Где работать иллюстратору. Как оформить портфолио и где его разместить? Чем приходится заниматься на работе и специализации

Иллюстраторы создают изображения, которые помогают понять или дополняют тексты в книгах, журналах или на интернет-страницах. В своей работе они используют множество средств, начиная от карандашных набросков и заканчивая компьютерной графикой, что делает стиль каждого из них неповторимым. Кто-то работает в одной компании, а кто-то – обслуживает множество клиентов, работая на дому. Эта статья поможет вам, если вы задумываетесь над карьерой иллюстратора.

Шаги

Станьте художником

  1. Первым шагом могут стать курсы изобразительного искусства в школе или университете. Даже если у вас талант к рисованию, этот опыт вам никак не повредит. А если вы точно уверены, что хотите стать иллюстратором, то задумайтесь о поступлении в художественную школу. Учеба под надзором настоящих профессионалов станет для вас бесценным опытом. Там вам подскажут, чего недостает вашим работам, и это даст толчок для вашего профессионального роста.

    • Посещайте курсы по рисованию, живописи, скульптуре, гончарному ремеслу, графическому дизайну и истории искусства. Изучайте то, что вам нравится, и постарайтесь попробовать все, прежде чем остановиться на чем-то одном.
    • Вы можете стать лучше, научившись принимать критику в свой адрес. Воспринимайте ее как должное, но не позволяйте ей навредить вам. Правильно используя критику, вы сможете гораздо быстрее совершенствовать свое мастерство и не стоять на месте.
    • Если художественная школа не вариант, то попытайтесь найти другие пути для получения художественного образования. Вы можете посещать курсы при местном колледже, стать подмастерьем у настоящего художника или пойти на стажировку в музей или мастерскую. Для своего обучения вы также можете пользоваться интернетом, читать книги, смотреть обучающие ролики.
  2. Научитесь обращаться с программами для графического дизайна. Большинство современных иллюстраторов хорошо знакомо с такими программами и часто использует их. Даже если вы не используете компьютер для создания своих работ, он может вам понадобиться для обработки в соответствии с требованиями заказчика. Научитесь пользоваться следующими программами:

    • Adobe Photoshop. Это самая известная и распространенная программа для обработки фотографий, которые нередко являются частью иллюстраций.
    • Adobe InDesign and Illustrator. Эти программы используются для работы с изображениями и для добавления текста к ним.
    • Corel Painter. Стандарт для компьютерного рисования и живописи.
  3. Определитесь с областью, в которой хотите специализироваться. Хотя на сегодняшний день большинство иллюстраторов и используют компьютерную графику (Photoshop, Illustrator или Freehand), все есть еще широкий простор для творчества в более традиционных областях вроде набросков ручкой и карандашом, акварели, масла, пастели, гравюре или любом другом не компьютерном способе, в зависимости от того, что вы собираетесь иллюстрировать.

    Определитесь, иллюстратором в какой области вы хотите стать. Иллюстраторы технической литературы работают преимущественно с графиками и таблицами, иллюстраторы детской литературы большей частью изображают животных и людей, коммерческие иллюстраторы обычно занимаются рисунками различных предметов. То, что нравится вам больше всего, и определит вашу карьеру в качестве иллюстратора.

    Создание портфолио

    1. Развивайте свой собственный стиль. Множество иллюстраторов могут создать прекрасное и живое изображение, основываясь лишь на тексте. В чем отличие ваших работ? В мире иллюстраторов присутствует заметная конкуренция, и вам важно создать свой собственный стиль, который будет выделять вас из основной массы. В конце концов, вы можете специализироваться на иллюстрациях в конкретной области, и клиенты сами будут обращаться к вам.

      • Ваш стиль может передавать определенное настроение. Например, работы Джордина Айсипа изображают безразличные фигуры, которые стоят одиноко или в стороне от остальных. Заказчики, которые ищут именно такое настроение, знают, чего ожидать, обращаясь к Айсипу.
      • Частью вашего стиля может стать и восприятие самой идеи. Глен Джонс известна за минималистичные концепты, которые выглядят неповторимо и броско.
      • Возможно, вы захотите специализироваться на определенном типе контента. Джессика Хиш использует преимущественно текст в создании обложек книг, шрифтов и сайтов.
    2. Станьте волонтером и набирайтесь опыта. Для начинающего иллюстратора любой опыт послужит хорошим дополнением к портфолио, даже если он не принес вам денег. Попробуйте поработать в команде с другими людьми, это может стать вашим первым шагом на пути к мечте.

      • Если среди ваших друзей есть писатель, сделайте иллюстрации и обложку к его рассказам.
      • Попробуйте предложить свои услуги в создании обложек для музыкальных альбомов.
      • Рисуйте флаеры и почтовые открытки для местных магазинчиков и кафе.
    3. Создайте сайт с портфолио , где будут представлены ваши лучше работы. Иногда легче просто дать ссылку на сайт, чем отсылать свои работы по почте. Клиенты смогут быстро увидеть все, на что вы способны, что очень важно в современном мире.

      • Внешний вид сайта должен соответствовать вашему стилю. Займитесь баннерами, шрифтами, фоном и другими деталями сайта так, как будто вы создаете свою новую картину. Разрабатывайте все самостоятельно и уделяйте внимание мелочам.
      • В портфолио должны содержаться примеры из работ для каждой области, в которой вы работаете. Вы также можете выложить серию фото, в которой будет показано продвижение от наброска к готовой картине.
      • Адрес страницы должен содержать ваше имя или название вашей фирмы. Каждая страница должна иметь отдельный адрес. Идеально, если у каждой из ваших работ будет отдельный адрес, по которому будущие клиенты смогут ее найти.

- Как добиться успеха?

Современный иллюстратор способен на абсолютно разные задачи, может выполнить иллюстрацию в разных техниках. Люди, которые много лет работают в одной и той же технике, не меняя ничего, не желают развиваться. Это называется топтание на месте. Когда вы делаете что-то новое, сложное, интересное, вы развиваетесь.

В Европе есть такая тенденция: художники работают в разных техниках. Их портфолио, как правило, состоят из разнообразных работ. Если они делают выставки, то это не просто выставка одноформатных картин, постеров или рисунков. Когда зритель приходит на выставку посмотреть один зал с картинами одного формата, это превращается в жуткий баян, это уже не интересно. Сейчас нужно зрителя держать в тонусе, чтобы ему было интересно. В эпоху гиперинформационности нас окружает столько всего вокруг, что уже ничто не поражает и не вдохновляет. Очень сложно удивить зрителя, поэтому художники делают выставку разнообразной. Вместе с иллюстрациями может быть выставлена керамика, холсты, шелкография, анимация - целый визуальный арсенал.

Современный иллюстратор очень гибкий. Когда ему приходит заказ, он всегда думает о том, как его передать: техника, задача, инструменты, которыми он будет создавать изображение. Это зависит не от того, что он умеет, а от того, какую историю, какую задачу несет в себе проект. Инструмент для создания изображения подбирается конкретно под заказ. Ответ «Извините, я рисую только черным линером, и все» - это ответ профессионально непригодного человека по сегодняшним меркам. Да, он может быть гениален в черно-белой графике, но он очень ограничен. Его сфера деятельности настолько узка, что он сам ограничивает себя в работе. Круг его потенциальных заказчиков очень сильно сужается, и профессия не принесет ему достаточную прибыль.

- Как оформить портфолио и где его разместить?

Портфолио должно быть качественное, красивое, с четкими работами, с хорошим описание проектов и задач, которые вы решали с помощью иллюстрации. Нельзя вместо портфолио выложить свои отсканированные скетчбуки. Работы должны быть поданы профессионально, чтобы потенциальный заказчик увидел портфолио и понял, что вы подходите под его задачи. Только так вы сможете получать заказы.

Многие арт-директоры просто гуглят молодых иллюстраторов, смотрят Behance, Cargo Collective и другие порталы. Очень важно в наше время виртуальных возможностей иметь аккаунты во всех социальных сетях и регулярно их обновлять. У меня было несколько иностранных заказов из Англии и Швеции благодаря Instagram. Они как-то нашли мой аккаунт, увидели мои иллюстрации и предложили мне работу.

Если вы очень увлекаетесь, любите рисовать, но не постите свои работы, а вместо этого складываете все в стол, их никто никогда не увидит и никто не сможет оценить ваш труд. Поэтому очень важно быть социально активным, общаться в сети, выкладывать свои работы и самое главное - не бояться критики.

- Есть ли конкуренция среди иллюстраторов?

Лет пять назад иллюстрация в России была чем-то очень зыбким. Иллюстраторов было мало. Сейчас картина изменилась. Конкуренция уже достаточно высока, и поэтому, если вы только вступаете на этот путь и хотите действительно быть профессиональным художником-иллюстратором, работать в коммерческой среде, не оставлять это в формате хобби, а сделать своей профессией, нужно ускориться, взять себя в руки и фигачить.

Многие задумываются о том, кто же рисует картинки в детских, и не только, книгах. Как же называется эта загадочная профессияц и с чем ее едят? Сейчас мы попробуем разобраться в этом вопросе.

Кто такой художник-иллюстратор?

В первую очередь иллюстратор - это художник. Причем в самом широком смысле слова. Мультфильмы, рекламные ролики, рисунки в книгах, графика в компьютерных играх, фильмах, обои для рабочего стола, дизайны сайтов, открыток - это все дело рук иллюстратора. И хотя профессия одна, она разделяется на многие ветви.

Хочется отметить, что это сложная работа. Кроме умения рисовать, художнику необходимо иметь свой стиль, понимать запросы заказчика и предоставлять ему несколько разных вариантов на одно и то же задание.

Где иллюстратору найти работу?

Несмотря на то что художник-иллюстратор - это редкая и творческая профессия, на обычном рынке вакансий не так часто можно встретить такое объявление. Поиск подобной работы осуществляется с помощью портфолио на специализированных сайтах. Также профессия иллюстратор очень востребована в книжных издательствах и редакциях, в студиях дизайна и рекламных компаниях.

Редко увидишь художника на окладе. Их зарплата связана конкретно с тем, сколько они делают. Иллюстраторы книг получают деньги за конкретный проект. Именно поэтому сложно сказать, какая может быть зарплата у профессионала в этой сфере деятельности. По некоторым данным средняя з/п составляет от 20 до 70 тысяч рублей. Размах как раз и отражает то, что художники - проектные работники.

Учеба и карьерный рост

Существует два мнения на тему образования для иллюстраторов. Кто-то говорит, что окончание высшего учебного заведения - обязательное требование. Ведь где, как не в вузе, художники смогут получить представление о компьютерных программах для рисования, о техниках, методах и многом другом. Другие же, напротив, говорят о том, что образование для талантливого человека - это совершенно бесполезная вещь. И если есть желание что-то освоить, это можно сделать самостоятельно или с помощью коротких курсов.

К единому мнению не пришли даже популярные художники, чей опыт проверен годами. Возможно, действительно профессия иллюстратор не требует ничего кроме таланта.

Карьерный рост у иллюстратора весьма разнообразный. Художник может возглавлять творческую группу, открыть собственную рекламную компанию, стать начальником художественного агентства и даже добиться всемирной известности. Тут все зависит от таланта, стремлений и умения вести дела, как и в любой другой профессии.

Плюсы и минусы профессии

Как и любая другая деятельность, профессия иллюстратор имеет плюсы и минусы. К первым можно отнести следующее:

  • Нет привязки к рабочему месту. Иллюстратору не нужно ходить каждый день в офис, и он не только может работать дома, но и путешествовать, не нарушая сроков сдачи проекта.
  • Возможность заниматься творчеством. Любой художник пишет картины с любовью, получая удовольствие.
  • Отпуск в любое время года. Никакого графика нет, только конечный срок сдачи заказа и обсуждения по ходу выполнения.
  • Начать можно в любое время. Если вам уже не 20 - это не повод проститься с карьерой иллюстратора.

  • Критика. Не все творческие люди в состоянии перенести критику, даже если она конструктивная.
  • Горящие сроки. Если вдохновение не посетило художника, бывают моменты, когда в панике приходится доделывать что-то. Это же относится и к тем, кому трудно организовывать свое время.
  • Высокая конкуренция. Несмотря на редкость профессии, талантливых и просто умеющих хорошо рисовать людей очень много.
  • Самореклама. реклама самого себя тоже входит в обязанность художника.

Любые минусы можно закрыть, если нанять человека, который смог бы контролировать время, вести записную книжку, продвигать художника и заниматься его имиджем. Такое не всегда могут себе позволить начинающие специалисты, но, как мы помним, карьерный рост возможен, ведь это профессия - иллюстратор.

Детские и взрослые художники

Часто, думая о книгах с картинками, мы представляем себе детские книжки. Но на самом деле существует большое количество книг для взрослых с потрясающими иллюстрациями. Это могут быть графические романы, которые сейчас на вершине популярности, сказки для взрослых, издания с картинками автора и многое другое.

Детские художники вспоминаются нам намного чаще, потому что именно дети - основной потребитель таланта иллюстраторов. Они любят книжки с картинками вне зависимости от возраста. Подростки переходят на комиксы, а уже взрослые довольствуются только редкими экземплярами книг, где художник помогает представить прочитанное.

Современные иллюстраторы книг

Из зарубежных современных иллюстраторов на слуху имя Криса Риддела, которого вы сможете узнать по книгам Нила Геймана («Дева и веретено», «Коралина») или его собственным («Юная леди Гот» и другие). Также русскоязычная публика знает таких художников: Кей Аседера («Лайзл и По»), Р. В. Элли («Медвежонок Паддингтон»), Арт Шпигельман («Маус») и много других талантливых имен.

Русские иллюстраторы тоже не отстают от своих зарубежных коллег. Игорь Юльевич Олейников работает не только с книгами, но и с фильмами. Это очень популярный художник как у нас, так и за рубежом. Известен по книгам «Хоббит, или Туда и Обратно», «Питер Пэн» и «Приключения барона Мюнхгаузена».

Евгений Антоненков выпустил множество книг совместно с Росмэн. Его можно узнать по иллюстрациям книг Алана Милна, Бориса Заходера и Корнея Чуковского.

Украинские коллеги из издательства «А-ба-ба-га-ла-ма-га» - Владислав Ерко («Снежная королева») и Евгения Гапчинская («Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье»), а также из издательства Clever - Галина Зинько (Андерсен, Перро, Пушкин) - также потрясают своими чувственными и проникновенными рисунками.

Имен великих художников очень много, поэтому, выбирая профессию иллюстратора, задумайтесь, сможете ли вы добиваться идеала в своих рисунках и конкурировать с выдающимися именами, превратив свое хобби в работу.