А сейчас предлагаю Вам, мои дорогие читатели, детский цикл "Бирюльки" С.Майкапара в виде сказки. Самуил Моисеевич Майкапар: биография Этапы реализации проекта

Широкой известностью в России и за рубежом пользуется имя композитора

детей и юношества. Благодаря художественным достоинствам, пониманию

детской психологии и учёту особенностей детского игрового аппарата, пьесы

Майкапара прочно вошли в репертуар юных пианистов. Детям нравятся эти

яркие, образные произведения. С уверенностью можно сказать, что нет ни

одного юного музыканта, не игравшего или не слышавшего в исполнении

товарищей какой-нибудь пьесы Майкапара.

1867 г. в городе Херсоне. Детские и юношеские годы связаны с приморским

южным городом - Таганрогом.

Заметное место в культурной жизни города занимало домашнее музицирование.

Подобно тому, как музицировали в семье Чеховых, уделяли много времени

музыке и в семье Майкапара. Хорошо играла на рояле мать Самуила

Моисеевича, обучавшаяся в молодости в Одессе. Играли на фортепиано его три

сестры, четвертая обучалась игре на скрипке.

Таганрог считался музыкальным городом. Поскольку музыкальное училище в

Таганроге было открыто только в 1885 году, то, до этого времени, учиться

музыке можно было лишь у частных преподавателей. Обучение детей игре на

каком-нибудь музыкальном инструменте было почти обязательным в каждой

интеллигентной таганрогской семье. Отец Майкапара был достаточно

состоятельным человеком, чтобы дать детям не только среднее, но и высшее

образование.

Самуил учился в той же гимназии, которую восемью годами раньше окончил

великий русский писатель А.П. Чехов. В 1885 году Майкапар окончил

гимназию с серебряной медалью.

Гимназия А.П.Чехова и С.М.Майкапара в наши дни.

.
Уже в это время его подлинной страстью и целью жизни стала музыка.

Довольно рано Майкапар решил стать музыкантом. И в этом отношении

положительную роль сыграли его родители и, конечно, его первый учитель

музыки, итальянец Гаэтано Молла. Майкапар характеризовал его как

талантливого, темпераментного и трудолюбивого музыканта, научившего его

понимать и любить музыку.

Майкапару было семь лет, когда он начал обучение игре на фортепиано.

Музыкальные способности он унаследовал от матери, а любовь к музыке - от

отца, который, хотя и не играл ни на одном из музыкальных инструментов, но

всегда был готов слушать музыку и глубоко её чувствовал. Систематические

занятия игрой на фортепиано, игра в ансамбле, посещение камерных и других

Концертов воспитывали вкус Майкапара, знакомили с музыкальной

литературой. К пятнадцати годам он уже знал основные произведения

симфонической и камерной музыки, переиграв с сестрой в четыре руки много

Симфоний и квартетов. Он играл почти все сонаты Бетховена и довольно бегло

читал с листа. В это время Майкапар считался лучшим аккомпаниатором в

Таганроге и выступал не только с местными любителями, но и с приезжими

профессиональными музыкантами.

Для получения высшего образования Майкапар отправился в Петербург, где

была старейшая в стране консерватория, пользовавшаяся громадным

преподававших в ней крупнейших музыкантов. Чтобы продолжить общее

образование, он намеревался поступить в университет.

Майкапару, как окончившему гимназию с медалью, поступление в университет

Было обеспечено. Он избрал юридический факультет, как не требовавший от

студентов большой затраты времени на систематические занятия. Время же

было Майкапару необходимо, так как в случае поступления в консерваторию

заниматься игрой на рояле нужно было ежедневно и помногу. Юноша был

принят на младший курс условно, на один год, так как его техническая

подготовка оставляла желать лучшего.

Самуил Моисеевич поступил в класс старшего преподавателя В. Демянского,

который за два года выправил дефекты постановки рук у него, научил

тщательно работать над музыкальным произведением, значительно подвинул

Технику. Успешно сдав технический экзамен для перехода на старший курс

консерватории, Майкапар перешёл в класс итальянского пианиста Вениамина

Чези, только что приглашенного профессором в Петербургскую

консерваторию.

В течение четырех лет Майкапар занимался у Чези, с помощью которого ему

удалось досконально ознакомиться с фортепианной музыкой Баха, Генделя и

Других старинных мастеров. Проработав в консерватории четыре года, Чези

Тяжело заболел и уехал к себе на родину в Италию.

Вейса, ученика Листа. Преподавание Вейса отличалось беспорядочностью и

отсутствием какой-либо системы. Майкапар больше числился его учеником, чем

занимался с ним. К выпускному экзамену Майкапар готовился самостоятельно,

так как незадолго до экзамена заболел. Он хорошо сыграл программу и был

назначен выступить на консерваторском акте, чего удостаивались лучшие из

окончивших.

Когда Майкапар сдавал последний из числа вспомогательных музыкально-

теоретических предметов, на экзамене присутствовал А. Рубинштейн.

Ознакомившись с опытом Майкапара в сочинении музыки, он посоветовал ему

начать изучать теорию композиции. Так Майкапар оказался в классе

профессора Н. Соловьева, придя к окончанию консерватории не только как

пианист, но и как композитор.

Годы, проведенные Майкапаром в консерватории, оказались для него очень

важными благодаря окружению, в котором он находился. Находясь на посту

директора консерватории, А. Рубинштейн принимал близко к сердцу не только

интересы учреждения, но и судьбу каждого студента. Навсегда запомнил

Майкапар и яркие выступления Рубинштейна на эстраде.

А.Г Рубинштейн.

Санкт-петербургская консерватория.

Университет Майкапар окончил на два года раньше, чем консерваторию. Он

недолгое время пробовал заниматься адвокатурой, но вскоре убедился, что

соединить занятия музыкой с юриспруденцией невозможно. Но, занимаясь в

университете, Майкапар приобрёл известную широту взглядов,

дисциплинировал своё мышление, научился аргументировать и ясно излагать

свои мысли. Это позволило ему впоследствии выйти за рамки узкой

музыкальной специализации и стать незаурядным научным работником в

области музыки.

Даже после получения консерваторского образования, Майкапар не был

доволен достигнутыми результатами. Он, относясь критически к своим

пианистическим возможностям, отправляется в Вену учиться у знаменитого

Теодора Лешетицкого (1830-1915). Этот выдающийся педагог воспитал более

тысячи пианистов, многие из которых с успехом выступали на концертных

сценах в течение почти всего XX века. Среди них - Анна Есипова, Василий

Сафонов, Артур Шнабель.


Теодор Лешетицкий

Майкапару была присуща настойчивость, заставлявшая его, взявшись за дело,

вникать в малейшие подробности, пока вопрос не будет изучен полностью.

Такая исключительная добросовестность проявлялась Майкапаром во всех

областях. А. Рубинштейн, слышавший Майкапара неоднократно на ученических

концертах, обратился к нему с предложением: "Довольно Вам учиться! Вы уже

сейчас готовый пианист. Давайте концерты, и эстрада Вас научит тому, чему не

сможет научить ни один профессор в мире". Однако, только через семь лет

после этого разговора Майкапар решился выступить с самостоятельным

концертом, который он дал в Берлине, сразу после окончания занятий с

Лешетицким.

как можно чаще выступать в концертах. С большой тщательностью Майкапар

готовится к выступлениям, обдумывает программы концертов, независимо от

того - сольное ли это выступление, игра в ансамбле или в благотворительном

концерте. Собственные произведения он включает в них с большой

осторожностью и в минимальном количестве.

Продумывая развитие своего пианизма, слушая игру других музыкантов,

появляется в печати его крупная исследовательская работа "Музыкальный слух,

его значение, природа, особенности и метод правильного развития". Этой

работой Майкапар показал себя как незаурядный научный работник, музыкант,

не только играющий, но и теоретически мыслящий. Особое внимание было

полностью зависящим от внешнего. Он указывал: «Чем больше мы работаем

над ясным отчетливым восприятием внешних впечатлений, чем они богаче

красками и разнообразнее по своему характеру, тем и внутренний слух будет…

получать все больший материал для своего развития и обогащения».

Деятельное участие принимает Майкапар в организованном в 1902 году в

Москве "Научно-музыкальном кружке", руководимом сначала С. Танеевым, а

позднее профессором физиологии А. Самойловым. Членами кружка были

видные московские музыканты и ученые, интересовавшиеся музыкой.

Секретарем кружка и организатором всех докладов стал Майкапар.

На заседания кружка Майкапару приходилось приезжать из Твери, где в 1901

году он открыл собственную музыкальную школу. Она просуществовала три

года. За столь короткий срок, естественно, Майкапар не мог увидеть

существенных результатов своей педагогической работы, однако, занятия с

детьми привели Майкапара к мысли о создании многочисленных детских пьес

для фортепиано, которые нашли благоприятный отклик в прессе. Из числа

сочинений Майкапара, созданных в дореволюционное время, большой интерес

представляют фортепианные миниатюры: "12 альбомных листов", "Театр

марионеток" из семи номеров. Однако подлинным триумфом Майкапара как

композитора для детей являются "Бирюльки" - цикл пьес, созданный уже после

революции.

Трудность вести в России научную работу в области музыки была одной из

причин, побудивших Майкапара вновь отправиться за границу. Берлин в ту

пору был центром, притягивавшим к себе крупнейших музыкантов Европы.

Основным местом своего жительства Майкапар избрал не Берлин, а Лейпциг,

который представлял для него интерес как центр научной музыкальной мысли.

Бывая в этих двух городах, Майкапар посещал концерты, изучал литературу,

знакомился с композиторами, музыковедами и исполнителями. Его собственные

концертные выступления проходили в небольших залах. Большой успех выпал

на его выступление с женой - Софией Майкапар. Её колоритное сопрано

вызвало большие похвалы.


София Майкапар (1883-1956)

Майкапар задумывает создание учебного пособия, в котором, на основе

научных данных, были бы освещены важнейшие вопросы преподавания игры на

фортепиано. Как бы в продолжение изданной книги о музыкальном слухе,

отдельные части должны были носить заголовки: "Ритм", "Техника", "Чтение с

листа", "Педализация", "Публичное исполнение" и т.д. Труд этот был

Майкапаром начат, продолжался много лет, многое уже было сделано, но

окончательно не завершено. Задача оказалась слишком сложной для решения

одним человеком, принимая во внимание исключительную добросовестность

Живя за границей, Майкапар не теряет связи с Россией. Здесь у него жили

родные, сюда он приезжал отдыхать в летнее время. В 1910 году, когда он

находился в Берлине, им было получено следующее письмо от директора Санкт-

Петербургской консерватории А. Глазунова:

"Многоуважаемый Самуил Моисеевич! Довожу до Вашего сведения, что на

Вас в кандидаты в преподаватели фортепиано как низшего, так и высшего

курса. Совет уполномочил меня об этом Вас известить. Выборы должны

состояться в самом ближайшем будущем и о результате выборов, который,

надеюсь, будет благоприятным, я извещу Вас телеграммой. С искренним

уважением и преданностью А. Глазунов".

Перспектива вести педагогическую работу в консерватории, где он сам учился,

казалась Майкапару соблазнительной. Петербургская консерватория

пользовалась репутацией одного из лучших музыкальных учебных заведений в

мире. Для педагогической работы Майкапара обстановка в консерватории

складывалась весьма благоприятная. Фортепианный отдел консерватории

возглавляла А. Есипова, ученица Лешетицкого. Она пользовалась

славе.


Анна Николаевна Есипова (1851-1914)

Когда в консерватории возник вопрос о приглашении нового преподавателя по

классу фортепиано, то кандидатура Майкапара ни у кого не вызвала

возражений. Он был воспитанником Петербургской консерватории,

принадлежал к школе Лешетицкого, концертировал и вел педагогическую

работу за границей. Кроме того, он обладал ещё университетским образованием,

что не так часто встречается среди музыкантов-профессионалов. Известное

значение имело то, что он в свое время окончил консерваторию по двум

специальностям и в настоящем составил уже себе имя как композитор и автор

ценной музыкально-теоретической книги о музыкальном слухе.

Вскоре Майкапаром была получена телеграмма, извещавшая его о

благоприятном исходе баллотировки в художественном совете консерватории.

С осени он уже приступил к занятиям. Начав работу в качестве преподавателя,

он через два года был утвержден старшим преподавателем, а в 1915 г. стал

профессором по классу специального фортепиано.

Почти двадцать лет вел Майкапар педагогическую работу в Петербургской -

Ленинградской консерватории, одновременно выступал в концертах, сочинял

музыку и занимался научной работой. Его концертные выступления

преимущественно в Малом зале консерватории привлекали культурой

исполнения. Наиболее значительным исполнительским достижением

Майкапара было проведение им в 1925 году цикла из семи концертов, в которых

он исполнил все фортепианные сонаты Бетховена. Исполнительство, которое

Майкапар всегда любил, оставалось для него основой всех других видов

деятельности - композиции, педагогики, научной работы.

За время работы в Ленинградской консерватории Майкапаром было выпущено

свыше сорока пианистов. В собственной педагогической работе Майкапар был

последователем школы Лешетицкого, однако, не оставался подражателем

приемов своего учителя, а всю жизнь был ищущим педагогом.

Как научный работник и общественный деятель особенно активно проявил себя

Майкапар в двадцатые годы. Он принимал участие в реформировании учебных

планов консерватории, участвовал в работе различных комиссии, выступал с

методическими докладами на заседаниях фортепианного факультета. В эти

годы появляется его труд "Научная организация труда в применении к

работе музыканта-исполнителя". В 1927 г. выходит книга "Значение

творчества Бетховена для нашей современности" с большим предисловием

А.В. Луначарского

В конце двадцатых годов в консерватории возникла сложная обстановка, в

связи с борьбой различных школ и направлений внутри фортепианного

факультета. Все это потребовало от Майкапара напряжения сил. Он начал

болеть. Доведя последних студентов до выпуска, самуил яковлевич в 1929 г.

оставил работу в консерватории. Сохранившиеся силы он отдал музыкальному

творчеству и литературным трудам.

Им был почти закончен труд "Творчество и работа музыкального

исполнителя по данным опыта и в свете науки". Работа Майкапара

осталась в рукописи, но его мысли о технике работы над музыкальным

произведением нашли отражение в лекциях, которые он провёл весной 1935 г. в

Доме художественного воспитания детей в Ленинграде. Лекции назывались

"Как работать на рояле" и предназначались для детей школьного возраста.

В том же 1935 году Майкапар пишет статью «Детский инструментальный

ансамбль и его значение в системе музыкального образования».

В 1934 г. в Ленинграде был организован конкурс юных дарований, в

котором участвовали дети-музыканты в возрасте от семи до шестнадцати

лет. Майкапар был в составе жюри конкурса. Более половины

выступавших играли его фортепианные пьесы. В постановлении

смотру и пропаганде художественного воспитания детей в связи с

конкурсом юных дарований, имеющую громадное культурное значение, и

утвердить постановление конкурсного комитета о премировании

Майкапара С.М.".

В последние годы жизни, помимо сочинения пьес для инструментального

ансамбля и оставшегося незавершённым цикла лёгких прелюдий и фуг для

фортепиано, Майкапар продолжал уделять много внимания методической

работе. Всю жизнь, проведя за роялем и письменным столом, Майкапар не

свет своей книги "Годы учения". Он был похоронен на Литературных мостках

Волкова кладбища в Ленинграде.

Полное собрание изданных сочинений Майкапара может уложиться в одном

томе. Хотя их количество весьма велико (свыше 200 названий), но большинство

из них - фортепианные миниатюры, умещающиеся на одной - двух страничках.

Произведения Майкапара печатались в Германии, Австрии, Англии, Франции,

Америке, но из этого не следует, что при жизни автора они пользовались

повсеместным распространением. Вначале, когда Майкапар не был известен как

композитор, первые его сочинения (романсы и фортепианные пьесы) были

напечатаны за границей малым тиражом и, как тогда было принято, за счёт

признание, они выпускались в количестве, уже не удовлетворяющем спрос.

многократных переизданий.

Писать музыку для детей - очень нужное, почётное, но не лёгкое дело. «Да,

много, много нужно условий для образования детского писателя, - указывал

Белинский, - нужна душа благодатная, любящая, кроткая, младенчески

простодушная; ум возвышенный, образованный, взгляд на предмет

просветлённый, и не только живое воображение, но и живая поэтическая

фантазия, способная представить всё в одушевлённых радужных образах». Эти

слова в еще большей степени можно отнести и к детскому композитору.

(Основой данной работы послужила статья сайта Санкт-петербургского общества караимов)

18 декабря 1867 - 08 мая 1938

известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель

Разносторонне одаренный музыкант, Майкапар был известен как автор целого ряда фортепианных пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр «Бирюльки», его романсы и «Музыкальный слух» (Москва, 1900).

Биография

Вскоре после рождения семья Самуила Майкапара переехала из Херсона в Таганрог . Здесь он поступил в Таганрогскую гимназию. Музыкой начал заниматься с 6 лет (уроки у Г. Молла).

В 1885 году переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где учился как пианист у Беньямино Чези, Владимира Демянского и И. Вейса, а также в классе композиции Николая Соловьёва . Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891 году).

По окончании консерватории в 1893 году до 1898 года совершенствовался как пианист под руководством Теодора Лешетицкого, концертировал в Берлине , Лейпциге , Санкт-Петербурге , Москве и других городах.

С 1898 по 1901 год выступал в концертах с Леопольдом Ауэром и Иваном Гржимали . В 1901 основал музыкальную школу в Твери . С 1903 по 1910, живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии.

Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С. И. Танеевым московского научно-музыкального кружка. С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской консерватории. Был инициатором исполнения в концертах цикла 32 сонат Бетховена (впервые в 1927 году).

Многие композиторы пишут музыку, которую с одинаковым увлечением слушают и взрослые, и дети. Но есть композиторы, которые всё своё творчество посвятили созданию только детской музыки, причём такой, которую дети могли бы не только слушать, но и сами исполнять.

Сегодня мы познакомимся с музыкой одного из таких детских композиторов, который жил более 100 лет назад. Звали его Самуил Моисеевич Майкапар.

Самуил Моисеевич Майкапар родился в городе Херсоне в 1867 году. В семье, кроме него было 4 сестры и все они занимались музыкой. Музыкальные способности Самуил унаследовал от своей мамы, которая очень хорошо играла на фортепиано. Он стал заниматься музыкой с 5 лет. В 11 лет он сам стал сочинять музыку, завёл тетрадь, в которую записывал все свои произведения. В семье было решено, что Самуил станет юристом, но от этой карьеры он отказался и поступил в консерваторию, которую успешно закончил.

В 1901 году Майкапар переехал в город Тверь, где открыл собственную музыкальную школу. Тогда и пришла ему в голову мысль писать детские произведения, которые могли бы исполнять сами дети.

Разнообразные небольшие пьески композитора для маленьких, только начинающих исполнителей можно назвать миниатюрами. Они, как фотографии в альбоме, объединяются в циклы. С одним из таких циклов мы с вами сегодня познакомимся. Он называется « Бирюльки».

Вслушайтесь в звучание этого слова. Какое оно ласковое, музыкальное. А что же оно означает? Когда-то, давным- давно, это была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие игрушечные вещички - бирюльки. Чаще всего это были вырезанные из дерева чашечки, кувшинчики, половнички и другие кухонные предметы, лесенок, шляпок, палочек и так далее. Бирюльки нужно было достать маленьким крючком, одну за одной, не пошевелив остальные.

Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры. Давайте познакомимся с этой музыкой. Что же можно найти среди бирюлек Майкапара?

Прежде всего, это детские музыкальные портреты.

Вот маленький пастушок. Ясным солнечным днём он вышел на летний цветущий луг возле речки. Чтобы не скучно было пасти своё стадо, он срезал себе камышинку и сделал из неё свирель.(Свирель- это маленькая дудочка) . Светлый, радостный наигрыш зазвенел над лугами. В середине пьески мелодия стала больше напоминать танец пастушка, а затем вновь заиграла его дудочка.

А сейчас, послушав следующую миниатюру, мы увидим маленького командира . Он очень воинственный, мужественный и отважный. Чётким голосом он энергично отдаёт приказы. Мы не знаем, кому они предназначаются - оловянным солдатикам, мягким игрушкам или друзьям- ребятишкам. Но музыка нас убеждает, что любой приказ такого командира будет обязательно выполняться.

В следующей пьеске музыка очень грустная, тихая, жалобная, Слушая её, хочется кого-то пожалеть, посочувствовать, поплакать. Кажется, что ребёнок жалуется на свою нелёгкую жизнь, на свою печальную судьбу. Назвал эту миниатюру Самуил Майкапар - «Сиротка»

Alan Huckleberry, piano


IMTA Level C3

Trifles: 26 Short Pieces for Piano, Library of Russian Soviet Music, 1977

Вот какие совершенно разные портреты, не похожие друг на друга представил нам композитор. В каждом из них угадывается не взрослый, а ребёнок. И о каждом нам рассказала музыка по своему.

Теперь мы обратим внимание на музыкальные пейзажи. Что такое « пейзаж»? Это картины природы: "Облака плывут", "Весною", "Осень", "На катке". Музыкальные пейзажи Майкапара посвящены четырём временам года.

В «Бирюльках» Майкапара нет такой пьесы, которая называется «Лето», но в это время года легко узнаётся в некоторых миниатюрах. Вот, например, «В садике». Слушая её, живо представляешь тёплый, летний день, детскую площадку, тенистый сад. Давайте послушаем.

Играя в саду, дети вдруг увидели… Как вы думаете кого? Может это бабочка или птичка? «Мотылёк» … Так Майкапар назвал это произведение. Мотылёк гораздо меньше бабочки, у него нет таких больших крыльев, поэтому он не такой изящный и грациозный. Зато он лёгкий и быстрый. Послушав это произведение, мы как будто увидели, как мотылёк перелетает с одного цветка на другой.

Я думаю, что это видели все, как вода большим, мощным потоком вливается в реку. Особенно весной. Видели? В пьесе «Бурный поток» Майкапар изобразил эту картинку.

Теперь нам предстоит удивительное путешествие в мир сказок . Сказки - это всегда что-то загадочное, удивительно красивое, необычное. Иногда мы сочиняем сказки сами, иногда видим их во сне. Самуил Моисеевич придумал маленькие сказочные пьески, как, например:«Мимолётное видение», "Сказочка" , "Легенда"…

Кто из нас не любит танцы? Нам нравятся детские и молодёжные, современные и бальные танцы. Мы с удовольствием смотрим балет, а ведь это тоже танец. Танцы — это очень увлекательное, приятное и красивое занятие. Самуил Моисеевич Майкапар писал много танцев. Это польки, гавоты, менуэты, вальсы. Вальс - это бальный плавный танец, которому больше 200 лет. Слово "Вальс» в переводе означает "кружиться, вращаться». В этом танце преобладают кружащиеся изящные движения.

Alan Huckleberry, piano
The University of Iowa Piano Pedagogy Video Recording Project
IMTA Level D3
Trifles: 26 Short Pieces for Piano, Library of Russian Soviet Music, 1977

Майкапар "Полька"

Исп. Катя, 6 лет, 10 мес. (Отчетный концерт ДМШ Газа)

Разносторонне одаренный музыкант, Майкапар был известен как автор целого ряда фортепианных пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр « Бирюльки ».

Бирюльки, цикл пьес для детей, соч.28 (1900)

  • 1. В садике
  • 2. Сиротка
  • 3. Пастушок
  • 4. Осень
  • 5. Вальс
  • 6. Тревожная минута
  • 7. Полька
  • 8. Мимолётное видение
  • 9. Маленький командир
  • 10. Сказочка
  • 11. Менуэт
  • 12. Мотылёк
  • 13.Музыкальная шкатулочка
  • 14.Марш
  • 15.Колыбельная
  • 16.Песня моряков
  • 17.Легенда
  • 18.Прелюдия и фугетта
  • 19.Эхо в горах
  • 20.Гавот
  • 21.Весною
  • 22.Семимильные сапоги
  • 23.На катке (Токкатина)
  • 24.Облака плывут
  • 25.Романс
  • 26.Всадник в лесу (Баллада)

Исполняет Anna Wang (14 year old) Анна Ванг, 14 лет (Recorded on May 9, 2010 in Vancouver, BC, Canada)

А сейчас предлагаю Вам, мои дорогие читатели, детский цикл "Бирюльки" С.Майкапара в виде сказки

(по мотивам сказки Г. Каменной)

Однажды, прибираясь на чердаке, Наташина мама нашла старую куклу с облупленным носом в пыльном платье. На ногах у нее не было туфелек. Наташа наклеила кукле каштановые косички, сшила новое ситцевое платье и маленькие туфельки из клеенки. Но, хотя теперь у нее и были на ногах туфельки, куклу назвали Босоножкой. Такой ее девочка увидела в первый раз. Босоножку Наташа очень полюбила. Каждый день утром она выносила ее гулять в сад. Вместе с ними всегда играл щенок Шарик. И в какие только игры они не играли!

А вечером, устав от игр, кукла бессильно опускала свои тряпичные руки, склоняла головку на плечо Наташе. Тогда девочка укладывала Босоножку в деревянную кроватку, укрывала одеялом, пела колыбельную

Босоножке нравилась такая жизнь. Но вот однажды, на день рождения, папа подарил Наташе новую куклу. Она была такая красивая! В розовом прозрачном платье с пышными оборками, на ногах — лакированные туфельки с пряжечками, а на голове шляпа с лентами, как цветок водяной лилии. Красавицу куклу назвали Лялей. Она сидела на диване, среди вышитых подушек, и ни с кем не разговаривала. Конечно, кукла очень воображала. Когда другие игрушки начали играть, она высокомерно заявила: "Потише, у меня голова разболелась! ".Игрушки обиделись и перестали обращать внимание на задаваку.

Но Наташе Ляля очень понравилась. Утром она брала нарядную куклу на руки, ласково прижимала к себе и кружилась с ней по комнате.

И чем ласковее была Наташа с Лялей, тем грустнее и печальнее становилась Босоножка. У нее не было такого красивого платья, шляпки, и она не могла открывать и закрывать глаза. Босоножка все чаще плакала, забившись в угол". Что ты хнычешь, — сказала ей однажды Ляля. Я на твоем месте давно бы отсюда ушла. Вот возьму и пожалуюсь Наташе, и тебя опять забросят на чердак". От обиды Босоножка заплакала еще сильнее и решила уйти далеко в лес и остаться там. Она никому ничего не сказала, выпрыгнула из окна и побежала все дальше и дальше от своего дома. В лесу было темно и страшно.

Когда над деревьями уже заалела заря, Босоножка вышла на опушку леса. Она осмотрелась вокруг и увидела на ветке мастера Шелкопряда, а на стволе дерева — пушистую Белку с орешком в цепких лапках. Босоножка поделилась с лесными жителями своим горем. Зверюшки посовещались и решили помочь кукле — сделать ее такой же красивой как Ляля. Шелкопряд сшил ей прекрасное платьице, а Белка дала ей две скорлупы ореха вместо туфелек. Принесла подарок и Цапля — это была шляпка-лилия. Исполнилась мечта Босоножки: она стала такой же нарядной, как и кукла Ляля. Зверюшки резвились вокруг куклы, звали ее играть, но она боялась испачкать свое платьице. И зверьки убежали.

Все в лесу были заняты своим делом. Шелкопряд сматывал в нить свои коконы. Белка запасала на зиму орешки. Босоножка загрустила. Она не знала чем заняться, а к безделью не привыкла. Ей вспомнился дом, Наташа, игрушки. "Я и не представляла себе, что мне будет без вас так грустно -подумала Босоножка. Зачем мне такое красивое платье, если его не видит Наташа? Я неблагодарная кукла. Меня сняли с пыльного чердака, заботились обо мне, а я от них убежала в лес". Босоножка бросилась напрямик через колючие кусты. Трава становилась все гуще и выше. Вдруг подул ветер, сверкнула молния, крупные капли дождя упали на листья. Все зверюшки попрятались в норки, и Босоножка осталась одна.

А дождь все лил и лил. За ветку зацепилась шляпка-лилия, ветер срывал платье, потоки воды смыли с ног туфельки. Забрызганная грязью, продрогшая от холода, Босоножка, наконец, увидела знакомую крышу. Но перед самым домом она поскользнулась и упала. Очнулась она от громкого лая Шарика. Это он, верный ее товарищ, весь день, когда обнаружилась пропажа, не находил себе места и отправился на розыски. Шарик радостно лизнул Босоножку в щеку и принес ее домой. Наташа очень обрадовалась. Даже Ляля улыбнулась Босоножке. А как радовались все остальные игрушки! Куклу почистили, переодели в выстиранное ситцевое платьице. А вечером все игрушки устроили настоящий бал в честь Босоножки, и Наташа танцевала с ней, как и прежде.

Босоножка снова была счастлива. Только теперь она до конца поняла, что друзья дороже блестящих нарядов.

. Вскоре после рождения семья Самуила Майкапара переехала из Херсона в Таганрог. Здесь он поступил в Таганрогскую гимназию. Музыкой начал заниматься с 6 лет (уроки у Г. Молла).

В 1885 году переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где учился как пианист у Беньямино Чези, Владимира Демянского и И. Вейса, а также в классе композиции Николая Соловьёва. Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891 году).

По окончании консерватории в 1893 году до 1898 года совершенствовался как пианист под руководством Теодора Лешетицкого, концертировал в Берлине, Лейпциге, Санкт-Петербурге, Москве и других городах.

С 1898 по 1901 год выступал в концертах с Леопольдом Ауэром и Иваном Гржимали. В 1901 основал музыкальную школу в Твери. С 1903 по 1910, живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии.

Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С. И. Танеевым московского научно-музыкального кружка. С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской консерватории. Был инициатором исполнения в концертах цикла 32 сонат Бетховена (впервые в 1927 году).

НГМБОУДОД ДМШ им. г. Нефтеюганск.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«С. Майкапар и его фортепианный цикл «Бирюльки»

Составил:

преподаватель

фортепианного отделения

С. Майкапар и его фортепианные циклы.

Цикл «Бирюльки»

С. Майкапар родился в Херсоне в 1867 году, его детские годы прошли в Таганроге, затем Майкапар поступает в Петербургский университет на юридический факультет , который окончил в 1891 году и одновременно в Петербургскую консерваторию, где учился по двум специальностям: композиции и фортепиано. По окончании консерватории и по совету Антона Рубинштейна Майкапар едет в Вену совершенствоваться у знаменитого пианиста профессора Теодора Лешетицкого. С 1903 года по 1910 год Майкапар живёт в Германии. Он много концертирует, сочиняет, занимается научной деятельностью . В 1910 году Майкапар получил приглашение от А. Глазунова преподавать в Петербургской консерватории. В 1930 году Майкапар уходит из консерватории и целиком посвящает себя творческой работе – композиции, исполнительству, научным трудам. Умер Майкапар 8 мая 1938 года.

Полное собрание Майкапара может уложиться в одном томе. Хотя их количество весьма велико (свыше 200 наименований), но большинство из них – фортепианные миниатюры, умещающиеся на одой или двух страничках. Пьесы Майкапара печатались в Германии, Австрии, Англии, Франции, Америке. Каталог сочинений Майкапара содержит фортепианные пьесы, романсы и сочинения для камерного ансамбля.

Майкапар начал сочинять в возрасте 14-15 лет и продолжал всю свою жизнь. И именно в области детской музыки имя С. Майкапара стало широко известным в стране. Он нашёл музыкальные образы и интонации близкие ребёнку; с помощью своих пьес для начинающих он учит детей любить музыку, открывая им широкие возможности собственного творчества и дорогу к познанию прекрасного искусства звуков.

Напрасно стали бы мы искать в детских пьесах Майкапара яркие стилистические особенности. Ценность их не в каких-либо неповторимых индивидуальных чертах мелодии, гармонии и т. д., а в сочетании всех элементов, каждый из которых быть может и не столь значителен. Ясная целеустремлённость, непосредственность высказывания, соединенные с большим исполнительским и педагогическим опытом, помогли Майкапару стать одним из зачинателей русской детской фортепианной литературы. Им разработана целостная система развития фортепианной техники. Его циклы фортепианных произведений, адресованные юным пианистам построены по совершенно определённому плану, охватывающему тот или иной раздел фортепианной техники или вид пианистической трудности. При этом строго соблюдён принцип «от простого к сложному». По такому плану создан цикл 12 кистевых прелюдий ор-14, две октавных интермеццоор-13, стаккато-прелюдии ор-31. Строго последовательно усложняются задачи в сборнике ансамблевых пьес «первые шаги ор-29 в фортепиано в 4 руки. Чёткий педагогический план виден в знаменитом цикле «бирюльки» (он связан с ознакомлением ученика со всеми 24 тональностями).

Если же взять творчество Майкапара в области мелких форм в целом, то наиболее близким ему и по форме, а отчасти и по духу оказывается Григ. Сочиняя детские пьесы, Майкапар исходил из убеждения, что общие требования маленьких художников те же, «что и у взрослых исполнителей; это требование образности красочности, затем простоты и безыскусственности композиций. Я отдал этому участку лучшие силы своего творчества».

Качества, которые характерны для Майкапара как «детского» композитора: жизненность и образность содержания (отсутствие искусственности, нарочитости, надуманности), искренность и эмоциональность, простота и лаконизм, законченность формы, органическая связь с инструментом.

Вот как распределял Майкапар пьесы по их содержанию:

Картины природы: «утром» соч.15 №1, «вечером», «ночь», «осень», «эхо в горах», «весной», «облака плывут» соч.23 №24, «у моря ночью», «в тумане», «росинки», «тихое утро», «бурный поток», «звёздная ночь» соч.33 №19.

Пьесы звукоподражательные: «свирель», «в кузнице», «музыкальный клоун» соч.16 №6, «на войне», «музыкальная шкатулка», «дружная работа», «конница идёт», «эолова арфа» соч.33.

Пьесы образно-изобразительные: «колыбельная» соч.8, «итальянская серенада» соч.8, «русалка», «танец клоунов» соч.21, «ловля бабочек», «в садике», «сиротка», «пастушок», «мимолетнее виденье», «мотылёк», «колыбельная», «песнь моряков», «семимильные сапоги», «на катке», «всадник в лесу», «бабочка» соч. 33 №8.

Пьесы настроения и чувства: «грустное настроение», «жалоба» соч.15, «грёза» соч.16, «в разлуке», «воспоминание», «песнь трубадура», «тревожная минута», «похоронный марш», «раздумье», «дальняя дорога», «призывная песнь», «элегия» соч.33, «весёлая игра» соч.33, «драматический отрывок».

Танцы: «гавот» соч.6, «тарантелла», «вальс», «менуэт» соч.16, «полька», «мазурка» соч.33.

Повествовательная музыка: «сказочка» соч.3, «романс», «диалог» соч.15, «падчерица и мачеха» соч.21, «колыбельные сказочки» соч.24 с №1-6, «легенда», «страшный рассказ», «рассказ моряка» соч.33.

Музыкальные заголовки : «детская пьеса», «прелюдия и фугетта», «оперетта», «мелодия» соч.8, «листок из альбома», «ноктюрн» соч.8, «скерцино» соч.8, «маленькое рондо», «прелюдия» соч.16, «вариации на русскую тему», «фугетта» соч.8, «соната» соч.27 и т. д.

Подавляющее большинство фортепианных пьес Майкапара – это программные произведения, это объясняется стремлением пробудить фантазию детей с помощью их характерных названий, т. е. путём ассоциативного сопоставления звуковых образов с явлениями и эмоциями, хорошо детям знакомыми. Майкапар конкретизировал содержание пьес, им была осознана особая необходимость создания детских пьес для начинающих, что и было выполнено с исключительным успехом в цикле «бирюльки».

«Бирюльки».

Цикл фортепианных пьес для детей С. Майкапара «Бирюльки» принадлежит к числу классических произведений педагогического репертуара и стоит в одном ряду с такими сборниками, как «нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» , «детский альбом» , «альбом для юношества» Ф. Шумана. Созданный в 1925-1926 годах цикл «Бирюльки» пользуется неизменной любовью как у юных музыкантов, так и их педагогов. Пьесы сборника отличает всё, что свойственно истинным шедеврам – независимо от того, монументальное это произведение или миниатюра – вдохновение, идеальная стройность формы, совершенная отделка деталей. Сейчас мало кто знает что такое бирюльки. Когда-то это была очень популярная у детворы игра: горсть нарезанных соломинок, кладётся ворошком на стол; играющие вытаскивают, чередуясь по одной не встряхивая вороха. «Бирюльки» - это сюита, включающая фортепианные пьесы самого различного содержания. Она состоит из шести тетрадей по четыре пьесы в каждой (в последней тетради 6 пьес). Сборник этот интересно сопоставить с циклами, как и «Х. Т.К» Баха, «Бирюльки» пьесы во всех 24 тональностях. Однако конструктивный принцип построения «бирюльки» несколько иной: I серия (тетрадь 1 и 2) с С до 3-х диезов; во II серии (тетрадь 3 и 4) с до мажор до 3-х бемолей; тетради 5 и 6 охватывают пьесы в тональностях с 4,5,6-ю знаками. Таким образом при том, что всего тональностей 24, а пьес 26 т. к. тональности С и а-moll как исходные точки движения в диезную и бемольную стороны повторены дважды. Понимая насколько важна для маленьких музыкантов образность, Майкапар очень серьезно относился к поиску возможно более ярких названий для пьес; не всегда это были первые приходившие на ум названия пьес. Так, в первоначальном варианте «тревожная минута» называлась «беспокойство», «мотылёк»-«эльф», «легенда»-«грёзы», «весною»-«малютка». Вместо «гавота» поначалу была задумана пьеса «лунный свет», хотя музыка этой пьесы не даёт оснований для такой иллюзии. Одни пьесы появлялись, как свидетельствуют черновики, сразу в законченном виде, другие же подвергались доработке и переработке. Так не сразу появился «маленький командир». Сначала родилось «непрерывная работа». Она и явилась мелодическим зерном для «маленького командира». «Миниатюра f-moll теперь это «семимильные сапоги» - по первоначальному замыслу имела совершенно другую музыкальную идею.

Темы пьес Майкапара всегда очень выразительны. Их характеризует мелодия яркая, запоминающаяся, как правило небольшой протяжённости. Энергична «песнь моряков», техничен наигрыш в «пастушке». Каждая пьеса своеобразна. Название её не случайно наклеенный ярлык, а определение содержания, дающее возможность развернуться творческой фантазии юного исполнителя. Достоинство пьес в самом тематическом материале и меньше – в его развитии. Он прибегает к контрастным сопоставлениям, а если они не нужны, то повторяющиеся фразы разнообразит изменением гармонического фона, фигуры аккомпанемента , переменой регистра. Гармонии в пьесах предельно просты.

Очень часто Майкапар прибегает к полифонии, если в начале своего творческого пути он пользовался приёмами полифонического письма скорее интуитивно, то в последствии пришёл к убеждению, что полифония является необходимым условием создания подлинно фортепианного произведения.

Майкапар не забывал о малом размере детской руки. Нигде в его детских пьесах мы не найдём октав, взятых одной рукой, или аккордов в широком расположении. Встречающиеся у него октавные удвоения всегда исполняются двумя руками. Широкое использование регистров рояля, связанное с размашистостью, полной свободой перемещения руки и даже корпуса, в пределах всего диапазона инструмента. Майкапар очень часто и умело прибегает к этому приёму. Уже непосредственное применение того или иного регистра даёт соответствующий художественный эффект (высокий регистр – «мотылёк», «росинки»; средний певучий «романс», «раздумье»; низкий «похоронный марш» и т. д.). Перемещение же в пределах одной пьесы какого либо отрывка, фразы или даже отдельного аккорда из одного регистра в другой даёт иную окраску звучания. Соединяя перенос с паузами, выдерживанием длительности звучания, едва заметными изменениями штрихов, динамических оттенков и т. д. Майкапар добивается усиления смыслового значения отдельных «кусков», подчёркивает перемены настроения и т. д. Использование регистровки в его пьесах – один из наиболее действенных приёмов фортепианной выразительности. Пьесы его всегда сопровождаются чётким указанием темпа исполнения, часто подкреплённого обозначением метронома. Темповым указаниям композитор придавал большое значение, правильно учитывая, что они дают представление не только в скорости движения, но и его характера. Штрихи, динамические оттенки и другие обозначения появлялись в неразрывной связи с нотным текстом. Фиксируя на бумаге нотные знаки, композитор воплощал одновременно и исполнительский замысел, предусматривая точность его реализации. На долю исполнителя пьес Майкапара остаётся только следовать его указаниям. В этом случае они в максимальной степени помогут художественности исполнения. У Майкапара всегда обозначено легато и стаккато (лёгкое и тяжёлое), портаменто, знаки протяжённости над нотой, акценты и т. д. Расставленные лиги точно указывают начало и конец фразы, а динамические обозначения – знаки ускорения и замедления движения (с помощью итальянской терминологии) всегда проставлена именно в том месте, где должны начинаться и где заканчиваться. Нельзя не отметить и особенности обозначения аппликатуры, проставленной Майкапаром в своих пьесах, придавая ей и правильному к ней отношению огромное значение. Исключительной точности придерживался Майкапар в обозначении педализации, считая её действенным средством художественности исполнения. Применение педали в его пьесах очень разнообразно и оно всегда оправдано художественными целями. К сожалению. Вопросам и обозначениям педализации в пьесах Майкапара не уделяется даже педагогами достаточно внимания и не придаётся того значения, которое придавал им композитор.

Особое внимание хочется обратить на то, что сборник «бирюльки» является циклом разнохарактерных пьес, т. е. имеет художественное значение как целое. И хотя, конечно, трудно ожидать его исполнения юными музыкантами целиком, как далеко не часто целиком исполняются циклы инвенций и симфоний Баха, ХТК, по изначальному замыслу «бирюльки» задумана как единое произведение. Каждый легко убедится в этом, если осознает особенности конструкции цикла (тональный план) и проиграет пьесы одну за другой: появление каждой следующей звучит как сюрприз, а не диссонанс с предыдущей. Совершенно очевидно, что создать стройную сюиту из 26 пьес мог лишь большой мастер.

Писать музыку для детей – очень нужное, почётное, но не лёгкое дело. Белинский писал «нужна душа благодатная, любящая, кроткая, мелодическая, простодушная; ум возвышенный, образованный, живое воображение, живая поэтическая фантазия, способная представить всё в одушевлённых радужных образах».

Литература.

1. Самуил Майкапар и его фортепианные циклы. «Классика» 2009 г.

2. Портреты пианистов. Д. Рабинович. М., 1963 г.

3. Начальный период обучения игры на фортепиано. , 1989 г.