Картины с русалками известных художников австрийских. Маковский К.Е. «Русалки». Описание картины. Мистика картины “Русалки”

“У русалки мерцающий взгляд,
Умирающий взгляд полуночи,
Он блестит, то длинней, то короче,
Когда ветры морские кричат.
У русалки чарующий взгляд,
У русалки печальные очи.”

Николай Гумилев РУСАЛКА


Русалки – пришли из украинской мифологии. Персонаж в основном женский и появляющийся на земле во время зеленой денели (это неделя до православного праздника Троицы и неделю после) и по преданиям наших предков, именно в это время не рекомендовалось купаться в водоемах.

Русалки – это такие мифологические существа, которые всегда привлекали, привлекают и будут привлекать многих творцов: поэтов, художников, скульпторов, музыкантов, писателей. Мир легенд и тайн манил к себе во все времена и века, желание соприкоснуться с этим миром, будоражит фантазию и заставляет создавать шедевры мирового искусства. Тайные и загадочные произведения завораживают и очаровывают любителей, знатаков искусства и людей далеких от искусства.

Одна из интересных работ, по моему субъективному мнению, английского художника 20 века Джона Уильяма Уотерхауса . Он известен своими мифологическими, женскими образами. И мне нравится его картина (ниже представлена в фото галлерее), на его полотне Русалка застыла расчесывая свои волосы, сидя на берегу моря, возможно увидела в далике человека и задумалась, мечтая о земной любви. В некоторых местах русалок считали злыми духами , у которых вместо ног – рыбий хвост. Они выплывали на берег, распевая восхитительные песни неземными голосами и расчесывая свои прекрасны косы, заманивали в воду и губили заблудших рыбаков и путников.

У древних славян русалки были связаны с культом плодородия. Исполнялись хороводные песни, в которых русалки призывались помогать росту хлебов. Они владели колодцами и озёрами и умели управлять стихиями природными. Прекрасные девушки с распущенными волосами, подчиняются Богу Яриле и его отцу – Велесу. Со временем русалки стали сродни нечистой силы – души утонувших незамужних девушек , которые покончили жизнь самоубийством. Жили такие русалки в водоемах (озера, пруды, реки, болота), также для жилья могли выбирать дерево на берегу: иву или березу. Днем они водят хороводы и поют песни, по ночам они плещутся в воде, расчесывают возле воды свои длинные волосы. Их боялись, они могли украсть некрещеных девочек или утопить женщину, которая пошла купаться, не надев креста (они тоже станут русалками), а заблудших людей могли защикотать до смерти, сбить с пути, заманить в воду или делать небольшие пакости, например, запутать сети у рыбаков, похитить и испортить пряжу, нитки, полотно. Также считалось, что русалки способны управлять природными стихиями и могли насылать бури, ливни, град, засуху на поля. Еще по народным поверьям русалки могут и спасти утопающего. Но чаще все же их боялись и в качестве защиты и оберегов использовали полынь, чеснок, хрен.

По традиционным украинским представлениям русалки внешне мало отличаются от людей, это красавицы с роскошными волосами, прекрасно сложенные, длинноногие. А, к примеру, в Греции их называют Сирены – это прекрасные девы с рыбьим хвостом вместо ног. В Прибалтике Ундины – типичные русалки с рыбьими хвостами.

Поэтому и на полотнах художников русалки имеют разный внешний вид и характер. Но чаще на полотнах – это все ще красивые девицы с печальными глазами и задумчивым взглядом и в тоже время соблазняющие и привлекающие мужчин своим видом, движением, танцем, голосом.

“Русалка”. 1992.Сергей Петрович Панасенко (Михалкин).





Виктор Низовцев “В зеркале. Иары”
Земной младенец ДЖ.Кольер. 1909

1879 г. Масло, холст.

Описание картины Маковского К.Е. «Русалки»

Современники называли Маковского не иначе как «блестящий Костя», а император Александр II считал «своим» художником и доверял ему написание портретов царской четы. Картины Константина Маковского никогда не оставались незамеченными. Так произошло и с его работой «Русалки», которая в свое время наделала много шума. Критики В. Стасов и В. Гаршин дали резко негативную оценку полотну за чересчур «эффектную пластику обнаженных женских тел с использованием салонно-академических приёмов». Картина обсуждалась настолько бурно, что даже сам Александр II, достаточно спокойно относившийся к изобразительному искусству, впервые лично посетил Передвижную выставку. Творчеством художника он остался доволен.

Что же так потрясло критиков и императора?

Сюжетом к картине Маковского послужил языческий праздник Русалии, отмечавшийся в «русальную неделю» с 19 по 24 июня. Русалки считались силой темной, нечистой. Но при этом, опасаясь встречи с ними в обычное время, в праздничную неделю люди сами их вызывали для предотвращения засухи – ведь стихией и местом пребывания русалок была вода. Один из этих дней, когда веселятся и гуляют прекрасные русалки, и изображен на холсте.

Художник изобразил водных дев в полном соответствии с представлениями восточнославянской мифологии. По традиции, русалками считали как мистических, загадочных персонажей, так и вполне реальных людей, волею судьбы обернувшихся в русалок. Это могли быть умершие до замужества девушки, некрещеные младенцы, умершие или украденные у матери, люди, погибшие в русальную неделю. Внешне персонажи славянской мифологии отличаются от привычного образа русалки. Славянских водяных дев не отличить от обычного человека – они не имеют рыбьего хвоста. У русалок роскошные длинные волосы, которые они никогда не заплетают в косы, а носят, распустив по плечам. Нагота, за реалистичное, детальное изображение которой так критиковали художника, тоже соответствует традиционным представлениям о русалках. Чаще всего они изображались именно обнаженными, прикрытыми лишь зеленой листвой. В песнях своих русалки часто просили рубашек, а по поверьям, могли воровать пряжу, холсты и платки. Любимое занятие русалок – резвиться в воде и качаться на ветвях деревьев. Занятых любимым времяпрепровождением и написал своих мифических героинь Маковский.

Картина наполнена ореолом мистики и загадочности. Мифологичность персонажей поддерживает фон картины – искусно подобранная художником палитра красок рисует завораживающую темную ночь, в которой в небо уходят молодые, окутанные туманной дымкой русалки, увлекая своим танцем и маня за собой случайного свидетеля их веселья.

Лучшие картины Маковского К.Е.

Выкладываю здесь свою коллецию картин с русалками. Те, которые особенно нравятся.)

Волны ласково что-то шепчут,
Как мне в детстве когда-то пели,
Обнимают меня за плечи
И качают, как в колыбели...

Мне бы броситься ввысь, как чайка,
Утонуть в океане неба,
Чтоб тебя не искать отчаянно
Среди волн бесконечных... Мне бы...

На щеках солёные капли,
Может, брызги, а может, слёзы...
Тонет сердце моё - кораблик,
Рваными парусами - грёзы...

Ночь раскинула звёздные сети,
Ловит души... Бери, не жалко!
Пусть никто не узнает на свете,
Как печальна любовь русалки...



Мне не важно, что скажут другие.
Я живу своим сердцем, умом.
Пусть пророчат завистники злые,
Что не быть нам с тобою вдвоем.

Если любишь, то чудо свершится:
Будет в ноги мой хвост превращен.
Как смогла я, русалка, влюбиться
В человека, что в мире земном?

Просто в море порой одиноко,
И коралловый холоден сад.
И когда же мне грустно немного,
Приплываю смотреть на закат.

Не узнали меня еще люди,
Лишь с тобой хочу видеть огни.
И я верю: мой хвост все же будет
Превращен в две земные ноги.


А что осталось от меня?
Я превращаюсь постепенно
В морскую кружевную пену
И высыхаю на камнях.
Русалка... Глупая амфибия
Тогда попалась в эту сеть,
Когда кричала каждой рыбе я
О том, что я умею петь...
Проглоченный крючок царапал
Неподготовленное горло,
Волшебный голос кровью капал,
И даже крики ветром стёрло.
Я помню: туповатый ножик,
И вкус питья на языке,
И боль, и отпечатки ножек
На окровавленном песке...
И ведьма в порванных колготках,
Танцуя на моих следах,
Лишь усмехнулась: "Идиотка!..
Ты умерла уже тогда!"






Не знаю, что стало со мною
Печалью душа смущена,
Мне все не дает покоя
Старинная сказка одна.
Прохладен воздух. Темнеет,
И Рейн уснул во мгле.
Последним лучом пламенеет
Закат на прибрежной скале.
Там девушка, песнь распевая,
Сидит на вершине крутой.
Одежда на ней золотая,
И гребень в руках золотой.
И кос ее золото вьется,
И чешет их гребнем она,
И песня волшебная льется,
Неведомой силы полна.
Охвачен безумной тоскою,
Гребец не глядит на волну,
Не видит скалы пред собою –
Он смотрит туда, в вышину.
Я знаю, река свирепея,
Навеки сомкнется над ним.
И это все Лорелея
Сделала пеньем своим.



Две русалки – он, она
В фиолетовой пучине
Достигали моря дна
По всего одной причине.

Слишком сильно их сжигала
Их любовь – язык огня!
Дно своей прохладой звало,
Песней призрачной маня.

И спустились две русалки –
Он, она – туда, где холод
На подводные полянки
Утолить любовный голод.

Всё прошло, когда стемнело,
Всё прошло и навсегда;
Остудила бездна тело,
Кровь разбавила вода.

И вернулись две русалки,
Но уже совсем иными;
Мне их было очень жалко,
А они смеялись злыми…



У кого на сердце свалка,
У кого наоборот,
А в моей душе русалка
Поселилась и живет.

То ли оказала милость,
То ли выместила злость,
То ли просто так случилось -
Поселилась, где пришлось,

И относится ко мне, как
К окружающей среде:
Взбаламутила, что реку,
Завертев хвостом в воде.

Ухватив меня за шею,
Тянет, чувствую, ко дну.
Утону в своей душе я,
Видя там ее одну.



Как приятна тишина,
Плеск воды и запах моря.
Где морская глубина,
Нет ни боли и ни горя.

Я хочу быть только с ним,
Разделять и жизнь, и счастье;
Но в бездонности глубин
Одинока. И опять я

Буду звать немой прибой,
Шелест трав и пенье ветра,
Потому что я покой
Обрету лишь с ним, наверно…

Нет. Точно знаю, что любить
Предначертано мне свыше,
И до дна мне не доплыть.
Но я верю, верю… Слышишь?






Вынырнула русалка
Ночью на берег-ложе,
Мокрыми волосами -
По раскалённой коже.

Чарами полнолунья
Правила безоглядно,
Выкрала поцелуи -
И уплыла обратно.









Я живу на дне морском
Во дворце из лилий
Вместе с сестрами, отцом,
Рыбами чудными.

У меня желанье есть -
Стать земной девчонкой:
Буду бегать, танцевать
И смеяться звонко













А раньше жили русалки
В укромных лесных озёрах
Под сводом воды хрустальной,
То - синей, то - чёрной-чёрной,

С глазами холодной стали
И лисьими волосами,
С коралловыми устами
И дивными голосами...

Скакали на белоснежных
Лошадках - единорогах,
Одеждами из омелы
Смущая друидов строгих...

Венки из цветов кувшинок
Плели на Иван Купалу,
Скрывали в лесных лощинах
Агат, бирюзу, опалы...







У лесного ручья вода
Серебристым огнем запылала:
Прокатилась по небу звезда
И на дно его ночью упала.

Но к ручью меж деревьев и скал,
С виду старый, невзрачный и жалкий
Шел волшебник. Звезду подобрал,
Вставил в перстень и отдал русалке.

А русалка его по любви
Подарила кому-то навечно
И сказала: "Со мною не рви,
Даже нечисть в любви человечна.

Если ты позабудешь меня,
То звезду в тот же миг потеряешь.
Будешь счастлив до смертного дня,
Обо мне ж ничего не узнаешь."

Пролетают и дни, и года,
Люди любят, не зная печали,
И сверкает на небе звезда,
И ручей словно плачет ночами.







Если в море вода соленая, значит, кто-то там слезы льет, -
То Русалочка сидит у берега и прекрасного принца ждет.

У Русалочки рыбий хвостик,
А на сердце тоска и лед,
Мне позвать бы ее к нам в гости,
Только как же она придет?

Опускаются слезы дивные жемчугами к морскому дну.
Так не хочется ей, но придется вновь вернуться на глубину.
Акваланг я достану маленький и спущусь к ней в подводный дом,
Посидим, как подружки, рядышком, и поплачем вовсю вдвоем.

На русалке горит ожерелье,
И рубины греховно-красны,
Это странно-печальные сны
Мирового, больного похмелья.
На русалке горит ожерелье,
И рубины греховно-красны.
У русалки мерцающий взгляд,
Умирающий взгляд полуночи,
Он блестит, то длинней, то короче,
Когда ветры морские кричат.
У русалки чарующий взгляд,
У русалки печальные очи.
Я люблю ее, деву-ундину,
Озаренную тайной ночной,
Я люблю ее взгляд зоревой
И горящие негой рубины...
Потому что я сам из пучины,
Из бездонной пучины морской.










Оригинал записи и комментарии на

РУСАЛКИ В ЖИВОПИСИ «Оставляя с Троицына дня воды и рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, русалки выбирают себе развесистую, склонившуюся над водою иву или плакучую берёзу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собою и водят весёлые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растёт гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее. Тем не менее, от русалок не столько пользы, сколько вреда: когда они плещутся в воде и играют с бегущими волнами, или прыгают на мельничные колеса и вертятся вместе с ними, то все-таки не забывают спутывать у рыбаков сети, а у мельников портить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разосланные на траве для беленья; украденную пряжу, качаясь на древесных ветвях, разматывают и подпевают себе под нос хвастливые песни. В таких случаях находятся разнообразные средства и способы для борьбы с затеями лихих русалок, чтобы делать их безвредными для деревенского домашнего хозяйства. Кроме церковного ладана (незаменимого средства против всякой нечистой силы) – против чар и козней русалок отыскалось ещё снадобье, равносильное священной вербе и свечам Страстной недели, – это «полынь, трава окаянная, бесколенная». Надо только пользоваться её силой и применять её на деле умеючи. Уходя после Троицына дня в лес, надо брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит: – Что у тебя в руках: полынь или петрушка? – Полынь. – Прячься под тын, – громко выкрикнет она и быстро пробежит мимо. Вот в это-то время и надо успеть бросить эту траву прямо русалке в глаза. Если же сказать «петрушка», то русалка ответит: – Ах, ты моя душка, – и примется щекотать до тех пор, пока не пойдёт у человека изо рта пена, и не повалится он, как мёртвый, ничком. Хотя во Владимирской губ. и помнят ещё древних русалок и признают даже два их вида (водяных и домашних), но ни те, ни другие не отмечаются такими нежными, привлекательными чертами, как южные их сёстры. Поверья северян и южан связаны между собой лишь в том общем убеждении, что русалки – людские дети, умершие некрещёнными, либо потонувшие или утопившиеся девушки. Во многих местах думают, что это – дети, обмененные в то время, когда роженицу оставляют одну в бане, и она лежит без креста, а ребенок подле неё спит некрещённым. Всем русалкам разрешается выходить из воды ещё на Светлое Воскресенье, когда обносят кругом церкви плащаницу. И потому в это время надо запирать двери в храм как можно крепче, из опасения, как бы не набежали русалки…»- из главы «Русалки» книги «Нечистая, неведомая и крестная сила» С. В.Максимова (1831-1901) – известного в конце XIX – начале XX в. писателя, этнографа-беллетриста, путешественника, исследователя обычаев, традиций, языка, верований русского народа, почётного академика Петербургской АН (1900).

Многие художники посвящали свои картинам загадочным, удивительным, сказочным и мифологическим девам рек, морей и океанов. Русалки издревле занимали умы людей, потому нет ничего удивительного в том, что даже самые великие художники обращали на этих прекрасных и опасных созданий своё внимание.

Русалки - это мифологические и сказочные существа, которые присутствуют в мифологии многих народов мира. Удивительная особенность этих существ заключается в том, что они совмещают в себе такие вещи, которые вызывают искреннее любопытство у людей. И дело здесь даже не в том, что русалки - это жительницы подводного мира, который долгое время не был изучен людьми и представлял собой некий загадочный мир, населённый диковинными существами. Причина здесь кроется совсем в другом.

Русалки обладают двумя основными характеристиками, которые при этом прекрасно уживаются друг с другом.

Во-первых, русалки - это прекрасные девы. В разных культурах мира русалки представлялись или с рыбьим хвостом или полностью схожие с человеком, однако в первую очередь они были настоящими красавицами, равных которым просто нет. Пожалуй, любовь мужчины к русалке воспета во всех культурах мира.

Во-вторых, русалки - крайне опасные существа (если судить по тем же мифам и сказкам). Встреча с русалками, нимфами, нереидами и т. д., не сулит ничего хорошего человеку. Во многих преданиях говорится, что встреча с русалкой может быть очень опасной для человека, так как, несмотря на то, что они безумные красавицы, в первую очередь они остаются созданиями своего мира, который враждебен миру человека.


Именно эта двойственность и возбуждает интерес человека. Прекрасная дева, в которую можно влюбиться с первого взгляда, и которая всегда останется для человека неприступной, к которой нельзя приблизиться и к которой нельзя притронуться - это тот самый фактор, который вызывает интерес и любопытство к сказочным (а может быть и не сказочным) существам.





К. Васильев — Русалка

Дж. Уотерхаус — Русалка