Что делают фотографы с моделями после фотосессии. Психология работы с моделью

Полагать, что девушка фотографа — это изначально фотомодель, с которой фотограф познакомился на съёмке — самый дурацкий стереотип на свете. На самом деле нормальный фотограф сначала затаскивает девушку в постель, а уже потом, если время останется, в студию.

Конечно же есть масса молодых людей, которые стали фотографами именно для того, чтобы иметь доступ к моделям, но не об этих убогих сейчас разговор.
В вопросах личных отношений для мужчины профессия "фотограф" — это приговор. Любая девушка, с которой ты спишь, рано или поздно попросит, чтобы ты её пофотографировал.Так что если ты фотограф, то ты просто не можешь не фотографировать девушек, с которыми ты спишь, и не можешь не спать с девушками, которых фотографируешь.

Так что для профессионала фотографировать свою девушку — неизбежная повинность. Разумеется, чаще всего ты фотографируешь её потому что она тебя об этом попросила, но иногда ты просто пытаешься сэкономить время на поиск подходящей модели для коммерческой работы, и просто берёшь на съёмку ту девушку, рядом с которой проснулся. Клиенту нужна модель для съёмки, а ты привозишь собственную, и гордишься своей сообразительностью.

Но тут вдруг неожиданно выясняется, что у такого решения есть большие подводные камни. Дело в том, что очень сложно требовать отдачи от девушки, отношения с которой у тебя так сильно выходят за рамки рабочих. Потому что ей с тобой на съёмке комфортно, и она расслаблена. И если на обычную модель всегда можно надавить, одёрнуть её, и привести в чувство, то в ситуации со своей девушкой ты уже пять раз подумаешь, стоит ли это делать. А то вдруг она на тебя обидится, и оставит без сладкого? Так и крутишься, как уж на сковородке, чтобы и работать заставить, и не нагрубить.

Но это всё ещё цветочки, гораздо хуже бывает тогда, когда ты привозишь свою девушку на съёмку, где работает сразу несколько моделей. Невероятно сложно общаться с нею ровно, никак не выделяя её из остальных, и в то же время общаясь с остальными, не давать ей ни малейшего повода для ревности.
Здесь главная проблема заключается в том, что комплименты, которые ты говоришь её конкуренткам, приходится взвешивать с аптекарской точностью, потому что если ошибёшься, то истерика если не сейчас, так позже, тебе просто гарантирована. (И опять же остаёшься без сладкого.)

Короче, вскоре ты понимаешь, что задействовать свою девушку на коммерческих съёмках — большая ошибка. Но ты всё ещё наивно полагаешь, что для творческой съёмки уж точно лучшего варианта не найти! Она всегда под рукой, никого не нужно искать, и со съёмкой в обнажённом виде никаких проблем, короче — идеальный вариант, бери и твори!

Вывозишь её на природу, и начинаешь снимать. Погода великолепная, солнце, лёгкий ветерок играет её платьем, большего и желать нельзя! Но чем дольше ты работаешь, тем отчётливее понимаешь, что опять ни черта не получается. Она ленится, она отвлекается, она капризничает, то ей травка колет попку, то ей солнышко светит в глазки, то ветер треплет волосы, короче тысяча и одна причина надувать губки и не работать.
И что бы ты ни делал, она никак не может сосредоточиться. А ведь от модели на съёмке непременно требуется определённое старание, эмоциональное взаимодействие с фотографом, да и просто заинтересованность в конечном результате. А тут съёмка ею ну никак не воспринимается всерьёз. И опять же, оказывать давление по понятной причине не вариант.

Но главная неприятность заключается в другом. Вдруг неожиданно выясняется, что абсолютно все те наработки, которые ты обычно используешь работая с моделями, все стандартные шутки и комплименты, приколы и сальности — совершенно неприменимы! Оказывается, что все твои навыки психологического взаимодействия очень чётко заточены под съёмку едва знакомых тебе людей.
Сложно это объяснить, но те фразы, которые всегда оказывают нужное воздействие на любую модель, совершенно не работают с девушкой, которая видела тебя без штанов. Вот засада!

Понимая, что ничего не получается, но тем не менее не желая признать, что облажался, ты используешь последний шанс, и командуешь модели раздеться. Ну, думаешь ты про себя, уж обнажёнка-то точно сейчас пойдёт, и свет как раз такой, мягкий, — самое то!

Но и тут тоже ничего не получается! Она совершенно не стесняется, позирует на полном расслабоне, а то и вовсе начинает глупо хихикать, и якобы в шутку принимать различные соблазнительные позы. Ну о какой работе тут может идти речь?
И сколько ей не объясняй, что немного позже у неё ещё будет масса времени на то чтобы проверить на тебе своё женское очарование, она только хохочет и продолжает тебя провоцировать. Всё заканчивается тем, что ты сдаёшься, и после секса на природе возвращения домой флешку ты просто форматируешь, не глядя.

Честно говоря, я не знаю, может быть у других фотографов и получается фотографировать своих девушек, но я уже давным-давно зарёкся даже пробовать, один фиг ничего не выходит. Так что профессионально исполненное солнышко на ладошке — это максимум того, на что я сейчас позволяю себя уговорить. Вот уж где я могу блеснуть! Ни у кого так хорошо не получается солнышко на ладошке, как у меня! Давай зайчик, улыбайся!

Чтобы фотосъемка была успешной, все участники процесса должны чувствовать себя комфортно. Как фотографу раскрепостить модель, которая видит его впервые? Какое поведение не достойно профессионала своего дела?

От правильно установленного между фотографом и моделью контакта зависит удовлетворенность обоих от проделанного совместного творческого труда. Процессу фотосъемки для портфолио и получению качественного интересного кадра часто мешают неопытность начинающей модели либо аналогичная ситуация с фотографом. Новички не знают, как поставить модель, что ей говорить, как сделать съемку легкой и позитивной.

Однако если речь идет о коммерческой портретной съемке фотограф, как правило, не может требовать от заказчика проявления чистых эмоции и фотогеничных поз. Его задача – эмоционально раскрепостить клиента, всего за пару минут снять стеснение перед камерой и приложить весь накопленный опыт фотосъемки, чтобы незнакомый и стесняющийся человек смотрелся на итоговом снимке естественно и непринужденно.

Встречать человека или пару, пришедших на съемку в студию или назначенное место, следует с позитивным настроением и улыбкой. На моделей женского пола особенно влияет небольшой комплимент, что выбранный ею образ хорошо подобран для сюжета съемки и удачен по цветовой гамме. В этом комплименте главное не его истинность и желание фотографа польстить заказчику. Цель небольшой похвалы – снять напряжение и улучшить настроение человека, который, возможно, потратил много сил и нервов на подготовку к съемке.

Фотографу следует понимать, что от обычного человека не стоит ожидать высокопрофессионального мастерства актера МХАТ. Следует начинать фотосессию с предложения изобразить простые действия: повернуться и посмотреть на какой-либо объект, приложить руку к лицу. Хорошей помощью модели или влюбленной паре для того, чтобы вжиться в образ и войти во вкус позирования, станет предложение вести себя так, как будто фотографа не существует.

При съемке на улице сам фотограф при этом на несколько минут должен реально удалиться из поля зрения снимаемых людей и сфотографировать моделей шпионским способом. В условиях ограниченного пространства фотостудии такая игра, разумеется, невозможна. Поэтому эффективным способом раскрепостить модель будет установка зеркала позади фотографа, чтобы человек мог оценить свое отражение и встать в позу, которая, по его мнению, наиболее удачна.

В любом случае ни одной эмоции недовольства человека, с которого снимается портрет, не должно проявиться на фотографии. Снять застывшее по каким-то причинам на лице модели напряжение помогут глубокие вдохи или произнесенная фотографом смешная шутка. Настраивая камеру или давая указания ассистенту не нужно показывать свое недовольство или плохое настроение. Модель может подумать, что все проблемы связаны с ее личностью. Если случились какие-то проблемы с фотокамерой или светом, фотограф должен предупредить заказчика, что пока можно не позировать. Только после этого стоит производить все настройки.

В процессе фотосъемки фотографу нельзя быть неуверенным. Профессионал всегда знает, какой результат ему и клиенту требуется, иначе снимаемый человек разочаруется и потеряет желание продолжать творческую работу. Если человек уже позирует, а у фотографа возникла необходимость что-то поправить и дотронуться до человека, нужно предварительно спросить разрешения и уточнить, что именно он будет делать. Например: «Можно, я немного поправлю эту прядь волос?». Самовольные действия и прикосновения могут негативно отразиться на последующем процессе съемки, особенно если фотограф и модель разного пола. Указанное правило действует даже в случае проведения обнаженной съемки.

Если выбранный моделью образ вообще не нравится фотографу, ему запрещается высказывать об этом свое мнение. Во избежание таких проблем в будущем фотографу необходимо предварительно очень подробно обсудить все детали прежде, чем фотографировать модель. На предваряющей съемку встрече фотографу следует параллельно определить и запомнить особенности лица и мимики модели, чтобы в момент работы наиболее характерные моменты подчеркнуть, а возможные недостатки скрыть.

Если модель встала в скучную и невыгодную позу, фотографу следует все-таки сделать кадр (объемы памяти камер позволяют это), а затем предложить поменять ее. Молчать во время съемки – не лучший способ налаживания контакта с моделью. Даже если объект съемки молчит, что вполне вероятно из-за скромного характера или позирования, фотографу лучше давать небольшие комментарии по поводу только что снятого кадра, вести беседу, рассказывать истории из рабочей практики.

Также не нужно бояться показывать модели получившийся кадр с камеры, если она просит об этом. Можно даже сделать это по собственной инициативе. Это позволит модели скорректировать недостатки в позировании либо вдохновиться удачным фото на еще более плодотворную работу.

Таким образом, любому фотографу, занимающемуся портретной фотосъемкой, необходимо не только иметь дорогую камеру и выставлять в ней правильные настройки, красиво компонуя кадры, но и психологически правильно работать с главным героем кадра – человеком.

А если вы уже в числе тех, кто успешно работает с моделями и желает заработать на своих снимках – начните с . Как это сделать читайте на нашем сайте Media-stock.

Профессиональный фотограф Михаил Рыжов делится секретами работы с моделями и создания интимных портретов.

Когда вы впервые окажетесь в студийных условиях, скорее всего, вас будет одолевать волнение. Ощутимо или не очень, но оно дает о себе знать, когда человек пробует что-то новое, ранее неведанное, да еще и самостоятельно. Это замечательно! Позвольте волнению пройти мимо вас и в какой-то момент вы уже забудете о нем, вами будем двигаться лишь интуиция и любопытство.

Если вы впервые оказались в студии, не спешите брать в руки фотоаппарат. Ознакомьтесь с наполнением - потрогайте осветительные приборы , попереставляйте их с места на место, просто подержите в руках. Должно пройти некоторое время, прежде чем вы привыкните к ним. Непременно используйте “метод тыка” - лишние кнопки вы все равно не нажмете, зато самостоятельно поймете, какая кнопка за что отвечает. И самое главное - не берите больше одного прибора, на первое время этого более чем достаточно.

Оставив лишние источники света в стороне, сконцентрируйтесь на одном. Пробуйте ставить его с разных сторон от модели, наблюдайте, какой светотеневой рисунок он дает. Экспериментируйте с насадками - софтбокс, рефлектор, шторки - пустите в ход все (только по очереди!), не останавливайтесь на одном. Вам нужно почувствовать природу света. Спустя какое-то время работы в студии он станет вашим лучшим другом.

Определившись с источником, подберите фон для съемки. С этим никаких проблем быть не может - как правило, в современных студиях есть любые цветовые решения. Если же вы планируете снимать черно-белые фотографии, то вполне достаточно остановиться на черном фоне, белом или нейтрально сером. Черно-белая фотография эффектно смотрится на контрастах. Например, белый фон и черная одежда.

Настройки, которые вам понадобятся в ходе съемки: значение диафрагмы и мощность приборов. Конечно, можно воспользоваться и экспонометром, но лучше (если время не ограничивает вас) пробовать все ставить вручную. Так вы лучше поймете взаимосвязь. И теперь самое интересное - непосредственно съемка вашей модели.

На первых порах работа с моделью вызывает много вопросов: как говорить, что просить, как найти необходимую позу и т.д.. Самое главное, что нужно понять с самого начала - модель, какая бы она ни была, тот же человек, что и вы, с похожими проблемами и вопросами. И хорошо бы начать с установления эмоционального контакта: завяжите разговор. Найдите тему, которая волнует модель по человечески - вышел в прокат классный фильм, который вы вместе смотрели, или вы прочитали интересную книгу, о которой хотите рассказать, или модель не выспалась и хочет пожаловаться на соседей, которые всю ночь шумели и не давали заснуть. Спрашивайте, и общение наладится. Задавайте открытые вопросы, на которые нельзя ответить однозначно, пусть модель вам больше рассказывает. Спустя какое-то время она привыкнет к фотографу и раскрепостится. Но сначала дайте ей понять, что интересуетесь ею. Это важно.

Как правило, модели бывают двух типов - активные и пассивные. Определить это несложно. Первые очень подвижны, инициативны и обладают огромным запасом внутренней энергии, которую постоянно хотят выплеснуть. Работать с ними очень просто - модель понимает вас с полуслова, легко находится контакт, и съемка проходит непринужденно. Главное - это направить модель в нужное русло, задать вектор, по которому ей двигаться. Объясните ей с самого начала, что ждете от съемки, и девушка постепенно войдет в нужный ритм. Вам останется лишь слегка корректировать ее движения и не сбавлять ритм съемки. Чаще бывает так, что результат превосходит ожидания. И это прекрасно!

Пассивные модели имеют несколько иной настрой. Они более статичны, нежели динамичны. С такими девушками прекрасно снимать заранее придуманный, срежессированный сюжет, когда нужна определенная поза, положение в кадре. Они могут подолгу находиться в определенном положении, пока вы “строите кадр”. Как правило, такой тип модели ждет от фотографа четких и прямых указаний. Если вы только начинаете осваивать студию, свет и пробуете себя в съемке людей - эта модель будет идеальная для вас. Все же, ставить свет на живом человеке намного поучительнее, нежели на гипсовых головах. Главное - будьте смелее!

К сожалению, иногда случается и так, что модель на съемке начинает скучать. Причин этому может быть множество, но, в любом случае, не стоит ругаться и пытаться “заставить” девушку прийти в себя. Это бесполезно. “Но что тогда делать?” Снимать! Начните много и часто снимать ее! Неважно, будете ли вы потом использовать эти фотографии или удалите их. Главное, что это вернет модель к нужному настрою. Вы не поверите, но это работает похлеще красной тряпки! Помните, что у вас может и не быть второго шанса, поэтому берите со съемки все: фотографируйте как можно больше, постоянно меняйте ракурс, переставляйте свет, меняйте насадки, - крутитесь как угодно, и тогда вы перешагнете себя, и результат будет действительно неожиданным. Будьте дерзкими, но знайте меру. Так работают настоящие художники.

Если же попытаться вывести некий план по работе в студии с моделью, то логика может быть следующей:

  • изучите приборы, которые находятся в данной студии. Включите их, посмотрите, какой свет они дают. Посадите модель и начните с одного прибора. Не нагромождайте лишнего! Усложняйте постепенно.
  • изучите реквизит, который предоставляет студия. Стулья, табуретки, фоны, большие картонки, деревяшки, подставки, словом, все, что есть, и прикиньте, могли бы вы это использовать в своей съемке. К вам будут приходить идеи, масса идей. Не останавливайтесь на первой, перебирайте дальше, анализируйте, думайте. А потом откажитесь от всего и введите в кадр самое необходимое. Помните, что на восприятие оказывает влияние не только то, что вы вводите в кадр, но также и то, что не показываете.
  • только теперь берите камеру. Предполагаю, что прошло уже какое-то время и модель успела к вам привыкнуть. Осталось установить с ней эмоциональный контакт. Общайтесь, разговаривайте и, самое главное, больше спрашивайте. Люди любят, когда ими интересуются.
  • снимайте много, часто, быстро. Представьте, что у вас всего один шанс и вы должны выжать из съемки все. Но не забывайте о модели - она может уставать. И тогда делайте перерыв. И общайтесь. Или просто наблюдайте. Порой этого вполне достаточно.
  • не торопитесь с отбором фотографий. Дайте время, чтобы старые впечатления покинули вас. Запустите порцию новых - сходите в кино, погуляйте в парке, магазине или на рынке. Послушайте музыку, вобщем, забудьте о той съемке. И только тогда смотрите фотографии. Это будет самый объективный выбор.

Не все фотографы работают с профессиональными моделями. Часто работа связана со съемкой обычных людей, но на фотографии любой человек хочет получиться хорошо и быть похожим на модель.

Как работать с людьми, не имеющими опыта в позировании для создания модельного образа? 7 советов от Бена Типса.

1. Поработайте над волосами
Многие считают, что волосы сложно контролировать, но на самом деле вы можете это сделать! Если на снимке волосы лежат некрасиво, это первое, что заметят на вашей фотографии, особенно если волосы длинные. У каждого человека внешность индивидуальна и как лучше убрать волосы будет зависеть от конкретного случая.

Предположим, вы снимаете портрет человека без участия стилиста и визажиста. Первое, что важно помнить — волосы, лежащие на плечах, выглядят ужасно.

6 способов убрать волосы:

Волосы рассыпанные по плечам
- Волосы за плечами
- Волосы перед плечами
- На одной стороне
- На другой стороне
- Собрать волосы

Варианта номер 1 лучше избегать. Какой из способов выбрать, зависит от модели и от образа, который вы хотите получить. Часто на снимке волосы на одной стороне будут смотреться лучше, чем на другой, обратите на это внимание.

Собранные волосы подходят для съемки лица крупным планом, это не отвлекает внимания и очень хорошо выглядит на портретах.

2. Вытяните уши вперед

Звучит странно, не правда ли?

Когда человек находится в своей обычном расслабленном положении или даже выпрямляется для красивой позы, подбородок часто выглядит вяло. Но если вы скажите вытянуть его вперед, то человек направит его прямо в камеру и немного приподнимет голову вверх, что закончится съемкой ноздрей модели. Это выглядит весьма непривлекательно. Лучше посоветуйте потянуть вперед уши. В попытке выполнить это указание, человек более правильно вытянет шею, не задирая нос кверху.

Это, конечно, немного неудобно, но результаты стоят того.

3. Поднимите руку

Даже если человек стоит прямо с опущенными вниз руками, может появиться несколько проблем. Во-первых, чувство неловкости, а во-вторых, это расслабляет мышцы, и руки кажутся больше, чем на самом деле.

Не прижимайте руку к телу

Можно исправить положение, если поднять руку вверх на пару сантиметров, и она будет «парить», а не выглядеть прижатой. Кроме того можно сменить положение, например, положить на бедро. На фотографии красной линией показана ширина руки, когда она прижата к телу, эта же линия перенесена на снимок с правильной позой. Таким образом, понятно насколько это важно.

4. Оставьте визуальное пространство за талией

Каждый хочет выглядеть стройным на фотографии. Лучшее, что вы можете сделать — это показать их «естественную» талию.

На первой фотографии модель поставила руки на бедра, отсутствие пространства и ее правая рука визуально расширяет середину тела. На второй фотографии напротив - правая рука подана вперед, что оставило свободное место за талией и подчеркнуло ее стройность.

5. Поверните плечи

Очень простой совет, но достаточно важный. Направленные прямо в объектив плечи, визуально увеличивают тело. Может и неплохой вариант, если вы фотографируете директора крупной компании или футболиста, но не для съемки обычного портрета. Если же повернуть плечи, фигура выглядит стройнее.

Красная линия показывает ширину тела модели. На первой фотографии — фигура визуально расширена, на второй - плечи повернуты, создается более стройный профиль.

6. Не показывайте белки глаз

Если вы хотите запечатлеть мечтательный взгляд или взгляд, направленный не в камеру, лучшим решением будет попросить модель посмотреть на какой-нибудь объект позади вас, а не просто куда-то в сторону.

Сначала я попросил модель посмотреть на дверь рядом с нами, снимок не очень удачен. Второй вариант модель смотрит на окно рядом с дверью, более привлекательный портрет, мы видим ее глаза, а не белки глаз.

7. Следите за носом

Фотографируя лицо в неполный профиль, так что мы видим оба глаза в кадре, при сильном повороте головы может создаться эффект нарушения пропорций, нос будет казаться длиннее и как бы ломать линию лица. Если модель немного повернет лицо к вам, так что бы осталось пространство между кончиком носа и щекой, профиль будет красивым, пропорции сохранятся.

Резюмируем

Волосы лучше убрать на одно плечо.
- Сильная линия подбородка
- Рука приподнята
- Не увеличивайте визуально талию
- Поверните плечи
- Мы видим глаза, а не белки глаз.
- Нос не ломает линию лица.

Мы стараемся для вас 24 часа в сутки и благодарны вам за каждый репост!



ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ФОТО "БИРЮЗОВОЕ ВОЛШЕ... 15/01 Категории: Фотографам - идеи, советы, примеры... Красивая, нежная, сказочная художественная обработка студийного Новогоднего фото....

Итак, на самом деле, я очень много сталкивался с такой ситуацией, что не мог найти общий язык с моделью, точнее, не знал о чем поговорить, вроде модель тоже человек, но я немного стеснялся.

Основная задача портрета - передать самые характерные черты модели так, чтобы она, во-первых, была легко узнаваема, а во-вторых, что тоже немаловажно, нравилась себе самой на снимке (здесь зачастую возникают некоторые трудности, так как человек всегда воспринимает свой образ иначе, чем наблюдающие со стороны).

Поэтому главная задача фотографа-портретиста - поймать настроение модели, которое наиболее характерно ее образу. Для этого необходимо создать необходимую атмосферу в студии еще до начала съемок, чтобы, в первую очередь, узнать модель лучше, и конечно, чтобы немного раскрепостить, расслабить ее.

Итак, фотограф, знакомясь с моделью, должен сразу объективно оценить ее внешность и определить лучшие ракурсы конкретно для нее. Для этого во время разговора следует внимательно понаблюдать за мимикой лица, жестами и за манерой держаться. Потом следует отметить для себя наиболее характерные и выразительные черты модели, чтобы, создавая образ на снимке, отталкиваться именно от них.

Зачастую фотографу приходится работать с неопытной моделью, которая, придя в студию, вероятно, будет вести себя довольно скованно и неестественно. Здесь весьма важно сразу же установить контакт между фотографом и моделью. Часто для этого фотограф проводит сначала пробную съемку, чтобы модель смогла понять, что от нее хочет фотограф, а только потом договориться о повторной фотосессии.

Как уже было отмечено выше, самое главное в портретной съемке - это создание атмосферы, в которой модель будет чувствовать себя уютно и естественно. Поэтому следует обязательно потратить хотя бы 15 минут до съемки на разговор о жизни, об увлечениях, на шутки, сплетни и так далее. Это должен быть легкий отвлеченный разговор, а не допрос. Фотограф сам должен быть расслаблен, спокоен и уверен в себе, чтобы расположить к себе модель. Для этого полезно, чтобы модель что-то узнала и о фотографе (его жизни, интересах, увлечениях). Можете включить музыку, это поможет создать благоприятную атмосферу.

Лучшим местом для такого разговора станет сама студия, а конкретнее, место съемки, так как во время разговора модель сможет привыкнуть к нему (месту съемки) и максимально расслабиться.

Перед съемкой следует обязательно поинтересоваться, что сама модель ждет от фотосессии, какие у нее самой идеи и мысли на этот счет. Хорошо, когда у фотографа уже есть небольшое портфолио, чтобы он мог показать его модели, демонстрируя, на что он способен и в каком жанре обычно снимает. Если портфолио нет, то можно использовать фотографии других фотографов из журналов, чтобы понять, что конкретно хочет получить модель.

Продолжайте разговаривать с моделью уже во время съемки. Модель не должна напряженно ожидать, когда вы наконец-то сделаете очередной кадр. Чтобы лицо на снимке получилось естественным, нужно самому подлавливать такой момент. Лучше всего это сделать в общении, а здесь все средства хороши: шутка, анекдот, простая интересная история - и на снимке обязательно появится естественная ненатянутая улыбка. Если вы снимаете детей, то запаситесь шоколадками и конфетами, которые можно будет показать ребенку из-за спины и вызвать его непроизвольный восторг (и, конечно, запечатлеть этот восторг на снимке).

Старайтесь, чтобы ваши снимки были минимально постановочными. Например, вы можете предложить модели заниматься каким-либо своим делом и фотографировать ее "в процессе работы".

Таким образом, в портретной съемке нужно помнить два основных момента. Первое: каждый фотограф-портретист - это, в первую очередь, отличный психолог. Второе: подобная съемка - это всегда тандем, союз фотографа и модели, и только их общими усилиями можно получить удовольствие от процесса съемки, стимул для дальнейшей работы и, конечно, хорошие, интересные портреты.