так считает официальная наука.

Это предположение на самом деле основано лишь на том, что Хефрен построил пирамиду именно позади сфинкса и, видимо, распорядился высечь на нем свое лицо. Однако понятие «позади» здесь относительно - оба памятника расположены один за другим лишь для наблюдателя, смотрящего на них со стороны современного Каира.


Политическим центром Древнего Египта был Мемфис. Если смотреть со стороны этого города, статуя сфинкса будет расположена в профиль, на фоне пирамиды Хуфу (Хеопса). Тщательное исследование черт лица сфинкса и лиц сохранившихся статуй Хефрена также показывает, что между ними нет никакого сходства.

За несколько тысячи лет своего существования сфинкс оказался занесенным песком по самые «плечи».

Примерно в 1400 году до н. э. фараон Тутмос IV распорядился откопать Сфинкса (якобы после охоты он уснул около сфинкса и ему явился сон, что статую надо освободить от песка - и тогда он станет могущественным правителем). Однако в то время от песка были очищены только лапы и передняя часть статуи.

Полностью сфинкса откопали англичане в 1917 году, а к своему нынешнему облику он был приведен в 1925 году. Статуя была очень сильно повреждена - временем и людьми.

Считается, что ее знаменитый нос шириной в 1 метр был отбит в конце 18 века солдатами Наполеона, практиковавшимися в стрельбе из пушек. Это неверно. Сохранились зарисовки, сделанные европейскими путешественниками в первой половине 18 века. К примеру, датский капитан Фредерик Норден в 1737 году изобразил сфинкса уже без носа.

Египетский историк аль-Макризи в 15 веке утверждал, что нос сфинкса был отбит суфийским фанатиком Мухаммедом Саимом аль-Дахом в 1382 году.

Причина вандализма проста: ислам запрещает делать изображения человека и поклоняться идолам. Согласно арабским источникам, местные жители поймали Мухаммеда, забили его до смерти и похоронили в песке у лап изуродованного им сфинкса.

Новейшие исследования частично подтверждают это - у основания носа сфинкса были найдены углубления (датируемые примерно 10-15 веком), которые могли быть оставлены рычагами в том случае, если кто-то попытался сломать ими нос статуи.

У сфинкса также отбита бородка - однако она, скорее всего, была «приделана» к нему не изначально, а в период Нового Царства. Об этом свидетельствует типичная округлая форма бороды - накладной, носимой фараонами лишь в качестве символа власти (стандарты красоты того времени требовали, чтобы мужчины были гладко выбритыми).

В настоящее время ее осколки хранятся в Британском музее и Египетском музее Каира.

В Древнем Египте у Великого Сфинкса были родственники: алебастровый сфинкс, найденный при раскопках 1912 года в Мемфисе, и так называемые криосфинксы в Луксоре - существа с телом льва и головой барана, символизировавшие бога Амона.

Но эти скульптуры лишний раз доказывают, что их создатели не принадлежали к истинной культуре Древнего Египта, поэтому не признавали ее символов.

Древнеегипетское название Великого Сфинкса остаётся неизвестным. Слово "сфинкс" - греческое и означает буквально "душительница", в чём кроется отсылка к известному мифу.

Мнение о том, что это слово пришло в Грецию из древнеегипетского эпоса, неосновательно.

Средневековые арабы (в "Тысяче и одной ночи" и других текстах) называли Большого Сфинкса Абу Хол, что означает "Отец ужаса".

Человечество долгие столетия пытается разгадать тайну Большого Сфинкса. Полностью она была известна только Богам и Их Сыновьям - трем легендарным строителям Великих пирамид в Гизе.

Попытаемся приблизиться к разгадке этой тайны с позиции тайны василиска и других подобных ему монстров.

Если задачей Сфинкса было уничтожение врагов египтян, то кто или что было этим врагом.

В древнеегипетских мифах дается ответ на этот вопрос - змей Апоп, который, как уже было сказано, воплощает смертельный грех человеческой души - богоборчество. Отрицательные черты характера, скорее всего, являются следствием богоборчества.

Само богоборчество заключалось в том, что все, что заповедал Всевышний Бог, не выполнялось богоборцами. Например, если египтяне боялись обвешивать, обманывать, обижать и убивать людей, то богоборцы наоборот ничего не боялись делать из перечисленного. Они своим поведением обращали на себя внимание и вызывали негодование всей общины.

Поэтому такие люди покидали общину и уходили в глухие места, где бы они могли свободно проявлять свою природу. Со временем в пустынных местностях появились целые колонии богоборцев.

Если богоборцы жили среди египтян и умело скрывали свои взгляды, то египтянам нужна была подсказка, по каким признакам это можно узнать.

Подсказку египтянам давал Большой Сфинкс.

Он лежал перпендикулярно к Нилу, смотрел на восход Солнца, и как бы говорил - если вера в Бога сильна, то Солнце взойдет в намеченный час, а Нил будет течь и разливаться, чтобы люди могли получить хороший урожай.

Ослабление веры сказывалось на урожае, разливе Нила, светимости Солнца и другом. По этим признакам египтяне узнавали, что среди них живут богоборцы, и начинали их поиск.

Таким образом, Великий Сфинкс являлся символом стойкости веры в Бога. Именно эта стойкость защищала землю Египта от природных аномалий, а скульптура Сфинкса напоминала египтянам об этом.

Греческий Сфинкс

Греческий сфинкс был полной противоположностью Большого Сфинкса из Гизы не только во внешнем виде, но и в поведении. Его поведение указывало на то, что он представляет мировоззрение богоборцев. Самым главным подтверждением этому служит факт удушения и поедания проходящих мимо него людей.

Кроме того, греческий сфинкс ничего не напоминал видевших его людям, так как он высматривал подобно хищнику-каннибалу людей.

При встрече с ним человек, наоборот, так пугался, что цепенел, не мог мыслить, отгадывать загадки, на время терял память, не мог вспомнить кто он. Только Эдип не растерялся и дал ответ.

Возможно, сфинкс сам не знал отгадки на собственные вопросы, которые мучили его. Поэтому он пытался узнать ответы у проходивших мимо него людей.

Ответ, полученный от Эдипа, не устранил мучений сфинкса, а наоборот еще больше их усилил, что привело к его гибели. Таким образом, древнегреческий сфинкс символизировал знания, не дающие спасения.

Этот вывод заложен и в мифе об Эдипе. Сюжет мифа об Эдипе сводится к тому, что фиванскому царю Лайю было предсказано, что его сын, если таковой родится, убьет его и женится на собственной матери. Поэтому когда у Лайа родился сын, он приказал бросить его в лесу на горе Киферон, где его нашел пастух и передал царю Коринфа.

Из этого поступка следует, что ради собственной безопасности и сохранения власти, было допустимо убийство не только человека, но даже убийство самого близкого и родного человека - собственного сына. Значит, власть в этой культуре стояла на первом месте.

Эдип вырос в семье царя Коринфа и однажды подслушал, что он приемный сын царя. Чтобы узнать тайну своего рождения он отправился к Дельфийскому оракулу, который ему предсказал: "Убьешь отца и женишься на матери".

Потрясенный услышанным Эдип подумал, что, возможно, приемные родители являются его настоящими родителями. Чтобы не совершить предсказанные злодеяния, он ушел из Коринфа, куда глаза глядят.

Близ Фив на перекрестке он повстречал повозку со стариком и слугами. Они никак не могли разойтись, разгорелась ссора, в которой Эдип убил старика и слуг.

Этим поступком показано, что человеческая жизнь не ценилась, а убивать не считалось грехом. В этой культуре правил закон - кто сильнее, тот и прав.

Перед самыми Фивами Эдипу повстречался Сфинкс с лицом и грудью женщины и крыльями птицы, который задал ему загадку.

Загадка была чисто в традиции Дельфийского оракула, при входе в которой была написана одна единственная буква, вопрошающая кто ты есть.

Поклонников Дельфийского оракула всегда интересовала природа человека, что было, по их мнению, "всего чудесней", и "мерой всех вещей". С этого возвеличивания человека начинался путь к его обожествлению.

А сама загадка звучала так:

Есть существо на земле: и двуногим, и четвероногим
Может являться оно, и трехногим, храня свое имя,
Нет ему равного в этом во всех животворных стихиях.
Все же заметь: чем больше опор его тело находит,
Тем в его собственных членах слабее движения сила.

Эдип как представитель эллинской культуры не находил в этой загадке ничего сложного, и ответил, что это человек. Но почему для сфинкса эта загадка была сложной, никто из исследователей так и не ответил.

Давайте посмотрим на эту загадку с позиции сфинкса.

В данном мифе сфинкс представлен живым существом. И это живое существо имело женскую голову, грудь, а все остальные части тела были похожими на части тела различных животных.

Хотя его по одному виду нельзя было назвать человеком, но то, что оно могло разговаривать и мыслить, подтверждало это.

Очевидно, это была женщина с врожденной патологией тела, настолько ужасной, что никто не брался определить, к какому живому существу она относиться. Ведь она могла быть четвероногой, двуногой и трехногой - она имела драконий хвост, на который могла опираться.

И все же, какую бы патологию не имел человек, он всегда оставался человеком, и его естество и имя не менялось. К тому же, любое увеличение опор - ног или рук, делает его слабее, то есть физически неполноценным.

Можно сказать, что сфинкс спрашивал у прохожих о себе, так как хотел знать, кто он. Когда же сфинкс узнал, что он человек, то понял весь ужас своего уродства.

А Эдип, разгадывая сфинксу загадку, как и прежде не понял, что его ждет в будущем - женитьба на собственной матери, и что от запретной связи родятся подобные уроды.

Война с помощью мифов

В данном мифе следствия появляются прежде самих причин, что создает впечатление невиновности героя за содеянное - не мог же он наперед знать, кого он убьет и на ком женится. А то, что убивать нельзя, даже не берется во внимание.

Ужас трагедии не в свершении злодеяния, а в постепенном осознании того, что уже свершилось. На основе этого делается вывод, что человеку не нужно зрение, данное ему от Бога, поэтому Эдип ослепляет себя.

И дальше в мифе предлагается выход из подобных ситуаций - развитие предчувствия, предвидения и даже ясновидения, которые находятся в человеке в латентном состоянии, и с помощью которых человек якобы может приблизиться к истине.

Таким образом, древнегреческий Сфинкс призывал человека заняться поиском знаний, которые помогли бы ему развить в себе скрытые способности, чтобы не допускать грехов и приблизиться к Богу, а может, если удастся стать самим Богом.

Фактически сфинкс указывал человеку дорогу к самообожествлению. В этой философии не было места для морали и идеалов человечества - любви, доброты, милосердия, веры, честности, терпимости, жертвенности.

Эдип не влюбился в свою мать, а получил право жениться на вдове в награду за избавление Фив от сфинкса, что позволяло ему стать царем.

Этот миф выполнял задачу психологического оружия, с помощью которого богоборцы стремились сломить сопротивление культуры Афин и Фив проникновению в Грецию культа Диониса. Используя греческую мифологию, они придумали, что якобы богиня Гера наказала Фивы, но за что в мифе не говорится.

Казалось маленькая недомолвка. Для современников этого мифа было понятно, за что они наказаны, ведь по этой причине велись войны в Элладе.

Для настоящего времени без указания причины не понятно, почему велись войны. Поэтому такие недомолвки весьма опасны, так как не дают полного понимания причин ведения войн.

Зато, для продолжателей дела психологических технологий "охмурения масс" весьма удобны, так как под истиной причиной можно подать ложную.

Именно так и было сделано. Теперь во всех учебниках истории пишется, что войны велись за власть, территорию. Но что они велись против ложного еретического для греческой культуры культа Диониса, не говорится ни слова.

А чтобы миф выглядел достоверно, возле Фив действительно поместили уродливого человека, который играл роль сфинкса.

О человеческом уродстве в наше время стараются не говорить, эту тему нигде почти не поднимают. А то, что с помощью таких людей внушали ложные ценности, готовили почву для начала войны, и даже вели войны, вообще не то что не говорится, но даже никогда и не рассматривалось.

Но это не означает, что этого не существует.

Отрывок из книги «Невидимая война сынов света против сынов тьмы».


Египетский Сфинкс скрывает множество тайн и загадок, никто достоверно не знает когда и для каких целей была построена эта гигантская скульптура.

Исчезающий Сфинкс



Принято считать, что Сфинкс был воздвигнут во время строительства пирамиды Хефрена. Однако в древних папирусах, относящихся к постройке Великих пирамид о нем нет никаких упоминаний. Более того, мы знаем, что древние египтяне дотошно записывали все расходы, связанные со строительством культовых сооружений, но хозяйственных документов, относящихся к сооружению Сфинкса так и не найдено. В V веке до н. э. пирамиды Гизы посетил Геродот, который в подробностях описал все детали их строительства.


Он записал «все что видел и слышал в Египте», но о Сфинксе не обмолвился ни словом. До Геродота в Египте побывал Гекатей Милетский, после него – Страбон. Их записи обстоятельны, но о Сфинксе и там нет никаких упоминаний. Могли ли греки не заметить скульптуру 20 метров высотой и 57 метров шириной? Ответ на эту загадку можно найти в труде римского натуралиста Плиния Старшего «Естественная история», который упоминает, что в его время (I век н. э.) Сфинкса в очередной раз очистили от песков, нанесенных с западной части пустыни. И действительно, Сфинкса регулярно «высвобождали» от песчаных наносов вплоть до XX века.


Древнее пирамид



Реставрационные работы, которые начали проводиться в связи с аварийным состоянием Сфинкса, стали наводить ученых на мысль, что Сфинкс возможно древнее, чем считалось ранее. Чтобы проверить это, японские археологи во главе с профессором Сакуджи Иошимурой с помощью эхолокатора сначала просветили пирамиду Хеопса, а затем подобным образом исследовали скульптуру. Их вывод поразил – камни Сфинкса древнее, чем у пирамиды. Речь шла не о возрасте самой породы, а о времени ее обработки.


Позднее японцев сменила команда гидрологов – их выводы также стали сенсацией. На скульптуре они обнаружили следы эрозии, вызванной большими потоками воды. Первое предположение, которое появилось в прессе – русло Нила в древности проходило в другом месте и омывало скалу, из которой вытесали Сфинкса.


Догадки гидрологов еще смелее: «Эрозия это скорее следы не Нила, а потопа – могучего разлива воды». Ученые пришли к заключению, что поток воды шел с севера на юг, а приблизительная дата катастрофы – 8 тыс. лет до н. э. Британские ученые, повторив гидрологические исследования породы, из которой сделан Сфинкс, отодвинули дату потопа до 12 тыс. лет до н. э. Это в целом согласуется с датировкой Всемирного потопа, который, по мнению большинства ученых, произошел около 8-10 тыс. до н. э.

Чем болен Сфинкс?



Арабские мудрецы, пораженные величественностью Сфинкса, сказали, что исполин неподвластен времени. Но за прошедшие тысячелетия памятнику изрядно досталось, и, в первую очередь, виноват в этом человек. Сперва мамлюки упражнялись в меткости стрельбы по Сфинксу, их почин поддержали наполеоновские солдаты.


Один из правителей Египта приказал отбить скульптуре нос, а англичане украли у исполина каменную бороду и отвезли в Британский музей. В 1988 году от Сфинкса откололась и с грохотом упала огромная каменная глыба. Ее взвесили и ужаснулись – 350 кг. Этот факт вызвал самую серьезную обеспокоенность ЮНЕСКО.


Решено было собрать консилиум представителей самых разных специальностей, чтобы выяснить причины, разрушающие древнее сооружение. В результат комплексного обследования ученые обнаружили в голове Сфинкса скрытые и чрезвычайно опасные трещины, кроме этого установили, что также опасны заделанные некачественным цементом внешние трещины – это создает угрозу быстрой эрозии. Лапы Сфинкса оказались в не менее удручающем состоянии.


По мнению специалистов, Сфинксу, прежде всего, вредит человеческая жизнедеятельность: в поры статуи проникают выхлопные газы автомобильных двигателей и едкий дым каирских заводов, что постепенно разрушает ее. Ученые говорят, что Сфинкс серьезно болен. Для реставрации древнего памятника нужны сотни миллионов долларов. Таких денег нет. А пока египетские власти восстанавливают скульптуру своими силами.

Загадочное лицо



Среди большинства египтологов существует твердое убеждение, что во внешности Сфинкса запечатлено лицо фараона IV династии Хефрена. Эту уверенность ничем нельзя поколафигеть – ни отсутствием каких-либо свидетельств о связи скульптуры и фараона, ни тем, что голову Сфинкса неоднократно переделывали.


В том, что в лице Сфинкса проглядывает сам фараон Хефрен убежден известный специалист по монументам Гизы доктор И. Эдвардс. «Хотя лицо Сфинкса несколько изувечено, оно все еще дает нам портрет самого Хефрена», – заключает ученый. Интересно, что тело самого Хефрена так и не было обнаружено, а поэтому для сравнения Сфинкса и фараона используют статуи. В первую очередь речь идет о скульптуре высеченной из черного диорита, которая хранится в Каирском музее – именно по ней сверяют облик Сфинкса.

Чтобы подтвердить или опровергнуть идентификацию Сфинкса с Хефреном группа независимых исследователей подключила к делу известного нью-йоркского полицейского Франка Доминго, который создавал портреты для опознавания подозреваемых. Через несколько месяцев работы Доминго заключил: «Эти два произведения искусства изображают двух разных лиц. Фронтальные пропорции – и в особенности углы и лицевые выступы при боковом обзоре – убеждают меня в том, что Сфинкс – это не Хефрен».

Мать страха



Египетский археолог Рудван Аш-Шамаа полагает, что у Сфинкса существует пара женского пола и скрывается она под толщей песка. Большого Сфинкса часто называют «Отцом страха». По мнению археолога, если есть «Отец страха», то должна быть и «Мать страха». В своих рассуждениях Аш-Шамаа опирается на образ мышления древних египтян, которые твердо следовали принципу симметрии.

На его взгляд, одинокая фигура Сфинкса выглядит очень странно. Поверхность того места, где по предположению ученого должна находиться вторая скульптура, возвышается над Сфинксом на несколько метров. «Логично предположить, что статуя просто скрыта от наших глаз под толщей песка», – убежден Аш-Шамаа. В поддержку своей теории археолог приводит несколько аргументов. Аш-Шамаа напоминает, что между передними лапами Сфинкса расположена гранитная стела, на которой изображены две статуи; есть также известняковая табличка, в которой говорится что в одну из статуй ударила молния и разрушила ее.

Тайная комната



В одном из древнеегипетских трактатов от имени богини Исиды сообщается, что бог Тот поместил в тайное место «священные книги», которые содержат в себе «секреты Осириса», а затем навел на это место чары, чтобы знания оставались «неоткрытыми до тех пор, пока Небо не родит существ, которые будут достойны этого дара».

Некоторые исследователи и сегодня уверены в существовании «тайной комнаты». Они вспоминают, как Эдгар Кейси предсказал, что однажды в Египте под правой лапой Сфинкса будет найдена комната, названная «Залом Свидетельств» или «Залом Летописей». Информация, сохраненная в «тайной комнате» поведает человечеству о высокоразвитой цивилизации, существовавшей миллионы лет назад. В 1989 году группа японских ученых радиолокационным методом обнаружила под левой лапой Сфинкса узкий тоннель, уходящий в сторону пирамиды Хефрена, а северо-западнее Камеры Царицы была найдена внушительных размеров полость.


Однако более детальное изучение подземных помещений египетские власти провести японцам не позволили. Исследования американского геофизика Томаса Добецки показали, что под лапами Сфинкса находится большая прямоугольная камера. Но в 1993 году его работу внезапно приостановили местные власти. С этого времени египетское правительство официально запрещает проводить геологические или сейсмологические исследования вокруг Сфинкса.

Мифическое животное с головой человека, лапами и телом льва можно увидеть вырубленное из монолитной скалы каменистого плато Гизы возле Каира. Расположенный рядом с гигантскими пирамидами Хеопса, Хефрена и Микерина, Большой сфинкс поражал путешественников Древнего мира своими размерами - 74 м в длину и 21 м в высоту. Необычный образ будил воображение, заставлял задуматься о его творцах. С какой целью свели они вместе облик человека и хищного льва? Чтобы отпугнуть грабителей и прочих недобрых людей от некрополя фараонов? Какую легенду хранит это каменное чудовище?

По-арабски он называется Абу эль-Хол, или «отец ужаса». Создали его примерно за 4500 лет до нашей эры и поставили «лицом» к Нилу. В то время он был ярко раскрашен. Следы той краски на нем можно обнаружить и сегодня. В первоначальном виде у Сфинкса была борода и змея. Некоторые ученые-египтологи полагают, что это портрет фараона Хефрена. Он сторожит свой некрополь. Однако другие ученые считают, что Большой сфинкс был создан гораздо раньше династий фараонов, об этом свидетельствуют негроидные черты его лица, которым только позднее придали сходство с Хефреном, на корпусе нет картушей с изображением имени фараона, и его возраст ученые определяют, как минимум, 12 тысяч лет.

Появившиеся позднее в этих местах мамлюки (в странах мусульманского Востока в Средние века и Новое время специально воспитанные для несения военной службы белые рабы), крайне негативно относившиеся к изображениям человека, стали упражняться на Сфинксе в прицельной стрельбе. Они отбили ему бороду, нос, испортили глаза. Остальные повреждения нанесли ветер с песком и жаркое иссушающее солнце. Сфинкса внимательно осматривал французский император Наполеон. Он побывал и внутри пирамиды и вышел потрясенный.

Если стать к Сфинксу лицом, то справа видны руины небольшого храма, построенного из известняка и асуанского красного гранита. У него два входа, между которыми располагался большой зал с квадратными столбами. В его центре - каменный алтарь для пожертвований. Вполне возможно, этот храм построили для проведения торжественных церемоний по случаю юбилея фараона и прочих дворцовых празднеств. Не исключается, что храм возвели специально для поклонения самому Сфинксу. Никаких текстов на этот счет не сохранилось.

Но между лапами Сфинкса есть каменная стела, испещренная иероглифами. Частично их удалось расшифровать. Надпись гласила, что сфинкс по шею был засыпан песком. Однажды в этих местах охотился юный принц Тутмос. Он очень устал и не захотел возвращаться во дворец. Прислонившись к каменному Сфинксу, он неожиданно заснул. Во сне ему явился Сфинкс, который представился богом солнца Ра и предсказал ему большое будущее. Он пообещал принцу помочь взойти на престол, стать фараоном, если тот освободит его от песка. Тяжело ему, давит песок, не дает дышать. «Тутмос, сын мой, я твой отец Хепри Ра-Атум и, если ты освободишь меня от угнетающего песка, я сделаю тебя царем, и ты будешь носить на голове Белую и Красную короны».

Через несколько лет принц стал фараоном Тутмосом IV и вспомнил свой сон. Чтобы не гневить бога Ра, Тутмос распорядился очистить Сфинкса от песка. Так появились его лапы и нижнее основание. Были раскопаны и остатки храмов. Чтобы в дальнейшем песок не засыпал Сфинкса, вокруг него построили заградительные стены. В память об этом знаменательном событии между лапами Сфинкса и установили 4-метровую стелу из розового гранита, на которой записали эту легенду.

Некоторые ученые отождествляют Большого сфинкса с богом Гором, которого от бога Осириса родила богиня Исида. Но никаких других сведений на этот счет не обнаружено. Древнеегипетский Большой сфинкс является прародителем других многочисленных сфинксов. Позднее греки изображали их с женским лицом и крыльями.

Как и лежащая неподалёку от них статуя с человеческой головой и телом льва, до сих пор поражают воображение и хранят в себе ответы на многочисленные вопросы. Кем, когда и зачем они были построены? Как удалось воздвигнуть такие монументальные шедевры? Какая загадка сфинкса скрывается в этом древнем памятнике архитектуры? Тем не менее, получить точные сведения от этих каменных изваяний так никому и не удалось, лишь легенды и предположения успокаивают пытливые умы, а хранители остаются безмолвными, никому не открывая тайны далекого прошлого.

Говоря конкретно о Сфинксе, будет полезным заметить, что впервые о нем упоминается в мифах Египта. Он представлялся чудовищем, поедавшим прохожих, и был похож на льва с головой мужчины. В Греции его видели как существо с лицом женщины и крыльями птицы, которая сидела на горе и задавала людям разные вопросы. К примеру, загадка Сфинкса могла звучать так: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?». Не сумевших дать правильный ответ она убивала. Единственным, кто смог ответить верно, - был Эдип, но после этого загадчица сбросилась со скалы, и её больше никто не видел.

Существует много разных легенд об этой статуе. По одной из них загадка Сфинкса

заключается в том, что он является хранителем пирамид и защищает их днём и ночью. Своим «третьим глазом» он наблюдает за вращением планет и Солнцем, питаясь при этом космической силой. Но, кроме этого, за свою работу он требовал жертв. Другая версия гласит, что таинственный зверь охраняет «философский камень» и «эликсир бессмертия», которые были спрятаны в его стенах Гермесом Трисмегистом, сыном египетского бога Тота, который построил на берегах Нила одну из первых пирамид и возвел рядом Сфинкса.

Эзотерические учения и многие маги также пытались разгадать загадки Сфинкса. Они заметили, что в его фигуре проявлены четыре стихии: крылья символизировали воздух, тело животного - землю, грудь - воду, а лапы льва - огонь. По мнению магов, в него были заложены основы универсальной науки, смысл которой соответствовал тайне жизни и выбору - подчиняться другим или управлять ими. И если человек сумел бы разгадать эту шараду, то он был бы способен и управлять силами природы, жизнью, смертью, и прочими явлениями.

Интересен тот факт, что об этом сооружении не идет речь в древних текстах, о нём не рассказывают философы. Про построение пирамид написано многое. Сохранились строительные сметы со всеми расходами, но вот никаких документов про изваяние археологами не найдено. В чем же загадка Сфинкса? Ответ описан в трудах римского ученого, где он рассказывает о том, что пески пустыни неоднократно заметали статую доверху, поэтому её приходилось полностью откапывать. Однако однозначного ответа о времени его появления так и нет, археологи не могут прийти к единому мнению, излагая различные гипотезы.

Итак, тайна Сфинкса остается неразгаданной. Но все же любопытно знать, кто загадал загадку: люди из высокоразвитой цивилизации или инопланетяне? Что они хотели оставить нам? Что объяснить? Получается, что чем глубже мы погружаемся в это, тем больше вопросов становится, а ответов на них никто пока не дал.