EQ-фитнесс: Упражнения для развития эмоционального интеллекта. Техники развития EQ для взрослых и детей. Можно ли развить EQ

Вчера Вита, моя 4-летняя дочка, нарисовала яркую картину из множества цветных фигур, и сказала, что она называется «Лабиринт к счастью». Мы с детства идем по этому лабиринту, и одним из основных помощников на пути может стать эмоциональный интеллект.

EQ – основа позитивного мышления, фундамент успешной жизни и личного счастья. Поэтому так важно его развивать. Понимание эмоций, способность распознавать чувства, намерения и мотивацию окружающих открывает больше возможностей, не позволяет опустить руки в сложной ситуации.

Только тем, что видишь, можно управлять. И развитый EQ дает возможность руководить не только собственными переживаниями, но и чувствами окружающих.

Дети смотрят на мир через призму эмоций. Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе. А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат. Он может стать успешным дипломатом или бизнесменом, любящим супругом и счастливым родителем.

Женщинам эмоции более подвластны, нежели мужчинам. Девочка с раннего детства учится состраданию, отзывчивости и пониманию. Каждая игра в куклы позволяет представить себя женой, дочерью и мамой.

Техники развития EQ для взрослых и детей

Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.

1. Коробочка эмоций

Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:

  • Зрение: счастливая улыбка ребенка.
  • Слух: шум морской волны.
  • Вкус: сладкая клубника.
  • Обоняние: ароматы леса после дождя.
  • Осязание: объятия любимого человека.

2. Язык эмоций

Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую..., потому что..., и я хотела бы...».

На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».

3. Что я чувствую сегодня

Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда...». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.

4. Эмоциональный фотоальбом-путешествие

Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».

Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.

5. Эмоции в красках

Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.

6. Компас эмоций

Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.

Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.

Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.

И не забывайте про чтение книг и хорошую музыку. Это неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.

Об эксперте

Дэниел Гоулман, написавший книгу «Эмоциональный интеллект», выдвинул в ней совершенно новую идею ²EQ²- наличие у человека эмоционального интеллекта, который играет более важную роль в жизни личности, чем ²IQ². Из этой статьи вы узнаете, что такое «эмоциональный интеллект» и получите практические советы как использовать эти знания в повседневной жизни и реализовывать их.

Что такое эмоциональный интеллект

В течении долгого времени, коэффициент интеллекта ²IQ² использовали в качестве меры успешности человека. Однако последние данные говорят о том, что ²EQ² для человека очень важен для личностного и профессионального успеха, так как он отвечает за сострадание, навыки общения, гуманность, доброта, вежливость и мн. др. Гёте называл это «формированием сердца»

Эмоциональный интеллект с самим собой и в общении с другими людьми

Эмоциональный интеллект описывает самоуправление и самосознание с одной стороны, и навыки общения с другими людьми, с другой стороны.

Чтоб ускорить развитие эмоционального интеллекта, особенно важны следующие навыки, которые являются ключевыми элементами в его развитии:

  • Самосознание – это реальная оценка своей собственной личности, настолько чтобы знать и понимать свои собственные чувства, потребности, мотивы, цели, а так же быть осведомлённым о личных сильных и слабых сторонах. Хорошо себя узнать, оценить свои эмоциональные реакции на определенные ситуации, чтобы понять, где вам нужно работать над собой.
  • Самоконтроль – им является способность влиять на свои чувства, эмоции и настроения, через внутренний диалог и контроль. Благодаря этой возможности, вы сможете конструктивно влиять на свои чувства. Например: если вы сделали что-то необдуманное, расстроились по какому-либо поводу, чувствуйте, как вас захлёстывают эмоции, в голову полезли различные нехорошие мысли, вы можете остановить всё это с помощью остановки внутреннего диалога и осознанной смене мыслей на позитивные. Впоследствии, вы сможете реагировать на всё более спокойно и разумно.
  • Мотивация – это умение мотивировать себя, самостоятельно развивать мотивацию и энтузиазм в себе. Эта способность особенно важна с трудными проектами, состоящими из нескольких этапов, или когда дела идут совсем по-другому, чем хотелось бы вам. Кто умеет мотивировать себя, всегда найдет в себе силы, чтоб продолжать, а так же имеет меньшую предрасположенность к фрустрации, способность легко переносить разочарования и всегда идти вперед.
  • Эмпатия – сопереживание эмпатии. Это способность поставить себя на место других людей, почувствовать их чувства, настроения, боль и соответствующим образом реагировать.
  • Социальная компетентность – это способность находиться в обществе с другими людьми, сохраняя хорошие отношения. А так же умение управлять конфликтами, вести людей за собой, производить хорошее впечатление, формировать рабочие группы и руководить ими.
  • Навыки общения – хорошо развитые коммуникативные навыки играют важную роль для эмоционального интеллекта. Во-первых, способность четко и доходчиво выражать свои мысли; во-вторых, умение слушать людей, чувствовать и понимать их.

Методы развития эмоционального интеллекта

  1. Поймите природу своих чувств и эмоций

1.Возьмите под свой контроль все свои эмоциональные реакции на различные события в течении дня для получения информации.

Наблюдайте, не торопитесь, чувствуйте весь свой эмоциональный настрой. Когда вы игнорируете свои чувства, вы игнорируете важную информацию, которая оказывает большое влияние на ваше мышление, а так же на ваше поведение. Если вы будете практиковать наблюдение за вашими эмоциями, будь то печаль, смущение, радость, гнев, удовлетворение, или любое другое чувство, это поможет вам улучшить развитие эмоционального интеллекта. Обращайте внимание на то, что вы чувствуйте, когда просыпаетесь, и что наполняет вас перед сном.

  1. Слушайте ваше тело

Вы можете развить свой EQ , изучая и правильно интерпретируя реакции вашего тела, которое прекрасно передаёт ваши эмоции:

  • стресс может чувствоваться как давление в животе, как что-то сжимает грудь или учащённое дыхание
  • радость, как бабочки в животе, сильное сердцебиение и повышение энергетического уровня
  1. Наблюдайте как ваши эмоции влияют на поведение

Старайтесь прислушиваться чаще к своему шестому чувству, а не просто реагировать на повседневные ситуации. Чем больше вы сможете контролировать ваше поведение под воздействием эмоций, тем выше будет ваш EQ.

  • Если вы смущены, вы можете отстраниться от разговора и больше не слушать
  • Когда злитесь, можете повышать голос и срываться на людях
  • Если чувствуете себя проигравшим, может начаться паника, вы можете заплакать или просто забыть, что хотели сделать
  1. Не осуждайте себя за свои чувства

Используйте негативные чувства в позитивном ключе. Каждое чувство – это часть новой ценной для вас информации. Без этой информации вы не знаете, как реагировать на ситуации соответствующим образом.

  • Позвольте себе негативные чувства и научитесь связывать их с тем, что происходит с вами
  • Учитесь заменять негативные чувства на позитивные
  1. Определите закономерности в вашем эмоциональном развитии

Если вы испытываете сильные эмоции, спросите себя, когда вы чувствовали подобное в последний раз, что тогда происходило? Что происходило до и после возникновения этих эмоций?

  • Когда вы выявите присутствие шаблонов, вы научитесь контролировать ваше поведение. Обратите внимание, как вы обычно реагировали в той или иной ситуации и как вы хотите реагировать на них в будущем
  • Создайте дневник для ваших различных эмоций и реакций на определенные ситуации.
  1. Приучите себя сознательно решать, как реагировать в определенных ситуациях

Негативные эмоции отрицательно влияют на здоровье вашего организма, на ваше здравомыслие, ухудшают общую ситуацию в целом. Но вы можете это изменить, не впуская в себя негатив. Научитесь останавливаться перед эмоциональным всплеском, глубоко подышать, посчитать до семи как самураи, остановить поток реакционных мыслей.

  • Если вы почувствовали поток негативных мыслей, сделайте паузу, отследите чувства. Некоторые описывают свою печаль или гнев, как накатывающие волны. Когда первая волна закончилась, решите, как вы хотите себя вести в дальнейшем. Не подавляйте чувства. Используйте их.
  • Если вы будете подавлять свои негативные чувства с помощью алкоголя, телевизора, интернета или других вредных привычек, ваш EQ будет страдать. Лучше всего погулять по парку, в лесу, заняться медитацией, домашними делами, почитать хорошую книгу или послушать любимую музыку.
  1. Связь с другими людьми

Будьте открытыми и приятными

Открытость и дружелюбие идут рука об руку с эмоциональным интеллектом. Если вы открытый человек от природы, вы легко решаете конфликты и уверенны в себе, к вам тянуться позитивные люди, открываются новые возможности.

  1. Станьте чуткими

Если вы станете хорошим слушателем и будете обращать внимание на то, что люди на самом деле говорят вокруг вас, вы откроете доступ к своим чувствам. Затем, вы научитесь использовать эту информацию в своих решениях и в отношениях с людьми. Задавайте себе чаще вопрос: «Как бы я реагировал в подобной ситуации?»

  1. Обращайте внимание на язык тела вашего оппонента

Приучите себя быть хорошим наблюдателем, чтоб узнать, как люди выражают свои чувства. Наблюдайте за их мимикой, положением тела, жестикуляцией, голосом, взглядом. Так вы научитесь разбираться в людях.

  1. Обратите внимание на эффект, который вы производите на других людей

Какими становятся люди в вашем присутствии, нервничают ли, счастливые, сердитые? Что происходит в окружении, когда вы входите в комнату? Как ваши близкие чувствуют себя рядом с вами?

  1. Приучите себя всегда быть честной

Польза высокого EQ

Развитие эмоционального интеллекта поможет вам улучшить взаимоотношение с окружающими людьми, как в личной, так и в трудовой жизни. Вы станете менее подвержены стрессу, истерике и депрессии. Научитесь контролировать всплески негативных эмоций и необдуманных поступков. Станете более счастливой как дома, так и на работе. Начнете обращать на приятные мелочи и стороны жизни. Станете более жизнерадостной и оптимистичной. Старые неприятные ранее вам люди, сами станут меняться или просто исчезнут из вашей жизни, а начнут появляться новые жизнерадостные, позитивные люди. Жизнь начнёт меняться в лучшую сторону.

Тема развития эмоционального интеллекта сегодня невероятно популярна среди топ-менеджеров нашей страны. О том, сколько можно заработать, научившись управлять собственными эмоциями и всегда ли нужно быть любезным с подчиненными – подробно в нашей статье.

Тема развития эмоционального интеллекта (emotional quotient, далее - EQ) набирает все большую популярность в России. Многие компании стремятся максимально раскрыть потенциал сотрудников, отказываясь от директивной системы управления в пользу индивидуального подхода. Топ-менеджеры из «надсмотрщиков» превращаются в наставников, учитывающих в работе особенности характера и эмоциональный тип сотрудников.

Однако сделать такой стиль управления эффективным под силу лишь эмоционально компетентному руководителю, который умеет управлять не только чужими эмоциями, но и своими. Как узнать уровень своего EQ и какие упражнения помогут его повысить?

Почему высокий уровень эмоционального интеллекта важен для топ-менеджеров

Высокий уровень EQ позволяет быстро распознавать природу эмоций и регулировать их, не подавляя. Почему это так полезно для топ-менеджеров? Психолог Дэниел Гоулман уверяет: эмоциональный интеллект, в отличие от логического, на 85 % определяет эффективность и успешность руководителя.

Это также подтверждает исследование американской компании TalentSmart: его результаты показали, что увеличение показателей EQ всего на один пункт добавляет $1300 к годовому окладу работника. Соглашаться с этим или нет - выбор за вами; однако давайте рассмотрим, что дает высокий уровень EQ.

Осознание собственных эмоций . Нас с детства приучали подавлять свои переживания, при этом не все научились анализировать природу и причины появления тех или иных ощущений. Тем не менее это очень важно для руководителя, ведь в течение рабочего дня он испытывает весь спектр переживаний: волнуется, беспокоится, расстраивается и т.  д. Но поскольку управленческая деятельность публична, основную часть эмоций ему приходится скрывать.

Однако из-за этого руководителю не всегда удается отследить момент, когда необходимо взять себя в руки. Порой осознание приходит только «задним числом», когда, казалось бы, на ровном месте учиняется или после возвращения домой возникает ощущение полного упадка сил.

В итоге эмоции, не найдя адекватного выхода, накапливаются и приводят к постоянной усталости, раздражению и апатии. По данным TalentSmart, лишь около 30 % людей умеют эффективно справляться со стрессом.

С помощью упражнений по осознанию своих эмоций руководитель одной из московских компаний в течение месяца смог справиться со вспыльчивостью и заметно улучшить отношения с коллегами. Анализируя свое эмоциональное состояние, он научился быстро находить причину собственных переживаний и подавлять их до того, как раздражение или гнев становились неконтролируемыми.

Избавление от стереотипов. В нашем обществе существует множество мифов об эмоциях: например, что женщины эмоциональнее мужчин или что нельзя злиться на близких людей. Подобные иррациональные установки существуют и в отношении образа «настоящего руководителя»: он всегда должен быть примером для своих подчиненных, быть на пике эффективности и энергичности и пр. Такие установки не оставляют руководителю выбора, а в случае их нарушения вызывают негативные эмоции.

Допустим, во время выступления директор растерялся, что заметили его подчиненные, то есть он нарушил установку, предполагающую, что руководитель всегда обязан держать лицо и быть суперуверенным. В итоге он долгое время будет ощущать эмоциональный упадок, который негативно скажется на качестве его работы.

Чтобы не допускать подобных ситуаций, эмоционально компетентный руководитель прорабатывает ограничивающие убеждения, подбирая другие формулировки и разрешая себе в некоторых случаях действовать иначе, чем предписано обществом. К примеру, установка «Я всегда должен держать лицо» изменяется на «Я предпочитаю выглядеть уверенно, но при этом иногда могу позволить себе проявить беспокойство или растерянность».

Осознание эмоций окружающих. Для принятия верного управленческого решения руководителю необходим максимум информации, носителями которой являются прежде всего сотрудники компании. Высокий уровень EQ позволяет выстраивать более открытые отношения с подчиненными. Однако здесь существует миф, что эмоциональная компетентность означает «доброе» поведение. На деле же это далеко не так. Эмоциональная компетентность вырабатывает в первую очередь эмоциональную гибкость и способность действовать по обстоятельствам в зависимости от ситуации, характера партнера, собственных целей и задач.

Высокий EQ позволяет топ-менеджеру быть как доброжелательным «обаяшкой», так и руководителем, способным «дать пинка». Например, во главе одной консалтинговой компании стоит женщина с мягким стилем управления. Она очень терпелива к подчиненным и спокойно относится к их ошибкам, но иногда может показать свое раздражение, на что работники немедленно реагируют и начинают трудиться гораздо упорнее.

Умение разрешать конфликты. Успех в улаживании разногласий во многом зависит от EQ руководителя. Нежелание понимать и учитывать переживания участников конфликта приводит к невозможности выстроить конструктивный диалог и достичь решения, которое полностью удовлетворит обе стороны.

Психологические уловки сотрудника ФБР, основанные на эмоциональном интеллекте

Крис Восс работал в ФБР четверть века и вел дела, связанные с захватом заложников. После отставки Крис осознал, что навыки, приобретенные за годы службы, можно использовать и в бизнесе. Его методы базируются на эмоциональном интеллекте, а не на логике и причинно-следственной связи, которые лежат в основе классических подходов. Из-за неумения вести переговоры, по данным британского Центра изучения экономики и бизнеса, компании ежечасно теряют до 702 млн руб.

Принципы стратегии Восса описала редакция журнала «Коммерческий директор».

С чего начать развитие EQ

Модель EQ включает в себя четыре группы навыков:

1) осознание своих эмоций;

2) осознание эмоций других людей;

3) управление своими эмоциями;

4) управление эмоциями других людей.

Какие пункты, на ваш взгляд, привлекают внимание руководителей? Конечно же, те, что связаны с управлением. Однако ключевой навык, повышающий EQ, - это не управление эмоциями, а их анализ.

Мы уже выяснили, что большинство людей так и не научились понимать природу своих переживаний. Поэтому, если спросить среднестатистического человека о самочувствии, он ответит: «Нормально», «Хорошо (плохо)», «Голова болит». Если вы зададите этот вопрос в своем окружении, то вряд ли кто‑то ответит вам: «Знаешь, я сейчас чувствую возникающее раздражение, слегка окрашенное беспокойством». Или, скажем: «Я ощущаю радость, к которой примешивается небольшая доля враждебности».

Конечно, из этого вовсе не следует, что нужно так подробно сообщать о своих чувствах окружающим, но анализировать свои эмоции с учетом всех полутонов руководителю просто необходимо. К примеру, вы изучаете отчет. С цифрами все в порядке, информация дана логично, однако вы внезапно чувствуете легкое беспокойство. Еще раз просматриваете цифры и вновь не находите ошибок. После повторной проверки вы отмахиваетесь от неприятного чувства и принимаете решение, которое впоследствии оказывается неверным. «Недаром он мне не понравился!» - восклицаете вы, но исправить ничего уже нельзя. Такие эмоции, как правило, мимолетны, а их источник, казалось бы, совершенно непонятен.

Развитие эмоционального интеллекта как раз учит быстро улавливать такие сигналы в суматохе рабочего дня и констатировать: «Да, все‑таки мне это не нравится». В итоге повторный просмотр отчета или, например, возврат к обсуждению какого‑либо пункта договора с партнером позволяет сэкономить как время, так и деньги. Но это лишь в том случае, если вы успели «ухватить за хвост» нужный эмоциональный сигнал. К тому же делать это нужно оперативно.

«Что это со мной? Может быть, это раздражение? Да, наверное, раздражение, но не только. Кажется, к нему примешивается страх? Или нет?» - такие многочасовые размышления не вписываются в напряженный график управленца. А высокий EQ позволяет выполнять ежеминутный «срез» эмоционального фона и быстро принимать решения на основе его анализа.

Упражнение 1. Осознание собственных эмоций

Во-первых, периодически спрашивайте себя: «Что я сейчас чувствую?». При этом начинайте с самых простых для распознавания базовых состояний: радости, печали, гнева или страха. Для этого поставьте себе на каждый день два-три напоминания. Когда они срабатывают, отвечайте на вопрос: «Что я испытывал за секунду до этого?».

Во-вторых, научитесь определять источник эмоции и степень ее интенсивности. Для этого ведите таблицу со следующими данными: день, время, эмоция, ее интенсивность, ее причина. Например, руководитель одной московской компании нередко проявлял необоснованную агрессию по отношению к подчиненным, которая негативно влияла на эффективность их работы.

Упражнение, направленное на осознание своих эмоций, помогло управленцу понять причину раздражения: она заключалась в том, что его подчиненные заканчивали свой трудовой день вовремя, тогда как руководителю нередко приходилось задерживаться на службе. После этого он изменил свой рабочий график, переложив часть мелких обязанностей на сотрудников. В итоге более свободное расписание позволило ему стать намного терпеливее в отношениях с ними.

Нередко для анализа настроения нам нужен партнер, чтобы помочь осознать те эмоции, в которых мы сами себе не хотим признаваться, - скажем, увидеть страх, который мы предпочитали не замечать, или раздражение по отношению к кому‑то из окружающих. К примеру, руководитель одной компании решил улучшить систему мотивации сотрудников. Несмотря на реальную эффективность новшества, внедрение системы вызвало огромное сопротивление со стороны подчиненных. В ответ на это руководитель, не скрывая раздражения, начал силой «продавливать» свою идею.

Взгляд со стороны помог ему вовремя понять, что сотрудники попросту боялись перемен. Тогда он подробно объяснил им выгоды новой системы, и ситуация в корне изменилась.

Упражнение 2. Осознание чужих переживаний

Обращайте внимание на состояние ваших подчиненных. В каком настроении вернулся с переговоров менеджер? А почему этот сотрудник уже третий день такой унылый? Главное в этом процессе - не формулировать свое мнение как факт: «Я вижу, этот клиент тебя явно выводит из себя». Начинайте фразу со слов «мне кажется», при этом придерживаясь вопросительной интонации. Не спорьте, если собеседник не соглашается с вами и не называет эмоцию, которую, как вам кажется, вы видите.

Для того чтобы научиться улавливать эмоциональный настрой своих подчиненных без лишних расспросов, иногда смотрите неизвестные вам фильмы с хорошей игрой актеров. Выключайте звук и наблюдайте, какие эмоции испытывают герои. Предположите их причины. Промотайте видео назад и включите звук. Правильно ли вы поняли? Верно истолковав эмоции подчиненных, вы сможете результативно использовать инструменты управления: ставить задачи, поощрять или критиковать.

Упражнение 3. Управление собственными ощущениями

Когда навык осознания эмоций отработан, большинство людей удивляются, насколько структурированным и спокойным становится их повседневное эмоциональное взаимодействие с окружающим миром. На данном этапе пора приступать к управлению эмоциями.

Техника дыхания. Возьмите в привычку правильно дышать, как только почувствуете негативные изменения в вашем эмоциональном состоянии. Выдох должен быть в несколько раз дольше, чем вдох.

Физические действия для снятия напряжения. Как только появляется волнение, незаметно сожмите и разожмите кулаки, а также напрягите мышцы ног. Если позволяют окружение и ситуация - потянитесь, пройдитесь, попрыгайте, скорчите гримасу.

Формирование комплекса техник саморегуляции. Еженедельно отрабатывайте каждую из них. Например, сначала выполняйте визуализацию, потом - медитацию. Одну неделю улыбайтесь своему отражению в зеркале, другую - вспоминайте перед сном лучшие моменты дня. Интересен и рефрейминг, когда вы смотрите на ситуацию под новым углом. Допустим, после долгих переговоров компания не получила заказ.

Казалось бы, это провал. Однако если взглянуть с другой стороны, то станет понятно, что работа с этим клиентом была бы очень сложной: он бы постоянно предъявлял претензии, вынуждая тратить на него много времени. В итоге заказчик принес бы больше убытка, чем выгоды.

Исследование ограничивающих установок. Большинство «лишних» эмоций вызывает не сама ситуация, а ее интерпретация. На нее сильно влияют укоренившиеся убеждения, которые необходимо вовремя обезвредить.

Так, одна компания планировала внедрить новые ценности, к чему были приурочены праздничные мероприятия. Руководители задумались, будут ли сотрудники рады изменениям. Эмоциональная компетентность подсказала, что любые нововведения, даже позитивные, вызовут у работников страх.

В итоге были приняты меры, чтобы снизить беспокойство сотрудников, поэтому модернизация прошла гладко. Например, во время презентации новых ценностей сотрудников объединяли в группы, где они после обсуждения анонимно записывали свои сомнения относительно нововведений, а затем передавали их руководителю, который спокойно комментировал замечания. Возможность высказать сомнения снизила уровень страха.

Упражнение 4. Управление чужими переживаниями

Несколько простых приемов помогут понимать эмоции других людей и адекватно реагировать на них.

Фиксация данных. Заведите дневник и кратко описывайте, что вы чувствовали и как управляли эмоциями. Через какое‑то время вы удивитесь, насколько проще стало их контролировать.

«Примерка» эмоций. Чтобы вызвать какую‑либо эмоцию у других, прочувствуйте ее сами, ведь эмоциональным состоянием мы чаще всего заражаемся.

Умение слушать. Дать другому человеку выговориться - один из лучших способов управления эмоциями. Но по-настоящему слушать умеют немногие. Мы перебиваем, утешаем, подбадриваем - и в итоге усиливаем у собеседника «лишнюю» эмоцию.

Расширение лидерского репертуара. Проанализируйте, какие эмоции присущи вашему стилю, а каких недостает. Часто срываетесь? Сосредоточьтесь и объясните проблему сотруднику спокойно. Не позволяете себе повышать голос на подчиненных? Возможно, с кем‑то уже давно пора поговорить пожестче. Необязательно резко менять свой управленческий стиль. Для начала выясните, что у вас хорошо получается, а в каких ситуациях стоит попробовать действовать иначе.

Метод тотального «да». Обычно, когда наш собеседник выражает недовольство, мы начинаем либо оправдываться и объясняться, либо спорить и выдвигать встречные возражения. И то и другое усиливает агрессию второй стороны. Чтобы ее снизить, стоит в чем‑то согласиться с критикой. При этом важно найти адекватную формулу согласия: вместо фразы «Конечно, вы правы» начните свою защиту со слов «Да, мы действительно несколько раз задерживали поставки».

  • Ценности корпоративной культуры: 6 идей, которые удержат сотрудников

Какие результаты можно получить

Учет в работе эмоционального фактора позволяет руководителю быть результативным: качественнее выстраивать отношения с подчиненными, поддерживать в них драйв, грамотно разрешать конфликты. За счет этого повышается вовлеченность сотрудников и снижается текучесть кадров. Кроме того, эмоциональная компетентность позволяет эффективно вести переговоры и выстраивать крепкие отношения с партнерами, повышать качество работы с клиентами и их обслуживания.

Экспресс-тест для оценки уровня EQ

Хотя уровень EQ трудно измерить, существует ряд тестов, способных достаточно подробно рассказать о вашем эмоциональном интеллекте. Это, к примеру, тест американского исследователя Николаса Холла, в котором предлагается оценить тридцать утверждений по шестибалльной шкале (от –3 до 3) в зависимости от степени согласия с ними.

1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.

3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

4. Я способен заметить изменение своих чувств.

5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, таких как веселье, радость, ощущение внутреннего подъема.

7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.

8. После того как что‑то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

9. Я способен понять проблемы других людей.

10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.

13. Я могу заставить себя снова и снова вставать перед лицом препятствия.

14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.

16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.

22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем нуждаются другие люди.

24. Окружающие считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

25. Люди, способные точно осознать свои истинные чувства, намного лучше других управляют своей жизнью.

26. Я способен улучшить настроение других людей.

27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Суммарный балл покажет уровень развития EQ: 70 и более - высокий, 40–69 - средний, 39 и менее - низкий.

«КД» по материалам открытых источников

Про эмоциональный интеллект стали писать активно и много несколько лет назад. Даже появился расхожий мем, что «хороший человек» в XXI веке – вполне себе «профессия».

Когда твой эмоциональный интеллект высок, ты адекватнее воспринимаешь реальность, эффективнее реагируешь на нее и взаимодействуешь с окружающими. Эмоциональный интеллект стал одним из новых инструментов для управления бизнесом, построения эффективных коммуникаций и обретения счастья.

Но немедленно встает вопрос: можно ли развивать эмоциональные компетенции так же, как обычный интеллект, логику, мышление и креативность?

Вы чувствуете, что бизнес-среда бывает враждебной к вам? К примеру, ваш босс вас не ценит, или клиент относится к вам, как к пустому месту?

Вне зависимости от того, на какой ступени карьерной лестницы вы сейчас находитесь, уверен – вы хотя бы раз сталкивались с недопониманием. Ощущали, что вас оставили в стороне, недостаточно ценят, не относятся должным образом. И, как следствие этого, вы испытывали страдание.

Давайте признаем, что бизнес – это не всегда весело. Некоторые могут поспорить, что «так все устроено». Однако я уверен: мы можем улучшить свое положение, развивая один полезный навык – эмоциональный интеллект (ЭИ).

Darius Foroux
Предприниматель, автор трех книг, ведущий подкаста https://soundcloud.com/dariusforoux. «Я пишу о том, как повысить продуктивность, чтобы выстроить жизнь, карьеру и бизнес лучше».

Что такое эмоциональный интеллект, как его повысить и как использовать в бизнес среде?

Термин эмоциональный интеллект был популяризирован Джоном Майером из университета Нью-Гемпшира и Питером Саловей из Йельского университета.

Майер определяет ЭИ (также называемый EQ) так:

В современной экономической ситуации очень важен навык решения проблем, связанных с эмоциями. Плюс нам часто приходится работать сообща, чтобы найти решение. Так что успех в бизнесе не обусловлен вашим дипломом, результатами IQ теста или какими-либо другими показателями на основе оценки.

Процитировать в Твиттере

Если вы хотите достичь значимых результатов, вам придется научиться работать с другими людьми. С этой точки зрения ЭИ – ключевой навык, который принесет вам лучшие результаты и больший успех.

Кроме того, исследования показывают, что высокий ЭИ служит показателем ментального здоровья. Следовательно, он влияет не только на ваш показатель успешности, но и на уровень счастья.

Лучшее самоосознание ведет к более высокому эмоциональному интеллекту, что в свою очередь приносит больше счастья.

ЭИ характеризует способность человека распознавать эмоции. Причем не только чужие, но и свои собственные. Я считаю, что прежде чем управлять и направлять других, необходимо разобраться в своих эмоциях. Следовательно, ЭИ тесто связан с самопознанием.

Таким образом, эмоциональный интеллект – важный фактор, определяющий наш успех в жизни и в бизнесе:

  • Результат высокого ЭИ - знание самого себя.
  • Умение разобраться в себе ведет к большему счастью.
  • Высокий уровень счастья - индикатор удовлетворения работой.
  • Получая радость от работы, вы показываете лучшие результаты.
  • Хорошие результаты ведут к признанию.
  • Признание наших успехов заставляет нас чувствовать себя значимыми.
  • Это чувство приводит нас к большему счастью, лучшим результатам и т.д.

Шаг первый. Распознавайте свои эмоции.

Дэниел Гоулман, другой пионер в исследовании эмоционального интеллекта, автор книги «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» утверждает, что у нас два ума: «В буквальном смысле у нас два разума. Один думает, другой чувствует».

Чтобы развить часть мозга, которая отвечает за чувства, я люблю записывать в дневник о своих ежедневных эмоциях. Если вы еще не ведете дневник, начните ради своего эмоционального интеллекта.

Делая первый шаг, важно определить – что вы чувствуете, что является для вас триггером переживаний. Не думайте почему. Задайте себе несколько полезных вопросов:

Что вы чувствуете в разных ситуациях?

Вы злитесь, когда вас критикуют?

Вы огорчаетесь, когда люди вас игнорируют?

Вы застываете, когда всё внимание обращено на вас?

Шаг второй. Интерпретируйте свои эмоции

Как только у вас сложилось лучшее представление о том, как вы реагируете на разные ситуации, пришло время разобраться в своей реакции. Найдите ответы на следующие вопросы:

Как вы отвечаете людям, когда злитесь?

Что вы в действительности думаете о них?

Что является первоисточником ваших чувств, что расстраивает, делает счастливым, грустным, злым?

Не судите себя. Ваша цель – понять свои эмоции. Ни больше, ни меньше.

Шаг третий. Управляйте своими эмоциями.

Это большая часть успеха в бизнесе. Лидер не идет по течению или следует за энергией группы. Лидер задает атмосферу. Но прежде чем определять настроение всей группы, вам необходимо научиться поддерживать внутренний настрой. Ответьте себе на ряд вопросов:

Вы можете выбраться из состояния грусти?

Можете сами себя подбодрить?

Можете попридержать себя, если слишком взволнованы?

Если нет – работайте над этим. Прежде чем управлять эмоциями, вы должны научиться их контролировать.

Я применил трехступенчатый метод, чтобы лучше идентифицировать свои эмоции. Опробовав эти шаги на себе, вы научитесь распознавать свои эмоции и идентифицировать эмоции других людей. Это как раз то, что составляет эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект (EQ) – это умение понимать свои чувства и эмоции, чувства и эмоции других людей и умение эффективно влиять на свое и чужое поведение посредством управления своими эмоциями и чувствами и эмоциями, чувствами других людей.

Одно из замечательных следствий развития эмоционального интеллекта – уменьшение негативных эмоций. Развитый эмоциональный интеллект позволяет быстро разобраться с причинами негативных эмоций, после чего трезво оценить ситуацию и отреагировать на неё разумно, вместо того, чтобы испытывать их долгое-долгое время.

Начиная с 40-х годов прошлого века, неоднократно проводились исследования, целью которых было выявить связь школьных или университетских академических достижений с дальнейшей успешной или не успешной жизнью учащихся. Выяснилось, что для достижения своих целей очень важно умение ладить с людьми: понимать чужую реакцию и уметь ее предсказывать, договариваться и сотрудничать.

Это получается далеко не у всех: существуют вещи, которые этому не способствуют:

Невосприимчивость к невербальным сигналам. Встречается примерно у каждого десятого: это плохое чувство личного пространства собеседника, неумение установить зрительный контакт, неумение начать, поддержать или вовремя закончить разговор, неверное истолкование выражения лица собеседника.

Поведение, связанное с уходом от конфликта. Люди, чувствующие себя нелюбимыми, одинокими, обремененными заботами, совершенно не склонны к контактам с окружающими. Они предпочитают хандрить в одиночестве, нежели попробовать разрешить свои проблемы.

Агрессивность. Агрессивных никто не любит – ни дети, ни тем более взрослые. Люди, выбравшие агрессию как базовую (а иногда и единственную) реакцию на все происходящее, довольно быстро оказываются в изоляции.

Нажмите на картинку для увеличения.


Большинство успешных людей обладают развитым эмоциональным интеллектом. Тому есть несколько причин.

Во-первых, развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей.

Во-вторых, эмоциональный интеллект позволяет понимать мотивы других людей, “читать их как книгу”. А это значит – находить нужных людей и эффективно взаимодействовать с ними.

В третьих, эмоциональный интеллект можно развивать и повышать в течение всей жизни, в отличие от IQ.

Как улучшить свой эмоциональный интеллект.

  1. Любые эмоции должны быть осознанными. Негативные эмоции – тем более. Вы можете врать кому угодно, но не себе, особенно когда дело касается социально приемлемого поведения. Вы вправе признаться себе (и никому больше): «Этот фильм считается нелепой слезливой мелодрамой, но меня он ужасно растрогал».
  2. Как у вас обстоит дело со словарным запасом? Много ли слов вы используете для обозначения чувств? Попробуйте быстро перечислить десяток любых эмоций. Если вы застряли после «напрягалово», «офигение» и «чумовой», пора заняться расширением словарного запаса. Иначе, как можно научиться отличать одни чувства от других , если для них даже нет названий?
  3. Какие вообще бывают эмоции, можно узнать от окружающих. Более того: совсем даже неплохо быть в курсе ощущений тех людей, с которыми вы общаетесь. Вы уверены, что вам на сто процентов известны их эмоции? А если поинтересоваться? Или если поделиться своими ощущениями и попросить ответной реакции?
  4. Окружающие – вообще неиссякаемый . Помнится, небезызвестный Гомер Симпсон сводил воспитание Барта к одному: с воплем «Ах ты, гаденыш» бросался его душить. В жизни такое поведение не выглядит столь комично. Понаблюдайте за окружающими: какими способами они реагируют на требования, на претензии, на приятные новости, на агрессию, на комплименты. Найдите (для начала мысленно) новые способы реакции на типовые ситуации. Какие чувства они могут выражать?
  5. Как у вас обстоит с локусом контроля? Считается, что внутренний локус контроля (есть ощущение, что