Биография. Краткая биография альберта лиханова самое главное Армянская Апостольская Святая Церковь

Альберт Анатольевич родился в простой семье, у которой, однако, была своя тайна.

Его отец, Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, коммунист, в первые дни войны ушёл добровольцем на фронт, мать, Милица Алексеевна - медицинский лаборант, всю жизнь проработала в госпиталях.

Отец отца, Николай Михайлович был бухгалтером на железной дороге. А вот отец деда, Михаил Иванович, происходил из потомственных дворян Санкт-Петербургской губернии, крещён в Храме Михаила Архангела в Михайловском замке и дослужился до полковника Малоярославского полка, вышел в отставку и поселился в Вятке, прервав, таким образом свою петербургскую историю.

Альберт (Глеб) Лиханов родился в Кирове, там окончил школу, уехал в Свердловск где в 1958 году окончил отделение журналистики Уральского государственного университета.

Потом возвращается домой и работает литсотрудником газеты «Кировская правда». Там в 1960 году он становится не только свидетелем, но и участником истории, которая 20 с лишним лет спустя легла в основу известной повести «Благие намерения». Но к тому времени он уже будет не новичком в литературе. Так что работа в газете сыграет большую роль в становлении писателя - ведь чуть позже он станет главным редактором газеты «Комсомольское племя» в Кирове (1961-1964), потом отправится собственным корреспондентом «Комсомольской правды» в Новосибирск (1964-1966).

Ещё в Кирове он пробует себя в литературе, и ему сопутствует удача. Журнал «Юность» выходивший тогда двухмиллионным тиражом печатает его первый рассказ «Шагреневая кожа» (1962) почти одновременно он становится участником IV Всесоюзного совещания молодых писателей в семинаре классика детской литературы Льва Кассиля.

Несколько позже Альберта Лиханова приглашают на работу в Москву. Потом он становится многолетним сотрудником популярного молодёжного журнала «Смена» - сначала ответственным секретарём, а затем, тринадцать с лишним лет - Главным редактором.

В эти же годы приходит литературная известность. Одну за другой, «Юность» печатает его повести.

Издательство «Молодая гвардия» публикует «Избранное» в 2-х томах (1976), а потом - первое Собрание сочинений в 4-х томах (1986-1987).

Все годы своего литературного становления, А. А. Лиханов сопрягает с энергичной общественной деятельностью - избирается секретарём Союза писателей Москвы, членом Правлений Союзов писателей СССР и РСФСР, президентом Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей и юношества Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД).

И не расстаётся со своей главной темой и миром подрастающих людей. Хотя его и называют детским писателем, он никогда не имел отношения к бодрячеству пионерских и школьных повестей, нельзя его отнести и к детлитовским «смехачам» или «романтикам».

Проза Лиханова жестка, порой жестока, но ведь такова наша жизнь, как бы говорит писатель, считая главным смыслом своего литературного труда - подготовку растущего человека к преодолению трудностей, даже тягот, которые выпадают на долю совершенно ещё невзрослых людей. В наши непростые времена такой выбор писателя, с точки зрения интересов детства - более чем справедлив.

Активное и глубокое отношение к жизни многосложного детского мира позволили А. А. Лиханову дважды добиться поразительного успеха: по его письмам к властям в 1985 и 1987 годах были приняты Постановления Правительства СССР о помощи детям-сиротам. В 1987 году по его инициативе создан Советский детский фонд имени В. И. Ленина, который в 1992 году преобразован в Международную ассоциацию детских фондов, а в 1991 году учреждён Российский детский фонд. Обе эти общественные организации и возглавляет писатель А. А. Лиханов.

Как нетрудно заметить, писательское слово у этого человека не расходится с его поступками. Однажды он заметил, что стыдно сострадать детским бедам на бумаге, ничего не сделав в жизни для одоления детских бед.

В 1989 году писателя избирают Народным депутатом СССР и членом ВС СССР (сенатором). Ему предоставляется возможность от имени великой страны выразить отношение к проекту Всемирной Конвенции о правах ребёнка, выступить в Третьем Главном комитете ООН при окончательном рассмотрении этого проекта и участвовать затем в торжественной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых наций при подписании этой Конвенции в качестве заместителя главы советской делегации (главой был Министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе).

Вернувшись в Москву, А. А. Лиханов проводит большую работу по подготовке этого важного документа к ратификации. Конвенция проходит депутатское обсуждение в Комитете Верховного Совета СССР по образованию и науке, где писатель выступает со вступительным словом. Он как бы представляет этот обширный, непростой, но в высшей степени гуманистический документ государственной власти, гражданам страны. Верховный Совет СССР ратифицирует Конвенцию, и она вступает в силу с 13 июня 1990 года. Позже, все республики, входившие в СССР, получив статус самостоятельных государств, подтвердили законность действия Конвенции о правах ребёнка на своих территориях.

Создавая Детский фонд, А. А. Лиханов учредил Научно-исследовательский институт детства, который возглавил. Поэтому можно смело сказать, что литературные, художественные труды писателя основываются на серьёзной научной - аналитической и социальной основе. Не зря писатель избран академиком Российской академии образования и Российской академии естественных наук, почётным доктором или профессором целого ряда российских университетов и японского университета Сока (Токио). На протяжении всей своей жизни А. А. Лиханов организует полезные инициативы. Будучи редактором газеты «Комсомольское племя» в Кирове, он создаёт литературный клуб «Молодость» для начинающих авторов, который работает до сих пор. Работая в Новосибирске, придумывает библиотеку «Молодая проза Сибири» в 50 томах, которую и осуществляет, переехав в Москву. Возглавив Детский фонд, он создаёт издательство «Дом», журналы «Мы» для подростков и «Трамвай» для малышей, а впоследствии журналы «Путеводная звезда. Школьное чтение», «Божий мир», «Дитя человеческое», «Зарубежный роман», Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность». По его инициативе в Подмосковье создан Реабилитационный детский центр Международной Ассоциации детских фондов. В Кирове успешно действует Реабилитационный центр для детей с отклонениями в развитии, получивший имя Российского детского фонда, в создание которого А. А. Лиханов вместе с соратниками вложили немалые усилия. В Белгородской области существует Детский дом в райцентре Ровеньки, построенный с финансовым участием Российского детского фонда и также получивший его имя. В Кирове есть Библиотека для детей и юношества имени Альберта Лиханова. Детская библиотека имени Альберта Лиханова работает в городе Шахты Ростовской области, а Белгородской областной детской библитотеке присвоен статус - библиотека А. А. Лиханова.

Его произведения опубликованы только в России 30-и миллионным тиражом. В 2000 году издательство «Терра» выпустило Собрание сочинений в 6 томах. В 2005 году вышла "Библиотека «Люби и помни» в 20 книгах. А в 2010 году «Терра» издаёт новое издание Собрания Сочинений в 7 томах. В этом же, 2010 году, Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность» выпустил Собрание сочинений для детей и юношества Альберта Лиханова в 15 томах - с цветными иллюстрациями и крупным шрифтом.

В Белгородской области (с 2000 года) и в Кировской области (с 2001 года) проводятся ежегодные Лихановские общественно-литературные и литературно-педагогические чтения, в которых принимает участие множество детей, родители, педагоги, творческая интеллигенция, общественность. В Кировской области учреждена премия имени Альберта Лиханова для библиотекарей школьных, детских и сельских библиотек. Для учителей начальной школы он учредил премию имени своей первой учительницы А.Н.Тепляшиной, учившей его в годы войны и удостоенной двух орденов Ленина. По инициативе писателя ей установлена меориальная доска, Всё это делается из личных средств писателя, к которому присоединились Правительство области и Администрация г. Кирова. За границей России на 34 языках выпущено 106 книг писателя.

Член-корреспондент АПН СССР (1990), академик РАО (2001).

В 2005,2007 и 2010 годах Альберт Лиханов признан Человеком года в России, в 2005 - в США, в 2006 удостоен мировой медали «Freedom» - «за ежечасный и ежедневный вклад в мировую копилку добра». Кембриджский университет (Англия) включил его в список 1000 выдающихся европейцев XXI века. В 2010 году награждён в США International Award Pace (Международной премией мира), в 2010 году Биографический центр Кембриджа (Англия) признал его Человеком года в области литературы и гуманизма, а Американский Биографический институт (США) избрал его своим пожизненным академиком.

Молоденькая выпускница пединститута Надежда Георгиевна случайно оказывается воспитательницей сирот-первоклассников. Но выбор ее прям и благороден. Тяготы чужого предательства она принимает на себя и служит детям.
А. Лиханов говорил: "...новая повесть "Благие намерения" - о молодой учительнице, о маленьких сиротах, которых ей довелось растить"...

Борис Андреевич Цариков - разведчик 43-го стрелкового полка 106-й стрелковой дивизии 65-й армии Центрального фронта. Ефрейтор. Герой Советского Союза.

На алтарь собственного благополучия приносят в жертву своего сына Игоря в общем-то благополучные люди, а слышит и сострадает ему только бабушка Софья Сергеевна, про которую Игорь однажды узнает, что она не родная и не кровная.

Герой этой повести - фронтовик, шофер по профессии, списанный после ранения, случайно в гололед сбивает женщину, везущую под гору тележку с хлебом, мать троих детей. Он признан невиновным в трагедии, но судит себя сам, своим высоким судом.

Альберт Лиханов собрал вместе свои книги для младших и для старших, собрал вместе своих маленьких героев и героев-подростков. И пускай "День твоего рождения" живет вольно, не ведая непроницаемых переборок между классами. Пускай живет так, как ребята в одном дворе и на одной улице, все вместе.
Самый младший в этой книжке - Антон из романа для детей младшего возраста "Мой генерал".

Окончилась война, но отец мальчика, героя повести, все никак не вернется домой. Но это поправимо. А вот у его друга Васьки отец не вернется никогда. Горе целой деревни постигает мальчик.

Альберт Анатольевич Лиханов – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, директор научно-исследовательского института детства, академик нескольких академий, почетный гражданин г.Кирова и Кировской области.

Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 г. в городе Кирове. Отец его был слесарем, мама работала мед. лаборантом в больнице, а в годы войны – в госпитале. В 1953 г. поступил в Уральский государственный университет в г. Свердловске на отделении журналистики.

В 1958 г. после окончания университета Альберт Лиханов возвращается в Киров, где работает литературным сотрудником газеты «Кировская правда», а с 1961 г. возглавляет редакцию газеты «Комсомольское племя». В Кирове в 1959 г. выходит его первая книга «О благородной королеве, золотых зернах и горячих сердцах».

В 1963 г. вышла в свет книга, с которой писатель ведет свой творческий отсчет. «Да будет солнце!» - это повесть об итальянском художнике XIX века Эльвиро Андриолли. Потом он уезжает в Западную Сибирь, где два года работает собственным корреспондентом газеты «Комсомольская правда», затем его переводят в аппарат ЦК ВЛКСМ. С 1975 г. он главный редактор журнала «Смена» (20 лет проработал в этом журнале, из них 13 лет в качестве главного редактора).

Работа в молодежной печати обогатила писателя необходимым опытом, познакомила с проблемами, заставила «влезть в гущу событий», которыми живут молодежь и подростки в нашей стране. Обратившись однажды к этой теме, Лиханов остается верен ей на протяжении всей своей творческой жизни. «Своей главной темой и аудиторией, - говорит писатель, - я считаю подростков. Этот формирующийся человек требует глубокого осмысления. О нем и для него надо писать».

Период созревания таланта Лиханова можно условно обозначить как 1967-1976 гг. В это время он создает такие значительные произведения, как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение» и др. Тема становления подрастающего поколения становится основной в его творчестве. Особое внимание писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребенка, в формировании его характера.

В 1987 г. Альберт Лиханов организовал Детский фонд с отделениями во всех республиках, краях и областях СССР, а теперь – России и СНГ, и все они работают в настоящее время. Вот лишь некоторые из проектов, по которым постоянно работает организация: «Теплый дом», «Детская библиотека», «Дар жизни», «Детский диабет», «Детский церебральный паралич», «Глухие дети». Ему же принадлежит идея создания семейных детских домов.

Альберт Лиханов занимает активную гражданскую позицию защитника нравственных ценностей и традиций своего Отечества, поэтому борется словом писателя и делами Детского фонда за сохранение счастья в жизни каждого ребенка, за понимание взрослыми проблем молодого поколения.

Сейчас А. Лиханов – председатель правления Российского Детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, академик Российской академии образования, директор научно-исследовательского института детства. Его книги изданы тиражом более 30 млн. экземпляров.

Творческая и общественно-педагогическая деятельность Альберта Лиханова удостоена многочисленных наград: Государственная премия России, премия Ленинского комсомола, Международная премия имени М. Горького, Международная премия имени Януша Корчака, Международная культурная премия имени Виктора Гюго, премии – имени Н. Островского, имени Б. Полевого, Большая литературная премия России, премия Президента РФ в области образования.

Альберт Анатольевич Лиханов - писатель, журналист, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, директор научно-исследовательского института детства, академик нескольких академий, почетный гражданин г.Кирова и Кировской области.

Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 г. в городе Кирове. Отец его был слесарем, мама работала мед. лаборантом в больнице, а в годы войны - в госпитале. В 1953 г. поступил в Уральский государственный университет в г. Свердловске на отделении журналистики. В 1958 г. после окончания университета Альберт Лиханов возвращается в Киров, где работает литературным сотрудником газеты «Кировская правда», а с 1961 г. возглавляет редакцию газеты «Комсомольское племя».

На правду многие обижаются.На ложь не обижаются.За ложь-спасибо говорят.А правду простить не могут.

Лиханов Альберт Анатольевич

В Кирове в 1959 г. выходит его первая книга «О благородной королеве, золотых зернах и горячих сердцах». В 1963 г. вышла в свет книга, с которой писатель ведет свой творческий отсчет. «Да будет солнце!» - это повесть об итальянском художнике XIX века Эльвиро Андриолли. Потом он уезжает в Западную Сибирь, где два года работает собственным корреспондентом газеты «Комсомольская правда», затем его переводят в аппарат ЦК ВЛКСМ.

С 1975 г. он главный редактор журнала «Смена» (20 лет проработал в этом журнале, из них 13 лет в качестве главного редактора). Работа в молодежной печати обогатила писателя необходимым опытом, познакомила с проблемами, заставила «влезть в гущу событий», которыми живут молодежь и подростки в нашей стране. Обратившись однажды к этой теме, Лиханов остается верен ей на протяжении всей своей творческой жизни. «Своей главной темой и аудиторией, - говорит писатель, - я считаю подростков. Этот формирующийся человек требует глубокого осмысления. О нем и для него надо писать».

Период созревания таланта Лиханова можно условно обозначить как 1967-1976 гг. В это время он создает такие значительные произведения, как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение» и др. Тема становления подрастающего поколения становится основной в его творчестве. Особое внимание писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребенка, в формировании его характера.

А. Лиханов написал ряд замечательных произведений о военном детстве. Военная тема в творчестве писателя приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его представления о жизненных ценностях, о чести, долге, подвиге, о человеческом достоинстве. Произведения о военном детстве созданы писателем на жизненной основе - памяти о своем детстве. В них автор передает ощущение пережитого в годы Великой Отечественной войны. Публицистичность, увлеченность, правдивость - характерные черты лихановского стиля во всех литературных жанрах.

Одно из наиболее драматических произведений о военном детстве - повесть «Последние холода» (1984). Эта повесть, а также повести «Магазин ненаглядных пособий» и «Детская библиотека» и другие повести этого цикла, а также роман «Мужская школа», составляют своеобразную дилогию о военном детстве. Военную тему Лиханов затрагивает и в повести «Воинский эшелон» и романе «Мой генерал». В книгах писателя чувствуется личность автора, она проявляется прежде всего в пафосе его творчества, в том, как он относится к нравственным поискам героев, к их неудержимому желанию найти самих себя, открыть в себе все самое лучшее.

1970-1990 гг. - период активной писательской деятельности Лиханова. Он публикует произведения различных жанров, обращенный к разным по возрасту читателям. Из размышлений над письмами читателей родился замысел книги о современном воспитании «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций» (1983), которая переведена на многие языки. За эту книгу А.А. Лиханов был удостоен Международной премии им. Януша Корчака в 1987г. Творчество Лиханов успешно сочетает с активной общественной деятельностью в защиту детей.

"Мои книги для всех, и, может быть, для родителей более, чем для детей, хотя, честно говоря, я хотел бы, прежде всего, быть услышанным ребёнком".

А.А. Лиханов

Альберт Анатольевич Лиханов, человек, звания и регалии которого можно перечислять очень долго – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, директор Научно-исследовательского института детства, академик Российской академии образования и Российской академии естественных наук, почётный доктор и профессор целого ряда российских университетов и японского университета Сока (Токио), почетный гражданин г. Кирова и Кировской области. Альберт Лиханов удостоен множества премий и наград: Государственная премия РСФСР имени Н.К.Крупской, премия Ленинского комсомола, Международная премия имени М. Горького, Международная премия имени Януша Корчака, Международная культурная премия имени Виктора Гюго, премии – имени Н. Островского, имени Б. Полевого, имени Ф.М. Достоевского, имени С.Т.Аксакова, Большая литературная премия России, премия Президента РФ в области образования, премия Правительства РФ в области культуры и многие другие награды. С сегодняшним юбиляром нас знакомит библиотекарь Яна Скипина.


Родился Альберт Анатольевич Лиханов 13 сентября 1935 г. в Кирове. Отец его был слесарем, а мама медицинским лаборантом и всю жизнь проработала в госпиталях. В 1953 г. Альберт поступил на отделение журналистики Уральского государственного университета в городе Свердловске. В 1958 г. после окончания университета возвратился в Киров, где работал в газете «Кировская правда», а с 1961 г. возглавлял редакцию газеты «Комсомольское племя».

Там же в Кирове в 1959 г вышла его первая книга «О благородной королеве, золотых зернах и горячих сердцах». В 1963 году вышла книга об итальянском художнике XIX века Э. Андриолли под названием «Да будет солнце!», с нее писатель ведет свой творческий отсчет.

С 1975 г. А. А. Лиханов стал главным редактором журнала «Смена». К этому времени писатель уже становится известным, в 1986-1987 гг. вышло первое собрание его сочинений в 4-х томах, изданное в Молодой гвардии. В 1983 году была написана книга, за которую автор был удостоен Международной премии им. Януша Корчака в 1987г., под названием «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций». Эта книга о проблемах педагогики, современном воспитании была написана на основе размышлений над письмами читателей.

Его книги изданы тиражом более 30 млн. экземпляров в России и 106 книг за рубежом на 34 языках. Книги А.Лиханова переведены на многие языки мира – такие, как английский, немецкий, испанский, французский, китайский, вьетнамский, греческий, японский, языки стран СНГ, и др.

Альберт Анатольевич автор множества книг для детей и подростков. Основными направлениями творчества Альберта Лиханова являются: детство, юность, проблемы молодежи и подростков. Писатель раскрывает темы воспитания, роли семьи, школы, окружения в становлении личности. Этой проблематике он остается верен на протяжении не только всей литературной, но и общественной деятельности.

«Своей главной темой и аудиторией я считаю подростков. Этот формирующийся человек требует глубокого осмысления. О нем и для него надо писать»

Особое место в творчестве Альберта Лиханова занимают книги о военном детстве и войне глазами ребенка. О том, как формируются представления о жизненных ценностях, о чести, о подвиге и осознании своего места в подвиге всего народа. Произведения о военном детстве написаны автором на основе собственных воспоминаний и чувств, испытанных в детские годы. К примеру, сборник повестей «Музыка», повести «Магазин наглядных пособий», «Мужская школа», «Последние холода» показывают, как дети осознавали войну, как она меняла их детство, окружающую действительность, очень рано приучала ценить жизнь и маленькие радости.

Военную тему Лиханов затрагивает и в повести «Воинский эшелон», в романе «Мой генерал».

Наряду с выдающейся литературной деятельностью Альберт Анатольевич Лиханов добился высоких результатов в общественной работе. Его внимательное неравнодушное отношение к проблемам детей и воспитания позволило повлиять на политику государства в этом направлении, и в 1985 и 1987 годах были приняты Постановления Правительства СССР о помощи детям-сиротам. В 1987 г. по инициативе Альберта Лиханова создан Советский детский фонд имени В.И.Ленина, который в 1992 году преобразован в Международную ассоциацию детских фондов, а в 1991 году учрежден Российский детский фонд с отделениями во всех республиках, краях и областях СССР, а позднее России и СНГ. В октябре 2006 года Общероссийский общественный фонд "Российский детский фонд" переименован в общественный благотворительный фонд "Российский детский фонд". Фонд и его 74 региональных отделения активно способствуют реализации общероссийских долгосрочных благотворительных программ, направленных на оказание дополнительной социальной помощи нуждающимся детям России в содружестве с органами государственной власти, коммерческими структурами, другими общественными организациями.

Альберту Анатольевичу принадлежит идея создания семейных детских домов. По инициативе А.Лиханова в Подмосковье создан Реабилитационный детский центр Международной Ассоциации детских фондов.

Во многих городах России открыты детские библиотеки имени Альберта Лиханова (в Кировской, Ростовской и Белгородской областях) и проводятся Лихановские чтения.

Кроме того, в Кировской области учреждена премия имени Альберта Лиханова для школьных, детских и сельских библиотекарей, а для учителей начальной школы учреждена премия имени первой учительницы А.Лиханова Апполинарии Николаевны Тепляшиной, учившей его в годы войны и удостоенной двух орденов Ленина.

Есть в творчестве А. А. Лиханова и книги для взрослого поколения. Повести «Голгофа», «Благие намерения», «Высшая мера» если и не для детей, то про детей, про ответственность за них, про смысл жизни, который утрачивается, если взрослые их предают.

По произведениям Альберта Лиханова сняты фильмы: «Мой генерал», «Семейные обстоятельства» (по повести «Обман»), Карусель на базарной площади» (по повести «Голгофа»), «Последние холода, «Благие намерения», «Команда 33» (по повести «Воинский эшелон»)

  • Попробуй понять! Раздавить легче всего. Попробуй понять, вот что самое главное.
  • На правду многие обижаются. На ложь не обижаются. За ложь-спасибо говорят. А правду простить не могут.
  • Катастрофы, беды, смерти – это осознать можно, без них мира нет. Но сиротство – оно непостижимо, потому что так просто: детям – всем детям! – нужны родители. Если даже их нет.
  • Есть люди, похожие на магниты. Они ничего особенного не делают, а к ним тянет.
  • ...взрослые всего лишь бывшие дети.
  • У каждого времени своя жестокость. А доброта - одна, на все времена.
  • Кто объяснит вам, взрослые, что хрупкое легко надломить. Надлома, трещины и не заметишь, а душа пойдет вкось. Хрупкая, ломкая эта вещь - душа детская. Ох, как беречь надо бы ее, ох, как надо!..
  • Ах, взрослые, умные, мудрые люди! Если бы знали вы, как тяжелы ваши окрики! Как неправильно – не звучит, а действует ваше слово, в которое, может, и смысла вы такого не вкладывали, но вот произнесли, и оно звучит, звучит, как протяжный звук камертона в маленькой душе долгие-долгие годы. Многим кажется, что пережать, коли дело имеешь с малым, совсем не вредно, пожалуй, наоборот: пусть покрепче запомнит, зарубит на носу. Жизнь впереди долга, и требуется немало важных истин вложить в эту упрямую голову. Кто объяснит вам, взрослые, что хрупкое легко надломить. Надлома, трещины и не заметишь, а душа пойдет вкось. Глянь, хороший ребенок вдруг становится дурным взрослым, которому ни товарищество, ни любовь, ни даже святая материнская любовь не дороги, не любы. Хрупкая, ломкая это вещь – душа детская. Ох, как беречь надо бы ее, ох, как надо!..
  • Школой жизнь не кончается,.. а только начинается.
  • Когда не знаете, как поступать, поступайте естественно.
  • Каждому ребенку нужны близкие люди. А если их нет, чего ни делай, все не то.
  • Воспитать человека можно, только отдав ему часть себя.
  • Я верю, что сострадание – в человеческой природе. Сострадание как талант – дано или не дано. Но чаще дано, потому что это особый талант. Без него трудно оставаться человеком.
  • В каждой случайности есть своя закономерность.
  • Все беды - это солнечные затмения, а вся жизнь - само солнце.
  • Человек умирает, если он не нужен близким.
  • Жизнь невозможно начать сначала. Её можно только продолжать.
  • Взрослые часто недооценивают своих собственных детей, но маленькие люди горюют и радуются куда более трагично и возвышенно, чем иные взрослые, потому, может быть, что чувства эти велики, а тела-то еще не большие, вот и занимают эмоции всего маленького человечка, без остатка...
  • Доброе слово будто крылышки за спиной.
  • Педагогика - форма творчества.
  • Успех постоянен, когда лишь сам постоянно меняешься.