Иван iv и основные проводимые им реформы. Военные реформы Ивана IV Грозного Правление ивана 4 и его реформы кратко


Введение

Предпосылки реформ центрального и местного управления Ивана IV

Реформы центрального управления

1 Боярская дума и Избранная рада при Иване IV

2 Земский Собор: создание, структура, функции

3 Приказы: создание, структура, функции

Реформы местного управления

2 Губная реформа Ивана IV

Заключение

Введение


В конце ХV - начале ХVI в. на Русской равнине создалось государство -"Московия", "Московское государство". С ХVI в. оно стало носить название "Россия". За довольно короткий срок московские князья объединили русские земли. Утвердилось политическое единство в государстве, но крепких экономических связей между русскими княжествами не случилось. Внутренняя структура государства оставляла желать лучшего. В любой момент государство могло вернуться к своему прошлому - раздробленным удельным княжествам. Для удержания государства в состоянии единства, для сплочения его внутренней структуры нужна была дальнейшая централизация в государстве, т.е. установление единого руководства, чёткое территориальное деление, действие единых законов на территории всего государства, чёткая вертикаль власти.

Василий III прожив 20 лет в совместном браке с первой женой так и не дал государству наследника, что было неслыханной ситуацией в великокняжеском доме. Интересам династии необходим был наследник. Великий князь отослал жену в монастырь и, уже пожилым, женился на молодой княжне Елене Глинской. Глинские были выходцами из обрусевшего татарского рода. В начале ХVI в. Глинские прибыли из Литвы ко двору великого московского князя Василия III. В 1530 г. в великокняжеской семье родился долгожданный наследник. Имя ему дали Иван в честь деда Ивана III. Он войдёт в российскую историю как Иван IV Васильевич, Иван Грозный.

Спустя 3 года Василий III умер. 3-х летний Иван Васильевич взошел на престол. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. Через 5 лет, как считают, от отравления умерла и она. Для управления страной до совершеннолетия великого князя был создан регентский совет. С 1538 по 1547 гг. государством фактически управляла боярская аристократия: Бельские, Шуйские, Глинские. За этот период боярство проявило себя как антигосударственная, анархическая сила. За 9 лет у власти побывало 5 боярских группировок. Боярское правление сопровождалось смещением 2 митрополитов, разворовыванием казны, казнями, пытками, ссылками.

В результате центральная власть ослабла, произвол вотчинников не знал предела, в ряде городов произошли восстания горожан против знати. Международное положение государства также осложнилось. Внешние границы государства стали линией фронта. С 1538 по 1547 гг. в татарский плен было угнано более 100 тыс. русских. Летом 1547 г. в Москве начался сильнейший пожар. В огне сгорело 3 тыс. человек из 100 тыс. населения, 25 тыс. домов. Народ обвинил в поджогах бояр. В Москве вспыхнул "великий мятеж" посадских людей. Иван IV с дворовыми укрылся в подмосковном селе Воробьеве. Восстание удалось подавить с большим трудом. Позднее Иван IV вспоминал: "От этого вошел страх в душу мою и трепет в кости мои, и смирился дух мой". Окружение княжича Ивана спасение видело в усилении власти молодого правителя и проведении реформ.

В данной работе будут исследованы реформы Ивана IV в сфере центрального и местного управления.

Объектом данной работы выступает политическое развитие России во второй половине 16 века вызванное реформированием государственной системы в период правления Ивана IV. Предметом исследования - деятельность Ивана IV по переустройству государственного управления в России.

Целью работы является изучение содержания и характера реформ государственного управления, проведенных Иваном IV. В исследовании темы стоят следующие задачи:

Актуальность темы объясняется богатейшим опытом реформирования системы государственного управления в переломную эпоху. В настоящее время идут поиски эффективной модели государственного управления в постсоветский период, опыт прошлых реформ может быть полезным, в том числе реформы Ивана IV, которые помогли укрепить государство.

1. Предпосылки реформ центрального и местного управления Ивана IV

местный управление реформа дума

Процесс централизация и объединение русских земель проходили в обстановке неутихающих междоусобных войн: с 1228 по 1462 г. в северо-восточной Руси произошло 90 внутренних усобиц и 160 столкновений с внешним противником (татарами, литовцами и т.д.). Объединение русских земель вокруг Москвы и организация централизованного государства было ускорено борьбой русского народа с внешней опасностью.

Москва к окончанию XV в. долгими усилиями, наконец побеждает своих главных внутренних врагов и конкурентов в борьбе за политическое влияние: были покорены Тверь и Рязань, Новгород Великий, затем Вятка (в которой формы государственного и политического устройства напоминали новгородские). Чуть позднее к Москве будут присоединены Псков и отвоеванное у Литвы Смоленское княжество, затем Чернигов и Северское княжество.

Расширение земельных владений Московского государства сопровождалось осознанием факта, что на территории Руси нарождается новая единая по духу и крови народность - великорусская народность. Это осознание облегчило дело собирания земель и превращение Московского княжества в национальное великорусское государство.

Великие князья оказались во главе целой иерархии, состоявшей из удельных князей и бояр. Взаимоотношения с ними определялись сложной системой договоров и жалованных грамот, устанавливавших различные степени феодальной зависимости для разных субъектов.

В договорах и грамотах подчеркивалась территориальная неприкосновенность обеих сторон, устанавливался общий порядок административной деятельности (таможенная политика, выдача беглых холопов и т.п.) и государственной политики (совместная оборона границ, военная деятельность).

Для удельных князей, чьи земли входили в состав великого княжества, определялись феодальные иммунитеты, т.е. право осуществлять на своей территории не только хозяйственные и административные, но и государственные функции без вмешательства великокняжеской администрации (осуществлять фискальные и судебные функции). С вхождением удельных княжеств в состав Московского государства, у удельных князей было два пути: они были вынуждены либо поступить на службу к московскому великому князю, либо уезжать в Литву. Старый принцип вольной боярской службы теперь не имел никакой силы - на Руси был теперь только один великий князь, переходить на службу теперь было не к кому.

Говоря о централизации, следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра - Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

2. Реформы центрального управления


Централизация принесла с собой важные перемены в государственном аппарате и государственной идеологии. Титул Великого князя остался в прошлом, теперь он именуется царем так же как ордынский хан или византийский император. Русь взяла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия Византийского Патриарха (к этому времени Византийская империя пала).

По государственному строю Московское государство было феодальным, вид власти в государстве - раннефеодальная монархия.

Самодержавной монархия становится тогда, когда ей удается сконцентрировать в своих руках все виды власти: законодательную, управленческую, информационную, контрольную, судебную, символическую и т.п. Последняя представляет собой способность и легитимное право государства устанавливать, присваивать и распределять разного рода статусы, звания, чины и привилегии. При этом государство (в лице своих органов и официальных лиц) убеждено в том, что именно оно имеет такое право и что для этого не требуется каких-либо объективных дополнительных критериев и условий.

Пользуясь этим правом, государство формирует, создает целые сословия и особые привилегированные или обязанные социальные группы. Формирование централизованного государственного аппарата, бюрократической машины, все более и более усложняющейся, позволило правителям Московского государства взять на себя функцию создания новых классов: служилого боярства, служилого дворянства и т.п. Устанавливая права и обязанности каждого сословия, верховная власть предписывает им даже личные качества: чувство чести, преданности государю и прочее. Закрепляются и особые привилегии: по землевладению, в сфере власти над податными и крестьянами, юридические иммунитеты и т.п. Внешнее оформление статуса осуществлялось с помощью символов, регалий, ритуалов.

К середине XVI в. окончательно сложилось национальное Великорусское государство. На вершине государственной иерархической пирамиды находится царская власть, не ограниченная ни политически, ни юридически. Она ограничивается лишь каноном, т.е. основными церковными правилами и светскими обычаями. Слово «царь» как титул закрепилось в середине XVI в., слово «самодержец» введено в официальный оборот в начале XVII в. Способами получения власти были наследование и избрание. Новое политическое положение, в котором оказалась власть великих князей, требовало нового оформления, новой символики и идей. Брак Ивана III и племянницы последнего византийского императора Софье Палеолог в значительной мере носил символический характер: наследница павшего византийского дома переносила державные права этого дома в Москву, как в новый Константинополь - Царьград. Как преемник византийских императоров великий князь начинает именовать себя царем и государем всея Руси, в XVI в. к этому прибавляется титул самодержца (славянский перевод византийского императорского титула).

Символическая преемственность продолжает развиваться в начале XVI в. - от византийских корней, она углубляется в древнюю историю: через Рюрика и Пруса монархическая генеалогия идет к Августу, римскому цезарю (само слово «царь» является искаженной интерпретацией слова «цезарь»). Тогда же отрабатывается легендарная версия о передаче венца («шапки Мономаховой») греческого царя Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Мономаху. Этот акт символически означал установление совместной власти греческих и русских царей-самодержцев над всем православным миром.

Существо верховной власти не отражалось в законодательстве и не подлежало действию государственно установленных норм. Сам же царь издавал уставы, указы, уроки и судебники и признавался высшим источником государственной власти.

Наряду с формированием государственного аппарата управления проходило усиление и укрепление власти Великого князя (царя). Система государственного аппарата власти имела вид приказно-воеводской. Для такой системы были свойственны централизация и сословность. Произошло упразднение системы вассалитета путем ликвидации уделов и самостоятельных княжеств. Территория государства поделена на уезды и волости. Народ имел статус подданного Московского великого князя и обязан был служить только одному великому государю.


2.1 Боярская дума и Избранная рада при Иване IV


Юрисдикция по особо важным делам на местах передавалась государственным органам. В руках Великого князя сосредоточены все ветви власти - гражданская, судебная, административная, военная. Источником права в те времена служили Судебники, в них не был закреплен статус князя или его права и обязанности, князь был выше закона. Наиболее важные государственные дела он решал вместе с боярской думой, возникшей как высший орган в середине XV в. и превратившийся в государственный орган власти, который функционировал все время. Боярская дума - прототип совета феодалов, в ее состав входила исключительно аристократия Руси: бояре, бывшие удельные князья, позже и представители дворянских фамилий и служивой бюрократии.

Боярская дума решала основные вопросы внешней и внутренней политики, осуществляла верховное управление страной, руководила приказами и органами местного управления, устанавливала налоги, решала вопросы по вооруженным силам, осуществляла судебные функции. Помимо этого Боярская дума владела функциями законодательного органа. Ею были утверждены судебники 1497 и 1550 гг. Разделение правомочий царя и думы не было. Поэтому многие указы начинались словами "царь указал, а бояре, то есть дума приговорили".

Для переговоров с иностранными послами была создана специальная ответная комиссия из членов Думы. Итог этих переговоров выносился на рассмотрение Великого князя и Думы. Совещания Боярской думы проводились в Кремле: в Грановитой палате иногда в личной половине дворца (Передней, Столовой или Золотой палатах), реже вне дворца, например в опричном дворце Ивана IV в Москве или Александровской слободе. Но влияние и значение Боярской думы несло собой реальную угрозу для зарождавшейся абсолютной власти самодержавия, и великие князья всячески старались снизить политический вес Боярской думы.

Так с середины XVI в. из Боярской Думы выделилась так называемая "комната", "ближняя дума" - более узкий состав верных и преданных царю людей, с которыми он решал важнейшие дела. В 1547 - 1560 гг., в правление Ивана IV, действовал неофициальный совет в составе поместного дворянина царского "ложничего" А. Адашева священника Благовещенского собора А. Сильвестра, князя Д. Курлятева князя А. Курбского и других лиц. С помощью этой "Избранной рады", как впоследствии назвал ее Курбский, Иван IV провел ряд значимых для государства реформ в сферах земского, военного и судебного дела. Иван Грозный самостоятельно определил курс направления внешней политики и на некоторое время сумел отдалить Боярскую думу от участия в принятии решений по важнейшим вопросам законодательства и управления государства.

Лишь после смерти Ивана IV Боярская дума приобрела былое значение и положение в управлении государством. Заметную роль играла она в отдельные периоды иностранной интервенции и крестьянской войны начала XVII в.


2.2 Земский Собор: создание, структура, функции


С зарождением поместного дворянства (дворян и детей боярских) как нового сословия в обществе государства, наступило возникновение земских соборов - созываемых по мере острой необходимости царями всероссийских совещаний для обсуждения, а часто и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Появление земских соборов относится к середине XVI в. В конце 40-х - начале 50-х годов XVI в. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства "освященный собор" земские соборы включали представителей поместного дворянства и посадских верхов. Именно с образованием земских соборов связано установление в России нового вида власти: сословно-представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Особенностью сословно-представительных органов в России было то, что роль "третьего сословия" в них была гораздо слабее, а органы земских соборов не ограничивали, но наоборот укрепляли власть царя.

Основание деятельности Земских Соборов составляла идея соборности, т.е. общественного единодушия всего населения страны. От его имени Земский собор решал важнейшие текущие проблемы государства, а затем цари приводили эти решения, как бы дозволенные всеми сословиями, в исполнение.

Развитие деятельности Земских Соборов в России можно поделить на 3 периода. Первый начинается с Собора «примирения», созванного Иваном IV после венчания на царство и призванного добиться общественного согласия после долгих лет боярской «смуты» времен его малолетства, и заканчивается с пресечением династии Рюриковичей (после смерти Федора Ивановича в 1598 г.). В нем имели место 4 Собора. Второй период совпадает с эпохой Смуты начала XVII в., и в нем главной функцией Собора является «оформление» восшествия на престол нового паря. Этот период завершается в 1613 г. избранием царя Михаила Романова. С 1613 по 1653 гг. - третий период, в котором монархия и Земский собор являются единым механизмом в устранении результатов смуты. Соборы в это время были самыми многочисленными, заседали годами (своего рода сессии) и решали не только политические, но и хозяйственные вопросы.

Земский собор включал в себя три части: Освященный Собор, куда входили иерархи русской церкви - митрополит (затем патриарх), архиепископы, игумены крупных монастырей; Боярская дума - верхней палаты Собора - и выборные или естественные представители служилого дворянства, городских посадов и отчасти черносошного крестьянства. Имеются точные данные о составе Собора 1566 г., где из 374 участников 32 являлись членами Освященного Собора, 30 членами Боярской думы, 204 дворянами, 33 дьяками и служащими аппарата, 73 купцами и представителями посадов.

Инициатива созыва Земского собора принадлежала царю, а в условиях междуцарствования - от Боярской думы или патриарха. Конкретно установленных сроков не было, Собор созывался по мере необходимости. Не было и четко разработанной процедуры выборов. Известно, что обычно на места посылалась царская грамота, в которой указывалось число вызываемых в Москву людей, при этом предписывалось избирать в «депутаты» «лучших, средних и молодших» людей, а не «худых». Имелся и своего рода нравственный ценз - в требовании избирать людей «крепких, разумных, добрых, постоятельных», то есть знающих народные нужды и умеющих о них рассказать. Это были люди, которым «государевы и земские дела за обычай». Общее число членов Земского собора колебалось от 195 до 450. Избранные получали от своих избирателей наказы - инструкции с указанием насущных нужд и запас (содержание). Хотя, дворянство получало за свою работу в Соборе и жалованье из казны.

Заседания проходили в царских палатах в 3 главных формах: 1 - открытие Земского собора после торжественного богослужения в Успенском соборе и первое общее собрание во дворце, на котором прочитывалась речь царя (им самим или от его имени думским дьяком). В речи освящалась цель созыва Собора и устанавливались вопросы для обсуждения. Вторая часть работы - обсуждение поставленных вопросов и разработка ответов на них каждой составной частью Собора в отдельности, т.е. по палатам. Третий акт - свод мнений и формулировка общего решения на втором общем заседании. Решение оформлялось в виде приговорной грамоты (часть их с указанием всех членов Собора поименно сохранилась).

Прерогативой Земского собора было утверждение новых законов, решение вопросов о войне и мире, введение новых налогов, избрание царей и пр. Следует подчеркнуть также, что Земские соборы помогали государственной власти в лице царя блюсти интересы всех классов в обществе, знание их нужд и пожеланий лучшего управления способствовало сближению ее с народом. Это знание находило свое отражение в узаконениях и распоряжениях, многие из которых начинаются так: «Ведомо нам учинилось, что в городах воеводы и приказные люди всяким людям чинят насильства и убытки, и продажи великие, и посулы и кормы емлют многие», после чего следовал приказ не давать взяток и даровой прислуги воеводам, не пахать на них пашни, провести в случае необходимости судебное расследование и пр.

Представляя более широкие, по сравнению с Боярской думой, слои господствующих верхов, земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей. Земские соборы служили орудием в укреплении личной власти великих князей, соответственно, они были противопоставлены в противовес Боярской думе. Само существование земских соборов, как и Боярской думы, показывало слабость власти не только царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к непосредственной помощи феодального класса и верхов посада.


2.3 Приказы: создание, структура, функции


К середине ХVI в. происходит замена старой упрощенной системы государственного аппарата власти новой системой центрального управления - приказной. Реализация определенных функций государства в XV в. поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам. Со временем эти нерегулярные поручения обрели систематичный характер. В результате чего появились такие должности, как казначей, печатник, разрядный и ямской дьяки. Изначально в XV в. эти должностные лица исполняли свои обязанности без вспомогательного аппарата. Но с расширением круга их задач с начала XVI в. им давались "для письма" чиновники помельче - подьячие, объединенные в особом помещении: канцелярии - "избе", "дворе". Процесс образования "изб", "дворов"- канцелярий растянулся на несколько десятилетий с конца XV в до середины XVI в. и был неодновременным.

Каждая "изба" или "двор" вместе с возглавлявшим ее должностным лицом являлась основанием будущего приказа. С середины XVI в. "избы"- канцелярии превращаются в постоянно действующие центральные государственные учреждения - приказы. Таким образом, приказная система прошла в своем развитии ряд стадий: приказа (в буквальном смысле слова) как разового поручения, приказа как постоянного поручения (типа "пути"), приказа-"избы" (канцелярии) и, наконец, приказа как государственного органа с самостоятельными структурными подразделениями. Известны следующие приказы: посольский приказ - ведал внешнем сношением; разбойный приказ - занимался "лихими" и разбойными делами; поместный приказ - ведал наделением землей за службу; ямской приказ - ямской службой; казенный приказ - финансовыми делами государства.

Приказы осуществляли судебные функции по делам, связанными с направлениями их деятельности. В приказах было достаточно упорядочено делопроизводство. В этот период четкого разграничения функций приказов не было, они могли осуществлять как отраслевую, так и территориальную деятельность, иногда подменяя друг друга. Наибольшего развития приказная система получила в период сословно-представительной монархии.

Новые органы центрального управления - приказы - возникли без законодательной основы, неожиданно, по мере необходимости. Одни, возникнув, исчезали, когда заканчивалась необходимость, другие делились на отделы, трансформировавшиеся в самостоятельные приказы. На протяжении XVII в. зафиксировано до 80 приказов, постоянно действующих было до 40. Также отсутствовало строгое разграничение деятельности между приказами. В Посольском приказе, к примеру, пытали участников восстаний, брали у них «распросные» и «пыточные» речи. Вдобавок ко всему все приказы являлись не только административными учреждениями, но и судебными, приказных людей называли судьями. Во главе приказа стоял боярин или думный дворянин, руководивший штатом чиновников, состоявшим из дьяков, подьячих и других должностных лиц. Подьячие возглавляли канцелярию приказа, делившуюся, в свою очередь, на столы и повытъя по ветвям управления.

Основанием централизованной приказной системы, в деятельности которой главную роль играло служилое дворянство, государство ограничило роль феодальной верхушки и окончательно упразднило систему вотчинного управления. Это же направление - усиление роли государства с поддержкой в лице формирующегося третьего сословия - наблюдается и в реформе местного управления.

3. Реформы местного управления


Местное управление также претерпевает изменения параллельно образованию централизованного государственного аппарата власти. Ограничение власти кормленщиков - наместников и волостелей - стало составной частью предприятий, проводимых великокняжеской властью в целях укрепления централизованного государства. Эти мероприятия не только совпадали с желаниями поместного дворянства, но и находили поддержку и одобрение черносошного крестьянства. Так как оба сословия были заинтересованы в улучшении прежде всего деятельности суда и того звена государственного управления, в котором корыстолюбие кормленщиков проявлялось особенно остро. Военные нужды и укрепление обороноспособности государства во второй половине XV в. повысили значение "городового дела", т. е. забот о строительстве и укреплении городов. Для улучшения реформы местного управления появляются особые должности - городовые приказчики, оттеснившие наместников-кормленщиков вначале от военно-административного, а затем от ряда отраслей земельного, финансового и даже судебного управления. Назначаемые Великим князем из поместного служилого дворянства городовые приказчики находились в прямом подчинении Великого князя. Так же была введена должность казначея, курировавший первоначально военно-административные дела, и прежде всего учет и хранение всех государственных запасов оружия и боеприпасов. Институт городовых приказчиков был первым дворянским органом местного управления Русского централизованного государства.


1 Земская реформа и отмена кормлений


Конец XV - первая половина XVI в. явил не простые резкие преобразования в социально-экономических отношениях. Сословная борьба при этих условиях ужесточилась и приобрела невиданные до этого формы: от участия в ересях и побегах до индивидуальных террористических актов и групповых выступлений "лихих людей". Кормленщики не были заинтересованы в борьбе с "лихими людьми". Рост преступности был для них даже выгоден, так как в случае поимки они имели от суда лишние доходы.

В феврале 1551 г. крестьяне Плесской волости Владимирского уезда получили уставную земскую грамоту, согласно которой они могли с помощью выбранных ими "излюбленных голов" и "целовальников" собирать дважды в году, на покров и пасху, оброк - "кормленный окуп" и отвозить его в Москву. Должность наместника для них упразднялась. Повсеместно земская реформа была проведена лишь в 1555 - 1556 гг. С этого времени в уездах и волостях, где ранее не существовало помещичьего землевладения, крестьяне черносошных и дворцовых земель, а также посадские люди в городах получили право выбирать из своей среды "излюбленных голов" старост, а также "лучших людей" целовальников или земских судей. Делопроизводство земского старосты, и целовальников вел выборный земский дьяк. Округом каждого земского старосты чаще всего была волость или город. Все должностные лица земского самоуправления выбирались на неопределенный срок, и население их могло "переменить". Спустя некоторое время для них были введены ежегодные выборы. В ведении земских органов находились сбор подати - "окупа", а также разбор гражданских и второстепенных уголовных дел (крупными уголовными делами ведали губные органы) среди черносошных крестьян и посадских людей. В центральных уездах с развитым землевладением, где население было уже несвободным, земские органы нередко отсутствовали и управление осуществлялось городовыми приказчиками и губными старостами, выполнявшими административно-полицейские и финансовые функции.

В работе этих органов существовал настоящая бюрократические манера: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое выполнение предписанных инструкций (по горизонтали).


2 Губная реформа Ивана IV


Отмена кормлений - лишь завершающий этап длительного процесса реформирования местного управления.

Губные органы начали формироваться с 30-х гг. XVI в., ещё при наместничьем правлении, уничтоженном в 1555 г. Действие этих выборных органов поначалу распространялось не везде, а только в некоторых территориях, по просьбам населения «по грамотам». В основном такие просьбы отправлялись в целях защиты от разбойничьих шаек, заполонившими страну во время малолетства Ивана IV. С середины XVI в. были выделены губные округа, в которых дворяне избирали губных старост из среды дворян или детей боярских, губной дьяк и до 4 целовальников, представлявших штат губной избы. Им были поручены уголовные дела, в том числе полицейские - поимка преступников, судебные, заведование тюрьмами. С течением времени, на некоторых территориях, в частности, в центральных уездах, где сильна была поместно-вотчинная система, губные органы сконцентрировали в своих руках все местное управление.

Примечательно и то, что к судебной деятельности этих органов стали привлекаться «добрые люди» из числа местных жителей. Они присутствовали при судебном разбирательстве, скрепляли документы своими подписями, решали вопрос о причислении подсудимого к разряду профессионального преступника или обычного, что имело довольно серьезную силу при вынесении приговоров. Данное нововведение стало началом создания в России типа суда присяжных заседателей. Но реформация внутренней была приостановлена волей Ивана Грозного, и лишь в XIX в России создается суд присяжных.

По большей части в областях стоящих на границе государства, во второй половине XVI в. вводится воеводское правление. После Смуты оно становится всеобщим, сочетая в своих руках административную и военную власть, а также контрольные функции по отношению к местному самоуправлению. По царским наказам воеводы должны были «беречь накрепко, чтоб мужики - горланы богатые... середним и молодчим людем продажи ни чинили и лишних поборов не сбирали». Контроль со временем приобретает формы подчинения губных властей воеводскому правлению. Утвержденный царем воевода теперь не только управляет гарнизоном и охраняет безопасность региона, он дублирует действия губного старосты. Правительство некоторое время раздумывало, не решаясь, какой из этих форм управления оставить как единственным. В 1679 г. губное правление было упразднено, в 1684 г. возобновлено и функционировало ещё некоторое время, пока Пётр I не отменил его окончательно.

Губная реформа стала шагом вперед на пути укрепления централизации власти, но все же, сами местные органы, по итогам проведения этой реформы так и не приобрели полноценный централизованный характер. Государственный аппарат власти был не достаточно развитым, чтобы суметь обойтись без поддержки представителей сословий в управлении: феодалов, крестьян, посадских людей.

Заключение


В ходе написания работы были решены поставленные задачи:

) выявление предпосылок послужившими началу преобразования центрального и местного управления в России ХVI века;

) рассмотрение реформ центрального управления;

) анализ реформ местного управления.

На основании проведенного исследования важнейших этапов преобразований в сфере государственного правления времен царствования Ивана IV и самой личности царя, можно сделать выводы о том, что тоги правления Ивана IV крайне противоречивы. Главным и несомненным результатом царствования Ивана IV является окончательное завершение формирования централизованного Российского государства - царства, ставшего равным великим державам современности Ивана IV. Оно приобрело широкий международный авторитет, имело довольно сильный бюрократический и военный аппарат, которым самолично руководил «всея России самодержец».

Тем не менее, именно период правления Ивана IV дал России изнурительную и бесплодную войну с Ливонским княжеством, которая впоследствии начала сопровождаться террором созданной царем опричнины. Опричнина явила собой форсированную централизацию без необходимых на то социально-экономических причин, именно создание опричнины показало, что власть охвачена тотальным страхом. В целом же политика Ивана IV для России оказалось весьма плодотворной. Его неодиозная личность, полная противоречий и контрастов, рождала такие же реформы в управлении государством, ясно одно - это был до конца не равнодушный царь к своей родине. Жестокость и безжалостность сменялись в нем с раскаянием и переосмыслением своей безудержной натуры.

Крайне неудачно закончились годы царствования лично для царя. Во-первых, была убита его первая и любимая жена Анастасия, ее смерть царь переживал очень горячо и тяжело, во-вторых, в порыве гнева, царь убивает своего старшего сына - Ивана, надежду и будущего продолжателя дела отца Ивана IV. В результате этого убийства, в будущем образуется династический кризис, за которым последует тяжелые Смутные времена. В итоге дворцовых интриг, восстаний и интервенций к власти престола придет династия Романовых, которая откроет новые страницы в истории Российского государства.


Список использованной литературы


1) Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. С. 216.

) Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: очерки социально-экономической и политической истории середины XVI в. С. 511.

) Зуев М.Н. Отечественная история: учебник. М.: ОНИКС 21 век, 2012. С. 672

4) Исаев И.А. История государства и права России: учебник. М.: Проспект, 2010. С. 335

) История государства и права России: учебник / под ред. Ю. П. Титов. - М.: Велби, 2013. С. 544.

) История государства и права России: учебник / под ред. С. А. Чибиряева. - М., 2001. С. 528.

7) Павленко Н.И. История СССР с древнейших времен до 1861 года: учебник. М.: - Просвещение, 1989. С. 559.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Реформы Ивана Грозного — преобразования, проводившиеся русским царем Иваном IV Васильевичем в 1550-е - 1560-е годы главным образом в области законодательства, управления казной, местного и центрального управления, вооруженных сил и церкви. Целью реформ были дальнейшее укрепление государственности и централизация власти.

Венчание на царство. Избранная рада.

В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван принял шапку Мономаха и другие регалии царской власти. Тем самым утверждалось божественное происхождение царской власти, а также усиливался авторитет самой церкви.

Около 1549 г. из приближенных к молодому Ивану людей сложилось новое правительство, получившее название Избранная рада. Возглавлял раду А.Ф. Адашев, происходивший из не очень знатного рода. В ее работе участвовали князья Д. Курлятев, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Рада просуществовала до 1560 г. и явилась органом, проводившим реформы Ивана IV.

Центральное и местное управление

В период складывания централизованного государства роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума. Во время царствования Ивана Грозного почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем, чтобы ослабить в ней роль боярской аристократии.

Возвышение авторитета царской власти, усиление духовенства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового органа - Земского собора. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. В период бесцарствий на Земских соборах избирались новые цари. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и сформулировал программу реформ середины XVI в. В состав Земских соборов входила Боярская дума, Освященный собор - представители высшего духовенства, иногда на его заседаниях присутствовали представители дворянства и верхушки посада.

В середине XVI в. окончательно оформились центральные органы управления - приказы. Они ведали отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (арсенал). Иностранными делами ведал Посольский приказ, государственными финансами - приказ Большой приход; государственными землями, раздаваемыми дворянам - Поместный приказ; холопами - Холопий приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями: приказ Сибирского дворца, приказ Казанского дворца. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.

На местах стала создаваться единая система управления. Сбор налогов в отдельных землях ранее поручался боярам-кормленщикам, «кормившимся» за счет управления землями. В 1556 г. кормления были ликвидированы. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки выборных представителей местного населения: губных старост (губа - округ), избиравшихся из числа местных дворян; земских старост - из числа черносошного населения там, где не было дворянского землевладения; городовых приказчиков и излюбленных голов - в городах.

Судебник 1550 г.

Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание нового сборника законов - Судебника 1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления своих крестьян, что усиливало личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество.

Денежная реформа

Денежная реформа началась еще при матери Ивана Васильевича, Елене Глинской. Московский рубль стал основной платежной единицей в стране. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло - комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли, соха составляла 400-600 га земли.

Военная реформа

Много было сделано для укрепления вооруженных сил страны. Ядро армии составляло дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» - 1070 провинциальных дворян, которые, по мнению царя, должны были стать опорой власти.

Было составлено «Уложение о службе». Согласно ему, вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли, как боярин, так и дворянин, должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружно».

Большим шагом вперед в организации военных сил было создание в 1550 г. постоянного стрелецкого войска. На первых порах стрельцов было три тысячи человек. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество.

Бояре и дворяне, составляющие ополчение, назывались «служилыми людьми по отечеству», т.е. по происхождению. Другую группу составляли «служилые люди по прибору» (т.е.по набору). Кроме стрельцов туда входили пушкари, городская стража, близки к ним были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла «посоха» - ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.

На время военных походов ограничивалось местничество - порядок замещения должностей в зависимости от знатности и служебной карьеры предков. В середине XVI в. был составлен официальный справочник - «Государев родословец», упорядочивший местнические споры.

Стоглавый собор

В 1551 г. по инициативе царя и митрополита собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавый, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения эти отразили изменения, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие судебника 1550 г. и реформы Ивана Грозного. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список. Упорядочилась и унифицировалась церковная обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею ранее. В дальнейшем церковники могли покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении победила линия на его ограничение и контроль со стороны царя.

Итоги реформ

Реформы середины XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили мощь страны. Одновременно они создали предпосылки для решения внешнеполитических задач, стоявших перед Россией.

Однако, сам Иван IV был неудовлетворен результатами реформ. Все больше приходилось бороться с мятежами и изменами феодальной знати. Постепенно царь утверждался в мысли, что только единоличная неограниченная власть правителя может привести страну к процветанию, а «правление многих» приведет ее к гибели. Вскоре Иван Грозный придет к идее опричнины.

Военные реформы Ивана IV Грозного — комплекс мер, проведенных в период 1550-1571 годов, для увеличения эффективности и численности войсковых соединений, закладывания основ будущей регулярной армии, улучшения субординации между военачальниками и общей координации армии.

Успешность военных реформ Ивана Грозного обеспечила взятие Казани в 1552 году, штурм ряда крепостей во время Ливонской войны и разгром направляющегося для разграбления Москвы крымско-татарского войска в битве при Молодях 1572 года.

Военных реформы Ивана Грозного — кратко по пунктам

Причины и предпосылки

Необходимость повышения боеспособности армии — за первую половину 16 века Казанское ханство совершило около 40 нашествий, разоривших многие русские города. Централизация власти в новообразованном Русском царстве также требовала повышения качества военных соединений государства.

Зависимость от поместного войска — дворянское ополчение играло центральную роль в армии, но его дисциплина оставляла желать лучшего, царь осознал необходимость закладывания основ регулярной армии.

Угроза Крымского ханства — со стороны южных границ на территорию Русского царства регулярно совершали набеги крымские татары и ногайцы, для эффективной борьбы с ними необходимо было продолжить создание Засечной черты (начато Елене Глинской)

Цели и задачи

Повышение субординации и дисциплины — споры среди воевод на счет поместных правил (кто будет главным во время похода) необходимо было устранить, определить порядок прохождения воинской службы, и нормы предоставления дворянами воинов в зависимости от их земельного надела. Также требовалось внести ясность в структуру войска

Развитие артиллерии — без пушек взятие крепостей превращалось в многомесячную осаду, поэтому каждому из пехотных полков необходима была полковая артиллерия

Выборные пехотные полки — создание первых регулярных войск должно было положить основу будущей профессиональной армии и разнообразить функционал текущих боевых соединений, расширяя круг доступных для решения тактических задач.

Кратко о сути и значении военных реформ Ивана IV Грозного

Выборная «тысяча лучших слуг» 1550

1 октября 1550 года Иван IV Грозный подписал указ о переселении «тысячи лучших слуг» из различных городов и областей Русского царства и выделении им поместий для проживания в пределах 60-70 километров от Москвы.

Опираясь на положение и выполняемые при царе обязанности, «тысячники» были разделены на три статьи, и получали в зависимости от этого земельный надел в 100, 75 или 50 гектар соответственно.

Данный указ, по мнениям различных историков, преследовал следующие цели:

Поместное войско Ивана IV Грозгоно

  • Увеличение количества исполнителей заданий центрального правительства — процесс централизации и прирастающие территории требовали расширения государственного аппарата и большей мобильности служилых людей.
  • Увеличение численности «государева полка» — переселённые дворяне были обязаны участвовать в больших военных походах, предоставляя в зависимости от величины земельного надела определенное количество бойцов.
  • Некоторые историки считают «избранную тысячу» прообразом последующей опричнины.

Выборное стрелецкое войско 1550 год

Понимая чрезмерную зависимость от поместного войска, Иван Грозный принял решение о наборе на пожизненную службу 3000 стрельцов и создания из них 6 приказов по 500 человек. Стрельцами служили преимущественно бедные люди, но сотниками и командирами приказов были «дети боярские».

Изначально стрельцы имели при себе холодное и ручное огнестрельное оружие, впоследствии стрелецким полкам были приписаны пушкарские расчёты — было положено начало профессиональной русской армии.

Стрельцы Ивана IV Грозного

«В лето 7058 учинил у себя Царь и Великий князь Иван Васильевич выборных стрельцов с пищалей три тысячи человек и велел им жити в Воробьевской слободе, а головы у них учинил детей боярских; <…> Да и жалования стрельцам велел давати по четыре рубля на год»

Ограничение местничества 1550

Право руководства во время походов, а также порядок подчинения определялся местничеством (т.е. благородством происхождения) — это серьёзно мешало соблюдению субординации, вызывало частные споры, а главное, не позволяло менее благородным дворянам проявить свои командирские качества.

В приговоре царя и боярской думы от 1550 года местничество упрощалось во время боевых походов в соответствии со следующими правилами:

  • местничество между полковыми воеводами и дворянами упразднялось, вне зависимости от благородства происхождения «боярские дети» зачислялись в полк рядовыми
  • К полковым воеводам были приписаны «легкие» и «меньшие» воеводы.
  • Все первые воеводы должны были считаться по местничеству между собой, вторые — между собой, а каждый первый воевода — со своим вторым.
  • Первый воевода одного полка не мог спорить о местах со вторым воеводой другого полка.
  • Запрет на местнические споры во время ведения боевых действий

Формирование конных сотен 1552

Начиная с 1552 года, во время третьего казанского похода Ивана Грозного, начинает проводиться роспись «детей боярских» по сотням различных полков.

Эта мера также позволила снизить количество местнических споров (кто и кем будет командовать для дворян — вопрос весьма болезненный) во время формирования небольших разведывательных или тактических отрядов, которые становились постоянными боевыми единицами в структуре походного войска. (насчитывали 100-200 человек).

Поместная конница

Таким образом, если до 1550 года государев корпус «боярских детей», состоявший из 1000-1500 бойцов, делился на 5 полков по два воеводы на каждый, то после сотенной реформы корпус подразделялся всего на три полка, каждый из которых насчитывал 200-500 воинов, а также приписанных им «сотников».

Уложение о службе 1555-1556

В рамках разработки нового земельного законодательства 1550 годов Избранная рада при Иване Грозном приняла документ «Уложение о службе», который устанавливал единый порядок службы для всех владельцев вотчин и поместий.

Было произведено перераспределение земельных наделов, за счёт изъятия земли у дворян «оскудевших службой», т.е. не предоставляющих должного количества воинов в государственное войско.

Уложение о службе — один из главных документов, определяющих направление военных реформ Ивана Грозного

  • Служба становилась наследственной и пожизненной, начиная с 15 лет.
  • Каждый землевладелец (дворянин) был обязан поставить в общегосударственное дворянское войско определенное количество воинов, в зависимости от имеющейся у него земли (1 пеший за каждые 50 га земли или 1 конный за каждые 100 га)
  • Предоставивший большее количество воинов — получет денежное вознаграждение от государя
  • Кто выставил воинов меньше нормы — обязан заплатить штраф
  • Вводились периодические военные смотры
  • Дворяне, не предоставляющие положенного количества воинов во время походов или не посещающие смотры могли быть лишены земельного надела

Реформа органов военного управления

По мере централизации Русского царства, увеличения его территорий и проводимых Избранной Радой реформ, возникла необходимость в создании дополнительных органов военного управления, специализирующихся на решении отдельных военно-инфраструктурных задач. В рамках выстраивания приказной системы, были сформированы соответствующие приказы:

Приказная система Ивана Грозного

  • Стрелецкий приказ — образован из стрелецкой избы, для выполнения функций центрального административного органа стрелецкого войска и городовых казаков (распределение денег, продовольствия и снаряжения, организация службы, прием новых членов и т.д.)
  • Пушкарский приказ — упоминается с 1570 года, создан на основе пушечного стола (органа отвечающего за артиллерию при разрядном приказе) для управления и организации производства артиллерии, оборонительных засек, литьем колоколов и др.
  • Бронный приказ — упоминается с 1573 как центральное учреждение по организации и изготовлению различных типов брони, луков и самострелов.

Царская грамота донским казакам 1570

3 января 1570 года — Иван Грозный отправил вместе с боярином И. П. Новосильцевым, направляющемся к турецкому султану, грамоту к донским казакам.

«Послали есмя для своего дела в Азов Ивана Петровича Новосельцева и где учнет вас для нашего дела посылати или по вестем для береженья, на кои места велит вам с собою идти, и вы бы Ивана во всех наших делах слушали безо всякого ослушания, тем бы есте нам послужили, а мы вас за вашу за вашу службу жаловати хотим»

Эта дата считается официальным началом донского казачества, хотя фактически оно существовало задолго до этого.

Казаки активно участвовали в военных операциях и ранее, в 1552 году при взятии Казани, в 1556-м — при покорении Астрахани, но это были скорее временные взаимодействия царской власти и казаков, занимающих «особое» правовое положение. Несмотря на недовольство «вольностью» казачества, Иван Грозный понимал его важность для охраны границ государства и старался склонить казаков к сотрудничеству, обещая за повиновение присланном эмиссару царское вознаграждение.

Пограничный устав 1571

16 февраля 1571 года был утвержден «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе». Специальная комиссия по указу Ивана Грозного разработала правила несения пограничной службы.

Согласно данному документу, основными элементами охраны границы назывались:

  • Сторо́жа — стационарная застава, располагающаяся через каждые 30-50 километров
  • Станица — подвижная застава из 4-6 пограничников, совершающих непрерывные разъезды вдоль границы в поисках следов кочевников.

Всего предполагалось 73 сторожи, объединенных в области — «донецкие сторожи», «путивльские ближние сторожи», «сторожи из украинных городов», «мещерские сторожи» и т.д.

Чертеж городов, сторож и станичных разъездов на Степной Украине Московского государства

«Боярский приговор…» подробно описывал тактические приёмы пограничной службы, наказания за нарушение дисциплины, продолжительность пограничных разъездов, а также правила обеспечения пограничников снаряжением и предусматривал компенсацию за утраченное имущество или загнанных во время службы лошадей.

Развитие артиллерии

Иван Грозный понимал важность развития артиллерии для повышения эффективности русской армии. Уже в начале своего царствования, в 1547-1548 годах он обратился к императору Карлу V, с просьбой прислать пушечных литейщиков. Несмотря на отчаянные старания магистров Ливонского ордена не допустить увеличения военного потенциала русских (Карла V отговорили оказывать помощь московскому царю), посредством контрабанды и тайных договоренностей в Русское царство доставлялись как специалисты-оружейники, так и само вооружение.


Обстрел Казани, 1552 год

В качестве первого значительного вклада артиллеристов в военных операциях Ивана IV стоит упомянуть штурм Казани в 1552 году, когда городские стены и оборонительная артиллерия были фактически полностью уничтожены русскими пушкарями.

Можно разделить историю артиллерийского производства времен Ивана Грозного на два этапа:

  1. 1550-1560-е гг — под руководством Каспара Гануса приглашённые германские литейщики отливают по своим технологиям орудия различных калибров и обучают русских мастеров.
  2. С 1570 начинается массовое производство «русских образцов» артиллерии. При этом организовано массовое производство пищалей с однотипными характеристиками, что позволило быстро восполнять недостаток орудий, потерянных во время боевых действий.

«Пушечные избы» (цеха по отливу пушек) были объединены в целый заводской комплекс — Пушечный двор на Неглинке. Начиная с 1570-х упоминается «Пушкарный приказ», ведомство отвечающее за организацию производства и развитие артиллерийского дела.

Вокруг артиллерии сформировались специализированные типы войск, для поддержания которых царь вводил податные льготы:

«С пушкарей и с пищальников, пищального зелья (пороха) имати государь не велел, потому что им быти самим на государевой службе».

Московская Царь-пушка мастера Андрея Чохова (1586 год)

Итоги и результаты военных реформ Ивана IV Грозного

  • Существенно увеличена численность и боеспособность русской армии
  • В результате эффективных военных действий были присоединены Казанское и Астраханское ханство, разбито войско крымских татар в битве при Молодях
  • Активное участие казаков в охране приграничных территорий было одобрено со стороны царя
  • Заложена основа профессиональной армии — созданы стрелецкие полки
  • Созданы специализированные органы военного управления
  • Повышена дисциплина в войсках
  • Разработан устав пограничной службы
  • Общая численность артиллерии в Русском царстве достигла 2000 орудий

Ивана Грозного принято вспоминать, как жестокого и необузданного правителя, своими действиями подготовившего почву для Смутного времени. Однако все не так однозначно. В начале правления Иван IV сделал немало полезного для страны и провел ряд весьма новаторских для своего времени реформ. Какие именно достижения на этой стезе ему принадлежат?

Избранная Рада и реформы в военной, административной и церковной сфере в правление Ивана Грозного.

Едва вступив на русский престол, Иван IV инициировал создание специального органа, главной задачей которого становилась разработка реформ. Этот орган назывался Избранной Радой , и входили в него самые близкие и доверенные сторонники молодого царя.

  • В 1949 году состоялся первый Земский собор . В ходе него были сформированы так называемые приказы - министерства того времени, заведовавшие разными сферами жизни государства. Территория России постепенно расширялась, развивалась промышленность, торговые связи и военное дело, и для регулирования всего этого требовались отдельные ведомства. Появились территориальные и ведомственные приказы, такие, как Стрелецкий, Пушкарский, Земский и Посольский и другие.
  • В 1550 году был издан новый свод указов Российского царства - Судебник . Установив единую четкую меру поземельного налога, вместе с тем новый свод законов еще сильнее закрепостил крестьян, оградил от попадания в крепостные другие сословия, усилил центральную власть.
  • В 1550 году произошла военная реформа . Тысяче дворян были дарованы земельные наделы в непосредственной близости от столицы. Эти дворяне стали первыми стрельцами - воинами, вооруженными огнестрельным оружием. Кроме того, служба стрельцов была полурегулярной - в отличие от ополченцев, в основном они занимались именно военным делом.
  • В 1550-е годы была значительно реформирована земельная и административная система - Иван IV отменил систему кормлений, отдал часть обязанностей наместников выборным представителям в уездах.

К сожалению, Избранная Рада просуществовала недолго. Уже в 1565 году на смену ей пришла

В июне 1547 года в Москве произошел страшный пожар, который вылился в народные волнения. Под влиянием этих волнений Иван 4 осознал необходимость реформ с целью укрепления государственной власти. С 1549 года вокруг молодого царя образуется кружок советников – Избранная рада (Рада – от нем. совет). В эту группу входили: митрополит Макарий, князь Андрей Курбский, дворянин Алексей Адашев, духовник царя, протопоп Сильвестр и некоторые другие. Избранная рада провела ряд реформ.

1) Принятие Судебника. В 1549 году был созван Земский собор – совещательный орган при царе, куда входили Боярская дума, духовенство, представители служивых людей. Тенденция к централизации вызвала появление нового Судебника. По нему ограничивался произвол наместников, вводились наказания за должностные преступления, особенно за мздоимство (взяточничество).

Судебник коснулся и положения крестьянства. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, только была увеличена плата за «пожилое» Он также усилил личную зависимость крестьян от господина. Теперь землевладелец считался государем крестьянина и нес ответственность за его преступления.

Население страны было обязано нести тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине 16 века была установлена единая для всего государства единица взимания налога – большая соха. В зависимости от плодородия и социального положения владельца земли большая соха составляла 400 - 600 десятин земли.

2) Стоглавый собор. В 1551году был проведен церковный собор, названный Стоглавым, так как его решения были сведены в сто глав. «Стоглав» стал на долгие годы кодексом правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством. Собор уделил основное внимание совершенствованию нравов духовенства: искоренению пьянства, разврата и сквернословия. В тоже время по инициативе митрополита Макария был создан единый русский список святых, были унифицированы обряды и порядок ведения службы, утвержден единый иконописный канон, запрещено новаторство в церковной живописи. Собор запретил приглашать на свадьбы скоморохов, поставил под контроль государя монастырские земли, запретил монастырям давать деньги в рост.

Все эти мероприятия способствовали укреплению религиозного единства страны и порядку в самой церкви.

3) Складывание системы центрального управления. Приказы. Сложилась новая система центрального управления – приказная. Уже сначала 16 века отдельным боярам приказывалось ведать тем или иным вопросом. Постепенно вокруг боярина складывался постоянный штат – дьяки и подьячие. Так приказ-поручение превращался в приказ-ведомство. Приказы руководили отраслями государственного управления или территориями. Так важными приказами были: Посольский, Разбойный, Стрелецкий, Пушкарский. Разрядный приказ ведал назначением на командные должности в войске, приказ Большой приход – финансами, Поместный приказ управлял государственными землями, раздаваемыми дворянам. К началу 18 века было около 50 приказов. Важным делом в области управления была отмена кормлений (плата населения наместнику). Эта мера касалась местного управления (1556). Власть в уездах перешла в руки к губным или земским старостам, а в городах – к излюбленным старостам, избиравшимся посадскими людьми. Власть, таким образом, сосредотачивалась в руках выборных, а не назначаемым из центра людей. Правда должность губного или земского старосты не оплачивалась, поэтому люди, исполняющие эту работу, выполняли ею не всегда охотно и хорошо.


4) Военная реформа . Отмена кормлений позволила провести военную реформу. Средства, которые ранее шли на содержание кормленщиков, составили теперь единый государственный налог – кормленичий окуп. Он расходовался теперь на возмещение затрат, понесенных служивыми людьми в походах. Было создано уложение о службе. Ядро армии составляло дворянское ополчение. Дворянин начинал служить с 15 лет и должен передавать свою землю, а значит и службу по наследству. Отныне всякий служилый человек обязан был выставить с каждых 100 четвертей (170 га) принадлежавшей ему земли одного воина.

Наряду со служивыми людьми по «отечеству» (т.е. по наследству), получавшими за службу землю, появились и служивые люди «по прибору» - по найму. К ним относились в первую очередь стрельцы, далее пушкари, казаки и стража. Тыловые работы выполняла «посоха» - ополчение из числа черносошных монастырских крестьян и посадских людей. В 1550 году появилось стрелецкое войско (первоначально 3 тыс. человек) . Они сражались в пешем строю, были вооружены саблей, бердышом и огнестрельным оружием – пищалью. В отличие от дворянского ополчения стрелецкое войско было постоянным , т.е. не распускалось после походов. Однако не было регулярным. Стрельцы жили на своих дворах с семьями, в свободное от походов и караулов время занимались ремеслами и торговлей, поскольку жалованье было недостаточным.

Отметим еще факт ограничения местничества. Было упрощено местничество в походах, что облегчило проблему управляемости армии.