Тайная вечеря расположение апостолов. Тайная вечеря - что это за событие

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи - одна из самых почитаемых, подробнейшим образом изученных и наиболее часто копируемых картин в мире. При этом трудно утверждать, что даже самый искушенный искусствовед знает про это произведение абсолютно все. Вот несколько малоизвестных фактов:

1. Картина довольно большая

Бесчисленные репродукции отпечатаны во всех возможных форматах, а вот оригинал имеет размеры приблизительно 10 на 5 метров.

2. На ней показан кульминационный момент

Всем (есть такая надежда) известно, что картина изображает последний ужин Иисуса с его учениками-апостолами, перед тем, как он был взят в плен, а затем распят. Меньше людей знают, что автор хотел показать наиболее драматичный момент, в который Сын Божий открывает присутствующим, что вскоре один из них предаст его. Этим объясняется выражение удивления и гнева на лицах апостолов. В интерпретации Леонардо да Винчи в этот миг рождается Причастие, так как Иисус потянулся за хлебом и вином, ключевыми символами этого христианского таинства.

3. Картина находится не в музее

Несмотря на то что «Тайная вечеря» - одна из самых знаменитых картин мира, местом ее постоянной экспозиции служит монастырь Санта-Мария делле Грацие в Милане. Переместить куда-то еще это произведение было бы сложно, если не сказать больше, оно написано на стене трапезной в 1495 году.

4. Картина написана на стене, но это не фреска

Фрески наносятся только по сырой штукатурке. Леонардо да Винчи отверг эту традиционную технику по нескольким причинам, но главная из них состояла в том, что он не хотел спешить.

5. При написании использовалась уникальная технология

Леонардо да Винчи изобрел собственную технику нанесения темперной краски на камень. Он загрунтовал стену материалом, который, как он надеялся, впитает темперу и защитит ее от сырости.

6. От оригинального письма осталось очень мало

Картина вышла прекрасной, но упомянутая выше технология себя не оправдала. Уже к началу XVI века слой краски начал отслаиваться и разрушаться. Первые попытки реставрации оказались неудачными. Пострадало произведение и во время нашествия Наполеона, и при бомбежках авиации союзников, когда монастырь содрогался от взрывов. Только в 1980 году начались серьезные работы по восстановлению картины, но большая часть живописи была утеряна навсегда.

7. Молоток и гвоздь были важными инструментами наравне с кистями

«Тайная вечеря» славится совершенством перспективы, зрителю кажется, что он лично присутствует при драматической сцене. Для достижения этой иллюзии художник забил в стену гвоздь, а затем привязал к нему бечевки, которые помогли создать нужные углы линий.

8. При ремонте уничтожена часть «Тайной Вечери»

В 1652 году в стене трапезной был прорублен дверной проем. В результате утерян нижний центральный фрагмент, на котором были изображены ноги Иисуса.

9. Иуда, возможно, писан с настоящего преступника

Известно, что моделями для образов апостолов служили реальные люди. Когда пришло время выбирать лицо для предателя Иуды (он пятый слева, держит мешок серебра), Леонардо да Винчи отправился в миланскую тюрьму в поисках лица идеального негодяя.

10. Фома не просто так поднял руку

Фома стоит справа от Иисуса боком, подняв пальцы. Есть предположение, что этот жест означает намек на дальнейшие события библейской истории. Когда Иисус воскрес из мертвых, Фома (как известно, «не верящий») сомневался и даже исследовал его раны, погружая в них пальцы.

11. Еда полна символизма

Рассыпанная перед Иудой соль намекает на его предстоящую измену. В сельди многие усматривают символическую ассоциацию с атеизмом.

12. Картина породила множество абсурдных теорий

В «Откровении тамплиеров» Линн Пикнетт и Клайв Принс предположили, что фигура слева от Иисуса изображает не Иоанна, а Марию Магдалину, и что «Тайная вечеря» может служить ключевым доказательством сокрытия Римско-католической церковью истинной личной идентичности Христа.

Некоторые композиторы полагают, что в «Тайной вечере» закодирована некая информация, представляющая собой мелодию. В 2007 году итальянский музыкант Джованни Мария Пала создал 40 секунд мрачной гармонии, используя ноты, якобы зашифрованные в изображении. Три года спустя исследовательница из Ватикана Сабрина Сфорца Галиция выявила на картине «математические и астрологические знаки», которыми Леонардо да Винчи, по ее версии, оповещал человечество о грядущем конце света. Она утверждает, что на «Тайной вечере» есть предсказание апокалиптического наводнения, которое зальет всю планету в период с 21 марта по 1 ноября 4006 года. Ждать еще долго…

13. «Тайная вечеря» вдохновляла фантастов

Имеется в виду не только «Код да Винчи». Характерным примером мифологии может служить история про то, как художник искал натурщика для образа Иуды, а найдя его, понял, что это был тот же человек, который когда-то позировал для него как Иисус. Годы жесткой и неправедной жизни будто бы обезобразили его когда-то ангельское лицо. Сюжет занимательный, но совершенно не имеющий отношения к правде. Факт состоит в том, что на написание «Тайной вечери» Леонардо да Винчи потребовалось три года, работал он не очень быстро, часто делая перерывы в ожидании вдохновения. Но даже за это время молодой человек тридцати трех лет от роду (имеется в виду натурщик) никак не мог превратиться в неприятного вида пожилого мужчину. По всей видимости, имеет место попытка придать кем-то выдуманной притче историческую достоверность.

14. Картина стала объектом множества пародий и подражаний

Не только современное изобразительное искусство и поп-культура почтили вниманием «Тайную вечерю». Уже с XVI века появились картины, воспроизводящие ее новые интерпретации. Позже использовали аналогичный сюжет многие художники (Сальвадор Дали, Энди Уорхол, Сьюзан Уайт и др.), а Вик Мунис даже воспроизвел его из шоколадного сиропа. Большинство этих пародий в Ватикане считают кощунственными.

15. Увидеть эту картину не так просто

«Тайная вечеря» стала одним из символов Италии, но в этом случае туристическая популярность не стимулируется государством. В монастырскую трапезную пускают небольшие группы посетителей (20-25 человек) каждые 15 минут. Рекомендуется заказывать билеты заранее, по крайней мере, за два месяца. Туристов могут не пустить в монастырь, если они одеты неподобающим образом.

Тайная Вечеря - событие последних дней земной жизни Иисуса Христа, его последняя трапеза со своими двенадцатью ближайшими учениками, во время которой он установил таинство Евхаристии и предсказал предательство одного из учеников. Тайная Вечеря является сюжетом множества икон и картин, но самое известное произведение - это «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи.

В центре Милана рядом с готической церковью Santa Maria della Grazie расположен вход в бывший Доминиканский монастырь, где находится знаменитая настенная роспись Леонардо да Винчи. Созданная в 1495-97 годах «Тайная вечеря», является самым копированным произведением. Уже во времена эпохи Возрождения было написано около 20 работ с той же тематикой художниками Франции, Германии и Испании.

Церковь Santa Maria della Grazie

Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона - миланского герцога Людовико Сфорца в 1495 году. Несмотря на то, что правитель славился распутной жизнью, после кончины своей супруги он 15 дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой когда-то просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе.

Эскиз

"Тайная вечеря", описание

Кисть Леонардо запечатлела Иисуса Христа со своими апостолами во время последнего ужина, перед его казнью, состоявшийся в Иерусалиме, накануне его ареста римлянами. Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»). Леонардо да Винчи постарался изобразить реакцию каждого из учеников на пророческую фразу учителя. Художник, как и свойственно творческим людям, работал очень хаотично. То не отрывался по целым дням от своего произведения, то наносил всего несколько мазков. Он ходил по городу, говорил с простыми людьми, наблюдал за эмоциями на лицах.

Размеры произведения — примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Хотя его часто называют фреской, это не совсем правильно. Ведь Леонардо да Винчи писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темперы.

Метод росписи масляными красками оказался очень недолговечным. Уже через десять лет он вместе с учениками пробует произвести первые реставрационные работы. Всего в течение 300 лет было сделано восемь реставраций. Как следствие, на роспись были неоднократно нанесены новые слои красок, значительно исказившие оригинал.

Сегодня, чтобы предохранить эту деликатную работу от повреждений, в здании через специальные фильтрующие устройства поддерживается постоянная температура и влажность воздуха. Вход за раз - не более 25 человек каждые 15 минут, а входной билет необходимо заказывать заранее.

Культовая работа Да Винчи овита легендами, с ней связан целый ряд тайн и догадок. Мы приведем некоторые из них.

Леонардо Да Винчи "Тайная вечеря"

1. Считается, что сложнее всего Леонардо да Винчи далось написание двух персонажей: Иисуса и Иуды. Художник долго искал подходящие модели для воплощения образов добра и зла.

Иисус

Однажды Леонардо увидел в церковном хоре юного певчего - настолько одухотворенного и чистого, что сомнений не осталось: он нашел прототип Иисуса для своей «Тайной вечери». Оставалось найти Иуду.

Иуда

Художник часами бродил по злачным местам, но повезло ему лишь почти через 3 года. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Его привели в мастерскую. А после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. Оказалось, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. И как-то к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа.

2. Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

Апостолы сидят группами по три человека;

Позади Иисуса — три окна;

Контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

3. Спорной остается фигура ученика, расположившегося по правую руку от Христа. Считается, что это Мария Магдалина и ее месторасположение указывает на тот факт, что она была законной женой Иисуса. Этот факт якобы подтверждает буква «М» (от «Matrimonio» - «брак»), которую образуют контуры тел пары. В то же время некоторые историки спорят с этим утверждением и настаивают, что на картине проглядывается подпись Леонардо да Винчи - буква «V».

4. Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме стены, на которой была изображена фреска. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

5. Историки и искусствоведы детально изучают не только апостолов, но и еду, изображенную на столе. К примеру, самым большим предметом для споров до сих пор является рыба на картине. Не определено, что нарисовано на фреске - сельдь или угорь. Ученые видят в этом зашифрованный скрытый смысл. А все потому, что по-итальянски «угорь» произносится как «аринга». А «арринга» - в переводе - наставление. В то же время слово «сельдь» произносится в северной Италии как «ренга», что означает в переводе «тот, кто отрицает религию».

Несомненно, что «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи таит в себе еще немало неразгаданных секретов. И, как только их разгадают, мы непременно об этом напишем.

Число 3

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

Апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса - три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

3

Фигура

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

3

Жест

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

3

Анализ

Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

3

Симон Кананит

Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:4), от Марка (Мк. 3:18), от Луки (Лк. 6:15), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). Он называется Симоном Зилотом или Симоном Кананитом, чтобы отличить его от Симона Петра. Никаких других сведений об апостоле Новый Завет не приводит. Прозвище Зилот иногда истолковывается как приверженность иудейскому национализму (зелотам).

Симон Кананит отождествляется со сводным братом (от Иосифа и Саломии) Иисуса Христа, который справлял свадьбу в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. Его отождествляют с Симеоном, апостолом из числа 70, который стал вторым епископом Иерусалима после казни Иакова Праведного.

3

Апостол Фаддей

Брат Иакова Алфеева, сын Алфея или Клеопы.

Упомянут в списках апостолов в Евангелиях от Луки (Лк. 6:16) и от Иоанна (Ин. 14:22); а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задаёт вопрос Иисусу о его грядущем воскресении. При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды - предателя. Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э. Предполагаемая могила расположена на территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана. Часть мощей святого апостола пребывает в Ватикане в Соборе Святого Петра.

3

Левий Матфей

Единственный достоверный факт, сообщаемый Евангелиями, то что Левий Матфей был мы́тарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что возможно указывает на смирение автора, так как мытари глубоко презирались иудеями.

3

Апостол Филипп

Упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:3), от Марка (3:18), от Луки (6:14), а также в Деяниях Апостолов (1:13).

Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром и призван за ними третьим. Филипп привёл к Иисусу Нафанаила (Варфоломея) (Ин. 1:43-46). На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется ещё трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для множества народа (Ин. 6:5-7); приводит к Иисусу Еллинов (эллинизированных иудеев) (Ин. 12:20-22); просит Иисуса на Тайной вечере показать Отца (Ин. 14:8-9).

Упомянутый в Деяниях Апостолов Филипп Диакон или Филипп Евангелист - другое лицо, тёзка апостола Филиппа.

Евсевий Кесарийский приводит сообщение Климента Александрийского о том, что Филипп был женат и имел дочерей, с которыми был знаком и Папий. Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. За проповедническую деятельность был казнён (распят головой вниз) в 80 году (во время правления римского императора Тита в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.

3

Иаков Зеведеев

Апостол Иисуса Христа, упоминаемый в Новом Завете. Сын Зеведея, родился в Палестине, был убит в 44 году в Иерусалиме. Старший брат Иоанна Богослова.

3

Апостол Фома

Фома был избран Христом одним из двенадцати апостолов, о чём нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука. Однако они всего лишь упоминают имя Фомы среди имён прочих апостолов.

Напротив, Иоанн Богослов сообщает нам об участии Фомы в нескольких событиях евангельской истории, в том числе об уверении Фомы. Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом по Воскресении из мёртвых явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мёртвых и приходил к ним, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю». Явившись апостолам вновь, Иисус предложил Фоме вложить палец (перст) в раны, после чего Фома уверовал и произнёс: «Господь мой и Бог мой!».

Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа.

Выражение «Фома неверующий» (или «неверный») стало нарицательным и обозначает недоверчивого слушателя. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии.

Опираясь на рассказ о явлении Иисуса Христа апостолам на море Галилейском, можно предположить, что апостол Фома первоначально был рыбаком.

3

Иоанн Богослов

Один из Двенадцати апостолов, сын Зеведея, также прозванный Богословом, евангелист, брат Апостола Иакова. В Евангелии от Марка вместе с братом прозван Иисусом «Сыном грома» (Воанергес).

Отцы Церкви считали его тем же человеком что и Иоанн Евангелист, «Возлюбленный ученик», хотя современные богословы и библеисты не имеют консенсуса относительно тождественности этих людей.

Согласно традиции большинство христианских конфессий, Апостол Иоанн - автор Евангелия, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет.

3

Апостол Петр

Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. ‏שמעון‎‏‎‎ - Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος - камень) возникло от прозвища Кифа (арам. - камень), которое ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков».

Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал ему во всех путях его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого».

По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух (см. также раба придверница). Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.

3

Иуда Искариот

Среди апостолов Иуда заведовал их деньгами, а затем предал Иисуса Христа за 30 сребреников.

После того как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?» И, бросив серебреники в Храме, Иуда пошёл и удавился.

После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» и помолившись Богу, чтобы Он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию, и он был сопричислен Апостолам.

Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства.

3

Андрей Первозванный

В житии святого апостола Андрея Первозванного упоминается, что Андрей и его брат Симон (будущий св. Пётр) были галилейскими рыбаками, родившимися и росшими в Вифсаиде (городе на берегу Генисаретского озера); отца их звали Ионою. Повзрослев, братья перебрались в Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжали заниматься рыбной ловлей.

Ещё в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил всё и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.

Евангелисты Матфей и Иоанн по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом.

Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа.

3

Иаков Алфеев

Апостол Иисуса Христа, упоминаемый в Новом Завете. Брат апостола Иуды Иаковлева, возможно брат апостола и Евангелиста Матфея. В трех Евангелиях его имя приводится в списке двенадцати, однако других сведений о нём не сообщается.

Согласно житию, Иаков был мытарем, проповедовал в Иудее, а затем вместе с апостолом Андреем отправился в Эдессу. После самостоятельно вёл проповедь в Газе и Елевферополе (Южная Палестина).

3

Апостол Варфоломей

Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Традиция сообщает также о его поездке в Индию и проповеди в Армении, где на Арташатском холме он встретился с апостолом Иудой Фаддеем (армянская церковь почитает их своими основателями). Евсевий Кесарийский сообщает, что в Индии Варфоломей оставил основанной им общине Евангелие от Матфея на еврейском языке, которое было найдено философом Пантеном, преподавателем Александрийской школы

3

О картине

Размеры изображения - примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

Известно о существовании трех ранних копий росписи, предположительно авторства помощника Леонардо.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

3

C 15 октября по воскресенье 3 декабря 2017 г. на протяжении 8 воскресных дней увидеть шедевр Леонардо Да Винчи «Тайная Вечеря» можно до 22.00.
Продлённый график работы музея позволит увеличить число желающих на 3000 чел. Музей будет открыт до 22.00 (последний запуск в 21.45) :
15 октября
22 октября
29 октября
5 ноября (бесплатный вход в честь инициативы Una Domenica al Museo)
12 ноября
19 ноября
26 ноября
3 декабря (бесплатный вход в честь инициативы Una Domenica al Museo)
Только определённая часть билетов может быть забронирована предварительно по тел 02 92800360, остальная часть билетов будет продаваться к кассах музея с 14.00 в день посещения музея.

«Тайная Вечеря» («Cenacolo Vinciano»)

В самом центре Милана в церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) хранится величайшее произведение мирового искусства Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря» («Cenacolo Vinciano» по-итальянски) . Хотелось бы отметить, что данное произведение не картина, а именно фреска , которую талантливый художник нарисовал на стене трапезной монастыря .


Фреска, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками, была заказана миланским герцогом Людовико Мария Сфорцо. Роспись была начата Леонардо в 1495 году и завершена в 1498 году ; работа шла с перерывами.
Приблизительные размеры фрески составляют 880 на 460 см., примечательно, что художник выполнил произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Художник нанёс на стену толстый слой яичной темпры, которая стала причиной разрушения фрески уже через 20 лет после своего написания.


Фреска “Тайная Вечеря”:

На этой фреске запечатлена самая страшная история предательства и проявление самой бескорыстной любви. Главные действующие лица- учитель и предавший его ученик. Оба знают о том, что произойдёт и оба не сделают попытки что-либо изменить.
Картину последней трапезы Иисуса с апостолами воссоздавали многие живописцы, но никто, ни до, ни после Леонардо да Винчи не смог передать с такой выразительность драматизм новозаветного повествования. В отличие от других художников, Леонардо не стал рисовать икону, его интересовали нецерковные догматы, а человеческие чувства Спасителя и его учеников . Благодаря приёмам, используемым мастером, наблюдатели словно попадают внутрь фрески . Ни одна другая картина на тему тайной вечери не может сравниться с уникальностью композиции и прорисовкой деталей шедевра Леонардо.


Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них.
Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица . Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра , указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.


Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.
Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

Апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса - три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.
Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.
Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Как посетить фреску Тайная Вечеря Леонардо да Винчи в Милане:

Просмотр фрески осуществляется группами до 30 человек . Обязательно надо бронировать билет заранее , причём бронь должна быть сразу же оплачена. Существует множество сайтов, которые продают билеты втридорога, но выгоднее и надёжнее купить на официальном сайте министерства культуры Италии www.vivaticket.it .
Билеты можно приобрести онлайн, однако это очень сложно и практически невозможно в пик туристического сезона, так что желательно позаботится о покупке билетов задолго до поездки.
За 20 минут до сеанса в здании слева от церкви нужно обменять листки с бронью на сами билеты. Там же и находится вход на “Тайную вечерю”.

Стоимость билетов:

Взрослый билет стоит 10 евро + 2 евро сбор за бронь.

Бронировать по телефону: +39 02 92800360
Продажда билетов:
С 13 ДЕКАБРЯ продажа билетов на месяц Март
С 12 ЯНВАРЯ продажа билетов на месяц Апрель
С 8 ФЕВРАЛЯ продажа билетов на месяц Май
С 8 МАРТА продажа билетов на месяц Июнь

Время работы церкви Санта-Мария-делле-Грацие:

8.15 -19.00, перерыв с 12.00 до 15.00.
В предпраздничные и праздничные дни церковь работает с 11.30 до 18.30. Выходные: 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Как добраться до Санта-Мария-делле-Грацие:

на трамвае 18 в направлении Magenta, остановка Santa Maria delle Grazie
на метро линия M2, остановка Conciliazione или Cadorna

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу - Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии - величайшее таинство соединения верующих со Христом.

Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93 )

Вечеря Христова - тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.

Евхаристия. София Киевская

Но грань между верностью, хотя бы несовершенной, и полнотой остается. Это страшная грань: непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, между Царством Божиим, которое Он возвещает и приносит людям, – и царством Князя мира сего. Это настолько непримиримо, что, приближаясь к тайне Христа, мы оказываемся перед последним выбором. Ведь мы приближаемся ко Христу так близко, как верующие других религий и вообразить не могут. Они не могут вообразить, что можно так приблизиться к Богу, как мы, когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь. Это помыслить трудно, а каково выговорить! Каково было апостолам услышать впервые слова, которыми Господь устанавливал истину ! И горе нам, если мы не испытываем хотя бы малой доли того трепета, который тогда должен был охватить апостолов.

Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в ее существе - непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Свое смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть. И Господь делает это.

Мы - слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, - о чем тоскует живое сердце? О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя.

Все мечтания людей - неразумны, потому что это мечтания. Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам.

Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями. Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаза; друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга - укоризненный, прощающий, видящий сердце. Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, - это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не видим; да и нет его - дна.

Что можно сказать в этот вечер? Только одно: что Святые Дары, которые будут нам вынесены и поданы, - это те самые тело и кровь Христовы, которые в невообразимом потрясении сердца вкушали апостолы. И это наше собрание - это та самая длящаяся Тайная вечеря. Будем молиться, чтобы нам не выдать Божьей тайны - тайны, которая сплачивает нас со Христом, чтобы мы пережили эту теплоту тайны, не предали ее, чтобы мы ответили на нее хотя бы самой несовершенной верностью.

Тайная Вечеря в иконах и картинах

Симон Ушаков Икона “Тайная вечеря” 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря

Дирк Баутс
Таинство причастия
1464-1467
Алтарь церкви святого Петра в Лувене

Омовение ног (Иоанн 13: 1 – 20). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент.
Монастырь Дионисиат, Афон (Греция).

Омовение ног; Византия; X в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 25.9 x 25.6 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная

Омовение ног. Византия, XI в. Местонахождение: Греция, Фокида, монастырь Осиос Лукас

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Тайная Вечеря Гравюра 1851-1860 Из иллюстраций к “Библии в картинках”

Омовение ног. Статуя перед Dallas Baptist University.