Сообщение о императорском дворце в пекине. Город Пекин. Запретный город (Императорский дворец Гугун)

Гугун, он же Пурпурный или Запретный город, расположен в самом центре Пекина и, бесспорно, принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры. Он был выстроен в начале XV в. императором Чжу Ди. третьим правителем из династии Мин. Этот государь перенёс столицу из Нанкина в Бейдзин (Пекин) и озаботился созданием новой резиденции. В течение 15 лет, с 1405 по 1420 г., - по гем временам достаточно быстро - был возведён дворцовый комплекс, включавший множество сооружений - от величественных храмов до миниатюрных беседок и мостиков властителя Поднебесной отвечал представлениям окружавших престол чиновников-конфуцианцев о величии Сына Неба.

Он был задуман как неприступная резиденция, отделённая от остального мира мощной крепостной стеной и широким рвом. Ещё свежа была память о войнах и смутах, сопутствовавших падению прежней династии Юань во второй половине XIV в. Чтобы подчеркнуть божественный характер власти императоров Китая, при строительстве дворца использовались материалы двух цветов - жёлтого и тёмно-красного, считавшихся в Поднебесной священными. Этих цветов достигали, особым образом обжигая черепицу и кирпич. Отсюда пошло наименование Пурпурный город - Цзыцзинчэн. Второе название - Гугун - означает «дворец прежних правителей», оно появилось позднее и со временем стало основным.

План небесного города

В строительстве Гугуна и его отделке было занято до 100 тыс. ремесленников и около миллиона разнорабочих. Дворцовый комплекс делился на две части - собственно Запретный город и так называемый Императорский город. Последний включал в себя правительственные учреждения, усадьбы высшей знати и дворцовые службы. Здесь же располагались парки, храмы и второстепенные дворцы.
Этот грандиозный ансамбль являет собой квинтэссенцию китайской традиционной архитектуры, мало изменившейся за два тысячелетия. Его территория представляет в плане правильный квадрат, обнесённый кирпичной стеной высотой 10 м и окружённый каналом шириной 60 м. За стенами симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады. Общая площадь «города» составляет 72 га, из которых постройки занимают 15 га.

Императорский город с его тысячами чиновников, придворных, рабов, рабынь и евнухов был по сути маленьким государством в государстве с собственной иерархией, финансами, законами, судом, тюрьмой. Южная стена этого города сохранилась по сей день, а его сооружения в настоящее время служат резиденциями руководителей Китая.

В Запретном городе жил только сам император с семьёй. Он крайне редко покидал резиденцию. В эту часть комплекса допускались лишь самые приближённые к Сыну Неба сановники. Для простых смертных, даже очень знатных, вход сюда был закрыт. Запретный город счита л ся центром Поднебесной, а значит, и всего мира. В нём находились Гугун — собственно императорские дворцы, Таймяо — Храм Предков, Шэцзитань — Храм Плодородия, священная гора Цзиньшань и священный Западный Парк.

Из всех ворот Запретного города самые знаменитые Ворота Небесного Спокойствия - Тяньаньмынь, ведущие на одноимённую площадь. Стоявшие здесь прежде деревянные ворота сгорели от удара молнии в 1456 г., после чего священнослужители приняли решение задобрить разгневанных духов новыми - с подходящим названием. Перед воротами Тяньаньмынь возвышаются две сакральные колонны - гуабяо - из белого мрамора, украшенные искусной резьбой. К востоку тянется великолепный парк из кедров и кипарисов, многим из которых уже шесть веков. В нём расположен Храм Предков, воздвигнутый при маньчжурских императорах на месте уничтоженного л. Интерьер. аналогичного храма династии Мин.
К западу от ворот Тяньаньмынь находится Храм Плодородия, где совершались моления об урожае и отправлялся культ духов - покровителей! злаков. Неподалёку возвышается священная гора Цзиньшань высотой 60 м. Он имеет пять вершин с беседками на каждой и засажен кипарисами и соснами. На склоне горы растёт старый вяз, обнесённый оградой. По легенде, на нём три с половиной века назад повесился последний император династии Мин, когда маньчжуры захватили город.

От ворот Тяньаньмыш. проходит особая Императорская дорога, возвышающаяся над землёй благодаря специальной насыпи и вымощенная плитами полированного камня. Только император имел право проходить по пей в дни торжеств и ритуальных жертвоприношений. Дорога заканчивается у Полуденных Ворот -У Мынь, увенчанных двухъярусной крышей. Это величественное и вместе с гем изящное сооружение служило символом Солнца и императорской власти. Над воротами была воздвигнута Башня Пяти Фениксов (Уфэнлоу), или Башня Барабанов. Последнее название возникло оттого, что во время торжественных выходов императора на ней били в исполинский барабан.

Вопреки обыденному представлению, главные ворота комплекса — это не Тяньаньмынь, а именно У Мынь. За ними начинается соб ственно З а претный город. Миновав их, чело век попа дал во внутренний двор, пересечён ный кана лом Нэйцзиньшуй — Золотой Рекой. Нэйцзиньшуй облицованы мрамором и обнес ены резной каменной балюстрадой. Через канал перекинуты пять мраморных мос тиков, с имволизирующих пять добродетелей, их к внутренним воротам, именуемым Воротами Высшей Гармонии.

За ними - ещё один большой внутренний двор, способный вместить 20 тыс. человек. На противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, стоит самое значительное здание Запретного города - Тайхэдянь, или Зал Высшей Гармонии. Его высота - 35 м, длина - 63 м, а площадь - четверть гектара. В этой огромной тронной палате император появлялся лишь в особо торжественных случаях, к которым относились и важнейшие праздники (День Урожая, День Дракона и т. и.). Там оглашались указы, полководцам вручались полномочия на ведение войны, лично монархом утверждались высшие учёные звания. Внутри палата украшена великолепно сохранившейся росписью. Перед входом в неё расположены бронзовые скульптуры XVI в.: стражники-львы и черепахи - символ долголетия.
Рядом с главным дворцом расположены ещё два здания: Тайхэдянь - Зал Срединной Гармонии, где совершались важнейшие религиозные обряды с участием императора, и Баохэдянь - Зал Сохранения Гармонии, где китайские чиновники держали экзамен на высшие учёные звания и должности.

Позади главных зданий Гугуна разместились три менее значимых, так называемых Задних дворца. Первый - Дворец Небесной Чистоты (Цяньцингун), где принимали послов и губернаторов. Именно там на Алтаре Света и Истинного Величия хранилось прижизненное завещание императора, в котором он назначал наследника на случай своей кончины. Второй - Дворец Общения Неба и Земли (Цзяотайдань), где праздновались дни рождения Сына Неба и хранились особо важные доку менты и царские печати. И наконец, Дворец Земного Спокойствия (Куиньниньгун), где совершались брачные церемонии членов императорской фамилии. Эти павильоны символизировали абсолютную власть китайских императоров над всеми частями света. Они размещены на террасированных постаментах, к ним ведут длинные лестницы из белого мрамора. Севернее находились жилые покои императоров, их семей и придворных.
Кровли павильонов Запретного города выложены золотистой черепицей; столбы, двери, оконные рамы выкрашены алым лаком; балки перекрытий, плафоны, стены сплошь покрыты тонкой резьбой, росписью и позолотой, парадные павильоны обнесены беломраморными резными парапетами.

Здания Запретного города в изобилии украшены изображениями черепах, оленей, журавлей, бабочек, цветов, олицетворяющих долголетие, благоденствие, мудрость, счастье и красоту. Но больше всего китайцы любили дракона -символ власти Сына Неба. Замысловато загнутые карнизы многоярусных крыш были призваны отпугивать злых духов. Кровли и ворота дворца покрывали цветной глазурованной черепицей с барельефами и иероглифическими надписями. Постройки соединялись между собой проходами, закрытыми двориками и церемониальными воротами.

К западу от ворот У Мынь возвышается Уиндянь — Павильон Воинской Доблести. В эпоху Мин здесь устраивались аудиенции для высших военных чинов империи. В помещении к югу от павильона находилась галерея портретов императоров и императриц древности. Портреты уцелели в бурях войн и революций и оказались в числе экспонатов, вывезенных в 1949 г. на Тайвань. Ныне они выставлены в Тайбейском музее, получившем полуофициальное название Новый Гугун.

Весь дворцовый ансамбль первоначально насчитывал 9999,5 комнат и залов. Это странное на первый взгляд число имеет религиозное объяснение. По преданиям, в Небесном Дворце ровно 10 тыс. комнат, и Сын Неба не считал возможным создавать дворец, превосходящий божественные покои. Поэтому одну крошечную комнатку-чулан посчитали за половину.
Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город символически «повёрнут спиной» к северу, который в китайской мифологии считался местом пребывания злых демонов и враждебных сил.

ФЕНИКС — ГЛАШАТАЙ ВОЛИ ИМПЕРАТОРА

Возле ворот Тяньаньмынь в торжественной обстановке оглашались императорские указы.

Перед воротами была оборудована специальная Площадка оглашения указов. В начале церемонии все высшие гражданские и военные чины двора выстраивались лицом к северу возле мостика через канал и опускались на колени. Затем министр церемоний выносил текст указа на лаковом подносе и ставил его на паланкин, который несли евнухи. Паланкин проносили вдоль строя коленопреклонённых чиновников к вратам Тяньаньмынь и специальным подъёмником поднимали на надвратную башню, откуда глашатай торжественно зачитывал указ. Затем свиток указа вкладывался в клюв позолоченной деревянной статуи птицы Феникс (Фэнлу), которую опускали на площадь на шёлковых верёвках. Её ставили на тот же паланкин и доставляли в Палату Церемоний, где текст указа размножали и рассылали по всей стране. Эта замысловатая церемония носила название «Провозглашение императорской воли посредством Феникса».

Храм неба и земли

В комплекс музеев Запретного города входят также расположенные за пределами его стен Храм Неба и Храм Земли. Храм Неба — Хуанцюнъюй — занимает площадь 28 га и окружён двумя рядами стен. Его самая важная часть — Храм Молений об Урожае, воздвигнутый в 1420 г. Это круглое здание с трёхъярусной крышей, облицованной черепицей священного жёлтого цвета и увенчанной позолоченным куполом. Высота его 38 м, диаметр — 30 м. Оно воздвигнуто без применения стропил и поперечных балок и даже без несущих внутренних стен.

Одно из храмовых сооружений — Алтарь Неба представляет собой трёхступенчатую террасу из белого мрамора. Три яруса символизируют три элемента мироздания: Небо, Землю и Человечество. Перед ним расположен так называемый Камень Троекратного Эха. Если встать на первую ступеньку алтаря и хлопнуть в ладоши, то эхо будет однократным, со второй ступеньки — двукратным, а с третьей - трёхкратным. Второе сооружение — восьмиугольный Зал Небесного Свода достигает высоты 20 м и обнесено искусно построенной Стеной Эха. Стена Эха замечательна тем, что произнесённые перед ней даже шёпотом слова отчётливо слышны с противоположной стороны стены. Третье здание — Циняньдянь, или Зал Жатвенных Молитв, имеет высоту 27 м. Оно построено в основном из дерева и чудом уцелело во всех войнах и смутах последних полутора веков. Ныне тёмно-синяя глазурованная черепица крыши, искусная резьба по дереву и изумительно украшенный интерьер делают его одной из наиболее заметных достопримечательностей.

Архитектура сооружений Запретного города отличается разнообразием и неповторимостью форм и декора. На карнизах крыш беседок и мемориальных арок(пайлоу) помещали лепные изо б ражения стражей — львов и драконов, а у входов во дворцы и храмы ставили каменных львов.

БЕЗДОННАЯ КЛАДОВАЯ СОКРОВИЩ

К середине XIX в. в результате двух «опиумных войн» и Тайпинс- кого восстания, унёсших порядка 20 млн жизней, Китай очень ослаб и попал в зависимость от европейских держав, а вскоре и от Японии. В I860 г. Пекин был захвачен англо-французскими войсками. Уже после разграбления города и бегства императора победители сожгли Летний дворец - одну из жемчужин Запретного города, мотивируя это необходимостью окончательно поставить на колени побеждённых. Этот великолепный павильон так и не был восстановлен. Ныне его руины можно увидеть в парке Пекинского университета.

После окончания гражданской войны новая власть предприняла усилия по восстановлению экспозиций дворца. Но уже в начале 60-х гг. XX в. работы прекратились в связи с печально знаменитой Культурной революцией, когда многое из национального наследия Китая оказалось под запретом коммунистической власти. Доступ посетителей в Гугун был закрыт, почти все музейные работники разогнаны. К счастью, Запретный город не подвергся очередному разрушению, хотя традиционное китайское искусство и объявлялось «упадочно-националистическим» и «порождением чужеземных династий, угнетавших народ». Со второй половины 70-х гг. музеи Гугуна возобновили полномасштабную научную и культурную деятельность.

В 1900 г., после разгрома Боксёрского восстания, город вновь заняли войска европейских держав. Интервенты уничтожили дворцовую библиотек), где хранились редчайшие старинные рукописи и книги. Из Пекина были вывезены целые эшелоны с золотом, жемчугом, слоновой костью и фарфором. В ходе Синьхайской революции 1911-1913 гг. единоличным хозяином Гугуна стал генерал Юань Шикай, бесконтрольно распоряжавшийся всеми богатствами императорской резиденции. В 1924 г. семья императора Пу И окончательно была изгнана из Запретного города. Во время гражданской войны императорскими сокровищами правительство Гоминьдана расплачивалось с иностранными союзниками.

В 1937 г. Пекин взяли японские войска. Часть коллекций китайцы успели эвакуировать, но львиная доля пропала в хаосе отступления или была захвачена оккупантами. В 1949 г. по приказу Чан Кайши уцелевшие экспонаты вывезли на Тайвань.
В настоящее время для посетителей открыта приблизительно половина территории комплекса. В музее хранится около миллиона экспонатов - более 10 % всех музейных фондов КНР, из них в экспозиции представлено всего 18 тыс. При этом экспозиция непрерывно обновляется. Происходит своего рода круговорот раритетов. Туристы, уже бывавшие в Пекине и посещавшие Запретный город, в следующий свой приезд могут увидеть совершенно новые коллекции.

У генерала А. И. Власова, бывшего в конце 30-х гг. XX в. советским вое н ным советником в Китае, при возвращении в СССР на границе изъяли два чемодана личных подарков Чан Кайши из коллекций Запретного города: старинный фарфор, нефрит, изделия из золота и драгоценных камней.

Сейчас вся музейная экспозиция состоит из двух больших частей. Первая - дворцы и жилые покои императорской семьи, в которых воссоздана прежняя обстановка. Наиболее значимым является Выставочный зал исторических и художественных ценностей, где представлены самые важные экспонаты, в том числе предметы из знаменитых гробниц императора III в. до н. э. Цинь Шихуанди и императора У-Ди, жившего во II в. до и. э. Кроме того, в комплекс входят Выставочный павильон драгоценностей, павильоны живописи, искусства династий Мин и Цинь, керамики, изделий из бронзы, часов.
В целом экспозиция Гугуна даёт возможность ознакомиться с культурными и художественными реликвиями различных периодов истории Китая - от полумифической династии Чжоу до последней Цинь. Он считается крупнейшим дворцом-музеем мира, превосходя и Московский Кремль, и Версаль.

Западные и восточные дворцы
Через юго-западные ворота лежит путь из сада в Западные дворцы, где расселялись вторые по старшинству императрицы, вдовствующие императрицы-матери и наложницы высокого ранга. Каждый из них — это особая усадьба, отделённая стенами от остального мира. Шесть дворцов расположены попарно: Сосредоточенной Красоты, Всеобщего Счастья, Почитания Земли, Вечной Весны, Долголетия и Высшего Начала.

Во Дворце Чистого Колокольного Звона экспони р уются «четыре сокровища кабинета учёного»: уникальной работы бумага, тушечницы и кисти для письма, выполненные лучшими мастерами разных эпох, цветные гравюры по дереву, старопечатные книги X-XII вв.

В восточной части жилых покоев расположены шесть Восточных дворцов: Чистого Колокольного Звона, Благого Солнца, Повиновения Небу, Вечной Гармонии, Почитания Доброты и Вечного Счастья. Внешне они очень похожи на западные дворцы, но в меньшей степени сохранили внутреннее убранство, поскольку здесь размещена экспозиция произведений искусства из императорских коллекций.
В 1644 г., когда династия Мин пала в результате очередного народного восстания, страну захватили маньчжуры, Запретный город был разграблен. Но маньчжурские владыки, основавшие династию Цинь, вскоре восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, разбиты сады и парки. К XVIII столетию Гугун достиг наивысшего великолепия. Здесь сосредоточивались не только шедевры китайского искусства, но и сокровища, вывезенные из соседних стран. По словам летописцев, во дворцах Гугуна «хранились несказанные богатства из земель варваров», Французские миссионеры сообщали: «Удивительно, как много у этого государя интересных и великолепных вещей всякого рода со всех уголков мира». Посол Англии лорд Макартни, посетивший Китай в конце XVIII в., вспоминал о большом количестве вещей европейского происхождения у императора: «Музыкальные шкатулки, глобусы, часы такого изысканного мастерства и в таком изобилии, что наши подарки выглядели в сравнении с ними более чем скромными. И нам сказали, что все эти прекрасные вещи лишь малая часть имеющегося».

Особую коллекцию составляли привезённые иноземными послами дары, в официальных описях именовавшиеся «данью варварских царей законному владыке мира». Китайские источники проводили чёткое различие между «дарами» — предметами, посылаемыми от имени императора, и «данью», под которой понимались любые приношения чужеземцев.
К сожалению, от прежнего великолепия до сегодня дошло немного. Современные экспозиции музеев Запретного города в основном созданы уже в новейшее время.

Запретный город — самый крупный дворцовый комплекс в мире!

Одно из самых посещаемых туристами мест в Китае — это Запретный город, или Гугун. Находится он в Пекине и представляет собой огромный дворцовый комплекс, вероятно, самый большой в мире. И уж один из самых известных — это точно. Он расположен на площади 72 гектара, обнесен высокой стеной, и внутри этих стен раскинулись широкие площади, высятся дворцы, среди садов и прудов стоят павильоны, храмы, и каждая постройка пленяет красотой и гармонией.

Что такое Запретный город?

Историческое название этого комплекса «Пурпурный запретный город». Сейчас его чаще всего называют «Гугун» — «Бывший дворец».

Главные здания комплекса — парадные помещения, предназначенные для приемов и церемоний, носят названия «Зал высшей Гармонии», «Зал срединной Гармонии» и «Зал сохранения Гармонии». А за ними начинаются внутренние дворы, и строения, предназначенные не для парадных церемоний, а для жизни. Они меньше размерами, ниже, и более изящны. И все без исключения дворцы и павильоны выдержаны в цветовой гамме, в которой главный цвет — пурпурный. Впрочем, а какой же еще? Ведь это — Пурпурный запретный город!

В общей сложности комплекс Гугун вмещает в себя 800 зданий. Сколько в этих постройках комнат, сказать сложно. Сами китайцы уверяют, что их там 9.999. Почему? По китайским поверьям во дворце Небесного императора 10 тысяч комнат. А земной владыка, который титуловался «сын Неба» должен соблюдать субординацию! И хоть комнат, видимо, все же меньше, чем 9999, посетителям запретного города не до подсчетов: только успевай восхищаться и любоваться!

Панорамный план Запретного города в масштабах китайской столицы

История возникновения дворцового комплекса «Запретный город»

Название «Запретный город» — это не фигура речи, и не метафора, а а происходит оттого, что в императорскую резиденцию не было доступа никому, кроме семьи императора, женам и наложницам, детям и прислуге, состоящей по большей части из евнухов.

Прочим жителям Поднебесной, а также иностранцам, без высочайшего позволения появляться в Запретном городе было запрещено. Ослушников ждала страшная казнь. Впрочем, легенды гласят, что находились любопытные, которые не убоявшись наказания, все же пытались проникнуть за высокие стены.

Возникновение Запретного города связывают с такой легендой. Некоему монаху явился во сне пурпурный город, неприступными стенами заслоненный от низменной жизни, бурлящей вокруг. Он рассказал о своем видении владетельному князю, на землях которого располагался монастырь. Идея города, закрытого от простолюдинов и чужаков, так понравилась князю, что, став императором, он немедленно начал воплощать ее в жизнь. Это было в 1406 году. Строителя дворца завали Джу-Ди, это был второй император династии Мин. Кстати говоря, это именно он сделал столицей Китая Пекин.

Гугун, или Запретный город, — образцовый фен-шуй

Конечно же, дворец китайского императора был построен в соответствии с китайской философией, основное понятие которой — гармония, и требованиями фен-шуй. Место для постройки выбрали астрологи. Они уверяли, что Императорский дворец в Пекине будет находиться в самом центре земли.

Дворец построен, главным образом, из дерева, применялись так же мрамор и кирпич. Постройки, по большей части, одноэтажные. Фасады зданий обращены на юг. Ведь север, по фен-шуй — та сторона, откуда приходят враждебные человеку силы. И главный вход во дворец, конечно же, тоже смотрит на юг.

Лучшие образцы китайского фен-шуя в центре столицы

Названия всех построек, всех прудов, парков и ручьев дворцового комплекса проникнуты духом гармонии и изящества. Есть тут, например, павильон Соприкосновения Неба и Земли, и Ворота небесной чистоты, и Беседка, откуда виден приход весны.

Бывало, что дворец императора страдал от огня и землетрясений. И после каждого такого катаклизма строители стремились воспроизвести первоначальный замысел с максимальной точностью. Благодаря этому сегодня мы можем видеть Запретный город почти таким, каким он был при династии Мин. Запретный город служил жилищем императорам до 1924 года. Тогда был низложен последний император Китая, которого звали Пу-И.

В наше время Гугун — это крупнейший музейный комплекс Китая, доступ в который открыт для всех туристов. В каждом из дворцов и павильонов расположены музейные экспозиции, посвященные страницами истории и культуры Китая. Для самого беглого знакомства с этим богатством не хватит и месяца.

Императорский парк в Пекине

Одна из самых узнаваемый панорам Императорского дворца в Запретном городе

Красивые детали архитектурных сооружений дворца Гугун

Запретный город — одна из главных достопримечательностей не только Пекина, но и всего Китая

Почти 500 лет Запретный город был сердцем Китая. В нем жили императоры династии Мин (1368-1644) и династии Цин (1644-1912). Он расположен к северу от площади Тяньаньмэнь, от которой отделен одноименными воротами, и к востоку от озера Чжуннаньхай, где расположены резиденции современных китайских руководителей, известные также как «Озерный квартал». На каждом из четырех углов стены стоят сторожевые башни, которые видны далеко за пределами Пекина. Попасть в Запретный город можно с помощью прохода в одном из четырех ворот, которые находятся с каждой стороны стены.

Когда император Юнлэ (1360-1424) начал строительство Запретного города в 1406 году, он хотел создать «государство в государстве», «внутреннюю империю», которая бы никак не зависела от Пекина. Это была впечатляющая мощная крепость, ставшая центром власти императора. Здесь он был в полной безопасности от внешних и внутренних врагов, отсюда он мог править своей страной. Никто не имел права входить в город, а войдя, не мог выйти наружу. Город разделялся на две части - Внутренний дворец, предназначенный для императора и его семьи, и Внешний дворец, служивший для церемониальных целей, в котором жили многочисленные слуги и другие жители, не принадлежавшие к императорской фамилии. Это гарантировало самодостаточность города, который даже имел свои рынки и школы.


Внутренний дворец был предназначен исключительно для императора, членов его семьи и высших чиновников страны. Чтобы занять столь высокую должность, чиновник должен был потратить много лет на обучение и сдать тяжелейшие экзамены. Хотя жители Внутреннего дворца могли вести полноценную жизнь - работали магазины, рынки, дети ходили в школы - члены императорской семьи вели исключительно изолированную жизнь. Только император и высшие должностные лица имели постоянную связь с внешним миром. Каждый член семьи императора находился под постоянным наблюдением евнухов и слуг. Естественно, ни о какой личной жизни в таких условиях не могло быть и речи. Император и его родственники имели многочисленные обязательства перед государством и народом, отчего их жизнь была наполнена многочисленными церемониями и была регламентирована древними обычаями и традициями. Этот уклад существовал в течение многих столетий, пока в 1912 году в Китае не была ликвидирована монархия.


После Синьхайской революции 1912 года Запретный город утратил свою функцию политического центра страны. Последний китайский император Пу И, которому было всего 6 лет, потерял власть и должен был остаться в стенах города. В 1924 году новое правительство Китая выслало Пу И из столицы и превратило Запретный город в музей. Сегодня самое распространенное в Китае название города - «Гугун» - бывший дворец.


После падения монархии для Запретного города настали смутные времена. Во время гражданской и Второй Мировой войн было украдено или уничтожено множество артефактов и произведений искусства. Многие предметы были перевезены на Тайвань, где были выставлены в созданном специального для этого Музее Императорского Дворца в Тайбэе. Также пострадали стены и постройки Запретного города, которые становились мишенями для повстанцев и японской армии. Однако наибольший ущерб городу был нанесен в годы культурной революции, и лишь усилия премьера КНР Чжоу Энлая, организовавшего оборону Запретного города от Красной гвардии, спасли этот уникальный комплекс от полного разграбления. Лишь после смерти Мао Цзедуна в 1976 году для этого исторического памятника настали спокойные времена и началось его полноценное функционирование в качестве музея для китайского народа и гостей Пекина.


На Западе Запретный город получил широкую известность после выхода фильма Бернардо Бертолуччи «Последний император», основанном на биографии Пу И. Бертолуччи стал первым западным режиссером, которому было разрешено проводить съемки на территории комплекса. Фильм отлично показал внутреннее устройство и быт Запретного города, а также стал символом значительного потепления отношений между Китаем и западным миром.


Примечательно, что несмотря на то, что Запретный город открыт для посетителей, туристов не допускают во внутренние помещения зданий. Их размеры, как, например, размеры Зала Высшей Гармонии, слишком малы, чтоб вместить в себя желающих. Поэтому китайские власти решили оставить двери и окна зданий открытыми, так что любой желающий может заглянуть внутрь и насладиться красотой убранства и мебели.


Запретный город, безусловно, заслуживает того, чтоб называться одним из самых прекрасных мест Китая. Здесь все дышит стариной, богатой историей, которую вы сможете ощутить сразу, как только вы ступите на его территорию. Архитектура ошеломляет и впечатляет, а роспись дворцов и залов красочна и подробна. Это место обязательно для посещения всеми, кто интересуется китайской историей и ценит подлинную древнюю красоту.

Ворота имеют пять дверей – три по центру и две двери по бокам. Боковые двери использовались обслуживающим персоналом, и сейчас они закрыты. Из трех центральных дверей правая использовалась чиновниками, левая членами императорской семьи, а через центральную большую дверь мог пройти только сам император, но было два исключения.

Первое исключение делалось только для императрицы и только один раз – в день свадьбы. Второе исключение делалось один раз в несколько лет для победителей императорского экзамена. Туристам мы рекомендуем проходить именно через центральную дверь. Почувствуйте себя императором.

Туристам стоит обратить внимание на заклепки на дверях. Всего тут 9 рядов заклепок и 9 столбцов (можете посчитать самостоятельно на фото в галерее справа). 9 – это счастливое число императора, и в Запретном городе вы будете его встречать постоянно.

Полуденные ворота потрясают своими размерами – они 35 метров в высоту, что эквивалентно 11-этажному дому. Наверху расположены 5 башен, которые называются “башни феникса”. Вся конструкция действительно напоминает эту мифическую птицу.

На краях центральной башни были установлены главные колокола и барабаны Пекина. Колокола звенели каждый год, извещая об отбытии императора в , барабаны били при отбытии императора в Храм Предков. При самых важных церемониях колокола и барабаны звучали одновременно, извещая о коронации или свадьбе императора.

Полуденные ворота были местом “общения” власти и мира. Тут официально декларировались новые законы, император приветствовал подданных по праздникам, принимал парады и смотрел на наказания провинившихся чиновников.

Ворота Высшей Гармонии (Таихимэн) (2)

После Полуденных ворот вы попадете на большую площадь – Внешний двор Запретного города. Тут проходит водный канал “Внутренняя Золотая река”, через который наведено пять мостов. Правила прохода через эти мосты были полностью аналогичны правилам дверей в Полуденных воротах.

Этот канал имел несколько функций. Первая – источник воды на случай пожара, вторая – естественная преграда для атакующих в случае нападения на Запретный город. Туристам стоит обратить внимание на балюстрады мостов, украшенные фигурами драконов и фениксов – символами императора.

Еще один интересный момент на этой площади, на который стоит обратить внимание, – это кирпичи мостовой. Эти кирпичи выполнены по специальной технологии, они производят приятный звенящий звук, когда на них наступишь. Это свойство покрытия площади уже почти исчезло, но в некоторых местах этот звук еще можно услышать.

Главная достопримечательность площади – два гигантских бронзовых льва. Правый лев держит под лапой сферу, символизируя власть императора, которая распространяется на весь мир. Левая львица держит под лапой львенка, символизируя благополучие и плодовитость императорской семьи. Китайцы верят, что такие львы охраняют дом от злых духов и привлекают добрых. Естественно, эти львы самые большие в Китае.

За львами находятся сами Ворота Высшей Гармонии. Название “ворота” – это условность, в действительности, это настоящий павильон. Он использовался во всех случаях, когда кого-то не хотели пускать дальше, но встреча с императором была необходима. К примеру, приемы иностранных послов или императорский суд.

Зал Высшей Гармонии (Тайхидиан) (3)

Пройдя сквозь Ворота Высшей Гармонии, вы попадете на самую большую площадь в Запретном городе - 30 000 квадратных метров. За ней возвышается Зал Высшей Гармонии – главное здание Запретного города.

Это “сердце” Запретного города. Именно здесь император принимал чиновников и генералов, здесь устраивали все самые важные церемонии и празднования. Зал находится на мраморном основании в три яруса. Наверх ведут две большие лестницы. По центру находится мраморная плита весом 250 тонн, о которой мы уже рассказывали выше, украшенная барельефами с фениксами и драконами.

Высота здания – 37,5 метра, и долгое время Зал Высшей Гармонии был самым высоким зданием в Пекине. Законом было запрещено строить постройки выше него. Когда смотришь на Зал Высшей Гармонии, в голову даже не приходит мысль, что это строение высотой с 12-этажный дом.

Традиционная архитектура Китая никогда не стремилась к гигантизму. Гармония размера, формы и содержания – вот основная цель древних китайских архитекторов. И, признаться честно, у них это получилось великолепно.

На некоторых сайтах в интернете пишут, что Зал Высшей Гармонии – самое большое деревянное здание в мире. Конечно, это не так. Стадион “Одате Жукай Дом” в Японии имеет высоту 52 метра и площадь 25 000 квадратных метров. По сравнению с ним, Зал Высшей Гармонии – малютка.

Еще перед Залом Высшей Гармонии туристы увидят много всего интересного. Обратите внимание на огромные чаны для воды – еще одна мера противопожарной безопасности. Еще тут находятся главные в Запретном городе солнечные часы. Также тут можно посмотреть очень интересные каменные колонны, похожие на фонари, которые служили хранилищем эталонов мер и весов.

Зал Высшей Гармонии 64 метра в ширину и 37,2 метра в глубину, площадь - 2381 квадратный метр. Крышу держат 72 колонны – 6 рядов по 9 штук. Заметьте, и тут использовано число 9 – символ императорской власти.

Внутри находится главный императорский трон. Он называется Трон Высшей Гармонии. Туристам бывает сложно на него посмотреть, так как внутри помещения темно. В Зале Высшей Гармонии редко открывают больше четырех дверей, и света не хватает. Центральную дверь открывают очень редко, и на трон приходится смотреть под углом. Вдобавок, при таком ракурсе трон загораживают колонны. На фото справа вы можете посмотреть, как печально это выглядит.

Желающих посмотреть трон очень много, и к открытым дверям еще нужно “пробиться”. В будние дни это сделать вполне реально, но в выходной день – это эпический подвиг. Отсюда вывод: не ходите в Запретный город в выходные и праздничные дни. В выходные в Пекине лучше ходить на рынки или или пройтись по торговым центрам района . Культурные достопримечательности в эти дни всегда переполнены посетителями.

Кроме трона, внутри можно увидеть шесть золоченых колонн, украшенных барельефами с драконами. Эти колонны видно немного лучше (смотрите фото справа). На крыше прямо над троном находится большой золотой дракон, играющий с жемчужиной. Есть легенда, что если кто-то узурпирует трон, то эта жемчужина упадет на него и задавит насмерть. Этого дракона очень сложно разглядеть туристам, а сфотографировать подавно.

Зал Центральной Гармонии (Жонхедиан) (4)

Это небольшое здание с крышей в форме пирамиды. Этот зал служил для отдыха императора и переодевания перед церемониями. Внутри также есть трон, но гораздо скромнее, чем Трон Высшей Гармонии. Зал часто использовался как место разговоров императора с приближенными министрами и генералами.

Надписи около трона гласят: “Путь Небес глубок и загадочен, а путь человечества сложен. Только если составить точный и единый план и следовать ему, то можно править страной хорошо”. Эти слова тут оставил император Цяньлун из династии Цин. Он знал, о чем говорил, ведь он правил страной 60 лет.

Зал Сохраненной Гармонии (Баохедиан) (5)

Это последнее здание “внешнего дворца” – рабочей части Запретного города. После него вы попадете уже во “внутренний дворец” – место жительства императора и его семьи.

У Зала Сохраненной Гармонии было множество функций. Во времена династии Цин он чаще всего служил банкетным залом. В эпоху Мин он служил местом подготовки императрицы и принцев к церемониям.

По внешнему виду он похож на Зал Высшей Гармонии, но меньшего размера. Внутри также есть императорский трон, и также меньшего размера.

Все эти три зала стоят на едином основании из трех ярусов. Если во время вашего посещения Запретного города пойдет дождь, то не стоит сразу огорчаться. Это хорошая возможность посмотреть на потрясающую дренажную систему. Туристы замечают в основании каменные головы дракона, и кажется, что это просто декор, но это выходы труб, выводящих воду вниз. Всего тут 1412 таких драконьих голов.

Императорский дворец Гугун - это, в сущности, не дворец, а очень много деревянных теремов-веранд с красными загнутыми крышами и золотистой черепицей, собранных в одном месте. Это классика китайского домостроения, внесенная в 1987 г. в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Комплекс является одной из основных достопримечательностей КНР и его крупнейшим музеем.

Около миллиона экспонатов находится внутри, но для осмотра открыта лишь четверть его помещений и половина территории. Но и того хватает, чтобы отнять полдня при довольно беглом осмотре. Более 7 млн человек ежегодно посещают Гугун, и определение - Запретный город - только привлекает визитеров. Ибо с древности известно, что запретный плод всегда сладок.

Гугун в три раза больше Кремля - его площадь составляет 72 га (почти километр в длину и 750 м в ширину), он выровнен строго по оси с юга на север и насчитывает 9999 помещений. С этим все очень просто: девять - священное для китайца число, а повторенное четырежды оно вообще сакрально. Естественно, Запретный город огорожен от посторонних: он обнесен с четырех сторон 10-метровой стеной и рвом шириной 50 м.

По преданию, 9 тысяч 999 с половиной помещений там еще и потому, что небесный царь обладал 10 тысячами помещений, а император, называвший себя сыном небесного царя, равняться с ним не мог. Поэтому у него было на полкомнаты меньше.

Гугун обязан своим возникновением конкретно императору Чэнцзу - третьему из династии Мин. Твердо решив обосноваться в Пекине, он и озаботился о жилище. Прежние дворцы ненавистных Юаней были преданы огню совершенно безжалостно, от них ничего не осталось, и понадобился новый. Гугун строился 15 лет, с 1406-го по 1421 гг. Однако потом выяснилось, что дерево - материя недолговечная. Многочисленные пожары привели к тому, что при Цинах практически весь дворец был перестроен заново (постепенно, по мере возгорания теремов). Возводились в основном, конечно, копии сгоревших зданий, но факт тот, что основные постройки нынешнего Гугуна датируются XVIII-XIX вв. Да и легенды о павильонах Гугуна рассказываются тоже почти все о Цинах. Всего же в Гугуне успели поквартироваться 24 императора двух династий: Мин и Цин.

Лучшее время для самостоятельного посещения Гугуна - восемь утра, сразу после завтрака и наблюдения за церемонией поднятия флага на Тяньаньмэнь. Плата за посещение - 45 юаней. Немало, но того стоит. Касса находится у ворот Умэнь, к ним от Тяньаньмэнь нужно пройти по длинной аллее. Ворота Умэнь напоминают крепость - сразу видно, что ты приближаешься к чему-то основательному, тем более, что сбоку на аллеях стоят старинные пушки. Если знаешь английский, при посещении Гугуна проблем нет - все вывески, кроме иероглифов, снабжены достаточно грамотным английским текстом. За время экскурсии можно не только осмотреть павильоны, но и почувствовать себя минут на пять повелителем Поднебесной, примерив императорские одежды. Можно одеться стражником. Данный прикол стоит что-то около 20-30 юаней.

Первое, куда попадаешь в Гугуне - огромный каменный пустырь, который пересекается каналом, сделанным в форме стрелкового лука. Его видно, только когда переходишь через мостик, на котором стоят каменные факелы - символы маскулинности, намекающие сами понимаете на что. По бокам пустыря стоят павильоны с наглухо закрытыми окнами, а по периметру выставлены огромные медные чаны для воды с прикольными ручками - кольца их вделаны в драконьи пасти. Стоят они здесь давно на случай пожара. Вокруг ни одного деревца (там могли скрываться плохие парни, помышляющие убить императора). И первое ощущение от дворца - пустота и безжизненность. И эта пустота выполняла функцию некоего запугивания, подавления любого, кто оказывался здесь. А оказывались здесь в силу запретности дворца только евнухи, наложницы и прочие из императорской свиты. Впрочем императоры могли себе позволить такой неуют. Дело в том, что в Гугуне они жили только зимой, он и назывался Зимним дворцом. Для лета у них было припасены гораздо более живописные места.

Дальше вход в павильоны внешнего двора. Их всего три, и самый первый, главный и крупный - Тайхэдянь (Зал Высшей гармонии). Его охраняют жуткого вида каменные львы в количестве двух штук. Один из них - лев со скипетром под лапой, другой - львица, и под лапой у нее львенок. Перед залом небольшой подъемник, в середине которого - узкая дорожка с выгравированными на камне драконами. Над ней под паланкином несли стул императора, сами же слуги спускались по простым каменным ступенькам. И никто, кроме императора, не имел права там ходить. В самом павильоне стоит Драконовый трон императора. Тронный зал тоже был запретен для женщин, и даже всесильная Цыси не посмела нарушить этот запрет.

Два других павильона: Зал Средней гармонии (Чжунхэдянь) и Зал Сохранения гармонии (Баохэ-дянь) - рангом поменьше. Первый - как бы императорская подсобка. Здесь император оглашал указы своим отпрыскам, готовился к обрядам, переодевался. Что же касается Баохэдяня, то там устраивались новогодние банкеты с удельными князьями. И тоже стоят троны, примерно такие же, что и в Тайхэдяне. Ныне зал превращен в музей древнекитайского искусства (в основном бронзовые и керамические изделия от XI в. до н. э. до XIII в.). Признанной достопримечательностью является керамический конь, сделанный в натуральную величину и извлеченный из усыпальницы Цинь Шихуан-ди. Далее идем все тем же курсом на север, к внутренним покоям императора. Здесь тоже все симметрично: в центре три терема, по бокам выставлено по шесть павильонов. Наложниц и жен было огромное множество, так что такое количество теремов совсем нелишнее.

Первый внутренний павильон Цяньцингун - по сути, рабочий офис императора, где, перефразируя на современный лад, владыка Поднебесной «работал с документами». Сейчас здесь организована выставка придворных вещей - конские сбруи, одежда, ритуальные вещи, все в основном цинского времени.

Второй павильон Цзяотайдянь служил тронной комнатой императрицы и поэтому откровенно мал, по сравнению с остальными (женщина, знай место!).

И, наконец, третий павильон Куньнин-гун (Дворец Земного спокойствия) - святая святых, императорская спальня. В обязательном порядке именно здесь император проводил первую брачную ночь и первую ночь нового года. Причем обязан он был спать в эту ночь с женой, а не с какой-нибудь наложницей. Последним распечатал здесь девичью невинность Пу И, уже не будучи императором, в 1922 г. Обстановка спальни сохранилась неизменной со времен Канси (конец XVII в.): ложе окружено черепахами и журавлями.

Заслуживают безусловного посещения боковые павильоны внутреннего двора. Шесть Западных дворцов похожи друг на друга, но выделяются два. Первый - самый ближний, под названием Зал Взращивания ума (Янсиньдянь), - еще один рабочий кабинет с маньчжурской мебелью XVIII в.

В самом дальнем павильоне, Чусюгун, жила императрица Цыси. Это самый поздний образец имперского строительства (конец XIX в., на обустройство было потрачена уйма бюджетных денег).

Шесть Восточных Дворцов сейчас являются хранилищами сокровищ и предметов искусств XV-XIX вв. Отдельного внимания заслуживает выставка часов (импортные образцы XVIII в., за их осмотр нужно дополнительно заплатить 5 юаней). В следующих павильонах расположился музей драгоценностей (все 25 императорских печатей, мечи, отделанные драгоценностями, и т. д.).

В самом дальнем углу Гугуна находится так называемый Колодец Чжэн Фэй, в котором была убита возлюбленная племянника Цысы.

Ну и, собственно говоря, все. Заканчивается Гугун императорским садиком Юйхуаюань (его еще называют Тайный сад Цяньлуна). В него попадаешь, выходя из императорской спальни Куньнин-гун. Это классика садово-паркового жанра Китая, с причудливыми горками камней, искусственной скалой с беседкой наверху, двориками, тропинками, галереями, бронзовыми урнами странного вида - творение все того же императора Цяньлуна. Популярное место для фото - «деревья влюбленных». Это два дерева со странно переплетенными стволами, которым черт знает сколько лет.